Рабочая программа по художественному развития «Акварелька»

2
0
Материал опубликован 24 February 2019 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА


 

Утверждаю:

Директор МБУДО ЦДЮТ

______________Л.А.Василенко

«____»______________2018 год.


 


 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Программа дополнительного образования по художественному развитию

«АКВАРЕЛЬКА»

по нетрадиционным техникам рисования»

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

в области декоративно-прикладного искусства

На 2018-2019 учебный год

Автор программы:

Педагог дополнительного образования А.А.Токарева



 

Возраст участников программы:

5-6 лет.

 р.п. Солнечный

2018 год.

Пояснительная записка

В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого ребенка на выбор интересного занятия для самовыражения, была создана программа дополнительного образования по художественному развитию «АКВАРЕЛЬКА» по нетрадиционным техникам рисования. Направленность программы – художественная. Разработанная мной программа составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.

Программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования. Разработанная программа развития творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования рассчитана на один год обучения и представляет собой опыт работы по изобразительной деятельности в образовательной области «Художественное творчество» по нетрадиционным техникам рисования, для детей дошкольного и школьного возраста.

Актуальность.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Практическая значимость программы.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь"

Педагогическая целесообразность.

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Новизной и отличительной особенностью программы «Акварелька» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

 

Цель: Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.

Задачи:

- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

- Развивать художественно – творческие способности детей.

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

- Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка)

- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;

- Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.

- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у детей художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования.

Во-первых, педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен( в должной степени) в современных образовательных программах.

Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.

В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет.

В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

Программа ориентирована на детей 5-6 лет.

Количество детей в группе 8-10 человек.

Срок реализации программы – 1 год.

Основной формой работы являются групповые занятия, индивидуальная работа.

Количество занятий в неделю 4, в месяц 16 занятий. Длительность занятия 30 мин., в зависимости от возрастной группы. Всего 128 занятий.

В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.

Содержание программы:

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное изображение , физминутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия.

 

Материально техническое обеспечение:

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

- Наборов разнофактурной бумаги.

- Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового).

- Художественно-изобразительного материала.

- Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.

- Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам;

- Демонстрационного наглядного материала.

- Компьютер, фотоаппарат, мультимедийный проектор, экран.


 

Ожидаемый результат:

-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности .

- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.

 

Диагностика

К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе. По желанию дети забирают работы домой.

Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.

Учебно-календарный план

1 год обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение

2

 

2

2

Знакомство с карандашами

5

1

4

3

Декоративное рисование

5

1

4

4

Рисование пальчиками

5

 

5

5

Рисование печаткой.

5

 

5

6

Монотипия.

3

 

3

7

Рисуночные игры.

3

 

3

8

Рисуем на ладошках и ладошками.

3

1

2

9

Оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, картофеля.

5

 

5

10

Рисование шерстяными нитками

3

 

3

11

Тычкование.

5

 

5

12

Рисуночные игры

7

1

6

13

Кляксография трубочкой.

15

1

14

14

Граттаж.

15

1

14

15

Рисование пальчиками

15

1

14

16

Декоративное рисование

17

1

16

17

Рисование методом тычка.

13

1

12

18

Выставка рисунков детей.

2

 

2

18

ИТОГО

128

9

119


 

Содержание программы:

1 Введение (2).

Вводные занятие включают в себя информацию о технике безопасности и правилв поведения в классе.

2 Знакомство с карандашами (5).

Раздел включает в себя работу с простыми и цветными карандашами. Понятие композиции и расположения на листе. Композиционные решения. Рисунок любимой игрушки, рисунок. Рисуночная игра. «Знакомство с карандашами и бумагой». Дети на занятии учатся правильно держать карандаш в руке, проводить прямые линии, выполнять движения по заданию, бережно относиться к материалам. Рисование пальчиками «Дождик». На занятии дети знакомятся с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками, осваивают приёмы получения точек и коротких линий.

3 Декоративное рисование (5).

Рисование методом тычка «Мои любимые домашние животные». Дети знакомятся с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью-учатся имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности, учатся наносить рисунок по всей поверхности бумаги, выполнять действия по инструкции воспитателя. Декоративное рисование «По замыслу». Дети совершенствуют умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Декоративное рисование «Птицы волшебного сада (городецкая роспись). Дети закрепляют знания о городецкой росписи, знакомятся с приёмами изображения городецких птиц, учатся рисовать птицу в волшебном саду (из цветов и листьев городецкой росписи).

4 Рисование пальчиками (5).

Рисование пальчиками «Весёлые мухоморы». Дети знакомятся с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками, учатся наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги, закрепляют умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо её промывать. Рисование пальчиками «Ветка рябины». На занятии дети учатся изображать на ветке ягоды в технике рисования пальчиками, закрепляют знания и представление о цвете, форме, величине.

5 Рисование печаткой. (5).

