Рабочая программа по биологии для 5 класса
Департамент образования города Иркутска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 9
664007, г.Иркутск, ул. Иосифа Уткина, 15
Тел/факс (3952) 20-89-07, e-mail: sch9@mail.ru, сайт: http://www.irk-sch9.ucoz.ru
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по научно-методической работе ___________________ Е.С. Чикунова «__» _августа_ 2020 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ г.Иркутска СОШ № 9 ____________________А.В. Семенюк Приказ № ____ от _ .08.__2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для класса 5 класса
Срок реализации программы __2020-2021 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе требований к планируемым результатам основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ № 9
Программа рассмотрена на заседании предметного методического объединения обществоведческих дисциплин.
Протокол № 2 от 20 .августа. 2020 г.
Председатель МО _____________(Н.Г. Белай )
Иркутск, 2020 г.
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 № 1897;
Проекта научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Биология»;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ № 9;
Учебного плана МБОУ г. Иркутска СОШ № 9 на 2020-2021 учебный год;
программы по биологии. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015 г.
Программа рассчитана на использование учебника для 5 класса общеобразовательных учреждений по биологии – Бактерии, грибы, растения. В.В. Пасечник.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень лабораторных работ.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Для понимания учащимися сущности биологических явлений, в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельного учебного процесса, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Цели изучения биологии в 5 классе:
Формирование у учащихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;
Систематизация знаний учащихся об объектах живой природы, которые они получили при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;
Освоение учащимися знаний о живой природе, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов разных царств;
Овладение учащимися умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;
Развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации;
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
Предлагается следующий план мероприятий по реализации нового содержания образования на основе новой предметной концепций:
1)Разработать контрольно-измерительные материалы по биологии для проведения промежуточной аттестации;
2) принять участие во всероссийской олимпиаде по биологии;
3) провести открытые уроки;
4) провести проверочную работу по биологии с учетом содержания, обновленного в соответствии с предметной концепцией
Изложенный в программе материал соответствует четырем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по биологии – «Клеточное строение организмов», «Царство Бактерии», «Царство Грибы», «Царство Растения» - и распределен по соответствующим темам.
В соответствии с учебным планом МБОУ города Иркутска СОШ № 9 на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год соответственно.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий (здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, игровые технологии).
Для изучения курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» применяются следующие типы уроков: урок открытия нового знания, урок общеметодологической направленности, урок отработки умений и рефлексии.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся как общеучебных умений, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдениями за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д. универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Результаты изучения курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» приведены в разделе «Требования к результатам обучения», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы, лабораторные работы, фронтальная беседа);
-периодическая аттестация (тестирование, фронтальный опрос)
- аттестация по итогам года;
- формы учета достижений (урочный процесс, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.).
Учебник
Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. – М: Дрофа, 2013.
Дополнительная литература
Биология: словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей/ авт-сост. Г. И. Лернер – М.: «5 за знания», 2006
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – М.: Дрофа, 2003
Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – М.: Детская литература, 1965
Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких. – М.: Педагогика, 1982
Ивин М. Ты, я и все вокруг. – Л.: Детская литература, 1977
Сосновский И.П., Корнеева Н.И. Уголок живой природы в школе. – М.: Просвещение, 1986
Используемые ЭОР в 5 классе
№ | Название диска | Вид носит. | Год изд. | Изд-во | Лицензия | Краткое содержание |
1. | Биология. Природоведение. 1 часть. 5-9 классы | мультимедийный | 2008 | Дрофа | ООО «Дрофа», 2008 | Соответствует школьной программе. Диск включает: видеофрагменты и анимации биологических процессов, интерактивные задания, презентации для проведения уроков |
2. | Биология. Живой организм. 2 часть. 5-9 классы | мультимедийный | 2008 | Дрофа | ООО «Дрофа», 2008 | Соответствует школьной программе. Диск включает: видеофрагменты и анимации биологических процессов, интерактивные задания, презентации для проведения уроков |
3. | Биология. Общие закономерности. 5 класс. 5-9 классы | мультимедийный | 2008 | Дрофа | ООО «Дрофа», 2008 | Соответствует школьной программе. Диск включает: видеофрагменты и анимации биологических процессов, интерактивные задания, презентации для проведения уроков |
4. | Презентации МО | - | - | - | - | Презентации для проведения уроков |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Методической основой преподавания биологии в основной школе, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.
Личностные результаты:
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых организмов;
осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД (универсальные учебные действия)
умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
умения составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
умения проводить наблюдения, ставить эксперименты и объяснять полученные результаты;
умения сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
умения создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
умения определят возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Личностные УУД
уважительное отношение к окружающей среде, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих;
умение применять полученные знания в практической деятельности;
умение эстетически воспринимать объекты природы;
определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности;
умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.
Регулятивные УУД
умение организовать свой учебный процесс: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебном и познавательном процессах.
Коммуникативные УУД
умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Планируемые предметные результаты изучения учебного курса
Ученик научится:
характеризовать биологию как науку о живой природе;
называть признаки живого, сравнивать живое и неживое, выявлять единство живой и неживой природы;
перечислять источники биологических знаний;
характеризовать значение биологических знаний для современного человека;
приводить примеры вклада российских (в том числе В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский) и зарубежных (Аристотель, Теофраст, Гиппократ) ученых в развитие биологии;
иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;
использовать биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, увеличительные приборы, классификация, систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, питание, фотосинтез, дыхание, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные;
проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;
выявлять причинно-следственные связи между строением и средой обитания организмов;
приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания, определяющих существование в ней организмов;
аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека;
раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;
показывать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по географии, истории, литературе, основам религиозных культур и светской этики, математике;
выполнять практические (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные (правила работы с микроскопом; знакомство с различными способами измерения живых объектов) работы;
использовать методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;
владеть приемами работы со световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных и практических работ на уроке, а также во время внеклассной и внеурочной деятельности;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета.
Ученик получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; выращивания и размножения культурных растений;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое осознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
II. Содержание учебного курса
Название раздела и темы | Количество часов |
Введение Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана Раздел 1. Клеточное строение организмов Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей Лабораторные работы Лабораторная работа № 1 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»; Лабораторная работа № 2 «Рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа»; Лабораторная работа № 3 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». Раздел 2. Царство Бактерии Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Раздел 3. Царство Грибы Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отправления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Лабораторные работы Лабораторная работа № 4 «Строение дрожжей» Раздел 4. Царство Растения Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Демонстрации Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные работы Лабораторная работа № 5 «Строение мха»; Лабораторная работа № 6 «Строение хвои и шишек хвойных» | 6 11 2 5 10 |
Календарно-тематическое планирование
№ раздела/темы | Наименование разделов курса, тем урока | Кол-во часов | Дата | Корректировка | |||
Введение | 6 | | | ||||
1 | Биология – наука о живой природе | 1 | | | |||
2 | Методы исследования в биологии | 1 | | | |||
3 | Разнообразие живой природы. Царства Живых организмов. Отличительные признаки живого | 1 | | | |||
4 | Среды обитания организмов | 1 | | | |||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | | | |||
6 | Обобщающий урок по теме «Введение | 1 | | | |||
Раздел 1. Клеточное строение организмов | 11 | | | ||||
7 | Устройство увеличительных приборов | 1 | | | |||
8 | Строение клетки | 1 | | | |||
9 | Лабораторная работа № 1 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» | 1 | | | |||
10 | Пластиды | 1 | | | |||
11 | Химический состав клетки | 1 | | | |||
12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку Лабораторная работа № 2 «Рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа» | 1 | | | |||
13 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | 1 | | | |||
14 | Деление клетки | 1 | | | |||
15 | Ткани | 1 | | | |||
16 | Лабораторная работа № 3 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | 1 | | | |||
17 | Обобщающий урок по теме « Клеточное строение организмов» | 1 | | | |||
Раздел 2. Царство Бактерии | 2 | | | ||||
18 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 1 | | | |||
19 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | | | |||
Раздел 3. Царство Грибы | 5 | | | ||||
20 | Общая характеристика грибов | 1 | | | |||
21 | Шляпочные грибы | 1 | | | |||
22 | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа № 4 «Строение дрожжей» | 1 | | | |||
23 | Грибы-паразиты | 1 | | | |||
24 | Обобщающий урок по теме « Царство Грибы» | 1 | | | |||
Раздел 4. Царство Растения | 10 | | | ||||
25 | Разнообразие, распространение, значение растений | 1 | | | |||
26 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | 1 | | | |||
27 | Роль водорослей в природе и жизни человека | 1 | | | |||
28 | Лишайники | 1 | | | |||
29 | Мхи, папоротники, хвощи, плауны | 1 | | | |||
30 | Лабораторная работа № 5 «Строение мха» | 1 | | | |||
31 | Голосеменные растения Лабораторная работа № 6 «Строение хвои и шишек хвойных» | 1 | | | |||
32 | Покрытосеменные растения | 1 | | | |||
33 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | 1 | | | |||
34 | Итоговое обобщение | 1 | | | |||
Итого: 34 часа |
Надежда Алексеевна Паршукова
Потамошнева Наталья Алексеевна