Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Готовлюсь в Кембридж»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по подготовке учащихся к сдаче экзаменов
по английскому языку «Готовлюсь в Кембридж»
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Готовлюсь в Кембридж» (на английском языке) относится к общеинтеллектуальному направлению. Программа базируется на основе Программы дополнительного образования по подготовке к кембриджским экзаменам в школе /авторы Городецкая Л.А., Кузнецова Т.А., Соколова И.Е./ (программа модифицирована по количеству часов).
Программа предназначена для обучающихся 4 классов и рассчитана на 34 ч. учебного времени (34 учебных недели, занятие 1 р. в неделю, продолжительность одного занятия – 40 минут).
Курс внеурочной деятельности направлен на подготовку обучающихся к Кембриджским экзаменам Young Learners (YLE) и предполагает использование УМК издательства Кембриджского университета «Fun for Flyers».
Цели и задачи курса
Цель курса «Готовлюсь в Кембридж» - освоение английского языка школьниками, проявляющими интерес и склонности к иностранному языку, на уровне, обеспечивающем успешную сдачу международных Кембриджских экзаменов данной возрастной группы – Cambridge English: Flyers.
Данный курс служит дополнительным средством реализации всех целей обучения иностранному языку в начальной школе:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих (речевой, языковой, социокультурной/межкультурной, компенсаторной, учебно-познавательной);
- развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала предмета «Иностранный язык», в частности, формирование у учащихся потребности в изучении иностранных языков и овладении ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном мире, развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка.
Содержание Кембриджских экзаменов для школьников и, соответственно, содержание предлагаемого курса отвечают деятельностному характеру предмета «Иностранный язык», отражает коммуникативно-когнитивный подход, что соответствует требованиям ФГОС и возрастным особенностям обучающихся этих ступеней обучения.
Задачи программы – развитие учебно-познавательных умений, самостоятельности и мотивации к изучению английского языка как средства общения и познания, освоение формата заданий международного тестирования по английскому языку.
Предполагаемые результаты деятельности детей
В результате реализации данной программы обучающиеся получат возможность развить следующие умения:
Общеучебные умения
- работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, заполнение таблиц;
- работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной/запрашиваемой/полной и точной информации;
- работать с разными источниками на английском языке: словарями, справочниками,
- выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам;
- самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.
Специальные умения
- находить ключевые слова при работе с текстом;
- семантизировать слова на основе языковой догадки;
- осуществлять словообразовательный анализ;
- пользоваться толковым и другими словарями на английском языке.
Личностными результатами изучения английского языка в рамках данного курса являются:
- формирование мотивации к изучению иностранного языка и стремление к самосовершенствованию в области изучения иностранного языка;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, трудолюбие, дисциплинированность;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
- осознание себя гражданином своей страны и мира.
Метапредметными результатами изучения данного курса являются:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими;
- развитие умений смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Содержание курса
Тематика Кембриджских экзаменационных материалов уровня Flyers тесно связана с основными содержательными линиями, предметным содержанием речи, содержанием и объемом коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности, навыков пользования языковыми средствами в Программе начального образования по иностранному языку. Это обеспечивает взаимосвязь и преемственность занятий по программе Cambridge English с уроками английского языка по основной программе.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая, парная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, ролевые, дидактические и подвижные игры;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Виды деятельности учащихся носят игровой и познавательный характер и включают в себя:
Чтение
- прогнозирование содержания текста, чтение и нахождение в тексте заданной информации;
- чтение вопросов и ответы на них;
- чтение групп слов и нахождение «лишнего» слова;
- чтение слов и соотнесение их с объектами на сюжетной картинке;
- чтение текста и заполнение пропусков в предложениях на основе прочитанного;
- чтение предложений, узнавание слов по описанию/дефинициям;
- чтение таблицы и классификация лексики;
- чтение и дополнение предложений по картинкам;
- чтение текста и рисование на основе прочитанного;
- чтение текста, узнавание пропущенного слова по контексту (выбор из ряда данных);
- выбор заголовка прочитанного текста из трех данных вариантов.
