12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сюзанна Набиева705
Работаю учителем английского языка в школе, педагогический стаж - 9 лет. Занимаюсь репетиторством.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Физика

10

Н.С. Пурышева

70

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий; подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной физической картине мира; формирование знаний о методах познания в физике – теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента.

Формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов; формирование экспериментальных умений; формирование научного мировоззрения: представлений о материи, её видах, о движении материи и её формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного познания и истинного знания, о причинно-следственных отношениях; формирование представлений о роли физики в жизни общества: влияние развития физики на развитие техники, на возникновение и решение экологических проблем.

Развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления, памяти, речи, воображения.

Формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, комуникативности, критичности, рефлексии.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

Закон РФ «Об образовании»;

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

Примерная программа основного общего образования;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Российской Федерацией к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2013-2014 учебный год;

Приказ УО и науки Тамбовской области от 05.06.2009 г №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных куров, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»;

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089;

Авторская программа «Физика» авторов Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская, Д. А. Исаев/Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М. «Просвещение», 2005;

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельного подхода, системности.

При составлении рабочей программы, календарно - тематического и поурочного планирования по физике за основу взята программа, утверждённая Министерством образования Российской Федерации (10-11 классы, 140 часов), составленная в соответствии с учебником физики Н.С.Пурышева, Н. Е. Важеевская, Д. А. Исаев "Физика - 10" ( авторы программы - Н.С.Пурышева, Н. Е. Важеевская, Д. А. Исаев)

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума физического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике.

В соответствии с Базисным учебным планом в 10 классе на учебный предмет «Физика» отводится 70 часов (из расчета 2 часа в неделю)

Содержание рабочей программы

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМ ПРОГРАММЫ

( 70 часов, 2 ч в неделю)

1.КЛАССИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА (22 часа).

Физика — наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира

Основание классической механики. Классическая механика — фундаментальная физическая теория. Механическое движение. Основные понятия классической механики: путь и перемещение, скорость, ускорение, масса, сила. Идеализированные объекты физики.

Ядро классической механики. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Принцип независимости действия сил. Принцип относительности Галилея. Закон сохранения импульса. Закон сохранения механической энергии.

Следствия классической механики. Объяснение движения небесных тел. Исследования космоса. Границы применимости классической механики.

Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

— физические величины и их условные обозначения: путь (l), перемещение (s), скорость (v), ускорение (а), масса (m), сила (F), импульс (р), механическая энергия (Е), механическая работа (А); единицы этих величин: м, м/с, м/с2, кг, Н, кг•м/с, Дж;

— методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория, выдвижение гипотез, моделирование.

Воспроизводить:

— исторические сведения о развитии представлений о механическом движении, системах мира;

— определения понятий: система отсчета, механическое движение, материальная точка, абсолютно упругое тело, абсолютно твердое тело, замкнутая система тел;

— формулы для расчета кинематических и динамических характеристик движения;

— законы: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, сохранения полной механической энергии, Кеплера;

— принцип относительности Галилея.

Описывать:

— явление инерции;

— прямолинейное равномерное и равноускоренное движение и его частные случаи;

— натурные и мысленные опыты Галилея;

— движение планет и их естественных и искусственных спутников;

— графики зависимости кинематических характеристик равномерного и равноускоренного движений от времени.

На уровне понимания

Приводить примеры:

— явлений и экспериментов, ставших эмпирической основой классической механики.

Объяснять:

— результаты опытов, лежащих в основе классической механики;

— сущность кинематического и динамического методов описания движения, их различие и дополнительность;

— отличие понятий: средней путевой скорости от средней скорости; силы тяжести и веса тела.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

— обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;

— строить дедуктивные выводы, применяя полученные знания к решению качественных задач;

— применять изученные зависимости к решению вычислительных и графических задач

применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и в быту.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать:

— полученные при изучении классической механики знания, представлять их в структурированном виде.

2.МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА (35 ЧАСОВ).

Основы молекулярно-кинетической теории строения вещества (3 ч)

Тепловые явления. Тепловое движение. Макроскопическая система. Статистический и термодинамический методы изучения макроскопических систем. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества и их экспериментальное обоснование. Атомы и молекулы, их характеристики: размеры, масса. Молярная масса. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Движение молекул. Броуновское движение. Диффузия. Скорость движения молекул. Скорость движения молекул и температура тела. Взаимодействие молекул и атомов. Потенциальная энергия взаимодействия молекул и атомов и агрегатное состояние вещества.

Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

— физические величины и их условные обозначения: относительная молекулярная масса (Мr), молярная масса (М), количество вещества (v), концентрация молекул (n), постоянная Лошмидта (L), постоянная Авогадро (NА); единицы этих величин: кг/моль, моль, м-3 , моль-1;

— порядок: размеров и массы молекул, числа молекул в единице объема;

— методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория, выдвижение гипотез, моделирование.

Воспроизводить:

— исторические сведения о развитии взглядов на строение вещества

— определения понятий: макроскопическая система, параметры состояния макроскопической системы, относительная молекулярная масса, молярная масса, количество вещества, концентрация молекул, постоянная Лошмидта, постоянная Авогадро, средний квадрат скорости молекул, диффузия;

— формулы: относительной молекулярной массы, количества вещества, концентрации молекул;

— основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.

Описывать:

— броуновское движение;

— явление диффузии;

— опыт Штерна;

— график распределения молекул по скоростям;

— характер взаимодействия молекул вещества;

— график зависимости силы межмолекулярного взаимодействия от расстояния между молекулами (атомами).

На уровне понимания

Приводить примеры:

— явлений, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.

Объяснять:

— сущность термодинамического и статистического методов изучения макроскопических систем, их различие и дополнительность;

— результаты опытов, доказывающих основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества;

— результаты опыта Штерна;

— отличие понятия средней скорости теплового движения молекул от понятия средней скорости движения материальной точки;

— природу межмолекулярного взаимодействия;

— график зависимости силы межмолекулярного взаимодействия от расстояния между молекулами (атомами)

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

— обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;

— строить дедуктивные выводы, применяя полученные знания к решению качественных задач.

Применять:

— изученные зависимости к решению вычислительных задач;

— полученные знания для объяснения явлений, наблюдаемых в природе и в быту.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать:

— полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.

Основные понятия и законы термодинамики (6 ч)

Термодинамическая система. Состояние термодинамической системы. Параметры состояния. Термодинамическое равновесие. Температура. Термодинамическая шкала температур. Абсолютный нуль температуры. Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа в термодинамике. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов.Второй закон термодинамики, его статистический смысл.

Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

— физические величины и их условные обозначения: температура (t,Т), внутренняя энергия (U), количество теплоты (Q), удельная теплоемкость (c),удельная теплота сгорания топлива (q), удельная теплота плавления (γ), удельная теплота парообразования (L); единицы этих величин: °С, К, Дж,

Дж/(кг•К), Дж/кг;

— физический прибор: термометр.

Воспроизводить:

— определения понятий: тепловое движение, тепловое равновесие, термодинамическая система, температура, абсолютный нуль температур, внутренняя энергия, теплопередача, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, не-

обратимый процесс;

— формулировки первого и второго законов термодинамики;

— формулы: работы в термодинамике, первого закона термодинамики; количества теплоты, необходимого для нагревания или выделяющегося при охлаждении тела; количества теплоты, необходимого для плавления (кристаллизации); количества теплоты, необходимого для кипения (конденсации);

— графики зависимости температуры вещества от времени при его нагревании (охлаждении), плавлении (кристаллизации) и кипении (конденсации).

Описывать:

— опыты, иллюстрирующие: изменение внутренней энергии при совершении работы; явления теплопроводности, конвекции и излучения;

— наблюдаемые явления превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Различать:

— способы теплопередачи.

На уровне понимания

Приводить примеры:

— изменения внутренней энергии путем совершения работы и путем теплопередачи;

— теплопроводности, конвекции, излучения в природе и в быту;

— агрегатных превращений вещества.

Объяснять:

— особенность температуры как параметра состояния системы;

— механизм теплопроводности и конвекции на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества;

— физический смысл понятий: количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования;

— процессы: плавления и отвердевания кристаллических и аморфных тел; парообразования (испарения, кипения) и конденсации;

— графики зависимости температуры вещества от времени при его нагревании, плавлении, кристаллизации, кипении и конденсации;

— графическое представление работы в термодинамике.

Доказывать:

— что тела обладают внутренней энергией;

— что внутренняя энергия зависит от температуры и массы тела, от его агрегатного состояния и не зависит от движения тела как целого и от его взаимодействия с другими телами;

— что плавление и кристаллизация, испарение и конденсация — противоположные процессы, происходящие одновременно;

— невозможность создания вечного двигателя;

— необратимость процессов в природе.

Выводить:

— формулу работы газа в термодинамике.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

— переводить значение температуры из градусов Цельсия в кельвины и обратно;

— пользоваться термометром;

— строить график зависимости температуры тела от времени при нагревании, плавлении, кипении, конденсации, кристаллизации, охлаждении;

— находить из графиков значения величин и выполнять необходимые расчеты.

Применять:

— знания молекулярно-кинетической теории строения вещества к толкованию понятий температуры и внутренней энергии;

— уравнение теплового баланса к решению задач на теплообмен;

— формулы для расчета: количества теплоты, полученного телом при нагревании или отданного при охлаждении; количества теплоты, полученного телом при плавлении или отданного при кристаллизации; количества теплоты, полученного телом при кипении или отданного при конденсации;

— формулу работы в термодинамике к решению вычислительных и графических задач;

— первый закон термодинамики к решению задач.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать:

— знания об: агрегатных превращениях вещества и механизме их протекания, удельных величинах, характеризующих агрегатные превращения (удельная теплота плавления,удельная теплота парообразования).

Сравнивать:

— удельную теплоту плавления (кристаллизации) и кипения (конденсации) по графику зависимости температуры разных веществ от времени;

— процессы испарения и кипения.

Свойства газов (17 часов)

Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы с идеальным газом. Адиабатный процесс. Применение первого закона термодинамики к процессам с идеальным газом.

Реальный газ. Критическая температура. Критическое состояние вещества. Насыщенный и ненасыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Измерение влажности воздуха с помощью гигрометра и психрометра.

Применение газов в технике. Тепловые машины. Принципы работы тепловых машин. Идеальный тепловой двигатель. КПД теплового двигателя. Принцип работы холодильной машины. Применение тепловых двигателей в народном хозяйстве и охрана окружающей среды

Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

— физические величины и их условные обозначения: давление (р), универсальная газовая постоянная (R), постоянная Больцмана (k), абсолютная влажность (р), относительная влажность (φ), коэффициент полезного действия (КПД) теплового двигателя (η); единицы этих величин: Па,

Дж/(моль•К), Дж/К, %;

— физические приборы для измерения влажности: гигрометр, психрометр.

Воспроизводить:

— определения понятий: идеальный газ, изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный процессы, критическая температура, насыщенный пар, точка росы, абсолютная влажность воздуха, относительная влажность воздуха, тепловой двигатель, КПД теплового двигателя;

— формулы: давления идеального газа, внутренней энергии идеального газа, законов Бойля—Мариотта, Шарля, Гей-Люссака, относительной влажности, КПД теплового двигателя, КПД идеального теплового двигателя;

— уравнения: состояния идеального газа, Менделеева—Клапейрона;

— графики изотермического, изохорного, изобарного и адиабатного процессов.

