Рабочая программа логопедических коррекционно-развивающих занятий для 3-х лкассов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 6 г. Орла
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________приказ№______
Приложение к Адаптированной основной образовательной программе начального общего образования(ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
«Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи»
для 3-х классов АООП (7.1)
----------------/---------------- учебный год
Разработала:
учитель-логопед
1 квалификационной категории
Авдеева Е.В.
Рабочая программа рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов и рекомендована к утверждению
Протокол № ___ от ____________
Руководитель ШМО ___________
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………3
2. Ценностные ориентиры ……………………….………………………………………………..5
3. Учебно-тематический план…………………………………………………………………......5
4. Содержание курса……………………………………………………………………….............6
5. Тематическое планирование ……………………………………………………………............7
6. Результаты освоения курса……………………………………………………………………10
7. Система оценки достижений……………………………………………………………...........12
8. Материально-техническое обеспечение………………………………………………............12
9. Календарно-тематическое планирование……………………………………………………..13
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с документами:
1)СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015);
2) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» САНПИН 2.4.2.3286-15, утвержденный постановлением правительства от 10 июля 2015г № 26;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373(с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015);
4) «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утверждённый приказом министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1598.
Рабочая программа разработана на основе:
Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 2010;
Методических рекомендаций «Организация и содержание работы на школьном логопункте» Р.Х. Утешева, Н.А. Войциховская, С.В. Капнинова.- Орёл: ОГОУ ДПО (ПК) С Орловский институт усовершенствования учителей, 2010.;
Методических рекомендаций «Коррекция нарушений речи у младших школьников» С.Е. Дорофеева, Л.В. Семенюта, Л.А. Маленьких.-М.: Т.Ц. Сфера,2011.
Курс логопедических коррекционно-развивающих занятий является обязательной частью коррекционно-развивающей работы.
Адресат: обучающиеся 3-х классов АООП, испытывающие затруднения при овладении устной и письменной речью.
Цель: диагностика, коррекция и развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной у обучающихся 3-х классов АООП.
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности;
обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей;
развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи;
коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексики и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух. Фонематическая недостаточность порождает ошибки на замену согласных, сходных по артикуляционному и акустическому признакам: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш, а также ч-щ, ц-с, ц-ч, м-н, р-л.
В рабочей программе заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальногоуровня обучения, логикой межпредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта обучающихся.
Данная рабочая программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные общедидактическиепринципы (наглядность, доступность, сознательность, использование разных видов деятельности), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Методы обучения: наглядные, практические (метод упражнений, игра), словесные (рассказ, беседа, объяснение).
Одно из принципиальных требований рабочей программы, соблюдение которого способствует оптимизации корригирующего обучения, — коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия. Это отражается в содержании рабочей программы.
Место курса: рабочая программа рассчитана на 87 часов в год (3 ч в неделю / 29 недель).
2.Ценностные ориентиры
1.Формирование основ гражданской идентичности личности, на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- отказа от деления на «своих» и «чужих»;
- уважения истории и культуры каждого народа.
2.Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям,
- готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим;
– умения слушать и слышать партнера.
3.Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе:
- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
- развития этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств.
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе:
- формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
- готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию,
- критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирования целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
3.Учебно-тематический план
3класс (91ч.)
3 часа в неделю:
1четверть - __ часов 3четверть -__ часов
2четверть - ___час 4четверть -___ часов
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | В том числе | |
Контрольные работы в течение года | Проверочные работы по изучаемым разделам | |||
1. | ПОВТОРЕНИЕ | | | |
2. | КОРЕНЬ И ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА | | | |
3. | СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ | | | |
4. | СОГЛАСОВАНИЕ | | | |
5. | УПРАВЛЕНИЕ | | | |
Итого
В приведённом планировании (в силу специфики коррекционных занятий) формулировки тем и количество часов, отведённое на их изучение, являются примерными и могут меняться в зависимости от динамики в усвоении материала обучающимися.
