Рабочая программа по математике в 3 классе (УМК под ред. В. В. Воронковой)
КРАЕВОЕГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВСОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИЗДОРОВЬЯ «БИЙСКАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА-ИНТЕРНАТ №3»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Бельских Т.В./_________ « »______________2019 года | УТВЕРЖДАЮ Директор школы-интерната Попова М.А./_____________ Приказ №______ от _____2019 года |
Рабочая программа
Математика
3 класс
Учитель: Патрахина Ольга Алексеевна
Программа рассмотрена на заседании школьного методического совета
Протокол от «____»____________201__г. № __________
Председатель школьного методического совета _____________(Сергиенко О.В.)
2019-2020 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена с учетом коррекционной направленности в обучении слепых и слабовидящих учащихся на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. - М.: Просвещение, 2013.
АООП начального общего образования КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа интернат №3»
Учебный план КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат №3» на 2019-2020 учебный год.
Преподавание ведется по учебникам:
1. Математика 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 ч. Ч.1. / Т.В. Алышева. М.: Просвещение, 2012.
2. Математика 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 ч. Ч.2./ Т.В. Алышева. М.: Просвещение, 2012.
3. Математика:3 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1. / Т.В. Алышева. М.: Просвещение, 2019 г.
Рабочая программа определяет последовательность изучения материала в рамках и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Основная цель обучения математике детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение данной цели в процессе обучения математике предусматривает решение следующих основных задач, определенных примерной АООП:
овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Основные особенности этой рабочей программы
Особенностью обучения является здоровьесбережение. Каждый урок не должен навредить здоровью ребенка. На каждом уроке необходимо следить за ношением очков, за освещенностью рабочего места, за посадкой ученика в классе в соответствии с медицинскими рекомендациями, проводить динамические паузы, психологические разгрузки гимнастику для глаз, следить за дозировкой зрительной нагрузки, сменой видов деятельности, применять дифференцированный подход в обучении.
Программа школ слепых и слабовидящих предусматривает усвоение обучающимися определенного объема математических знаний на том же уровне, что и в коррекционной школе.
Основу методики обучения математике школьников с дефектами зрения составляют методы и приемы тифлопедагогики и тифлопсихологии.
Программа имеет пролонгированные сроки обучения: 5 лет (1 – 5 классы).
В связи с этим произведено перераспределение учебного материала с программы обучения 1-4 класс, на 1-5 класс.
Из содержания 2 класса в 3 перенесены темы (128 часов)
Второй десяток (2 часа)
Увеличение числа на несколько единиц (5 часов)
Уменьшение числа на несколько единиц (11 часов)
Сложение и вычитание без перехода через десяток (21 час)
Сложение чисел с числом 0 (2 часа)
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин (12 часов)
Сложение и вычитание без перехода через десяток (все случаи) (6 часов)
Виды углов (2 часа)
Составные арифметические задачи (4 часа)
Сложение с переходом через десяток (23 часа)
Четырехугольники (4 часа)
Вычитание с переходом через десяток (20 часов)
Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи) (8часов)
Меры времени (4 часа)
Деление на две равные части (4 часа)
Далее темы по программе3 класса (47 часов)
Второй десяток. Нумерация. Повторение (16 часов)
Сложение и вычитание чисел второго десятка (10 часов)
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток (21 час)
Особенности 3 класса
В классе присутствуют ученики с различным интеллектуальным уровнем развития, что требует разноуровневой дифференциации при изучении предмета.
Обучающийся по системе Брайля один.
В классе присутствуют дети с низкой остротой зрения и другими заболеваниями, требующие постоянного внимания со стороны педагога (проговаривание, освещенность, ориентация в тексте учебника).
Общая характеристика учебного предмета
Математика - важный общеобразовательный предмет, который готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками. Содержание курса математики располагает необходимыми предпосылками для развития познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, воспитания трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени по учебному плану: 175 часов (5 часов в неделю)
Планируемые результаты обучения
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за результатами собственной работы;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
формирование первоначальных знаний об безопасности и здоровом образе жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец обучения в 3 классе:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой; Называть предыдущее и последующее число (с помощью учителя); Узнавать и назвать основные геометрические фигуры (треугольник, квадрат, называть углы) Знать состав чисел в пределах 20; Решать простые задачи на нахождение суммы, разности, составные арифметические задачи в 2 действия(с помощью учителя). Записывать и читать примеры на «+» и «- » в 2 действия (с помощью учителя); | Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой; Называть предыдущее и последующее число; Узнавать и назвать основные геометрические фигуры, чертить их с помощь линейки (при помощи учителя) Знать состав чисел в пределах 20; Решать простые задачи и составные задачи на нахождение суммы, разности, составные арифметические задачи в 2 действия. Записывать и читать примеры на «+» и «- » в 2 действия; Пользоваться линейкой, строить треугольник, четырёхугольник (с помощью учителя) |
Содержание учебного предмета.
