Рабочая программа по алгебре в 7 классе по УМК А.Г. Мерзляка
Программа по математике составлена на основе программы Математика: 5 – 11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентана-граф, 2014.
Данная программа ориентирована на учебно-методический комплект «Алгебра. 7 класс» авторов А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонского, М.С. Якира.
Место предмета:
Программа рассчитана на 4 часа в неделю, 35 недель, всего 140 часов. В связи с особенностями календарного 2019-2020 учебного графика и выпадения праздничных дней (24.02, 09.03, 01.05, 04.05, 05.05, 11.05) рабочая программа составлена на 134 часа и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Корректировка произведена за счет темы «Итоговое повторение», сокращенно количество часов - 4 часа.
Программа по алгебре составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом преемственности с примерными программами для начального общего образования по математике. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться.
Практическая значимость школьного курса алгебры 7 - 9 классов состоит в том, что предметом его изучения являются количественные отношения и процессы реального мира, описанные математическими моделями. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Цели
Одной из основных целей изучения алгебры является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения алгебры формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение алгебре даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения алгебры школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития алгебры как науки формирует у учащихся представления об алгебре как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения разнообразных задач прикладного характера, например решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.
Общая характеристика курса алгебры в 7 классе:
Содержание курса алгебры в 7 классе представлено в виде следующих содержательных разделов:«Алгебра» и «Функции».
Содержание раздела «Алгебра» формирует знания о математическом языке, необходимые для решения математических задач, задач из смежных дисциплин, а также практических задач. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения уравнений и их систем, текстовых задач с помощью уравнений и систем уравнений.
Материал данного раздела представлен в аспекте, способствующем формированию у учащихся умения пользоваться алгоритмами. Существенная роль при этом отводится развитию алгоритмического мышления — важной составляющей интеллектуального развития человека.
Содержание раздела «Числовые множества» нацелено на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи. Материал раздела развивает понятие о числе, которое связано с изучением действительных чисел.
Цель содержания раздела «Функции» — получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования процессов и явлений окружающего мира. Соответствующий материал способствует развитию воображения и творческих способностей учащихся, умению использовать различные языки математики (словесный, символический, графический).
Планируемые результаты обучения алгебре в 7 классе
Алгебраические выражения
Учащийся научится:
оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
выполнять преобразование выражений, содержащих степени с натуральными показателями;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами;
выполнять разложение многочленов на множители.
Учащийся получит возможность:
выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
Уравнения
Учащийся научится:
решать линейные уравнения с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Учащийся получит возможность:
овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Функции
Учащийся научится:
• понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
строить графики линейной функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами;
Учащийся получит возможность:
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить боле сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса алгебры:
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования ин- формационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о функциях и их свойствах;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения:
выполнять вычисления с действительными числами;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
проверить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
выполнять операции над множествами;
исследовать функции и строить их графики;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
решать простейшие комбинаторные задачи.
Содержание курса алгебры 7 класса
Повторение – 4ч.
Линейное уравнение с одной переменной – 17ч.
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Свойства уравнений с одной переменной. Уравнение как математическая модель реальной ситуации.
Линейное уравнение. Решение задач с помощью уравнений.
Целые выражения – 68ч.
Выражение с переменными. Значение выражения с переменными. Допустимые значения переменных. Тождества. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство тождеств.
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены. Одночлен стандартного вида. Степень одночлена Многочлены. Многочлен стандартного вида. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности двух выражений, произведение разности суммы двух выражений. Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Метод группировки. Разность квадратов двух выражений. Сумм и разность кубов двух выражений.
Функции – 19ч.
Числовые функции.
Функциональные зависимости между величинами. Понятие функции. Функция как математическая модель реального процесса. Область определения и область значения функции. Способы задания функции. График функции.
Линейная функция, ее свойства и графики.
Системы линейных уравнений - 22ч.
Уравнение с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график.