Рисование печаткой осеннего листика: «Листья желтые летят». Дети знакомятся с новой техникой рисования, учатся рисовать листопад отпечатками листиков, воспитывается интерес к рисованию. Рисование с помощью печатки из картофеля «Зайчата в гостях у ребят». Дети на занятии учатся рисовать в технике оттиска печаткой из картофеля, учатся узнавать красный и синий цвет в рисунках, предметах и называть его, учатся узнавать состояние поверхности (пушистый), температурное качества (холодный), у детей воспитывается заботливое отношение к животным.

6 Монотипия. (3).

Рисование методом оттиск печатками «Украсим рукавичку – домик». Дети закрепляют знания желтого и красного цветов, учатся проводить кистью прямые линии, закрепляют умение украшать простые по форме предметы, умение наносить рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги, упражняются в технике печатания, развивают умения работы с красками, умением любоваться своей работой. Рисование способом монотипии: «Бабочка» на занятии дети учатся передавать образ яркой бабочки цветовым пятном, располагая рисунок в середине листа, закрепляют умение правильно держать кисточку, учатся радоваться полученному результату. Монотипия: « Пейзаж». У детей формируется навык работы в технике монотипии, развиваются художественные навыки при выборе цветового решения, формируются положительные взаимоотношения со сверстниками, развиваются умения сотрудничать.

7 Рисуночные игры. (3).

Рисуночная игра «Разноцветные мыльные пузыри». Дети учатся рисовать предметы округлой формы, правильно держать карандаш в руке, отрабатывать кругообразные движения рук, закрепляют знания о цвете и величине предметов, развитие интереса к рисованию. Рисуночная игра «Деревья на нашем участке». Дети учатся различать ствол, ветки, рисовать веточки деревьев, совершенствуют умения правильно держать карандаш.

8 Рисуем на ладошках и ладошками. (3).

Рисование сказочного персонажа на ладони: «Волшебная сказка на ладошках». Дети учатся на занятии использовать ладонь как изобразительное средство, закрепляют умение дополнять изображение деталями. В процессе рисования у детей развиваются: чувство цвета, объёмности композиции, мелкая моторика руки, мышцы кистей рук, творческая активность. Рисование пальчиками, ладошкой «Маленькой ёлочке холодно зимой». На занятии у детей закрепляются умения рисовать пальчиками, совершенствуется умение делать отпечатки ладони, развиваются творчество, навыки коллективной деятельности, дети учатся рисовать ёлочку, воспитывается аккуратность. Рисуночная игра «Рисуем музыку». На занятии у детей развивается фантазия, формируется интерес к работе и умение выражать впечатления от прослушивания произведения, передавая цветом чувства.

9 Оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, картофеля. (5).

Оттиск печатками из картофеля, рисование ладошкой: «Цветочек для папы» Вызвать желание поздравить пап с праздником, упражнять в печатании с помощью ладошки, печаток, развивать чувство композиции. Оттиск капустным листом: «Зимний лес» Дети знакомятся с нетрадиционной техникой рисования: «оттиск капустным листом», воспитание у детей умения наблюдать за красотой природных явлений. Оттиск печатками из картофеля (круги разной величины) «Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться?». Дети упражняются в технике печатания, закрепляют понятие «лучик», учатся рисовать лучики, применяя технику печатания, развивается цветовосприятие.

10 Рисование шерстяными нитками (3).

На занятии у детей развиваются умения изображать нетрадиционными техниками рисования. Рисование времен года, характерных сказочных персонажей.

11 Тычкование. (5).

Рисование методом тычка «Мои любимые животные из сказок». Учатся правильно держать кисть, выполнять размашистые мазки, развитие умений различать цвета, вызывается интерес к работе с гуашью, способствовать возникновению чувства радости от полученного результата. Тычкование «Я люблю пушистое, я люблю колючее». На занятии у детей воспитывается эстетическое отношение к животным через их изображение в различных художественных техниках, упражняются в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного, зверя. Тычкование «Я в подводном мире». На занятии воспитывать у детей эстетическое отношение к подводному миру и его изображению в различных художественных техниках. Рисование методом тычка «Ёжики». Закрепляют умение пользоваться техникой «тычок жёсткой полусухой кистью, учатся выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом, учатся дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

12 Рисуночные игры (7).

Рисуночная игра «Радуга». Познакомить детей с цветовой гаммой радуги, учить различать предметы по цвету, развивать речь, мышление, воспитывать желание заниматься изобразительной деятельностью. Рисуночная игра «Все сосульки плакали». Дети учатся ритмично наносить мазки, располагая их на листе бумаги в соответствии с направлением сосулек, развитие навыков работы кистью, различение предметов по величине, умение образно воспринимать цветовые пятна, воспитывать эмоциональное восприятие природных явлений, интерес к рисованию. Рисуночная игра «Рисуем на асфальте». На занятии у детей развивается умение рисовать мелками, умение размещать свою композицию на листе. Рисуночная игра «Рисуем настроение». У детей развиваются умения выбирать содержание для своего рисунка, продумывать композицию и цветовое решение, закрепляются технические навыки рисования красками.

