Рабочая программа для домашнего обучения по «Обществознание» (9 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 75»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______/Т.И. Маркелова/ Протокол № 1 от «28» августа 2018г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР МОУ «СОШ № 75 » ___________/Е.А. Зубкова/ «30» августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ«СОШ № 75» __________/А.Н. Алтунин/ Приказ №__от «__»____________2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО обществознанию 9 класс (надомное обучение)
на 2018-2019 учебный год
учебник: Обществознание 9 класс : учеб, для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.] ; 2014. — 255 с.
учитель: Ефремова Ю. А.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «29» августа 2018г.
Саратов, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа надомного обучения по обществознанию в 9 классе составлена в соответствии с:
1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 (с изменениями и дополнениями 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.);
3. Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 75» Ленинского района города Саратова, утвержденная приказом по МОУ «СОШ № 75» от 03.07.2015 года № 357 «Об утверждении учебного плана на 2015/2016 учебный год в новой редакции, основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ № 75» в новой редакции, основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ № 75» в новой редакции, изменений в основную образовательную программу основного общего и среднего общего образования для 6-11 классов в рамках реализации БУП-2004 МОУ «СОШ № 75» на 2014-2020 годы»;
4. Учебный план на 2018/2019 учебный год и изменения и дополнения в основную образовательную программу основного общего и среднего общего образования для 6-11 классов в рамках реализации БУП-2004 МОУ «СОШ № 75» на 2014-2020 годы», утвержденные приказом по МОУ «СОШ № 75» от 30.03.2018 года № 162 «Об утверждении учебного плана на 2018/2019 учебный год, изменений в основную образовательную программу начального общего образования МОУ «СОШ № 75», изменений в основную образовательную программу основного общего образования МОУ «СОШ № 75», изменений в основную образовательную программу основного общего и среднего общего образования для 6-11 классов в рамках реализации БУП-2004 МОУ «СОШ № 75» на 2014-2020 годы»;
5. Положение о рабочих программах по предметам, утвержденное приказом по школе от 01.08.2016 года № 421;
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год», приказ Министерства образования и науки РФ от 10 июля 2013 года № 1067 «О внесении изменений в приказ об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год», приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 1067 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253», приказ Министерства образования и науки РФ от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
Цели обучения:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования, и самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи обучения:
- освоение «нового тела», физиологическая и психологическая полоидентичность;
- развитие абстрактного мышления;
- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
- становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке;
- выработка жизненной философии, системы ценностей;
- постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса «В чем мое призвание?».
Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»
Примерная программа основного общего образования по обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Обществознание») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе основного общего образования по обществознанию сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе.
«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы
Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-навыки смыслового чтения;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения:
-формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
-овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
-формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
-формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
-развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
-воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Содержание программы учебного курса обществознания для 9 класса
17 часов
Политика и социальное управление. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Право. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Экономика. Экономика и ее роль в жизни общества Экономические системы и собственность Рынок и рыночный механизм «Экономические цели и функции государства
УМК
Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и другие./ под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2015.
Обществознание 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др, под ред. Л.Н. Боголюбова/ автор-составитель С.Н. Степанько. – Волгоргад: Учитель, 2007.
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание /Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2002.
Литература для учащихся:
Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 9 ил.— М., 2002.
Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., i995. Кравченко А. И.
Обществознание: 9 ил.— М., 1999.
Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999.
Мушинский В. О. Обществозвание: 9 кл.— Ч. 1.— М., 2002.
Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001.
Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и классов с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и Л. Ф. Ивановой.— М., 1997.
Литература для учителя:
Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.
Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998.
Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.
Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988.
Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока, раздела | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Политика и власть | 1 | 3-8 сен | |
2 | Входящий контроль (тестирование) | 1 | 17-22 сен | |
3 | Государство. Политические режимы. | 1 | 1-6 окт | |
4 | Правовое государство. Гражданское общество и государство. | 1 | 15-20 окт | |
5 | Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения. | 1 | 6-10 ноя | |
6 | Контрольно-обобщающий урок. | 1 | 19-24 ноя | |
7 | Роль права в жизни человека, общества, государства. | 1 | 3-8 дек | |
8 | Правоотношения и субъекты права. | 1 | 17-22 дек | |
9 | Правонарушения и юридическая ответственность. Правоохранительные органы. | 1 | 14-19 янв | |
10 | Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. | 1 | 4-9 фев | |
11 | Права и свободы человека и гражданина. | 1 | 18-22 фев | |
12 | Гражданские правоотношения. Право на труд. | 1 | 4-7 мар | |
13 | Семейные правоотношения. Административные правоотношения. | 1 | 18-23 мар | |
14 | Уголовно-правовые отношения. Социальные права. | 1 | 8-13 апр | |
15 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | 22-27 апр | |
16 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 | 6-11 мая | |
17 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | 20-25 мая | |
Итого 17 ч.
Корректировка календарно-тематического планирования
№ пп | Тема | Количество часов по плану | Количество часов после корректировки | Примерная дата окончания изучения темы | Контроль изученного материала по теме | Примечания |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
13