Аудирование
- понимание текста на слух, раскрашивание предметов на картинке согласно инструкциям;
- понимание текста на слух, правильное расположение объектов на картинке относительно других предметов;
- понимание на слух заданной информации, заполнение пропусков в предложениях (из ряда данных слов);
- определение (имени) персонажа на картинке по описанию в прослушанном диалоге;
- понимание на слух основной информации текстов, задание на множественный выбор.
Устная речь
- составление диалога по картинкам с опорой на данные вопросы;
- правильное определение различий между картинками;
- составление предложений по образцу (с опорой на картинки);
- ответы на вопросы по прочитанному тексту с опорой на картинки;
- ответы на вопросы личного характера;
- нахождение «лишнего» слова в группе слов, высказывание-обоснование выбора (по образцу);
- задавание вопросов по теме;
- составление диалога с опорой на вопросы.
Письмо
- написание слов, словосочетаний, простых предложений;
- написание слов при заполнении кроссвордов и таблиц.
Тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«Готовлюсь в Кембридж» 4 класс
№ п/п |
Наименование раздела (темы) |
Кол-во часов |
1 |
Внешность человека |
2 |
2 |
В мире животных |
2 |
3 |
Школьная жизнь |
2 |
4 |
Мир вокруг меня |
2 |
5 |
Что ты любишь есть? |
3 |
6 |
Мир профессий |
5 |
7 |
Путешествия и отдых |
4 |
8 |
Мои увлечения |
6 |
9 |
Моя семья
|
4 |
10 |
Что меня ждёт в будущем
|
4 |
Итого: 34 часа |
Содержание
курса внеурочной деятельности
«Готовлюсь в Кембридж» 4 класс
Раздел Содержание раздела |
Основные виды деятельности |
Формы деятельности |
Кол-во уроков |
|
1. Внешность человека – Что мы носим. – Части тела.
|
Понимание текста на слух, правильное расположение объектов на картинке (имена детей) относительно других предметов. Понимание текста на слух, рисование, раскрашивание, подписывание предметов на картинке согласно инструкциям. Чтение и понимание утверждений, соотнесение их с сюжетной картинкой. Понимание текста при чтении, выбор пропущенных слов из данного ряда (разные части речи); понимание основного содержания текста, выбор заголовка из 3 данных вариантов. Написание слов/ заполнение пропусков. |
Работа в малых группах, парах. Дидактические игры на закрепление вокабуляра. Подвижные игры на закрепление вокабуляра.
|
2 |
|
2. В мире животных – Животные большие и маленькие. – Моё любимое животное.
|
Понимание текста при чтении, выбор пропущенных слов из трёх данных вариантов (грамматические формы). Написание слов/ заполнение пропусков. В прослушанном тексте понимание информации о картинке-объекте и сюжетной картинке; подбор соответствующих картинок согласно заданию. Понимание текста при чтении, определение пропущенных слов по контексту; заполнение пропусков. |
Работа в малых группах, парах. Дидактические игры на закрепление вокабуляра. Подвижные игры на закрепление вокабуляра.
|
2 |
|
3. Школьная жизнь – Школьные предметы. – У нас в классе.
|
Понимание текста при чтении, определение пропущенных слов по контексту; заполнение пропусков. В прослушанном диалоге правильное понимание и написание слов при заполнении пропусков в предложениях. Написание слов/ заполнение пропусков.
|
Работа в малых группах, парах. Дидактические игры на закрепление вокабуляра. Подвижные игры на закрепление вокабуляра.
|
2 |
|
4. Мир вокруг меня - Планеты. - Плохая погода.
