12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сюзанна Набиева705
Работаю учителем английского языка в школе, педагогический стаж - 9 лет. Занимаюсь репетиторством.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Предмет:

Уровень:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Информатика

Базовый

10

Макарова Н. В.

34

Пояснительная записка

Современный этап развития общества определяет высокие требования к уровню знаний и умений выпускника школы в области компьютерных знаний и информационных технологий. Он должен обладать определенным уровнем информационной культуры, который и определяет его умение оперативно и качественно работать с информацией на базе современных технических средств, технологий и методов.

В наибольшей мере на достижение поставленной нашим обществом цели ориентирована образовательная область «Информатика», где имеется возможность использовать огромный потенциал компьютерной индустрии. Это тот уровень образования и та предметная область, где закладывается фундамент информационной культуры, активизируется познавательная деятельность учащегося, формируются его мировоззрение и информационная коммуникабельность.

Изучение информатики и ИКТ в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

Развитие системного мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся на основе организации межпредметных связей;

Развитие навыков технологии поиска информации в сети Интернет;

Закрепление и развитие навыков моделирования и технологии обработки данных в среде табличного процессора;

Закрепление знаний по базовым понятиям информатики;

Закрепление и развитие навыков работы с объектами текстового документа;

Освоение информационной технологии представления информации;

Воспитание этических и правовых отношений в информационной деятельности.

Рабочая программа разработана с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования на основе авторской программы Макаровой Н. В. (Макарова Н. В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2009) для общеобразовательного учреждения.

Преподавание информатики и ИКТ в 10 классе в данной школе ведется в рамках федерального компонента – 1 час в неделю, 34 часа в год.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

БУП – 2004, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03.2004;

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом № 302 от 07.12.2005 г;

Авторская программа Макаровой Н. В. среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Положение о рабочей программе педагога, утвержденное директором школы.

В авторскую программу Макаровой Н. В. для 10 класса (во второй вариант тематического планирования – 1 час в неделю) внесены следующие изменения:

Увеличено количество часов в разделе «Информационная картина мира» на 1 час на изучение тем «Информация и данные. Свойства информации» и «Информационный процесс» в связи с тем, что данный материал большой и в рамках одного часа его рассмотреть не представляется возможным.

Увеличено количество часов в разделе «Информационная картина мира» на 4 часа на изучение темы «Представление информации в компьютере», в связи с тем, что системы счисления изучаются более углубленно.

Сокращено количество часов в разделе «Информационная картина мира» на 4 часа на изучение темы «Моделирование в среде табличного процессора», в связи с тем, что данная тема изучается и в 11 классе.

Увеличено количество часов в разделе «Программное обеспечение информационных технологий» на 1 час на изучение темы «Информационная технология работы со структурой текстового документа» в связи с тем, что работа в текстовом процессоре в наше время очень актуальна и требует от учащихся более глубоких знаний в данной программе.

Увеличено количество часов в разделе «Программное обеспечение информационных технологий» на 2 часа на изучение темы «Программа подготовки презентаций Power Point», т.к. данный программный продукт широко используется учащимися для подготовки презентаций к научно-практическим конференциям, при подготовке докладов к урокам и требуются более глубокие знания по работе в данной программе.

В разделе «Программное обеспечение информационных технологий» в теме «Информационная технология обработки данных в табличном процессоре Excel» вместо практикума «Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм» изучается практикум «Технология накопления и обработки данных» ввиду того, что построение диаграмм было изучено в 9 классе, и данная тема представляет больший интерес для изучения учащимися.

Учебно-методический комплект

Макарова Н. В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция) 5-11 класс. – СПб.: Питер Пресс, 2009.

Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень – СПб.: Питер, 2008.

Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира - СПб.: Питер, 2008.

Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий - СПб.: Питер, 2008.

Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий - СПб.: Питер, 2008.

Межпредметные связи «как цель» в курсе информатики могут быть реализованы с математикой, физикой, лингвистикой, историей, биологией. При изучении вопросов, связанных с информацией, информационными процессами следует приводить разнообразные примеры из различных предметных областей (например, использование словарей, устройства передачи информации и др.). Основой при объяснении устройства ЭВМ являются сведения из курса физики. Понятие величины вводится на основе и в сравнении с величинами в физике и математике. Знания о системах счисления должны формироваться в курсе математики.

Рассмотрим, как осуществляется связь информатики с процессом преподавания других предметов:

- Компьютерные презентации как улучшение форм подачи материала в любом предмете, ведь они комбинируют возможности аудио, визуального и текстового представления. Умение учащегося составлять план и хронометраж публичного выступления.

- Решение математических задач с помощью численных методов в языке программирования и табличном процессоре. Переборные алгоритмы как элемент комбинаторики.

- Улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре.

- Телекоммуникационные ресурсы как инструмент изучения иностранных языков.

- Редактор формул как элемент закрепления наиболее трудных для учащихся формул математики, химии, физики.

- Моделирование различных процессов с помощью табличного процессора и языка программирования.

- Базы данных как средство поддержки изучения экономики и географии.

- При изучении темы «Графический редактор» учащиеся должны создавать и редактировать изображения в расчете на субъективное восприятие зрителя. Кроме сухих понятий компьютерной графики полезно рассказать об особенностях художественного восприятия человека. Золотое сечение – симметрия всего живого на земле. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии.

А теперь наоборот, как осуществляется взаимосвязь других учебных предметов и информатики:

• Математические методы при решении задач информатики;

• Физика – представление о кодировании сигналов;

• Физика, математика – системы координат, проекции, векторы и их применение в компьютерной графике;

• Физика – физические принципы работы устройств персонального компьютера;

• Биология - генетические и муравьиные алгоритмы в программировании;

• История – возникновение и развитие устройств и способов обработки информации;

• ИЗО – цветовые модели в компьютерной графике;

• Английский язык – понимание синтаксиса языков программирования, овладение компьютерной терминологией, свободный доступ к широкому спектру литературы.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как подготовка докладов учащимися, выполнение творческих работ, тестовый контроль знаний и др.

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.

Содержание тем учебного курса

Информация и данные. Свойства информации

Информация и данные. Свойства информации

Информационный процесс

Информационный процесс

Информационная модель объекта

Информационная модель объекта

Представление об информационном объекте

Представление об информационном объекте

Представление информации в компьютере

Системы счисления

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Формы представления чисел в компьютере

Представление текстовой и графической информации в компьютере

Представление звуковой и видео информации в компьютере

Контрольная работа по теме «Системы счисления»

Моделирование в среде табличного процессора

Этапы моделирования в электронных таблицах

Расчет геометрических параметров объекта

Моделирование ситуаций

Моделирование ситуаций

Обработка массивов данных

Контрольная работа по теме «Моделирование в среде табличного процессора»

Форматирование объектов текста

Форматирование объектов текста

Создание и редактирование графических и табличных объектов

Создание и редактирование графических изображений и таблиц

Информационная технология работы со структурой текстового документа

Изменение структуры текстового документа

Представление о сервисах Интернета

Возможности глобальной сети Интернет

Информационная технология передачи информации через Интернет

Пересылка информации через Интернет

Информационная технология поиска информации в Интернете

Поиск по адресам URL

Поиск по рубрикатору поисковой системы

Поиск по ключевым словам

Профессиональный поиск

Программа подготовки презентаций Power Point

Программа подготовки презентаций Power Point

Создание презентации. Подбор материала в Интернете

Заполнение слайдов текстом и картинками

Создание элементов управления презентацией

Контрольная работа по теме «Создание презентации»

Информационная технология обработки данных в табличном процессоре Excel

Разработка информационной системы для тестового опроса

Разработка тестовой оболочки

Обработка результатов тестирования

Разработка собственной тестовой программы

Учебно-тематический план

Класс – 10.

Количество часов:

Всего 35 часа; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков:

контрольных работ 3 часа, самостоятельных работ 3 часа, тестов 1 час, практических работ 15 часов;

Административных контрольных уроков 1 час.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля. Измерители

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 1. Информация и данные. Свойства
информации

         

1

Информация и данные. Свойства информации

1

Урок ознакомления с новым материалом

 

Знать какой смысл вкладывается в понятия информации и данных.

Знать отличие информации от данных. Знать важные свойства информации и как они проявляются.

Знать понятие выборки данных, как и для чего она формируется.

Уметь приводить примеры из окружающей жизни для иллюстрирования свойств информации. Уметь определять объем информации в сообщении. Уметь на примере геоинформационной системы проиллюстрировать основные свойства информации. Уметь приводить примеры информации, представленной в разных формах.

04.09

 

Тема 2. Информационный процесс

         

2

Информационный процесс

1

Комбинированный урок

Устный опрос

Знать понятие процесса, понятие информационного процесса.

Знать как воспринимается и проявляется информационный процесс в человеческом, животном и растительном мирах.

Уметь приводить примеры процессов и информационных процессов из окружающей жизни.

Уметь проводить сравнение информационных процессов, протекающих в человеческом, животном и растительном мирах.

11.09

 

Тема 3. Информационная модель объекта

         

3

Информационная модель объекта

1

Комбинированный урок

Устный опрос

Знать понятие модели и цель ее создания. Знать какую роль играет информация при создании модели. Знать понятие информационной модели и цель ее создания. Знать понятие адекватности информационной модели и методы ее оценки. Уметь четко формулировать цель при создании модели любого типа. Уметь разрабатывать информационную модель любого объекта (процесса) и оценивать ее адекватность приближенным способом.

