Аннотация к рабочей программе по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательной программе начального общего образования, образовательной программе основного общего образования и образовательной программе среднего общего образования».
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 29.12 2014 года №1644).
- Положение о рабочей программе основного общего образования МБОУ Аркинской сош
- Примерная программа по биологии Примерных основных образовательных программ основного общего образования, одобренных решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15), вошедших в специальный государственный реестр примерных основных образовательных программ.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. - ФГОС (Утверждён приказом Минобрнауки РФ от 01.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС" УМК : Лапшина В.И., Рокотова Д.И., Самкова В.А., Шереметьева A.M. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5-9 классы. учебник Лапшиной В. И.,, Рокотовой Д. И. «Биология» 6 класс». Учебник входит в федеральный перечень. Общая характеристика учебного предмета В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии и принципиальном строении живых организмов. Они знакомятся с общей характеристикой живых организмов и их многообразием, рассматривают основные жизненные функции организмов, анализируют взаимоотношения организмов и окружающей среды. Таким образом, в 6 классе у учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп: в 7 классе — растения, грибы, бактерии, в 8 классе — животные, в 9 классе — человек. Изучение биологии в 6-8 классах рекомендуется осуществлять на примере живых организмов и экосистем конкретного региона. Данная программа реализуется в учебниках «Биология» - 6 класс, авторского коллектива: Лапшина В. И.., Рокотова Д. И. По учебному плану 35 ч., 1ч. в неделю. По авторской программе 70 ч., 2 ч. в неделю. Рабочая программа по содержанию не имеет расхождений с авторской.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с:
- Федеральнным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по биологии для 5-9 классов (авторы В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2016;
- Положения о рабочей программе в МБОУ Аркинская СОШ.
Учебник «Биология 6 класс» под редакцией В.И.Лапшиной, Д.И.Рокотовой, издательство М. Академкнига/учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации
Цели и задачи обучения
Цели
- социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность
— носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
-приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки .
Задачи
-ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;
-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;
-формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;
-формирование экологического сознания.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа по биологии для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю (35 часов в год).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты
- соблюдение правил поведения в природе;
- осознание ценности живых организмов и необходимости-соблюдение правил поведения в природе;
-осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
-развитие эстетического восприятия живой природы;
- формирование ответственного отношения к учению, труду;
-формирование познавательного интереса к изучению предмета;
-развитие навыков обучения;
- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др., уважительного отношения к старшими младшим товарищам;
- формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умения слушать и слышать другое мнение;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающиеся должны уметь:
-организовывать свою учебную деятельность;
-планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
-составлять план работы;
-участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
-выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя;
-осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- составлять план ответа;
-составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
-работать с биологическими объектами, узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе;
-оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать:
-признаки, свойственные всем живым организмам;
-что лежит в основе строения всех живых организмов;
-основные органоиды клетки, ткани растений и животных,органы и системы органов растений и животных.-основные единицы систематики растений и животных;
-царства живой природы;
-отличительные признаки, свойственные представителям разных царств;
- основные методы изучения природы.
-суть основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов;
- органы и системы, составляющие организмы растений и животных.
-влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;
-основные среды обитания живых организмов;
-основные типы природных сообществ;
-почему необходимо охранять местообитания животных и растений.
Обучающиеся должны уметь:
-называть основные вещества, входящие в состав живых организмов, и их функции;
- распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани;
- сравнивать строение растительной и животной клетки;
- приводить примеры безъядерных и ядерных организмов;
-сравнивать систематику растений и животных;
-давать общую характеристику основных царств живой природы;
-приводить примеры биологических наук и называть предмет их изучения;
- определять и показывать на таблице органы и системы,составляющие организмы растений и животных;
-объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
- наблюдать за биологическими процессами, описывать их,делать выводы;
- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
-соблюдать правила поведения в кабинете биологии.Предметные результаты
-определять и показывать на таблице органы и системы,составляющие организмы растений и животных;
- объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
-наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
-фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
-соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
-приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;
- объяснять значение ярусности экосистем;
- называть природные сообщества, типичные для родного края;
- приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека;
- приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу.
Содержание программы учебного предмета
Введение (1 ч)
Тема 1. Общая характеристика живых организмов (5 ч)
Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка -элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений. Демонстрация Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов. Лабораторные и практические работы Признаки живых организмов.Химический состав растительных организмов.Строение растительной клетки.Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии. Ткани животных организмов. Чечевички — образования покровной ткани.
Тема 2. Многообразие живых организмов (10 ч)
Систематика живых организмов. Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы систематики растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств. Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии. Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека. Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека. Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека. Биология — наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы. Демонстрация: Представители разных царств живой природы. Лабораторные и практические работы Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам - родам, семействам, классам. Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам — родам, отрядам, классам, типам. Строение бактерий на примере сенной палочки. Разнообразие корневых систем цветковых растений. Особенности строения цветковых и споровых растений. Строение цветка. Клубень — видоизмененный побег. Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок. Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.
