Рабочая программа организации деятельности воспитателя с детьми 5–6 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 20 поселка Степной
муниципального образования Ейский район
Принята решением педагогического совета протокол от ______2021г. № 1 | Утверждена приказом заведующего МБДОУ ДСКВ № 20 пос. Степной МО Ейский район от _______2021г. № ____ ____________ ____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
организации деятельности воспитателя с детьми 5-6 лет, старшая группа компенсирующей направленности
разработана на основе Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 20 поселка Степной муниципального образования Ейский район на 2021 - 2022 учебный год
срок реализации программы (учебный год) – с 01.09.2021 г. по 31.08.2022 г.
Воспитатели: ___________________
поселок Степной, 2021 год
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Цель и задачи реализации Программы | 3 |
3. | Расписание музыки и физкультуры | 5 |
4. | Учебно-методический комплекс | 5 |
5. | Система физкультурно-оздоровительной работы | 6 |
6. | Режим дня | 8 |
7. | Комплексно-тематическое планирование | 11 |
8. | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 22 |
| Приложение: | |
| Циклограмма образовательной деятельности | |
Перспективный план образовательной деятельности | | |
Перспективный план взаимодействия с родителями (законными представителями) | | |
Календарный план воспитательной работы | |
1. Пояснительная записка
Рабочая Программа организации деятельности воспитателя с детьми 5-6 лет, старшая группа компенсирующей направленности (далее Программа) разработана в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 20 поселка Степной муниципального образования Ейский район на 2021 - 2022 учебный год (далее – АООП ДО), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) (далее – ФГОС ДО), а также с учётом следующих программ и методических пособий:
1. Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО». – Санкт-Петербург: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2019 2. Методическое пособие. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. Д.Н. Колдина - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. 2. Методическое пособие. Лепка и аппликация с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. Д.Н. Колдина - М .: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018 3. Парциальная программа музыкального воспитания «Ладушки», под редакцией И. Каплуновой И.М., Новоскольцевой И.А., СБ: «Невская НОТА», 2017 4. Куцакова Л.В., Конструирование из строительного материала: Старшая группа (5-6 лет), Москва, Мозаика-Синтез, 2017 5. «Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 5 до 6 лет)». О.М. Ельцова, А.В. Прокопьева – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2018. |
2. Цель и задачи реализации Программы
Целью данной Программы является построение системы работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте 5-6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов ДОО и родителей дошкольников.
Комплексность педагогического воздействия направлена выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, развития физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств дошкольников.
Задачи Программы
Образовательные области | Задачи |
Физическое развитие | - Совершенствовать работу по оздоровлению детей с использованием традиционных и нетрадиционных методик. - Обеспечить упорядоченное формирование и совершенствование двигательных навыков и умений наряду с оптимизацией развития у ребенка физической, физиологической и психической систем самозащиты, совокупность которых определяет его социальную дееспособность. |
Познавательное развитие | - Развивать творчество, исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования. - Формирование у детей дошкольного возраста правил поведения в быту, умения адекватно действовать в различных жизненных ситуациях. - Формирование у дошкольников навыков проектной деятельности |
Речевое развитие | - Владение речью как средством общения. Обогащение активного словаря. - Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. - Развитие речевого творчества. - Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. - Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. - Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. |
Социально-коммуникативное развитие | - Воспитывать патриотизм и толерантность. - Создание благоприятных условий и хорошего микроклимата для максимального развития личности каждого ребенка, формирования его готовности к дальнейшему развитию. - Обеспечить развитие личностных качеств ребенка при постепенном вхождении его в человеческую культуру средствами родного и иностранного языков, формировать нравственные качества личности ребенка через познание окружающего мира. - Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации. - Формирование уважительного отношения и чувства к малой родине Кубани. |
Художественно-эстетическое развитие | - Создать условия для развития творческой активности детей и эмоциональной сферы через все виды музыкальной деятельности, творческие способности через выразительные средства театрализованной игры. - Совершенствовать работу по конструированию и ручному труду с учетом регионального компонента - Обеспечить условия для творческой самореализации детей в изобразительной деятельности, приобщать к культурной сфере своего народа. |
Коррекционные задачи:
- Постоянно совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
- Закреплять произношение поставленных логопедом звуков.
