Рабочая программа по информатике (10 класс, УМК: Макарова Н.В.)
Предмет:
Уровень: Класс: УМК: Количество часов: |
Информатика Базовый 10 Макарова Н. В. 34 |
Пояснительная записка
Современный этап развития общества определяет высокие требования к уровню знаний и умений выпускника школы в области компьютерных знаний и информационных технологий. Он должен обладать определенным уровнем информационной культуры, который и определяет его умение оперативно и качественно работать с информацией на базе современных технических средств, технологий и методов.
В наибольшей мере на достижение поставленной нашим обществом цели ориентирована образовательная область «Информатика», где имеется возможность использовать огромный потенциал компьютерной индустрии. Это тот уровень образования и та предметная область, где закладывается фундамент информационной культуры, активизируется познавательная деятельность учащегося, формируются его мировоззрение и информационная коммуникабельность.
Изучение информатики и ИКТ в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
Развитие системного мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся на основе организации межпредметных связей;
Развитие навыков технологии поиска информации в сети Интернет;
Закрепление и развитие навыков моделирования и технологии обработки данных в среде табличного процессора;
Закрепление знаний по базовым понятиям информатики;
Закрепление и развитие навыков работы с объектами текстового документа;
Освоение информационной технологии представления информации;
Воспитание этических и правовых отношений в информационной деятельности.
Рабочая программа разработана с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования на основе авторской программы Макаровой Н. В. (Макарова Н. В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2009) для общеобразовательного учреждения.
Преподавание информатики и ИКТ в 10 классе в данной школе ведется в рамках федерального компонента – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
БУП – 2004, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03.2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом № 302 от 07.12.2005 г;
Авторская программа Макаровой Н. В. среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Положение о рабочей программе педагога, утвержденное директором школы.
В авторскую программу Макаровой Н. В. для 10 класса (во второй вариант тематического планирования – 1 час в неделю) внесены следующие изменения:
Увеличено количество часов в разделе «Информационная картина мира» на 1 час на изучение тем «Информация и данные. Свойства информации» и «Информационный процесс» в связи с тем, что данный материал большой и в рамках одного часа его рассмотреть не представляется возможным.
Увеличено количество часов в разделе «Информационная картина мира» на 4 часа на изучение темы «Представление информации в компьютере», в связи с тем, что системы счисления изучаются более углубленно.
Сокращено количество часов в разделе «Информационная картина мира» на 4 часа на изучение темы «Моделирование в среде табличного процессора», в связи с тем, что данная тема изучается и в 11 классе.
Увеличено количество часов в разделе «Программное обеспечение информационных технологий» на 1 час на изучение темы «Информационная технология работы со структурой текстового документа» в связи с тем, что работа в текстовом процессоре в наше время очень актуальна и требует от учащихся более глубоких знаний в данной программе.
Увеличено количество часов в разделе «Программное обеспечение информационных технологий» на 2 часа на изучение темы «Программа подготовки презентаций Power Point», т.к. данный программный продукт широко используется учащимися для подготовки презентаций к научно-практическим конференциям, при подготовке докладов к урокам и требуются более глубокие знания по работе в данной программе.
В разделе «Программное обеспечение информационных технологий» в теме «Информационная технология обработки данных в табличном процессоре Excel» вместо практикума «Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм» изучается практикум «Технология накопления и обработки данных» ввиду того, что построение диаграмм было изучено в 9 классе, и данная тема представляет больший интерес для изучения учащимися.
Учебно-методический комплект
Макарова Н. В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция) 5-11 класс. – СПб.: Питер Пресс, 2009.
Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень – СПб.: Питер, 2008.
Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира - СПб.: Питер, 2008.
Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий - СПб.: Питер, 2008.
Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий - СПб.: Питер, 2008.
Межпредметные связи «как цель» в курсе информатики могут быть реализованы с математикой, физикой, лингвистикой, историей, биологией. При изучении вопросов, связанных с информацией, информационными процессами следует приводить разнообразные примеры из различных предметных областей (например, использование словарей, устройства передачи информации и др.). Основой при объяснении устройства ЭВМ являются сведения из курса физики. Понятие величины вводится на основе и в сравнении с величинами в физике и математике. Знания о системах счисления должны формироваться в курсе математики.