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений методом подстановки и сложения. Система двух уравнений с двумя переменными как модель реальной ситуации.
Итоговое повторение – 4 ч.
5. Календарно-тематическое планирование учебного материала
по алгебре для 7-а класса
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Сроки | Контроль |
1 четверть – 32ч. | ||||
Повторение и систематизация учебного материала | 4 | |||
1 | Повторение. Действия над обыкновенными дробями с разными знаменателями | | 02.09 | |
2 | Повторение. Отношения и пропорции | | 03.09 | |
3 | Повторение. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | | 05.09 | Тест |
4 | Повторение. Решение уравнений. | | 06.09 | |
Линейное уравнение с одной переменной | 17 | | ||
5 | Введение в алгебру | | 09.09 | |
6 | Входная контрольная работа | | 10.09 | К.р. |
7 | Введение в алгебру | | 12.09 | |
8 | Введение в алгебру | | 13.09 | |
9 | Линейное уравнение с одной переменной | | 16.09 | |
10 | Линейное уравнение с одной переменной | | 17.09 | |
11 | Линейное уравнение с одной переменной | | 19.09 | Тест |
12 | Линейное уравнение с одной переменной | | 20.09 | |
13 | Решение задач с помощью уравнений | | 23.09 | |
14 | Решение задач с помощью уравнений | | 24.09 | |
15 | Решение задач с помощью уравнений | | 26.09 | |
16 | Решение задач на производительность с помощью уравнений | | 27.09 | |
17 | Повторение и систематизация учебного материала | | 30.09 | |
18 | Повторение и систематизация учебного материала | | 01.10 | С.р. |
19 | Повторение и систематизация учебного материала | | 03.10 | |
20 | Контрольная работа № 2 по теме «Линейное уравнение» | | 04.10 | К.р. |
21 | Работа над ошибками | | 07.10 | |
Целые выражения | 68 | | ||
22 | Тождественноравные выражения. Тождества | | 08.10 | |
23 | Тождественноравные выражения. Тождества | | 10.10 | Диктант |
24 | Степеньс натуральнымпоказателем | | 11.10 | |
25 | Степеньс натуральнымпоказателем | | 14.10 | |
26 | Степеньс натуральнымпоказателем | | 15.10 | Тест |
27 | Свойства степени с натуральным показателем | | 17.10 | |
28 | Умножение и деление степеней | | 18.10 | |
29 | Возведение в степень произведения и степени | | 21.10 | |
30 | Свойства степени с натуральным показателем(алгоритм) | | 22.10 | |
31 | Одночлены. | | 24.10 | |
32 | Одночлен и его стандартный вид | | 25.10 | |
2 четверть – 31ч | ||||
33 | Сложение и вычитание одночленов. | | 05.11 | Тест |
34 | Умножение одночленов, возведение в степень | | 07.11 | |
35 | Многочлены. | | 08.11 | |
36 | Многочлен и его стандартный вид | | 11.11 | |
37 | Сложение и вычитание многочленов | | 12.11 | С.р. |
38 | Сложение и вычитание многочленов (свойства) | | 14.11 | |
39 | Сложение и вычитание многочленов (раскрытие скобок) | | 15.11 | |
40 | Сложение и вычитание многочленов (алгоритм) | | 18.11 | |
41 | Сложение и вычитание многочленов (приведение подобных слагаемых) | | 19.11 | |
42 | Контрольная работа №3 «Степень с натуральным показателем» | | 21.11 | К.р. |
43 | Умножение одночлена на многочлен | | 22.11 | |
44 | Умножение одночлена на многочлен (упрощение выражений) | | 25.11 | |
45 | Умножение одночлена на многочлен (раскрытие скобок) | | 26.11 | |
46 | Умножение одночлена на многочлен (упрощение выражений) | | 28.11 | |
47 | Умножение одночлена на многочлен (упрощение выражений) | | 29.11 | С.р. |
48 | Умножение многочлена на многочлен | | 02.12 | |
49 | Умножение многочлена на многочлен(алгоритм) | | 03.12 | |
50 | Умножение многочлена на многочлен (свойства) | | 05.12 | |
51 | Умножение многочлена на многочлен (упрощение выражений) | | 06.12 | |
52 | Умножение многочлена на многочлен (раскрытие скобок) | | 09.12 | |
53 | Разложение многочлена на множители | | 10.12 | |
54 | Вынесение общего множителя за скобки | | 12.12 | С.р. |
55 | Разложение многочлена на множители (алгоритм) | | 13.12 | |
56 | Разложение многочлена на множители (правила раскрытия скобок) | | 16.12 | |
57 | Разложение многочлена на множители способом группировки | | 17.12 | |
58 | Разложение многочлена на множители способом группировки(алгоритм) | | 19.12 | |
59 | Разложение многочлена на множители способом группировки(упрощение выражений) | | 20.12 | |
60 | Контрольная работа №4 «Действия с многочленами» | | 23.12 | К.р. |
61 | Произведение разности и суммы двух выражений | | 24.12 | |
62 | Произведение разности двух выражений | | 26.12 | |
63 | Произведение суммы двух выражений | | 27.12 | |
3 четверть- 39ч | ||||
64 | Произведение разности и суммы двух выражений | | 10.01 | С.р. |
65 | Разность квадратов двух выражений | | 13.01 | |
66 | Разность квадратов двух выражений (алгоритм) | | 14.01 | |
67 | Разность квадратов двух выражений(упрощение выражений) | | 16.01 | Тест |
68 | Квадрат суммы и разности двух выражений | | 17.01 | |
69 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | | 20.01 | |
70 | Квадрат суммы и разности двух выражений (алгоритм) | | 21.01 | |
71 | Квадрат суммы и разности двух выражений(упрощение выражений) | | 23.01 | |
72 | Квадрат суммы и разности двух выражений (решение уравнений) | | 24.01 | |
73 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений | | 27.01 | |
74 | Умножение разности двух выражений на их сумму | | 28.01 | |
75 | Разложение разности квадратов на множители | | 30.01 | |
76 | Разложение на множители суммы и разности кубов | | 31.01 | |
77 | Контрольная работа №5«Квадрат суммы и разности двух выражений» | | 03.02 | К.р. |
78 | Сумма и разность кубов двух выражений | | 04.02 | |
79 | Сумма кубов двух выражений | | 06.02 | |
80 | Разность кубов двух выражений | | 07.02 | |
81 | Применение различных способов для разложения на множители | | 10.02 | Диктант |
82 | Применение различных способов для разложения на множители | | 11.02 | |
83 | Применение различных способов для разложения на множители (решение уравнений) | | 13.02 | |
84 | Применение различных способов для разложения на множители (упрощение выражений) | | 14.02 | Тест |
85 | Применение различных способов для разложения на множители (Решение задач) | | 17.02 | |
86 | Повторение и систематизация материала | | 18.02 | |
87 | Повторение и систематизация материала. Решение задач | | 20.02 | |
88 | Контрольная работа №6«Преобразование выражений» | | 21.02 | К.р. |
89 | Работа над ошибками. | | 25.02 | |
Функции | 19 | | ||
90 | Связь между величинами | | 27.02 | |
91 | Функция | | 28.02 | |
92 | Функция (виды) | | 02.03 | Диктант |
93 | Функция (алгоритм) | | 03.03 | |
94 | Способы задания функции | | 05.03 | |
95 | Способы задания функции (аналитический) | | 06.03 | |
96 | Способы задания функции (графический ) | | 10.03 | |
97 | Способы задания функции (словесный) | | 12.03 | |
98 | График функции | | 13.03 | |
99 | График функции (построение) | | 16.03 | Пр.р. |
100 | График функции (анализ) | | 17.03 | |
101 | Линейная функция | | 19.03 | |
102 | Линейная функция, ее график | | 20.03 | |
4 четверть – 32ч. | ||||
103 | Линейная функция, ее график свойства. | | 30.03 | |
104 | Линейная функция, ее график свойства (построение) | | 31.03 | |
105 | Линейная функция, ее график свойства (анализ) | | 02.04 | Пр.р. |
