Рабочая программа по географии за 5 класс (УМК «Сферы» А.А. Лобжанидзе, А.П. Кузнецова)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Порез
Унинского района Кировской области имени Г.Ф.Шулятьева
Утверждено:
_______________ //
Директор МБОУ СОШ с.Порез
«31»_августа_2016г
Рабочая программа
по географии
5 класс
на 2016- 2017 учебный год
базовый уровень
Составитель: Суворова С.И.
учитель географии высшей
квалификационной категории
2016год
с.Порез
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ с.Порез. Содержательный статус программы – базовая.
Нормативно-правовая основа рабочей программы по географии:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ о общего, основного общего, среднего общего образования»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897;
Устав МБОУ СОШ с.Порез.
Учебный план МБОУ СОШ с.Порез на 2016-2017 учебный год.
Годовой календарный график МБОУ СОШ с.Порез .
Примерная программа по географии.
География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Изучение географии в основной школе должно обеспечить:
формирование посредством географических знаний мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности;
формирование целостной картины мира через познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);
понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора формирования общества и личности;
понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстроизменяющемся глобальном мире;
приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём;
формирование умений использования приборов и инструментов, технических и информационно коммуникационных технологий и средств обучения для получения и адекватной оценки полученных результатов. Содержание курса географии в основной школе позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» для 5 класса разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. Данная рабочая программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Окружающий мир» является пропедевтическим.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;
- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты :
- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения программы являются:
- понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
- представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
- умение работать с разными источниками географической информации;
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- картографическая грамотность;
- владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
- умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов:
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой
основе эмпирические зависимости;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Содержание учебного предмета
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
В т.ч. на практические занятия |
Введение. |
2 |
|
Раздел I . Источники географической информации |
18 |
6 |
Тема 1 Развитие географических знаний о Земле. |
7 |
1 |
Тема 2 Изображения земной поверхности и их использование |
11 |
5 |
Раздел 2. Природа Земли и человек |
9 |
1 |
Тема 3 Земля — планета Солнечной системы. |
5 |
|
Тема 4 Литосфера — каменная оболочка Земли |
4 |
1 |
Перечень обязательных практических работ:
№1 Составление презентации по теме «Великие русские путешественники»
№2 Построение профиля рельефа
№3 Определение на местности направлений и расстояний
№4 Полярная съёмка местности
№5 Построение схемы маршрута на основе картографических Интернет-ресурсов
№6Составление маршрута путешествия
№7 Определение горных пород и их свойств
Учебно-методический комплекс по предмету
1. Учебник. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Лобжанидзе А. А..
2. Электронное приложение к учебнику
3. Тетрадь-тренажёр. Часть 1. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Лобжанидзе А. А.
4. Тетрадь-практикум. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Котляр О. Г..
5. Тетрадь-экзаменатор. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы". Барабанов В. В..
6. Иллюстрированный атлас. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Савельева Л. Е., Котляр О. Г, Григорьева М. А.
7. Контурные карты. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Котляр О. Г..
8. Поурочное тематическое планирование. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы"
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ГЕОГРАФИИ
(УМК «СФЕРА») ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ, 5 КЛАСС
на 2015-2016учебный год
№п\п |
Дата план/факт |
Тема урока |
Содержание |
Виды деятельности |
Планируемые результаты |
||||||
Предметные |
УУД |
Личностные |
|||||||||
|
Введение (2 ч) 1.География: древняя и современная |
Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями УМК. |
Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текстов учебника и иллюстраций. Определять понятие «география» |
первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды; |
Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления Регулятивные самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) |
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования |
|||||
|
2.География в современном мире |
Географические объекты, явления, процессы. Изучение Земли современной географией. Зачем человеку нужна география. |
Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты. Различать природные и антропогенные объекты. |
основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы; |
Познавательные строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, |
||||||
|
Вводная контрольная работа |
||||||||||
|
Развитие географических знаний о Земле (7 часов) 1.География в древности |
Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия. |
Показывать по картам территории древних государств Востока. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока |
первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды; |
Познавательные производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность Регулятивные самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) |
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования ;уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, национальным традициям; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона) |
|||||
|
2.Географические знания в древней Европе |
Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме. |
Показывать по картам территории древних государств Европы. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме |
первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды; |
Познавательные преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст) Регулятивные работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) |
||||||
|
3.География в эпоху Средневековья: Азия, Европа |
Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели. |
Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, Афанасия Никитина, викингов, Марко Поло. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги |
первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды; |
Познавательные преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст) Регулятивные умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) |
||||||
|
4.Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий
|
Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового Света. |
Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий Х. Колумба Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации о последних открытиях Америки для её народов |
первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды; |
Познавательные преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст) Регулятивные работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) |