Нумерация чисел в пределах 20. Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц. Ознакомление с лучом его построение. Сложение и вычитание без перехода через десяток. Сложение двузначного числа с однозначным числом. Вычитание однозначного числа из двухзначного числа. Вычитание двухзначного числа из двухзначного. Сложение чисел с числом 0. Ознакомление с углом его построение, видами углов. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. Знакомство с мерой времени – часом. Определение времени по часам. Составные арифметические задачи. Ознакомление с четырехугольником (квадратом, прямоугольником), их построение. Сложение и вычитание с переходом через десяток до 20. Деление на 2 равные части.
Тематический план 3 класс
(5 уроков в неделю, всего 175 часов за год)
Тема | Количество часов |
Второй десяток | 2 |
Увеличение числа на несколько единиц | 5 |
Уменьшение числа на несколько единиц | 11 |
Сложение и вычитание без перехода через десяток | 21 |
Сложение чисел с числом 0. | 2 |
Угол | 1 |
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин | 12 |
Сложение и вычитание без перехода через десяток (все случаи) | 6 |
Виды углов | 2 |
Составные арифметические задачи | 4 |
Сложение с переходом через десяток | 23 |
Четырехугольники | 4 |
Вычитание с переходом через десяток | 20 |
Треугольник | 1 |
Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи) | 8 |
Меры времени | 4 |
Деление на две равные части | 4 |
Второй десяток. Нумерация. Повторение. | 16 |
Сложение и вычитание чисел второго десятка | 10 |
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток | 21 |
Итого | 175 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Вид учебной деятельности обучающихся | Дата проведения | ||
Второй десяток – 2ч. | ||||||
1-2 | Числовой ряд 1 - 20.Решение примеров и задач. | 2 | Числа 1–20: образование, название, запись, десятичный состав, место в числовом ряду. Откладывание (моделирование) чисел 11–20 с использованием счетного материала, их иллюстрирование на основе десятичного состава. Числовой ряд в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. | | ||
Увеличение числа на несколько единиц – 5ч. | ||||||
3-4 | Увеличение числа на несколько единиц, сложение. | 2 | Увеличение на несколько единиц предметной совокупности, сравниваемой с данной, в процессе выполнения предметно-практической деятельности («столько же, и еще …», «больше на …»), с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения). Увеличение на несколько единиц данной предметной совокупности в процессе выполнения предметно-практической деятельности («увеличить на …»). Увеличение числа на несколько единиц. | | ||
5 | Увеличение чисел на 2,3,4 | 1 | | |||
6 | Увеличение чисел на 5,6,7 | 1 | | |||
7 | Задача, содержащая отношение «больше на» | 1 | Знакомство с простой арифметической задачей на увеличение числа на несколько единиц (с отношением «больше на …») и способом ее решения: краткая запись задачи (с использованием иллюстраций); выполнение решения задачи в практическом плане на основе моделирования предметной ситуации; запись решения, ответ задачи в форме устного высказывания | | ||
Уменьшение числа на несколько единиц- 11ч. | ||||||
8-9 | Уменьшение числа на несколько единиц, вычитание. | 2 | Уменьшение на несколько единиц предметной совокупности, сравниваемой с данной, в процессе выполнения предметно-практической деятельности («столько же, без …», «меньше на …»), с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения). Уменьшение на несколько единиц данной предметной совокупности в процессе выполнения предметно-практической деятельности («уменьшить на …»). Уменьшение числа на несколько единиц. | | ||
10 | Уменьшение чисел на 1,2,3 | 1 | | |||
11 | Уменьшение чисел на 4,5,6 | 1 | | |||
12 | Решение и сравнение задач, содержащих отношения «больше на», «меньше на» | 1 | Знакомство с простой арифметической задачей на уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «меньше на …») и способом ее решения: краткая запись задачи (с использованием иллюстраций); выполнение решения задачи в практическом плане на основе моделирования предметной ситуации; запись решения, ответ задачи в форме устного высказывания. Сопоставление простых арифметических задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | | ||
13 | Следующее и предыдущее число. | 1 | Получение следующего числа в пределах 20 путем увеличения предыдущего числа на 1; получение предыдущего числа путем уменьшения числа на 1 | | ||
14 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | Сопоставление деятельности по увеличению, уменьшению на несколько единиц предметной совокупности, числа. | | ||
15 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Закрепление. | 1 | | |||
16 | Контрольная работа №1 по теме «Увеличение и уменьшение числа». | 1 | | |||
17 | Работа над ошибками. «Увеличение и уменьшение числа». | 1 | | |||