Рассмотрим, как осуществляется связь информатики с процессом преподавания других предметов:
- Компьютерные презентации как улучшение форм подачи материала в любом предмете, ведь они комбинируют возможности аудио, визуального и текстового представления. Умение учащегося составлять план и хронометраж публичного выступления.
- Решение математических задач с помощью численных методов в языке программирования и табличном процессоре. Переборные алгоритмы как элемент комбинаторики.
- Улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре.
- Телекоммуникационные ресурсы как инструмент изучения иностранных языков.
- Редактор формул как элемент закрепления наиболее трудных для учащихся формул математики, химии, физики.
- Моделирование различных процессов с помощью табличного процессора и языка программирования.
- Базы данных как средство поддержки изучения экономики и географии.
- При изучении темы «Графический редактор» учащиеся должны создавать и редактировать изображения в расчете на субъективное восприятие зрителя. Кроме сухих понятий компьютерной графики полезно рассказать об особенностях художественного восприятия человека. Золотое сечение – симметрия всего живого на земле. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии.
А теперь наоборот, как осуществляется взаимосвязь других учебных предметов и информатики:
• Математические методы при решении задач информатики;
• Физика – представление о кодировании сигналов;
• Физика, математика – системы координат, проекции, векторы и их применение в компьютерной графике;
• Физика – физические принципы работы устройств персонального компьютера;
• Биология - генетические и муравьиные алгоритмы в программировании;
• История – возникновение и развитие устройств и способов обработки информации;
• ИЗО – цветовые модели в компьютерной графике;
• Английский язык – понимание синтаксиса языков программирования, овладение компьютерной терминологией, свободный доступ к широкому спектру литературы.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как подготовка докладов учащимися, выполнение творческих работ, тестовый контроль знаний и др.
Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Содержание тем учебного курса
Информация и данные. Свойства информации
Информация и данные. Свойства информации
Информационный процесс
Информационный процесс
Информационная модель объекта
Информационная модель объекта
Представление об информационном объекте
Представление об информационном объекте
Представление информации в компьютере
Системы счисления
Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Формы представления чисел в компьютере
Представление текстовой и графической информации в компьютере
Представление звуковой и видео информации в компьютере
Контрольная работа по теме «Системы счисления»
Моделирование в среде табличного процессора
Этапы моделирования в электронных таблицах
Расчет геометрических параметров объекта
Моделирование ситуаций
Моделирование ситуаций
Обработка массивов данных
Контрольная работа по теме «Моделирование в среде табличного процессора»
Форматирование объектов текста
Форматирование объектов текста
Создание и редактирование графических и табличных объектов
Создание и редактирование графических изображений и таблиц
Информационная технология работы со структурой текстового документа
Изменение структуры текстового документа
Представление о сервисах Интернета
Возможности глобальной сети Интернет
Информационная технология передачи информации через Интернет
Пересылка информации через Интернет
Информационная технология поиска информации в Интернете
Поиск по адресам URL
Поиск по рубрикатору поисковой системы
Поиск по ключевым словам
Профессиональный поиск
Программа подготовки презентаций Power Point
Программа подготовки презентаций Power Point
Создание презентации. Подбор материала в Интернете
Заполнение слайдов текстом и картинками
Создание элементов управления презентацией
Контрольная работа по теме «Создание презентации»
Информационная технология обработки данных в табличном процессоре Excel
Разработка информационной системы для тестового опроса
Разработка тестовой оболочки
Обработка результатов тестирования
Разработка собственной тестовой программы
Учебно-тематический план
Класс – 10.
Количество часов:
Всего 35 часа; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков:
контрольных работ 3 часа, самостоятельных работ 3 часа, тестов 1 час, практических работ 15 часов;
Административных контрольных уроков 1 час.
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Вид контроля. Измерители |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Дата проведения |
|||||||||||
По плану |
По факту |
||||||||||||||||
Тема 1. Информация и данные. Свойства |
|||||||||||||||||
1 |
Информация и данные. Свойства информации |
1 |
Урок ознакомления с новым материалом |
Знать какой смысл вкладывается в понятия информации и данных. Знать отличие информации от данных. Знать важные свойства информации и как они проявляются. Знать понятие выборки данных, как и для чего она формируется. Уметь приводить примеры из окружающей жизни для иллюстрирования свойств информации. Уметь определять объем информации в сообщении. Уметь на примере геоинформационной системы проиллюстрировать основные свойства информации. Уметь приводить примеры информации, представленной в разных формах. |
04.09 |
||||||||||||
Тема 2. Информационный процесс |
|||||||||||||||||
2 |
Информационный процесс |
1 |
Комбинированный урок |
Устный опрос |
Знать понятие процесса, понятие информационного процесса. Знать как воспринимается и проявляется информационный процесс в человеческом, животном и растительном мирах. Уметь приводить примеры процессов и информационных процессов из окружающей жизни. Уметь проводить сравнение информационных процессов, протекающих в человеческом, животном и растительном мирах. |
11.09 |
|||||||||||
Тема 3. Информационная модель объекта |
|||||||||||||||||
3 |
Информационная модель объекта |
1 |
Комбинированный урок |
Устный опрос |
Знать понятие модели и цель ее создания. Знать какую роль играет информация при создании модели. Знать понятие информационной модели и цель ее создания. Знать понятие адекватности информационной модели и методы ее оценки. Уметь четко формулировать цель при создании модели любого типа. Уметь разрабатывать информационную модель любого объекта (процесса) и оценивать ее адекватность приближенным способом. Уметь представлять информационную модель в табличной форме. |
18.09 |
|||||||||||
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Вид контроля. Измерители |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Дата проведения |
|||||||||||
По плану |
По факту |
||||||||||||||||
Тема 4. Представление об |
|||||||||||||||||
4 |
Представление об информационном объекте |
1 |
Комбинированный урок |
Тест |
Знать что такое информационная картина мира. Знать понятие информационного объекта. Знать, что вкладывается в понятие «отчужденности» от объекта-оригинала. Знать в чем принципиальное отличие информационной модели от информационного объекта. Уметь приводить примеры информационных объектов из окружающей жизни. Уметь приводить примеры информационных объектов, существующих в компьютерной среде. |
25.09 |
|||||||||||
Тема 5. Представление информации в компьютере |
|||||||||||||||||
5 |
Системы счисления |
1 |
Урок ознакомления с новым материалом |
Знать типы систем счисления, используемых в компьютере. Знать правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления, используемые в компьютере, и наоборот. Знать, как представляется в компьютере текстовая, графическая звуковая и видео информация. Уметь выполнять перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления, и наоборот. |
02.10 |
||||||||||||
6 |
Перевод чисел из одной системы счисления в другую |
1 |
Комбинированный урок |
Индивидуальная работа у доски |
09.10 |
||||||||||||
7 |
Формы представления чисел в компьютере |
1 |
Комбинированный урок |
Индивидуальная работа у доски |
16.10 |
||||||||||||
8 |
Представление текстовой и графической информации в компьютере |
1 |
Комбинированный урок |
Индивидуальная работа по карточкам |
Уметь представлять числа в разных форматах, используемых в компьютере. Уметь кодировать любой символ с помощью кодовой таблицы ASCII или Unicode. Уметь выполнять кодирование цветной точки для 16-цветной палитры. Уметь различать типы форматов, используемые для графической, звуковой и видео информации. |
23.10 |
|||||||||||
9 |
Представление звуковой и видео информации в компьютере. |
1 |
Комбинированный урок |
Устный опрос |
30.10 |
||||||||||||
10 |
Контрольная работа по теме «Системы счисления» |
1 |
Урок проверки и коррекции знаний и умений |
Контрольная работа |
13.11 |
||||||||||||
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Вид контроля. Измерители |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Дата проведения |
|||||||||||
По плану |
По факту |
||||||||||||||||
Тема 6. Моделирование в среде табличного процессора |
|||||||||||||||||
11 |
Этапы моделирования в электронных таблицах |
1 |
Урок ознакомления с новым материалом |
Знать особенности класса задач, ориентированных на моделирование в табличном процессоре. Знать этапы построения моделей для электронной таблицы. Знать особенности формирования структуры компьютерной модели для электронной таблицы. Уметь составлять план поэтапного моделирования в среде табличного процессора. Уметь выполнять моделирование задач из разных областей в среде табличного процессора. Уметь анализировать результаты моделирования и делать выводы по окончании анализа. |
20.11 |
||||||||||||
12 |
Расчет геометрических параметров объекта |
1 |
Комбинированный урок |
Практическая работа |
27.11 |
||||||||||||
13 |
Моделирование ситуаций |
1 |
Комбинированный урок |
Практическая работа |
04.12 |
||||||||||||
14 |
Моделирование ситуаций |
1 |
Комбинированный урок |
Практическая работа |
11.12 |
||||||||||||
15 |
Обработка массивов данных |
1 |
Комбинированный урок |
Практическая работа |
18.12 |
||||||||||||
16 |
Контрольная работа по теме «Моделирование в среде табличного процессора» |
1 |
Урок проверки и коррекции знаний и умений |
Контрольная работа |
25.12 |
||||||||||||
Тема 7. Форматирование объектов текста |
|||||||||||||||||
17 |
Форматирование объектов текста |
1 |
Урок ознакомления с новым материалом |
Практическая работа |
Знать возможности программной среды по форматированию объектов текстового документа. Знать технологию форматирования базовых объектов текстового документа: символов, абзацев, списков. Знать, какой тип списка лучше выбрать для форматирования фрагмента текстового документа. Уметь выделять необходимый объект текстового документа. Уметь форматировать объекты (символ и абзац) текстового документа. Уметь применять технологию оформления текста в виде списка. Уметь задавать необходимые параметры для маркированного, нумерованного и многоуровневого списков. |
15.01 |
|||||||||||
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Вид контроля. Измерители |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Дата проведения |
|||||||||||
По плану |
По факту |
||||||||||||||||
Тема 8. Создание и редактирование графических и табличных объектов |
|||||||||||||||||
18 |
Создание и редактирование графических изображений и таблиц |
1 |
Комбинированный урок |
Практическая работа |
Знать понятия и особенности растровой и векторной графики. Знать технологию создания и редактирования векторной графики в программной среде Word. Знать основные действия с графическим объектом. Знать структуру таблицы и состав ее объектов. Знать свойства таблицы. Знать технологию работы с таблицами. Уметь располагать графический объект в тексте, применяя технологию обтекания. Уметь вставлять в текстовый документ готовые графические объекты из разных источников. Уметь создавать и редактировать графический объект в программной среде Word. Уметь создавать и редактировать таблицу как простой, так и сложной формы. Уметь форматировать объекты таблицы. |
22.01 |
|||||||||||
Тема 9. Информационная технология работы со структурой текстового документа |
|||||||||||||||||
19 |
Изменение структуры текстового документа |
1 |
Комбинированный урок |
Самостоятельная работа |
Знать форматы бумаги, используемые для печати текстовых документов. Знать структурные объекты текстового документа в целом (страница, разделы, колонтитулы). Знать технологию работы со структурными объектами текстового документа. Уметь изменять установки параметров страницы. Уметь разбивать текстовый документ на страницы и разделы. Уметь применять технологию работы с многоколоночным текстом. Уметь создавать, редактировать и форматировать колонтитулы. |
29.01 |
|||||||||||
Тема 10. Представление о сервисах Интернета |
|||||||||||||||||
20 |
Возможности глобальной сети Интернет |
1 |
Урок ознакомления с новым материалом |
Знать основные системы глобальной сети Интернет и их назначение. Знать правила формирования URL-адреса информационного ресурса Интернета. Уметь привести характеристику каждой системы Интернета. Уметь объяснить назначение каждой составляющей адреса Интернет-ресурса. |
05.02 |
||||||||||||
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Вид контроля. Измерители |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Дата проведения |
|||||||||||
По плану |
По факту |
||||||||||||||||
Тема 11. Информационная технология передачи информации через Интернет |
|||||||||||||||||
21 |
Пересылка информации через Интернет |
1 |
Комбинированный урок |
Практическая работа |
Уметь работать в почтовой системе открытого доступа (на примере mail.ru). Уметь работать в среде программы удаленного доступа HiperTerminal. |
12.02 |
|||||||||||
Тема 12. Информационная технология поиска информации в Интернете |
|||||||||||||||||
22 |
Поиск по адресам URL |
1 |
Комбинированный урок |
Практическая работа |
Знать назначение поисковых систем и особенности профессионального поиска. Знать назначение основных компонентов поисковой системы: робота, индекса, программы обработки запроса. Знать правила поиска по рубрикатору, по ключевым словам. Знать правила формирования сложных запросов в поисковой системе «Яндекс». Уметь искать информационный ресурс по URL-адресу, по рубрикатору, по ключевым словам. Уметь формировать сложный критерий поиска (расширенный поиск). |
19.02 |
|||||||||||
23 |
Поиск по рубрикатору поисковой системы |
1 |
Комбинированный урок |
Практическая работа |
26.02 |
||||||||||||
24 |
Поиск по ключевым словам |
1 |
Комбинированный урок |
Практическая работа |
05.03 |
||||||||||||
25 |
Профессиональный поиск |
1 |
Комбинированный урок |
Самостоятельная работа |
12.05 |
||||||||||||
Тема 13. Программа подготовки презентаций Power Point |
|||||||||||||||||
26 |
Программа подготовки презентаций Power Point |
1 |
Урок ознакомления с новым материалом |
Знать назначение и функциональные возможности приложения Power Point. Знать объекты и инструменты приложения Power Point. |
19.03 |
||||||||||||
27 |
Создание презентации. Подбор материала в Интернете |
1 |
Комбинированный урок |
Практическая работа |
02.04 |
||||||||||||
28 |
Заполнение слайдов текстом и картинками |
1 |
Комбинированный урок |
Практическая работа |
09.04 |
||||||||||||
29 |
Создание элементов управления презентацией |
1 |
Комбинированный урок |
Практическая работа |
|||||||||||||
16.04 |
|||||||||||||||||
30 |
Контрольная работа по теме «Создание презентации» |
1 |
Урок проверки и коррекции знаний и умений |
Контрольная работа |
23.04 |
||||||||||||
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Вид контроля. Измерители |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Дата проведения |
|||||||||||
По плану |
По факту |
||||||||||||||||
Тема 14. Информационная технология обработки данных в табличном процессоре Excel |
|||||||||||||||||
31 |
Разработка информационной системы для тестового опроса |
1 |
Урок ознакомления с новым материалом |
Знать технологию создания интерактивных оболочек. Знать правила формирования логических формул. Уметь создавать тестовые оболочки. Уметь использовать формы для внесения данных в таблицу. Уметь работать с несколькими страницами книги. Уметь разрабатывать и использовать логические формулы. Уметь вводить, накапливать и обрабатывать данные. |
30.04 |
||||||||||||
32 |
Разработка тестовой оболочки |
1 |
Комбинированный урок |
Практическая работа |
07.05 |
||||||||||||
33 |
Обработка результатов тестирования |
1 |
Комбинированный урок |
Практическая работа |
14.05 |
||||||||||||
34-35 |
Разработка собственной тестовой программы |
2 |
Урок проверки и коррекции знаний и умений |
Самостоятельная работа |
21.05 28.05 |
||||||||||||
ИТОГО |
35 |
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать:
Объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;
Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный;
Знать единицы измерения информации;
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, компьютерных сетей, баз данных);
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
Назначение и функции операционных систем.
уметь
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
Распознавать информационные процессы в различных системах;
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
Создавать информационные объекты сложной структуры;
Осуществлять поиск информации в компьютерных сетях и пр.;
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, график, диаграмма и пр.);
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Эффективной организации индивидуального информационного пространства;
Автоматизации коммуникационной деятельности;
Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Список литературы
Для учителя:
Журнал «Информатика и образование», № 1 – 2007
Журнал «Информатика и образование», № 11 – 2005
Журнал «Информатика и образование», № 12 – 2005
Журнал «Информатика и образование», № 2 – 2007
Журнал «Информатика и образование», № 3 – 2007
Журнал «Информатика и образование», № 7 – 2005
Журнал «Информатика и образование», № 8 – 2005
Журнал «Мир ПК», № 7 – 2005
Журнал «Мир ПК», № 8 – 2005
Кошелев М. В. Итоговые тесты по информатике: 10-11 классы: ко всем учебникам по курсу информатики за 10-11 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 5 – 2005. – М.: Образование и Информатика, 2005
Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике: 10 класс. – М.: ВАКО, 2008
Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007
Для ученика:
Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
5