12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Артеменко Елена Николаевна93123 Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов. Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида» |
Рабочая индивидуальная образовательная программа по математике 1 класс
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области « Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Рассмотрено на заседании МО учителей индивидуального обучения «___» ___________ 2016г. Протокол № _____ ____________________ | Согласовано на методсовете «___» ___________ 2016г. Протокол № _____ зам. дир. по УР Ветохина И.В. | Утверждена педсоветом школы-интерната № 1 «___» ___________ 2016г. Протокол № _____ | Утверждена директором школы-интерната № 1 «___» ___________ 2016г. Приказ № _____ Маликова Н.А. |
РАБОЧАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ 1 КЛАССА
Зайцева Василия
на 2016 – 2017 учебный год.
Учитель: Рябокобыленко Е.Н.
Пояснительная записка
Тематическое планирование рассчитано на 3 часа в неделю, что составляет 95 учебных часа в год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Математика» 1кл. часть 1, часть 2: учеб. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2х частях / Т.В. Алышева – 2-е изд., - М.: « Просвещение»,2016г. Математика в коррекционной школе является одним из основных учебных предметов. Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос. Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Обучение математике должно носить практическую направленность, быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Основными целями начального обучения математике являются:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи обучения
дать представления об отрезке числового ряда от 1 до 2;
о компонентах и результатах сложения и вычитания;
о геометрических фигурах (четырехугольники: прямоугольник, квадрат; треугольник) и их элементах;
о прямой, кривой, отрезке;
научить выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 2;
использовать процесс обучения в целях коррекции недостатков познавательной деятельности;
воспитание трудолюбия, терпеливости и усидчивости.
социальная адаптация и реабилитация;
уточнение, расширение и активизация словарного запаса, совершенствование произносительной стороны речи.
Наряду с вышеуказанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Основные направления коррекционной работы: -развитие зрительного восприятия и узнавания; -развитие пространственных представлений и ориентации; -развитие основных мыслительных операций; -развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; -коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; -формирование и развитие речи учащихся; -коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок.
Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа, парная, групповая при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Неотъемлемой частью почти каждого урока являются устный счет и геометрический материал. Обязательным требованием к каждому уроку является организация самостоятельных работ, работа над ошибками, проверка домашних заданий. Учащиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всем классом, а самостоятельно выполняют более облегчѐнные варианты примеров, задач, других задач. Ведущие приѐмы и методы обучения математике: сравнение, нахождение сходства и различия, выделение существенных признаков, классификация и дифференциация, установление причинно - следственных связей между понятиями, материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечѐнное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа по работе с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Личностные и предметные результаты.
Личностные результаты.
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу первого класса учащийся научится:
называть и обозначать действия сложения и
вычитания;
-называть результаты сложения чисел в пределах 2и соответствующие случаи вычитания;
-вести счет как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 2;
-записывать и сравнивать числа в пределах 2;
-строить отрезок заданной длины.
К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:
-сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, вместимости;
-решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
-оценивать величины предметов на глаз.
Предметными результатами изучения курса являются:
-использование приобретѐнных математических знаний для описания
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
-овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счѐта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
-приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- выполнение устно и письменно арифметических действий с числами и числовыми выражениями, решение текстовых задач, выполнение и построение алгоритмов и стратегий в игре; исследование, распознавание и изображение геометрических фигур, работа с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками;
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»,
Основная образовательная программа начального общего образования.
Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год, принятый педагогическим советом.
Учебно - методическое обеспечение:
- учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в 2х частях Т.В. Алышева Математика М.: Просвещение, 2016г.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой.
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей.
-Дидактический материал по математике для учащихся 1 – 4 класса вспомогательной школы.
Для реализации программного содержания используются следующие учебно- методические средства обучения:
Дидактические наглядные материалы
Счеты, счетные палочки, раздаточный материал;
Математические веера;
Плакаты;
Раздаточные карточки;
Содержание учебного курса
№ | Тема | Элементы содержания темы | Кол-во часов |
Пропедевтический период | |||
1 | Свойства предметов. | Выделение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих определенными свойствами (цвет, размер, форма, назначение). Понимание смысла слов: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся). | 3 |
2 | Сравнение предметов. Положение предметов в пространстве. Временные представления. Сравнение по возрасту. | Больше, меньше, длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше, такой же (одинаковой, равной) длины, ширины и т.д. Тяжелее, легче, такой же (одинаковой, равной) массы ; сколько, много, мало, немного, несколько, больше, меньше, столько же, равное количество. Изменение количества предметов. Впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в , внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе. Крайний, первый, последний, перед, после, за, следом, за, следующий за. Сутки - утро, день, вечер, ночь; сегодня, завтра, на следующий день; рано, поздно; давно, недавно; медленно, быстро. Старше, моложе. | 23 |
3 | Геометрические фигуры. | Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1-2- точки. Шар, куб, брус, овал. | 7 |
Числа, величины. | |||
4 | Числа. Первый десяток. | Название. Обозначение чисел от 1 до 2. Счет предметов. Нумерация чисел в пределах 2. Порядковые числительные, состав чисел. Число и цифра 0. Сравнение чисел (>;<). Сравнение чисел: больше, меньше, лишние. Следующее. Последующее, предыдущие числа. Единицы, недостающие единицы. Сложение и вычитание. Знаки +, — , =. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование). | 59 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Кол-во | Планируемы | результаты | Деятельность учащегося | Мониторинг |
часов с.р. | Предметные | Личностные | ||||||
1 четверть | 25 | |||||||
1 | Цвет, назначение предметов. | 3 | 1 | Сравнивать и упорядочивать объектов по разным признакам. | Принимать новый статус "ученик", внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ хорошего ученика. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя. | Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Осмысливают, запоминают. Работают с трафаретами. Раскрашивают, делают штриховку. | ||
2 | Геометрический материал. Круг. | 3 | 1 | |||||
3 | Большой - маленький. | 3 | Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам. | |||||
4 | Одинаковые. Равные по величине. | 3 | 1 | |||||
5 | Положение предмета в пространстве: слева - справа. | 3 | 1 | Устанавливать пространственные отношения: справа-слева. | ||||
6 | Положение предмета в пространстве: в середине, между. | 3 | 1 | Устанавливать пространственные отношения. | ||||
7 | Геометрический материал. Квадрат. | 3 | 1 | Распознавать и изображать геом.фигуры. | ||||
8 | Верху-внизу, выше-ниже, верхний-нижний, на, над, под. | 3 | 1 | Устанавливать пространственные отношения. | ||||
9 | Длинный - короткий. Длиннее - короче. Обводка полос в тетради. | 1 | Сравнивать и упорядочивать объектов по разным признакам. Первичные представления о длине пути и расстоянии. | |||||
2 четверть | 20 | |||||||
10 | Внутри, снаружи, в, рядом, около. | 3 | 1 | Устанавливать пространственные отношения. | Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы. | ||
11 | Знакомство с геометрической фигурой - треугольник. | 3 | 1 | Распознавать и изображать геом.фигуры. | Работают с геометрическим материалом. | Практическая работа | ||
12 | Широкий - узкий. Обводка полос в тетради по заданию. (широкая, узкая, равные). | 3 | 1 | Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары. | Работа с учебником, с тетрадью. | Работа с карточками. | ||
13 | Далеко -близко, дальше -ближе, к, от. | 3 | 1 | Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары. | Работа с учебником | |||
14 | Знакомство с геометрической фигурой - прямоугольник. | 3 | 1 | Распознавать и изображать геом.фигуры. | Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. | Практическая работа | ||
15 | Высокий - низкий. | 3 | 1 | Установление зависимости между величинами. | ||||
16 | Глубокий - мелкий. | 2 | 1 | Установление зависимости между величинами. | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | |||
3 четверть | 26 | |||||||
17 | Впереди - сзади, перед, за. Первый - последний, крайний. После, следом, следующий за. | 3 | 1 | Установление зависимости между величинами. | ||||
18 | Операции с предметами множества: осталось, добавить, сложить. | 3 | 1 | Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Знакомство с предметными множествами: осталось, добавить, сложить. | ||
19 | Понятие толстый - тонкий. Уточнение и закрепление этих понятий. | 3 | 1 | Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных. | ||||
20 | Сутки: утро, день, вечер, ночь. | 3 | 1 | Первичные представления: части суток, времена года, раньше -позже, продолжительность. | Принятие и освоение социальной роли уч-ся, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. | Составлять режим дня. Выполнять упражнения. | ||
21 | Сегодня, завтра, на следующий день. | 3 | 1 | Упорядочивать события, располагая их в порядке следования | Участвую в беседе, отвечают на вопросы. | |||
22 | Быстро, медленно. | 3 | 1 | Устанавливать зависимости между величинами. | ||||
23 | Понятия веса: тяжёлый -легкий. | 3 | 1 | Устанавливать зависимости между величинами. | Работают с предметами. | Практическая работа | ||
24 | Много - мало, несколько. Обводка в тетради по заданию: много, мало. | 3 | 1 | Устанавливать зависимости между величинами. | Работают с учебником, с тетрадью. | |||
25 | Один - много, ни одного. | 2 | Восприятие математики как части общечеловеческой культуры. | Работа с предметами. | ||||
4 четверть | 24 | |||||||
26 | Временные представления: молодой - старый. | 3 | 1 | Начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. | Составление предложений. |
| ||
27 | Больше - меньше, столько же, одинаковое, равное количество. | 3 | 1 | Сравнение предметов | Сравнивают предметы. | |||
28 | Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ. | 3 | 1 | Следование в поведении социальных норм. | ||||
29 | Первый десяток. Число и цифра 1. | 3 | 1 | Счет предметов. Цифра 1. Число 1 как количественный признак единственности. | Работа с учебником, с тетрадью. | |||
30 | Число и цифра 2. Состав числа два. | 3 | 1 | Счет предметов. Цифра 2. Второй. Название, последовательность и запись чисел. | Считают в пределах 2-х. | |||
31 | Сравнение предметных множеств 1,2. | 3 | 1 | Счет предметов. | Сравнивают предметы. | |||
32 | Геометрический материал. Шар. | 3 | 1 | Обводят геометрические фигуры, штрихуют. | Практическая работа | |||
33 | Повторение изученного. | 3 | 1 | Повторяют изученное в 1 четверти. | тест |