- Обогащать, уточнять и активизировать отработанную лексику в соответствии с лексическими темами программы.
- Упражнять в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Развивать внимание, память, логическое мышление в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
- Формировать связную речь.
- Закреплять формирующиеся навыки звуко-слогового анализа и синтеза (закреплять навыки чтения и письма).
3. Расписание музыки и физкультуры
Дни недели | Направление деятельности | Время |
Понедельник | Физическая культура. | 10.20–10.40 |
Вторник | Музыка | 10.00–10.20 |
Среда | Физическая культура. | 10.00–10.20 |
Четверг | Музыка. | 10.00–10.20 |
Пятница | Физическая культура на свежем воздухе. | 15.45–16.05 |
Физическая культура на воздухе с детьми дошкольного возраста проводится при наличии погодных условий. В случае непогоды физкультурные занятия проводят в группе, в виде подвижных игр и упражнений.
4. Учебно-методический комплекс
Образовательные области | Перечень |
Социально- коммуникативное развитие | 1. Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО». – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2019 2. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. |
Познавательное развитие | 1. Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО». – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019 2. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Воронкевич О.А. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 3. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольников. Опыты, эксперименты, игры. Н.В. Нищева – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 4. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2017 5. Н.В. Нищева Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лет и с 5 до 6 лет)- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТСВО- ПРЕСС», 2018. 6. Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 5 до 6 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. |
Речевое развитие | 1. Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО». – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2019 2. О.М. Ельцова, А.В. Прокопьева «Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 5 до 6 лет)».– СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2018. |
Художественно-эстетическое развитие | 1. Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО». – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. 2. Дубровская Н. В. Цвет творчества. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. От 5 до 6 лет (старшая группа). — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2016. 3. Д.Н. Колдина Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. 4. Д.Н. Колдина Лепка и аппликация с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. 5. О.Э. Литвинова «Конструирование с детьми старшего дошкольного возраста». |
Физическое развитие | 1.Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО». – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2019. 2. Кирилова Ю.А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 5 до 6 лет. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2018. 3. Кирилова Ю.А. Парциальная программа физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи (ОНР) с 3 до 7 лет. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2017. |
5. Система физкультурно-оздоровительной работы
Показатели | Группа здоровья | ОНР I | ОНР II | ОНР III | ОНР IV | Стертая дизартрия | Другие | ||
I | II | III | |||||||
Количество детей | 6 | 2 | 0 | 0 | 0 | 8 | 0 | 0 | 0 |
Количество детей | 8 |
Из них мальчиков | 7 |
Из них девочек | 1 |
Полных семей | 7 |
Неполных семей | 1 |
Семей с 1 ребенком | 0 |
Семей с 2 детьми | 5 |
Семей более чем с 2 детьми | 3 |
Русских семей | 8 |
Двигательный режим
№ п/п | Формы работы по физическому развитию | Особенности организации |
Продолжительность (мин) | ||
1 | Физическая культура | 3 раза в неделю одновременно со всеми детьми, в том числе 2 раза во время, отведенное для занятий, 1 раз в неделю в часы прогулки |
20-25 | ||
