12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бушина Ирина Николаевна544
Россия, Хабаровский край, Амурск
Материал размещён в группе «Учителя химии»


Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа № 4»









Рабочая программа

по предмету химия



Составитель: Бушина И.Н.
















г. Амурск

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями приказ от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897»; Примерной основной образовательной программы основного общего образования, протокол заседания Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15, Проекта примерной адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Программа реализуется: в 8 классе – в объеме 3 часов в неделю, 102 часа в год; в 9 классе реализуется – в объеме 3 часов в неделю, 102 часа в год.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

выстраивание целостного мировоззрения;

оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;

формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

выдвигать версии решения экспериментальной проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки.

Коммуникативные:

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Познавательные:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать химические факты и явления;

выявлять причины и следствия простых химических явлений;

осуществлять сравнение, классификацию химических веществ по заданным основаниям и критериям для указанных логических операций;

строить логическое суждение после предварительного анализа, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик химического объекта;

составлять тезисы, различные виды планов;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Предметные результаты освоения обучающимися программы учебного предмета «Химия».

Выпускник научится:

характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

описывать с опорой на план свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

понимать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

понимать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

различать после предварительного анализа химические и физические явления;

называть химические элементы;

определять состав веществ по их формулам;

определять валентность и степень окисления атомов элементов в соединениях с опорой на алгоритм учебных действий;

определять тип химических реакций;

называть признаки и условия протекания химических реакций;

выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

составлять формулы бинарных соединений и формулы неорганических соединений изученных классов с опорой на алгоритм учебных действий;

составлять молекулярные уравнения химических реакций, молекулярные полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена; составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю химического элемента с использованием формул;

вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции с опорой на алгоритм учебных действий или образец;

характеризовать физические и химические свойства простых (кислорода, водорода) и сложных веществ;

характеризовать физические и химические свойства кислорода, водорода, воды по плану, а также общие свойства веществ, принадлежащих к изученным классам неорганических веществ: оксидов (основных, кислотных, амфотерных), оснований, кислот, солей (средних) с использованием схемы «Генетические взаимосвязи»;

получать, собирать кислород и водород;

распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

применять закон Авогадро;

оперировать на базовом уровне понятием «тепловой эффект реакции», «молярный объем» при решении задач;

характеризовать физические и химические свойства воды;

оперировать на базовом уровне понятием «раствор»;

вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

называть соединения изученных классов неорганических веществ;

определять принадлежность веществ к определенному классу соединений с опорой на определения, в том числе структурированные;

составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений с использованием схемы «Генетические взаимосвязи»;

понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева с опорой на определения физического смысла;

объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп с использованием схемы изменения радиусов химических элементов;

характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов по плану;

составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева по плану;

использовать понятия: «химическая связь», «электроотрицательность»;

иметь представления о зависимости физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

определять вид химической связи в неорганических соединениях по образцу;

изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей с помощью педагога;

использовать понятия «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

иметь представление о теории электролитической диссоциации;

объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

определять возможность протекания реакций ионного обмена;

применять качественные реакции для распознавания при выполнении заданий или лабораторных опытов: хлорид-, бромид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-анионы, гидроксид-ионы, катионы аммония, магния, кальция, алюминия, железа(2+) и (3+), меди(2+), цинка, присутствующие в водных растворах с использованием таблицы «Качественные реакции на катионы и анионы»;

определять окислитель и восстановитель;

составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с опорой на алгоритм учебных действий;

различать химические реакции по различным признакам с опорой на схемы;

характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

оценивать после предварительного анализа влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций под руководством педагога;

характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции с помощью педагога;

использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ под руководством педагога;

объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах с помощью педагога;

критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.


Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Химия», распределенные по годам обучения

Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году, уже названные в предыдущих годах позиции, как правило, дословно не повторяются, но учитываются (результаты очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).