|
Понимание текста при чтении, выбор пропущенных слов из трёх данных вариантов (грамматические формы). Написание слов/ заполнение пропусков. Определение различий между картинками. Рисование и раскрашивание картинки, определение расположения предметов/лиц на картинке согласно прослушанным инструкциям и описанию, подписывание названий предметов. |
Работа в малых группах, парах. Дидактические игры на закрепление вокабуляра. Подвижные игры на закрепление вокабуляра.
|
2 |
|
5. Что ты любишь есть? - Еда и напитки. - Что они едят. - Готовимся к пикнику!
|
Написание слов/ заполнение пропусков. Понимание текста при чтении, выбор пропущенных слов из трёх данных вариантов (грамматические формы). Понимание текста при чтении, заполнение пропусков в предложениях по содержание текста (1-4слова). |
Работа в малых группах, парах. Дидактические игры на закрепление вокабуляра. Подвижные игры на закрепление вокабуляра.
|
3 |
|
6. Мир профессий - Моя сестра – инженер. - Все профессии нужны… - Учимся задавать вопросы. - В больнице. - Проект «Моя будущая профессия» |
Написание слов/ заполнение пропусков. В прослушанном тексте понимание информации о картинке-объекте и сюжетной картинке; подбор соответствующих картинок согласно заданию. Понимание текста при чтении, выбор пропущенных слов из данного ряда (разные части речи); понимание основного содержания текста, выбор заголовка из трёх данных вариантов. Понимание текста при чтении, определение пропущенных слов по контексту, заполнение пропусков. Понимание текста на слух, правильное расположение объектов на картинке (имена детей) относительно других предметов. В прочитанных диалогах выбор правильных ответов/реплик из ряда предложенных.
|
Работа в малых группах, парах. Дидактические игры на закрепление вокабуляра. Подвижные игры на закрепление вокабуляра.
|
5 |
|
7. Путешествия и отдых - Времена года. - Виды транспорта. - Летние каникулы Роберта. - Интересная профессия.
|
Понимание текста при чтении, определение пропущенных слов по контексту, заполнение пропусков. Написание слов/ заполнение пропусков. Описание различий между картинками. Понимание текста при чтении, выбор пропущенных слов из трёх данных вариантов (грамматические формы). Понимание текста при чтении, заполнение пропусков в предложениях по содержание текста (1-4слова). В прослушанном тексте понимание информации о картинке-объекте и сюжетной картинке; подбор соответствующих картинок согласно заданию. Чтение диалога, выбор правильных ответов/ реплик их данного ряда. По данному началу рассказа по первой из серии картинок продолжить рассказ по картинкам. |
Работа в малых группах, парах. Дидактические игры на закрепление вокабуляра. Подвижные игры на закрепление вокабуляра.
|
4 |
|
8. Мои увлечения - Из чего это сделано? - Что у тебя в кармане? - На что это похоже? - Как ты проводишь свободное время? - Какая странная планета! - Давайте веселится!
|
Написание слов/ заполнение пропусков. Описание различий между картинками. Понимание текста при чтении, заполнение пропусков в предложениях по содержание текста (1-4слова). В прослушанном диалоге правильное понимание и написание имён, названий, чисел при заполнении пропусков. Понимание текста на слух, правильное расположение объектов на картинке (имена людей) относительно других предметов (соедини линией). Составление рассказа по серии картинок. |
Работа в малых группах, парах. Дидактические игры на закрепление вокабуляра. Подвижные игры на закрепление вокабуляра.
|
6 |
|
9. Моя семья - Семья монстров. - Джон в больнице. - Каникулы Мэри. - Мы переезжаем! |
В прослушанном тексте понимание информации о картинке-объекте и сюжетной картинке; подбор соответствующих картинок согласно заданию. Понимание текста при чтении, выбор пропущенных слов из трёх данных вариантов (грамматические формы). Понимание на слух заданной информации в текстах, ответы на вопросы – задание на множественный выбор. Описание различий между картинками. Написание слов (заполнение пропусков по контексту). Чтение диалога, выбор правильных ответов/ реплик из данного ряда. Описание различий между картинками. |
Работа в малых группах, парах. Дидактические игры на закрепление вокабуляра. Подвижные игры на закрепление вокабуляра.