18 | Луч. | 1 | Луч: распознавание, называние. Дифференциация луча с другими линиями (прямой линией, отрезком). Построение луча с помощью линейки. Построение лучей из одной точки. | | ||
Сложение и вычитание без перехода через десяток - 21ч. | ||||||
19 | Сложение двузначного числа с однозначным числом | 1 | Сложение двузначного числа с однозначным (13 + 2). | | ||
20 | Обучение приёму сложения вида 13 +2. | 1 | | |||
21 | Увеличение двузначного числа на несколько единиц. Решение задач. | 1 | Составление и решение задач на увеличение числа на несколько единиц по предложенному сюжету, готовому решению, краткойзаписис использованием иллюстраций | | ||
22-23 | Переместительное свойство сложения. Сложение удобным способом. | 2 | Название компонентов и результата сложения. Переместительное свойство сложения, его использование при выполнении вычислений (2 + 13). | | ||
24-25 | Вычитание однозначного числа из двузначного числа. | 2 | Вычитание однозначного числа из двузначного (16 – 2). Название компонентов и результата вычитания. | | ||
26 | Увеличение и уменьшение двузначного числа на несколько единиц. | 1 | Сопоставление деятельности по увеличению, уменьшению двухзначного числа на несколько единиц предметной совокупности, числа. | | ||
27 | Получение суммы 20, вычитание из 20. Составление и решение задач. | 1 | Получение суммы 20 (15 + 5). Вычитание однозначного числа из 20 (20 – 5). Составление и решение задач на уменьшениеи увеличение числа на несколько единиц по предложенному сюжету, готовому решению, краткойзаписис использованием иллюстраций. | | ||
28-30 | Получение суммы 20, вычитание из 20. | 3 | Получение суммы 20 (15 + 5). Вычитание однозначного числа из 20 (20 – 5). | | ||
31 | Вычитание двузначного числа из двузначного. Обучение приёму вычитания вида 17– 12. | 1 | Вычитание двузначного числа из двузначного числа (17 – 12). | | ||
32-33 | Вычитание двузначного числа из двузначного. Решение примеров и задач. | 2 | Составление и решение примеров на основе взаимосвязи сложения и вычитания (16 + 3; 19 – 3; 19 – 16). | | ||
34 | Обучение приёму вычитания вида 20– 14. | 1 | Вычитание двузначного числа из двузначного числа (20 – 14). | | ||
35-36 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение примеров и задач. | 2 | Сопоставление деятельности по увеличению, уменьшению числа на несколько единиц предметной совокупности, числа. | | ||
37 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение примеров и задач. | 1 | | |||
38 | Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание без перехода через десяток» | 1 | | |||
39 | Работа над ошибками по теме «Сложение и вычитание без перехода через десяток» | 1 | | |||
Сложение чисел с числом 0. – 2 ч. | ||||||
40-41 | Сложение чисел с числом 0. | 2 | Нуль как компонент сложения (3 + 0 = 3, 0 + 3 = 3). Нуль как результат вычитания двузначных чисел в пределах 20 (15 – 15 = 0). Сравнение двузначных чисел с 0 (в пределах 20) | | ||
Угол - 1ч. | ||||||
42 | Угол. Элементы угла. Виды углов. Вычерчивание углов. | 1 | Угол: распознавание, называние. Нахождение углов в предметах окружающей среды. Получение угла путем перегибания листа бумаги. Элементы угла: вершина, стороны. Дифференциация угла с другими геометрическими фигурами (треугольником, прямоугольником, квадратом). | | ||
| Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин | 12 | | | ||
43-44 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости. | 2 | Сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении стоимости (в пределах 20 р.). Составление и решение арифметических задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении стоимости, с использованием понятий «дороже», «дешевле». Решение задач на расчет сдачи при покупке товара. | | ||
45-46 | Действия с числами, полученными при измерении длины. | 2 | Сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении длины (в пределах 20 см). Составление и решение арифметических задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении длины, с использованием понятий «длиннее», «короче». | |||
47-48 | Действия с числами, полученными при измерении массы. | 2 | Сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении массы (в пределах 20 кг). Сравнение чисел, полученных при измерении массы. Составление и решение арифметических задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении массы, с использованием понятий «тяжелее», «легче». | | ||
49 | Действия с числами, полученными при измерении ёмкости. | 1 | Сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении емкости (в пределах 20 л). Сравнение чисел, полученных при измерении емкости | | ||
50-51 | Меры времени. Сутки, неделя. Действия с числами, полученными при измерении времени. | 2 | Сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении времени. Сравнение чисел, полученных при измерении времени. Знакомство с мерой времени – часом. Запись: 1 ч. Прибор для измерения времени – часы. Циферблат часов, минутная и часовая стрелки. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч | | ||