Предметные результаты по итогам первого года изучения учебного предмета «Химия» должны отражать сформированность умений:

ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне: химический элемент, атом, молекула, вещество, простое и сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная), относительные атомная и молекулярная массы, валентность, химическая связь, количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем, оксид, кислота, основание, соль, химическая реакция, реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена, тепловой эффект реакции, экзо- и эндотермические реакции, раствор, электроотрицательность, степень окисления, массовая доля химического элемента в соединении, массовая доля вещества в растворе (процентная концентрация), для установления взаимосвязей с помощью учителя между изученным материалом и при получении новых знаний, а также в процессе выполнения учебных заданий и при работе с источниками химической информации;

применять при выполнении учебных заданий и решении расчетных задач с опорой на алгоритм учебных действий изученные законы и теории: закон постоянства состава, атомно-молекулярное учение, закон сохранения массы веществ, закон Авогадро;

составлять формулы бинарных веществ по валентностям, степеням окисления, названиям веществ с визуальной опорой;

определять валентность и степень окисления атомов элементов в бинарных соединениях с опорой на определения, в том числе структурированные; принадлежность веществ к определенному классу соединений;

различать изученные типы химических реакций (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту) с опорой на схемы;

понимать смысл закона сохранения массы; формулировать Периодический закон Д.И. Менделеева; понимать существование периодической зависимости свойств химических элементов (изменение радиусов атомов, электроотрицательности) от их положения в Периодической системе и строения атома; иметь представление о коротко- и длиннопериодной формах таблицы Д.И. Менделеева;

объяснять связь положения элемента в Периодической системе с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям) и моделями атомов первых трех периодов; классифицировать химические элементы с опорой на определения физического смысла цифровых данных периодической таблицы;

характеризовать химические элементы первых трех периодов, калия, кальция по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева на основе опорного плана;

подтверждать на примерах зависимость свойств химических элементов от их положения в Периодической системе и строения атома; причинно-следственную связь между строением атомов химических элементов и свойствами образованных ими простых и сложных веществ;

характеризовать физические и химические свойства кислорода, водорода, воды по плану, а также общие свойства веществ, принадлежащих к изученным классам неорганических веществ: оксидов (основных, кислотных, амфотерных), оснований, кислот, солей (средних) с использованием схемы «Генетические взаимосвязи»;

составлять с опорой на образец молекулярные уравнения реакций, иллюстрирующих химические свойства изученных классов / групп веществ, а также подтверждающих генетическую взаимосвязь между ними;

определять возможность протекания химических реакций между изученными веществами в зависимости от их состава и строения;

вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю химического элемента в соединении; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем газов, массу вещества с использованием формул;

следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов;

планировать и проводить простейшие химические эксперименты под руководством учителя с обсуждением плана работы или составления таблицы: изучение и описание физических свойств образцов веществ; ознакомление с примерами физических и химических явлений; опыты, иллюстрирующие признаки протекания химических реакций; изучение способов разделения смесей, методов очистки поваренной соли; получение, собирание кислорода и изучение его свойств; получение, собирание, распознавание и изучение свойств водорода (горение); приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества; исследование образцов неорганических веществ различных классов; изучение изменения окраски растворов кислот и щелочей при добавлении индикаторов (лакмуса, метилоранжа и фенолфталеина); изучение взаимодействия оксида меди(II) с раствором серной кислоты, кислот с металлами, с растворимыми и нерастворимыми основаниями; получение нерастворимых оснований, вытеснение одного металла другим из раствора соли; решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»; формулировать обобщения и выводы по результатам проведения опытов с визуальной опорой;

наблюдать и описывать с опорой на план химические эксперименты: опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы (возможно использование видеоматериалов); взаимодействие веществ с кислородом и условия возникновения и прекращения горения (пожара); ознакомление с образцами оксидов и описание их свойств; качественное определение содержания кислорода в воздухе (возможно использование видеоматериалов); ознакомление с процессами разложения воды электрическим током и синтеза воды (возможно использование видеоматериалов); взаимодействие воды с металлами (натрием и / или кальцием), кислотными и основными оксидами; взаимодействие водорода с оксидами металлов (возможно использование видеоматериалов); исследование особенностей растворения веществ с различной растворимостью; ознакомление с образцами металлов и неметаллов;

приводить примеры применения изученных веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве, на производстве; использовать полученные химические знания в процессе выполнения учебных заданий и решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

применять с опорой на алгоритм учебных действий основные естественнонаучные методы познания (в том числе наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) для решения учебных задач, в проведении учебных исследований и подготовке учебных проектов с помощью педагога;

создавать с опорой на справочный материал собственные письменные и устные сообщения по химии, используя понятийный аппарат науки и 2–3 источника информации, сопровождать выступление презентацией.

Предметные результаты по итогам второго года изучения учебного предмета «Химия» должны отражать сформированность умений:

ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне: химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, металлическая связь, кристаллическая решетка, ион, катион, анион, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, окислительно-восстановительные реакции, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, обратимые и необратимые реакции, скорость химической реакции, предельно допустимая концентрация (ПДК), коррозия металлов, сплавы, в том числе в процессе выполнения учебных заданий и при работе с источниками химической информации;

составлять формулы сложных веществ изученных классов с использованием таблицы растворимости;

определять степень окисления атомов химических элементов в соединениях различного состава с опорой на образец; принадлежность веществ к определенному классу соединений с опорой на определения; виды химической связи (ковалентной, ионной, металлической) в неорганических соединениях; заряд иона; характер среды в водных растворах кислот и щелочей;

объяснять общие закономерности в изменении свойств химических элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учетом строения их атомов с использованием схемы изменения радиусов химических элементов;

определять и классифицировать с помощью учителя изученные типы химических реакций (по изменению степеней окисления атомов химических элементов, обратимости реакций); определять изученные типы химических реакций;

описывать с опорой на план физические и химические свойства простых веществ, образованных элементами: углерод, кремний, азот, фосфор, сера, хлор, натрий, калий, магний, кальций, алюминий, железо;

описывать с опорой на план химические свойства сложных веществ (и их растворов): аммиака, хлороводорода, сероводорода, оксидов и гидроксидов металлов I-IIA групп, оксида и гидроксида алюминия, оксида и гидроксида меди(II), оксида и гидроксида цинка, оксидов железа и гидроксидов (II и III), оксидов углерода(II и IV), оксида кремния(IV), оксидов азота и фосфора(III и V), сернистой, серной азотистой, азотной, фосфорной, угольной, кремниевой кислот и их средних солей, а также гидрокарбонатов, подтверждая это описание примерами молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций предварительно идентифицировать вещества под руководством учителя;

прогнозировать свойства веществ на основе общих химических свойств изученных классов/групп веществ, к которым они относятся с опорой на справочную информацию;

составлять с опорой на алгоритм учебных действий уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей; полные и сокращенные уравнения реакций ионного обмена; составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций и раскрывать их сущность, используя для этого электронный баланс;

проводить с опорой на алгоритм учебных действий расчеты по уравнениям химических реакций: количества, объема, массы вещества по известному количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

следовать правилам пользования химической посудой, реактивами и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических экспериментов;

применять качественные реакции для распознавания при выполнении заданий или лабораторных опытов: хлорид-, бромид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-анионы, гидроксид-ионы, катионы аммония, магния, кальция, алюминия, железа(2+) и (3+), меди(2+), цинка, присутствующие в водных растворах с использованием таблицы «Качественные реакции на катионы и анионы»;

планировать и проводить химические эксперименты с помощью педагога, иллюстрирующие признаки протекания реакций ионного обмена; определять характер среды в растворах кислот и оснований с помощью индикаторов; решать экспериментальные задачи по теме «Электролитическая диссоциация»; изучать химические свойства растворов соляной и серной кислот; получать, собирать, распознавать аммиак, углекислый газ и изучать их свойства; исследовать амфотерные свойства гидроксидов алюминия и цинка; решать экспериментальные задачи по темам «Важнейшие неметаллы и их соединения» и «Важнейшие металлы и их соединения», формулировать обобщения и выводы по результатам проведения опытов с помощью педагога;

наблюдать и описывать с опорой на план химические эксперименты: опыты, иллюстрирующие физические и химические свойства галогенов и их соединений (возможно использование видеоматериалов); ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов); ознакомление с моделями кристаллических решеток неорганических веществ: металлов и неметаллов (графита, фуллерена и алмаза), сложных веществ (хлорида натрия); опыты, иллюстрирующие зависимость скорости химической реакции от воздействия различных факторов; исследование электропроводности растворов веществ; опыты, иллюстрирующие процесс диссоциации кислот, щелочей и солей (возможно использование видеоматериалов); ознакомление с образцами металлов и сплавов; изучение результатов коррозии металлов, взаимодействия оксида кальция с водой, процесса горения железа в кислороде (возможно использование видеоматериалов); опыты, иллюстрирующие примеры окислительно-восстановительных реакций; ознакомление с образцами серы, азота, фосфора и их соединениями; взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью; изучение моделей кристаллических решеток алмаза, графита, молекулы фуллерена, металлов, хлорида натрия; ознакомление с процессом адсорбции растворенных веществ активированным углем и устройством противогаза; ознакомление с образцами удобрений и продукции силикатной промышленности; процесс окрашивания пламени катионами металлов;

использовать химические эксперименты как для подтверждения изучаемых закономерностей и свойств веществ, так и для проверки предположений и прогнозов; планировать проведение опытов, формулировать обобщения и выводы по результатам проведения эксперимента с помощью педагога;

применять с опорой на алгоритм учебных действий основные операции мыслительной деятельности для изучения свойств веществ и химических реакций; приемы естественнонаучного метода познания (в том числе наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) для решения учебных задач, в проведении учебных исследований и подготовке учебных проектов с помощью педагога;

использовать полученные химические знания в различных ситуациях: применение изученных веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве, на производстве; применение продуктов переработки природных источников углеводородов (уголь, природный газ, нефть) в быту и промышленности; понимание вреда (опасности) воздействия на человека определенных веществ, а также способов уменьшения и предотвращения их вредного воздействия; понимание значения жиров, белков, углеводов для организма человека;

осуществлять с опорой на алгоритм учебных действий поиск и отбор химической информации, необходимой для создания письменных и устных сообщений, грамотно используя в них понятийный аппарат науки и иллюстративный материал; публично представлять полученные результаты экспериментальной и/или теоретической деятельности.


8 класс

Тема 1. Первоначальные химические понятия.

Строение атома. Химическая связь

Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ. Эталонные физические свойства веществ. Материалы и материаловедение. Роль химии в жизни современного общества. Отношение общества к химии: хемофилия и хемофобия.

Методы изучения химии. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование.

Газы. Жидкости. Твёрдые вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями веществ: возгонка (сублимация) и десублимация, конденсация и испарение, кристаллизация и плавление.

Физические явления. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Смеси газообразные, жидкие, твёрдые. Способы разделения смесей: перегонка (дистилляция), отстаивание, фильтрование, кристаллизация или выпаривание. Хроматография. Применение этих способов в лабораторной практике, на производстве и в быту.

Химические элементы. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Аллотропия на примере кислорода и углерода. Основные положения атомно-молекулярного учения. Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Знаки (символы) химических элементов. Информация, которую несут знаки химических элементов. Этимология названий некоторых химических элементов. Относительная атомная масса.

Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Информация, которую несут химические формулы.

Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Валентность. Химические элементы с постоянной и переменной валентностью. Вывод формулы соединения по валентности. Определение валентности химического элемента по формуле вещества. Оставление названий соединений, состоящих из двух химических элементов, по валентности. Закон постоянства состава веществ.

Химические реакции. Реагенты и продукты реакции. Признаки химических реакций. Условия протекания и прекращения химических реакций. Реакции горения. Экзотермические и эндотермические реакции.

Закон сохранения массы веществ. Составление химических уравнений. Информация, которую несёт химическое уравнение.

Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Катализаторы и катализ.

