Рабочая программа по геометрии, 7-9 класс, УМК: Л.С. Атанасян
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: |
Геометрия 7-9 Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др. 204 |
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Примерная программа основного общего образования по математике. МОиН РФ
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике /Г.В.Дорофеев, Г.М.Кузнецова, Л.В.Кузнецова и др. – М.: Дрофа, 2000
Цель программы:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Задачи программы:
планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнение заданных и конструирование новых алгоритмов;
решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательская деятельность, развитие идей, проведение экспериментов, обобщение, постановки и формулирования новых задач;
ясное, точное, грамотное изложение своих мыслей в устной и письменной речи, использование различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижение гипотез и их обоснование;
поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Для обеспечения учебного процесса в 7-9 классах взята авторская программа общеобразовательных учреждений составитель Т.А. Бурмистрова и выбран учебник «Геометрия, 7-9 класс» Атанасян Л.С. и др., Москва, «Просвещение»,2011г. Годовой объем учебного времени составляет 70 часов, недельная нагрузка 2 часа (35 недель*2 часа=70 часов)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Геометрия
Начальные понятия и теоремы геометрии (24).
Возникновение геометрии из практики.
Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.
Точка, прямая и плоскость.
Понятие о геометрическом месте точек.
Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.
Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Многоугольники.
Окружность и круг.
Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.
Треугольник (72).
Прямоугольные, остроугольные, и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.
Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника.
Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.
Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.
Четырехугольник (16).
Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
Многоугольники (4).
Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.
Окружность и круг (16).
Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.
Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Измерение геометрических величин (37).
Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число ; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.
Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.
Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.
Площадь круга и площадь сектора.
Связь между площадями подобных фигур.
Векторы (34).
Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.
Геометрические преобразования (24).
Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
Построения с помощью циркуля и линейки (11).
Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать и уметь:
По теме «Начальные геометрические сведения»
- знать простейшие геометрические фигуры, уметь их изображать;
- овладеть понятием равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.
По теме «Треугольники»
- уметь доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков;
- уметь строить треугольники с помощью циркуля и линейки;
- овладеть понятиями медианы, биссектрисы и высоты треугольника;
- совершенствовать умение применять полученные знания при решении задач.
По теме «Параллельные прямые»
- знать признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей;
- уметь применять эти свойства при решении задач.
По теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
- знать теорему о сумме углов треугольника, уметь ее доказывать;
- знать признаки равенства прямоугольных треугольников;
- уметь строить треугольник по трем элементам;
- уметь применять полученные знания при решении задач.
По теме «Четырехугольники»:
знать, что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым; определения параллелограмма и трапеции, формулировки свойств и признаков параллелограмма и равнобокой трапеции; определения прямоугольника, ромба, квадрата, формулировки их свойств и признаков; определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки;
уметь объяснить, какая фигура называется многоугольником; вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника; делить отрезок на n- равных частей с помощью циркуля и линейки; доказывать свойства и признаки изученных фигур и применять их при решении задач; строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией.
По теме «Площадь»:
знать основные свойства площадей и формулы для вычисления площадей; теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; теорему Пифагора и обратную ей теорему;
уметь вывести формулу для вычисления площадей; применять все изученные формулы при решении задач.
По теме «Подобные треугольники»:
знать определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника; признаки подобия треугольников; теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника; значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30°, 45°, 60°;
уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач; с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение; доказывать основное тригонометрическое тождество и решать задачи.
По теме «Окружность»:
- знать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной; какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд; теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника; какая окружность называется вписанной в многоугольник и какая описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырехугольников;
- уметь доказывать свойства, признаки и теоремы изучаемые в параграфе и применять их при решении задач.
По теме «Векторы», «Метод координат»:
- знать понятие вектора, направление векторов, равенство векторов;
- уметь выполнять операции над векторами;
- знать координаты вектора,
- уметь применять теоретические знания при решении задач;
По теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»:
- знать определение синуса, косинуса, тангенса угла; теоремы синусов и косинусов;
соотношение между сторонами и углами треугольников; скалярное произведение векторов;
- уметь выполнять решение треугольников; применять теоретические знания при решении задач.
По теме «Длина окружности и площадь круга»:
- знать определение правильных многоугольников; определение вписанной и описанной окружностей; формулы вычисления площадей и сторон правильных многоугольников, радиусов вписанных и описанных окружностей, длины дуги, площади круга;
- уметь применять теоретические знания при решении задач.