2 | Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: | |
а) утренняя гимнастика | Ежедневно | |
8-10 | ||
б) подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно 2 раза (на утренней и вечерней прогулках) | |
20-25 | ||
в) физкультурная минутка | Ежедневно по мере необходимости | |
1-3 мин в зависимости от вида и содержания ОД | ||
Активный отдых: | | |
3 | а) физкультурный досуг | 1 раз в месяц |
25-35 | ||
б) физкультурный праздник | 2 раза в год | |
до 60 | ||
в) день здоровья | Не реже одного раза в квартал | |
4 | Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно |
Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. Проводятся под наблюдением воспитателя | ||
5 | Совместная деятельность детей и родителей | Утренняя гимнастика, физические упражнения, подвижные и спортивные игры вместе с родителями и под их контролем. |
Сетка закаливания
Фактор | Мероприятия | место в режиме дня | периодичность | дозировка |
вода | Умывание | после каждого приема пищи, после прогулки | ежедневно | t воды +28+20 |
воздух | облегченная одежда | в течении дня | ежедневно, в течение года | - |
одежда по сезону | на прогулках | ежедневно, в течение года | - | |
прогулка на свежем воздухе | после ОД, после сна | ежедневно, в течение года | от 1,5 до 3 часов, в зависимости от сезона и погодных условий | |
утренняя гимнастика на воздухе | - | июнь-август | в зависимости от возраста | |
физкультурные занятия на воздухе | - | в течение года | 10-30 мин., в зависимости от возраста | |
воздушные ванны | после сна | ежедневно, в течение года | 5-10 мин.,в зависимости от возраста | |
| на прогулке | июнь-август | - | |
выполнение режима проветривания помещения | по графику | ежедневно, в течение года | 6 раз в день | |
дневной сон с открытой фрамугой | - | в теплый период | t возд.+15+16 | |
бодрящая гимнастика | после сна | ежедневно, в течение года | | |
дыхательная гимнастика | во время утренней зарядки, на физкультуре, на прогулке, после сна | ежедневно, в течение года | 3-5 упражнений | |
| дозированные солнечные ванны | на прогулке | июнь-август с учетом погодных условий | с 9.00 до 10.00 ч. по графику до 25 мин. до 30 мин. |
рецепторы | босохождение в обычных условиях | в течение дня | ежедневно, в течение года | 3-5 мин |
пальчиковая гимнастика | перед завтраком | ежедневно | 5-8 мин | |
контрастное босохождение (песок-трава) | на прогулке | июнь-август с учетом погодных условий | от 10 до 15мин |
6. Режим дня
Группа компенсирующей направленности функционирует в режиме пятидневной рабочей недели с 10,5-часовым пребыванием детей (с 07.30 до 18.00 часов), выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни.
Структура учебного года делится на четыре периода:
Период образовательной деятельности | Сроки протекания | Особенности организации образовательной деятельности |
Учебный год 1 период (холодный)– сентябрь, октябрь, ноябрь; 2 период (холодный) - декабрь, январь, февраль; 3 период (холодный) - март, апрель, май 4 период (теплый) – июнь, июль, август | 01.09. - 30.11. 01.12. – 28.02. 01.03. – 31.05.
01.06 – 31.08. | Образовательная деятельность в процессе игровых ситуаций. Проведение индивидуальной работы с детьми. Организация и проведение режимных моментов Организация совместной деятельности детей и взрослых.
|
Каникулярный период | 20.12. – 30.12. | Организация и проведение режимных моментов Организация самостоятельной деятельности детей Организация игровых ситуаций. Проведение индивидуальной работы с детьми. |
Особенности режима дня ДОО в каникулярный период: во время зимних каникул проводятся игровые ситуации только эстетически-оздоровительного цикла (музыка, физическая культура, изобразительная и конструктивно-модельная деятельность) и увеличивается время самостоятельной деятельности детей. Организуются мероприятия по подготовке и проведению зимних новогодних праздников и развлечений.
В летний оздоровительный период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, музыкальные и спортивные часы, развлечения, праздники, целевые экскурсии и др.