Демонстрации. Коллекция материалов и изделий из них. Модели, используемые на уроках физики, биологии и географии. Объёмные и шаростержневые модели молекул некоторых веществ. Модели кристаллических решёток. Собирание прибора дл получения газа и проверка его на герметичность. Возгонка сухого льда. Агрегатные состояния воды. Разделение двух несмешивающихся жидкостей с помощью делительной воронки. Дистиллятор и его работа. Установка для фильтрования и её работа. Коллекция бытовых приборов для фильтрования воздуха. Разделение красящего вещества фломастера с помощью бумажной хроматографии. Модели аллотропных модификаций углерода. Получение озона. Короткопериодный и длиннопериодный варианты Периодической системы химических элементов Д. И. Менделева. Модели атомов элементов 1-3-го периодов Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Конструирование шаростержневых моделей молекул. Коллекция веществ с ионной связью. Коллекция веществ молекулярного и атомного строения. Модели монных, молекулярных, атомных и металлических кристаллических решёток. Коллекция «Металлы и сплавы». Аппарат Киппа. Разложение бихромата аммония. Горение серы. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ. Горение фосфора, растворение продукта горения в воде и исследование полученного раствора лакмусом. Взаимодействие соляной кислоты с цинком. Получение гидроксида меди (II) и его разложение при нагревании.

Лабораторные опыты1. Ознакомление с лабораторной посудой. 2. Проверка прибора для получения газов на герметичность. 3. Ознакомление с минералами, образующими гранит. 4. Приготовление гетерогенной смеси порошков железа и серы и их разделение. 5Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи. 6. Взаимодействие растворов хлорида и иодида калия с раствором нитрата серебра. 7. Получение гидроксида меди (II) и его взаимодействие с серной кислотой. 8. Взаимодействие раствора соды с кислотой. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV). 10. Замещение железом меди в медном купоросе.

Практические работы1. Правила техники безопасности и некоторые виды работ в химической лаборатории (кабинете химии). 2. Наблюдение за горящей свечой. 3. Анализ почвы и воды. 4. Очистка загрязненной поваренной соли. 5. Признаки химических реакций.

РС. 1. Многообразие веществ. 2. Химические производства Хабаровского края (Комсомольский нефтеперерабатывающий завод, Амурский полиметалл, Хабаровская фармацевтическая фабрика, завод по изготовлению алюминиевых конструкций).


Тема 2. Важнейшие представители неорганических веществ.

Количественные отношения в химии

Состав воздуха. Понятие об объёмной доле компонента газовой смеси и расчёты, связанные с использованием этого понятия.

Кислород. Озон. Получение кислорода. Собирание и распознавание кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с металлами, неметаллами и сложными веществами. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

Водород в природе. Физические химические свойства водорода, его получение и применение.

Кислоты, их состав, классификация по растворимости и наличию кислорода. Индикаторы. Таблица растворимости. Представители кислот: соляная и серная кислоты.

Соли. Составление названий солей по формулам. Составление формул солей по названиям. Растворимость солей в воде. Представители солее: хлорид натрия, карбонат натрия, фосфат кальция.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Кратные единицы измерения количества вещества – миллимоль и киломоль, миммимолярная и киломолярная массы веществ. Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро».

Закон Авогадро. Молярный объём газообразных веществ. Относительная плотность одного газа по другому. Кратные единицы измерения – миллимолярный и киломолярныйобъём газообразных веществ. Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярный объём», «постоянна Авогадро».

Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.

Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.

Демонстрации. Определение содержания кислорода в воздухе. Получение кислорода разложением пероксида водорода. Собирание кислорода методом вытеснения воды и воздуха. Распознавание кислорода. Горение магния, угля, серы и фосфрора в кислороде. Коллекция оксидов. Получение, собирание и распознавание водорода. Горение водорода. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II). Коллекция минеральных кислот. Правило разбавления концентрированной серной кислоты. Коллекция солей. Некоторые вещества количеством вещества 1 моль. Модель молярного объёма газообразных веществ. Коллекция оснований.

Лабораторные опыты. 11. Помутнение известковой воды при пропускании через неё углекислого газа. 12. Получение водорода взаимодействием цинка и соляной кислоты. 13. Распознавание кислот индикаторами. 14. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. 15. Ознакомление с препаратами домашней или школьной аптечки: раствором пероксида водорода, спиртовой настойки иода и нашатырного спирта.

