Муниципальное казеннное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4
городского округа город Нововоронеж»
|
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
по ГЕОГРАФИИ |
Ступень обучения (класс) 10-11 класс основное общее образование |
Количество часов 68 уровень базовый |
Учитель: Ковалева Галина Валентиновна |
Программа разработана с учетом Примерной программы по географии Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования и авторской программы под редакцией Ю.Н. Гладкий, В.В.Николина.. «Просвещение» Москва 2019; Предметная линия учебников «Полярная звезда» |
г. Нововоронеж 2019 - 2020 уч. год | СОГЛАСОВАНО На Совете школы Председатель
подпись Ф.И.О. 21 августа 2019 г. |
Пояснительная записка
к рабочим программам по географии для учащихся 10-11 классов
Рабочая программа по курсу «География» в 10-11 классах разработана на основе документов и нормативных актов:
- Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 "О рабочих программах учебных предметов»; Примерная общеобразовательная программа основного общего образования, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Учебного плана МКОУ Нововоронежская СОШ №4 на 2019-2020 учебный год.
Программа разработана с учетом Примерной программы по географии Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования и авторской программы под редакцией Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина, «Просвещение» Москва 2016; Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—11 классы.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс географии основной школы. Содержание курса географии 10-11 классов является базой для изучения общих географических закономерностей, гипотез, теорий и основой для уровневой и профильной дифференциации в старшей школе.
На изучение курса географии в 10-11 классах отводится 68 ч, по 34 часа на учебный год (по 1 ч в неделю).
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.
Главной целью изучения курса является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно – культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Одной из важнейших задач курса, является формирование у учащихся умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Виды и формы контроля
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов); работа с контурными картами.
Типы и формы уроков.
Помимо уроков «открытия» нового знания, используются уроки других типов:
- уроки комплексного использования знаний;
- уроки систематизации знаний,
- уроки обучающего контроля, на которых учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности;
- уроки рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки, корректируют свою учебную деятельность;
- уроки актуализации знаний;
- уроки- практикумы;
-нестандартные уроки: уроки-путешествия, уроки-викторины;
-уроки сиспользованием ИКТ-технологий издоровьесберегающих технологий.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с ФГОС, личностным результатом обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Формирование личностных результатов выражает:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса географии является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении управлять своей познавательной деятельностью; умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Формированию регулятивных УУД служат технология проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Результатом формирования познавательных УУД являются:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» являются следующие умения:
– осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
– использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
– понимание смысла собственной действительности:
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ
Учебно-тематический план
10 класс (34 ч; 1 ч в неделю)
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1. | Человек и ресурсы Земли | 10 |
2. | Политическая карта мира | 5 |
3. | География населения | 5 |
4. | География культуры, религий, цивилизаций | 5 |
5. | География мировой экономики | 9 |
| Итого: | 34 |
Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч)
Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество — природная среда» в Средневековье. Промышленная революция — качественный скачок в освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. Научно-техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.
Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.
Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов.
Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.
Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.
Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление.
Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.
Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.
Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества.
Практикум.1. Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории. 2. Определение ресурсообеспеченности стран (страны по выбору). 3. Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета.
Тема 2. Политическая карта мира (5 ч)
Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.
Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира.
Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.
Практикум.1. Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления».
Тема 3. География населения (5 ч)
Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.
Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа.
Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых.
Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда.
Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.
Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.
Практикум.1.Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран. 2. Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации. 3. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира.
Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций (5 ч)
Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.
География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей.
Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности.
Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.
Практикум.1.Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).
Тема 5. География мировой экономики (9 ч)
Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике.
Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе.
Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.
Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический
баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.
Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.
Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.
Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.
Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные.
Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.
Практикум.1. Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану. 2. Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору). 3. Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы». 4. Проложение по контурной карте маршрута международного туризма (по выбору).
Учебно-тематический план
11 класс (34 ч; 1 ч в неделю)
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1. | Регионы и страны | 28 |
2. | Глобальные проблемы человечества | 6 |
| Итого: | 34 |
Тема 1. Регионы и страны (28 ч)
Регион и региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Принцип построения культурно-исторических регионов. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.
Англоязычная Америка
Соединенные Штаты Америки. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. «Плавильный котел» и «лоскутное одеяло».
Экономика США — «витрина» рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Главные отрасли сельского хозяйства. Сельскохозяйственные пояса и их специализация. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад.
Канада. Особенности территории. Государственный строй. Природа. Природные ресурсы. Чем Канада напоминает Россию. Население. Коренное население. Национальные проблемы Канады. Особенности развития экономики. Значение транспорта. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.
Латинская Америка. Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов. Угроза обезлесения. Население: этнический состав, темпы роста. Контрасты в размещении населения, их причина. Темпы и уровень урбанизации. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регион — крупнейший экспортер сырьевых товаров. Сельское хозяйство: значение «зеленой революции», главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Особенности транспортной сети. Панамериканское шоссе, Трансамазонская магистраль. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития.
Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Западная Европа — старейший центр мирового хозяйства, второй центр экономической мощи в мире. Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.
Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй, федеративное устройство. Особенности населения. Крупнейшая по численности населения страна Западной Европы. Высокий уровень урбанизации. Германия — страна постиндустриальной экономики, экономически самая мощная страна Европы. Отрасли международной специализации. Внутренние различия.
Великобритания. Географическое положение: влияние островного положения на развитие страны. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Культурные традиции. Особенности развития экономики. Отрасли специализации. Продуктивное сельское хозяйство. Внутренние различия.
Франция. Географическое положение. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Экономика Франции. Отрасли специализации. Крупнейшие промышленные центры. Агропромышленный комплекс. Транспортная сеть. Франция — мировой центр туризма. Внутренние различия. Парижская агломерация.
Италия. Географическое положение. Территория. Государственный строй. Население. Особенности экономики. Отрасли промышленности. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Сельское хозяйство. Транспорт. Мировой центр туризма. Внутренние различия: индустриальный Север и аграрный Юг.
Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Формирование рыночных отношений. Специализация экономики. Внутренние различия.
Постсоветский регион (без России и стран Балтии). Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Другие межгосударственные объединения. Население. Экономика. Развитие рыночных отношений. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.
Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона). Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Китайская Народная Республика. Географическое положение. Территория. Разнообразие природных условий и ресурсов. Государственный строй. Крупнейшее по численности населения государство мира. Демографическая политика. Стремительное развитие экономики. Экономические реформы. Отрасли специализации промышленности. Крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Внутренние различия.
Япония. Особенности географического положения. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Однонациональная страна. Высокоурбанизированная страна мира. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо». Особенности развития экономики. Отрасли промышленности, крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Транспорт. Внутренние различия.
Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Южная Азия. Формирование политической карты региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава — почва для сепаратизма и экстремизма. Стремительный неконтролируемый рост населения — главная демографическая проблема региона. Резкие контрасты в размещении населения. Уровень экономического развития. Доминирующая роль сельского хозяйства. Проблемы развития промышленности. Внутренние различия. Индия — наиболее развитая страна региона.
Юго-Западная Азия и Северная Африка. Состав региона. Исламская цивилизация — общий связующий элемент, позволяющий объединить государства этих территорий в один регион. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Национальные ремесла. Транспорт. Регион — мировой центр туризма. Внутренние различия.
Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Тропическая Африка — регион с самым низким качеством жизни населения. Преобладающие религии. Тропическая Африка — экологически наиболее отсталый регион мира. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР — единственное экономически развитое государство Африки.
Австралия и Океания. Особенности географического положения. Состав региона. Природные условия и ресурсы Австралии. Население, особенности его размещения. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Транспорт. Внутренние различия.
Океания: обособленный мир островов — Меланезии, Полинезии, Микронезии. Государственное устройство стран региона. Население. Экономика: сельское хозяйство — главная сфера деятельности населения. Внутренние различия Океании. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека. 2. Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору). 3. Сравнительная характеристика двух стран (по выбору).
Тема 2. Глобальные проблемы человечества (6 ч)
Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Причины отсталости стран. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их решения. Экологические проблемы — кризис взаимоотношения общества и природы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура общества — одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.
Практикум. 1. На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения. 2. На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества.
Критерии и нормы оценивания обучающихся
Оценка устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы.
В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» не ставится
Оценка письменных контрольных работ(тестовых работ)
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы
Оценка «1» не ставится
Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
Оценка «1» не ставится
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты
Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Пособие УМК:
Ю.Н. Гладкий, В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 10–11 классы
Н. О. Верещагина, В. Д. Сухоруков. География. Методические рекомендации. 10–11 классы
Д. А. Гдалин, Ю. Н. Гладкий, С. И. Махов. География. «Конструктор» текущего контроля. 10–11 классы
4. Новый атлас России. Москва ПКО «Картография» 2016
5. Все о странах мира. Санкт-Петербург «Кристалл»; Москва «Оникс» 2015
Интернет ресурсы:
http://nashol.com/tag/testi-po-geografii/ Методические материалы для учителей
http://reshuege.ru/ - Педагогическая планета.
http://school-collection.edu.ru/news/novoe/?page=8 – Цифровые образовательные ресурсы
http://planeta.tspu.ru/ - Центр новых образовательных ресурсов.
Карты настенные |
Политическая карта мира |
Месторождение полезных ископаемых мира. |
Политическая карта Южной Америки |
Политическая карта Северной Америки |
Политическая карта Евразии |
Глобус: политический |
|
Технические средства обучения (средства ИКТ):
- компьютеры
- принтер
- сканер
- мультимедиа
- экран.
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна