Рабочая программа ОНР I уровень

15
0
Материал опубликован 2 November 2016

Пояснительная записка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад является звеном муниципальной системы образования города, обеспечивающим помощь семье в развитии детей дошкольного возраста с нарушениями речи, в охране и укреплении физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития речи.

Актуальность

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4-5 лет с І уровнем речевого развития.

Характеристика детей с ОНР I уровня.

Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания.

Данная рабочая учебная программа составлена на основании следующих программ:

- «От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез. 2010 г.

- «Программы коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» Нищевой Н. В. издательство «СПб.: Детство – ПРЕСС: 2007.

Цель коррекционного обучения: комплексное развитие всех сторон устной речи.

Основные задачи по выполнению компонентов рабочей учебной программы.

Федерального компонента:

Активизировать речь ребёнка в различных видах деятельности, развивать речевое общение.

Развивать и совершенствовать лексическую сторону речи.

Формировать грамматический строй речи.

Развивать и совершенствовать произносительную сторону речи, навык звукового анализа и синтеза.

Формировать и совершенствовать связную речь (диалогическую и монологическую).

Компонента ДОУ:

1. Выравнивание речевого и психофизиологического развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Национально-региональный компонент:

1.Включение материала по изучению особенностей национально-регионального компонента на основе лексических тем («Осень. Деревья», «Семья» « Дикие животные», «Домашние животные», и т.д.).

Для облегчения процесса коррекции используются сопутствующие формы обучения: консультации для родителей, родительские часы, совместные досуги и развлечения, экскурсии, конкурсы.

Основные формы предварительной работы: беседы, экскурсии, рассматривание картин, дидактические игры, индивидуальные занятия, логопедические игры.

Максимальный объем образовательной нагрузки на основе базисного учебного плана ДОУ

Занятия (непосредственно образовательная деятельность) проводятся, согласно учебному плану и расписанию, в кабинете учителя-логопеда в первой половине дня продолжительностью 15 минут:

в неделю – 3 раза

План индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий учителя-логопеда с детьми с ОНР.

Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики.

Формирование навыков речевого общения:

а) правильного физиологического и речевого дыхания;

б) силы голоса, ритма и темпа речи.

Развитие фонематического восприятия.

Расширение, обогащение и активизация пассивного и активного словаря.

Формирование лексико-грамматических категорий.

Формирование слоговой структуры слов.

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

Формирование навыков чтения.

Развитие связной речи.

Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса

 

 

 

 

Педагогический коллектив ДОУ представлен воспитателями, младшим воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, старшим воспитателем, заведующей и другими специалистами. Эта модель позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.

Для достижения оптимальных результатов используется календарно-тематическое планирование, в котором отражены: базовая программа, компонент ДОУ и национально-региональный компонент.

Срок реализации учебной программы по образовательной области «Коммуникация» (раздел «Развитие речи») – один год.

Требования к уровню подготовки воспитанников.

К концу года дети должны: I. Понимать:

обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, дикие птицы, животные, цветы);

личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они), и местоимения мой, наш.;

прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой);

предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, у, здесь, вот, тут, туда, вверху, внизу, впереди, сзади, высоко, низко, слева, справа).

II. Уметь:

различать гласные звуки по прин­ципу контраста: [а] — не [а], [у] [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э] — [у]; гласные, близкие по артикуляции [у] — [о];

согласовывать:

- прилагательные с существительны­ми мужского и женского рода единственного числа в имени­тельном падеже (большой мяч, маленькая груша);

- числительные один, два, три с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, одна кукла, одно ведерко, два жука, две куклы, два ведерка, три жука, три куклы, три ведерка);

- притяжательные местоимения с су­ществительными (моя книжка, мой мяч), правильно употреб­лять местоимения меня, мне;

образовывать и использовать в речи существитель­ные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -ник, -ок, -чек, -очк, -ечк, ~ен, -ят);

образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского родов в

именительном падеже (кот — коты, мяч - мячи, дом — дома, кукла — куклы, нога — ноги);

отвечать на вопросы по прослушан­ным сказкам.

Способы проверки знаний, умений и навыков

Мониторинг развития детей (обследование) проводится 2 раза в год (в сентябре и в мае)

Форма проведения: опрос с использованием альбома для логопеда.

Цель: исследование состояния: - звукопроизношения

- лексико-грамматических категорий

- связной речи

Основные задачи диагностики:

Получить информацию об уровне интеллектуального и речевого развития каждого ребёнка.

Создать условия для обучения и коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.

Диагностика проводится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

Методики: - О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Методики обследования развития речи дошкольников»;

- Марийский институт образования «Диагностика в коррекционном образовательном учреждении»;

- Н.В. Серебрякова «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста»;

Тестовый материал:

О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда», М, 1998 г.

Закревская О.В. Развивайся, малыш! Предметные картинки по развитию речи. К системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

Критерии оценки:

1 балл – требуется внимание специалиста;

2 балла – требуется корректирующая работа педагога;

3 балла – средний уровень развития;

4 балла – уровень развития выше среднего;

баллов – высокий уровень развития.

В начале года на каждого ребенка заполняются речевые карты - схема обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) Составители: Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха.

Полученные результаты обследования позволят сделать выводы и наметить перспективы нового подхода к коррекционной работе для более успешного обучения детей.

Список средств обучения

Технические средства обучения: магнитофон.

Учебно-наглядные пособия: - муляжи фруктов, овощей, животных;

- схемы артикуляционных упражнений;

- картинный материал по изучаемым темам;

- пособия для развития мелкой моторики (пазлы, мозаика, шнуровка и т. д)

3. Оборудование: настенное и индивидуальные зеркала, магнитная доска.

