Рабочая программа по геометрии (10 класс, УМК: Атанасян Л.С.)
| Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | Геометрия 10 Л. С. Атанасян и др. 68 |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике утвержденного приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г. (профильный уровень)
- Примерных программ по математике. «Дрофа» 2008;
- Примерного планирования учебного материала по математике 5-11
классы «Вербум-М» 2005 г,
- Федерального базисного учебного плана общеобразовательного учреждений РФ, утвержденного МО в 2004 г.
ЦелиИзучение математики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
В ходе изучения математики в профильном курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе среднего (полного) общего образования на профильном уровне отводится 6 учебных часов в неделю всего 204 часа, из них на геометрию – 2 часа (68 часов).
Тематическое планирование составлено к УМК Л. С. Атанасян и др. «Геометрия» 10-11 классы «Просвещение» 2005 год на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерных программ по математике (профильный уровень) с учетом авторского тематического планирования учебного материала, приведенного в « Примерном планирование учебного материала по математике 5-11 классы», «Вербум-М» 2005 г.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все ученики, изучающие курс математики на профильном уровне.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения математики на профильном уровне ученик, окончивший 10 класс должен
Знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Геометрия
уметь:
- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, площади поверхностей тел и их простейших комбинаций;
- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
- исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления длин, площадей реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
УМК
- Л. С. Атанасян и др. Геометрия. Учебник для 10-11 классов.
«Просвещение». 2005.
- Б. Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 10 и 11 классов.
«Просвещение». 2007.
- В. И. Жохов и др. Примерное планирование учебного материала и
контрольные работы по математике 5-11 классы. «Вербум- М» 2005;
- Изучение геометрии в 10-11 классах. Методические рекомендации
к учебнику.
Тематическое планирование по геометрии в 10 классе.
Автор учебника Л. С. Атанасян (2 часа в неделю).
| № урока | Содержание учебного материала | сроки изучения | |||
| Введение. Аксиомы стереометрии и их следствия. 5 часов | |||||
| 1 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии | ||||
| 2 | Некоторые следствия из аксиом | ||||
| 3-5 | Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий | ||||
| Параллельность прямых и плоскостей. 19 часов | |||||
| Параллельность прямых, прямой и плоскости | |||||
| 6 | Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых | ||||
| 7 | Параллельность прямой и плоскости | ||||
| 8-10 | Решение задач на параллельность прямой и плоскости | ||||
| Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми | |||||
| 11 | Скрещивающиеся прямые | ||||
| 12 | Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми | ||||
| 13-14 | Решение задач | ||||
| 15 | Контрольная работа №1 | ||||
| Параллельность плоскостей | |||||
| 16-17 | Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей | ||||
| Тетраэдр и параллелепипед | |||||
| 18-19 | Тетраэдр. Параллелепипед | ||||
| 20-21 | Задачи на построение сечений | ||||
| 22-23 | Решение задач | ||||
| 24 | Контрольная работа №2 | ||||
| Перпендикулярность прямых и плоскостей. 20 часов | |||||
| Перпендикулярность прямой и плоскости | |||||
| 25 | Перпендикулярные прямые в пространстве. | ||||
| 26 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости | ||||
| 27 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости | ||||
| 28-30 | Решение задач | ||||
| Перпендикуляр и наклонные. Угол между рпямой и плоскостью | |||||
| 31 | Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах | ||||
| 32 | Угол между прямой и плоскостью | ||||
| 33-36 | Решение задач | ||||
| Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей | |||||
| 37-38 | Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей | ||||
| 39-40 | Прямоугольный параллелепипед | ||||
| 41-43 | Решение задач | ||||
| 44 | Контрольная работа №3 | ||||
| Многогранники. 12 часов | |||||
| Понятие многогранника. Призма | |||||
| 45-48 | Понятие многогранника. Призма | ||||
| Пирамида | |||||
| 49-53 | Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида | ||||
| Правильные многогранники | |||||
| 54-55 | Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. | ||||
| 56 | Контрольная работа №4 | ||||
| Векторы в пространстве. 6 часов | |||||
| Понятие вектора в пространстве | |||||
| 57 | Понятие вектора. Равенство векторов | ||||
| Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число | |||||
| 58-59 | Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число | ||||
| Компланарные векторы | |||||
| 60-61 | Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам | ||||
| 62 | Решение задач по теме | ||||
| Итоговое повторение курса геометрии 10 класса. 6 часов | |||||
| 63-64 | Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых и плоскостей | ||||
| 65-66 | Перпендикулярность прямых и плоскостей. Многогранники | ||||
| 67 | Векторы в пространстве, их применение к решению задач | ||||
| 68 | Итоговый урок-беседа по курсу геометрии 10 класса | ||||
Тематическое планирование по геометрии в 10 классе.