4.Содержание курса
РАЗДЕЛ 1«ПОВТОРЕНИЕ»(18 ч.)
ЦЕЛЬ РАЗДЕЛА:
— формирование представлений об акустически, оптически и кинетически похожих буквах.
Повторение
Акустически похожие звуки (берутся наиболее сложные темы I этапа); оптически и кинетически похожие буквы.
РАЗДЕЛ 2 «КОРЕНЬ И ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»(12 ч.)
ЦЕЛИ РАЗДЕЛА:
—формирование представлений о родственных (однокоренных) словах;
—формирование умений различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
—формирование умений различать родственные (однокоренные) слова и слова, близкие по смыслу (синонимы);
—формирование уменийвыделять в словах корень.
Корень и однокоренные слова
Корень слова. Однокоренные слова. Безударные гласные.
РАЗДЕЛ 3 «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ»(42 ч.)
ЦЕЛИ РАЗДЕЛА:
—формирование умений находить в тексте слова, употреблённые в переносном значении;
—формирование умений находить и объяснять сравнения, образные обороты речи; объяснять значение слов; объяснять значение фразеологизмов;
—формирование представлений о приставке, суффиксе, предлоге;
—формирование умений выделять в словах приставку, суффикс;
— формирование умений различать приставку и предлог.
Словообразование, словоизменение
Приставка. Суффикс. Предлог. Дифференциация предлогов и приставок. Многозначные слова.
РАЗДЕЛ 4 «СОГЛАСОВАНИЕ»(13 ч.)
ЦЕЛИ РАЗДЕЛА:
— формирование представлений о роде и числе имён существительных;
—формирование умений согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.
Согласование
Род имён существительных. Число имён существительных. Изменение формы слов (прилагательных, глаголов) в зависимости от формы слов- существительных.
РАЗДЕЛ 5 «УПРАВЛЕНИЕ»(6 ч.)
ЦЕЛИ РАЗДЕЛА:
— формирование представлений о падежах существительных;
—формирование умений изменять существительные по падежам.
Управление
Падежи существительных.
5.Тематическое планирование
Раздел | Кол-во часов | Учебная деятельность обучающихся |
1.ПОВТОРЕНИЕ | | -дифференцироватьзвуки по акустическому сходству; -дифференцировать буквы по оптико-кинетическому сходству. -определять пути и средства достижения учебной цели; -осуществлять самоконтроль; -выделять главное, существенное в учебном материале; -подчинять свою деятельность времени, отведённому на выполнение задания (т.е. работать в определённом темпе); -отвечать на вопросы в точном соответствии с заданиями, задачами, инструкциями, адекватно используя усвоенную терминологию; -обращаться к логопеду или к товарищу за разъяснением; -вести диалог по ходу учебной работы; -работать в тетрадях; -слушать ответы одноклассников и приниматьучастие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. |
2.КОРЕНЬ И ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА | | -подбиратьоднокоренные слова; -обозначать гласные звуки буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. -давать характеристику особенностям проверяемого и проверочного слов, -находитьспособы проверки написания гласной в безударном слоге корня. -определять пути и средства достижения учебной цели; -осуществлять самоконтроль; -выделять главное, существенное в учебном материале; -подчинять свою деятельность времени, отведённому на выполнение задания (т.е. работать в определённом темпе); -отвечать на вопросы в точном соответствии с заданиями, задачами, инструкциями, адекватно используя усвоенную терминологию; -обращаться к логопеду или к товарищу за разъяснением; -вести диалог по ходу учебной работы; -работать в тетрадях; -слушать ответы одноклассников и приниматьучастие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. |
3.СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ | | -применятьсуффиксальный и приставочный способы образования слов; -разбирать слова по составу; -различать предлоги и приставки; -определять прямое и переносное значение многозначных слов; -определять пути и средства достижения учебной цели; -осуществлять самоконтроль; -выделять главное, существенное в учебном материале; -подчинять свою деятельность времени, отведённому на выполнение задания (т.е. работать в определённом темпе); -отвечать на вопросы в точном соответствии с заданиями, задачами, инструкциями, адекватно используя усвоенную терминологию; -обращаться к логопеду или к товарищу за разъяснением; -вести диалог по ходу учебной работы; -работать в тетрадях; -слушать ответы одноклассников и приниматьучастие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. |
4.СОГЛАСОВАНИЕ | | -образовывать существительные заданного рода, числа; -согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; глаголы с существительными в роде, числе; -определять пути и средства достижения учебной цели; -осуществлять самоконтроль; -выделять главное, существенное в учебном материале; -подчинять свою деятельность времени, отведённому на выполнение задания (т.е. работать в определённом темпе); -отвечать на вопросы в точном соответствии с заданиями, задачами, инструкциями, адекватно используя усвоенную терминологию; -обращаться к логопеду или к товарищу за разъяснением; -вести диалог по ходу учебной работы; -работать в тетрадях; -слушать ответы одноклассников и приниматьучастие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. |
5.УПРАВЛЕНИЕ | | -изменять существительные по падежам; -определять пути и средства достижения учебной цели; -осуществлять самоконтроль; -выделять главное, существенное в учебном материале; -подчинять свою деятельность времени, отведённому на выполнение задания (т.е. работать в определённом темпе); -отвечать на вопросы в точном соответствии с заданиями, задачами, инструкциями, адекватно используя усвоенную терминологию; -обращаться к логопеду или к товарищу за разъяснением; -вести диалог по ходу учебной работы; -работать в тетрадях; -слушать ответы одноклассников и приниматьучастие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. |
6.Результаты освоения курса
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
•потребность к осуществлению исследовательской деятельности в познании русского языка;
•самооценка как основа формирования учебного действия оценки;
•ориентация на анализ соответствия результата деятельности условиям учебной задачи;
•чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
•ориентация в собственном поведении на общепринятые моральные нормы;
•принятие и понимание нравственного содержания собственных поступков,
поступков окружающих людей;
•принятие и осознание чувств сверстников, взрослых;
•навыки сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов;
•понимание красоты природы России и родного края.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•самостоятельно ставить учебную задачу, выдвигать способы её решения;
•самостоятельно оценивать собственные учебные действия, вносить при необходимости коррективы, соотнося цель и результат;
•осуществлять свою деятельность по предложенному или составленному плану;
•отбирать адекватные средства достижения целей;
•вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения собственной работы и работы сверстников;
•анализировать причины своего успеха (или неуспеха) и находить способы выхода из ситуаций неуспеха.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•строить небольшие высказывания-сообщения в устной и письменной форме;
•самостоятельно предполагать, какая информация необходима для решения учебной задачи;
•осуществлять фиксацию информации (добытой самостоятельно или предложенной педагогом);
•пользоваться условными знаками, схемами, таблицами, имеющимися в учебных пособиях курса;
•анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
•осуществлять синтез (составление целого из частей);
•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
•обобщать (выделять ряд объектов по заданным признакам, самостоятельно);
•проводить аналогии между изучаемыми явлениями, фактами языка и собственным опытом;
•самостоятельно пользоваться рассуждением как доказательством приводимой гипотезы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•строить высказывание-рассуждение как доказательство своей позиции;
•ориентироваться на позицию сверстника в учебном сотрудничестве;
•контролировать действия сверстника, осуществлять взаимоконтроль;
•адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
•строить своё сообщение-высказывание с учётом содержания учебной задачи;
•учитывать в ходе дискуссии иное мнение и позицию, согласовывать их с собственными;
•совместными усилиями в ходе дискуссии координировать мнения группы и выбирать единственно верный способ решения учебной задачи;
•планировать совместную деятельность по выполнению задания, обсуждать и оценивать результаты совместной деятельности;
•осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
•различать на практическом уровне антонимы и синонимы, подбирать антонимы и синонимы к словам;
•находить в тексте слова, употреблённые в переносном значении;
•находить и объяснять сравнения, образные обороты речи; объяснять значение слов; объяснять значение фразеологизмов;
•объяснять смысл пословиц и поговорок;
•находить среди слов родственные (однокоренные) слова;
•различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
•различать родственные (однокоренные) слова и слова, близкие по смыслу (синонимы);
•выделять в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
•различать приставку и предлог;
•определять грамматические признаки имени существительного: род, число, падеж, склонение;
•определять функцию предлогов: образование падежных форм имён существительных;
7.Система оценки достижений
Осуществляется согласно рекомендациям, указанным в приложении 1 к рабочей программе.
8.Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение включает:
Книгопечатную продукцию
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
1.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.Организация логопедической работы в школе. М., 2006.
2.ЕфименковаЛ.Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001.
3.Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации № 2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
4.Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М., 1996.
5. Логопедия: Учеб. пособие / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. 2002.
6. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. М.,2008.
7. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматическойдисграфии. М.,2008.
8. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. М.,2010.
9.Организация и содержание работы учителя-логопеда на школьном логопункте: Методические рекомендации/ Р.Х. Утешева, Н.А. Войциховская, С.В. Капнинова. - Орёл: ОГОУ ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей», 2010.
10.Пережогин Л.О.Специфические расстройства речи и школьных навыков: Диагностика и коррекция. М., 2007.
11.Поваляева М. Л.Справочник логопеда. Ростов н/Д., 2002.
12.СадовниковаИ.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1995.
13.ФотековаТ.А.,Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием неиропсихологических методов. М., 2002.
14.Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учеб. пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов пед. училищ. М.: АРКТИ, 2002.
15.Ястребова А.В., БессоноваТ.Б.Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Козырева Л.М.Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
2.Мазанова Е.В. Комплект альбомов. М., 2010.
3.Ястребова А.В., БессоноваТ.Б.Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.
Электронные пособия (СD диски с программами: «Лого» для диагностики уровня речевого развития обучающихся; «Волна» для выработки диафрагмального дыхания).
Технические средства обучения (ноутбук, принтер, экран).
9.Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, модуля, темы | Кол-во часов | Дата | Содержание коррекционной работы | Характеристика деятельности |
| РАЗДЕЛ 1 ПОВТОРЕНИЕ | | | ||
| Дифференциация букв по акустическому сходству | | | | |
1. | Контрольный диктант. | | | | Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Анализировать звуко-буквенный состав звучащего слова. Планировать предстоящую работу. Определять пути и средства достижения учебной цели. Осуществлять самоконтроль. Выделять главное, существенное в учебном материале. Подчинять свою деятельность времени, отведённому на выполнение задания (т.е. работать в определённом темпе). Отвечать на вопросы в точном соответствии с заданиями, задачами, инструкциями; адекватно используя изученную терминологию. Обращаться к логопеду или к товарищу за разъяснением. Вести диалог по ходу учебной работы; Работать в тетрадях. Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. |
2. | Дифференциация [С] - [Ц]. | | | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [с]-[ц]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков в словосочетаниях, предложениях, текстах. | |
3. | Дифференциация [С] - [Ш]. | | | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [с]-[ш. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков в словосочетаниях, предложениях, текстах. | |
4. | Дифференциация [Ч’] - [Щ’]. | | | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [Ч’]-[щ’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков в словосочетаниях, предложениях, текстах. | |
5. | Дифференциация [Ч’] - [Т']. | | | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [Ч’]-[т’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков в словосочетаниях, предложениях, текстах. | |
6. | Дифференциация [Ч’] - [Ш]. | | | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [Ч’]-[ш]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков в словосочетаниях, предложениях, текстах | |
| Дифференциация букв по оптическому сходству | | | | |