13 Кляксография трубочкой. (15).

Кляксография трубочкой из под сока: «Осеннее дерево». Дети учатся передавать в рисунке строение дерева-ствол (кистью), ветки разной длины(нетрадиционной техникой: при помощи трубочки из под сока)Занятие нацелено на развитие чувства цвета, умение подбирать изображение по цвету, продолжать воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней. Кляксография трубочкой из - под сока: «В стране художников» Дети закрепляют умения рисовать пальчиками, распылять краски воздухом через трубочку, у детей развивается интерес к изобразительной деятельности, к профессии художника, вызывается активное желание участвовать в конкурсах, побуждается использовать разнообразные средства выразительности. Занятие №14. Рисование пальчиками «Рисуем открытку». На занятии у детей формируется умение оформлять открытку к празднику, умение размещать рисунок на всём листе.

14 Граттаж. (15).

Чёрно-белый граттаж: «Весёлый-грустный скоморох» .День и ночь (контраст и нюанс). Дети знакомятся с произведениями известных художников графиков, развиваются умения передавать тревожное настроение используя контрастные цвета, в процессе рисования у детей развиваются творческая активность, воображение. Занятие №3 Рисование на ладошках «Чудеса на ладошках» Занятие направлено на знакомство детей с современным видом искусства «Боди-арт», с техникой рисования на руке. Рисование в технике граттаж: «Космическое путешествие» .На занятии у детей уточняются представления о космосе и космических объектах, закрепляются умения рисовать в технике «граттаж», учатся использовать в работе приём « процарапывания».

15 Рисование пальчиками (15).

Рисование пальчиками «Подсолнухи». На занятии дети упражняются в рисовании пальчиками, учатся рисовать стебель и листья у подсолнуха, закрепляются навыки рисования гуашью. Рисование пальчиками «Божьи коровки на лужайке». На занятии дети упражняются в технике рисования пальчиками, закрепляется умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков. Рисование пальчиками «Чудо-рисунок. Погодные условия и безопасность человека». На занятии у детей формируются эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками.

16 Декоративное рисование (17).

Декоративное рисование «Мои любимые снежинки». Дети учатся украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера, упражняются в рисовании концом кисти, закрепляют умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой, развивают воображение, чувство композиции. Декоративное рисование: «Делу время-потехе час» Русская глиняная игрушка. На занятии создаются условия для применения ранее полученных знаний об играх, игрушках на занятии, способствует творческому применению знаний о каргопольской игрушке в новой ситуации. Декоративное рисование: «Хохлома. Роспись изделий хохломской росписью» Дети закрепляют знания об особенностях хохломской росписи-её производстве, истории, упражняются в составлении узора в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях, у детей воспитывается любовь и уважение к культуре и быту России.

17 Рисование методом тычка. (13).

Рисование методом тычка «Мы слепили на прогулке снеговиков». Дети закрепляют умение рисовать предметы округлой формы методом прикладывания-примакивания ворсом кисти на поверхность листа, учатся различать предметы по величине, передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей, развивают навыки рисования карандашом. Тычкование «Волшебное путешествие в зимний лес». На занятии у детей воспитывается эстетическое отношение к природе и её изображению в различных изобразительных техниках, упражняются в отображении состояния погоды в рисунках (ясно, метель). Рисование методом тычка «Разноцветный ковёр из листьев». На занятии расширяются представление детей о природном явлении листопаде, рисовать листья способом примакивания, равномерно располагая рисунок по всей поверхности листа бумаги.

18 Выставка рисунков детей. (2).

Дети учатся рассматривать рисунки, упражняются в выборе понравившихся и непонравившихся рисунков. Воспитатель поощряет эмоциональные проявления и высказывания, выбирает несколько лучших рисунков у каждого ребёнка за год.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список литературы.


 

«Народное искусство в воспитании детей» Под редакцией Комаровой Т.С-М.: Издательство «Российское педагогическое агентство»,2000.

Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей.-М.:Издательство «Просвещение», 2000.

Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность». - М.: изд-во «Педагогика»,2000.

Васильева М.А. «Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством». - М.: изд-во «Просвещение»,2000.

Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». - М.:ООО «Издательство АСТ», 2002.

Уварова О.В., Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки» - М.:Астриль-АСТ-Ермак, 2004.

Утробина К., Утробин Г. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» - М.:Издательство «ГНОМ и Д»,2004.

Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» - Киев, 2000.

Энциклопедия для детей под редакцией М.Д, Аксенова. М.: 2000.

«Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,

планирование, конспекты занятий» Под редакцией Казаковой Р.Г. – М.:ТЦСфера, 2005.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации