Рабочая программа педагога по учебному предмету «биология» для учащихся 7 класса (базовый уровень)

2
0
Материал опубликован 9 November 2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7 станции Паницкая Красноармейского района Саратовской области»




«Согласовано»

Руководитель МО

_________ /­­­ /


Протокол № 1

от «___» ___________ 2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ №7 ст.Паницкая»

______ / Залова Л.С./


«___» _______________ 2020 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ

«ООШ №7 ст.Паницкая»


___________ /М.В.Бурова/

Приказ № ____

от «___» ____________ 2020 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


по учебному предмету «биология»

для учащихся 7 класса

(базовый уровень)


на 2020-2021 учебный год












Составитель:

Кружалова Ольга Владимировна,

учитель биологии и химии

первой квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе курса «Биологии» 7 класс

на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др.

Рабочая программа составлена на основе:

Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.).

Примерной основной образовательной программы.

Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 304

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ, авторской программы по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 304 с.

Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством

И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кумченко. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 288 с.,ил. рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Рабочая программа составлена на один учебный год.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объёме 34 часов в год, 1 час в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова) 70 часов. Рабочая программа составлена на 68 часов в год, 2 час в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета биологии

в рамках ФГОС.

Ожидаемый результат изучения курса – универсальные учебные действия необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

4) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

5) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) смысловое чтение;

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

9) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

10) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно- научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Выпускник научится:

выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов

растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов

растений, животных, грибов и бактерий;

аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных,

грибов и бактерий;

осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных,

бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной

систематической группе;

раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных

организмов в жизни человека;

объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп

растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к

среде обитания;

различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические

объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы),

процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток

и тканей, органов и систем органов;

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать

биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных

растений и домашних животных, ухода за ними;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-

популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе,

анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов

различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми

грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями

растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к

объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,

экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях,

животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации,

сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с

изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.




Содержание изучаемого курса

по учебному предмету биология

(2 часа в неделю, всего 68 ч.)

УМК : Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / под ред. В.М. Константинова, И.Н.Пономаревой.-М.: Вентана-Граф, 2016 г.


п/п

Тематический блок


Кол-во часов

Разделы

1.

Общие сведения о мире животных

3

2.

Строение тела животных

4

3

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

3

4.

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

3

5.

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

6.

Тип Моллюски

5

7.

Тип Членистоногие

7

8.

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

1

9.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы

6

10.


Класс Земноводные или Амфибии

5

11.

Класс Пресмыкающиеся или Рептилии

4

12.

Класс Птицы

7

13.

Класс Млекопитающие, или Звери

10

14.

Развитие животного мира на Земле

4


Всего

68

Практическая часть

Контрольные работы

8

Лабораторные работы

10

Количество уроков с использованием ИКТ

40 %













Темы проектов, исследовательских работ,

социальных/учебных практик учащихся.

п/п

Темы проектов, исследовательских работ, социальных проб учащихся

Сроки реализации

1

Проект №1 «Место и роль простейших в системе животного царства»

1 четверть

2

Исследовательская работа №1 «Роль дождевого червя в образовании почвенного покрова».

2 четверть

3

Исследовательская работа №2 «Приспособление позвоночных к среде обитания».

4 четверть











































Календарно-тематический план

по биологии (2 ч в неделю, всего 68 ч)

УМК : Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / под ред. В.М. Константинова, И.Н.Пономаревой.-М.: Вентана-Граф, 2016 г

урока


Наименование тем урока

Кол-во часов


Дата проведения

По плану

По

факту

Общие сведения о мире животных

3



1.

Входная диагностическая работа .

Зоология – наука о животных.

1

01.09


2.

Среды жизни и места обитания животных. Место и роль животных в природе.

Экскурсия №1 Многообразие животных в природе

1

07.09


3.

Классификация животных. Основные систематические группы.

1

08.09


Строение тела животных

4



4.

Клетка.

1

14.09


5.

Ткани.

1

15.09


6.

Органы и системы органов.

1

21.09


7.

Контрольная работа №1 по теме 1,2.

1

22.09


Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

3



8.

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

1

28.09


9.

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.

Л.р. №1. «Изучение строения эвглены зелёной».

1

29.09


10.

Тип Инфузории.

Л.р. №2. «Изучение строения инфузории-туфельки»

Проект №1 «Место и роль простейших в системе животного царства»

1

05.10


Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

3



11.

Тип Кишечнополостные .Общая характеристика на примере пресноводной гидры.

1

06.10


12.

Морские кишечнополостные.

1



13.

К.р. №2. «Подцарство Простейшие. Тип Кишечнополостные»

1



Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6



14.

Тип Плоские черви. Белая планария.

1



15.

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

1



16.

Тип Круглые черви. Класс Нематоды

1



17.

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые.

Исследовательская работа №1 «Роль дождевого червя в образовании почвенного покрова».

1



18.

Класс Малощетинковые.

Л.р. №3. «Изучение внутреннего строения дождевого червя»

1



19.

Контрольная работа №3 по теме: «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви».

1



Тип Моллюски

5



20.

Общая характеристика типа Моллюсков.

1



21.

Класс Брюхоногие моллюски

1



22.

Класс Двустворчатые моллюски.

Л.р. №4. «Изучение строения раковины, наруж и внутр. слоев»

1



23.

Класс Головоногие моллюски.

1



24.

Обобщение и повторение темы «Моллюски»

1



Тип членистоногие

7



25.

Класс Ракообразные.

1



26.

Класс Паукообразные.

1



27.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.

Л.р. № 5 «Внешнее строение насекомого»

1



28.

Типы развития насекомых.

1



29.

Пчелы и муравьи – общественные насекомые.

1



30.

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний чел.

1



31.

К.р. № 4. «Типы Моллюски. Членистоногие»

1



Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

1



32.

Общие признаки хордовых животных. Признаки подтипа Бесчерепные на примере ланцетника.

1



Подтип Черепные. Надкласс Рыбы

6



33.

Надкласс Рыбы. Общая характеристика.

Л.р. № 6 «Внешнее строение и особенно-

сти передвижения рыбы»

1



34.

Внутреннее строение костной рыбы.

Л.р. № 7 «Внутреннее строение

рыбы»

1



35.

Особенности размножения рыб.

1



36.

Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые и Костные рыбы.

1



37.

Промысловые рыбы. Их рацион. использование и охрана.

1



38.

Контрольная работа № 5 по теме «Рыбы»

1



Класс Земноводные или Амфибии

5



39.

Места обитания и внешнее строение земноводных.

1



40.

Строение и деятельность систем внутренних органов.

1



41.

Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных.

1



42.

Многообразие земноводных.

1



43.

К.р. № 6. по теме « Земноводные»

1



Класс Пресмыкающиеся или Рептилии

4



44.

Особенности класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся на примере ящерицы.

1



45.

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

1



46.

Многообразие пресмыкающихся.

1



47.

Тестирование по теме «Пресмыкающиеся»

1



Класс Птицы

7



48.

Общая характеристика класса Птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц.

Л.р. № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

1



49.

Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц.

1


10.03

50.

Внутреннее строение птиц.

1



51.

Размножение и развитие птиц.

1



52.

Годовой жизненный цикл птиц.

1



53.

Многообразие и значение птиц Конференция. ИКТ

1



54.

К.р. №7. «Класс Пресмыкающиеся и Птицы».

1



Класс Млекопитающие или Звери

10



55.

Внешнее строение Млекопитающих. Среды жизни и места обитания млекопитающих

1



56.

Внутреннее строение млекопитающих.

Л.р. № 9 «Внутреннее строение млекопитающих»

1



57.

Размножение и развитие млекопитающих.

1



58.

Происхождение и многообразие млекопитающих.

1



59.

Плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.

1



60.

Отряды: Ластоногие, Китообразные.

1



61.

Отряды:Парнокопытные, Непарнокопытные, хоботные.

1



62.

Отряд Приматы . Экологические группы млекопитающих.

1



63.

Значение млекопитающих в природе и в

жизни человека. Редкие и исчезающие млекопитающие Исследовательская работа

2 «Приспособление позвоночных к среде обитания».


1



64.

К.р. № 8 «Класс Млекопитающие».

1



Развитие животного мира на Земле

4



65.

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции орган. Мира. Основные этапы развития животного мира на Земле.

1



66.

Итоговая контрольная работа за курс биологии животных.

1



67.


Повторение.

1



68.


Повторение.

1



















































5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.