7. | Дифференциация строчных и прописных букв Л-М. | | | Дифференциация букв в словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Различать буквы по оптико-кинетическому сходству. Планировать предстоящую работу. Определять пути и средства достижения учебной цели. Осуществлять самоконтроль. Выделять главное, существенное в учебном материале. Подчинять свою деятельность времени, отведённому на выполнение задания (т.е. работать в определённом темпе). Отвечать на вопросы в точном соответствии с заданиями, задачами, инструкциями; адекватно используя изученную терминологию. Обращаться к логопеду или к товарищу за разъяснением. Вести диалог по ходу учебной работы; Работать в тетрадях. Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. |
8. | Дифференциация строчных и прописных букв И-Ш. | | | Дифференциация букв в словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | |
9. | Дифференциация строчных и прописных букв Х-Ж. | | | Дифференциация букв в словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | |
10. | Дифференциация строчных букв б-д. | | | Дифференциация букв в словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | |
11. | Дифференциация строчных букв б-в. | | | Дифференциация букв в словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | |
12. | Дифференциация строчных и прописных букв Ш-Щ. | | | Дифференциация буквв словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | |
13. | Дифференциация строчных и прописных букв И-Ц. | | | Дифференциация букв в словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | |
14. | Проверочная работа по разделу «Повторение» | | | | |
| РАЗДЕЛ 2 КОРЕНЬ И ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА | | | ||
| Корень и однокоренные слова | | | | |
15. | Понятие «Однокоренные слова» (Корень слова). | | | Ознакомление с однокоренными словами. Подготовка к словообразованию. Знакомство с понятием «корень». | Подбирать однокоренные слова. Обозначать гласные звуки буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Давать характеристику особенностям проверяемого и проверочного слов, находить способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Определять пути и средства достижения учебной цели. Осуществлять самоконтроль. Выделять главное, существенное в учебном материале. Подчинять свою деятельность времени, отведённому на выполнение задания (т.е. работать в определённом темпе). Отвечать на вопросы в точном соответствии с заданиями, задачами, инструкциями, адекватно используя усвоенную терминологию. Обращаться к логопеду или к товарищу за разъяснением; Вести диалог по ходу учебной работы. Работать в тетрадях. Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. |
16. | Образование однокоренных слов. | | | Закрепление понятия «корень». Выделение единого корня в серии слов. Образование однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. | |
17. | Нахождение однокоренных слов в предложениях, тексте. | | | Составление словосочетаний и предложений с однокоренными словами. Нахождение их в предложениях, тексте. | |
18. | Проверочная работа по разделу «Корень и однокоренные слова». | | | | |
| РАЗДЕЛ 3 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И СЛОВОИЗМЕНЕ НИЕ | | | ||
| Суффикс | | | | |
19. | Понятие «суффикс». | | | Знакомство с суффиксами. Графическое обозначение суффикса. Суффиксальный способ словообразования. | Применять суффиксальный способ образования слов. Работать с разными видами суффиксов. Разбирать слова по составу. Определять пути и средства достижения учебной цели. Осуществлять самоконтроль. Выделять главное, существенное в учебном материале. Подчинять свою деятельность времени, отведённому на выполнение задания (т.е. работать в определённом темпе). Отвечать на вопросы в точном соответствии с заданиями, задачами, инструкциями, адекватно используя усвоенную терминологию. Обращаться к логопеду или к товарищу за разъяснением. Вести диалог по ходу учебной работы. Работать в тетрадях. Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. |
20. | Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | | | Знакомство с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образование с их помощью слов с уменьшительно-ласкательным значением. | |
21. | Увеличительный суффикс -ищ-. | | | Знакомство с увеличительным суффиксом –ищ- . Образование с его помощью слов с увеличительным значением. | |
22. | Суффиксы профессий. | | | Знакомство с суффиксами профессий. Образование с их помощью слов, обозначающих профессии. | |
23. | Суффиксы прилагательных. | | | Знакомство с суффиксами прилагательных. Образование с их помощью имён прилагательных. | |
24. | Контрольный диктант. | | | | |
| Приставка | | | | |
