Рабочая программа по географии, 10 класс, УМК: Домогацких Е.М.

1
0
Материал опубликован 19 February 2016

Предмет:

Уровень:

Класс:

УМК:

Количество часов:

География

10

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.

35

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.

В соответствии с учебным планом и расписанием на 2015-2016 учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю, из них отводится на проведение практических работ – 8 часов (7 оценочных).

Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного (полного) общего образования по географии и авторской программой учебного курса.

Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Цели и задачи данной программы обучения:

- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;

- развить пространственно-географическое мышление;

- воспитать уважение к культурам других народов и стран;

- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;

- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

Так как данная рабочая программа составляется по Программе Домогацких Е.М., то в ней отражены ее особенности. Программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным образовательным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на самые свежие статистические данные.

Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира» и «Региональный обзор мира», несколько изменено распределение материала внутри разделов. Так в одну тему «Взаимоотношения природы и общества» объединены две ранее изучавшиеся раздельно темы, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение этой темы идет после темы «Население мира».

Структура рабочей программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Задачи:

-Адаптация учебной программы по географии для 10-11 классов к индивидуальным функциональным возможностям детей, нуждающихся в комплексной реабилитации и находящихся на индивидуальном обучении;

-Обеспечение овладения учащимися конкретными географическими знаниями курса «Экономическая и социальная география мира», 10-11 классы, достаточными для применения в практической деятельности, продолжения образования, в соответствии с запросами родителей и учебными возможностями ребенка, обучающегося индивидуально.

Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (самостоятельные и контрольные работы, тестирование) и устный опрос.

Учебно-методическое сопровождение

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

Учебник: Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. часть 1.- М.: Русское слово, 2012.

Э.М. Амбарцумова. Тематический контроль по географии. 10 класс. М. Интеллект- центр.2003г.

Е.А. Жижина, Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. 10 класс..М. ВАКО.2006г.

С.А.Костина. Дидактический материал по географии. 10 класс. Волгоград. Учитель.2006г.

А.Ф.Романова. Экономическая и социальная география мира в вопросах и ответах. Волгоград. Учитель, 2006г.

М.С.Смирнова Уроки географии. 10 класс. М.Дрофа.2006г.

В.И.Сиротин. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6-10 кл. М..АРКТИ.1997г

В.Б.Пятунин Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 кл. М.Дрофа.1996г.

Изучение курса геграфии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Курс рассчитан на формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:

Общеучебные компетенции:

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следст­венного и структурно-функционального анализа. Исследование не­сложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор крите­риев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объек­тов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществле­ние их проверки, владение приемами исследовательской деятельнос­ти, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»). Самостоятельное создание алгоритмов по­знавательной деятельности для решения задач творческого и поиско­вого характера. Формулирование полученных результатов.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных мо­делей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, ис­пользование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках раз­личного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной инфор­мации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекват­но поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информа­ции из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудио­визуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно по­знавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательст­ва (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознако­мительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текс­тами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных техно­логий для обработки, передачи, систематизации информации, созда­ния баз данных, презентации результатов познавательной и практиче­ской деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (высказы­вание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, пове­дения, черт своей личности; учет мнения других людей при определе­нии собственной позиции и самооценке. Умение соотносить прило­женные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной де­ятельности: постановка общей цели и определение средств ее дости­жения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет инди­видуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Предметные компетенции:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССА.

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; числен­ность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отрас­лей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, спе­циализации в системе международного географического разделе­ния труда; географические аспекты глобальных проблем человече­ства;

особенности современного геополитического и геоэкономическо­го положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-эконо­мических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбани­зации и территориальной концентрации населения и производст­ва, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информа­ции для проведения наблюдений за природными, социально-эко­номическими и геоэкологическими объектами, процессами и яв­лениями, их изменениями под влиянием разнообразных факто­ров;

составлять комплексную географическую характеристику регио­нов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности раз­личных явлений и процессов, их территориальные взаимодейст­вия;

сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выявления и объяснения географических аспектов различных те­кущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социаль­но-экономических событий международной жизни, геополитиче­ской и геоэкономической ситуации в России, других странах и ре­гионах мира, тенденций их возможного развития; понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития между­народного туризма и отдыха, деловых и образовательных про­грамм, различных видов человеческого общения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ, 10 КЛАСС

Раздел, количество часов

Сроки прохождения

1

Современная география (1 час)

 

Содержание

Цели раздела

Знания

Умения

 

География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.

