/data/files/c1475513205.doc (РП А7)
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для учащихся 7 класса представлена в соответствии с ФГОС примерной программы по алгебре для основного общего образования и авторской программы, разработанной А.Г. Мордковичем.
В содержании и требованиях к уровню подготовки обучающихся расхождений нет.
А.Г. Мордкович приводит тематическое планирование из расчёта 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Содержание программы:
Математический язык. Математическая модель. (17 ч.)
Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.
Линейная функция. (18 ч.)
Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки М (a;b) в прямоугольной системе координат.
Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения ax+by+c=0. график уравнения. Алгоритм построения графика уравнения ax+by+c=0.
Линейная функция. Независимая переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной функции.
Линейная функция y=kx и её график.
Взаимное расположение графиков линейных функций.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. (16 ч)
Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический метод решения системы уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).
Степень с натуральным показателем (10 ч.)
Степень основание степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.
Одночлены. Операции над одночленами. (9 ч)
Одночлен. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены.
Сложение одночленов. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.
Многочлены. Арифметические операции над многочленами. (19 ч)
Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трёхчлен. Приведение подобных членов многочлена. Стандартный вид многочлена.
Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен.
Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Разность кубов и сумма кубов.
Деление многочлена на одночлен.
Разложение многочлена на множители. (23 ч)
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения, комбинации различных приёмов. Метод выделения полного квадрата.
Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби.
Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.
Функция y=x2. (12 ч)
Функция y=x2, её свойства и график. Функция y= - x2, её свойства и график.
Графическое решение уравнений.
Кусочная функция. Чтение графика функции. Область определения функции. Первое представление о непрерывных функциях. Точка разрыва. Разъяснение смысла записи y=f(x). Функциональная символика.
Обобщающее повторение. (12 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь:
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, а также системы двух линейных уравнений;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать график линейного уравнения;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Календарно-тематический план
№ |
Название темы |
Количество часов, примерные сроки |
Контрольные мероприятия, примерные сроки |
Основное содержание |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 |
Повторение |
3 1.09-7.09 |
К/р № 1 5.09 |
||
2 |
Математический язык. Математическая модель П. 1.Числовые и алгебраические выражения П. 2.Что такое математический язык П. 3. Что такое математическая модель |
6 8.09-22.09 |
К/р № 2, 22.09 |
Числовые и алгебраические выражения. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. |
Знать: -понятие числового выражения; -понятие алгебраического выражения, переменная, значения числового выражения, значения выражения с переменными; -допустимые значения переменных; -термины «математический язык», «математическая модель»; -понятие о трех этапах математического моделирования. Уметь: - выполнять арифметические операции с обыкновенными и десятичными дробями, с положительными и отрицательными числами; -находить числовые значения арифметических и алгебраических выражений; -решать линейные уравнения; -составлять математические модели реальных ситуаций (простейшие случаи); -описывать реальные ситуации, соответствующие заданной математической моделью; -реализовывать три этапа математического моделирования в простейших ситуациях. |
3 |
Линейная функция П. 26. Координатная прямая П. 27. Координатная плоскость П. 28. Линейное уравнение с двумя переменными и его график П. 29. Линейная функция и ее график П. 30. Прямая пропорциональность и ее график П. 31. Взаимное расположение графиков линейных функций |