Список литературы

Для педагогов:

Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС: 2006. - 192 с.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2010 г.

Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС: 2007.

Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста. — СПб., 2003

М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» - М.: Просвещение, 1981.

Развитие речи. Вторая младшая группа. Разработки занятий. Жукова Р. А. – Волгоград: ИТД «Корифей».

Логопедия. Младшая группа. Разработка занятий. О. И. Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей».

Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. -4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.

Для воспитанников:

Учебная:

Колесникова Е. В. Раз – словечко, два – словечко: Рабочая тетерадь для детей 3-4 лет. – Изд. 2-е, перераб. – м.: Издательство «Ювента», 2006.

Детская художественная литература

Барто А. Л. Стихи. – М., 1998.

Золотые русские сказки. Колобок. – М., 2002.

Золотые русские сказки. Курочка Ряба. – М., 2002.

Золотые русские сказки. Репка. – М., 2002.

Золотые русские сказки. Теремок. – М., 2002.

Золотые русские сказки. Маша и Медведь. – М., 2002.

Календарно- тематический

план по образовательной области

Коммуникация

(раздел «Развития речи»)

В средней группе ОНР (от 4 до 5 лет)

Содержание программы

 

Звуковая культура речи (21 часов)

Лексико-грамматический строй (21 часов)

Связная речь (21 часов)

Развитие импрессивной речи

Воспитывать внимание к звукослоговой структуре слова. Учить различать на слух длинные и короткие слова.

Воспитывать внимание к звуковой стороне речи.

Формировать умение различать гласные звуки по прин­ципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э] — [у]; гласные, близкие по артикуляции:

[у] - [о].

Учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [6] — [н], [и] - [т], [п] - [г] и т.п.

Формировать умение различать слова, сходные по звуча­нию (кот — кит, дом — ком, миска — киска).

Развивать внимание к звукослоговой структуре слова в уп­ражнениях на различение длинных и коротких слов, на про­стукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.

Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые дей­ствия, признаки предметов. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

Учить понимать обобщающие слова (игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда, домашние птицы, дикие птицы, животные, цветы).

Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), определительного местоимения такой же, притяжательных прилагательных (мамин, папин) и местоимений мой, наш.

Учить различать глаголы и прилагательные, противопо-иожные по значению (надевать — снимать, завязывать — раз­вязывать, большой — маленький, длинный — короткий, широ­кий узкий, высокий — низкий).

Учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, у, здесь, вот, тут, туда, вверху, внизу, впереди, сзади, высоко, низко, слева, справа).

Формировать различение количественных числительных один, два, три).

Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода, понимать падежные окончания имен существи­тельных мужского и женского рода единственного числа в винительном, родительном, дательном, творительном, пред­ложном падежах; имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -чик, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят).

Учить дифференцировать формы единственного и мно­жественного числа глаголов, глаголы прошедшего времени по родам, возвратные и невозвратные глаголы.

Работать над различением падежных форм личных место­имений (меня, мне, тебя, тебе).

Формировать умение вслушиваться в речь. Развивать в ситуативной речи понимание простых предло­жений и коротких текстов (сказок, потешек).

Развитие экспрессивной речи

Формировать правильное речевое диафрагмальное дыха­ние и длительный ротовой выдох. Развивать длительность ре­чевого выдоха. Развивать силу, динамику и модуляцию голоса.

Развивать подражание речевым звукам.

Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикуляцию (четкость произношения) гласных звуков [а], [о], [у], [и] и согласных раннего онтогенеза: [м], [м'], [н], [н'], [п], [п`], [т],

Воспитывать правильный умеренный темп речи. Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.

Расширять, уточнять, активизировать номинативный сло­варь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: семья, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда, домашние птицы и животные, дикие птицы и животные, транспорт, цветы, насекомые. Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов.

Расширять и уточнять словарь за счет активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам.

Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет, свойства), величину, оценку.

Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они).

Обогатить активной словарь наречиями, обозначающими местонахождение предметов, сравнение, количество, оценку действий, ощущения.

 

Учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского родов в именительном падеже. Формировать умение образовывать и использовать в речи формы имен существительных мужского и женского родов в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем предложных конструкциях с простыми предлогами со значение пространственного расположения, направления действия (в, на, у).

Учить образовывать и использовать в речи существитель­ные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -ник, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят).

Формировать умение образовывать и использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе, инфинитива, глаголов изъявительного наклонения в единственном и множе­ственном числе настоящего времени.

Учить различать, образовывать и использовать формы гла­голов прошедшего времени мужского и женского рода, един­ственного и множественного числа.

Обучать согласованию прилагательных с существительны­ми мужского и женского рода единственного числа в имени­тельном падеже.

Формировать умение образовывать, использовать в речи и согласовывать с именами существительными мужского и жен­ского рода притяжательные прилагательные (мамин, папин).

Формировать умение согласовывать числительные один, два, три с существительными в роде и числе в именительном падеже.

Учить согласовывать притяжательные местоимения с су­ществительными (моя книжка, мой мяч), правильно употреб­лять местоимения меня, мне.

Формировать двусловное предложение, фразы с прямым до­полнением. Фор­мировать умение отвечать на поставленные вопросы по про­стым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это? Какая игрушка? Какие птички?), составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом.

Воспитывать потребность в речевом общении.

Формировать умение заканчивать фразу, учить договари­вать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упраж­нениях, стихотворениях.

Формировать умение отвечать на вопросы по прослушан­ным сказкам.

Учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной кар­инкам, по демонстрации действий.

Развивать умение передавать содержание знакомой сказки но серии картинок с помощью логопеда.

Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки.

Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику.

Комментарии
Комментариев пока нет.