Рабочая программа по географии, 7 класс, УМК: Домогацких Е.М.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | География 7 Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. 68 |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 03 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года, № 74);
федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 года, № 164, от 31 августа 2009 года, № 320, от 19 октября 2009 года, № 427, от 10 ноября 2011 года № 2643, от 24 января 2012 года № 39, от 31 января 2012 года № 69 (для 5-11 классов),
приказом министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 24 июля 2014 года № 784-пр « Об утверждении примерного учебного плана для образовательных организаций Ставропольского края»;
учебным планом МКОУ «СОШ №24» ИМРСК на 2014/2015 учебный год;
программой по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Домогацких Е. М. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010.
Цели и задачи курса:
- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населении материков;
- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Общая характеристика курса
Курс состоит из двух частей:
Планета, на которой мы живем.
Материки планеты Земля.
Открывает курс небольшая тема «Мировая суша». В ней дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Здесь же разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света».
Следующая тема – «Литосфера» - знакомит учащихся с историей развития литосферы, строения земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.
Тема «Атмосфера» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит климат целых материков и отдельных территорий.
Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и с факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша оказывает друг на друга.
Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины этих закономерностей и формы их проявления.
Тема «Человек» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет деятельность человека на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.
Следующая, большая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из этих тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:
- географическое положение и история исследования;
- геологическое строение и рельеф;
- климат;
- гидрография;
- разнообразие природы;
- население;
- регионы.
Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, о его отличительных чертах, и вместе с тем выявить общее в природе всех материков.
На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
Место предмета в учебном плане
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.
Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Согласно федеральному базисному плану на изучение географии в 7 классе отводится 68 часов учебного времени, или 2 часа в неделю. Однако информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, все это делает его довольно насыщенным.
Уровень обучения – базовый
Программа соответствует учебнику Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны. В 2 ч. - М.: ООО «Русское слово-РС», 2011.
Содержание программы
Раздел 1. ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ (23часа)
Тема 1. Мировая суша (1 час)
Соотношение суши и океана, их распределение между полушариями Земли. « Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.
Основные понятия: материк, океан, часть света, остров.
Тема 2. Поверхность Земли (6 часов)
Геологическое время. Эры и периоды в Истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководные желоба, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Практическая работа: составление картосхемы «Литосферные плиты».
Тема 3. Атмосфера (3 часа)
Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.
Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Практические работы. 1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира. 2. Анализ климатограмм для основных типов климата.
Тема 4. Мировой океан (5 часов)
Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Практическая работа: построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм дна океана.
Тема 5. Геосфера (2 часа)
Понятие о географической оболочке. Материки и океаны как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.
Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.
Практические работы. 1. Анализ схем круговоротов веществ и энергии. 2. Установление связей между типами климата и природными зонами по тематическим картам атласа.
Тема 6. Человек (5 часа)
Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Взаимоотношения человека и природы и их изменения. Охрана природы. Всемирное природное наследие.
Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.
Практическая работа: сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.
Раздел 2. МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ (46 часов)
Тема 1. Африка (9 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население. Регионы Африки. Особенности человеческой деятельности. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные понятия: саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.
Практические работы. 1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах. 2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке.
Тема 2. Австралия (5 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население Австралии. Особенности человеческой деятельности. Австралийский союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион.
Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.
Практическая работа: сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
Тема 3. Антарктида (2 часа)
История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка.
Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Тема 4. Южная Америка (9 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Особенности человеческой деятельности. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.
Практические работы. 1. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки. 2. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использование карт атласа. 3. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки.
Тема 5. Северная Америка (9 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Северной Америки. Особенности человеческой деятельности. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.
Практические работы. 1. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе. 2. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Тема 6. Евразия (10 часов)
История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек. Самые большие озера. Население. Особенности человеческой деятельности. Главные объекты природного и культурного наследия.
Практические работы. 1.Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам. 2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели. 3. Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.
Раздел 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА (2 ЧАСА)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления. Экологическая проблема.
Практическая работа: выявление связей между компонентами природного комплекса (работа на местности).
Учебно-тематическое планирование
№ темы | Тема | Кол-во часов | Кол-во практических работ | |
всего | оценочных | |||
Раздел 1. Планета, на которой мы живем | 22 | 7 | - | |
1. | Мировая суша | 1 | - | - |
2. | Поверхность Земли | 6 | 1 | - |
3. | Атмосфера | 3 | 2 | - |
4. | Мировой океан | 5 | 1 | - |
5. | Геосфера | 2 | 2 | - |
6. | Человек | 5 | 1 | - |
Раздел 2. Материки планеты Земля | 46 | 12 | 8 | |
1. | Африка | 9 | 3 | 1 |
2. | Австралия | 5 | 1 | - |
3. | Антарктида | 2 | - | - |
4. | Южная Америка | 9 | 3 | 2 |
5. | Северная Америка | 9 | 2 | 1 |
6. | Евразия | 10 | 3 | 4 |
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека | 2 | 1 | - | |
Итого | 68 | 20 | 8 |
Оценочные практические работы:
ПР № 1. «ГП Африки».
ПР № 2 «Сравнение географического положения Африки и Южной Америки».
ПР № 3 «Выявление взаимосвязи между компонентами природы в одном из ПК Южной Америки».
ПР№ 4 «Сравнение климата двух территорий Северной Америки».
ПР № 5 «Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа Евразии».
ПР № 6 «Определение типов климата Евразии».
ПР № 7 «Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели».
ПР № 8 «Составление описания одной из стран Евразии».
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Программы | |
Домогацких Е. М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения (личностные, метапредметные и предметные); представлены содержание основного общего образования по математике, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса |
Учебники | |
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны. В 2 ч. - М.: ООО «Русское слово-РС», 2011. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Домогацких Е.М. и Алексеевского Н.И. «География. Материки и океаны». 7 класс/ - М.: «Русское слово-учебник», 2011 Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2007 | В учебниках реализована главная цель, которую ставили перед собой авторы, — развитие личности школьника средствами математики, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе. В учебниках представлен материал, соответствующий программе и позволяющий учащимся 5—9 классов выстраивать индивидуальные траектории изучения математики за счёт обязательного и дополнительного материала, маркированной разно-уровневой системы упражнений, организованной помощи в разделе «Ответы, советы и решения», дополнительного материала: различных практикумов, исследовательских и практических работ, домашних контрольных работ, исторического и справочного материала и др. |
Дидактические материалы | |
Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. 7 класс.- М.: Дрофа, 2006. | Дидактические материалы обеспечивают диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, закреплёнными в стандарте. Пособия содержат проверочные работы: тесты, самостоятельные и контрольные работы, дополняют задачный материал учебников и рабочих тетрадей, содержат ответы ко всем заданиям |
Дополнительная литература для учащихся | |
Краткий справочник школьника. 5-11 кл. / Ави.- сост. П. И. Алтынов и др. – М.: Дрофа, 1997. Географический атлас. 7 класс.- М.: Дрофа, 2008. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов.- М. : Дрофа, 2006 | Список дополнительной литературы необходим учащимся для лучшего понимания идей математики, расширения спектра изучаемых вопросов, углубления интереса к предмету, а также для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ, проектов и др. В список вошли справочники, учебные пособия, сборники олимпиад, книги для чтения и др. |
Методические пособия для учителя | |
В методических пособиях описана авторская технология обучения математике. Пособия построены поурочно и включают примерное тематическое планирование, самостоятельные и контрольные работы, математические диктанты, тесты, задания для устной работы и дополнительные задания к уроку, инструкции по проведению зачётов, решения задач на смекалку и для летнего досуга | |
Печатные пособия | |
Комплекты таблиц справочного характера охватывают основные вопросы по гегорафии каждого года обучения. Таблицы помогут не только сделать процесс обучения более наглядным и эффективным, но и украсят кабинет. | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения | |
География. 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий | Мультимедийные обучающие программы носят проблемно-тематический характер и обеспечивают дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов математики. Диски разработаны для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс оснащён компьютерами) или в домашних условиях. Материал по основным вопросам географии основной школы представлен на дисках |
Технические средства | |
Персональный компьютер Мультимедиапроектор с экраном и интерактивная доска | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
Метеостанция |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать (понимать):
- географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
- причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
- основные географические зоны (зональность, ритмичность, высотная поясность);
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
- причины возникновения геоэкологических проблем, в также меры по их смягчению и предотвращению;
- географию крупнейших народов Земли.