Уметь представлять информационную модель в табличной форме.

18.09

 

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля. Измерители

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 4. Представление об
информационном объекте

     

4

Представление об информационном объекте

1

Комбинированный урок

Тест

Знать что такое информационная картина мира.

Знать понятие информационного объекта.

Знать, что вкладывается в понятие «отчужденности» от объекта-оригинала.

Знать в чем принципиальное отличие информационной модели от информационного объекта.

Уметь приводить примеры информационных объектов из окружающей жизни.

Уметь приводить примеры информационных объектов, существующих в компьютерной среде.

25.09

 
             

Тема 5. Представление информации в компьютере

     

5

Системы счисления

1

Урок ознакомления с новым материалом

 

Знать типы систем счисления, используемых в компьютере.

Знать правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления, используемые в компьютере, и наоборот. Знать, как представляется в компьютере текстовая, графическая звуковая и видео информация.

Уметь выполнять перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления, и наоборот.

02.10

 

6

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа у доски

09.10

 

7

Формы представления чисел в компьютере

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа у доски

16.10

 

8

Представление текстовой и графической информации в компьютере

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа по карточкам

Уметь представлять числа в разных форматах, используемых в компьютере.

Уметь кодировать любой символ с помощью кодовой таблицы ASCII или Unicode.

Уметь выполнять кодирование цветной точки для 16-цветной палитры.

Уметь различать типы форматов, используемые для графической, звуковой и видео информации.

23.10

 

9

Представление звуковой и видео информации в компьютере.

1

Комбинированный урок

Устный опрос

30.10

 

10

Контрольная работа по теме «Системы счисления»

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа

13.11

 

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля. Измерители

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 6. Моделирование в среде табличного процессора

     

11

Этапы моделирования в электронных таблицах

1

Урок ознакомления с новым материалом

 

Знать особенности класса задач, ориентированных на моделирование в табличном процессоре. Знать этапы построения моделей для электронной таблицы. Знать особенности формирования структуры компьютерной модели для электронной таблицы. Уметь составлять план поэтапного моделирования в среде табличного процессора. Уметь выполнять моделирование задач из разных областей в среде табличного процессора. Уметь анализировать результаты моделирования и делать выводы по окончании анализа.

20.11

 

12

Расчет геометрических параметров объекта

1

Комбинированный урок

Практическая работа

27.11

 

13

Моделирование ситуаций

1

Комбинированный урок

Практическая работа

04.12

 

14

Моделирование ситуаций

1

Комбинированный урок

Практическая работа

11.12

 

15

Обработка массивов данных

1

Комбинированный урок

Практическая работа

18.12

 

16

Контрольная работа по теме «Моделирование в среде табличного процессора»

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа

25.12

 

Тема 7. Форматирование объектов текста

       

17

Форматирование объектов текста

1

Урок ознакомления с новым материалом

Практическая работа

Знать возможности программной среды по форматированию объектов текстового документа. Знать технологию форматирования базовых объектов текстового документа: символов, абзацев, списков.

Знать, какой тип списка лучше выбрать для форматирования фрагмента текстового документа. Уметь выделять необходимый объект текстового документа. Уметь форматировать объекты (символ и абзац) текстового документа. Уметь применять технологию оформления текста в виде списка. Уметь задавать необходимые параметры для маркированного, нумерованного и многоуровневого списков.

15.01

 

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля. Измерители

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 8. Создание и редактирование графических и табличных объектов

     

18

Создание и редактирование графических изображений и таблиц

1

Комбинированный урок

Практическая работа

Знать понятия и особенности растровой и векторной графики.

Знать технологию создания и редактирования векторной графики в программной среде Word. Знать основные действия с графическим объектом. Знать структуру таблицы и состав ее объектов. Знать свойства таблицы. Знать технологию работы с таблицами.

Уметь располагать графический объект в тексте, применяя технологию обтекания. Уметь вставлять в текстовый документ готовые графические объекты из разных источников. Уметь создавать и редактировать графический объект в программной среде Word.

Уметь создавать и редактировать таблицу как простой, так и сложной формы. Уметь форматировать объекты таблицы.

22.01

 

Тема 9. Информационная технология работы со структурой текстового документа

     

19

Изменение структуры текстового документа

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа

Знать форматы бумаги, используемые для печати текстовых документов. Знать структурные объекты текстового документа в целом (страница, разделы, колонтитулы).

Знать технологию работы со структурными объектами текстового документа.

Уметь изменять установки параметров страницы.