Распределение основных режимных моментов во время зимних каникул
Режимные моменты | Время |
Прием, утренняя гимнастика | 7.30-8.30 |
Завтрак | 8.30-9.00 |
Игры, праздники, развлечения | 9.00-10.50 |
Прогулка (целевые экскурсии, наблюдения, игры, труд) | 10.50-12.20 |
Обед | 12.40-13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.00-15.00 |
Воздушные, водные процедуры, игры | 15.00-15.20 |
Полдник | 15.20-15.45 |
Игры | 15.45-16.10 |
Прогулка | 16.10-18.00 |
Уход домой | 18.00 |
На период карантинных мероприятий режим дня может быть изменен с учетом медицинских показаний. Медицинский персонал определяет возможность посещения воспитанниками карантинных групп музыкального и спортивного залов, контакта со специалистами и воспитанниками других возрастных групп. Игровые ситуации по музыке и физической культуре по рекомендации медицинского персонала могут быть организованы в групповом помещении.
Режим дня на I, II, III период
Режимные моменты | время |
Утренний приём на воздухе, игры, беседы, возвращение в группу | 7.30-8.00 |
Утренняя гимнастика | 8.00-8.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак, дежурство | 8.10-8.40 |
«Утренний круг» | 8.40-9.00 |
Образовательная нагрузка коррекционная работа Перерыв, физкультурные минутки | 9.00-9.55 9.20-9.35 |
Игры, индивидуальная и подгрупповая работа, трудовая деятельность, чтение художественной литературы, самостоятельная игровая деятельность | 10.05-10.30 |
Второй завтрак | 10.35-10.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.50-12.20 |
Подготовка к обеду, обед | 12.20-12.40 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.40-15.10 |
Образовательная нагрузка, коррекционная работа | 15.10-15.30 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.30-15.50 |
Образовательная нагрузка | 15.50-16.15 |
«Вечерний круг» | 16.15-16.25 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой | 16.25-18.00 |
Режим дня на IV период
Время | Режимные моменты | |
7.30-8.30 | Прием, игры на улице, утренняя гимнастика, дежурство «Утренний круг» | |
8.30-8.50 | Завтрак | |
8.50-9.00 | Подготовка к прогулке | |
9.00-12.15 | Прогулка. (Игры, индивидуальная, самостоятельная деятельность, игровые ситуации музыка, физическая культура). | |
10.50-11.00 | Второй завтрак | |
12.15-12.30 | Возвращение с прогулки, водные процедуры | |
12.30-13.00 | Обед | |
13.00-15.00 | Подготовка ко сну, сон | |
15.00-15.20 | Подъем, воздушные, водные процедуры | |
15.20-15.45 | Полдник | |
15.45-16.00 | Подготовка к прогулке | |
16.00 –18.00 | «Вечерний круг». Прогулка, самостоятельная деятельность, игры | |
Дома (рекомендуемый режим) | ||
18.00– 19.00 | Прогулка | |
19.00-20.00 | Ужин, спокойные игры | |
20.00-21.00 | Гигиенические процедуры, самостоятельная деятельность, подготовка ко сну | |
21.00-7.00 | Ночной сон | |
7.00-7.30 | Подъем, водные процедуры |
7. Комплексно-тематическое планирование
Комплексно-тематическое планирование
на I, II, III периоды (холодный период)
Тема | Период | Итоговое мероприятие | Цели |
Сентябрь | |||
«До свидания, лето. День знаний». Педагогическое и логопедическое обследование детей | 01.09-03.09 | Праздник «День знаний» | Закрепление представлений о лете и его приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «До свидания лето. День знаний». |
«Детский сад» Педагогическое и логопедическое обследование детей. | 06.09-10.09 | Экскурсия на пищеблок, в прачечную, кабинет старшего воспитателя, комнату швеи. | Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными) |
«Профессии в детском саду» Педагогическое и логопедическое обследование детей. | 13.09-17.09 | Фотовыставка «Сотрудники нашего детского сада» | Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду. Расширение и активизация словаря по теме «Детский сад. Профессии. Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук). |
«Осень. Осенние месяцы» | 20.09-24.09 | Интегрированное занятие «Как лебедь остался один» из цикла «Новые развивающие сказки». | Закрепление представлений об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными) Выучить осенние месяцы Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Активизация словаря по теме. |
«Осень. Признаки осени. Деревья осенью» | 27.09-01.10 | Праздник «Вот и осень к нам пришла!» | Закрепить названия об осени и деревьях, обобщающее слово «деревья»; знания о строении дерева; о признаках осени, учить различать хвойные и лиственные деревья, подбирать родственные слова, слова-действия к названию растения |
Октябрь | |||