12 23.09-13.11 |
К/р № 3 13.11 |
Координатная прямая, виды промежутков на ней. Координатная плоскость. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. Линейная функция и ее график. Отыскание наибольших и наименьших значений линейной функции на заданном промежутке. Прямая пропорциональность и ее график. Взаимное расположение графиков линейных функций. Возрастание и убывание линейной функции. |
Знать: -понятия координатной прямой, координатной плоскости, координат точек на прямой и плоскости; -понятие линейного уравнения с двумя переменными и его решения; -понятия линейной функции и ее углового коэффициента, прямой пропорциональности; -описание словами алгоритмов построении графиков прямой пропорциональности, линейной функции, линейного уравнения с двумя переменными; -характеристики взаимного расположения на координатной плоскости графиков двух линейных функций, заданных аналитически. Уметь: -находить координаты точки в координатной плоскости, строить точки по ее координатам; -строить графики уравнений х=а, у=b, у=kx, y=kx+m,ax+by+c=0; -преобразовывать линейное уравнение с двумя переменными к виду линейной функции; -находить точки пересечения графиков двух линейных уравнений, двух линейных функций; -находить наибольшее и наименьшее значение линейной функции на заданном числовом промежутке. |
4 |
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными П. 34. Что означает в математике запись у=f(x) П. 35. Основные понятия П. 36. Метод подстановки П. 37. Метод алгебраического сложения П. 38. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций |
13 14.11-10.12 |
К/р № 4 10.12 |
Основные понятия, связанные с системами двух линейных уравнений с двумя переменными. Графическое решение систем, ход подстановки, метод алгебраического сложения. Системы линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи). |
Знать: - понятия системы двух линейных уравнений с двумя переменными и ее решения; -описание словами графического метода решения системы, метода подстановки, метода алгебраического сложения. Уметь: - определять, является ли заданная пара чисел решением заданной системы уравнений или нет; -решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными графическим методом, методом подстановки, методом алгебраического сложения; -решать задачи, сводящиеся к системам указанного вида. |
5 |
Степень с натуральным показателем и ее свойства П. 4. Что такое степень с натуральным показателем П. 5. Таблица основных степеней П. 6.Свойства степени с натуральным показателем П. 7. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями П. 8.Степень с нулевым показателем |
4 11.12-24.12 |
К/р №5, 24.12 К/р за 1 полугодие 24.12 |
Определение степени с натуральным показателем, таблицы основных степеней, свойства степеней. Степень с нулевым показателем. |
Знать: -понятия степени, основания степени, показателя степени; -определение a в случае, когда n=1, и в случае, когда n –натуральное число, отличное от1; -свойства степеней. Уметь: -вычислять a для любых значений а и любых целых неотрицательных значений n; -пользоваться таблицей основных степеней; -использовать свойства степени для вычисления значений арифметических и алгебраических выражений, для упрощения алгебраических выражений. |
6 |
Одночлены. Арифметические операции над многочленами П. 9. Понятие одночлен. Стандартный вид одночлена П. 10. Сложение и вычитание одночлена П. 11. Умножение одночлена. Возведение одночлена в натуральную степень П. 12. Деление одночлена на одночлен |
9 12.01 -3.02 |
К/р № 5, 3.02 |
Понятие одночлена, его стандартный вид. Сложение и вычитание одночленов, умножение одночленов, возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен. |
Знать: -понятия одночлена, стандартного вида одночлена, коэффициента одночлена; -понятия подобных одночленов; -термины «алгоритм», «корректные», и «некорректные» задания» -описание словами правила арифметических операций над одночленами. Уметь: - приводить одночлен к стандартному виду; -складывать и вычитать подобные одночлены, умножать одночлены, возводить одночлены в натуральную степень; -представлять заданный одночлен в виде суммы одночленов, в виде степени одночлена; -делить одночлен на одночлен. |
7 |
Многочлены. Арифметические операции над многочленами П.13.Основные понятия П. 14.Сложение и вычитание многочленов П. 15.Умножение многочлена на одночлен П. 16. Умножение многочлена на многочлен П. 17. Формулы сокращенного умножения П. 18.Деление многочлена на одночлен |