Уметь разбивать текстовый документ на страницы и разделы.

Уметь применять технологию работы с многоколоночным текстом. Уметь создавать, редактировать и форматировать колонтитулы.

29.01

 

Тема 10. Представление о сервисах Интернета

     

20

Возможности глобальной сети Интернет

1

Урок ознакомления с новым материалом

 

Знать основные системы глобальной сети Интернет и их назначение.

Знать правила формирования URL-адреса информационного ресурса Интернета.

Уметь привести характеристику каждой системы Интернета.

Уметь объяснить назначение каждой составляющей адреса Интернет-ресурса.

05.02

 

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля. Измерители

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 11. Информационная технология передачи информации через Интернет

     

21

Пересылка информации через Интернет

1

Комбинированный урок

Практическая работа

Уметь работать в почтовой системе открытого доступа (на примере mail.ru).

Уметь работать в среде программы удаленного доступа HiperTerminal.

12.02

 

Тема 12. Информационная технология поиска информации в Интернете

     

22

Поиск по адресам URL

1

Комбинированный урок

Практическая работа

Знать назначение поисковых систем и особенности профессионального поиска. Знать назначение основных компонентов поисковой системы: робота, индекса, программы обработки запроса. Знать правила поиска по рубрикатору, по ключевым словам. Знать правила формирования сложных запросов в поисковой системе «Яндекс». Уметь искать информационный ресурс по URL-адресу, по рубрикатору, по ключевым словам.

Уметь формировать сложный критерий поиска (расширенный поиск).

19.02

 

23

Поиск по рубрикатору поисковой системы

1

Комбинированный урок

Практическая работа

26.02

 

24

Поиск по ключевым словам

1

Комбинированный урок

Практическая работа

05.03

 

25

Профессиональный поиск

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа

12.05

 

Тема 13. Программа подготовки презентаций Power Point

     

26

Программа подготовки презентаций Power Point

1

Урок ознакомления с новым материалом

 

Знать назначение и функциональные возможности приложения Power Point.

Знать объекты и инструменты приложения Power Point.

19.03

 

27

Создание презентации. Подбор материала в Интернете

1

Комбинированный урок

Практическая работа

02.04

 

28

Заполнение слайдов текстом и картинками

1

Комбинированный урок

Практическая работа

09.04

 

29

Создание элементов управления презентацией

1

Комбинированный урок

Практическая работа

16.04

 

30

Контрольная работа по теме «Создание презентации»

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа

23.04

 

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля. Измерители

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 14. Информационная технология обработки данных в табличном процессоре Excel

         

31

Разработка информационной системы для тестового опроса

1

Урок ознакомления с новым материалом

 

Знать технологию создания интерактивных оболочек.

Знать правила формирования логических формул.

Уметь создавать тестовые оболочки.

Уметь использовать формы для внесения данных в таблицу.

Уметь работать с несколькими страницами книги.

Уметь разрабатывать и использовать логические формулы.

Уметь вводить, накапливать и обрабатывать данные.

30.04

 

32

Разработка тестовой оболочки

1

Комбинированный урок

Практическая работа

07.05

 

33

Обработка результатов тестирования

1

Комбинированный урок

Практическая работа

14.05

 

34-35

Разработка собственной тестовой программы

2

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Самостоятельная работа

21.05

28.05

 
 

ИТОГО

35

     
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен

знать/понимать:

Объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;

Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный;

Знать единицы измерения информации;

Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, компьютерных сетей, баз данных);

Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;

Назначение и функции операционных систем.

уметь

Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

Распознавать информационные процессы в различных системах;

Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

Создавать информационные объекты сложной структуры;

Осуществлять поиск информации в компьютерных сетях и пр.;

Представлять числовую информацию различными способами (таблица, график, диаграмма и пр.);

Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Эффективной организации индивидуального информационного пространства;

Автоматизации коммуникационной деятельности;

Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Список литературы

Для учителя:

Журнал «Информатика и образование», № 1 – 2007

Журнал «Информатика и образование», № 11 – 2005

Журнал «Информатика и образование», № 12 – 2005

Журнал «Информатика и образование», № 2 – 2007

Журнал «Информатика и образование», № 3 – 2007

Журнал «Информатика и образование», № 7 – 2005

Журнал «Информатика и образование», № 8 – 2005

Журнал «Мир ПК», № 7 – 2005

Журнал «Мир ПК», № 8 – 2005

Кошелев М. В. Итоговые тесты по информатике: 10-11 классы: ко всем учебникам по курсу информатики за 10-11 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 5 – 2005. – М.: Образование и Информатика, 2005

Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике: 10 класс. – М.: ВАКО, 2008

Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007

Для ученика:

Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

 

5


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.