По теме «Движения»:
- знать определение движения, типы движений, свойства движений;
- уметь применять теоретические знания при решении задач
По теме «Начальные сведения из стереометрии»:
- знать геометрические тела и поверхности, тела и поверхности вращения; формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов;
- уметь применять эти формулы для решения задач.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения геометрии ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Для оценки учебных достижений обучающихся используется:
Текущий контроль в виде проверочных работ и тестов
Тематический контроль в виде контрольных работ и зачетов
Итоговый контроль в виде контрольной работы и теста
Содержание обучения
7 класс (70ч, 2ч в неделю)
Начальные геометрические сведения (11ч)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
Треугольники (18ч)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников - обоснование их равенства с помощью какого-то признака - следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
Параллельные прямые (14ч)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель - ввести одно из важнейших понятий понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Соотношения между сторонами и углами треугольника (20ч)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель - рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников. В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии - теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Повторение. Решение задач (9ч)
Содержание обучения
8 класс (70ч, 2ч в неделю)
1. Четырехугольники (14ч)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Основная цель - изучить наиболее важные виды четырехугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе
2. Площадь (14ч)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Основная цель - расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии - теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади.
Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
3. Подобные треугольники (19ч)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Основная цель - ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии. Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии - синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
4. Окружность (17ч)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Основная цель - расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника
5. Повторение. Решение задач (6ч)
Содержание обучения
9 класс (68ч, 2ч в неделю)
1. Векторы. Метод координат (8ч)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель - научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число). На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
2. Соотношения между сторонами и углами треугольника (10ч)
Скалярное произведение векторов. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель - развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач. Синус и косинус любого угла от 00 до 1800 вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников. Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач. Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
3. Длина окружности и площадь круга (11ч)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель - расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2 n -угольника, если дан правильный n-угольник. Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь - к площади круга, ограниченного окружностью.
4. Движения (12ч)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель - познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
5. Об аксиомах геометрии (8ч)
Беседа об аксиомах по геометрии.
Основная цель - дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе. В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
6. Начальные сведения из стереометрии (8ч)
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.
Основная цель - дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел. Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.
7. Повторение. Решение задач (9ч)
Календарно - тематический план
учебного предмета «ГЕОМЕТРИЯ» 7 класс.
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Глава 1. Начальные геометрические сведения (11ч) |
|||
1. |
Прямая и отрезок |
1 |
|
2. |
Луч и угол |
1 |
|
3. |
Сравнение отрезков и углов. |
1 |
|
4. |
Измерение отрезков. |
1 |
|
5. |
Решение задач по теме «Измерение отрезков» |
1 |
|
6. |
Измерение углов |
1 |
|
7. |
Смежные и вертикальные углы |
1 |
|
8. |
Перпендикулярные прямые |
1 |
|
9. |
Решение задач. Подготовка к контрольной работе |
1 |
|
10. |
Контрольная работа №1 по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы» |
1 |
|
11. |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
1 |
|
Глава 2. Треугольники (18ч) |
|||
12. |
Треугольник. |
1 |
|
13. |
Первый признак равенства треугольников. |
1 |
|
14. |
Решение задач на применение первого признака равенства треугольников. |
1 |
|
15. |
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника |
1 |
|
16. |
Свойства равнобедренного треугольника |
1 |
|
17. |
Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» |
1 |
|
18. |
Второй признак равенства треугольников |
1 |
|
19. |
Решение задач на применение второго признака равенства треугольников |
1 |
|
20. |
Третий признак равенства треугольников |
1 |
|
21. |
Решение задач на применение признаков равенства треугольников |
1 |
|
22. |
Окружность |
1 |
|
23. |
Примеры задач на построение |
1 |
|
24. |
Решение задач на построение |
1 |
|
25. |
Решение задач на применение признаков равенства треугольников |
1 |
|
26. |
Решение задач |
1 |
|
27. |
Решение задач. Подготовка к контрольной работе |
1 |
|
28. |
Контрольная работа №2 по теме «Треугольники» |
1 |
|
29. |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
1 |
|
Глава 3. Параллельные прямые (13ч). |
|||
30. |
Признаки параллельности прямых |
1 |
|
31. |
Признаки параллельности прямых |
1 |
|
31. |
Признаки параллельности прямых |
1 |
|
32. |
Практические способы построения параллельных прямых |
1 |
|
33. |
Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» |
1 |
|
34. |
Аксиома параллельных прямых |
1 |
|
35. |
Свойства параллельных прямых |
1 |
|
36. |
Свойства параллельных прямых |
1 |
|
37. |
Решение задач по теме «Параллельные прямые» |
1 |
|
38. |
Решение задач по теме «Параллельные прямые» |
1 |
|
39. |
Решение задач |
1 |
|
40. |
Подготовка к контрольной работе |
1 |
|
41. |
Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые» |
1 |
|
42. |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
1 |
|
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20ч). |
|||
43. |
Сумма углов треугольника |
1 |
|
44. |
Сумма углов треугольника |
1 |
|
45. |
Соотношения между углами и сторонами треугольника |
1 |
|
46. |
Соотношения между углами и сторонами треугольника |
1 |
|
47. |
Неравенство треугольника |
1 |
|
48. |
Решение задач. Подготовка к контрольной работе. |
1 |
|
49. |
Контрольная работа №4 по теме «Сумма углов треугольника. Соотношение между углами и углами треугольника» |
1 |
|
50. |
Обобщение и систематизация знаний по главе |
1 |
|
51. |
Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства |
1 |
|
52. |
Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника |
1 |
|
53. |
Признаки равенства прямоугольных треугольников |
1 |
|
54. |
Прямоугольный треугольник. Решение задач |
1 |
|
55. |
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми |
1 |
|
56 |
Построение треугольника по трем элементам |
1 |
|
57. |
Построение треугольника по трем элементам |
1 |
|
58. |
Построение треугольника по трем элементам. Решение задач |
1 |
|
59. |
Решение задач на построение |
1 |
|
60. |
Решение задач. Подготовка к контрольной работе |
1 |
|
61. |
Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам» |
1 |
|
62. |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
1 |
|
Повторение (8 ч) |
|||
63. |
Повторение темы «Начальные геометрические сведения» |
1 |
|
64. |
Повторение по теме «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник» |
1 |
|
65. |
Повторение по теме «Параллельные прямые» |
1 |
|
66. |
Повторение по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» |
1 |
|
67. |
Повторение по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» |
1 |
|
68. |
Повторение по теме «Задачи на построение» |
1 |
|
69. |
Повторение по теме «Задачи на построение» |
1 |
|
70. |
Обобщающий урок по курсу «Геометрия 7» |
1 |
Календарно - тематический план
Учебного предмета «ГЕОМЕТРИЯ» 8 класс.
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Глава V. Четырехугольники (14ч) |
|||
1 |
Многоугольник |
1 |
|
2 |
Многоугольник |
1 |
|
3 |
Параллелограмм |
1 |
|
4 |
Параллелограмм |
1 |