«Огород. Овощи» | 04.10-08.10 | Коллективная аппликация «Вот так урожай!» | Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Расширение представлений о важности труда взрослых. Совершенствование грамматического строя речи согласование числительных с существительными, употребление существительных в форме родительного падежа. |
«Сад. Фрукты» | 11.10-15.10 | Выставка рисунков «Мои любимые фрукты» (совместное с родителями творчество). | Закрепление представлений о фруктах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи согласование прилагательных с существительными в роде и числе. |
«Лес. Грибы и лесные ягоды» | 18.10-22.10 | Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом» | Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи согласование числительных с существительными в роде и числе. |
Тема по выбору детей и родителей «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака» | 25.10-29.10 | Викторина по произведениям С. Я. Маршака | Познакомить детей с творчеством С.Я.Маршака Закрепить знания детей произведений С.Я.Маршака |
Ноябрь | |||
«Одежда» | 01.11-05.11 | Вечер досуга с использованием фольклорного материала «Топ-топ-топотушки». | Закрепление представлений об одежде, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сшита. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме Совершенствование грамматического строя речи согласование прилагательных с существительными в роде и числе; совершенствование навыков словообразования. |
«Обувь» | 08.11-12.11 | Спортивный праздник. | Закрепление представлений об обуви, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сделана. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Обувь» Совершенствование грамматического строя речи образование и использование относительных прилагательных. |
«Игрушки» | 15.11-19.11 | Изготовление игрушек из природного материала для младшей группы. | Уточнение и расширение представлений об игрушках, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Обеспечение целостного восприятия картины. Обучение составлению плана рассказа и рассказа по отдельным эпизодам картины. |
«Посуда» | 22.11-26.11 | Выставка поделок из пластилина «Моя любимая чашка» (совместное с родителями творчество). | Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме Совершенствование грамматического строя (использование имен существительных в косвенных падежах). |
Декабрь | |||
«Зима. Зимующие птицы» | 29.11-03.12 | Интегрированное занятие «Как сорока клеста судила» из цикла «Новые развивающие сказки». | Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» |
«Домашние животные зимой» | 06.12-10.12 | Интегрированное занятие «Как щенок узнал, кто всех важнее» из цикла «Новые развивающие сказки». | Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнении и расширение, активизация словаря по теме «Домашние животные» Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами – онок- , енок-, ат, -ят-.) |
«Дикие животные зимой» | 13.12-17.12 | Интегрированное занятие «Как олененку маму искали» из цикла «Новые развивающие сказки». | Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение и расширение, активизация словаря по теме «Дикие животные».Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами –онок-, енок-, -ат-, -ят-. |
Каникулярный режим. «Новогодний утренник» | 20.12-30.12 | Новогодний утренник | Привлекать детей к активному участию в праздничных утренниках, украшении группы к праздничным датам. Прививать желание поздравлять окружающих с праздниками. |
Январь | |||
«Новый год» | 10.01-14.01 | Беседа о Народном празднике Рождество. | Закрепление представлений о новогоднем празднике. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Новогодний праздник». Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова). Автоматизация правильного произношения шипящих звуков. Совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов к слову елка). |
«Мебель» | 17.01-21.01 | Конструирование кукольной мебели из деталей деревянного конструктора по схемам и описанию. | Расширение и углубление представлений от мебели, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана. Уточнение и расширение и активизация словаря по теме. |
«Грузовой и пассажирский транспорт» | 24.01-28.01 | Экскурсия «На нашей улице». | Расширение и закрепление представлений о транспорте. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Транспорт» |
Февраль | |||
«Профессии на транспорте» | 31.01-04.02 | Сюжетно-ролевая игра «Летим в отпуск». | Расширение и закрепление представлений о профессиях людей, работающих на транспорте. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи. |