25. | Понятие «приставка». | | | Знакомство с приставками. Нахождение приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Смысловое значение приставки. Правописание приставок. Словообразование при помощи приставок. | Применять приставочный способ образования слов. Работать с разными видами приставок. Разбирать слова по составу. Определять прямое и переносное значение многозначных слов. Определять пути и средства достиженияучебной цели. Осуществлять самоконтроль. Выделять главное, существенное в учебном материале. Подчинять свою деятельность времени, отведённому на выполнение задания (т.е. работать в определённом темпе). Отвечать на вопросы в точном соответствии с заданиями, задачами, инструкциями, адекватно используя усвоенную терминологию. Обращаться к логопеду или к товарищу за разъяснением. Вести диалог по ходу учебной работы. Работать в тетрадях. Слушать ответы одноклассников и приниматьучастие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. |
26. | Приставки пространственного значения. | | | Знакомство с приставками пространственного значения. Образование новых слов при помощи приставок пространственного значения и объяснение их значений. Подбор слов к заданной схеме слова. Подбор подходящих по смыслу приставок к словам в предложении и обоснование своего выбора. Сравнение лексических значений слов в зависимости от приставок. Запись слов с приставками. | |
27. | Приставки временного значения. | | | Знакомство с приставками временного значения. Образование новых слов при помощи приставок временного значения и объяснение их значений. Подбор слов к заданной схеме слова. Подбор подходящих по смыслу приставок к словам в предложении и обоснование своего выбора. Сравнение лексических значений слов в зависимости от приставок. Запись слов с приставками. | |
28. | Многозначные приставки. | | | Знакомство с многозначными приставками. Образование новых слов при помощи многозначных приставок и объяснение их значений. Подбор слов к заданной схеме слова. Подбор подходящих по смыслу приставок к словам в предложении и обоснование своего выбора. Сравнение лексических значений слов в зависимости от приставок. Запись слов с приставками. | |
29. | Дифференциация приставок, сходных по буквенному составу. | | | Подбор подходящих по смыслу приставок к словам в предложении и обоснование своего выбора. Сравнение лексических значений слов в зависимости от приставок. Запись слов с приставками. | |
| Предлог. Различие предлогов и приставок. | | | | |
30. | Понятие «Предлог». | | | Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие пространственно-временных представлений. Знакомство с видами предлогов. | Работать с разными видами приставок и предлогов, различать их. Определять пути и средства достиженияучебной цели. Осуществлять самоконтроль. Выделять главное, существенное в учебном материале. Подчинять свою деятельность времени, отведённому на выполнение задания (т.е. работать в определённом темпе). Отвечать на вопросы в точном соответствии с заданиями, задачами, инструкциями, адекватно используя усвоенную терминологию. Обращаться к логопеду или к товарищу за разъяснением. Вести диалог по ходу учебной работы. Работать в тетрадях. Слушать ответы одноклассников и приниматьучастие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. |
31. | Употребление простых предлогов в словосочетаниях и предложениях. | | | Подбор подходящих по смыслу предлогов к предложениям и обоснование своего выбора. | |
32. | Употребление сложных предлогов в словосочетаниях и предложениях. | | | Подбор подходящих по смыслу предлогов к предложениям и обоснование своего выбора. | |
33. | Различные по написанию приставки и предлоги. | | | Дифференциация предлогов и приставок. | |
34. | Одинаковые по написанию приставки и предлоги. | | | Дифференциация предлогов и приставок. | |
| Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. | | | | |
35. | Понятие «Синонимы». | | | Знакомство с понятием«Синонимы». | Подбирать синонимы, антонимы к словам, находить их в тексте. Определять прямое и переносное значение многозначных слов. Определять пути и средства достижения учебной цели. Осуществлять самоконтроль. Выделять главное, существенное в учебном материале. Подчинять свою деятельность времени, отведённому на выполнение задания (т.е. работать в определённом темпе). Отвечать на вопросы в точном соответствии с заданиями, задачами, инструкциями, адекватно используя усвоенную терминологию. Обращаться к логопеду или к товарищу за разъяснением. Вести диалог по ходу учебной работы. Работать в тетрадях. Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. |
36. | Подбор синонимов к слову. | | | Практическое овладение учащимися подбором синонимов к слову. Работа со словарем. | |
37. | Нахождение синонимов в предложениях, тексте. | | | Практическое овладение учащимися нахождения синонимов в тексте. Работа со словарём. | |
38. | Понятие «Антонимы». | | | Знакомство с понятием «Антонимы». | |
39. | Подбор антонимов к слову. | | | Практическое овладение учащимися подбором антонимов. Работа со словарем | |
40. | Нахождение антонимов в предложениях, тексте. | | | Практическое овладение учащимися нахождения антонимов в тексте. Работа со словарём. | |
41. | Понятие «Однозначные и многозначные слова». | | | Знакомство с понятием «Однозначные и многозначные слова». Объяснение лексического значения многозначных слов, составление предложений с данными словами. | |
42. | Прямое и переносное значение многозначных слов. | | | Объяснение лексического значения многозначных слов, составление предложений с данными словами. | |
43. | Проверочная работа по разделу «Словообразование и словоизменение». | | | | |
| РАЗДЕЛ 4 СОГЛАСОВАНИЕ | | | ||
| Число, род имён существительных. Согласование прилагательных и глаголов с существительными | | | | |
44. | Единственное и множественное число имён существительных. Согласование прилагательных с существительными в числе. | | | Развитие словаря признаков. Работа по согласованию прилагательных с существительными в числе. | Согласовывать прилагательные и глаголы с существительными. Определять пути и средства достижения учебной цели. Осуществлять самоконтроль. Выделять главное, существенное в учебном материале. Подчинять свою деятельность времени, отведённому на выполнение задания (т.е. работать в определённом темпе). Отвечать на вопросы в точном соответствии с заданиями, задачами, инструкциями, адекватно используя усвоенную терминологию. Обращаться к логопеду или к товарищу за разъяснением. Вести диалог по ходу учебной работы. Работать в тетрадях. Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. |
45. | Род имён существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде. | | | Согласование существительных с прилагательными в роде. | |
46. | Согласование глагола с существительными в числе. | | | Согласование глагола с сущ. в числе. Обогащение словаря действий. | |
47. | Согласование глагола с существительными в роде. | | | Согласование глагола с сущ в роде. Обогащение словаря действий. | |
48. | Проверочная работа по разделу «Согласование». | | | | |
| РАЗДЕЛ 5 УПРАВЛЕНИЕ | | | ||
| Падежи существительных | | | | |
49. | Именительный падеж. Винительный падеж. | | | Практическое употребление именительного падежа имени существительного. | Изменять существительные по падежам. Определять пути и средства достижения учебной цели. Осуществлятьсамоконтроль. Выделять главное, существенное в учебном материале. Подчинять свою деятельность времени, отведённому на выполнение задания (т.е. работать в определённом темпе). Отвечать на вопросы в точном соответствии с заданиями, задачами, инструкциями, адекватно используя усвоенную терминологию. Обращаться к логопеду или к товарищу за разъяснением. Вести диалог по ходу учебной работы. Работать в тетрадях. Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. |
50. | Родительный падеж. | | | Практическое употребление родительного падежа имени существительного по вопросу. Правильное употребление предлоговбез, для, у, от, до, около, возле с именами существительными в родительном падеже. | |
51. | Дательный падеж. | | | Практическое употребление дательного падежа имени существительного по вопросу. Правильноеупотребление предлоговпо, к с именами существительными в дательном падеже. | |
52. | Творительный падеж. | | | Практическое употребление винительного падежа имени существительного по вопросу. Правильное употребление предлогов в, на, за, под, через, про с именами существительными в винительном падеже. | |
53. | Предложный падеж. Проверочная работа по разделу «Управление». | | | Практическое употребление творительного падежа имени существительного по вопросу. Правильное употреблениепредлоговнад, за, под, перед, с, между с именами существительными в творительном падеже. | |
54. | Контрольный диктант. | | | Практическое употребление предложного падежа имени существительного по вопросу. Правильное употреблениепредлоговв, о, об, на, при с именами существительными в предложном падеже. |