Уметь:
- давать характеристики материков и океанов;
- характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;
- приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального природопользования и др.;
- определять географическое положение природных объектов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Организация учебного процесса по географии в основной школе учитывает общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых:
- для познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, по карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Наименование раздела по программе, тем уроков | Кол-во часов | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Практические работы | Домашнее задание | |
по плану | факт. | |||||||
1.1 | Введение. Суша в океане. | 1 | Соотношение воды и суши на планете. Материки. Острова по происхождению. | Уметь называть и показывать материки, острова, архипелаги. | П.1 | |||
2. | Литосфера - подвижная твердь. | 6 | ||||||
2.2 | Геологическое время. | 1 | Геологическая история Земли. Геологическое время. Эры развития Земли. | Знать основные понятия и термины | П.2 | |||
2.3 | Строение земной коры. | 1 | Литосфера. Виды земной коры. Гипотеза «дрейфа материков» Вегенера. Теория литосферных плит. Тектоническая карта. | Называть : геологический возраст Земли, отличие материковой земной коры от океанической. Показывать: крупные литосферные плиты. | Определение по тектонической карте границ литосферных плит. | П.3 | ||
2.4 | Литосферные плиты и современный рельеф. | 1 | Расхождение плит. Столкновение плит. Рифтовые разломы. Сейсмические пояса. | Показывать: крупные литосферные плиты, платформы, складчатые пояса, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять: образование крупных форм рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов. | Составление картосхемы «Литосферные плиты» | П.4 | ||
2.5 | Платформы и равнины. | 1 | Тектоника. Платформы. Равнины по происхождению. | Показывать: крупные литосферные плиты, платформы, складчатые пояса, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять: образование крупных форм рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов. | Установление закономерностей размещения крупных форм рельефа от строения земной коры. | П.5, задания с.55 | ||
2.6 | Складчатые пояса и горы. | 1 | Складчатые пояса. Горы по происхождению. Эпохи горообразования. | Показывать: крупные литосферные плиты, платформы, складчатые пояса, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять: образование крупных форм рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов. | Установление закономерностей размещения крупных форм рельефа от строения земной коры. | П.6, задание с.50 | ||
2.7 | Обобщение и контроль знаний по теме «Литосфера» | 1 | ||||||
3. | Атмосфера - воздушный океан. | 3 | ||||||
3.8 | Пояса планеты. | 1 | Тепловые пояса. Пояса увлажнения. Пояса АД. | Называть и показывать пояса планеты. Объяснять: причины возникновения областей высокого и низкого давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле. | П.7 | |||
3.9 | Воздушные массы и климатические пояса. | 1 | Перемещение поясов АД и ВМ по сезонам. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. | Называть и показывать: климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы ВМ. | Составление таблицы «Основные типы ВМ». Анализ климатограмм для основных типов климата | П.8, В конт. карту - границы клим. поясов | ||
3.10 | Климатообразующие факторы. | 1 | Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. | Называть и показывать: области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, Определять по климатической карте распределение температуры и осадков на поверхности Земли. Объяснять влияние климата на жизнь, быт и хоз. Деятельность человека | Определение главных показателей климата регионов планеты по климатической карте мира | П.9 | ||
4. | Мировой океан - синяя бездна. | 5 | ||||||
4.11 | Мировой океан и его части. | 1 | Части гидросферы. Части Мирового океана. Рельеф дна океана. | Уметь называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, течения, объяснять: роль Океана в жизни Земли | П.10 | |||
4.12 | Движение вод Мирового океана. | 1 | Движение воды в океане. Схема течений. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. | Называть и показывать схемы течений в океанах. | Определение по картам схем океанических течений | П.11, в конт.карту- схему течений | ||
4.13 | Органический мир океана. | 1 | Органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. | Знать: ресурсы океана и их использование. | П.12 | |||
4.14 | Особенности отдельных океанов | 1 | Название, границы, размеры, береговая линия, рельеф дна, Свойства воды, течения. Особенности природы. Органический мир. Хозяйственное использование и экологические проблемы. | Знать и показывать элементы номенклатуры | Обозначение на контурной карте номенклатуры по океанам. | П.13,с. | ||
4.15 | Обобщение и контроль знаний по теме «Океаны» | 1 | Основные термины, понятия, объекты географической номенклатуры по теме. | Знать и уметь объяснять основные понятия и термины по теме | Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм дна океана | Работа с картой | ||
5. | Геосфера - живой механизм. | 2 | ||||||
5.16 | Географическая оболочка. | 1 | Внешние оболочки Земли, их взаимодействие. В.И.Вернадский. Свойства ГО. Этапы развития ГО. | Уметь называть границы распространения живого вещества, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства ГО, описывать по схемам круговороты. | Анализ схем круговоротов веществ и энергии | П.14 | ||
5.17 | Зональность ГО. | 1 | Природный комплекс (ландшафт). Его компоненты. Природные зоны. Широтная зональность. Высотная поясность. | Знать схему строения ПК, объяснять закономерность смены природных зон в горах и на равнинах. Прогнозировать: изменение ПК под воздействием природных факторов и человеческой деятельности. | Анализ карты «Природные зоны мира». Установление связей между типами климата и природными зонами по тематическим картам атласа | П.14,15 | ||
6. | Человек разумный | 5 | ||||||
6.18 | Освоение Земли человеком | 1 | Древняя родина человека. Численность население Земли. Размещение людей по планете. Пути расселении человека. | Уметь называть и показывать предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы высокой плотности населения. | П.16 | |||
6.19 | Охрана природы. | 1 | Памятники природы. Особо охраняемые территории, их виды. Красная книга. Список объектов Всемирного наследия. | Знать и уметь объяснять основные понятия и термины по теме | П.17, инд сообщения | |||
6.20 | Население Земли. | 1 | Расы, народы, религии. Национальные религии. | Знать: крупнейшие народы Земли, наиболее распространенные языки, мировые религии и ареалы их распространения. | П.18 | |||
6.21 | Страны мира. | 1 | Основные термины, понятия, объекты географической номенклатуры по теме. | Знать и уметь объяснять основные понятия и термины по теме | Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас. | П.19, тест на с.148-149 | ||
6.22 | Обобщение знаний по разделу «Планета, на которой мы живем». | 1 | ||||||
7. | Африка - материк коротких теней | 9 | ||||||
7.23 | ПР № 1. «ГП Африки». Географическое положение Африки История открытия и исследования Африки. | 1 1 | Особенности ГП, крайние точки Африки. Открытие и исследования материка. | Определять: ГП материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах Называть: имена исследователей и результаты их работы. | Обозначение на контурной карте крайних точек, элементов береговой линии | П.20 конт.карта | ||
7.24 | Геологическое строение и рельеф Африки. | 1 | Крупные формы рельефа, их связь со строением земной коры.. Полезные ископаемые. | Называть и показывать: крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых | Обозначение на карте крупных форм рельефа, значков полезных ископаемых. | П.21 конт.карта | ||
7.25 | Климат Африки. | 1 | Африка- самый жаркий материк. Климатические пояса. Изотерма. | Объяснять: влияние ГП на особенности природы материка, описывать климатические пояса. | Работа с климатической картой | П.22 | ||
7.26 | Гидрография Африки. | 1 | Гидрография. Основные речные системы. Влияние климата и рельефа на реки. Вади. Озера. | Называть и показывать: важнейшие реки и озера, источники питания рек | Характеристика речных систем материка | П.23, конт карта | ||
7.27 | Разнообразие природы Африки | 1 | Особенности растительного и животного мира природных зон материка. | Описывать: природные зоны, объяснять взаимосвязи природных компонентов в составе ПК | П.24, инд. сообщения | |||
7.28 | Население Африки. | 1 | Численность и размещение населения..Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий..Колониальное прошлое материка. | Знать и уметь объяснять основные понятия и термины по теме | П.25 | |||
7.29 | Регионы Африки. Северная и Западная Африка. | 1 | Регионы Африки. Страны Северной и Западной Африки. | Знать и показывать страны данных регионов. | П.26 конт.карта | |||
7.30 | Центральная, Восточная и Южная Африка. | 1 | Страны Восточной, Центральной и Южной Африки. | Знать и показывать страны данных регионов. | П.27 конт.карта | |||
7.31 | Обобщение знаний по теме «Африка» | 1 | Основные термины, понятия, объекты географической номенклатуры по теме. | Знать и уметь объяснять основные понятия и термины по теме | Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке. | Работа с картой | ||
8. | Австралия - маленький великан. | 5 | ||||||
8.32 | ГП и история исследования Австралии. | 1 | Особенности ГП Австралии. Уникальность материка. История исследования. | Уметь называть и показывать все объекты береговой линии, крайние точки, называть имена путешественников, определять ГП материка, сравнивать его с положением Африки. | Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков | П.28, конт.карта | ||
8.33 | Компоненты природа Австралии. | 1 | Основные формы рельефа. Особенности природы. | Уметь называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, объяснять размещение форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры. | Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | П.29 | ||
8.34 | Особенности природы Австралии. | 1 | Деление Австралии на природные зоны. | Знать представителей растительного и животного мира материка, размещение на материке природных зон. | П.30, инд сообщения | |||
8.35 | Австралийский Союз | 1 | Коренное и пришлое население Австралии. Крупные города. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. | Объяснять влияние истории заселения материка на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Прогнозировать изменение природных объектов под влиянием хоз. деятельности людей | П.31 | |||
8.36 | Океания. | 1 | Океания, ее деление на Меланезию, Микронезию и Полинезию. Исследователи Океании. | Знать и уметь объяснять основные понятия и термины по теме | П.32 | |||
9. | Антарктида – холодное сердце | 2 | ||||||
9.37 | ГП Антарктиды, история исследования. | 1 | Особенности ГП Антарктиды и Антарктики. Основные черты природы. Особенности открытия и изучения материка | Уметь называть имена путешественников, внесших вклад в открытие и исследование Антарктики, особенности ГП. | П.33 конт.карта | |||
9.38 | Особенности природы Антарктиды. | 1 | Ледовый покров. Виды льдов. Геологическое строение и подледный рельеф. Климат, органический мир. | Уметь определять климатические показатели по климатической карте, описывать особенности природы, объяснять образование ледникового покрова. | П.34 конт.карта | |||
10. | Южная Америка – материк чудес | 9 | ||||||
10.39 | ПР № 2 «Сравнение географического положения Африки и Южной Америки» ГП Южной Америки. | 1 | Особенности ГП, крайние точки Южной Америки. | Определять: ГП материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах | Обозначение на контурной карте крайних точек, элементов береговой линии. | П.35,конт.карта | ||
10.40 | История открытия и исследования | 1 | Открытие и исследования материка. | Называть: имена исследователей и результаты их работы. | П.35,конт.карта | |||
10.41 | Геологическое строение и рельеф Южной Америки. | 1 | Крупные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Полезные ископаемые. | Уметь называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, объяснять размещение форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры. | Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | П.36, конт карта | ||
10.42 | Климат Южной Америки. | 1 | Южная Америка- самый влажный материк. Климатические пояса материка. Высокогорный климат Анд. | Объяснять: влияние ГП на особенности природы материка, описывать климатические пояса. | Работа с климатической картой | П.37, | ||
10.43 | Внутренние воды Южной Америки. | 1 | Реки- зеркало климата. Крупные речные системы материка. Озера. | Называть и показывать: важнейшие реки и озера, источники питания рек | Характеристика речных систем материка | П.38конт.карта | ||
10.44 | Разнообразие природы Южной Америки. ПР № 3 «Выявление взаимосвязи между компонентами природы в одном из ПК Южной Америки». | 1 | Природные зоны материка. Взаимосвязь климата, почв, вод, растительного и животного мира . | Уметь описывать природные зоны. Объяснять взаимосвязи компонентов природы в пределах ПК. | Выявление взаимосвязи между компонентами природы в одном из ПК Южной Америки | П.39 | ||
10.45 | Население Южной Америки. | 1 | Численность и размещение населения. Исторические этапы заселения материка. Смешение рас. Определение географических различий в плотности населения. | Знать и уметь объяснять основные понятия и термины по теме | Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки. | П.40 | ||
10.46 | Регионы Южной Америки. | 1 | Андские страны. Страны бассейна Ла-Платы и Амазонии. | Знать и показывать страны данных регионов. | П.41 | |||
10.47 | Контрольный тест по теме «Южные материки» | 1 | Основные термины, понятия, объекты географической номенклатуры по теме. | Знать и уметь объяснять основные понятия и термины по теме | Работа с картой | |||
11 | Северная Америка – знакомый незнакомец | 9 | ||||||
11.48 | ГП, история открытия и исследования материка Северная Америка. | 1 | Особенности ГП, крайние точки, береговая линия Северной Америки. Открытие и исследования материка. | Называть: имена исследователей и результаты их работы. Определять: ГП материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах | Обозначение на контурной карте крайних точек, элементов береговой линии. | П.42,конт.карта | ||
11.49 | Геологическое строение и рельеф. | 1 | Крупные формы рельефа, их связь со строением земной коры.. Полезные ископаемые. | Уметь называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, объяснять размещение форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры. | Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | П.43,конт.карта | ||
11.50 | Климат. | 1 | Климатообразующие факторы. Особенности циркуляции ВМ на материке. Климатические пояса и области. Торнадо. | Уметь определять по климатической карте средние температуры и количество осадков; Сравнивать полученные результаты. Объяснять выявленные закономерности. | Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. | П.44 | ||
11.51 | ПР№ 4 «Сравнение климата двух территорий Северной Америки». | 1 | Сравнение климата двух территорий Северной Америки | |||||
11.52 | Гидрография Северной Америки. | 1 | Распределение рек по бассейнам. Крупные речные системы. Озера. | Называть и показывать: важнейшие реки и озера, источники питания рек | Нанесение на контурную карту объектов гидросферы | П.45,конт.карта | ||
11.53 | Разнообразие природы Северной Америки. | 1 | Особенности растительного и животного мира природных зон материка. | Уметь описывать природные зоны. Объяснять взаимосвязи компонентов природы в пределах ПК. | П.46 | |||
11.54 | Население Северной Америки. | 1 | Численность и размещение населения. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий. | Объяснять влияние истории заселения материка на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Прогнозировать изменение природных объектов под влиянием хоз. деятельности людей | П.47 | |||
11.55 | Регионы Северной Америки. | 1 | Регионы. | П.48,выписать в тетрадь объекты Всемирного наследия. | ||||
11.56 | Обобщение знаний по теме «Северная Америка» | 1 | Основные термины, понятия, объекты географической номенклатуры по теме. | Знать и уметь объяснять основные понятия и термины по теме | Повт п.48 | |||
12. | Евразия – музей природы планеты Земля | 10 | ||||||
12.57 | ГП, история открытия и исследования Евразии. | 1 | Особенности ГП, крайние точки, береговая линия Евразии. Открытие и исследования материка. | Называть: имена исследователей и результаты их работы. Определять: ГП материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах | Обозначение на контурной карте крайних точек, элементов береговой линии. | П.49,конт.карта | ||
12.58 | ПР № 5 «Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа Евразии». Геологическое строение и рельеф Евразии | 1 | Крупные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Полезные ископаемые. | Уметь называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, объяснять размещение форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры. | Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | П.50,конт.карта | ||
12.59 | ПР № 6 «Определение типов климата Евразии». Климат Евразии. | 1 | Разнообразие климата. Климатические пояса и области материка. Климатообразующие факторы. Типы климата Евразии, их особенности. Климатические диаграммы. | Уметь определять по климатической карте средние температуры и количество осадков Уметь определять по описанию типы климата материка, определять по климатической карте климатические области, Анализировать климатограммы. | Работа с климатической картой и картой климатических поясов Определение типов климата Евразии | П.51 | ||
12.60 | Гидрография Евразии | 1 | Распределение рек по бассейнам. Крупные речные системы. | Уметь описывать по картам реки. | Составление характеристики одной из рек Евразии | П.52конт.карта | ||
12.61 | Разнообразие природы Евразии. ПР № 7 «Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели» | 1 | Смена природных зон на материке.. Влияние климата. | Уметь описывать природные зоны. Объяснять взаимосвязи компонентов природы в пределах ПК. | Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки | П.53 | ||
12.62 | Население Евразии. Регионы Европы. | 1 | Численность и размещение населения. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов. Страны. Страны Северной и Западной Европы, их особенности. Страны Южной и Восточной Европы, их особенности. | Объяснять влияние истории заселения материка на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Прогнозировать изменение природных объектов под влиянием хоз.деятельности людей Знать и показывать страны данных регионов. | П.54 П.55, сообщения о достопримечательностях стран. | |||
12.63 | Юго-Западная и Восточная Азия. | 1 | Страны Юго-Западной и Восточной Азии, их особенности | Знать и показывать страны данных регионов. | П. 56 С.205-209 | |||
12.64 | Южная и Юго-Восточная Азия. | 1 | Страны Южной и Юго-Восточной Азии, их особенности | Знать и показывать страны данных регионов. | П. 57 С.212-216 | |||
12.65 | ПР № 8 «Составление описания одной из стран Евразии» | 1 | Характеристика страны по плану. | Уметь составлять по карте, дополнительным источникам знаний комплексную характеристику страны. | Составление описания одной из стран Евразии | Работа с картой Подготовиться к контр.раб. | ||
12.66 | Контрольный тест по теме «Северные материки» | 1 | Основные термины, понятия, объекты географической номенклатуры по теме. | Знать и уметь объяснять основные понятия и термины по теме | Работа с картой | |||
13. | Взаимоотношения природы и общества | 2 | ||||||
13.67 | Природа и общество | 1 | Природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема. | Знать и уметь объяснять основные понятия и термины по теме | Выявление связей между компонентами природного комплекса (работа на местности) | П. 58 | ||
13.68 | Обобщение знаний по курсу «Материки и океаны» | 1 | Основные термины, понятия, объекты географической номенклатуры по теме. | Знать и уметь объяснять основные понятия и термины по теме | Работа с картой |