|
4 |
|
Что меня ждёт в будущем - Я могу стать звездой спорта. - Меня показывают по телевизору. - Что у вас нового? - Конкурс «Юные знатоки английского»
|
В прослушанном тексте понимание информации о картинке-объекте и сюжетной картинке; подбор соответствующих картинок согласно заданию. Чтение диалога, выбор правильных ответов/ реплик из данного ряда. Рисование и раскрашивание картинки, определение расположения предметов/ лиц на картинке согласно прослушанным инструкциям и описанию, подписывание предметов. Задавание вопросов и ответы на вопросы по ситуации, предложенной информационной карточкой. Написание слов, заполнение пропусков по прослушанному. Написание предложений – выбор правильных ответов/ реплик в диалоге (из данного ряда). В прослушанном диалоге правильное понимание и написание имён, чисел, названий при заполнении пропусков. Составление рассказа по серии картинок. |
Работа в малых группах, парах. Дидактические игры на закрепление вокабуляра. Подвижные игры на закрепление вокабуляра.
|
4 |
|
|
Итого: 34 часа |
Учебно-методическое обеспечение
Комплекс учебных материалов по подготовке к уровню Flyers Кембриджских экзаменов для детей включает в себя, прежде всего учебное пособие Fun for Flyers, рекомендуемый данной программой в качестве основного УМК. Комплект состоит из книги для учащегося, книги для учителя, аудиоматериалов. Книга для учащегося содержит задания в формате тестов и разнообразный, в том числе игровой, материал для подготовки к экзаменам.
УМК построен на разнообразии видов деятельности в рамках тематически организованных уроков, интегрирующих учебные действия с игровыми и другими видами действий, соответствующими возрастным особенностям школьников (рисование, раскрашивание, установление соответствий, нахождение сходств и различий в рисунках и др.). Этим, помимо целенаправленного освоения материала экзаменационного уровня, обеспечивается благоприятная атмосфера занятий, мотивация к изучению и использованию иностранного языка, интенсивное развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся. Интенсивное использование динамических игр и заданий обеспечивает двигательный режим, способствуют успешному проведению занятий в рамках дополнительного образования. Наличие поурочного и тематического словаря и заданий по работе со справочными материалами обеспечивает развитие у учащихся навыков самоконтроля.
Материально-техническое обеспечение
курса внеурочной деятельности
«Готовлюсь в Кембридж» 4 класс
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
Примечание |
Книгопечатная продукция (библиотечный фонд) |
|||
1. |
- Программа дополнительного образования по подготовке к кембриджским экзаменам. Л.А. Городецкая, Т.А. Кузнецова, И.Е. Соколова. М.: Представительство издательства Кембриджского университета , 2014. - Fun for Flyers student’s book - Fun for Flyers teacher’s book - Storyfun for Flyers student’s book - Storyfun for Flyers teacher’s book |
Д
К Д К Д
|
|
Мультимедийные средства обучения |
|||
2. |
- CD для занятий в классе. - Программное обеспечение для интерактивной доски – Smart Board -Britishcouncil [Электронный ресурс] //http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/ - Cambridgeenglish [Электронный ресурс] //http://www.cambridgeenglish.org/ |
|
|
Игры и игрушки |
|||
3. |
- Мягкие игрушки, мячи и др. - Настольные игры на английском языке (лото, домино) |
|
|
Использованная литература:
Fun for Flyers (Student’s book 3rd edition) Ann Robinson, Karen Saxby. Cambridge University Press, 2015.
Fun for Flyers (Teacher’s book 3rd edition) Ann Robinson, Karen Saxby. Cambridge University Press, 2015.
Программа дополнительного образования по подготовке к кембриджским экзаменам. Л.А. Городецкая, Т.А. Кузнецова, И.Е. Соколова. М.: Представительство издательства Кембриджского университета , 2014.