Нахождение и применение географической информа-ции, включая карты, стати-стические материалы, геоин-формационные системы и ресурсы Интернет для правильной оценки важней-ших социально- экономичес-ких событий в регионах и странах мира.

Называть и показывать: основные средства и методы получения географической информации

Основные понятия: геоинформационные системы

   

2

Тема 1. Страны современного мира (2 часа)

 

Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны

Выявление и объяснение географических аспектов различных текущих событий и ситуаций в регионах и странах мира, тенденций их возможного развития.

На­зывать и показывать: крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы.

Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».

Прогнозировать и оцени-вать (формулировать гипо-тезы, предвидеть): изменения политической карты мира под влиянием международ-ных отношений. Объяснять: причины изменений по­литической карты мира; существенные признаки понятия: политико-географи­ческое положение, различия в уров­нях экономического развития стран и регионов; географические особенности стран «новой индустриали-зации».

 

3

География населения мира (5 часов)

 

Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.

Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этно-религиозные конфликты.

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.

Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».

Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.

Оценка основных показате-лей уровня и качества жизни населения. Анализ карт насе-ления.

.

Называть и показывать: основные регионы повышен-ной плотности населения на Земле; крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры.

Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.

Прогнозировать и оцени-вать (формулировать гипо-тезы, предвидеть): темпы роста народонаселения Зем-ли в целом, в отдельных регионах и странах мира; тенденции изменения воз­растного состава населения; темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду. Объяснять: различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; существенные признаки понятий: политико-географическое положение страны, географическая (окружающая) среда, ресур-сообеспеченность, воспроиз-водство населения, урбани-зация; образование и разви-тие разных форм городского расселения (агломераций, мегалополисов); различия в степени заселенности от­дельных территорий, обус-ловленные экономическими, историческими и природ-ными причинами; мигра-ционные процессы на при-мере отдельных стран и ре-гионов; направления ми­граций, влияние их на состав и структуру трудовых ре-сурсов отдельных стран и регионов; причины наиболь­шего распространения ки-тайского, английского, испанского, русского, арабс-кого языков и языка хинди; причины демографического взрыва в ряде стран и регио-нов мира и роста народона-селения; распространение мировых религий на Земле.

Определять (измерять): функции крупнейших го­родов мира

 

4

Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (12 часов)

 

Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.

Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.

Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.

Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.

Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.

Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.

Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.

Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользо-вания с целью выявления районов острых геоэкологи-ческих проблем.

Называть и (или) пока-зывать: основные виды при-родных ресурсов; мировые центры и районы: месторож¬дений полезных ископае-мых; промышленные, сельс-кохозяйственные; транспор-тные; научно-информацион-ные; финансовые; торговые; рекреационные; меры по охране вод Океана и суши.

Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.

Прогнозировать и оценивать (формулировать гипотезы, предвидеть): ресур-сообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов суши; роль ресурсов Мирового океана, климатических и космичес-ких ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы; резуль-таты борьбы с опустынива-нием, обезлесением; после-дствия антропогенного загрязнения геосфер и в целом всей окружающей среды. Объяснять: законно-мерности размещения основ-ных видов природных ресур-сов; существенные признаки понятий: географическая (окружающая) среда, ресур-сообеспеченность.

Определять (измерять): принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов; рациональность или нера-циональность использования минеральных, почвенных, водных, биологических ре-сурсов; условия возникнове-ния и развития наиболее крупных зон и рекреаций.

 

5

Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2часа)

 

Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий..

Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий.

Определение международ-ной специализации крупней-ших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населе-ния, хозяйства и природны-ми условиями на конкретных территориях

Называть и показывать: примеры крупнейших старо-промышленных районов мира; тенденции изменения структуры мирового хозяйст-ва; основные формы между-народных экономических отношений.

Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.

Прогнозировать и оцени-вать (формулировать гипоте-зы, предвидеть): тенденции создания единых энергетиче­ских, транспортных и инфор-мационных систем в миро-вом хозяйстве; изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран.

