Рабочая программа курса "Русская словесность для 2-3 классов"

0
0
Материал опубликован 5 October

Пояснительная записка

Программа курса рассчитана на 12 учебных недель (1 час в неделю для 2 классов) и 14 учебных недель (1 час в неделю для 3 классов). В рамках курса «Русская словесность» проводится специальная работа с детьми, мотивированными на изучение русского языка, проявляющих интерес к предметным конкурсам, в частности к олимпиадам по русскому языку и литературе, направлена на обеспечение углублённой подготовки учащихся, даёт им возможность проявить свои интеллектуальные и творческие способности.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;

3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е приводит к практическому овладению русским языком;

5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Основные формы работы с детьми:

Импровизированные представления.

Дидактические игры.

Декламация и инсценировки.

Подвижные игры.

«Лекции» в исполнении сказочных героев.

Общие цели программы:

- стимулирование глубокого погружения в изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировка логического мышления;

- формирование у учащихся широкой эрудиции и аналитических навыков в области лингвистики;

- развитие культурного уровня обучаемых, повышение их информационной и коммуникативной компетентности;

- развитие творческого мышления учащихся;

Задачи программы:

1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;

2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;

4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;

5. Воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Требования к уровню подготовки обучающихся


Должны уметь:

- четко артикулировать слова;

- воспринимать и воспроизводить интонации речи;

- производить языковые анализы слов;

- правильно пользоваться формулами речевого этикета;

- осмысленно воспринимать слово и уместно употреблять его в речи;

- пользоваться словарями;

- практически различать многозначные слова, синонимы и антонимы; устаревшие и новые слова;

- употреблять слова в прямом и переносном смысле.

Иметь представление:

- о речевом общении как взаимодействии между людьми с помощью языка;

- о несловесных средствах восприятия и передачи мысли;

- об употреблении обращений в письменной форме;

- о некоторых изобразительных средствах русского языка.

Содержание программы


2 класс


Лексика. Фразеология.

На карнавале слов и в театре близнецов. (Слова-омофоны и слова-омонимы)

Кладовые слов. (Использование словарей)

Слова-друзья. Слова-враги. (Синонимы, антонимы)

Чудеса в стране Слов. (Многозначность слов)

Лингвистические игры.

Тайны словесного мастерства великих писателей.

Экскурсия в прошлое. (Старые слова)

Встреча с зарубежными друзьями. (Иностранные слова)

Слова с крыльями. (Фразеология)

Этимология.

К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра-. (Знакомство с прародителями многих слов)

От Будилки и Гнилозуба к Электрону с Искрой. (Откуда пришли наши имена и что они означают)

Умники и умницы.

3 класс

Лексика. Фразеология.

К тайнам волшебных слов.

К несметным сокровищам страны Слов. (Обогащение словарного запаса)

Кладовые слов. (Использование словарей)

К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (Омонимия слов)

Чудеса в стране Слов. (Многозначность слов)

Лингвистические игры.

Тайны словесного мастерства великих писателей.

Экскурсия в прошлое. (Старые слова)

Встреча с зарубежными друзьями. (Иностранные слова)

Слова с крыльями. (Фразеология)

Этимология.

К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра-. (Знакомство с прародителями многих слов)

Всё растёт из корня. Почему у слов такие названия?

От Будилки и Гнилозуба к Электрону с Искрой. (Откуда пришли наши имена и что они означают)

Умники и умницы.



Календарный учебный график

2 класс


п/п

Тема учебного занятия

Сроки проведения

Кол-во

уроков

1.

Лексика. Фразеология.

На карнавале слов и в театре близнецов. (Слова-омофоны и слова-омонимы)

октябрь

(1 неделя)

1

2.

Кладовые слов. (Использование словарей)

октябрь

(2 неделя)

1

3.

Слова-друзья. Слова-враги. (Синонимы, антонимы)

октябрь

(3 неделя)

1

4.

Чудеса в стране Слов. (Многозначность слов)

октябрь

(4 неделя)

1

5.

Лингвистические игры.

ноябрь

(1 неделя)

1

6.

Тайны словесного мастерства великих писателей.

ноябрь

(2 неделя)

1

7.

Экскурсия в прошлое. (Старые слова)

ноябрь

(3 неделя)

1

8.

Встреча с зарубежными друзьями. (Иностранные слова)

ноябрь

(4 неделя)

1

9.

Слова с крыльями. (Фразеология)

декабрь

(1 неделя)

1

10.

Этимология.

К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра-. (Знакомство с прародителями многих слов)

декабрь

(2 неделя)

1

11.

От Будилки и Гнилозуба к Электрону с Искрой. (Откуда пришли наши имена и что они означают)

декабрь

(3 неделя)

1

12.

Умники и умницы.

декабрь

(4 неделя)

1


Календарный учебный график


3 класс


п/п

Тема учебного занятия

Сроки проведения

Кол-во

уроков

1.

Лексика. Фразеология.

К тайнам волшебных слов.

январь

(2 неделя)

1

2.

К несметным сокровищам страны Слов. (Обогащение словарного запаса)

январь

(3 неделя)

1

3.

Кладовые слов. (Использование словарей)

январь

(4 неделя)

1

4.

К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (Омонимия слов)

февраль

(1 неделя)

1

5.

Чудеса в стране Слов. (Многозначность слов)

февраль

(2 неделя)

1

6.

Лингвистические игры.

февраль

(3 неделя)

1

7.

Тайны словесного мастерства великих писателей.

февраль

(4 неделя)

1

8.

Экскурсия в прошлое. (Старые слова)

март

(1 неделя)

1

9.

Встреча с зарубежными друзьями. (Иностранные слова)

март

(2 неделя)

1

10.

Слова с крыльями. (Фразеология)

март

(3 неделя)

1

11.

Этимология.

К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра-. (Знакомство с прародителями многих слов)

март

(4 неделя)

1

12.

Всё растёт из корня. Почему у слов такие названия?

март

(5 неделя)

1

13.

От Будилки и Гнилозуба к Электрону с Искрой. (Откуда пришли наши имена и что они означают)

апрель

(1 неделя)

1

14.

Умники и умницы.

апрель

(2 неделя)

1


Ожидаемые результаты выполнения программы:

Повышение уровня языкового развития школьников.

Повышение речевой культуры учащихся.

Совершенствование навыков лингвистического анализа.

Повышение любознательности, зоркости к явлениям и фактам языка.

Развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся.

Формирование социальной активности и коммуникабельности.

Активная творческая деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.



Мониторинг результатов качества освоения образовательной программы


Результаты освоения образовательной программы оцениваются как в ходе текущего, так и в ходе итогового контроля в конце учебного года. Используются следующие формы контрольно-измерительных материалов:

лингвистические игры и задачи;

викторины;

олимпиадные задания по русскому и литературе для начальной школы.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.