52 | Мера времени - час. Обозначение: 1ч. Измерение времени по часам. | 1 | | |||
53 | Контрольная работа №3 по теме: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении (меры)». | 1 | Сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении. Сравнение чисел, полученных при измерении (меры). | | ||
54 | Работа над ошибками. Повторение по теме: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении(мер)». | 1 | | |||
| Сложение и вычитание без перехода через десяток (все случаи) | 6 | | | ||
55-59 | Сложение и вычитание без перехода через десяток (все случаи) | 5 | Сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при счете и при измерении величин (все случаи). Краткая запись арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка), увеличения на несколько единиц (с отношением «больше на …»), уменьшения на несколько единиц (с отношением «меньше на …»). Запись решения задачи. Запись ответа задачи. | | ||
60 | Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание без перехода через десяток (все случаи)» | 1 | | |||
| Виды углов | 2 | | | ||
61 | Прямой угол. Построение прямого угла. | 1 | Прямой угол. Получение прямого угла путем перегибания листа бумаги. Знакомство с чертежным угольником. Построение прямого угла с помощью чертежного угольника. | | ||
62 | Виды углов. Острый, тупой угол. | 1 | Острый угол. Тупой угол. Сравнение острого и тупого углов с прямым углом. Определение вида углов с помощью чертежного угольника | | ||
| Составные арифметические задачи | 4 | | | ||
63 | Знакомство с составной арифметической задачей. | 1 | Составление составной арифметической задачи из двух простых арифметических задач: на нахождение суммы, разности (остатка). Краткая запись составной задачи. Запись решения составной задачи в два арифметических действия. Запись ответа задачи. Составные арифметические задачи в два действия, состоящие из простых задач на нахождение суммы, разности (остатка). | | ||
64-65 | Краткая запись составных задач и их решение. | 2 | | |||
66 | Решение примеров. Дополнение до 10. | 1 | | |||
| Сложение с переходом через десяток | 23 | | | ||
67-68 | Прибавление чисел 2, 3, 4. | 2 | Прибавление чисел 2, 3, 4. Сложение однозначных чисел с числами 2, 3, 4 с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа | | ||
69-72 | Прибавление числа 5. | 4 | Прибавление числа 5. Сложение однозначных чисел с числом 5 с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа. Составление составной арифметической задачи из двух простых арифметических задач: на уменьшение, увеличение числа на несколько единиц (с отношением «меньше на …», «больше на …») и на нахождение суммы. Краткая запись составной задачи. Запись решения составной задачи в два арифметических действия с вопросами. Составные арифметические задачи в два действия, состоящие из простых задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «больше на …», «меньше на …») и на нахождение суммы. | | ||
73-75 | Прибавление числа 6. | 3 | Прибавление числа 6. Сложение однозначных чисел с числом 6 с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа. Определение видов углов на глаз с последующей проверкой с помощью чертежного угольника. | | ||
76-78 | Прибавление числа 7. | 3 | Прибавление числа 7. Сложение однозначных чисел с числом 7 с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа. Составление и решение составных арифметических задач по краткой записи и предложенному сюжету. Сопоставление простых и составных арифметических задач, дифференциация способов их решения | | ||
79-81 | Прибавление числа 8. | 3 | Прибавление числа 8. Сложение однозначных чисел с числом 8 с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа | | ||
82-83 | Прибавление числа 9. | 2 | Прибавление числа 9. Сложение однозначных чисел с числом 9 с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа | | ||
84 | Таблица сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | Состав двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел. Таблица сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток | | ||
85-87 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. | 3 | | |||
88 | Контрольная работа №4 по теме «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток» | 1 | | |||
89 | Работа над ошибками по теме «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток» | 1 | | |||
| Четырехугольники | 4 | | | ||
90 | Четырёхугольники: квадрат. Свойства квадрата. | 1 | Элементы квадрата: углы, вершины, стороны. Свойства углов и сторон квадрата. Построение квадрата по точкам (вершинам) на бумаге в клетку. | | ||
91 | Четырёхугольники: квадрат. Построение квадрата. | 1 | | |||
92 | Прямоугольник. Свойства прямоугольника. | 1 | Элементы прямоугольника: углы, вершины, стороны. Свойства углов и сторон прямоугольника. Построение прямоугольника по точкам (вершинам) на бумаге в клетку. Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Элементы четырехугольников | | ||
