Рабочая индивидуальная образовательная программа по математике (1 класс, УМК под ред. В.В. Воронковой)
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области « Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Рассмотрено на заседании МО учителей индивидуального обучения «___» ___________ 2016г. Протокол № _____ ____________________ |
Согласовано на методсовете «___» ___________ 2016г. Протокол № _____ зам. дир. по УР Ветохина И.В. |
Утверждена педсоветом школы-интерната № 1 «___» ___________ 2016г. Протокол № _____ |
Утверждена директором школы-интерната № 1 «___» ___________ 2016г. Приказ № _____ Маликова Н.А. |
РАБОЧАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ 1 КЛАССА
Зайцева Василия
на 2016 – 2017 учебный год.
Учитель: Рябокобыленко Е.Н.
Пояснительная записка
Тематическое планирование рассчитано на 3 часа в неделю, что составляет 95 учебных часа в год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Математика» 1кл. часть 1, часть 2: учеб. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2х частях / Т.В. Алышева – 2-е изд., - М.: « Просвещение»,2016г. Математика в коррекционной школе является одним из основных учебных предметов. Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос. Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Обучение математике должно носить практическую направленность, быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Основными целями начального обучения математике являются:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи обучения
дать представления об отрезке числового ряда от 1 до 2;
о компонентах и результатах сложения и вычитания;
о геометрических фигурах (четырехугольники: прямоугольник, квадрат; треугольник) и их элементах;
о прямой, кривой, отрезке;
научить выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 2;
использовать процесс обучения в целях коррекции недостатков познавательной деятельности;
воспитание трудолюбия, терпеливости и усидчивости.
социальная адаптация и реабилитация;
уточнение, расширение и активизация словарного запаса, совершенствование произносительной стороны речи.
Наряду с вышеуказанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Основные направления коррекционной работы: -развитие зрительного восприятия и узнавания; -развитие пространственных представлений и ориентации; -развитие основных мыслительных операций; -развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; -коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; -формирование и развитие речи учащихся; -коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок.
Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа, парная, групповая при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Неотъемлемой частью почти каждого урока являются устный счет и геометрический материал. Обязательным требованием к каждому уроку является организация самостоятельных работ, работа над ошибками, проверка домашних заданий. Учащиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всем классом, а самостоятельно выполняют более облегчѐнные варианты примеров, задач, других задач. Ведущие приѐмы и методы обучения математике: сравнение, нахождение сходства и различия, выделение существенных признаков, классификация и дифференциация, установление причинно - следственных связей между понятиями, материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечѐнное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа по работе с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Личностные и предметные результаты.
Личностные результаты.
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу первого класса учащийся научится:
называть и обозначать действия сложения и
вычитания;
-называть результаты сложения чисел в пределах 2и соответствующие случаи вычитания;
-вести счет как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 2;
-записывать и сравнивать числа в пределах 2;
-строить отрезок заданной длины.
К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:
-сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, вместимости;
-решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
-оценивать величины предметов на глаз.
Предметными результатами изучения курса являются:
-использование приобретѐнных математических знаний для описания
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
-овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счѐта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
-приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- выполнение устно и письменно арифметических действий с числами и числовыми выражениями, решение текстовых задач, выполнение и построение алгоритмов и стратегий в игре; исследование, распознавание и изображение геометрических фигур, работа с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками;
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»,
Основная образовательная программа начального общего образования.
Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год, принятый педагогическим советом.
Учебно - методическое обеспечение:
- учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в 2х частях Т.В. Алышева Математика М.: Просвещение, 2016г.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой.
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей.
-Дидактический материал по математике для учащихся 1 – 4 класса вспомогательной школы.
Для реализации программного содержания используются следующие учебно- методические средства обучения:
Дидактические наглядные материалы
Счеты, счетные палочки, раздаточный материал;
Математические веера;
Плакаты;
Раздаточные карточки;
Содержание учебного курса
№ |
Тема |
Элементы содержания темы |
Кол-во часов |
Пропедевтический период |
|||
1 |
Свойства предметов. |
Выделение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих определенными свойствами (цвет, размер, форма, назначение). Понимание смысла слов: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся). |
3 |
2 |
Сравнение предметов. Положение предметов в пространстве. Временные представления. Сравнение по возрасту. |
Больше, меньше, длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше, такой же (одинаковой, равной) длины, ширины и т.д. Тяжелее, легче, такой же (одинаковой, равной) массы ; сколько, много, мало, немного, несколько, больше, меньше, столько же, равное количество. Изменение количества предметов. Впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в , внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе. Крайний, первый, последний, перед, после, за, следом, за, следующий за. Сутки - утро, день, вечер, ночь; сегодня, завтра, на следующий день; рано, поздно; давно, недавно; медленно, быстро. Старше, моложе. |
23 |
3 |
Геометрические фигуры. |
Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1-2- точки. Шар, куб, брус, овал. |
7 |
Числа, величины. |
|||
4 |
Числа. Первый десяток. |
Название. Обозначение чисел от 1 до 2. Счет предметов. Нумерация чисел в пределах 2. Порядковые числительные, состав чисел. Число и цифра 0. Сравнение чисел (>;<). Сравнение чисел: больше, меньше, лишние. Следующее. Последующее, предыдущие числа. Единицы, недостающие единицы. Сложение и вычитание. Знаки +, — , =. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование). |
59 |
Календарно - тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Кол-во |
Планируемы |
результаты |
Деятельность учащегося |
Мониторинг |
часов с.р. |
Предметные |
Личностные |
||||||
1 четверть |
25 |
|||||||
1 |
Цвет, назначение предметов. |
3 |
1 |
Сравнивать и упорядочивать объектов по разным признакам. |
Принимать новый статус "ученик", внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ хорошего ученика. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя. |
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Осмысливают, запоминают. Работают с трафаретами. Раскрашивают, делают штриховку. |
||
2 |
Геометрический материал. Круг. |
3 |
1 |
|||||
3 |
Большой - маленький. |
3 |
Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам. |
|||||
4 |
Одинаковые. Равные по величине. |
3 |
1 |
|||||
5 |
Положение предмета в пространстве: слева - справа. |
3 |
1 |
Устанавливать пространственные отношения: справа-слева. |
||||
6 |
Положение предмета в пространстве: в середине, между. |
3 |
1 |
Устанавливать пространственные отношения. |
||||
7 |
Геометрический материал. Квадрат. |
3 |
1 |
Распознавать и изображать геом.фигуры. |
||||
8 |
Верху-внизу, выше-ниже, верхний-нижний, на, над, под. |
3 |
1 |
Устанавливать пространственные отношения. |
||||
9 |
Длинный - короткий. Длиннее - короче. Обводка полос в тетради. |
1 |
Сравнивать и упорядочивать объектов по разным признакам. Первичные представления о длине пути и расстоянии. |
|||||
2 четверть |
20 |
|||||||
10 |
Внутри, снаружи, в, рядом, около. |
3 |
1 |
Устанавливать пространственные отношения. |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. |
Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы. |
||
11 |
Знакомство с геометрической фигурой - треугольник. |
3 |
1 |
Распознавать и изображать геом.фигуры. |
Работают с геометрическим материалом. |
Практическая работа |
||
12 |
Широкий - узкий. Обводка полос в тетради по заданию. (широкая, узкая, равные). |
3 |
1 |
Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары. |
Работа с учебником, с тетрадью. |
Работа с карточками. |
||
13 |
Далеко -близко, дальше -ближе, к, от. |
3 |
1 |
Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары. |
Работа с учебником |
|||
14 |
Знакомство с геометрической фигурой - прямоугольник. |
3 |
1 |
Распознавать и изображать геом.фигуры. |
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. |
Практическая работа |
||
15 |
Высокий - низкий. |
3 |
1 |
Установление зависимости между величинами. |
||||
16 |
Глубокий - мелкий. |
2 |
1 |
Установление зависимости между величинами. |
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. |
|||
3 четверть |
26 |
|||||||
17 |
Впереди - сзади, перед, за. Первый - последний, крайний. После, следом, следующий за. |
3 |
1 |
Установление зависимости между величинами. |
||||
18 |
Операции с предметами множества: осталось, добавить, сложить. |
3 |
1 |
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. |
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. |
Знакомство с предметными множествами: осталось, добавить, сложить. |
||
19 |
Понятие толстый - тонкий. Уточнение и закрепление этих понятий. |
3 |
1 |
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных. |
||||
20 |
Сутки: утро, день, вечер, ночь. |
3 |
1 |
Первичные представления: части суток, времена года, раньше -позже, продолжительность. |
Принятие и освоение социальной роли уч-ся, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. |
Составлять режим дня. Выполнять упражнения. |
||
21 |
Сегодня, завтра, на следующий день. |
3 |
1 |
Упорядочивать события, располагая их в порядке следования |
Участвую в беседе, отвечают на вопросы. |
|||
22 |
Быстро, медленно. |
3 |
1 |
Устанавливать зависимости между величинами. |
||||
23 |
Понятия веса: тяжёлый -легкий. |
3 |
1 |
Устанавливать зависимости между величинами. |
Работают с предметами. |
Практическая работа |
||
24 |
Много - мало, несколько. Обводка в тетради по заданию: много, мало. |
3 |
1 |
Устанавливать зависимости между величинами. |
Работают с учебником, с тетрадью. |
|||
25 |
Один - много, ни одного. |
2 |
Восприятие математики как части общечеловеческой культуры. |
Работа с предметами. |
||||
4 четверть |
24 |
|||||||
26 |
Временные представления: молодой - старый. |
3 |
1 |
Начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
Составление предложений. |
|
||
27 |
Больше - меньше, столько же, одинаковое, равное количество. |
3 |
1 |
Сравнение предметов |
Сравнивают предметы. |
|||
28 |
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ. |
3 |
1 |
Следование в поведении социальных норм. |
||||
29 |
Первый десяток. Число и цифра 1. |
3 |
1 |
Счет предметов. Цифра 1. Число 1 как количественный признак единственности. |
Работа с учебником, с тетрадью. |
|||
30 |
Число и цифра 2. Состав числа два. |
3 |
1 |
Счет предметов. Цифра 2. Второй. Название, последовательность и запись чисел. |
Считают в пределах 2-х. |
|||
31 |
Сравнение предметных множеств 1,2. |
3 |
1 |
Счет предметов. |
Сравнивают предметы. |
|||
32 |
Геометрический материал. Шар. |
3 |
1 |
Обводят геометрические фигуры, штрихуют. |
Практическая работа |
|||
33 |
Повторение изученного. |
3 |
1 |
Повторяют изученное в 1 четверти. |
тест |