Рабочая программа по географии для 7 класса по адаптированной программе (УМК Т.М. Лифановой, Е.Н. Соломиной)
Рабочая программа
по географии
для 7 класса
по адаптированной программе
Программа разработана:
Дегтярева Г.А., учитель географии,
соответствие занимаемой должности
I.Пояснительная записка
В 2021-2022 учебном году учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения – Основной общеобразовательной школы села Рюхов для обучающихся 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2021-2022 учебный год (I ВАРИАНТ) разработан в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии";
- СанПин 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- приказом департамента образования и науки Брянской области от 19.08.2019 года №1179 «О базисных учебных планах образовательных организаций Брянской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, на 2021 -2022 учебный год».
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 20013 г. – Сб. 1;
Учебный предмет география входит в предметную область «Общественно – научные предметы».
Место предмета в учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение географии в объёме 2 часа в неделю. Всего 70 ч. в год.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения адаптированной программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностные результатам освоения относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОО может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения:
Минимальный уровень:
иметь представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
уметь использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
уметь применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации;
уметь вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
уметь находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
уметь применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
уметь называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
К концу изучения курса географии в 7 классе учащиеся должны:
знать
Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
Пояса освещенности, в которых расположена Россия;
Природные зоны России, зависимость их изменения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
Типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
Хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы России;
Правила поведения в природе;
Расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.
уметь
показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
показывать по картам (физической и природных зон) географические объекты, указанные в программе, наносить их на контурную карту;
устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
выполнять задания, предложенные учителем;
делать несложные макеты изучаемых природных зон;
принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе
III. Содержание учебного предмета, курса.
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (11 ч.)
1. Формировать у учащихся умение показывать границы России и пограничных государств; административные федеральные округа: европейскую и азиатскую части России.
2.Познакомить с разнообразием рельефа, климата, отраслями промышленности и с/х.
3. Расширить и обобщить понятиеоРоссии как о многонациональном государстве.
4. Продолжать знакомить с экологическими проблемами России (в каждой отрасли) и с основными мероприятиями по охране природы.
5.Воспитывать нравственные качества личности: патриотизм, толерантность, бережное отношение к природе.
Природные зоны России. (2 ч.)
1. Познакомить с разнообразием природных условий, с картой природных зон России.
2. Установить, что определяющий фактор формирования природных зон—климат.
3. Раскрыть связь между природной зоной и хозяйственной деятельностью людей.
Зона арктических пустынь (5 ч.)
1. Формировать у учащихся образ арктических пустынь.
2.Познакомить с климатом, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью человека; установить взаимосвязь между ними.
3. Продолжить знакомство с экологическими проблемами и путями их решения.
4. Воспитывать чувство патриотизма.
Зона тундры (8 ч.)
1. Познакомить географическим положением, климатом, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью человека, установить взаимосвязь между ними.
2. Учить сравнивать природные зоны, формировать умение давать характеристику (по плану).
3.Установить зависимость экологического равновесия от результатов хозяйственной деятельности человека.
4. Познакомить с природоохранительными мероприятиями.
Лесная зона (19 ч.)
1. Сформировать представление о лесной зоне как самой большой природной зоне России.
2. Установить зависимость изменения лесов (тайга, смешанные, широколиственные) от удалённости от севера; учить сравнивать природные зоны.
3. Познакомить с экономическими районами России, городами, историческим наследием, разнообразием природных ресурсов.
4. Расширить представление о России как о «лесной державе»; о значении леса в жизни человека; познакомить с природоохранительными мероприятиями.
5. Учить детей правильно вести себя в природе, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Зона степей (9 ч.)
1. Формироватьпонятие о зоне степей как о главном с/х районе страны.
2. Учить сравнивать природные зоны, давать характеристику (по плану).
3. Установить зависимость между хозяйственной деятельностью и экологическими изменениями в зоне степей.
4. Познакомить с природоохранительными мероприятиями.
Полупустыни и пустыни (6 ч.)
1. Выявить особенности этой природной зоны.
2.Развивать умение сравнивать природные зоны (по плану).
3.Выявить взаимосвязь природных условий и хозяйственной деятельностью человека.
4. Познакомить с природоохранительными мероприятиями.
Зона субтропиков (2 ч.)
1. Познакомить с природными особенностями этой зоны.
2. Выявить взаимосвязь природных условий и хозяйственной деятельностью человека.
3. Дать представление о значимости зоны субтропиков как особоохраняемой природной территории.
Высокая поясность в горах (8ч.)
1. Определить районы высокой поясности в России.
2. Познакомить с основной закономерностью изменения растительного, животного мира, хозяйственной деятельности человека в горах.
3. Познакомить с экологическими проблемами, заповедниками и заказниками районов высокой поясности.
4. Воспитывать чувство патриотизма, ценностное отношение к культурному и природному наследию России.