Описывать:

— модели: идеальный газ, реальный газ;

— условия осуществления изотермического, изохорного, изобарного, адиабатного процессов и соответствующие эксперименты;

— процессы парообразования и установления динамического равновесия между паром и жидкостью;

— устройство тепловых двигателей (двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины, турбореактивного двигателя) и холодильной машины, негативное влияние работы тепловых двигателей на состояние окружающей среды и перспективы его уменьшения.

На уровне понимания

Приводить примеры:

— проявления газовых законов;

— применения газов в технике; сжатого воздуха, сжиженных газов.

Объяснять:

— природу давления газа;

— характер зависимости давления идеального газа от концентрации молекул и их средней кинетической энергии;

— физический смысл постоянной Больцмана и универсальной газовой постоянной;

— условия и границы применимости: уравнения Менделеева—Клапейрона, уравнения Клапейрона, газовых законов;

— формулу внутренней энергии идеального газа;

— сущность критического состояния вещества и смысл критической температуры;

— на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества процесс парообразования, образование и свойства насыщенного пара, зависимость точки росы от давления;

— способы измерения влажности воздуха;

— получение сжиженных газов;

— принцип работы тепловых двигателей;

— принцип действия и устройство: двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины, турбореактивного двигателя, холодильной машины.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

— выводить: уравнение Менделеева—Клапейрона, используя основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа и формулу взаимосвязи средней кинетической энергии теплового движения молекул газа и его абсолютной температуры; газовые законы, используя уравнение Клапейрона;

— строить дедуктивные выводы, применяя полученные знания к решению качественных задач;

— строить индуктивные выводы на основе результатов выполненного экспериментального исследования зависимости между параметрами состояния идеального газа;

— использовать гигрометр и психрометр для измерения влажности воздуха

Применять:

— изученные зависимости к решению вычислительных и графических задач;

— полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и в быту.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать:

— полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.

Иллюстрировать:

— проявление принципа дополнительности при описании тепловых явлений и тепловых свойств газов.

Свойства твердых тел и жидкостей (8 ч)

Строение твердого кристаллического тела. Кристаллическая решетка. Типы кристаллических решеток. Поликристалл и монокристалл. Анизотропия кристаллов.

Деформация твердого тела. Виды деформации. Механическое напряжение. Предел прочности. Запас прочности. Учет прочности материалов в технике.

Механические свойства твердых тел: упругость, прочность, пластичность, хрупкость. Управление механическими свойствами твердых тел.

Реальный кристалл. Жидкие кристаллы и их применение.

Аморфное состояние твердого тела. Полимеры. Композиционные материалы и их применение.

Модель жидкого состояния. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность.

Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

— физические величины и их условные обозначения: механическое напряжение (σ), относительное удлинение (ε),модуль Юнга (Е), поверхностное натяжение (σ); единицы этих величин: Па, Н/м.

Воспроизводить:

— определения понятий: кристаллическая решетка, идеальный кристалл, полиморфизм, монокристалл, поликристалл, анизотропия свойств, деформация, упругая деформация, пластическая деформация, механическое напряжение, относительное удлинение, модуль Юнга, сила оверхностно-

го натяжения, поверхностное натяжение;

— формулировку закона Гука;

— формулы: закона Гука, поверхностного натяжения, высоты подъема жидкости в капилляре.

Описывать:

— модели: идеальный кристалл, аморфное состояние твердого тела, жидкое состояние;

— различные виды кристаллических решеток;

— механические свойства твердых тел;

— опыты, иллюстрирующие различные виды деформации твердых тел, поверхностное натяжение жидкости;

— наблюдаемые в природе и в быту явления поверхностного натяжения, смачивания, апиллярности.

На уровне понимания

Приводить примеры:

—полиморфизма;

— анизотропии свойств монокристаллов;

— различных видов деформации;

— веществ, находящихся в аморфном состоянии;

— превращения кристаллического состояния в аморфное и обратно;

— проявления поверхностного натяжения, смачивания и капиллярности в природе и в быту.