||||||
|
5.Эпоха Великих географических открытий
Практическая работа №1 Составление презентации по теме «Великие русские путешественники» |
Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф.Магеллан, Ф. Дрейк). Значение Великих географических открытий. |
Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации по заданной теме Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий. Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий |
первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды; |
Познавательные преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст) Регулятивные работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно Коммуникативные умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий |
||||||
|
6.Открытие Австралии и Антарктиды |
Открытие и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие. Вклад в географию И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. |
Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянского. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания |
первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды; |
Познавательные преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст) Регулятивные работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе |
||||||
|
7.Современные географические исследования. |
Исследования полярных областей Земли. Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоев атмосферы. |
Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) Описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты. |
представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий); |
Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений Регулятивные работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,) |
||||||
|
Контрольная работа №1 по теме «Развитие географических знаний о Земле». |
||||||||||
|
Изображения земной поверхности и их использование (11ч) 1.Изображения земной поверхности |
Наука о создании карт. Глобус как объёмная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки. |
Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике |
умение работать с разными источниками географической информации |
Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления Регулятивные составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта) Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе |
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования |
|||||
|
2.Масштаб |
Что показывает масштаб. Виды записи масштаба (численный, именованный, линейный). Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью линейного масштаба расстояний, детальности изображения местности от масштаба. |
Определять по топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот |
умение работать с разными источниками географической информации; картографическая грамотность |
Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений Регулятивные составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта) Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе |
||||||
|
3.Условные знаки. Способы изображения неровностей земной поверхности.
Практическая работа №2 «Построение профиля рельефа» |
Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи. Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин. |
Распознавать условные знаки планов местности и карт, высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин. Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи. Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты. Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков. Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа, на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины. Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга |
умение работать с разными источниками географической информации; картографическая грамотность |
Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений Регулятивные составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта) Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) |
||||||
|
4.Стороны горизонта. Ориентирование |
Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса. Определение направлений по компасу. Понятие «азимут». Измерение углов с помощью транспортира. |
Определять по компасу направления на стороны горизонта. Определять углы с помощью транспортира |
умение работать с разными источниками географической информации; картографическая грамотность |
Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений Реулятивные составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта) Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе |
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях |
|||||
|
5.Съёмка местности. Практическая работа №3 «Определение на местности направлений и расстояний» |
Глазомерная съёмка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане. |
Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Ориентироваться по плану местности. Определять азимуты по компасу на местности и на плане (топографической карте). Определять стороны горизонта на плане |
владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; картографическая грамотность |
Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений Регулятивные: умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действий |
||||||
|
6.Составление плана местности. Практическая работа № 4 «Полярная съёмка местности» |
Составление простейшего плана местности |
Использовать оборудование для глазомерной съёмки. Составлять простейший план небольшого участка местности |
владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; картографическая грамотность |
Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений Регулятивные умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты Коммуникативные: управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия), |
||||||
|
7.Географические карты |
Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения на картах. |
Читать карты различных видов на основе анализа легенды. Определять зависимость подробности карты от её масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территорий. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов |
умение работать с разными источниками географической информации |
Познавательные строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия), |
||||||
|
8.Параллели и меридианы |
Понятия «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек. |
Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначение сетки параллелей и меридианов |
умение работать с разными источниками географической информации; картографическая грамотность |
Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений Регулятивные способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия), |
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования |
|||||
|
9.Географические координаты. Градусная сетка. |
Географическая широта и географическая долгота, способы их определения. Измерение расстояний с помощью градусной сетки. |
Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами. Определять расстояния с помощью градусной сетки |
умение работать с разными источниками географической информации; картографическая грамотность |
Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений Регулятивные способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия), |
||||||
|
10.Географические информационные системы Картографический метод географии Практическая работа № 5 «Построение схемы маршрута на основе картографических Интернет-ресурсов» |
Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение. |
Умение работать с разными источниками географической информации |
умение работать с разными источниками географической информации; картографическая грамотность |
Познавательные строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия), |
||||||
|
11. Практическая работа № 6 «Составление маршрута путешествия» |
Все основные понятия темы |
Предлагается «Составление маршрута воображаемой экспедиции», предлагаемой в Тетради-практикуме |
умение работать с разными источниками географической информации; картографическая грамотность |
Познавательные строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия), |
образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях |
|||||
|
Контрольная работа №2 по теме «Изображения земной поверхности и их использование» |
||||||||||
|
Земля — планета Солнечной системы (5 ч) 1.Земля в Солнечной системе |
Состав Солнечной системы. Система «Земля — Луна». Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля. |
Анализировать иллюстративно-справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли». Находить информацию (в Интернете и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности» |
умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; умение работать с разными источниками географической информации |
Познавательные строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия), |
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования |
|||||
|
2.Осевое вращение Земли |
Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса. |
Анализировать иллюстративно-справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.Составлять «космический адрес» планеты Земля. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли». Находить информацию (в Интернете и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности» |
умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории |
Познавательные осуществлять сравнение, сериацию и классификацию Регулятивные способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия), |
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования |
|||||
|
3.Орбитальное движение Земли |
Движение Земли по орбите и смена времён года. Тропики и Полярные круги. Пояса освещённости. Географические следствия орбитального движения Земли. |
Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности движения Земли по орбите. Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года. Показывать на схемах и картах тропики, Полярные круги, пояса освещённости |
умение работать с разными источниками географической информации; - умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; |
Познавательные Регулятивные способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия) |
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования |
|||||
|
4.Влияние космоса на Землю и жизнь людей. |
Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы, их особенности. |
Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями. Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства |
умение работать с разными источниками географической информации; - умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; |
Познавательные осуществлять сравнение, сериацию и классификацию; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность Регулятивные способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия), |
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования |
|||||
|
Контрольная работа №3 по теме «Земля — планета Солнечной |
||||||||||
|
Литосфера - каменная оболочка Земли (5 ч) 1.Строение Земли. Горные породы |
Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства. Полезные ископаемые. |
Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород |
умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; умение работать с разными источниками географической информации; умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений |
Познавательные осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания) Регулятивные умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия), |
||||||
|
2.Практическая работа № 7 «Определение горных пород и их свойств» |
||||||||||
|
3.Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. |
Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие. Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа. |
Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы. Сравнивать типы земной коры. Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит, выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит |
умение работать с разными источниками географической информации; умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; картографическая грамотность |
Познавательные создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта Регулятивные способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия), |
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования |
|||||
|
4.Внутренние и внешние силы Земли как разрушители и созидатели рельефа. |
Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия. Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф. |
Выявлять при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Описывать облик создаваемых внешними силами форм рельефа. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием |
умение работать с разными источниками географической информации; умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; картографическая грамотность; владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды |
Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений Регулятивные способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия), |
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования |
|||||
|
5.Человек и мир камня. Тест по теме Литосфера — каменная оболочка Земли |
Строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Полезные ископаемые. Охрана литосферы. |
умение работать с разными источниками географической информации; умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; картографическая грамотность; умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории |
Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений Регулятивные умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты Коммуникативные умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты |
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования |
||||||
|
Итоговая контрольная работа |
Основные понятия курса География. Планета Земля. |
Мобилизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении курса География. Планета Земля. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования:
осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
вид контроля |
тема |
источник |
Контрольная работа |
Вводная |
|
Контрольная работа №1 |
Развитие географических знаний о Земле |
Тетрадь-экзаменатор, стр. |
Контрольная работа №2 |
Изображения земной поверхности и их использование |
Тетрадь-экзаменатор, стр. |
Контрольная работа №3 |
Земля — планета Солнечной системы |
Тетрадь-экзаменатор, стр. |
тест |
Литосфера — каменная оболочка Земли |
Тетрадь-экзаменатор, стр. |
Контрольная работа №4 |
Итоговая |
Тетрадь-экзаменатор, стр. |
Для проведения контроля уровня обучения используется контрольно-измерительный материал, представленный в Тетради - экзаменаторе. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы". Барабанов В. В..
Дополнительная литература:
1. Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы. География: 6 класс. М.:ВАКО, 2011. – 112с.
2. Кугут И.А., Елисеева Л.И. Методическое пособие с электронным приложением / – М.: Глобус, 2010.
3. Интернет-ресурсы
Интернет-ресурсы:
1. http://ege.edu.ru. − Портал ЕГЭ.
2. www.fipi.ru. − Федеральный институт педагогических измерений.
3. http://geo.metodist.ru. − Методическая лаборатория географии.
4. http://www.geo2000.nm.ru. – Географический портал.
5. http://geotest.nm.ru. – Сборник тестов по географии.