12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Карпекина Юлия Юрьевна46
Россия, Иркутская обл., Иркутск

Департамент образования города Иркутска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 9


664007, г.Иркутск, ул. Иосифа Уткина, 15

Тел/факс (3952) 20-89-07, e-mail: sch9@mail.ru, сайт: http://www.irk-sch9.ucoz.ru



«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по научно-методической работе ___________________ Е.С. Чикунова

«__» _августа_ 2020 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ г.Иркутска СОШ № 9

____________________А.В. Семенюк

Приказ № ____ от _ .08.__2020 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для класса 5 класса


Срок реализации программы __2020-2021 учебный год.






Рабочая программа составлена на основе требований к планируемым результатам основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ № 9




Программа рассмотрена на заседании предметного методического объединения обществоведческих дисциплин.

Протокол № 2 от 20 .августа. 2020 г.

Председатель МО _____________(Н.Г. Белай )




Иркутск, 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 № 1897;

Проекта научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Биология»;

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ № 9;

Учебного плана МБОУ г. Иркутска СОШ № 9 на 2020-2021 учебный год;

программы по биологии. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015 г.

Программа рассчитана на использование учебника для 5 класса общеобразовательных учреждений по биологии – Бактерии, грибы, растения. В.В. Пасечник.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень лабораторных работ.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Для понимания учащимися сущности биологических явлений, в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельного учебного процесса, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Цели изучения биологии в 5 классе:

Формирование у учащихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;

Систематизация знаний учащихся об объектах живой природы, которые они получили при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;

Освоение учащимися знаний о живой природе, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов разных царств;

Овладение учащимися умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;

Развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации;

Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

Предлагается следующий план мероприятий по реализации нового содержания образования на основе новой предметной концепций:

1)Разработать контрольно-измерительные материалы по биологии для проведения промежуточной аттестации;

2) принять участие во всероссийской олимпиаде по биологии;

3) провести открытые уроки;

4) провести проверочную работу по биологии с учетом содержания, обновленного в соответствии с предметной концепцией

Изложенный в программе материал соответствует четырем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по биологии – «Клеточное строение организмов», «Царство Бактерии», «Царство Грибы», «Царство Растения» - и распределен по соответствующим темам.

В соответствии с учебным планом МБОУ города Иркутска СОШ № 9 на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год соответственно.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий (здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, игровые технологии).

Для изучения курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» применяются следующие типы уроков: урок открытия нового знания, урок общеметодологической направленности, урок отработки умений и рефлексии.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся как общеучебных умений, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдениями за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д. универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Результаты изучения курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» приведены в разделе «Требования к результатам обучения», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы, лабораторные работы, фронтальная беседа);

-периодическая аттестация (тестирование, фронтальный опрос)

- аттестация по итогам года;

- формы учета достижений (урочный процесс, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.).


Учебник

Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. – М: Дрофа, 2013.

Дополнительная литература

Биология: словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей/ авт-сост. Г. И. Лернер – М.: «5 за знания», 2006

Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – М.: Дрофа, 2003

Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – М.: Детская литература, 1965

Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких. – М.: Педагогика, 1982

Ивин М. Ты, я и все вокруг. – Л.: Детская литература, 1977

Сосновский И.П., Корнеева Н.И. Уголок живой природы в школе. – М.: Просвещение, 1986


Используемые ЭОР в 5 классе


Название диска

Вид носит.

Год изд.

Изд-во

Лицензия

Краткое содержание

1.

Биология. Природоведение. 1 часть. 5-9 классы

мультимедийный

2008

Дрофа

ООО «Дрофа», 2008

Соответствует школьной программе. Диск включает: видеофрагменты и анимации биологических процессов, интерактивные задания, презентации для проведения уроков

2.

Биология. Живой организм. 2 часть. 5-9 классы

мультимедийный

2008

Дрофа

ООО «Дрофа», 2008

Соответствует школьной программе. Диск включает: видеофрагменты и анимации биологических процессов, интерактивные задания, презентации для проведения уроков

3.

Биология. Общие закономерности. 5 класс. 5-9 классы

мультимедийный

2008

Дрофа

ООО «Дрофа», 2008

Соответствует школьной программе. Диск включает: видеофрагменты и анимации биологических процессов, интерактивные задания, презентации для проведения уроков

4.

Презентации МО

-

-

-

-

Презентации для проведения уроков



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Методической основой преподавания биологии в основной школе, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.