|
5 |
Параллелограмм |
1 |
|
6 |
Параллелограмм |
1 |
|
7 |
Параллелограмм |
1 |
|
8 |
Параллелограмм |
1 |
|
9 |
Прямоугольник. Ромб. Квадрат. |
1 |
|
10 |
Прямоугольник. Ромб. Квадрат. |
1 |
|
11 |
Прямоугольник. Ромб. Квадрат. |
1 |
|
12 |
Прямоугольник. Ромб. Квадрат. |
1 |
|
13 |
Решение задач |
1 |
|
14 |
Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники» |
1 |
|
Глава VI. Площадь (14ч) |
|||
15 |
Площадь многоугольника. |
1 |
|
16 |
Площадь многоугольника. |
1 |
|
17 |
Площадь параллелограмма и трапеции. |
1 |
|
18 |
Площадь параллелограмма и трапеции. |
1 |
|
19 |
Площадь параллелограмма и трапеции. |
1 |
|
20 |
Площадь параллелограмма и трапеции. |
1 |
|
21 |
Площадь параллелограмма и трапеции. |
1 |
|
22 |
Площадь параллелограмма и трапеции. |
1 |
|
23 |
Теорема Пифагора. |
1 |
|
24 |
Теорема Пифагора. |
1 |
|
25 |
Теорема Пифагора. |
1 |
|
26 |
Решение задач. |
1 |
|
27 |
Решение задач. |
1 |
|
28 |
Контрольная работа №2 по теме«Площадь» |
1 |
|
Глава VII. Подобные треугольники (19ч). |
|||
29 |
Определение подобных треугольников. |
1 |
|
30 |
Определение подобных треугольников. |
1 |
|
31 |
Признаки подобия треугольников. |
1 |
|
32 |
Признаки подобия треугольников. |
1 |
|
33 |
Признаки подобия треугольников. |
1 |
|
34 |
Признаки подобия треугольников. |
1 |
|
35 |
Признаки подобия треугольников. |
1 |
|
36 |
Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников» |
1 |
|
37 |
Применение к доказательству теорем и решению задач подобия треугольников. |
1 |
|
38 |
Применение к доказательству теорем и решению задач подобия треугольников. |
1 |
|
39 |
Применение к доказательству теорем и решению задач подобия треугольников. |
1 |
|
40 |
Применение к доказательству теорем и решению задач подобия треугольников. |
||
41 |
Применение к доказательству теорем и решению задач подобия треугольников. |
1 |
|
42 |
Применение к доказательству теорем и решению задач подобия треугольников. |
1 |
|
43 |
Применение к доказательству теорем и решению задач подобия треугольников. |
1 |
|
44 |
Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. |
1 |
|
45 |
Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. |
1 |
|
46 |
Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. |
1 |
|
47 |
Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» |
1 |
|
Глава VIII. Окружность (17ч). |
|||
48 |
Касательная к окружности. |
1 |
|
49 |
Касательная к окружности. |
1 |
|
50 |
Касательная к окружности. |
1 |
|
51 |
Центральные и вписанные углы. |
1 |
|
52 |
Центральные и вписанные углы. |
1 |
|
53 |
Центральные и вписанные углы. |
1 |
|
54 |
Центральные и вписанные углы. |
1 |
|
55 |
Четыре замечательные точки треугольника. |
1 |
|
56 |
Четыре замечательные точки треугольника. |
1 |
|
57 |
Четыре замечательные точки треугольника. |
1 |
|
58 |
Вписанная и описанная окружность. |
1 |
|
59 |
Вписанная и описанная окружность. |
1 |
|
60 |
Вписанная и описанная окружность. |
1 |
|
61 |
Вписанная и описанная окружность. |
1 |
|
62 |
Решение задач. |
1 |
|
63 |
Решение задач. |
1 |
|
64 |
Контрольная работа №5 по теме «Окружность» |
1 |
|
Повторение (6ч). |
|||
65 |
Повторение по теме «Четырехугольники» |
1 |
|
66 |
Повторение по теме «Площадь» |
1 |
|
67 |
Повторение по теме «Подобные треугольники» |
1 |
|
68 |
Повторение по теме «Подобные треугольники» |
1 |
|
69 |
Повторение по теме «Окружность» |
1 |
|
70 |
Повторение по теме «Окружность» |
1 |
Календарно - тематический план
учебного предмета « ГЕОМЕТРИЯ» 9 класс
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Глава IX. Векторы(8ч) |
|||
1. |
Понятие вектора. Равенство векторов |
1 |
|
2. |
Откладывание вектора от данной точки |
1 |
|
3. |
Сумма двух векторов. Законы сложения. Правило параллелограмма |
1 |
|
4. |
Сумма нескольких векторов |
1 |
|
5. |
Вычитание векторов |
1 |
|
6. |
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач |
1 |
|
7. |
Решение задач |
1 |
|
8. |
Решение задач |
1 |
|
Глава X. Метод координат(10ч) |
|||
9. |
Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам |
1 |
|
10. |
Координаты вектора |
1 |
|
11. |
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца |
1 |
|
12. |
Простейшие задачи в координатах |
1 |
|
13. |
Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности |
1 |
|
14. |
Уравнение окружности. Решение задач |
1 |
|
15. |
Уравнение прямой |
1 |
|
16. |
