Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Методы решения олимпиадных задач» основного общего образования для 8 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- лицей г.Татарска
Рабочая программа
курса по внеурочной деятельности
«Методы решения олимпиадных задач»
основного общего образования
для 8 класса
направление: «Общеинтеллектуальное»
Составитель:
Кривошеева Е.М., учитель математики
2020 г
Программа курса внеурочной деятельности «Олимпиадная математика» адресована обучающимся 8 – го класса и является одной из важных составляющих работы с одаренными детьми и с мотивированными детьми, которые подают надежды на проявление способностей в области математики в будущем. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Направление программы – общеинтеллектуальное, программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка.
Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ.
Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.
На изучение курса «Олимпиадная математика» отводится 2 часа в неделю, в течение 1 года, всего 70 часов .
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.
Основным методом реализации программы является системно – деятельностный подход, так как развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе участия обучающихся в предметных конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
класс | 1.2.3. Личностные результаты |
8 | 1.Осознание основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). 2.Готовность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3.Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию). 4. Готовность и способность к ведению переговоров. 5.Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами). Эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Готовность и способность к ведению переговоров. 6.Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами). 7.Эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. |
1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
класс | Метапредметные результаты освоения ООП | ||
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | |
8 | 1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: -обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей,в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: -определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); -определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения. 3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: -предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта. 4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: -определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; -анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи. -Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: - самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. | 1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: -выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно- следственный анализ; -определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; -строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач . Обучающийся сможет: -строить доказательство: косвенное, от противного; -анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 3.Смысловое чтение. Обучающийся сможет критически оценивать содержание и форму текста. 4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций. 5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. | 1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; -работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; -формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: -принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: гипотезы, аксиомы, теории. 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; -владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: -использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; -использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя. 3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: -создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать нформационную гигиену и правила информационной безопасности. |
1.2.5. Предметные результаты
НАУЧИТСЯ: | ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ: |
- применять стратегии игр (симметрия и повтор хода, дополнения, передача хода) к решению задач; - применять метод инварианта; полуинварианта к олимпиадным задачам; - применять арифметику остатков к решению задач; - применять признаки делимости к решению задач; - владеть методами разложения на множители; - выделять полный квадрат; - выполнять алгебраические преобразования; - решать олимпиадные задачи на максимум и минимум; - применять теорема Безу, схему Горнера, Бином Ньютона, треугольник Паскаля, неравенство Коши | -решать простые и сложные задачи, а также задачи повышенной трудности и выделять их математическую основу; -распознавать разные виды и типы задач; использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач и задач повышенной сложности для построения поисковой схемы и решения задач, выбирать оптимальную для рассматриваемой в задаче ситуации модель текста задачи; -различать модель текста и модель решения задачи, конструировать к одной модели решения сложных задач разные модели текста задачи; -знать и применять три способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию, комбинированный); -моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы; -выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа; -уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно; -анализировать затруднения при решении задач; выполнять различные преобразования предложенной задачи, конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные; -интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи; -изменять условие задач (количественные или качественные данные), исследовать измененное преобразованное; -анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях, конструировать новые ситуации на основе изменения условий задачи при движении по реке; -исследовать всевозможные ситуации при решении задач; решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу); -объяснять идентичность задач разных типов, выделять величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи ; владеть основными методами решения задач, использовать их в новых ситуациях по отношению к изученным в процессе обучения; решать логические задачи разными способами, в том числе, с двумя блоками и с тремя блоками данных с помощью таблиц; решать задачи по комбинаторике и теории вероятностей на основе использования изученных методов и обосновывать решение; решать несложные задачи по математической статистике; овладеть основными методами решения сюжетных задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов, геометрический, графический, применять их в новых по сравнению с изученными ситуациях |
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами - решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин; - распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры; - выполнять чертежи по условию задачи. | -Свободно оперировать геометрическими понятиями при решении задач и проведении математических рассуждений; -самостоятельно формулировать определения геометрических фигур, выдвигать гипотезы о новых свойствах и признаках геометрических фигур и обосновывать или опровергать их, обобщать или конкретизировать результаты на новые классы фигур, проводить в несложных случаях классификацию фигур по различным основаниям; -исследовать чертежи, включая комбинации фигур, извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную на чертежах; решать задачи геометрического содержания, в том числе в ситуациях, когда алгоритм решения не следует явно из условия, выполнять необходимые для решения задачи дополнительные построения, исследовать возможность применения теорем и формул для решения задач; формулировать и доказывать геометрические утверждения. -Владеть знаниями о различных методах обоснования и опровержения математических утверждений и самостоятельно применять их; -владеть навыками анализа условия задачи и определения подходящих для решения задач изученных методов или их комбинаций; |
Уметь работать со статистической информацией, находить частоту и вероятность случайного события - извлекать статистическую информацию; - решать комбинаторные задачи путем организованного перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения; формула включений и исключений; соответствия; разбиение на пары. - вычислять средние значения результатов измерений; - находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные; | |
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели - решать несложные практические расчётные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов; - -осуществлять практические расчёты по формулам, составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами; - описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин; - анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках; - решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики. |
СОДЕРЖАНИЕ
Игры. Стратегии (симметрия и повтор хода). Игры. Стратегии. Дополнения. Передача хода.
Инвариант. Полуинвариант. Теория чисел-1. Арифметика остатков. Теория чисел-2. Признаки делимости. Теория чисел-3. Задачи о простых числах. Разложение на множители. Диофантовы уравнения-1. Разложение на множители. Диофантовы уравнения-2. Делимость и остатки. Диофантовы уравнения-3. Неравенства и оценки. Комбинаторика: сумма и произведение; формула включений и исключений; соответствия; разбиение на пары. Задачи на максимум и минимум-1. Введение. Задачи на максимум и минимум-2. Теория чисел. Задачи на максимум и минимум-3. Клетчатые доски.
Геометрия-2. Центральные и вписанные углы. Геометрия-3. Градусная мера дуг. Геометрия-4. Касательная к окружности. Геометрия-5. Вписанная и описанная окружность. Геометрия-6. Площади.
Геометрия-8. Замечательные точки треугольника. Геометрия-9. Взаимное расположение окружностей.
Квадратный трехчлен. Выделение полного квадрата. Многочлены. Теорема Безу. Схема Горнера. Бином Ньютона. Треугольник Паскаля. Тождества. Многочлены с целыми коэффициентами. Неравенства-1. Алгебраические преобразования. Неравенства-2. Индукция. Скорость роста. Неравенства-3. Неравенство Коши.
Виды познавательной деятельности: ЗП- знание/понимание; АЛ- алгоритм; РЗ –решение задач; ПП- практическое применение; УТ-учебно-тренировочное; ИС-исследовательская
Формы проведения занятий:
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок.
• анализ и решение текстов задач;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными источниками информации.
индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам)
выступление перед другими учащимися;
эвристическая беседа;
интеллектуальная
дискуссия;
Тематическое планирование внеурочной деятельности по математике
(2 ч в неделю, всего 70 часа)
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2,3 | Игры. Стратегии. Повторение (симметрия и повтор хода). | 2 |
4,5 | Игры. Стратегии. Дополнения. Передача хода. | 2 |
6 | Разнобой | 1 |
7,8 | Инвариант (повторение). | 2 |
9,10 | Инвариант. Полуинвариант. | 2 |
11,12 | Теория чисел-1. Арифметика остатков. | 2 |
13,14 | Теория чисел-2. Признаки делимости | 2 |
15,16 | Теория чисел-3. Задачи о простых числах | 2 |
17,18 | Разложение на множители. | 2 |
19,20 | Диофантовы уравнения-1. Разложение на множители. | 2 |
21,22 | Диофантовы уравнения-2. Делимость и остатки. | 2 |
23,24 | Диофантовы уравнения-3. Неравенства и оценки. | 2 |
25 | Повторение комбинаторики-1. Сумма и произведение. | 1 |
26 | Повторение комбинаторики-2. | 1 |
27,28 | Повторение комбинаторики-3. Формула включений и исключений. | 2 |
29,30 | Соответствия. Разбиение на пары. | 2 |
31,32 | Задачи на максимум и минимум-1. Введение. | 2 |
33,34 | Задачи на максимум и минимум-2. Теория чисел. | 2 |
35,36 | Задачи на максимум и минимум-3. Клетчатые доски. | 2 |
37,38 | Геометрия-1. Разнобой по пропорциональным отрезкам. | 2 |
39,40 | Геометрия-2. Центральные и вписанные углы. | 2 |
41,42 | Геометрия-3. Градусная мера дуг | 2 |
43,44 | Геометрия-4. Касательная к окружности. | 2 |
45,46 | Геометрия-5. Вписанная и описанная окружность. | 2 |
47,48 | Геометрия-6. Площади. | 2 |
49,50 | Геометрия-7. Площади | 2 |
51,52 | Геометрия-8. Замечательные точки треугольника. | 2 |
53,54 | Геометрия-9. Взаимное расположение окружностей. | 2 |
55 | Квадратный трехчлен. | 1 |
56 | Выделение полного квадрата. | 1 |
57,58 | Многочлены. Теорема Безу. Схема Горнера. | 2 |
59,60 | Бином Ньютона. Треугольник Паскаля. | 2 |
61,62 | Тождества. | 2 |
63,64 | Многочлены с целыми коэффициентами. | 2 |
65,66 | Неравенства-1. Алгебраические преобразования. | 2 |
67,68 | Неравенства-2. Индукция. Скорость роста. | 2 |
69 | Неравенства-3. Неравенство Коши. | 2 |
70 | Заключительная игра. | 2 |
.