Тема 3. Основные жизненные функции организмов (11 ч)
Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений — фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире. Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное. Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад. Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные. Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных(известковые раковины моллюсков,хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник — опора и защита всего организма. Движение как важнейшая особенность живых организмов. Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивный способ движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Рост и развитие живых организмов — важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Организм как единое целое. Растение -целостный организм. Животное — целостный организм. Взаимосвязь клеток,тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Демонстрация: Изображения органов растений и систем органов животных.Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых. Лабораторные и практические работы: Питание комнатных растений. Изучение роли воздуха в прорастании семян. Чечевички и их роль в дыхании растений. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Передвижение растворов органических веществ по стеблю. Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях. Дыхание семян как доказательство обмена веществ. Передвижение дождевого червя. Вегетативное размножение растений. Искусственное опыление сенполии (узамбарской фиалки). Образование и рост корней.
Тема 4. Организмы и окружающая среда (6 ч)
Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов - факторов неживой природы (температуры,влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ. Естественные и искусственные причины смены природных сообществ.Значение живых организмов в природе. Человек и живые организмы. Взаимосвязь людей и других живых существ. Охрана живых организмов и природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.
Демонстрация: Коллекции
Повторение (2 ч)
Практических работ -7. Лабораторных работ -4. Контрольных работ - 3.
Тематическое планирование биология - 6 класс
№ урока | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Примеч | ||
план | факт | |||||
| Введение (1ч)
| | | | | |
1 | Инструктаж по технике безопасности. Введение
| 1 | | | | |
| Общая характеристика живых организмов (5 ч)
| | | | | |
2 | Чем живое отличается от неживого
| 1 | | | | |
3 | Химический состав живого организма. Органические и неорганические вещества. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа 1 «Химический состав растений»
| 1 | | | | |
4 | Увеличительные приборы. Строение клетки. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа 2 «Строение растительной клетки»
| 1 | | | | |
5 | Ткани растений. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 1 «Чечевички – образования покровной ткани»
| 1 | | | | |
6 | Органы и системы органов
| 1 | | | | |
| Многообразие живых организмов (10 ч)
| | | | | |
7 | Систематика живых организмов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 2 «Определение систематической принадлежности растений»
| 1 | | | | |
8 | Основные царства живой природы. Бактерии
| 1 | | | | |
9 | Растения. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа 3 «Разнообразие корневых систем цветковых растений»
| 1 | | | | |
10 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа 4 «Строение цветка»
| 1 | | | | |
11 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа 3 « Клубень – видоизменённый побег»
| 1 | | | | |
12 | Животные
| 1 | | | | |
13 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа 4 «Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака» | 1 | | | | |
14 | Грибы
| 1 | | | | |
15 | Биология – наука о живых организмах
| 1 | | | | |
16 | Контрольная работа 1 «Многообразие живых организмов»
| 1 | | | | |
| Основные жизненные функции организмов (11 ч)
| | | | | |
17 | Особенности питания растений и животных
| 1 | | | | |
18 | Дыхание живых организмов
| 1 | | | | |
19 | Транспорт веществ в организме. Выделение
| 1 | | | | |
20 | Обмен веществ и преобразование энергии у растений, животных и грибов
| 1 | | | | |
21 | Опорнные системы растений и животных. Движение
| 1 | | | | |
22 | Бесполое размножение. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 5 «Вегетативное размножение растений»
| 1 | | | | |
23 | Половое размножение у растений
| 1 | | | | |
24 | Половое размножение у животных
| 1 | | | | |
25 | Рост и развитие организмов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 6 «Образование и рост корней»
| 1 | | | | |
26 | Организм как единое целое
| 1 | | | | |
27 | Контрольная работа 2 «Основные жизненные функции организмов»
| 1 | | | | |
| Организмы и окружающая среда (5 ч)
| | | | | |
28 | Среда обитания . Экологические факторы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 7 «Влияние света на жизнедеятельность комнатных растений»
| 1 | | | | |
29 | Природные сообщества. Экосистема и её структура. Смена природных сообществ
| 1 | | | | |
30 | Значение живых организмов в природе
| 1 | | | | |
31 | Человек и живые организмы
| 1 | | | | |
32 | Охрана живых организмов и природных сообществ
| 1 | | | | |
33 | Контрольная работа 3 «Организмы и окружающая среда»
| 1 | | | | |
34 | Повторение темы «Общая характеристика живых организмов»
| 1 | | | | |
35 | Повторение темы «Основные жизненные функции организмов»
| 1 | | | |