Личностные результаты:

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых организмов;

осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД (универсальные учебные действия)

умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

умения составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;

умения проводить наблюдения, ставить эксперименты и объяснять полученные результаты;

умения сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

умения создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

умения определят возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Личностные УУД

уважительное отношение к окружающей среде, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих;

умение применять полученные знания в практической деятельности;

умение эстетически воспринимать объекты природы;

определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности;

умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.


Регулятивные УУД

умение организовать свой учебный процесс: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебном и познавательном процессах.

Коммуникативные УУД

умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Планируемые предметные результаты изучения учебного курса

Ученик научится:

характеризовать биологию как науку о живой природе;

называть признаки живого, сравнивать живое и неживое, выявлять единство живой и неживой природы;

перечислять источники биологических знаний;

характеризовать значение биологических знаний для современного человека;

приводить примеры вклада российских (в том числе В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский) и зарубежных (Аристотель, Теофраст, Гиппократ) ученых в развитие биологии;

иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;

использовать биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, увеличительные приборы, классификация, систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, питание, фотосинтез, дыхание, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;

различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные;

проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;

выявлять причинно-следственные связи между строением и средой обитания организмов;

приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания, определяющих существование в ней организмов;

аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека;

раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;

показывать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по географии, истории, литературе, основам религиозных культур и светской этики, математике;

выполнять практические (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные (правила работы с микроскопом; знакомство с различными способами измерения живых объектов) работы;

использовать методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;

владеть приемами работы со световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;

соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных и практических работ на уроке, а также во время внеклассной и внеурочной деятельности;

использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета.

Ученик получит возможность научиться:

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; выращивания и размножения культурных растений;

выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое осознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.



















II. Содержание учебного курса


Название раздела и темы

Количество часов

Введение

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана

Раздел 1. Клеточное строение организмов

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 1 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»;

Лабораторная работа № 2 «Рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа»;

Лабораторная работа № 3 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

Раздел 2. Царство Бактерии

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3. Царство Грибы

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отправления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов.

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 4 «Строение дрожжей»

Раздел 4. Царство Растения

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрации

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 5 «Строение мха»;

Лабораторная работа № 6 «Строение хвои и шишек хвойных»

6






11













2




5










10







































Календарно-тематическое планирование


раздела/темы

Наименование

разделов курса,

тем урока

Кол-во

часов

Дата

Корректировка

Введение

6



1

Биология – наука о живой природе

1



2

Методы исследования в биологии

1



3

Разнообразие живой природы. Царства

Живых организмов. Отличительные признаки живого

1



4

Среды обитания организмов

1



5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1



6

Обобщающий урок по теме «Введение

1



Раздел 1. Клеточное строение организмов

11



7

Устройство увеличительных приборов

1



8

Строение клетки

1



9

Лабораторная работа № 1 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

1



10

Пластиды

1



11

Химический состав клетки

1



12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку

Лабораторная работа № 2 «Рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа»

1



13

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

1



14

Деление клетки

1



15

Ткани

1



16

Лабораторная работа № 3 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

1



17

Обобщающий урок по теме

« Клеточное строение организмов»

1



Раздел 2. Царство Бактерии

2



18

Строение и жизнедеятельность бактерий

1



19

Роль бактерий в природе и жизни человека

1



Раздел 3. Царство Грибы

5



20

Общая характеристика грибов

1



21

Шляпочные грибы

1



22

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа № 4 «Строение дрожжей»

1



23

Грибы-паразиты

1



24

Обобщающий урок по теме

« Царство Грибы»

1



Раздел 4. Царство Растения

10



25

Разнообразие, распространение, значение растений

1



26

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

1



27

Роль водорослей в природе и жизни человека

1



28

Лишайники

1



29

Мхи, папоротники, хвощи, плауны

1



30

Лабораторная работа № 5 «Строение мха»

1



31

Голосеменные растения

Лабораторная работа № 6 «Строение хвои и шишек хвойных»

1



32

Покрытосеменные растения

1



33

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

1



34

Итоговое обобщение

1



Итого: 34 часа








Опубликовано


Комментарии (2)

Надежда Алексеевна Паршукова, 13.01.23 в 19:28 1Ответить Пожаловаться
Рабочие учебные программы по предметам можно сделать в конструкторе рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/
Потамошнева Наталья Алексеевна, 13.01.23 в 19:59 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезную ссылочку) программа от 2020 года,,, конструктором стали недавно пользоваться

Отредактировано 13-01-2023 20:00

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.