Объяснять:

— анизотропию свойств кристаллов;

— механизм упругости твердых тел на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества

— на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества свойства: твердых тел (прочность, хрупкость, твердость), аморфного состояния твердого тела, жидкости;

— существование поверхностного натяжения;

— смачивание и капиллярность;

— зависимость поверхностного натяжения от рода жидкости и ее температуры.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

— измерять экспериментально поверхностное натяжение жидкости.

Применять:

— закон Гука (формулу зависимости механического напряжения от относительного удлинения) к решению задач;

— формулу поверхностного натяжения к решению задач.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Обобщать:

— знания: о строении и свойствах твердых тел и жидкостей.

Сравнивать:

— строение и свойства: кристаллических и аморфных тел; аморфных тел и жидкостей.

3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (Электростатика) (11 ЧАСОВ).

Электрический заряд. Два рода электрических зарядов. Дискретность электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Электрические силы. Закон Кулона.

Электростатическое поле. Напряженность. Принцип суперпозиции. Линии напряженности электростатического поля. Электростатическое поле точечных зарядов. Однородное электростатическое поле.

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов.

Электрическая емкость. Емкость плоского конденсатора.

Требования к уровню подготовки учащихся следующие:

На уровне запоминания

Называть:

— понятия: электрический за ряд, электризация, электрическое поле, проводники и диэлектрики;

— физические величины и их условные обозначения: электрический заряд (q), напряженность электростатического поля (Е), диэлектрическая проницаемость (ε), потенциал электростатического поля (φ), разность потенциалов или напряжение (U), электрическая емкость (С); единицы этих величин: Кл, Н/Кл, В, Ф;

— физические приборы и устройства: электроскоп, электрометр, крутильные весы, конденсатор.

Воспроизводить:

— определения понятий: электрическое взаимодействие, электрические силы, элементарный электрический заряд, точечный заряд, электризация тел, проводники и диэлектрики, электростатическое поле, напряженность электростатического поля, линии напряженности электростатического поля, однородное электрическое поле, потенциал, разность потенциалов (напряжение), электрическая емкость;

— законы и принципы: сохранения электрического заряда Кулона; принцип суперпозиции сил, принцип суперпозиции полей;

— формулы: напряженности поля, потенциала, разности потенциалов, электрической емкости, взаимосвязи разности потенциалов и напряженности электростатического поля.

Описывать:

— наблюдаемые электрические взаимодействия тел,электризацию тел, картины электростатических полей;

— опыты Кулона с крутильными весами.

На уровне понимания

Объяснять:

— физические явления: взаимодействие наэлектризованных тел, электризация тел, электризация проводника через влияние (электростатическая индукция), поляризация диэлектрика, электростатическая защита;

— модели: точечный заряд, линии напряженности электростатического поля;

— природу электрического заряда и электрического поля;

— причину отсутствия электрического поля внутри металлического проводника;

— механизм поляризации полярных и неполярных диэлектриков.

Понимать:

— факт существования в природе: электрических зарядов противоположных знаков, элементарного электрического заряда;

— свойство дискретности электрического заряда;

— смысл: закона сохранения электрического заряда, принципа суперпозиции и их фундаментальный характер;

— эмпирический характер закона Кулона;

— существование границ применимости закона Кулона;

— объективность существования электрического поля;

— возможность модельной интерпретации электрического поля в виде линий напряженности электростатического поля

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

— анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

— анализировать и объяснять наглядные картины электростатического поля;

— строить изображения линий напряженности электростатических полей.

Применять:

— знания по электростатике к анализу и объяснению явлений природы и техники.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

Уметь:

— проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, учитывая их структуру (объект наблюдения или экспериментирования, средства, возможные выводы);

— формулировать цель и гипотезу, составлять план экспериментальной работы;

— анализировать и оценивать результаты наблюдения и эксперимента;

— анализировать неизвестные ранее электрические явления и решать возникающие проблемы.

Применять:

— полученные знания для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.

ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА (2 ЧАСА).

Учебно-тематический план

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ ПО ЧЕТВЕРТЯМ

( 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 68 ЧАСОВ)

Четверть

Примерные сроки

Тема программы

Количество часов по программе

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

I

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ

Классическая механика

17

5

2

II

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ

Классическая механика

Молекулярная физика

5

10

1

1

1

III

ЯНВАРЬ-МАРТ

Молекулярная физика

20

2

1

IV

АПРЕЛЬ-МАЙ

Молекулярная физика

Электродинамика (электростатика)

Повторение

3

11

2

1

1

1

1

1

Итого

с 01. 09 по 31. 05

 

68

10

8

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле.

смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила;

смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах, закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока;

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли, свойства газов, жидкостей и твердых тел;

описывать и объяснять результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела, нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром охлаждении, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, броуновское движение, электризация тел при их контакте, зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения, фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

приводить примеры практического применения физических знаний законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, прогнозировать еще не известные явления;

приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий, эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты, позволяет спрогнозировать еще не известные явления и их особенности, при объяснении природных явлений используются физические модели, один и тот же природный объект или явление можно исследовать, используя разные модели, законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

измерять: расстояние, промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха, силы тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока, скорость, ускорение свободного падения, плотность вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

применять полученные знания для решения физических задач;

применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

Литература и средства обучения

Учебник: Физика 10.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Н. С. Пурышева, Н. Е . Важеевская.-3-е изд., доп.-М.: Дрофа, 2012

Физика. 10 класс: Тематическое и поурочное планирование/ Н. С. Пурышева, Н. Е . Важеевская.-М.: Дрофа, 2002

Физика. 10 класс: Рабочая тетрадь/ Н. С. Пурышева, Н. Е . Важеевская.-3-е изд., испр.-М.: Дрофа, 2007 г.

Физика. Контрольные и проверочные работы. 10 класс (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, О. В. Лебедева).

Мультимедийное приложение к учебнику

Сборник задач по физике. Рымкевич. – М.: Просвещение, 2002

Дидактические материалы по физике 10 класс: учебно-методическое пособие Марон А. Е., Марон Е. А. -3 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005

Список наглядных пособий

Таблицы общего назначения

1. Международная система единиц (СИ).

2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.

3. Физические постоянные.

4. Шкала электромагнитных волн.

5. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.

6. Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ по электричеству.

7. Порядок решения количественных задач.

Тематические таблицы

1. Глаз как оптическая система.

2. Оптические приборы.

3. Броуновское движение. Диффузия.

4. Поверхностное натяжение, капиллярность.

5. Строение атмосферы Земли.

6. Атмосферное давление.

7. Барометр-анероид.

8. Виды деформаций I.

9. Виды деформаций II.

10. Измерение температуры.

11. Внутренняя энергия.

12. Теплоизоляционные материалы.

13. Плавление, испарение, кипение.

14. Манометр.

15. Двигатель внутреннего сгорания.

16. Двигатель постоянного тока.

17. Траектория движения.

18. Относительность движения.

19. Второй закон Ньютона.

20. Реактивное движение.

21. Космический корабль «Восток».

22. Работа силы.

23. Механические волны.

24. Приборы магнитоэлектрической системы.

25. Схема гидроэлектростанции.

26. Трансформатор.

27. Передача и распределение электроэнергии.

28. Динамик. Микрофон.

29. Шкала электромагнитных волн.

30. Модели строения атома.

31. Схема опыта Резерфорда.

32. Цепная ядерная реакция.

33. Ядерный реактор.

34. Звезды.

35. Солнечная система.

36. Затмения.

37. Земля — планета Солнечной системы. Строение Солнца.

38. Луна.

39. Планеты земной группы.

40. Планеты-гиганты.

41. Малые тела Солнечной системы.

Комплект портретов для кабинета физики (папка с 20-ю портретами)

Электронные учебные издания

1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7—11 классы (под редакцией Н. К. Ханнанова).

2. Лабораторные работы по физике. 10 класс (виртуальная физическая лаборатория).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.