Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 3 класса с тяжёлыми нарушениями речи

1
0
Материал опубликован 15 February 2023 в группе

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности: «Основы финансовой грамотности»

начального общего образования ФГОС НОО с ТНР

3 класс

Количество часов по учебному плану: 3 класс – 35 часов (1 часа в неделю)

Программа будет полностью реализована в 3 «А» за 34 часа (1ч. – 09.05), в 3 «Б» за 33 часа (1ч. – 23.02), в 3 «В» за 34 часа (1ч. – 09.05)

Учитель: Колесникова Татьяна Сергеевна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана на основе ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598, АООП НОО ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» в рамках ФГОС НОО для детей с ОВЗ

2022 - 2023 учебный год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

осознание себя как члена семьи, общества и государства;

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных свя­зей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

понимание цели своих действий;

составление простых планов с помощью учителя;

проявление познавательной и творческой инициативы;

оценка правильности выполнения действий;

адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

составление текстов в устной и письменной формах;

умение слушать собеседника и вести диалог;

умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зре­ния и оценку событий;

умение договариваться о распределении функций и ролей в со­вместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамот­ность» являются:

понимание и правильное использование экономических терминов;

представление о роли денег в семье и обществе;

умение характеризовать виды и функции денег;

знание источников доходов и направлений расходов семьи;

умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой се­мейный бюджет;

определение элементарных проблем в области семейных финан­сов и путей их решения;

проведение элементарных финансовых расчётов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Что такое деньги и откуда они взялись

Тема 1. Как появились деньги.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств

Причиной возникновения обмена является специализация. В ре­зультате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен не­удобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных ре­гионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными то­варными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Компетенции

Объяснять выгоды обмена.

Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

Описывать ситуации, в которых используются деньги.

Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

Составлять задачи с денежными расчётами.

Тема 2. История монет.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты поя­вились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государ­ственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в X веке. Монеты чеканили княжества. При образовании цен­трализованного государства монеты стали едиными.

Основные понятия

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривен­ник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

Компетенции

Объяснять, почему появились монеты.

Описывать устройство монеты.

Приводить примеры первых монет.

Описывать старинные российские деньги.

Объяснять происхождение названий денег.

Тема 3. Бумажные деньги.

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначаль­но бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине П. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защи­щают от подделок. Изготовление фальшивых денег является престу­плением.

Основные понятия

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Ку­пюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомо­нетчики.

Компетенции

Объяснять, почему появились бумажные деньги.

Оценивать преимущества и недостатки использования бумаж­ных денег.

Приводить примеры первых бумажных денег.

Описывать первые российские бумажные деньги.

Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 4. Безналичные деньги.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безна­личные деньги являются информацией на банковских счетах. Современ­ные банки используют пластиковые карты.

Основные понятия

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Пла­тельщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Компетенции

Сравнивать виды денег.

Объяснять роль банков.

Объяснять условия вкладов и кредитов.

Рассчитывать проценты на простых примерах*.

Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Тема 5. Валюты.

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хра­нят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотова­лютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Основные понятия

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Компетенции

Приводить примеры валют.

Объяснять, что такое резервная валюта.

Объяснять понятие валютного курса.

Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

2. Из чего складываются доходы в семье

Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.

Основным источником дохода современного человека является за­работная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, слож­ности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный раз­мер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Ми­нимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Компетенции

Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

Объяснять причины различий в заработной плате.

Объяснять, как связаны профессии и образование.

Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.

Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, при­водить примеры пособий.

3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

Тема 7. На что семьи тратят деньги.

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, ком­мунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекар­ства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные рас­ходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Компетенции

Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

Описывать направления расходов семьи.

Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Сравнивать и оценивать виды рекламы.

Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

Составлять собственный план расходов.

4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.

Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превыша­ют расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В против­ном случае придётся брать кредит и платить проценты.

Основные понятия

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Компетенции

Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

Объяснять последствия образования долгов.

Составлять семейный бюджет на условных примерах.

Календарно-тематическое планирование – 3 «А» класс


п/п

Дата

по плану


Дата

по факту


Тема занятия

Форма проведения

I четверть

Что такое деньги и какими они бывают (15 часов)

1.

06.09


Как появились деньги

Беседа

2.

13.09


Как появились деньги. Игра «Обмен товарами»

Беседа, игра

3.

20.09


История монет. Коллекция нумизмата

Беседа

4.

27.09


История монет. Решение задач с денежными расчетами

Практическое занятие

5.

04.10


Игра - путешествие «Сказочная страна финансов»

Беседа, игра

6.

11.10


Пословицы и поговорки про деньги. Дизайн купюры сказочной страны.

Беседа, практическое занятие

7.

18.10


Бумажные деньги. Виртуальная экскурсия в музей

Беседа-диалог

8.

25.11


Бумажные деньги Современные купюры России и других стран.

Презентация

II четверть

9.

08.11


Безналичные деньги

Беседа-диалог

10.

15.11


Безналичные деньги. (Электронные деньги, пластиковые карты.)

Беседа, практическое занятие

11.

22.11


Представление результатов исследований

Беседа, практическое занятие

12.

29.11


Викторина «Деньги»

Беседа, практическое занятие

13.

06.12


Валюты России и других стран

Беседа

14.

13.12


Валюты. Викторина

Беседа, викторина

15.

20.12


Тест по теме «Деньги»

Беседа, тест

III четверть

Из чего складываются доходы в семье (4 ч)

16.

10.01


Откуда в семье берутся деньги. Клады, лотерея, наследство.

Беседа-диалог

17.

17.01


Откуда в семье берутся деньги. Заработная плата. Инсценировка сказки «Заработанный рубль»

Презентация, практическое занятие-игра

18.

24.01


Откуда в семье берутся деньги. Пенсии, пособия, стипендии. Мини-исследование «Основные доходы в семье»

Беседа-диалог, практическое занятие

19.

31.01


Откуда в семье берутся деньги. Тест

Беседа, тест

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (4 ч)

20.

07.02


На что семьи тратят деньги. Необходимые расходы

Беседа-диалог

21.

14.02


На что семьи тратят деньги. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин».

Беседа, игра

22.

21.02


На что семьи тратят деньги. Хобби. Вредные привычки.

Практическое занятие

23.

28.02


На что семьи тратят деньги. Расходы и доходы. Составление примерной сметы на неделю.

Беседа-диалог, практическое занятие

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (11 ч)

24.

07.03


Что такое семейный бюджет?

Беседа

25.

14.03


Как правильно планировать семейный бюджет.

Беседа-диалог, практическое занятие

26.

21.03


Кого называют банкротом?

Беседа, игра

IVчетверть

27.

04.04


Что такое экономия?

Беседа - диалог

28.

11.04


Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами

Практическое занятие

29.

18.04


Как правильно планировать семейный бюджет.

Беседа

30.

25.04


Игра «Распредели семейный бюджет»

Игра

31.

02.04


Как накопить на мечту

Беседа - диалог

32.

16.05


Карманные деньги

Практическое занятие

33

23.05


Обзорный урок. Рефлексия

Беседа-диалог

34.

30.05


Квест – игра «Что ты знаешь о финансах?»

Квест ​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации