Рабочая программа курса "Русская словесность для 2-3 классов"
Пояснительная записка
Программа курса рассчитана на 12 учебных недель (1 час в неделю для 2 классов) и 14 учебных недель (1 час в неделю для 3 классов). В рамках курса «Русская словесность» проводится специальная работа с детьми, мотивированными на изучение русского языка, проявляющих интерес к предметным конкурсам, в частности к олимпиадам по русскому языку и литературе, направлена на обеспечение углублённой подготовки учащихся, даёт им возможность проявить свои интеллектуальные и творческие способности.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:
1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;
3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е приводит к практическому овладению русским языком;
5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Основные формы работы с детьми:
Импровизированные представления.
Дидактические игры.
Декламация и инсценировки.
Подвижные игры.
«Лекции» в исполнении сказочных героев.
Общие цели программы:
- стимулирование глубокого погружения в изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировка логического мышления;
- формирование у учащихся широкой эрудиции и аналитических навыков в области лингвистики;
- развитие культурного уровня обучаемых, повышение их информационной и коммуникативной компетентности;
- развитие творческого мышления учащихся;
Задачи программы:
1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;
2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;
4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
5. Воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Должны уметь:
- четко артикулировать слова;
- воспринимать и воспроизводить интонации речи;
- производить языковые анализы слов;
- правильно пользоваться формулами речевого этикета;
- осмысленно воспринимать слово и уместно употреблять его в речи;
- пользоваться словарями;
- практически различать многозначные слова, синонимы и антонимы; устаревшие и новые слова;
- употреблять слова в прямом и переносном смысле.
Иметь представление:
- о речевом общении как взаимодействии между людьми с помощью языка;
- о несловесных средствах восприятия и передачи мысли;
- об употреблении обращений в письменной форме;
- о некоторых изобразительных средствах русского языка.
Содержание программы
2 класс
Лексика. Фразеология. На карнавале слов и в театре близнецов. (Слова-омофоны и слова-омонимы) |
Кладовые слов. (Использование словарей) |
Слова-друзья. Слова-враги. (Синонимы, антонимы) |
Чудеса в стране Слов. (Многозначность слов) |
Лингвистические игры. |
Тайны словесного мастерства великих писателей. |
Экскурсия в прошлое. (Старые слова) |
Встреча с зарубежными друзьями. (Иностранные слова) |
Слова с крыльями. (Фразеология) |
Этимология. К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра-. (Знакомство с прародителями многих слов) |
От Будилки и Гнилозуба к Электрону с Искрой. (Откуда пришли наши имена и что они означают) |
Умники и умницы. |
3 класс
Лексика. Фразеология. К тайнам волшебных слов. |
К несметным сокровищам страны Слов. (Обогащение словарного запаса) |
Кладовые слов. (Использование словарей) |
К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (Омонимия слов) |
Чудеса в стране Слов. (Многозначность слов) |
Лингвистические игры. |
Тайны словесного мастерства великих писателей. |
Экскурсия в прошлое. (Старые слова) |
Встреча с зарубежными друзьями. (Иностранные слова) |
Слова с крыльями. (Фразеология) |
Этимология. К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра-. (Знакомство с прародителями многих слов) |
Всё растёт из корня. Почему у слов такие названия? |
От Будилки и Гнилозуба к Электрону с Искрой. (Откуда пришли наши имена и что они означают) |
Умники и умницы. |
Календарный учебный график
2 класс
№ п/п | Тема учебного занятия | Сроки проведения | Кол-во уроков |
1. | Лексика. Фразеология. На карнавале слов и в театре близнецов. (Слова-омофоны и слова-омонимы) | октябрь (1 неделя) | 1 |
2. | Кладовые слов. (Использование словарей) | октябрь (2 неделя) | 1 |
3. | Слова-друзья. Слова-враги. (Синонимы, антонимы) | октябрь (3 неделя) | 1 |
4. | Чудеса в стране Слов. (Многозначность слов) | октябрь (4 неделя) | 1 |
5. | Лингвистические игры. | ноябрь (1 неделя) | 1 |
6. | Тайны словесного мастерства великих писателей. | ноябрь (2 неделя) | 1 |
7. | Экскурсия в прошлое. (Старые слова) | ноябрь (3 неделя) | 1 |
8. | Встреча с зарубежными друзьями. (Иностранные слова) | ноябрь (4 неделя) | 1 |
9. | Слова с крыльями. (Фразеология) | декабрь (1 неделя) | 1 |
10. | Этимология. К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра-. (Знакомство с прародителями многих слов) | декабрь (2 неделя) | 1 |
11. | От Будилки и Гнилозуба к Электрону с Искрой. (Откуда пришли наши имена и что они означают) | декабрь (3 неделя) | 1 |
12. | Умники и умницы. | декабрь (4 неделя) | 1 |
Календарный учебный график
3 класс
№ п/п | Тема учебного занятия | Сроки проведения | Кол-во уроков |
1. | Лексика. Фразеология. К тайнам волшебных слов. | январь (2 неделя) | 1 |
2. | К несметным сокровищам страны Слов. (Обогащение словарного запаса) | январь (3 неделя) | 1 |
3. | Кладовые слов. (Использование словарей) | январь (4 неделя) | 1 |
4. | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (Омонимия слов) | февраль (1 неделя) | 1 |
5. | Чудеса в стране Слов. (Многозначность слов) | февраль (2 неделя) | 1 |
6. | Лингвистические игры. | февраль (3 неделя) | 1 |
7. | Тайны словесного мастерства великих писателей. | февраль (4 неделя) | 1 |
8. | Экскурсия в прошлое. (Старые слова) | март (1 неделя) | 1 |
9. | Встреча с зарубежными друзьями. (Иностранные слова) | март (2 неделя) | 1 |
10. | Слова с крыльями. (Фразеология) | март (3 неделя) | 1 |
11. | Этимология. К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра-. (Знакомство с прародителями многих слов) | март (4 неделя) | 1 |
12. | Всё растёт из корня. Почему у слов такие названия? | март (5 неделя) | 1 |
13. | От Будилки и Гнилозуба к Электрону с Искрой. (Откуда пришли наши имена и что они означают) | апрель (1 неделя) | 1 |
14. | Умники и умницы. | апрель (2 неделя) | 1 |
Ожидаемые результаты выполнения программы:
Повышение уровня языкового развития школьников.
Повышение речевой культуры учащихся.
Совершенствование навыков лингвистического анализа.
Повышение любознательности, зоркости к явлениям и фактам языка.
Развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся.
Формирование социальной активности и коммуникабельности.
Активная творческая деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.
Мониторинг результатов качества освоения образовательной программы
Результаты освоения образовательной программы оцениваются как в ходе текущего, так и в ходе итогового контроля в конце учебного года. Используются следующие формы контрольно-измерительных материалов:
лингвистические игры и задачи;
викторины;
олимпиадные задания по русскому и литературе для начальной школы.