Рабочая программа курса «Комплексный анализ текста»
Рабочая программа
курса «Комплексный анализ текста»
6-8 классы
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;
- умение осмысливать прочитанное;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
- критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
- использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- создание письменных текстов различных типов с использованием необходимых речевых средств;
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национального языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке.
2. Содержание учебного курса
Комплексный анализ текста включает:
Чтение текста
Определение темы, основной мысли текста
Определение заголовка текста
Определение стиля текста, типа текста
Составление плана текста
Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста
Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста
Составление собственных текстов различных жанров
Речь. Речевая деятельность.
Основные особенности функциональных стилей, языка художественной литературы.
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная и второстепенная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым).
Информационная переработка текста.
Написание сочинений.
Культура речи.
Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные).
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Общие сведения о языке.
Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, использование их в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Фонетика.
Фонетический анализ слова.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование.
Морфемный анализ слова.
Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология.
Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова и различение в речи). Лексический анализ слова.
Морфология.
Морфологический анализ слова. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм слов разных частей речи и их употребление). Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис.
Синтаксический анализ простого предложения. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность связность, завершённость). Внутритекстовые средства связи. Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация.
Орфографический анализ текста и пунктуационный анализ текста.
3. Тематическое планирование
6 класс.
7 класс.
№ | Тема урока | Содержание урока |
1 | Текст. Основная мысль текста. | Текст. Основная мысль текста. Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Разные виды языкового анализа (фонетический, морфологический, синтаксический) на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
2 | Текст. Простой и сложный план. | Текст. Простой и сложный план. Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Разные виды языкового анализа (фонетический, морфологический, синтаксический) на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
3 | Практикум. Составление текста о лингвистическом словаре. | Написание сочинения. Виды речевой деятельности (письмо). Оценивание правильности и эффективности речи |
4 | Типы речи, особенности текста-повествования. | Типы речи, особенности текста-повествования. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
5 | Типы речи, особенности текста-повествования. | Типы речи, особенности текста-повествования. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
6 | Практикум. Составление текста-повествования по сюжетным картинкам. | Написание сочинения. Виды речевой деятельности (письмо). Оценивание правильности и эффективности речи |
7 | Типы речи, особенности текста-рассуждения. | Типы речи, особенности текста-рассуждения. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
8 | Типы речи, особенности текста-рассуждения. | Типы речи, особенности текста-рассуждения. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
9 | Практикум. Составление текста-рассуждения. | Написание сочинения. Виды речевой деятельности (письмо). Оценивание правильности и эффективности речи |
10 | Морфологические признаки причастия | Морфологические признаки причастия. . Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
11 | Роль причастий и причастных оборотов в речи | Роль причастий и причастных оборотов в речи. . Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
12 | Роль причастий и причастных оборотов в речи | Роль причастий и причастных оборотов в речи. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
13 | Практикум. Создание текста-повествования по сюжетным картинкам. | Написание сочинения. Виды речевой деятельности (письмо). Оценивание правильности и эффективности речи |
14 | Морфологические признаки деепричастия | Морфологические признаки деепричастия. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
15 | Роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи. | Роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
16 | Роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи. | Роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
17 | Морфологические признаки наречия. | Морфологические признаки наречия. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
18 | Роль наречий в тексте. | Роль наречий в тексте. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
19 | Наречия-синонимы | Наречия-синонимы. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
20 | Наречия-антонимы | Наречия-антонимы. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
21 | Морфологические признаки предлогов | Морфологические признаки предлогов. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
22 | Производные предлоги и их омонимы | Производные предлоги и их омонимы. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
23 | Роль предлогов в речи | Роль предлогов в речи. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста. |
24 | Морфологические признаки союзов | Морфологические признаки союзов. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
25 | Союзы и их омонимы | Союзы и их омонимы. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
26 | Употребление частиц в тексте | Употребление частиц в тексте. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
27 | Употребление частиц в тексте | Употребление частиц в тексте. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
28 | Употребление междометий в речи | Употребление междометий в речи. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
29 | Морфологические средства выразительности | Морфологические средства выразительности. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
30 | Практикум. Лингвистический анализ текста | Виды речевой деятельности (чтение). Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
31 | Практикум. Лингвистический анализ текста | Виды речевой деятельности (чтение). Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
32 | Практикум. Комплексный анализ текста. | Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Составление плана текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
33 | Практикум. Комплексный анализ текста. | Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Составление плана текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
34 | Практикум. Комплексный анализ текста. | Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы, основной мысли текста. Определение заголовка текста. Определение стиля текста, типа текста. Составление плана текста. Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста. Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста |
8 класс.
Список используемой литературы.
1. Архарова Д. И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М. : Айрис-пресс, 2004.
2. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983.
3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Айрис-пресс, 1999.
4. Смирнова М.М. Русский язык и культура речи: комплексный анализ текста. Методические рекомендации по проведению устного и письменного экзамена по русскому языку и культуре речи. Интернет, 2004
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь.5-8 класс-М: ЦТ Сфера, 2020
2. Добротина И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению: Русский язык в школе, 2009, №3.
3. Зайцева О.Н.Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5-8 классФГОС_4-е изд., перераб. и доп.- М: Изд-во «Экзамен»,2018
4. Крайник О.М. Анализ текста как этап подготовки к сочинению-рассуждению: Русский язык в школе, 2009, №10.
5. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебное пособие. – М., 2005.