106 | Повторение и систематизация учебного материала. | | 03.04 | |
107 | Повторение и систематизация учебного материала. | | 06.04 | |
108 | Контрольная работа №7«Функции» | | 07.04 | К.р. |
Системы линейных уравнений | 22 | | ||
109 | Уравнение с двумя переменными. | | 09.04 | |
110 | Уравнение с двумя переменными (алгоритм) | | 10.04 | |
111 | Уравнение с двумя переменными(свойства) | | 13.04 | |
112 | Линейное уравнение с двумя переменными | | 14.04 | |
113 | Линейное уравнение с двумя переменными (алгоритм) | | 16.04 | |
114 | График линейного уравнения с двумя переменными | | 17.04 | |
115 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график (построение) | | 20.04 | |
116 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | | 21.04 | |
117 | Системы линейных уравнений с двумя переменными Графический метод решения. | | 23.04 | |
118 | Системы линейных уравнений с двумя переменными Графический метод решения (алгоритм). | | 24.04 | |
119 | Системы линейных уравнений с двумя переменными Графический метод решения (сложные системы) | | 27.04 | С.р. |
120 | Решение систем линейных уравнений. Способ подстановки | | 28.04 | |
121 | Решение систем линейных уравнений. Способ подстановки (алгоритм) | | 30.04 | |
122 | Решение систем линейных уравнений. Способ подстановки. Решение заданий ОГЭ | | 07.05 | Тест |
123 | Решение систем линейных уравнений. Способ сложения | | 08.05 | |
124 | Решение систем линейных уравнений. Способ сложения (алгоритм) | | 12.05 | С.р. |
125 | Решение систем линейных уравнений. Способ сложения | | 14.05 | |
126 | Решение систем линейных уравнений. Способ сложения Решение заданий ОГЭ | | 15.05 | |
127 | Решение задач с помощью систем уравнений | | 18.05 | |
128 | Решение задач с помощью систем уравнений (задачи на движение) | | 19.05 | |
129 | Повторение и систематизация материала. | | 20.05 | |
130 | Контрольная работа №8 «Системы линейных уравнений» | | 22.05 | К.р. |
Итоговое повторение | 4 | | ||
131 | Одночлены. Многочлены. Действия над многочленами. | | 25.05 | |
132 | Итоговая контрольная работа | | 26.05 | К.р. |
133 | Формулы сокращенного умножения. Уравнения. | | 28.05 | |
134 | Решение уравнений. | | 29.05 | |
I четверть | 32 |
II четверть | 31 |
III четверть | 39 |
IV четверть | 32 |
итого | Покаленд срокам 2019 – 2020 уч.г._134_ч. |
Итоговая оценка знаний, умений и навыков учащихся. Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. В рабочей программе предусмотрено 9 контрольных работ: Тематический план проведения контрольных работ по математике в 7 «А» классе
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Алгебра: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.
Алгебра: 7 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013.
Алгебра: 7 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013.
П. И. Алтынов. Тесты. Алгебра 7 – 9. – М.: Дрофа, 1997.
Специфическое сопровождение (оборудование)
• классная доска с набором магнитов для крепления таблиц;
• персональный компьютер; мультимедийный проектор;
• демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
• демонстрационные таблицы.
Интернет-ресурсы
1. http://www.edu.ru/ - "Российское образование" Федеральный портал.
2. http://www.school.edu.ru/ - "Российский общеобразовательный портал".
3. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. https://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
6. Я иду на урок математики (методические разработки): www.festival.1sepember.ru
7. Уроки – конспекты www.pedsovet.ru
6. http://www.matematika-na.ru/index.php он-лайн тесты по математике
16