«Детский сад. Профессии» | 07.02-11.02 | Экскурсия по детскому саду. | Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду. Расширение и активизация словаря по теме «Детский сад. Профессии» Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук). |
«Ателье. Закройщица» | 14.02- 18.02. | Коллективный коллаж «Нарядные куклы». | Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Расширение и уточнение представлений о профессии швеи. Расширение и активизация словаря по теме «Профессии. Швея» Совершенствование грамматического строя речи. |
«Наша армия» | 21.02- 25.02 | Праздничный утренник, посвященный Дню защитника Отечества. | Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Формирование представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину. Расширение и активизация словаря по теме «Наша армия» |
Март | |||
«Стройка. Профессии строителей» | 28.02- 04.03 | Физкультурный досуг. | Расширение и закрепление представлений о профессиях людей, работающих на стройке. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Профессии настройке» Совершенствование синтаксической стороны речи составление сложноподчиненных предложений со словами потому что. Совершенствование навыка слогового анализа слов. |
«Весна. Приметы весны. Мамин праздник» | 07.03- 11.03 | Праздничный утренник, посвященный Международному женскому дню. | Уточнить представления о характерных признаках весны; увеличение светового дня, таяние снега, набухание почек и распускание листьев, возвращение птиц весной. Выучить названия весенних месяцев. Дать детям представления о профессиях мам. Закрепить знания детей о празднике 8 Марта. |
«Комнатные растения» | 14.03-18.03 | Экскурсия в зимний сад ДОО | Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные растения. Совершенствование грамматического строя речи. |
«Пресноводные и аквариумные рыбы» | 21.03- 25.03 | Интегрированное занятие «Как чуть не погибла плотвичка» из цикла «Новые развивающие сказки». | Расширение представлений об аквариумных рыбах, формирование представлений о пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы» Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогами, обогащение речи словами-антонимами). |
«Наш город» | 28.03-01.04 | Экскурсия в центр посёлка | Обобщить и расширить знания детей о городе Ейске, о посёлке. Их истории и достопримечательностях, важнейших предприятиях. |
Апрель | |||
«Наш край» | 04.04.-08.04 | Развлечение «Играем в кубанские подвижные игры» | Обобщить и расширить знания детей о Краснодарском крае. . Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Обогащение экспрессивной речи сложными словами. Совершенствование грамматического строя речи. |
«Космос» | 11.04.-15.04 | Коллаж «Раз — планета, два — комета» (коллективная работа). | Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос» |
«Весенние работы на селе» | 18.04- 22.04 | Посадка лука в центре природы. | Расширение представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Формирование представлений о труде людей весной на селе. Расширение и активизация словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы» Формирование навыка образования сложных слов. Обогащение экспрессивной речи сложными словами. Совершенствование грамматического строя речи. |
«Откуда хлеб пришёл?» | 25.04- 29.04 | Показ презентации «Откуда хлеб пришёл» | Формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб» Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. |
Май | |||
«Почта» | 02.05- 06.05 | Экскурсия на почту с родителями. | Формирование представлений о труде работников почты, о важности их труда. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Почта» Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование грамматического строя речи. |
Тема по выбору детей и родителей «Знакомство с творчеством К.И.Чуковского» | 10.05- 13.05 | Драматизация фрагментов сказок К. И. Чуковского. | Познакомить детей с творчеством К.И.Чуковского Закрепить знания детей произведений К.И.Чуковского |
«Правила дорожного движения» | 16.05- 20.05 | Сюжетно-ролевая игра «Дядя Степа-постовой». | Расширение представлений о правилах дорожного движения. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Правила дорожного движения».Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). Совершенствование синтаксической стороны речи (обучение составлению предложений с противительным союзом Совершенствование навыка слогового анализа слов. |
«Лето. Насекомые» | 23.05- 27.05 | Интегрированное занятие «Как кузнечик помогал слабым» из цикла «Новые развивающие сказки». | Закрепление представлений о лете и его приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лето» Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными). Совершенствование навыков слогового анализа слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений). |