IV. Тематическое планирование.
7 класс
№ | Наименование раздела | Кол-во часов |
1. | Особенности природы и хозяйства России | 11 |
2. | Природные зоны России | 2 |
3. | Зона Арктических пустынь | 5 |
4. | Зона тундры | 8 |
5. | Лесная зона | 19 |
6. | Степи | 9 |
7. | Полупустыни и пустыни | 6 |
8. | Субтропики | 2 |
9. | Высотная поясность в горах | 8 |
| Итого | 70 ч. |
V. Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока, раздела | Количество часов | Дата План Факт |
| Особенности природы и хозяйства России (11 ч.) | | |
1. | Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. | 1 | |
2. | Европейская и азиатская части России | 1 | |
3. | Административное деление России. | 1 | |
4. | Разнообразие рельефа. Острова и полуострова. | 1 | |
5. | Полезные ископаемые, их основные месторождения. | 1 | |
6. | Типы климата. | 1 | |
7. 8. | Водные ресурсы России, их использование. Численность населения России. Народы, их размещение по территории. | 1 1 | |
9. | Промышленность- основа хозяйства, её отрасли. | 1 | |
10. | Особенности развития с/х и транспорта. | 1 | |
11. | Уровни экономического развития европейской и азиатской частей России.
| 1 | |
| Природные зоны России (2 ) | | |
12. | Природные зоны. Значение зональных различий для специализации с/х и жизни людей. | 1 | . |
13. | Карта природных зон. | 1 | |
| Зона арктических пустынь (5 ч.) | | |
14. | Положение на карте. Моря и острова. | 1 | |
15. | Климат. Особенности природы. | 1 | |
16. | Растительный и животный мир. | 1 | |
17. | Население и его основные занятия. Северный морской путь. | 1 | |
18. Т. | Обобщающий урок. ТЕСТЫ | 1 | |
| Зона тундры (8ч.) | | |
19. | Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. | 1 | |
20. | Климат. Водоёмы тундры. | 1 | |
21. 22. | Особенности природы. Растительный мир. Животный мир тундры. | 1 1 | |
23. | Хозяйство. Население и его основные занятия. | 1 | |
24. | Города: Мурманск, Архангельск. | 1 | |
25. | Города:Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. | 1 | |
26. Т. | Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. ТЕСТЫ | 1 | |
| Лесная зона. (18 ч.) | | |
27. | Положение на карте. Поверх- ность, полезные ископае- мые. Экологические проблемы. | 1 | |
28. | Климат. Особенности климата. | 1 | |
29. 30. 31 | Реки, озёра, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов. Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. | 1 1 1 | |
32 | Смешанные и лиственные леса | 1 | |
33 | Животный мир лесной зоны. | 1 | |
34. | Животный мир лесной зоны. | 1 | |
35. | Пушные звери. | 1 | |
36. | Какую пользу приносит лес. Лесной промысел. Охота. | 1 | |
37 | Промышленность и с/х Центральной России. | 1 | |
38 | Города Центральной России. | 1 | |
39 40 | Особенности развития Северо-Западной России. Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград. | 1 1 | |
41 | Западная Сибирь. | 1 | |
42 | Восточная Сибирь. | 1 | |
43 | Дальний Восток. | 1 | |
44 | Заповедники и заказники лесной зоны. | 1 | |
45 Т. | Обобщающий урок по лесной зоне. ТЕСТЫ | 1 | |
| Зона степей. (8 ч.) | | |
46 47 | Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. | 1 1 | |
48 | Растения зоны степей | 1 | |
49 50 | Животный мир степей. Промышленность , с/х, население зоны степей. | 1 1 | |
51 | Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград. | 1 | |
52 | Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. | 1 | |
53 | Охрана природы зоны степей. | 1 | |
54. Т. | Обобщающий урок по теме «Зона степей». ТЕСТЫ | 1 | |
| Зона полупустынь и пустынь. (6 ч.) | | |
55 | Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. | 1 | |
56 | Климат. Реки. Охрана природы. | 1 | |
57 | Растительный мир и его охрана. | 1 | |
58 | Животный мир. Охрана животных. | 1 | |
59 | Хозяйство. Основные занятия населения. Города зоны пустынь и полупустынь. | 1 | |
60 Т. | Обобщающий урок по теме. ТЕСТЫ. | | |
| Зона субтропиков. (2ч.) | | |
61 | Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир.
| 1 | |
62 | Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. | 1 | |
| Высокая поясность в горах. (8 ч.) | | |
63 | Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. | 1 | |
64 | Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города. | 1 | |
65 | Хозяйство, города, экологические проблемы Урала. | 1 | |
66. | Алтайские горы. Население. Хозяйство. Города. | 1 | |
67 | Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население. Города. | 1 | |
68 Т. | Обобщающий урок по пройденному материалу. ТЕСТЫ | | |
69 | Викторина « Наша Родина – Россия» (обобщения и систематизации) | 1 | |
70 | Итоговое тестирование за год . | 1 | |