93 | Прямоугольник. Построение прямоугольника. | 1 | | |||
| Вычитание с переходом через десяток | 20 | | | ||
94-95 | Вычитание чисел 2,3,4. | 2 | Вычитание чисел 2, 3, 4. Вычитание чисел 2, 3, 4 из двузначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения вычитаемого на два числа | | ||
96-98 | Вычитание числа 5. | 3 | Вычитание числа 5. Вычитание числа 5 из двузначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения вычитаемого на два числа | | ||
99-101 | Вычитание числа 6. | 3 | Вычитание числа 6. Вычитание числа 6 из двузначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения вычитаемого на два числа | | ||
102-104 | Вычитание числа 7. | 3 | Вычитание числа 7. Вычитание числа 7 из двузначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения вычитаемого на два числа | | ||
105-107 | Вычитание числа 8. | 3 | Вычитание числа 8. Вычитание числа 8 из двузначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения вычитаемого на два числа. | | ||
108-110 | Вычитание числа 9. | 3 | Вычитание числа 9. Вычитание числа 9 из двузначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения вычитаемого на два числа | | ||
111 | Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток | 1 | Вычитание однозначного числа (2-9) из двузначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения вычитаемого на два числа | | ||
112 | Контрольная работа №5 по теме: «Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток». | 1 | | |||
113 | Работа над ошибками по теме: «Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток». | 1 | | |||
| Треугольник | 1 | | | ||
114 | Треугольник. Построение треугольника по трем точкам (вершинам) | 1 | Элементы треугольника: углы, вершины, стороны. Построение треугольника по точкам (вершинам) на бумаге в клетку | | ||
| Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи) | 8 | | | ||
115 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числом 11. | 1 | Сложение и вычитание с переходом через десяток на основе знания состава двузначных чисел (11–18) из двух однозначных чисел (с опорой на таблицу сложения). Составление и решение примеров на сложение и вычитание с переходом через десяток на основе переместительного свойства сложения и взаимосвязи сложения и вычитания (8 + 3; 3 + 8; 11 – 8; 11 – 3) | | ||
116 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числом 12. | 1 | | |||
117 | Сложение и вычитание с переходом через десяток Все случаи с числом 13. | 1 | | |||
118 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числом 14. | 1 | | |||
119 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числами 11,12,13, 14. | 1 | | |||
120-121 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числами 15, 16. | 2 | | |||
122 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числами 17,18,19. | 1 | | |||
| Меры времени | 4 | | | ||
123 | Меры времени: неделя, сутки, час. | 1 | Измерение времени по часам с точностью до получаса | | ||
124-125 | Меры времени. Знакомство с часами. | 2 | | |||
126 | Меры времени. Определение времени по часам. | 1 | | |||
| Деление на две равные части | 4 | | | ||
127 | Деление предметных совокупностей на 2 равные части. | 1 | Практическое деление предметных совокупностей на две равные части (поровну) | | ||
128 | Деление на две равные части. Решение задач. | 1 | | |||
129 | Контрольная работа №6 по теме: «Сложение и вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток». | 1 | Решение примеров на сложение и вычитание с переходом через десяток. | | ||
130 | Работа над ошибками по теме: «Сложение и вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток». | 1 | | |||
| Второй десяток. Нумерация. Повторение. | 16 | | | ||
131-136 | Нумерация второго десятка. Следующее и предыдущее число. | 6 | Числовой ряд в пределах 20. Место каждого числа в числовом ряду. Получение следующего, предыдущего чисел. Однозначные, двузначные числа. Десятичный состав чисел 11–20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание в пределах 20 на основе десятичного состава чисел (10 + 3; 3 + 10; 13 – 3; 13 – 10), присчитывания и отсчитывания единицы (12 + 1; 1 + 12; 13 – 1), с использованием переместительного свойства сложения. Простые и составные арифметические задачи, содержащие отношения «больше на …», «меньше на …» | | ||
137 | Линии: прямая, кривая, отрезок, луч. | 1 | Линии: прямая, кривая, луч, отрезок; их узнавание, называние, дифференциация Построение прямых линий через одну точку. Построение лучей из одной точки. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Сравнение отрезков по длине. Построение отрезка, равного по длине данному отрезку (такой же длины). Сравнение чисел, полученных при измерении длины одной мерой | | ||
138-142 | Решение примеров и задач с именованными числами. | 5 | Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время), единицы измерения величин (меры). Сравнение чисел, полученных при измерении величин одной мерой. Сравнение предметов по длине, массе, емкости. Размен, замена монет. Дифференциация чисел, полученных при счете предметов и при измерении величин. Дифференциация чисел, полученных при измерении разных величин Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин одной мерой. Сравнение длины отрезков с 1 дм. Решение, составление простых арифметических задач на нахождение разности (остатка) (с числами, полученными при измерении величин). Решение арифметических задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении времени, с использованием понятий «раньше», «позже» | | ||
143-144 | Линии. Пересечение линий. | 2 | Пересечение линий (прямых, кривых). Пересекающиеся и непересекающиеся линии: распознавание, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий. Нахождение пересечения линий в окружающей среде: пересекающиеся дороги, перекресток; непересекающиеся дороги (проезжая часть дороги и тротуар); правила безопасного поведения на дороге | | ||
145 | Контрольная работа №7 по теме «Второй десяток. Нумерация» | 1 | Сложение и вычитание в пределах 20. Решение простых и составных арифметических задач, содержащие отношения «больше на …», «меньше на …» | | ||
146 | Работа над ошибками по теме «Второй десяток. Нумерация» | 1 | | |||
| Сложение и вычитание чисел второго десятка | 10 | | | ||
147 - 153 | Сложение и вычитание без перехода через десяток | 7 | Сложение и вычитание двузначного числа с однозначным (13 + 2; 2 + 13; 13 – 2; 18 + 2; 20 - 2). Вычитание двузначных чисел (18 – 12; 20 – 12). Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц, с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения). Упорядочение чисел в пределах 20. Составление простых и составных задач по краткой записи, их решение. Построение отрезка, длина которого больше (меньше) длины данного отрезка (с отношением «длиннее на … см», короче на … см»). Построение пересекающихся, непересекающихся линий. Нуль как результат вычитания (15 – 15), компонент сложения (15 + 0; 0 + 15). Нуль как компонент вычитания (3 – 0 = 3) | | ||
154 | Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание без перехода через десяток» с.35 | 1 | Сложение и вычитание двузначного числа с однозначным. Вычитание двузначных чисел. Упорядочение чисел в пределах 20. Решение простых и составных задач. | | ||
155 | Работа над ошибками «Сложение и вычитание без перехода через десяток» | 1 | | |||
154 | Точка пересечения линий. | 1 | Точка пересечения, ее нахождение при пересечении линий | | ||
| Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток | 21 | | | ||
155 - 160 | Сложение с переходом через десяток | 6 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа. Таблица сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Присчитывание по 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20. Построение пересекающихся отрезков; нахождение точки пересечения, обозначение ее буквой | | ||
161 | Контрольная работа № 9 по теме «Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток» с. 48 | 1 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. | | ||
162 | Работа над ошибками «Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток» | 1 | | |||
163-168 | Вычитание с переходом через десяток | 6 | Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения вычитаемого на два числа. Отсчитывание по 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20. Определение видов углов на глаз с последующей проверкой с помощью чертежного угольника | | ||
169 | Контрольная работа № 10 по теме «Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток» с. 59 | 1 | Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток.. | | ||
170 | Работа над ошибками «Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток» | 1 | | |||
171-173 | Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи) | 3 | Использование таблицы сложения на основе состава двузначных чисел (11–18) из двух однозначных при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток. Составление и решение примеров на сложение и вычитание с переходом через десяток на основе переместительного свойства сложения и взаимосвязи сложения и вычитания (8 + 3; 3 + 8; 11 – 8; 11 – 3) | | ||
174 - 175 | Скобки. Порядок действий в примерах со скобками. | 2 | Знакомство со скобками. Порядок действий в примерах со скобками | |
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект
1. Алышева Т. В.Математика. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб.пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные ощеобразоват. программы / Т. В. Алышева. ― М.: Просвещение, 2020. ― 363 с. (электр. вариант)
2. Математика 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 ч. Ч.1 / Т.В. Алышева. М.: Просвещение, 2012.