Решение задач |
1 |
|
17. |
Решение задач |
1 |
|
18. |
Контрольная работа №1 по теме «Векторы. Метод координат» |
1 |
|
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника(11ч.). |
|||
19. |
Синус, косинус и тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество |
1 |
|
20. |
Формулы приведения формулы для вычисления координат точки |
1 |
|
21. |
Решение задач |
1 |
|
22. |
Теорема о площади треугольника. Теорема синусов |
1 |
|
23. |
Теорема косинусов |
1 |
|
24. |
Решение треугольников |
1 |
|
25. |
Решение треугольников |
1 |
|
26. |
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов |
1 |
|
27. |
Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов |
1 |
|
28. |
Решение задач |
1 |
|
29. |
Контрольная работа №2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» |
1 |
|
Глава XII. Длина окружности и площадь круга(12ч.). |
|||
30. |
Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника |
1 |
|
31. |
Окружность, вписанная в правильный многоугольник |
1 |
|
32. |
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности |
1 |
|
33. |
Построение правильных многоугольников |
1 |
|
34. |
Длина окружности |
1 |
|
35. |
Площадь круга |
1 |
|
36. |
Площадь кругового сектора |
1 |
|
37. |
Решение задач |
1 |
|
38. |
Решение задач |
1 |
|
39. |
Решение задач |
1 |
|
40. |
Решение задач |
1 |
|
41. |
Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности и площадь круга» |
1 |
|
Глава XIII. Движения(8ч) |
|||
42. |
Отображение плоскости на себя. Понятие движения |
1 |
|
43. |
Отображение плоскости на себя. Понятие движения |
1 |
|
44. |
Отображение плоскости на себя. Понятие движения |
1 |
|
45. |
Параллельный перенос |
1 |
|
46. |
Поворот |
1 |
|
47. |
Поворот |
1 |
|
48. |
Решение задач |
1 |
|
49. |
Контрольная работа №4 по теме «Движение» |
1 |
|
Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии (10ч) |
|||
50. |
Многогранники |
1 |
|
51. |
Многогранники |
1 |
|
52. |
Многогранники |
1 |
|
53. |
Многогранники |
1 |
|
54. |
Тела и поверхности вращения |
1 |
|
55. |
Тела и поверхности вращения |
1 |
|
56. |
Тела и поверхности вращения |
1 |
|
57. |
Тела и поверхности вращения |
1 |
|
58. |
Об аксиомах планиметрии |
1 |
|
59. |
Об аксиомах планиметрии |
1 |
|
Повторение. Решение задач (9ч) |
|||
60. |
Повторение по теме «Треугольник» |
1 |
|
61. |
Повторение по теме «Окружность» |
1 |
|
62. |
Повторение по теме «Окружность» |
1 |
|
63. |
Повторение по теме «Четырехугольники» |
1 |
|
64. |
Повторение по теме «Четырехугольники» |
1 |
|
65. |
Повторение по теме «Правильные многоугольники» |
1 |
|
66. |
Повторение по теме «Векторы» |
1 |
|
67. |
Повторение по теме «Метод координат» |
1 |
|
68. |
Повторение по теме «Движения» |
1 |
Нормативные документы
1. Федеральный государственный стандарт общего среднего образования.
2. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5—9 классы.
Учебно-методический комплект
1. Геометрия: 7—9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2004—2011. .
2. Геометрия: рабочая тетрадь: 7 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. — М.: Просвещение, 2004—2011.
3. Геометрия: рабочая тетрадь: 8 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. — М.: Просвещение, 2004—2011.
4. Геометрия: рабочая тетрадь: 9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. — М.: Просвещение, 2004—2011.
5. Зив Б. Г. Геометрия: дидакт. материалы: 7 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2011.
6. Зив Б. Г. Геометрия: дидакт. материалы: 8 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2006—2011.
7. Зив Б. Г. Геометрия: дидакт. материалы: 9 кл. / Б. Г. Зив. — М.: Просвещение, 2004—2011.
8. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя /Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др. — М.: Просвещение, 2003—2011.
9. Мищенко Т. М. Геометрия: тематические тесты: 7 кл. / Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков. — М.: Просвещение, 2008— 2011.
10. Мищенко Т. М. Геометрия: тематические тесты: 8 кл. / Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков. — М.: Просвещение, 2008— 2011.
11. Мищенко Т. М. Геометрия: тематические тесты: 9 кл. / Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков. — М.: Просвещение, 2008.
Дополнительная литература
Теоретический материал
1. АдамарЖ. Элементарная геометрия. В 2ч. Ч. 1. Планиметрия/Ж. Адамар. — М.: Учпедгиз, 1957.