19 4.02-22.03 |
К/р № 6 , 2.03 К/р № 7, 20.03 |
Понятие многочлена, его стандартный вид. Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен, умножение многочлена на многочлен. Формулы сокращенного умножения. Деление многочлена на одночлен. |
Знать: - понятия многочлена, стандартного вида многочлена; -уметь описывать словами правила выполнения арифметических операций над многочленами (сложение, вычитание, умножение многочлена на одночлен, умножение многочлена на многочлен); -формулы сокращенного умножения и их словесное описание. Уметь: -приводить многочлен к стандартному виду; -складывать и вычитать многочлены, приводить подобные члены, взаимно уничтожать члены многочлена; -умножать многочлен на одночлен и на многочлен; -применять формулы сокращенного умножения; -делить многочлен на одночлен; -решать уравнения, сводящиеся после выполнения арифметических операций над входящими в их состав многочленами, к уравнению вида ax=b; -решать соответствующие текстовые задачи. |
8 |
Разложение многочлена на множители П.19.Что такое разложение многочлена на множители и зачем оно нужно П. 20. Вынесение общего множителя за скобки П. 21. Способ группировки П. 22. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения П. 23. Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов П. 24. Сокращение алгебраических дробей П. 25. Тождества |
21 23.03-3.05 |
К/р № 8 30.04 |
Понятие о разложении многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители» с помощью формул сокращённого умения. Комбинирование различных приемов. Понятие тождества, тождественного преобразования алгебраического выражения. Первые представления об алгебраических дробях; сокращение алгебраических дробей. |
Знать: -понятия разложения многочлена на множители, тождества, тождественно равных выражений, тождественного преобразования выражения; -описание словами сути метода вынесения общего множителя за скобки, метода группировки; -формулы разложения на множители, связанные с формулами сокращенного умножения. Уметь: -использовать для разложения многочлена на множители метод вынесения общего множителя за скобки, метод группировки, формулы сокращенного умножения, метод выделения полного квадрата; -использовать разложение на множители для решения уравнений, для рационализации вычислений, для сокращения алгебраических дробей. |
9 |
Функция у= х2 П. 32. Функция y=x2 и ее график П. 33. Графическое решение Уравнений |
8 4.05 -19.05 |
К/р № 9 19.05 |
Функция у = х2, ее свойства и график. Отыскание наибольших и наименьших значений функции на заданных промежутках. Графическое решение уравнений. Функции заданные разными формулами на различных промежутках («кусочные» функции). Понятие непрерывных и разрывных функциях. Разъяснение смысла записи у=f(x) Функциональная символика. |
Знать: -график функции y=x; -описание словами процесса графического ре6шения уравнений и процесс построения графика кусочной функции; -смысл записи y=f(x). Уметь: -вычислять конкретные значения и построение графика функции y=x; -строить графики функций, заданных различными формулами на различных промежутках; -графически решать уравнения видаf(x)=g(x), где y=f(x) и у= g(x)-известные функции; -находить наибольшие и наименьшие значения функции y=x на заданном промежутке; -читать графики; -решать примеры на функциональную символику. |
10 |
Повторение |
5 20.05 -31.05 |
К/р №10 26.05 |
Степень с натуральным показателем Одночлены и многочлены и операции над ними Многочлены Формулы сокращенного умножения Системы линейны уравнений с двумя переменными |
Перечень используемого учебно-методического комплекта:
- Программы по алгебре для 7 – 9 класса. Автор А.Г. Мордкович.
- А.Г. Мордкович. Алгебра – 7. Учебник.
- А.Г. Мордкович. Алгебра – 7. Задачник.
- Л.А. Александрова. Алгебра – 7. Самостоятельные работы. Под ред. А.Г. Мордковича.
- Л.А. Александрова. Алгебра – 7. Контрольные работы. Под ред. А.Г. Мордковича.
- Е.Е. Тульчинская. Алгебра – 7. Блиц-опрос. Пособие для учащихся.
- А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская. Алгебра, 7 – 9. Тесты.
- П.И. Алтынов. Дидактические материалы. Алгебра. Устные упражнения и диктанты. 7 -9 класс. Учебно-методическое пособие.
- А.Г. Мордкович. Алгебра 7 – 9. Методическое пособие для учителя.
- А.Г. Мордкович. Алгебра – 7. Методическое пособие для учителя.