Практические работы6. Получение, собирание, распознавание кислорода. 7. Получение, собирание, распознавание водорода. 8. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества.



Тема 3. Основные классы неорганических соединений

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов.

Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации.

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Оксиды. Составление названий оксидов по формулам. Составление формул оксидов по названиям. Представители оксидов: вода, негашёная известь и углекислый газ.

Генетические ряды метала и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Демонстрации. Коллекция «Оксиды». Горение фосфора, растворение продукта горения в воде и исследование полученного раствора лакмусом. Коллекция «Основания». Коллекция «Кислоты». Взаимодействие кислот с металлами, оксидами. Коллекция «Соли». Взаимодействие солей с щелочами. Качественные реакции на некоторые анионы и катионы.

Лабораторные опыты16. Взаимодействие оксида кальция с водой. 17. Помутнение известковой воды при пропускании через неё углекислого газа. 18. Реакция нейтрализации. 19. Получение гидроксида меди (II) и его взаимодействие с кислотой. 20. Разложение гидроксида меди (II) при нагревании. 21. Взаимодействие кислот с металлами. 22. Взаимодействие кислот с солями. 23.Ознакомление с коллекцией солей. 24. Взаимодействие сульфата меди (II) с железом. 25.Взаимодействие солей с солями. 26. Генетическая связь на примере соединений меди.

Практическая работа9. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

Тема 4. Периодический закони периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Естественные семейства химических элементов: щелочные и щёлочноземельные металлы, галогены, инертные (благородные) газы.

Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Понятие «комплексные соли».

Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона и создание им Периодической системы химических элементов. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.

Характеристика элемента-металла и элемента-неметалла по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

ДемонстрацииРазличные формы таблиц Периодической системы.

Лабораторный опыт. 27. Получение амфотерного гидроксида и исследование его свойств.



Тема 5. Окислительно-восстановительные реакции

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.



Резерв

9 класс

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса


Строение атома. Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. Лабораторный опыт.1 Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.


Тема №1. Металлы


Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элемента главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочно-земельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочно-земельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строения атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и в народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочно-земельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия , лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа( II) и (III).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б)кальция; в) алюминия; г)железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Региональное содержание: Добыча металлов в Солнечном районе. Хабаровский завод алюминиевых конструкций. Комсомольский-на-Амуре металлургический комбинат. Комсомольский-на-Амуре, Амурский Полиметалл, поселок Многовершинный.



Практикум №1. Свойства металлов и их соединений

1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

2. Получение и свойства соединений металлов.

3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.


Тема №2. Неметаллы

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл». Кислород. Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид- ион. Краткие сведения о хлоре, броме. Фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Демонстрации. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворённых веществ или газов. Восстановление меди из её оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора. Углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат – ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Региональное содержание: Влияние галогенов на организм человека. Основные соли, содержащие галогены. Ликвидация отходов сернокислотной промышленности. Сернокислотный завод. Применение минеральных удобрений (поселок Известковый).


Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений


1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».

3. Получение аммиака и изучение его свойств.

4. Распознавание минеральных удобрений.

5. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема №3. Органические соединения


Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трёхатомный спирт – глицерин. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение. Стеариновая, олеиновая, аминоуксусная кислоты как представители жирных карбоновых кислот. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с йодом.

Региональное содержание: Безопасное применение в быту природного газа. Месторождения природного газа о. Сахалин, нефтедобыча. Заводы по производству спирта в Хабаровском крае. Применение этиленгликоля, как антифриза. Производство уксусной кислоты. Хабаровский масложир комбинат. Хабаровский фармацевтический завод


Тема №4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы


Физический смысл порядкового номера химического элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. Типы химических связей и типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование

разделов и тем

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности

Общее

Контрольные работы

Практическиеработы

Региональное содержание

(РС)

Лабораторные работы

8 класс (102 ч, из них 2ч — резервное время)

Тема №1. «Первоначальные химические понятия. Строение атома. Химическая связь»

32

1

5

2

10

Отличать вещество от тела, химические явления от физических.