Комплексно-тематическое планирование на IV период (теплый период) | |||
Июнь | |||
«День защиты детей» | 30.05-03.06 | Музыкально-спортивное развлечение «Здравствуй, лето!» | Формирование и развитие у детей основ экологической культуры, понятия о здоровом образе жизни, знаний, как избегать контактов с опасными предметами, или, при необходимости, осторожно обращаться с ними, правил поведения на улице и в транспорте; привитие дошкольникам твердости и уверенности в своих действиях и поступках, связанных с мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС); воспитание у дошкольников чувства товарищества и взаимопомощи в усложненных жизненных ситуациях. |
«Детский сад» | 06.06-10.06 | Конкурс детских рисунков «Счастливое детство» | Формировать у детей интерес к детскому саду. Дать детям представление о работе сотрудников детского сада. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Развивать эстетические чувства, вызвать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, на участке. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада. |
«Правила дорожного движения» | 13.06-17.06 | Развлечение «Красный, желтый, зеленый» | Формировать у детей знания о культуре поведения на дороге. Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей. Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения. |
«Лето красное - безопасное» | 20.06-24.06 | Выставка детского творчества по теме «Моя улица» | Расширять знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах, водоёмах, в природе, на улице, в общественном транспорте, дома, с животными и при возникновении пожара. Развивать у детей целостное восприятие окружающей среды, навыки и умения наблюдения за обстановкой, предвидеть опасные ситуации и обходить их. Воспитывать дисциплинированность и культуру поведения. |
«Солнце – наш друг» | 27.06-01.07 | Музыкально-спортивное развлечение «День Нептуна» | Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле, расширить знания о роли воды воздуха, солнца в жизни человека; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода– это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений и жизни всего живого на земле. Расширить знания детей о свойствах воздуха, воды и солнца через опытно-экспериментальную деятельность с детьми, формировать интерес к опытно-экспериментальной работе. Развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать. Воспитывать бережное отношение к природе; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. |
Июль | |||
«День семьи» | 04.07-08.07 | Музыкально-спортивное развлечение «День семьи» | Закреплять представление детей о родственных связях, о благополучной дружной семье. Формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях. Формировать уважительное, заботливое отношение к близким, родным людям. Воспитывать интерес к истории своей семьи. Помогать ребенку в сознании себя как полноправного, любимого члена семьи. |
«Юные пожарные» | 11.07-15.07 | КВН «Опасно – безопасно!» | Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека. Формировать чувство повышенной опасности огня. Закрепить понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, представление о труде пожарных.Закрепить умение вести себя в случае пожара. Воспитывать личностные качества, дисциплинированность, выдержку, внимание. |
«Изобретатели» | 18.07-22.07 | Праздник «До свидания, детский сад» | Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире ближайшего окружения. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Расширять у детей представления о материалах, инструментах, их свойствах, и их назначении. Сформировать элементарные представления о мире технического творчества. Формировать у детей знание о том, что эксперимент - один из способов познания окружающего мира; воспитывать культуру экспериментальной работы. Воспитать в детях чувство уважения к людям труда, бережное отношение ко всему, |
Тема по выбору детей и родителей «Песочные фантазии» | 25.07-29.07 | Конкурс «Замок из песка» | Развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, речь), развитие сенсорно-перцептивной сферы, формирование творческого потенциала ребенка; тренировать мелкую моторику рук; формировать установку на положительное отношение к себе. |
Август | |||
«В гостях у лета» | 01.08-05.08 | Выставка детских рисунков «Опасные предметы» | Уточнять и закреплять представления детей об изменениях, происходящих в природе летом. Закреплять приметы лета, названия летних месяцев. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. |