3. Математика 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 ч. Ч.2 / Т.В. Алышева. М.: Просвещение, 2012. - 128с.
4. Математика:3 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1. / Т.В. Алышева. М.: Просвещение, 2019 г. – 136 с.
5. Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов спец. образов.учрежденийVIII вида: пособие для учителя. М.: «Просвещение», Москва, 2005. – 221 с.
6. Математика: коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы / авт.-сост. А. А. Шабанова.- Волгоград: Учитель, 2007.
7. Математика: коррекционно-развивающие задания и упражнения / авт .сост. Е. П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2009.
8. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекцион-ной) школе VIII вида: Учебник для студентов дефектологического факультета педвузов. 4-е изд., переработанное – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков, калькуляторов и другие средства;
демонстрационный материал — измерительные инструменты и приспособления: линейки, циркули, наборы угольников, метр);
демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел;
электронные игры развивающего характера.
Технические средства обучения – ноутбук
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/, http://www.it-n.ru/ .
Требования к оценке знаний, умений
Знания, умения и навыки по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо комбинированными.
Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение требовалось:
25-40 минут, причем за указанное время обучающиеся не только должны выполнить работу, но и проверить её.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи или 1-2 простые задачи и составная (начиная со 2 класса), или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с 3 класса), математический диктант, сравнение чисел и математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценке письменных работ, обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по образцу. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Отметка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
отметка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;
отметка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;
отметка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть других заданий;
отметка «2» может выставляться полное отсутствие правильного решения.
При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
отметка «5» ставится, если все задания выполнено правильно.
отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
отметка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
отметка «2» может выставляться за полное отсутствие правильного решения.
Критерии оценки по результатам индивидуального и фронтального опроса по математике
Отметка «5» ставится ученику, если он: даёт правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
правильно узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертёжного инструментов, умеет объяснять последовательность работ.
Отметка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
с незначительной помощью учителя правильно узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочёты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученики на существенных особенностях задания, приёмах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
Отметка «3» ставится ученику, если он:
при незначительной помощи учителя или учащихся класса даёт правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
производит вычисления с опорой на различные виды счётного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя, или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приёмов её выполнения.
Отметка «2» не выставляется
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Контрольно измерительный материал по курсу
Контрольная работа №1 по теме «Увеличение и уменьшение числа».
с.78 Математика 2 класс. 1 часть.
Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание без перехода через десяток» с.104 Математика 2 класс. 1 часть.
Контрольная работа №3 по теме: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».с. 127 Математика 2 класс. 1 часть.
Контрольная работа №4 по теме «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток» с. 56. Математика 2 класс. 2 часть.
Контрольная работа №5 по теме: «Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток».с. 90. Математика 2 класс. 2 часть.
Контрольная работа №6 по теме: «Сложение и вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток».с. 115. Математика 2 класс. 2 часть.
Контрольная работа №7 по теме «Второй десяток. Нумерация».с. 11. Математика 3 класс.
Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание без перехода через десяток» с.26. Математика 3 класс.
Контрольная работа № 9 по теме «Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток».с.48. Математика 3 класс.
Контрольная работа № 10 по теме «Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток».с.59. Математика 3 класс.