Объяснять: особенности отраслевой и территориаль-ной структуры мирового хозяйства.; существенные, признаки понятий: научно-техническая революция, ми-ровое хозяйство, междуна-родное географическое раз-деление труда; различия в уровнях экономического развития стран и регионов; изменения пропорций между производственной и непроиз-водственной сферами, про-мышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей отраслями промыш­ленности в структу-ре хозяйства; причины воз-никновения региональных и отраслевых группировок в системе международного географического разделения труда; основную специализа­цию районов старого и ново-го освоения; географические особенности стран «новой индустриализации», «переселенческого типа», «нефтедоллара».

 

6

Общая характеристика современного мирового хозяйства (8 часов)

 

Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.

Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.

Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.

Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий.

Определение международ-ной специализации крупней-ших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населе-ния, хозяйства и природны-ми условиями на конкретных территориях

Основные понятия: «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.

Объяснять: особенности размещения основных отрас-лей хозяйства; специализа-цию хозяйства отдельных стран и регионов мира, особенности состава и структуры их хозяйства, участие в географическом разделении труда;

существенные признаки по-нятий: «зеленая революция». Описывать: одну из отрас-лей мирового хозяйства; один из районов старого или нового промышленного, сельскохозяйственного, го-родского, транспортного или рекреационного строи-тельства. Определять (из­мерять): крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов промыш­ленной и сельскохозяйствен-ной продукции

Прогнозировать и оцени-вать (формулировать гипоте-зы, предвидеть): тенденции создания единых энергетиче¬ских, транспортных и инфор-мационных систем в миро-вом хозяйстве; изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран.

 

 

Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (2 часа)

Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.

Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация.

Знать: географические аспекты глобальных проблем человечества

Объяснять: уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в меж-дународные реестры памят-ников природы и культуры; причины возникновения глобальных проблем чело-вечества; существенные при-знаки понятий: «глобальные проблемы человечества»

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ, 10 класс

раздела/темы

Наименование разделов и тем

 

Всего количество

часов

Кол-во

практических работ

 

Современная география.

1

 

Раздел 1

Страны современного мира.

2

1

Раздел 2

География населения мира.

5

2

Раздел 3

Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы.

13

1

Раздел 4

Мировое хозяйство и научно-техническая революция.

2

1

Тема 1

Общая характеристика современного мирового хозяйства.

8

1

Тема 2

Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь.

4

1

   

35

7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс география(1 час)

Содержание

Кол-во часов

Дата

Форма урока

Основные виды деятельности уч-ся

Вид контроля

Практические работы

 

Современная география.

1

   

Конспектирова-ние, самостоятельная работа с учебником беседа, практикум. Анализ статистических материалов

   

1.

Географическая наука.

1

 

Урок- лекция

   

Тема 1

Страны современного мира.

2

 

Обзорная лекция

Индивидуальный опрос

 

2.

Типы стран современного мира.

1

 

Обзорная лекция

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

 

3.

Развитые и развивающиеся страны.

1

 

Урок-практикум

Практическая работа

Пр.р.№1 Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации

Тема 2

География населения мира.

5

   

Самостоятельная работа с учебником беседа, практикум. Анализ статистических материалов, работа с картами атласа.

   

4.

Численность и динамика населения мира.

1

 

Урок- диалог

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

 

5.

Расовый и половозрастной состав населения.

1

 

Урок-практикум

Индивидуальный, работа с картами

2.Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий.

6.

Этнический и религиозный состав населения.

1

 

Урок-практикум

Индивидуальный, работа с картами

3. Сравнительный анализ карт народов и мировых религий.

7.

Размещение населения и его миграции.

1

 

Урок-практикум

Индивидуальный, работа с картами

4. Объяснение причин миграционных процессов в Европе(трен)

8.

Сельское и городское население.

1

 

Урок-практикум

Индивидуальный, работа с картами

5. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов.

Тема 3

Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы.

13

   

Семинар, самостоятельная работа с учебником беседа, практикум. Анализ статистических материалов, работа с картами атласа, работа в группах, дополнительные сообщения.

   

9.

История взаимоотношений между природой и обществом.

1

 

Урок -лекция

   

10.