2. Бутузов В. Ф. Планиметрия: пособие для углубл. изуч. математики / В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк и др.; под ред. В. А. Садовничего. — М.: Физматлит, 2005.
3. Васильев Н. Б. Прямые и кривые / Н. Б. Васильев, В.Л. Гу-тенмахер. — М.: МЦНМО, 2006.
4. Гелъфанд И. М. Метод координат / И. М. Гельфанд, Е. Г. Глаголева, А. А. Кириллов. — М.: МЦНМО, 2009.
5. Гильберт Д. Основания геометрии / Д.Гильберт.—Л.: ОГИЗ, 1948.
6. Декарт Р. Геометрия. С приложением избранных работ П. Ферма и переписки Р. Декарта / Р. Декарт. — М.: Либро-ком, 2010.
7. Евклид. Начала. Кн. I—VI / Евклид. — М.; Л.: Гостехиздат, 1948.
8. Евклид. Начала. Кн. VII—X/Евклид. — М.; Л.: Гостехиздат, 1949.
9. Евклид. Начала. Кн. XI—XV/Евклид. — М.; Л.: Гостехиздат, 1950.
10. Клейн Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей. В 2т. Т. 2. Геометрия/Ф. Клейн. — М.: Наука, 1987.
11. Коксетер Г. С. М. Введение в геометрию / Г. С. М. Кок-сетер. — М.: Наука, 1966.
12. Яглом И. М. Геометрические преобразования. В 2т. Т. I. Движения и преобразования подобия / И. М. Яглом. — М.: ГИТТЛ, 1955.
Задачный материал
13. Александров И. И. Сборник геометрических задач на построение/ И. И. Александров. — М.: Учпедгиз, 1950.
14. Гордин Р. К. Геометрия. Планиметрия: задачник: 7—9 кл. / Р. К. Гордин. — М.: МЦНМО, 2006.
15. Моденов П. С. Сборник задач по специальному курсу элементарной математики / П. С. Моденов. — М.: Высшая школа, 1960.
16. Прасолов В. В. Задачи по планиметрии / В. В. Прасолов. — М.: МЦНМО, 2007.
17. Сивашинский И. X. Неравенства в задачах / И. X. Сивашинский. — М.: Наука, 1967.
18. Шарыгин И. Ф. Задачи по геометрии. Планиметрия / И. Ф. Шарыгин. — М.: Наука, 1982. — Вып. 17. — (Библиотечка «Квант»).
19. ШклярскийД. О. Избранные задачи и теоремы элементарной математики. Геометрия. Планиметрия / Д. О. Шклярский, Н. Н. Ченцов, И. М. Яглом. — М.: Физматлит, 2002.
20. Штейнгауз Г. Сто задач / Г. Штейнгауз. — М.: Наука, 1986.
Научная, научно-популярная, историческая литература
21. Архимед. О квадратуре круга / Архимед, X. Гюйгенс, И. Г. Ламберт и др.; пер. с нем. — 3-е изд. — М.: Едиториал УРСС, 2010.
22. Вейль Г. Симметрия / Г. Вейль. — М.: Наука, 1968.
23. Гарднер М. Математические новеллы / М. Гарднер. — М.: Мир, 2000.
24. Коксетер Г. С. М. Новые встречи с геометрией / Г. С. М. Коксетер, С. Л. Грейтцер. — М.: Наука, 1978.
25. Курант Р. Что такое математика? / Р. Курант, Г. Роббинс. — М.: МЦНМО, 2001.
26. Радемахер Г. Числа и фигуры / Г. Радемахер, О. Теплиц. — М.: Гос. изд. физ.-мат. лит-ры, 1962.
27. СтройкД. Я. Краткий очерк истории математики / Д. Я. Стройк. — М.: Наука, 1984.
28. Широков П. А. Краткий очерк основ геометрии Лобачевского / П. А. Широков. — М.: 1Ж58, 2009.
Справочные пособия
29. Александров П. С. Энциклопедия математики. В 5 кн. Кн. 4. Геометрия А. И. Маркушевич, А. Я. Хинчин. — П. С. Александров, М.: Физматгиз, 1963.
30. Александров П. С. Энциклопедия математики. В 5 кн. Кн. 5. Геометрия А. И. Маркушевич, А. Я. Хинчин. — П. С. Александров, М.: Наука, 1966.