Автор учебника Л. С. Атанасян (2 часа в неделю).
| № урока | Содержание учебного материала | сроки изучения | |||
| 1-8 | Повторение курса планиметрии 8 часов | ||||
| Введение. Аксиомы стереометрии и их следствия. 5 часов | |||||
| 9 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии | ||||
| 10 | Некоторые следствия из аксиом | ||||
| 11-13 | Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий | ||||
| Параллельность прямых и плоскостей. 19 часов | |||||
| Параллельность прямых, прямой и плоскости | |||||
| 14 | Параллельные прямые в пространстве | ||||
| 15 | . Параллельность трех прямых | ||||
| 16 | Параллельность прямой и плоскости | ||||
| 17 | Решение задач на параллельность прямой и плоскости | ||||
| Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми | |||||
| 18 | Скрещивающиеся прямые | ||||
| 19 | Углы с сонаправленными сторонами | ||||
| 20 | . Угол между прямыми | ||||
| 21-22 | Решение задач | ||||
| 23 | Контрольная работа №1.1 | ||||
| Параллельность плоскостей | |||||
| 24 | Параллельные плоскости. | ||||
| 25 | Свойства параллельных плоскостей | ||||
| Тетраэдр и параллелепипед | |||||
| 26-27 | Тетраэдр. Параллелепипед | ||||
| 28-30 | Задачи на построение сечений | ||||
| 31 | Контрольная работа №1.2 | ||||
| 32 | Зачет №1 | ||||
| Перпендикулярность прямых и плоскостей. 20 часов | |||||
| Перпендикулярность прямой и плоскости | |||||
| 33 | Перпендикулярные прямые в пространстве. | ||||
| 34 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости | ||||
| 35 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости | ||||
| 36-37 | Решение задач | ||||
| Перпендикуляр и наклонные. Угол между рпямой и плоскостью | |||||
| 38 | Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах | ||||
| 39 | Угол между прямой и плоскостью | ||||
| 40-41 | Решение задач | ||||
| Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей | |||||
| 42-43 | Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей | ||||
| 44 | Прямоугольный параллелепипед | ||||
| 45 | Решение задач | ||||
| 46 | Контрольная работа №2.1 | ||||
| 47 | Зачет №2 | ||||
| Многогранники. 12 часов | |||||
| Понятие многогранника. Призма | |||||
| 48-49 | Понятие многогранника. Призма | ||||
| Пирамида | |||||
| 50-53 | Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида | ||||
| Правильные многогранники | |||||
| 54 | Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. | ||||
| 55 | Контрольная работа №3.1 | ||||
| 56 | Зачет №3 | ||||
| Векторы в пространстве. 6 часов | |||||
| Понятие вектора в пространстве | |||||
| 57 | Понятие вектора. Равенство векторов | ||||
| Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число | |||||
| 58-59 | Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число | ||||
| Компланарные векторы | |||||
| 60-61 | Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам | ||||
| 62 | Зачет №4 | ||||
| Итоговое повторение курса геометрии 10 класса. 6 часов | |||||
| 63-64 | Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых и плоскостей | ||||
| 65-66 | Перпендикулярность прямых и плоскостей. Многогранники | ||||
| 67 | Векторы в пространстве, их применение к решению задач | ||||
| 68 | Итоговый урок-беседа по курсу геометрии 10 класса | ||||