12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Филонова Надежда Владимировна2070
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«МАТЕМАТИКА»

для учащихся 5 класса (VIII вид)

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике разработана для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида», программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, 5-9 кл., сборник №1 под редакцией В.В. Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2000.

Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида.

Рабочая программа представлена элементарной математикой и в её структуре геометрическими понятиями. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений детей по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях (профессиях) по труду. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть учащихся на пути освоения ими элементов логического мышления. Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин учебного плана: трудового обучения, истории, географии, природоведения, биологии, физической культуры, изобразительного искусства.

Цели:

- дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

- развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;

Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Обучение математики должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

Программа определяет оптимальный объём знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников.

Учащимся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении математических знаний, дают посильные для них задания. Они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать лёгкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя).

На изучение математики в 5 классе по учебному плану выделено 5 часов в неделю.

Всего за учебный год – 175 часов

Исходя из целей специальной (коррекционной) школы VIII вида, математика решает следующие задачи:

формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;

максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.

Распределение математического материала по классам представлено концентрически с учётом познавательных возрастных и коммуникативных возможностей учащихся, поэтому в процессе обучения используется постепенный переход от практического обучения в 5-6 классах к практико-теоретическому в 7-9 классах. Повторение изученного материала сочетается с постоянной подготовкой к восприятию новых знаний.

Программа составлена с учётом дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объём знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников и позволяет учитывать особенности тех учащихся, которые отстают от одноклассников в усвоении знаний.

Формы и методы обучения:

Методы рассказа, беседы, самостоятельной работы, изложения знаний, работа по учебнику или другим печатным материалам, наблюдение, демонстрация предметов, измерение, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение знаний.


 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

Класс единиц, разряды в классе единиц;

Десятичный состав чисел в пределах 1000;

Единицы измерения длины. Массы, времени; их соотношения;

Римские цифры;

Дроби, их виды;

Виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.

Учащиеся должны уметь:

Выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);

Читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;

Считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;

Выполнять сравнение чисел (больше – меньше) в пределах 1000;

Выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;

Выполнять умножение числа на 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;

Выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;

Умножать и делить на однозначное число;

Получать. Обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;

Решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составленные задачи в три арифметических действия;

Уметь строить треугольник по трём заданным сторонам;

Различать радиус и диаметр.

Примечание:

Обязательно:

Продолжать складывать и вычитать числа в пределах 100 с переходом через десяток письменно;

Овладеть табличным умножением и делением;

Определять время по часам тремя способами;

Самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге;

Не обязательно:

Решать наиболее трудные случаи вычитания чисел в пределах 1000 (510-183; 503-138)

Решать арифметические задачи в два действия самостоятельно ( в два, три действия решать с помощью учителя)

Чертить треугольник по трём данным сторонам.


 

Межпредметные связи: трудовое обучение, история, естествознание, география, рисование, чтение, русский язык.

Формы и методы обучения:

Методы рассказа, беседы, самостоятельной работы, изложения знаний, работа по учебнику или другим печатным материалам, наблюдение, демонстрация предметов, измерение, вычерчивание геометрических фигур, нахождение числовых значений выражений, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение знаний, применение новых технологий.

Краткое содержание основных тем:

Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.

Нумерация чисел в пределах 1000. получение круглых сотен в пределах 1000, сложение и вычитание круглых сотен.

Получение трёхзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трёхзначных чисел на сотни, десятки и единицы.

Разряды: единицы, десятки, сотни, класс единиц.

Счёт до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; 5, 50, 500; по 25, 250 устно, письменно, с использованием счётов. Изображение трёхзначных чисел на калькуляторе.

Округление чисел до десятков, сотен, знак =.

Сравнение чисел в том числе разностное, кратное (лёгкие случаи).

Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.

Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1г, 1т), соотношения: 1м = 1000 мм, 1 км = 1000 м, 1 кг = 1000 г, 1 т = 1000 кг, 1 т = 10 ц. денежные купюры, размен, замена, нескольких купюр одной.

Единицы измерения времени: год (1 год) соотношения: 1 год = 365, 366 сут. Високосный год.

Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины: (55 см ±19 см; 55 см ± 45см;1м -45см; 8м55см ± 3м19см; 4м 55см ±

3м).

Римские цифры. Обозначение чисел I – XII.

Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка.

Умножение числа на 100. знак умножения (×) деление на 10, 100 без остатка и с остатком. Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.

Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40.2; 400.2; 420.2; 40:2;300:3; 480:4; 450:5), полных двузначных и трёхзначных чисел без перехода через разряд (24.2; 243.2; 48:4; 488:4 и т.п.).

Письменное умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.

Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называние, обозначение.

Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.

Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составные арифметические задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями.


 


 


 


 


 

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

 

Нумерация чисел в пределах 100. Таблица классов и разрядов.

