Рабочая программа по информатике в 3–4 классе по УМК Н.В. Матвеевой
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа предназначена для учащихся 2-3 классов и составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с Учебным планом общеобразовательной организации и на основе Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Информатика. 3-4 кл.(базовый уровень)» / сост. Шилова Ю.В., Глухова М.В., Кузнецова И.В., Тюканько С.В., Зоненко Т.В. – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 36 с.В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на уровне начального общего образования, учитываются межпредметные связи.
Рабочая программа рассчитана на изучение предмета «Информатика» в 3-4 классах общеобразовательных организациях общим объёмом 68 учебных часов, в том числе:
3 класс – 34 учебных часа (1 час в неделю),
4 класс – 34 учебных часа (1 час в неделю).
Изучение информатики в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.
Существуют разные мнения по поводу возраста, с которого следует начинать обучение детей работе на компьютере. Современные исследования медиков, психологов, педагогов показывают, что при выполнении гигиенических и эргономических требований работа с компьютером отрицательного воздействия на здоровье детей младшего школьного возраста не оказывает. Если при этом, не перегружая детей, давать им простор для реализации их идей в быстрой и компактной форме, у них активнее развивается умение ориентироваться на плоскости, тренируются внимание и память, развиваются воображение и творческие способности.
Целью изучения предмета «Информатика» в начальной школе является приобретение учащимися учебной ИКТ - компетентности, что позволит сформировать у них предметные и универсальные учебные действия, а также опорную систему знаний, обеспечивающие продолжение образования в основной школе.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом начального общего образования по информатике и информационным технологиям. В рамках пропедевтического курса, изучаемого в начальной школе, формируются первичные представления об объектах информатики как естественно-научной дисциплины о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Содержание пропедевтического курса «Информатика» строится на основе шести содержательных линий: линии информации и информационных процессов, линии представления информации, алгоритмической линии, линии компьютера, линии моделирования, линии информационных технологий.
Кроме того, изучение предмета «Информатика» в начальной школе позволяет учащимся более успешно освоить и другие предметы начального образования. Это связано с тем, что предмет «Информатика» имеет межпредметные связи с различными общеобразовательными предметами, как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне использования методов и средств познания реальности.
Изучение предмета «Информатика» позволяет сформировать у учащихся многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер (сбор, хранение, передача, преобразование информации; моделирование; построение схем, таблиц и др.).
Вариативность заданий в курсе «Информатика», связь с различными предметами школьного курса (математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение, музыка), опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения содержательных игровых ситуаций для усвоения предметных знаний и овладение способами действий, коллективное обсуждение ответов позволяют оказывать положительное влияние на развитие познавательного интереса у учащихся.
Основными задачами курса «Информатика» в начальной школе являются:формирование представлений об информационной картине мира;
формирование логического и алгоритмического мышления;
обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
обеспечение первоначальных знаний о правилах создания информационной среды и умения применять её для выполнения учебно-познавательных и проектных задач.
Программой предполагается проведение практических работ в виде выполнения учебных проектов, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Распределение учебных часов на изучение тем программы
по курсу «Информатика»
3 класс
№ | Тема | Количество часов |
Информация. Виды информации. Кодирование информации | 5 | |
| Начальные навыки работы с компьютером. Устройство компьютера | 8 |
| Организация информации. Поиск информации в Интернете | 6 |
| Работа с рисунками. Понятие анимации | 5 |
| Алгоритмы и исполнители | 6 |
| Информационные модели. Проектная работа | 3 |
| Резерв часа | 1 |
Итого: | 34 |
4 класс
№ | Тема | Количество часов |
Устройство компьютера. Основные принципы работы. Файлы и папки. Окна, меню операционной системы | 8 | |
| Работа с текстовой информацией | 6 |
| Технология работы с графической информацией | 5 |
| Высказывания. Алгоритмы. Свойства, способы записи алгоритмов | 5 |
| Работа с презентациями | 5 |
| Компьютерные сети. Безопасность детей в Интернете | 4 |
| Резерв часа | 1 |
Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ урока | Тема | Дата план. | Дата фактич | Примечание | |||
| 1 четверть | | |||||
| Тема 1. Информация. Виды информации. Кодирование информации (5 часов) | ||||||
Инструктаж по БЖ. Информация вокруг нас. Виды информации по способу восприятия. | | | | ||||
Информационные процессы. Действия с информацией Способы представления информации. | | | | ||||
Носители информации. Языки, алфавиты. Кодирование информации. Способы кодирования информации. | | | | ||||
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. | | | | ||||
Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка) | | | | ||||
Тема 2. Начальные навыки работы с компьютером. Устройство компьютера (8 часов) | |||||||
| Компьютер и человек. Знакомство с компьютером. Начинаем работать на компьютере. | | | | |||
| Из чего состоит компьютер. Что умеет компьютер. Подготовка компьютера к работе. | | | | |||
2 четверть | |||||||
| Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. | | | | |||
| Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью. | | | | |||
| Использование простейших средств текстового редактора. | | | | |||
| Основные окна. Объекты окна (ряд заголовка, кнопки управления, рабочая область). | | | | |||
| Рабочий стол. | | | | |||
| Разные способы запуска программ на выполнение | | | | |||
Тема 3. Организация информации. Поиск информации в Интернете (7 ч) | |||||||
| Схемы, диаграммы, таблицы. Списки. Чтение и заполнение таблицы. | | | | |||
| Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. | | | | |||
| Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка). | | | |
| 3 четверть | | ||
| Инструктаж по БЖ. Компьютерные сети. | | | |
| Понятия Интернет, гиперссылки, веб-страницы. Знакомство с WWW. | | | |
| Путешествие по Интернету. Поиск в Интернете. | | | |
| Безопасность в Интернете | | | |
Тема 4. Работа с рисунками. Понятие анимации (5 ч) | ||||
| Графические редакторы и их назначение. Основные инструменты графического редактора. | | | |
| Создание рисунков. Выбери или нарисуй фон. Сохранение рисунков и открытие созданных ранее. | | | |
| Пиксель. Создание графических примитивов. | | | |
| Добавление текста в графический рисунок. | | | |
| Создание презентации, анимации | | | |
| 4 четверть | | ||
Тема 5. Алгоритмы и исполнители. (6 часов) | ||||
| Понятие команды, алгоритма. Алгоритмы и исполнители. | | | |
| Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов. | | | |
| Исполнение алгоритмов. Алгоритмы в обучении. Алгоритмы в нашей жизни. | | | |
| Составление линейных алгоритмов. Составление алгоритмов решения логических задач. | | | |
| Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. | | | |
| Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации | | | |
| Тема 6. Информационные модели. Проектная работа (3 ч) | | ||
| Информационные модели. | | | |
| Понятие проекта. Этапы работы над учебным проектом (рисунок, текст). Работа над созданием проекта. Ищем интересные факты. Исследуем проект. | | | |
| Знакомство с презентациями. Защита групповых проектов – учебных презентаций | | | |
4 класс
№ урока | Тема | Дата план. | Дата фактич. | Приме чание | |
1 четверть | |||||
Тема 1. Устройство компьютера. Основные принципы работы. Файлы и папки. Окна, меню операционной системы (8 часов) | |||||
| Инструктаж по БЖ. Правила поведения в компьютерном классе | | | | |
| Компьютер: устройство и программы. | | | | |
| Как выглядит современный компьютер? | | | | |
| Устройства компьютера | | | | |
| Компьютерные программы | | | | |
| Организация хранения информации в компьютере. Файлы | | | | |
| Организация хранения информации в компьютере. Папки | | | | |
| Работа с файлами и папками | | | | |
2 четверть | |||||
| |||||
| Технология работы с текстовой информацией | | | | |
| Текстовый редактор. Ввод данных. Работа с документом | | | | |
| Редактирование текстовой информации | | | | |
| Форматирование текстовой информации, абзаца | | | | |
| Добавление изображений в текстовый документ. | | | | |
| Добавление надписей в текстовый документ. Сохранение текстового документа | | | | |
| |||||
| Графические редакторы и их назначение. | | | |
| 3 четверть | ||||||
| Инструктаж по БЖ. Основные инструменты графического редактора. Создание рисунков. | | | | |||
| Выбери или нарисуй фон. Пиксель. Сохранение рисунков и открытие созданных ранее. | | | | |||
| Создание графических примитивов. | | | | |||
| Добавление текста в графический рисунок | | | | |||
| |||||||
| Высказывания. Истинные и ложные высказывания. | | | | |||
| Логические структуры «если – то - иначе». Алгоритмы и исполнители. | | | | |||
| Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов. | | | | |||
| Алгоритмы с ветвлением. Создание и исполнение алгоритмов с ветвлением в определенной среде программирования. | | | | |||
| Создание и выполнение алгоритмов с повторением | | | | |||
Тема 5. Работа с презентациями (5 ч) | |||||||
| Понятие презентации и слайдов. Сохранение презентации. | | | | |||
| 4 четверть | ||||||
| Технология работы с графической информацией в мастере презентаций. | | | | |||
| Работа с объектами на слайдах презентации. Анимационные эффекты в компьютерной презентации. | | | | |||
| Создание слайд-шоу. | | | | |||
| Работа над созданием проекта – учебной презентации. Защита групповых проектов – учебных презентаций. | | | | |||
Тема 6. Безопасность детей в Интернете (5 ч) | |||||||
| Правила поиска данных в Интернете. Общение и Интернете. Правила безопасного пользования Интернетом во время поиска информации | | | | |||
| Информационная безопасность личности. Веб-страницы для детей. Детские библиотеки. | | | | |||
| Учимся онлайн. Рисуем онлайн | | | | |||
| Проектная работа. Создание тематических проектов | | | | |||
| Итоговый урок | | | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
№ | Название учебника, авторы | Издательство, название всего комплекса |
1. | Информатика и ИКТ. Бененсон Е.П., Паутова А.Г., 2-4 класс | Издательство «Академкнига/Учебник» |
2. | Информатика. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А., 2-4 класс | Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», «УМК-Бином» |
3. | Информатика. Могилев А.В., Могилева В.Н., Цветкова М.С., 3-4 класс | Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», «УМК-Бином» |
4. | Информатика и ИКТ. Нателаури Н.К., Маранин С.С., 2-4 класс | Издательство «Ассоциация XXI век» |
5. | Информатика. Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л., 3-4 класс | Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», «УМК-Бином» |
6. | Информатика. Рудченко Т.А., Семенов А.Л. / Под ред. Семенова А.Л., 1-4 класс | Издательство «Просвещение» |
7. | Информатика. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. / 3-4 класс | Издательство «Просвещение» |
8. | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | |
9. | Методические пособия для учителя | http://umk- garmoniya.ru/informatika/metodika.php |
2