Обращаться с лабораторным оборудованием, наблюдать, фиксировать, делать выводы.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Понимать отражение порядка соединения атомов в молекулах веществ посредством структурных формул.

Уметь составлять формулы соединений по валентности и определять валентность элемента по формуле.

Объяснять строение электронных оболочек атомов.

Отличать ион от атома.

Определять типы химических связей. Объяснять строение атома.

Объяснять, что такое «протон», «нейтрон», «электрон», «химический элемент», «массовой число».

Описывать строение ядра атома используя планетарную модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны, нейтроны.

Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса», периодическую систему химических элементов.

Объяснять, что предметом изучения химии являются вещества, их свойства и их превращения.

Различать тела и вещества, вещества и материалы.

Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами веществ и их применением характеризовать положительную и отрицательную роль химии в жизни современного общества.

Аргументировать своё отношение к хемофилии и хемофобии.

Объяснять, что такое химический элемент, атом, химические элементы и сложные вещества, молекулярного и немолекулярного строения, молекула, аллотропия.

Различать простые и сложные вещества, вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Тема №2 «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии»

25

1

3

-

5

Решать задачи по химическим формулам, определять типы химической связи. Решать задачи по химическим формулам.

Выполнять расчеты с использованием понятий «количество вещества», « молярный объем», «молярная масса», «постоянная Авогадро».

Вычислять массовую долю вещества в растворе.

Вычислять массу и объем чистого вещества, находящегося в смеси.

Определять классы неорганических соединений: классифицировать и называть, составлять формулы.

Наблюдать, фиксировать, делать выводы.

Правильно обращаться с лабораторным оборудованием, пользуясь правилами по охране труда.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Тема №3 «Основные классы неорганических соединений»

21

1

1

-

11

Определять основные классы неорганических соединений (кислоты, соли, оксиды, основания), характеризовать их свойства.

Записывать уравнения реакций характерных для этих соединений,

Осуществлять цепочки превращений между ними.

Использовать знания характеристики и описания ход химической реакции для кислот, солей, оксидов, оснований.

Составлять уравнения химических реакций.

Правильно обращаться с лабораторным оборудованием, пользуясь правилами по охране труда.

Наблюдать, фиксировать, делать выводы.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Тема №4 «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»

10

-

-

-

1

Определять простые вещества металлы и неметаллы по расположению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Характеризовать двойственный характере свойств амфотерных оксидов и гидроксидов.

Проводить опыты по получению и подтверждению химических свойств амфотерных оксидов и гидроксидов с соблюдением правил техники безопасности.

Наблюдать, фиксировать, делать выводы.

Правильно обращаться с лабораторным оборудованием, пользуясь правилами по охране труда.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Тема №5 «Окислительно-восстановительные реакции»

9

1

-

-

-

Определять тип химической и реакции; окислительно-восстановительные реакции; окислитель и восстановитель.

Составлять уравнения химических реакций.

Пользоваться понятием электроотрицательность.

Объяснять, что такое ионная связь, ионы.

характеризовать механизм образования ионной связи.

Составлять схемы образования химической связи.

Сопоставлять кристаллические решётки и физические свойства

веществ с этим типом решёток.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Тема №6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»

3

-

-

-

-

Отличать вещество от тела, химические явления от физических.

Определять местоположение элемента в ПСХЭ, Составлять уравнения химических реакций.

Определять тип химической реакции.

Определять основные классы неорганических соединений (кислоты, соли, оксиды, основания).

Решать задачи по химическим формулам, определять типы химической связи. Решать задачи по химическим формулам.

Выполнять расчеты с использованием понятий «количество вещества», « молярный объем», «молярная масса», «постоянная Авогадро».

Вычислять массовую долю вещества в растворе, вычислять массу и объем чистого вещества, находящегося в смеси. определять классы неорганических соединений: классифицировать и называть, составлять формулы.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Понимать отражение порядка соединения атомов в молекулах веществ посредством структурных формул.

Уметь составлять формулы соединений по валентности и определять валентность элемента по формуле.

Объяснять, что предметом изучения химии являются вещества, их свойства и их превращения.

Различать тела и вещества, вещества и материалы.

Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами веществ и их применением характеризовать положительную и отрицательную роль химии в жизни современного общества.

Объяснять, что такое химический элемент, атом, химические элементы и сложные вещества

Различать простые и сложные вещества, вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Формулировать закон сохранения массы веществ.

Составлять химические уравнения.

Транслировать информацию, которую несут химические уравнения.

Определять основные классы неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации; генетическую связь между ними; окислительно-восстановительные реакции;

Резерв

2






Итого

102

4

9

2

27


9 класс (102 ч, из них 2ч — резервное время)

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

11

1

-

-

1

Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в

периодической системе.

Вычислять массовую долю вещества в растворе, вычислять массу и объем чистого вещества, находящегося в смеси. определять классы неорганических соединений: классифицировать и называть, составлять формулы.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Понимать отражение порядка соединения атомов в молекулах веществ посредством структурных формул.

Уметь составлять формулы соединений по валентности и определять валентность элемента по формуле.

Объяснять, что предметом изучения химии являются вещества, их свойства и их превращения.

Различать тела и вещества, вещества и материалы.

Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами веществ и их применением характеризовать положительную и отрицательную роль химии в жизни современного общества.

Объяснять, что такое химический элемент, атом, химические элементы и сложные вещества.

Различать простые и сложные вещества, вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Формулировать закон сохранения массы веществ.

Составлять химические уравнения.

Транслировать информацию, которую несут химические уравнения.

Определять основные классы неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации; генетическую связь между ними; окислительно-восстановительные реакции.

Тема №1 Металлы

24

1

-

2

6

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Определять свойства веществ исходя из кристаллического строения.

Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и группах периодической системы.

Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе.

Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе.

Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена.


Практикум №1 Свойства металлов и их соединений

3

-

3

-

-

Наблюдать и описывать химические реакции.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и группах периодической системы.



Тема №2 Неметаллы

27

1

-

6

7

Определять свойства веществ исходя из кристаллического строения.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов в периодах и группах периодической системы.

Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о Периодическом законе Д.И. Менделеева.

Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

Анализировать свойства неметаллов по подгруппам.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов в периодах и группах периодической системы.

Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена.

Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.

Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме.

Проводить расчёты по уравнениям химических реакций, используя понятия «молярная масса», «молярный объём»

Практикум №2 Свойства неметаллов и их соединений

5

-

5

-

-

Наблюдать и описывать химические реакции.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов в периодах и группах периодической системы.



Тема №3 Органические соединения

20

1

-

6

4

Сравнивать органические вещества с неорганическими.

Объяснять причины многообразия веществ.

Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

Составлять структурные формулы органических веществ.

Определять понятия «гомолог», «гомологический ряд», «изомеры».

Сравнивать свойства предельных и непредельных углеводородов.

Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.


Тема №4

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

8 + 4 резерв

1

-

-

-

Определять свойства веществ исходя из кристаллического строения.

Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в

периодической системе.

Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о Периодическом законе Д.И. Менделеева.

Готовить компьютерные презентации по теме.

Уметь составлять формулы соединений по валентности и определять валентность элемента по формуле.

Объяснять, что предметом изучения химии являются вещества, их свойства и их превращения.

Различать тела и вещества, вещества и материалы.

Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами веществ и их применением характеризовать положительную и отрицательную роль химии в жизни современного общества.

Объяснять, что такое химический элемент, атом, химические элементы и сложные вещества.

Различать простые и сложные вещества, вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Формулировать закон сохранения массы веществ.

Составлять химические уравнения.

Транслировать информацию, которую несут химические уравнения.

Определять основные классы неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации; генетическую связь между ними; окислительно-восстановительные реакции.


Итого

102

4

8

16

18






t1663482641aa.gifСписок литературы


Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020.

Рабочая тетрадь. Химия. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. М.: Просвещение, 2019.

Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. Химия. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. М.: Просвещение, 2020.

Рабочая программа. Химия. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. М.: Просвещение, 2019.

Методические рекомендации. Химия. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. М.: Просвещение, 2019.

Габриелян О. С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа.

О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс» - М.: Дрофа.





Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.