Рабочая программа по географии для обучающихся 10 классов (УМК «Полярная звезда» А.И. Алексеева)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ГЕОГРАФИИ |
Ступень обучения (класс) 10 класс среднего общего образование |
Количество часов 34 Уровень базовый Учитель Ковалева Галина Валентиновна |
Программа разработана на основе рабочей программы учебного предмета география 10-11 класс Федерального государственного общеобразовательного стандарта среднего общего образования и авторской программы под редакцией Ю.Н. Гладкий, В.В.Николина. «Просвещение» Москва 2017. Предметная линия учебников «Полярная звезда» Учебник: география 10 класс. для общеобразовательных организаций под редакцией Ю. Н. Гладкий, В.В. Николина М.: Просвещение 2017 |
Аннотация к рабочей программе по географии
на 2019-2020 учебный год для 10 класса
Рабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе:
- Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
- Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.05.12 г. №375);
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Учебного плана МКОУ Нововоронежская СОШ №4 на 2019-2020 учебный год;
- Авторской программы линии «Полярная звезда». Авторы: Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина, Просвещение, Москва.2017 г
Рабочая программа по географии 10 класс составлена в соответствии с требованиями Концепции нового учебно-методического комплекса по географии.
Рабочая программа поддерживается УМК по географии:
- Учебник: география 10 класс, для общеобразовательных организаций под редакцией Ю. Н. Гладкий, В.В. Николина М.: Просвещение 2017;
- В.В. Николина. География. Мой тренажёр 10-11 класс.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает для обязательного изучения учебного предмета география в 10 классе 34 часа (1 ч в неделю).
Практических работ – 4, в том числе 2 урока контрольного тестирования.
Главная цель: дать учащимся представление о современном мире на глобальном, региональном, субрегиональном уровне. Современная география рассматривает изучаемые явления и процессы в экономическом, политическом, культурном и практическом аспектах, что позволяет раскрыть всю многогранность географических проблем.
Программа соответствует уровню подготовки обучающихся 10 классов.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков является текущий и тематический контроль.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, письменные задания, самостоятельные работы, практические работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Тематический контроль знаний - проверка знаний обучающихся через защиту проектов, письменные задания, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока, или части урока.
Учебно-методический комплекс для 10 класса
Программа |
Программа разработана на основе рабочей программы учебного предмета география 10-11 класс Федерального государственного общеобразовательного стандарта среднего общего образования и авторской программы под редакцией Ю.Н. Гладкий, В.В.Николина. «Просвещение» Москва 2017; Предметная линия учебников «Полярная звезда» |
Учебник |
География 10 класс Автор учебника: Предметная линия учебников «Полярная звезда» Ю. Н. Гладкий, В.В. Николина М.: Просвещение, 2017 |
Учебное пособие |
1. Ю.Н. Гладкий, В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 10–11 классы 2.В. В. Николина. География. Поурочные разработки. (пособие для учителя) 3. В. В. Николина. География. Проекты и творческие работы. М.: Просвещение, 2019 4. Электронное приложение к учебнику. География. 9 класс (www.online.prosv.ru) 5.Справочник учителя географии А.Д. Ступникова Волгоград 2012г. 6. Н. О. Верещагина, В. Д. Сухоруков. География. Методические рекомендации. 10–11 классы 7.Д. А. Гдалин, Ю. Н. Гладкий, С. И. Махов. География. «Конструктор» текущего контроля. 10–11 классы 4. Новый атлас России. Москва ПКО «Картография» 2009 5. Все о странах мира. Санкт-Петербург «Кристалл»; Москва «Оникс» 2005 Интернет ресурсы: http://nashol.com/tag/testi-po-geografii/ Методические материалы для учителей http://reshuege.ru/ - Педагогическая планета. http://school-collection.edu.ru/news/novoe/?page=8 – Цифровые образовательные ресурсы http://planeta.tspu.ru/ - Центр новых образовательных ресурсов. Настенные карты: - Политическая карта мира - Месторождение полезных ископаемых мира - Политическая карта Южной Америки - Политическая карта Северной Америки - Политическая карта Африки - Политическая карта Евразии |
Пояснительная записка
Данный курс продолжает изучение географической картины мира в старшем звене школы. По структуре и содержанию он представляет собой сочетание экономико-географического страноведения с общей экономической и социальной географией.
Примерная программа по географии для 10 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения и авторской программы под редакцией Ю.Н. Гладкий, В.В.Николина. «Просвещение» Москва 2017.
Рабочая программа ориентирована на учебник География 10 класс Автор учебника: Ю. Н. Гладкий, В.В. Николина М.: Просвещение, 2017
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Из них практических (оценочных) работ - 4, контрольных-2.
Главная цель данного курса: дать учащимся представление о современном мире на глобальном, региональном, субрегиональном и страноведческом уровне. Выявить сегодняшнее состояние территории лишь как «миг между прошлым и будущим» и результат длительного исторического развития изучаемого региона. Современная география рассматривает изучаемые явления и процессы в экономическом, политическом, культурном и практическом аспектах, что позволяет раскрыть всю многогранность географических проблем.
Основные задачи курса:
освоение знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
формирование у школьников социальных, коммуникативных и географических компетенций; способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, адаптации к условиям проживания на определенной территории; формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
При составлении программы учтены индивидуальные особенности обучающихся: высокий, средний и низкий уровень возможностей изучения предмета, а также работа с детьми ОВЗ и одаренными детьми. Поэтому и предполагаются разные виды работы на уроке, а также уделяется особое внимание индивидуальной работе с обучающимися.
Направление работы с одаренными учащимися:
— Подготовка к олимпиадам;
— Участие в научно-практических конференциях различных уровней.
План подготовки к участию в олимпиадах.
Цель:
1. Повышение мотивации учащейся к изучению географии.
2. Этапы работы по подготовке к олимпиаде по географии.
3.Повторение и изучение основных разделов по географии.
4. Участие в олимпиадах.
План подготовки к участию в научно-практических конференциях.
Цель работы – войти в число победителей и призёров
Задачи:
1. Выбрать тему исследовательского проекта.
2. Написать исследовательскую работу.
3. Оформление теоретической основы проекта.
4. Практическое выполнение проекта.
5. Подготовка к защите проекта.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,
Программа обеспечивает формирования личностных метапредметных и предметных результатов.
Личностным результатом обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Формирование личностных результатов выражает:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса географии является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении управлять своей познавательной деятельностью;
-уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Формированию регулятивных УУД служат технология проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
Результатом формирования познавательных УУД являются:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
-Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
-Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
-Понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
-Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» являются следующие умения:
– осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации;
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
– использование карт как моделей;
– определять на карте местоположение географических объектов;
– понимание смысла собственной действительности;
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения географии на базовом уровне обучающийся должен:
Знать/понимать: -
- основные географические понятия и термины;
-традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
- численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;
- различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;
-географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
-географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
Уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ГЕОГРАФИЯ
10 класс (34 ч; 1 ч в неделю)
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Человек и ресурсы Земли | 10 |
2 | Политическая карта мира | 5 |
3 | География населения | 5 |
4 | География культуры, религий, цивилизаций | 5 |
5 | География мировой экономики | 9 |
| Итого: | 34 |
Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч)
Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество — природная среда» в Средневековье. Промышленная революция — качественный скачок в освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. Научно-техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.
Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.
Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов.
Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.
Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.
Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление.
Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.
Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.
Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества.
Практикум.1. Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории. 2. Определение ресурсообеспеченности стран (страны по выбору). 3. Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета.
Тема 2. Политическая карта мира (5 ч)
Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.
Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира.
Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.
Практикум.1.Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления».
Тема 3. География населения (5 ч)
Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.
Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа.
Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых.
Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда.
Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.
Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.
Практикум.1. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран. 2. Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации. 3. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира.
Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций (5 ч)
Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.
География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей.
Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности.
Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.
Практикум.1.Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).
Тема 5. География мировой экономики (9 ч)
Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике.
Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе.
Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.
Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический
баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.
Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.
Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.
Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.
Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные.
Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.
Практикум.1. Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану. 2. Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору). 3. Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы».
4. Проложить по контурной карте маршрут международного туризма (по выбору).
Условия реализации рабочей программы
(Рекомендуемые формы организации учебного процесса.
Материально-техническая база курса)
Реализация программы предполагается в логике классно - урочной системы. Программой предусмотрены фронтальные, групповые, индивидуальные, дискуссии, проектные, исследовательские формы работы.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
- Исследовательская технология обучения
- Практико-ориентированные технологии
- Технология развития критического мышления
- Технология уровневой дифференциации
- Информационно-коммуникативные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Активные и интерактивные методы обучения
- Метод проектов
- Игровые технологии
- Кейс - метод и др.
Программа построена на основе реализации компьютерных, информационных технологий обучения.
Условия реализации программы
Технические средства обучения
- мультимедийный компьютер для учителя (минимальные технические требования: графическая операционная система, с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и т.п.), возможность выхода в Интернет);
- мультимедийный проектор,
- интерактивная доска,
- документ-камера.
Учебно-практическое оборудование
Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления постеров и таблиц.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов.
Учебно-методическое обеспечение
1.Учебник География 10 класс Автор учебника: Ю. Н. Гладкий, В.В. Николина М.: Просвещение, 2017
2. Ю. Н. Гладкий, В.В. Николина М. География. Мой тренажёр 10-11 класс М.: Просвещение, 2019
3. Настенные карты
Календарно-тематическое планирование по географии – 10 класс
(базовый уровень), 1 час в неделю, 34 учебных часов за год
№ | Тема урока | Кол – во час | Тип урока | Вид контроля | Дата проведения | ||
По плану | По факту | ||||||
Человек и ресурсы Земли (10 часов) | |||||||
1/1 | От древности до наших дней | 1 | Вводный урок-лекция | Сопоставление карт атласа Работа с текстом учебника п. 1 Тренажер с.4 в.1-2 | 1полуг. 2-7 сентябрь | | |
2/2 | Современное освоение планеты | 1 | Урок-практикум | Исследование по картам Составление таблицы по результатам сравнения карт | 9-14 сентябрь | | |
3/3 | Природные ресурсы и экономическое развитие | 1 | Практикум | Заполнение таблицы по результатам анализа карт Работа по к/к Подбор информации о направлениях рационального природопользования природных ресурсов из материалов СМИ, Интернета | 16-21 сентябрь | | |
4/4 | Минеральные ресурсы | 1 | Комбинированный | Работа с картой минеральные ресурсы Тренажер с.7 в.15 Составить картосхему районов мира крупнейших месторождений ископаемых Работа по к/к | 23-28 сентябрь | | |
5/5 | Земельные ресурсы | 1 | Урок- исследование | Исследование по картам Решение географических задач Составить диаграмму «Структура земельного фонда мира» | 30-5 октябрь | | |
6/6 | Водные ресурсы | 1 | Урок- исследование | Анализ карт Заполнение таблицы в тетради Работа на к/к Исследование по картам, решение географических задач Тренажер с.6 в.10-13 | 7-12 октябрь | | |
7/7 | Лесные ресурсы | 1 | Урок- исследование | Исследование по картам и статистическим материалам, решение географических задач Тренажер с.5 в.6 | 14-19 октябрь | | |
8/8 | Ресурсы Мирового океана | 1 | Комбинированный | Решение задач ЕГЭ по природным ресурсам Тренажер с.5 в.7 | 21-26 октябрь | | |
9/9 | Другие виды ресурсов | 1 | Урок- исследование | Тренажер с. 5 в 8-9 Исследование по картам и статистическим материалам, решение географических задач | 5-9 ноябрь | | |
10/10 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Урок-практикум | Пр. раб. №1 «Оценка ресурсообеспеченности Стран (регионов) мира» | 11-16 ноябрь | | |
Тема 2. Политическая карта мира (5 часов) | |||||||
11/1 | Формирование политической карты мира | 1 | Урок-практикум | Анализ политической карты мира Пр. раб. №2 «Характеристика ПГП страны. Его изменение во времени» | 18-29 ноябрь | | |
12/2 | Государство-главный объект политической карты | 1 | Урок-лекция | Анализа карт атласа из Интернета | 25-30 ноябрь | | |
13/3 | Типы государств | 1 | Комбинированный | Анализ карт и таблиц Тренажер с.11 На к/к нанести страны монархии | 2-7 декабрь | | |
14/4 | Политическая география и геополитика | 1 | Урок-конференция | Анализ материалов СМИ и сайтов Интернета Характеристика особенностей геополитического положения России по сравнению с СССР Тренажер с.12 | 9-14 декабрь | | |
15/5 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Урок- проект | Защита проекта «Развитие отношений России со странами – соседями: дорожная карта» | 16-21 декабрь | | |
Тема 3. География населения (5 часов) | |||||||
16/1 | Рост численности населения Земли | 1 | Вводная лекция | Работа с картами атласа и статистическими материалами Составление таблицы: типы воспроизводства различных стран Тренажер с.18 Решение задач ЕГЭ с.2 | 23-28 декабрь | | |
17/2 | Этническая и языковая мозаика | 1 | Лекция с элементами беседы | Анализ карт и статистических материалов Работа по заполнению к/к Таблица: сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации | 2 полуг. 13-18 январь | | |
18/3 | Возрастно-половой состав и занятость населения | 1 | Комбинированный | Анализ карт и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран | 20-25 январь | | |
19/4 | Расселение: жители городов и деревень | 1 | Комбинированный | Решение задач ЕГЭ Тренажер с.20 Обозначение на к/к крупнейших агломераций и мегалополисов мира | 27-1 январь | | |
20/5 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Урок-практикум | Пр. раб. №3 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира» Тренажер с.21 | 3-8 февраль | | |
Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций (5 часа) | |||||||
21/1 | География культуры | 1 | Урок-лекция | Описать один из памятников Всемирного культурного наследия Тренажер с.14 в.1-2 | 10-15 февраль | | |
22/2 | География религий | 1 | Комбинированный | Анализ карт атласа Работа с к/к Решение задач ЕГЭ Подготовить проект «Мировые религии» | 17-22 февраль | | |
23/3 | Цивилизации Востока | 1 | Семинар | Анализ видеоматериалов Тренажер с.14-15 в.3,7 | 24-29 февраль | | |
24/4 | Цивилизации Запад | 1 | Семинар | Анализ видеоматериалов Тренажер с.14-17 в.13-17 | 2-7 март | | |
25/5 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Урок контроля и коррекции знаний | Контрольное тестирование по теме: «География населения, культуры, религий, цивилизаций» | 9-14 март | | |
Тема 5. География мировой экономики (9 часов) | |||||||
26/1 | Мировой экономика: состав динамика, глобализация | 1 | Комбинированный | Анализ карт и статистических материалов Тренажер с.22 Сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы» | 16-21 март | | |
27/2 | Международное разделение труда | 1 | Урок-лекция | Тренажер с.23-24 | 30-4 апрель | | |
28/3 | Добывающая промышленность Электроэнергетика мира | 1 | Урок- исследование | Исследование по картам и статистическим материалам Анализ таблицы 28 стр.30 Работа с к/к: нанести крупнейшие мировые центры добычи нефти, газа, угля и их основные грузопотоки | 6-11 апрель | | |
29/4 | Обрабатывающая промышленность | 1 | Урок-практикум | Пр. раб. №4. «Характеристика отрасли промышленности» | 13-18 апрель | | |
30/5 | Сельское хозяйство | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Анализ карт атласа Составление таблицы Работа с к/к мировых центров производства отраслей продукции промышленности | 20-25 апрель | | |
31/6 | Транспорт и сфера услуг | 1 | Урок-семинар | Анализ карт Тренажер с.28-29. | 27-30 апрель | | |
32/7 | Мировые хозяйственные связи и интеграция | 1 | Урок-семинар | Анализ карт. Решение задач ЕГЭ С3, С4 | 4-8 май | | |
33/8 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Урок-практикум | Защита проекта «Проложить маршрут международного туризма» | 11-16 май | | |
34/9 | Урок обобщение по всему курсу | 1 | Урок контроля и коррекции знаний | Итоговое контрольное тестирование по всему курсу | 18-21 май | |
График практических работ 10 класса
№ | Дата | Тема практической работы |
1 | 11-16 ноябрь | «Оценка ресурсообеспеченности Стран (регионов) мира» |
2 | 18-29 ноябрь | «Характеристика ПГП страны. Его изменение во времени» |
3 | 3-8 февраль | «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира» |
4 | 13-18 апрель | «Характеристика отрасли промышленности» |
График контрольных работ 10 класса
№ | Дата | Тема контрольной работы |
1 | 9-14 март | География населения, культуры, религий, цивилизаций. (Мой тренажер стр. 17) |
2 | 18-21 май | Итоговое контрольное тестирование по всему курсу. (Мой тренажер стр. 34-35) |
Темы возможных проектов 10 класса
№ | Дата | Тема проекта |
1 | 16-21 декабрь | «Развитие отношений России со странами – соседями: дорожная карта» |
2 | 11-16 май | «Проложить маршрут международного туризма» |
Корректировка календарно - тематического планирования
учителя географии Ковалевой Г.В.
по географии
за I полугодие
Класс | По плану | По факту | Причина | Приказ |
10В | 16 | | | |
за II полугодие
Класс | По плану | По факту | Причина | Приказ |
10В | 18 | | | |
13