«Путешествие» | 08.08-12.08 | Театральный досуг «По дорогам сказок» | Формировать представления о традициях и культуре праздника «Яблочный Спас». |
«Яблочный спас» | 15.08-19.08 | Праздник «Яблочный спас в гостях у нас» | Дать представление о празднике Яблочный Спас, расширить кругозор детей; развивать навыки общения, диалогическую речь, стимулировать познавательный интерес; вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор; учить детей чтить народные традиции, бережно относиться к историческому прошлому русского народа; воспитывать бережное отношение к природе. |
«Мой дом» | 22.08-26.08 | Фотовыставка «Где я побывал летом» | Расширять представления детей о доме, предметах домашнего обихода. Уточнять название и назначение предметов посуды. Формировать навыки безопасного поведения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку). Расширять и активизировать словарный запас детей по теме. Развивать творческие и конструктивные способности детей. Формировать внимательное и заботливое отношение к окружающим; бережное отношение к своему дому. |
8. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Центры в групповых помещениях | Основное предназначение | Оснащение |
Центр речевого развития | Расширение индивидуального речевого опыта в самостоятельной деятельности | Пособия и игрушки для развития: - мелкой моторики - Артикуляционной моторики - Лексико-грамматического строя речи - Формирования звуко-слогового, буквенного анализа и синтеза - Развития связной речи |
Центр физкультуры | Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности | - Оборудование для ходьбы, бега, равновесия - Для катания, бросания, ловли - Атрибуты к подвижным и спортивным играм |
Центр природы | Расширение познавательного опыта, поисково-исследовательской деятельности | - Каоендаоь природы - Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями - Сезонный материал - Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы - Материал для проведения элементарных опытов - Природный и бросовый материал. - Муляжи овощей, фруктов, животных. |
Центр патриотического воспитания | Расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта | - Символика России, Краснодарского края (гимн, герб, флаг), фото президента РФ, губернатора КК - Альбом «Мой поселок», «Город Ейск» - Альбом о Кубани |
Центр математического развития | Расширение познавательного, сенсорного опыта детей | Дидактические и настольно-печатные игры по ознакомлению с предметным окружением, ФЭМП. Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки) Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски. «Волшебные часы» |
Центр безопасности | Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности | - дидактические, настольные игры по профилактике ДТП - макет перекрестка, дорожные знаки - литература о правилах дорожного движения |
Центр книги | Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. | детская художественная литература в соответствии с возрастом детей тематические выставки материалы о художниках – иллюстраторах портреты поэтов, писателей |
Центр театрализованных игр | Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях | Ширмы и предметы декорации Различные виды театров |
Центр сюжетно- ролевой игры | Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх. Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта. | Куклы разных размеров, кукольная мебель, коляски для кукол Предметы- заменители для сюжетно- ролевых игр Атрибутика для сюжетно-ролевых игр («Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Почта»). Альбомы с сериями демонстрационных картин «Наш детский сад», «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны». |
Центр музыки | Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности | - детские музыкальные инструменты, - портреты композиторов (П. Чайковский, Д. Шостакович, М.Глинка, Д. Кабалевский) |
Центр строительной тематики | Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. | - напольный и настольный строительный материал; - пластмассовые конструкторы - транспортные игрушки |
Центр художественного творчества | Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца | Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, пластилина (стеки, доски для лепки) Наличие цветной бумаги и картона Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, салфеток для аппликации Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей Альбомы-раскраски, предметные картинки Предметы народно – прикладного искусства |
Центр развивающих игр | Расширение познавательного сенсорного опыта детей | Дидактический материал по сенсорному воспитанию Дидактические игры Настольно-печатные игры |