1

   

 

Сложение и вычитание чисел.

1

   

 

Табличное умножение и деление чисел.

1

   

 

Сравнение чисел.

1

   

 

Умножении и деление чисел.

1

   

 

Нахождение неизвестного слагаемого.

1

   

 

Нахождение неизвестного уменьшаемого.

1

   

 

Нахождение неизвестного вычитаемого.

1

   

 

Нахождение неизвестной величины.

     

 

Проверочная работа: «Нахождение неизвестной величины».

1

   

 

Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд.

1

   

 

Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд.

1

   

 

Контрольная работа № 1 «Нахождение неизвестной величины. Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд».

1

   

 

Работа над ошибками.

1

   

 

Линия, отрезок, луч.

     

 

Углы.

     

 

Многоугольники.

     

 

Нумерация в пределах 1000.

1

   

 

Таблица классов и разрядов.

     

 

Чтение и запись трёхзначного числа.

1

   

 

Получение круглых сотен в пределах 1000.

1

   

 

Получение трёхзначных чисел из сотен, десятков, единиц.

1

   

 

Разложение трёхзначных чисел на сотни, десятки, единицы.

1

   

 

Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.

1

   

 

Округление чисел до десятков и сотен.

1

   

 

Сравнение чисел.

1

   

 

Определение количества разрядных единиц.

1

   

 

Римская нумерация.

1

   

 

Меры длины.

1

   

 

Меры массы.

1

   

 

Меры стоимости.

1

   

 

Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости.

1

   

 

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости.

1

   

 

Сложение и вычитание круглых сотен и десятков.

1

   

 

Сложение и вычитание круглых сотен и десятков.

1

   

 

Сложение и вычитание круглых сотен и десятков.

1

   

 

Сложение и вычитание без перехода через разряд

1

   

 

Сложение и вычитание круглых сотен и десятков.

1

   

 

Сложение и вычитание без перехода через разряд

     

 

Сложение и вычитание без перехода через разряд.

1

   

 

Сложение и вычитание без перехода через разряд.

1

   

 

Сложение и вычитание без перехода через разряд.

1

   

 

Сложение и вычитание без перехода через разряд.

1

   

 

Сложение и вычитание без перехода через разряд.

1

   

 

Повторительно обобщающий урок «Сложение и вычитание без перехода через разряд».

1

   

 

Контрольная работа № 3 «Сложение и вычитание без перехода через разряд».

1

   

 

Работа над ошибками. Периметр многоугольника.

1

   

 

Решение задач на нахождение периметра.

1

   

 

Треугольники.

1

   

 

Различение треугольников по видам углов.

1

   

 

Различение треугольников по длинам сторон.

1

   

 

Практическая работа на построение треугольников.

1

   

 

Проверочная работа: «Периметр треугольника, построение треугольников».

1

   

 

Разностное сравнение чисел.

1

   

 

Разностное сравнение чисел.

1

   

 

Кратное сравнение чисел.

1

   

 

Разностное и кратное сравнение чисел.

1

   

 

Сложение в пределах 1000 с переходом через разряд.

1

   

 

Сложение в пределах 1000 с переходом через разряд.

1

   

 

Сложение в пределах 1000 с переходом через разряд.

1

   

 

Сложение в пределах 1000 с переходом через разряд.

1

   

 

Сложение в пределах 1000 с переходом через разряд.

1

   

 

Вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.

1

   

 

Вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.

1

   

 

Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.

1

   

 

Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.

1

   

 

Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.

1

   

 

Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.

1

   

 

Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.

1

   

 

Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа.

1

   

 

Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа.

1

   

 

Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа.

1

   

 

Образование дробей.

1

   

 

Образование дробей.

1

   

 

Числитель и знаменатель дроби.

1

   

 

Сравнение дробей.

1

   

 

Правильные дроби.

1

   

 

Неправильные дроби.

1

   

 

Проверочная работа: «Обыкновенные дроби».

1

   

 

Умножение чисел на 10, 100.

1

   

 

Деление чисел на 10, 100.

1

   

 

Умножение и деление чисел на 10, 100.

1

   

 

«Умножение и деление чисел на 10, 100».

1

   

 

Самостоятельная работа: Умножение и деление чисел на 10, 100.

1

   

 

Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы. Замена крупных мер мелкими.

1

   

 

Замена крупных мер мелкими.

1

   

 

Замена мелких мер крупными.

1

   

 

Замена мелких мер крупными.

1

   

 

Повторительно обобщающий урок. «Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы».

1

   

 

Контрольная работа № 4. «Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы».

1

   

 

Работа над ошибками.

1

   

 

Меры времени. Год.

1

   

 

Умножение круглых десятков на однозначное число.

1

   

 

Деление круглых десятков на однозначное число.

1

   

 

Умножение круглых сотен на однозначное число.

1

   

 

Деление круглых сотен на однозначное число.

1

   

 

Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.

1

   

 

Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.

1

   

 

Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.

1

   

 

Проверочная работа: «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число».

1

   

 

Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

   

 

Деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

   

 

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

   

 

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

   

 

Повторительно обобщающий урок. «Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд».

1

   

 

Контрольная работа № 5 «Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд».

1

   

 

Работа над ошибками.

1

   

 

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

   

 

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

   

 

Сравнение чисел.

1

   

 

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

   

 

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

   

 

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

   

 

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

   

 

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

   

 

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

   

 

Решение составных примеров и задач.

1

   

 

Решение составных примеров и задач.

1

   

 

Решение составных примеров и задач.

1

   

 

Решение составных примеров и задач.

1

   

 

Решение составных примеров и задач.

1

   

 

Проверка умножения и деления.

1

   

 

Проверка умножения и деления.

1

   

 

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

   

 

Контрольная работа за III четверть

1

   

 

Работа над ошибками.

1

   

 

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

1

   

 

Умножение двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

   

 

Умножение двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

   

 

Умножение трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

   

 

Умножение трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

   

 

Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

   

 

Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

   

 

Деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

   

 

Деление трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

   

 

Деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

   

 

Деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

   

 

Деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

   

 

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

   

 

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

   

 

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

   

 

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

   

 

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

   

 

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

1

   

 

Повторительно обобщающий урок. «Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд».

1

   

 

Контрольная работа № 5 «Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд».

1

   

 

Работа над ошибками.

1

   

 

Построение треугольников.

1

   

 

Практическая работа: «Построение треугольников с помощью циркуля».

1

   

 

Круг, окружность. Линии в круге.

1

   

 

Круг, окружность. Линии в круге.

1

   

 

Масштаб.

1

   

 

Проверочная работа: «Построение треугольников и окружностей. Масштаб».

1

   

 

Повторение. Таблица классов и разрядов.

1

   

 

Контрольная работа за год.

1

   

 

Работа над ошибками.

1

   

 

Повторение. Сложение, вычитание, умножение и деление чисел.

1

   

 

Сложение и вычитание чисел. Повторение.

1

   

 

Сложение и вычитание чисел. Повторение.

1

   

 

Действия с величинами, полученными при измерении. Повторение.

1

   

 

Действия с величинами, полученными при измерении. Повторение.

1

   

 

Действия с величинами, полученными при измерении. Повторение.

1

   

 

Нахождение неизвестного числа. Повторение.

1

   

 

Нахождение неизвестного числа. Повторение.

1

   

 

Умножение и деление чисел. Повторение.

1

   

 

Умножение и деление чисел. Повторение.

1

   

 

Умножение и деление чисел. Повторение.

1

   

 

Умножение и деление чисел. Повторение.

1

   

 

Умножение и деление чисел. Повторение.

1

   

 

Проверочная работа. Повторение.

1

   

 

Сложение, вычитание, умножение и деление чисел. Повторение.

1

   

 

Сложение, вычитание, умножение и деление чисел. Повторение.

1

   

 

Сложение, вычитание, умножение и деление чисел. Повторение.

1

   

 

Сложение, вычитание, умножение и деление чисел.

1

   

 

Резерв

1

   


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список литературы.

Алышева Т.В. Математика учебник для 5 класса. – М.: Просвещение, 2005. - 271 с.

Антропов А.П., Ходот А.Ю. Математика учебник для 5 класса. - М.: Просвещение, 2008. - 400 с.

Беденко М.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике. – М.: Вако, 2005. – 224 с.

Бибина О.А. Изучение геометрического материала. – М.: Владос, 2005. - 136 с.

Волина В.В. Праздник числа. – М.: Знание,1994. – 336 с.

Гончарова Л.В. Математика. Предметные недели в школе. – Волгоград : Учитель, 2003. – 134 с.

Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике. – М.: Вако, 2006. – 400 с.

Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. - М.: Вако, 2007. - 122 с.

Капустина Г.М., Перова М.Н. Математика учебник для 5 класса. - М.: Просвещение, 2004. - 239 с.

Остапенко М.А. Выучить таблицу умножения? Это просто! – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008. – 64 с.

Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Владос,1999. – 408 с.

Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Проверочные и контрольные работы. – М.: Вентана-Граф. 2006. – 304 с.

Степурина С.Е. Математика 5-6 классы. Тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. Волгоград: Учитель, 2007, - 189 с.

Степурина С.Е. Математика.5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009. – 121 с.

Шалаева Г.П. Геометрические фигуры. – М.: Эксмо, 2003. – 63 с.

Фридман Л.М. Изучаем математику. – М.: Просвещение, 1995. – 255 с.

Эк В.В. Математика учебник для 8 класса. – М.: Просвещение, - 211 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.