Природопользование и экологические проблемы.

1

 

Урок-конференция

Индивидуальный, опрос

 

11.

Природные ресурсы.

1

 

Урок -семинар

Индивидуальный, фронтальный опрос

 

12.

Минеральные ресурсы.

1

 

Урок -семинар

Индивидуальный, фронтальный опрос

 

13.

Рудные и нерудные полезные ископаемые.

1

 

Урок -семинар

Индивидуальный, фронтальный опрос

 

14.

Земельные ресурсы.

1

 

Урок -семинар

Индивидуальный, фронтальный опрос

 

15.

Лесные ресурсы.

1

 

Урок -семинар

Индивидуальный, фронтальный опрос

 

16.

Водные ресурсы.

1

 

Урок -семинар

Индивидуальный, фронтальный опрос

 

17.

Ресурсы Мирового океана.

1

 

Урок -семинар

Индивидуальный, фронтальный опрос

 

18.

Другие виды природных ресурсов.

1

 

Урок- лекция

Индивидуальный, фронтальный опрос

6. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.

19.

Загрязнения окружающей среды.

1

 

Урок -конференция

Индивидуальный, фронтальный опрос

 

20.

Пути решения экологических проблем.

1

 

Комбинированный урок

Индивидуальный, фронтальный опрос

 

21

Обобщающий урок по теме «Мировые природные ресурсы»

1

 

Урок контроля знаний

Зачет

 

Тема 4

Мировое хозяйство и научно-техническая революция.

2

   

Конспектирование, анализ карт и статистического материала.

   

22.

МГРТ и Мировое хозяйство.

1

 

Урок- лекция

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

 

23.

Современная эпоха НТР и Мировое хозяйство.

1

 

Урок -практикум

Практическая работа

7. Определение стран экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг.

Тема 5

Общая характеристика современного мирового хозяйства.

8

   

Конспектирова-ние, самостоятельная работа с учебником беседа, практикум. Анализ карт и статистических материалов, групповая работа, сообщения учащихся.

   

24.

Топливно-энергетическая промышленность.

1

 

Лекция с элементами беседы

Индивидуальный, опрос, работа с картами

 

25.

Металлургия.

1

 

Урок - семинар

Индивидуальный, опрос

 

26.

Машиностроение.

1

 

Комбинированный урок

Индивидуальный, фронтальный опрос

 

27.

Химическая, лесная и лёгкая промышленность.

1

 

Комбинированный урок

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

 

28.

Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство.

1

 

Комбинированный урок

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

 

29.

Виды транспорта.

1

 

Урок - семинар

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

 

30.

Транспорт и Мировое хозяйство.

1

 

Комбинированный урок

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

 

31.

Международные экономические отношения.

1

 

Контроль знаний

Практическая работа

8. Составление тест-опросника по теме.

Тема 6

Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь.

4

         

32

Глобальные проблемы

1

 

Контроль знаний

Защита проектов

Зачет

 

33

Взаимосвязь глобальных проблем.

1

       

34

Обобщающий урок по теме «Общая характеристика мира»

1

 

Урок коррекции знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос

 

35

Урок–конференция «Глобальные проблемы человечества»

1

       


 

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

п/п

Название

автор

издательство

год издания

1

«Экономическая и социальная география мира. Часть первая. Общая характеристика мира»

Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский

М.: «Русское слово»,

2012 г.

2

Тематический контроль по географии. 10 класс.

Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 кл.

Э.М.Амбарцумова.

В.Б.Пятунин

М. Интеллект- центр

М.Дрофа

2003г

1996г

3

Дидактический материал по географии. 10 класс.

С.А.Костина.

Волгоград. Учитель.

2006г.

4

Практические работы по географии и методика их выполнения. 6-10 кл.

В.И.Сиротин.

М..АРКТИ.

1997г

5

Экономическая и социальная география мира в вопросах и ответах.

А.Ф.Романова.

Волгоград. Учитель

2006г.

6

оборудование и приборы

     

7

Поурочные разработки по географии. 10 класс.

Уроки географии. 10 класс.

Е.А. Жижина, Н.А.Никитина М.С.Смирнова

М. ВАКО.

М.Дрофа.

2006г.

2006г.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации