Рабочая программа по информатике, 8 класс, УМК: Угринович Н.Д.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: |
Информатика 8 Угринович Н.Д. 70 |
Пояснительная записка Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена. Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. В нашей школе выбран вариант Федерального БУПа, по которому курс информатики изучается в течение двух лет: в 8 классе - 1 час в неделю (35 часов в год), в 9 классе - 2 часа в неделю (70 часов в год). Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: - определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; - комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; - владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения). Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел «Компьютерный практикум», ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux. В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем. Программой предусмотрено проведение:
Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.
Формы организации учебного процесса Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут. Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, утвержденной Положением образовательного учреждения - контрольной работы. Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий в 8 классе Учащиеся должны: - для объектов окружающей действительности указывать их признаки, свойства, действия, поведение, состояния; - называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами; - осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации; - понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»; - приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем; - понимать смысл терминов «модель», «моделирование»; - иметь представление о назначении и области применения моделей; - различать натурные и информационные модели, приводить их примеры; - приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей; - уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.; - знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев; - знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания; - осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования; - приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; - давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы; - осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем; - выполнять операции с основными объектами операционной системы; - выполнять основные операции с объектами файловой системы; - уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов; - уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей; - выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц; - создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций; - для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта. Содержание курса информатики и ИКТ 1. Информация и информационные процессы – 8 ч Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Практические работы: Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора». Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры». 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации. Практические работы: Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет». Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши». Практическая работа № 6 «Установка даты и времени». Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
3. Коммуникационные технологии – 14 ч Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. Практические работы: Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети». Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету». Практическая работа № 10 «География Интернета». Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине». Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой». Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета». Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете». Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Итоговое повторение 2 ч ВСЕГО – 70 часов
Средства контроля Тематический контроль
Творческая работа учащихся Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML Задание: Самостоятельно придумать тематику сайта. Реализуйте свой проект средствами графического редактора и Web-редактора. Подготовьтесь представить свою работу товарищам по классу Практические работы В учебнике 8 класса Угринович Н.Д. представлены тексты практических работ. Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен: знать/понимать: - виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации; - единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации; - основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма; - программный принцип работы компьютера; - назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий; уметь: - выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы; - оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; - оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации; - создавать информационные объекты, в базе данных; - искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; - пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем); - проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; - создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; - организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; - передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
|
Тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе.
(1 ч. в неделю, 35 ч. в год)
№ |
Тема урока |
Кол.час. |
Д/з |
Дата |
Информация и информационные процессы – 8 ч |
||||
1 |
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация в живой и неживой природе. |
1 |
1.1.1 1.1.2 |
04.09 |
2 |
Человек и информация. Информационные процессы в технике. |
1 |
1.1.3,1.1.4 |
11.09 |
3 |
Знаковые системы. |
1 |
1.2.1 1.2.2 |
18.09 |
4 |
Кодирование информации. Повторение материала. |
1 |
1.2.3Инд зад. |
25.09 |
5 |
Вводный контроль |
1 |
|
02.10 |
6 |
Количество информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора». |
1 |
1.3.1 1.3.2 |
09.10 |
7 |
Алфавитный подход к определению количества информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры». |
1 |
1.3.3 |
16.10 |
8 |
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы» |
1 |
|
23.10 |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч |
||||
9 |
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. |
1 |
2.1 |
30.10 |
10 |
Устройства ввода и вывода информации. |
1 |
2.2.2, 2.2.3 |
13.11 |
11 |
Оперативная память. Долговременная память. |
1 |
2.2.4 2.2.5 |
20.11 |
12 |
Файлы. Файловая система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». |
1 |
2.3.1 |
27.11 |
13 |
Работа с файлами и дисками. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет». |
1 |
2.3.3 |
03.12 |
14 |
Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши». |
1 |
2.4 2.4.1 |
10.12 |
15 |
Прикладное программное обеспечение. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 6 «Установка даты и времени». |
1 |
2.4.2 |
17.12 |
16 |
Графический интерфейс операционных систем. |
1 |
2.5,2.6 |
24.12 |
17 |
Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». |
1 |
2.7 |
15.01 |
18 |
Правовая охрана программ и данных |
1 |
2.8 |
22.01 |
19 |
Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации.» |
1 |
|
29.01 |
Коммуникационные технологии – 14 ч |
||||
20 |
Передача информации. |
1 |
3.1 |
05.02 |
21 |
Локальные компьютерные сети. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети». |
1 |
3.2 |
12.02 |
22 |
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету». |
1 |
3.3 3.3.1 |
19.02 |
23 |
Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 «География Интернета». |
1 |
3.3.2 3.3.3 |
26.02 |
24 |
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине». |
1 |
3.4 3.4.1 |
05.03 |
25 |
Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой». |
1 |
3.4.2 |
12.03 |
26 |
Файловые архивы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета». |
1 |
3.4.3 |
19.03 |
27 |
Поиск информации в Интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете». |
1 |
3.5 |
09.04 |
28 |
Электронная коммерция в Интернете. Общение, звук и видео в Интернете. |
1 |
3.6, 3.4.4 |
16.04 |
29 |
Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. |
1 |
3.7.1 3.7.2 |
23.04 |
30 |
Форматирование текста на Web-странице. Инструктаж по Тб. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». |
1 |
3.7.3 |
30.04 |
31 |
Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы. |
1 |
3.7.4 3.7.5 |
07.05 |
32 |
Списки и интерактивные формы на Web-страницах |
1 |
3.7.6 3.7.7 |
14.05 |
33 |
Контрольная работа№3 по теме «Коммуникационные технологии». |
1 |
|
21.05 |
|
Итоговое повторение – 2 ч |
|||
34 |
Повторение материала. Решение упражнений. |
1 |
|
26.05 |
35 |
Итоговая контрольная работа. №4 |
1 |
|
28.05 |
ИТОГО: |
35 |
|
Перечень учебно-методических средств обучения
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. – 6-е изд.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- персональный компьютер;
- проектор;
- принтер;
- модем;
- устройства вывода звуковой информации - стереоколонки для индивидуальной работы со звуковой информацией;
- устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь;
- устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, фотоаппарат, видеокамера, диктофон, микрофон.
Программные средства
Операционная система – Windows XP, Linux.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wеb-страниц.
Используемая литератураУгринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 6-е изд.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – 6-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2009.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». Методическое пособие для учителей.
Информатика. 5-11 классы: развёрнутое тематическое планирование/ авт.-сост. А.М.Горностаева, Н.П.Серова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.
Задачи по программированию / С.А Абрамов; Г.Г. Гнездилова; Е.Н. Капустина; М.И Селюн. - М.: Наука; 1998г.
Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих М.: Педагогика-Пресс; 1985г.
Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004.