12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Синюкова Виктория Георгиевна18


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №101 города Донецка имени героя Советского Союза А.А.Удодова»


РАССМОТРЕНО:

На заседании методического

Объединения учителей

Протокол

От «___»_________ №____

____________М.Э.Бондаренко

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

____________В.И.Фролова

«______»___________2022г

УТВЕРЖДЕНО

Директор

____________В.С.Кубракова

«_____»__________2022г








Рабочая программа

по предмету «Информатика»

для 3-4классов

на 202-22023 учебный год








Составитель рабочей программы:

учитель 1 квалификационной категории

Синюкова Виктория Георгиевна







Донецк–2022


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе рабочей программы по учебному предмету «Информатика» для 3-4 классов составлена на основании примерной программы авторов Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнов «Информатика 3-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального общего образования; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для начального общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени начального общего образования, учитываются межпредметные связи.

Целью изучения предмета «Информатика и ИКТ» в начальной школе является приобретение обучающимися учебной ИКТ - компетентности, что позволит сформировать у обучающихся предметные и универсальные учебные действия, а также опорную систему знаний, обеспечивающие продолжение образования в основной школе.

Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом начального общего образования по информатике и информационным технологиям.

Программа рассчитана на изучение предмета «Информатика» в 3-4 классах в общеобразовательных организациях общим объёмом 68 учебных в том числе:

3 класс34 учебных часов (1 час в неделю);

4 класс34 учебных часов (1 час в неделю).

Выполнение учениками практических заданий на компьютере является важной составляющей урока информатики и ИКТ. Их цель может быть разной: формирование положительной мотивации и актуализация знаний; формирование умений, навыков и способностей; текущее оценивание учебных достижений учеников и т.п. Содержание всех практических работ должно быть подобрано так, чтобы продолжительность их выполнения соответствовала санитарно-гигиеническим нормам относительно продолжительности непрерывной работы за компьютером учеников этой возрастной категории.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для обучающихся

Каждый обучающийся должен быть обеспечен учебником и рабочей тетрадью.

У каждого обучающегося должно быть два учебных места:

за партой, где ему будет удобно работать с учебником и тетрадью, слушать учителя, смотреть демонстрационный материал на экране, проецируемый с помощью проектора;

компьютерное рабочее место, оборудованное для обучающегося начальной школы.

К компьютеру обучающегося должны быть подсоединены наушники и микрофон.

У обучающегося должна иметься возможность работы в сети Интернет.

На компьютерах обучающегося должно быть установлено:

графический редактор;

«Калькулятор»;

текстовый редактор;

визуальная объектно-ориентированная среда программирования Scratch или ЛогоМиры;

редактор слайд-шоу;

ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Для учителя

Учитель должен иметь компьютерное рабочее место, оборудованное колонками, сканером, принтером.

Методические рекомендации к учебникам.

Класс должен быть укомплектован проектором и экраном. Учитель должен иметь доступ со своего компьютера к проектору.


ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПО ПРОГРАММЕ КУРСА

Операционная система

Windows, Linux

Растровый редактор

Paint

Простой текстовый редактор

Блокнот

Браузер

Internet Explorer, Opera, Chrome

Программа-архиватор

WinRar

Клавиатурный тренажер

Stamina

Офисное приложение

Microsoft Office 2007-2010, Microsoft Word, Power Point

Объектно-ориентированная среда программирования

Scratch или ЛогоМиры

Если в перечне указано несколько программ, то это означает, что можно использовать любую из них, по выбору учителя.








РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ НА ИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»

3 класс

Тема

Количество часов

Информация. Виды информации. Кодирование информации.

4

Начальные навыки работы с компьютером. Устройство компьютера

4

Работа с рисунками. Раскрашивание. Области и бусины

6

Истинные и ложные утверждения Понятие алгоритма. Цепочки

6

Информационные модели. Мешок. Таблицы для мешка

6

Организация информации. Поиск информации в Интернете

4

Проектная работа

3


Резерв часа

1

Итого:

34

4 класс

Тема

Количество часов

Устройство компьютера. Основные принципы работы. Файлы и папки. Окна, меню операционной системы

4

Работа с текстовой информацией. Цепочки. Мешки. Таблицы

6

Технология работы с графической информацией. Деревья.

5

Высказывания. Алгоритмы. Программа Робик.

6

Игра. Дерево игры. Выигрышные стратегии

5

Работа с презентациями.

4

Компьютерные сети. Безопасность детей в Интернете

3

Резерв часа

1

Итого:

34





Календарно-тематическое планирование курса «Информатика» для 3 класса

(34 часа; 1 час в неделю)

Общая нумерация уроков

урока в теме

Дата

Тема урока

Учебные достижения учащихся


План

Факт


Тема 1. Информация. Виды информации Кодирование информации (4 ч)


1

1



Информация вокруг нас. Виды информации по способу восприятия. Информационные процессы. Действия с информацией. Способы представления информации.

Обучающиеся должны знать:

правила безопасной работе в классе с вычислительной техникой, в том числе с компьютером;

примеры передачи информации в живой и неживой природе;

какие средства общения используются при передаче информации;

виды информации по форме представления;

способы представления информации; типы кодирования информации (цифровое, символьное, пиктографическое).

Обучающиеся должны уметь:

определять, к какому виду относится информация по способу восприятия;

называть способы представления информации; определять органы чувств, воспринимающие зрительную, звуковую; выделять основные информационные процессы (сбор, хранение, обработка, передача) в реальных ситуациях;


2

2



Носители информации. Языки, алфавиты. Кодирование информации. Способы кодирования информации.


3

3



Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.


4

4



Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).



Тема 2. Начальные навыки работы с компьютером. Устройство компьютера (4 ч)


5

1.



Знакомство с компьютером. Подготовка компьютера к работе. Правила поведения в компьютерном классе

Обучающиеся должны знать:

правила поведения и ТБ при работе с компьютером;

порядок включения и выключения компьютера;

принципы организация хранения информации в компьютере;

устройства ввода, хранения, обработки, вывода информации в компьютере; основные объекты окна (строка заголовка, кнопки управления, рабочая область).

Обучающиеся должны уметь:

приводить примеры имен папок, файлов;

открывать, просматривать и закрывать нужную папку, менять размеры окна и положение окна на экране;

запускать графический редактор на выполнение, создавать простые графические объекты и их комбинации.


6

2.



Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации


7

3.



Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора.


8

4.



Основные Окна. Объекты окна (ряд заголовка, кнопки управления, рабочая область). Рабочий стол. Разные способы запуска программ на выполнение.


Тема 3. Работа с рисунками. Раскрашивание. Области и бусины (6 часов)

9

1



Создание рисунков. Выбери или нарисуй фон. Пиксель. Сохранение рисунков и открытие созданных ранее..

Обучающиеся должны знать:

изображение фона; пиксели, графический редактор;

основные инструменты графического редактора.

Обучающиеся должны уметь:

определять назначение инструментов графического редактора; создавать изображение в графическом редакторе по образцу и самостоятельно задавать и менять цвет фигуры и цвет фона; создавать надпись к рисунку; сохранять созданное изображение.

работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

раскрашивать картинки и фигурки в отсутствии ограничений и по правилу раскрашивания. работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка», «текст», «выделить», «вырезать».


10

2



Создание графических примитивов.


11

3



Добавление текста в графический рисунок Понятие анимации.


12

4



Правило раскрашивания. Цвет. Области.


13

5



Бусины. Одинаковые и разные.


14

6



Вырежи и наклей. Все, каждый. Буквы и цифры.


Тема 4. Истинные и ложные утверждения Понятие алгоритма. Цепочки (6 часов)

15

1



Истинные и ложные утверждения.

Отсчитываем бусины от конца цепочки. Раньше – позже. Если бусины нет. Если бусина не одна.

Обучающиеся должны знать:

понятие алгоритма, исполнителя алгоритма, свойства алгоритма.

Обучающиеся должны уметь:

определять исполнителя алгоритма;

определять, является ли последовательность действий алгоритмом;

составлять и записывать алгоритмы действий из повседневной жизни;

записывать алгоритм с помощью команд, понятных исполнителю;

составлять линейный алгоритм решения задач;

применять алгоритмы для решения логических задач.

отвечать на вопросы по приведённому алгоритму.




16

2



Понятие команды, алгоритма. Алгоритмы и исполнители. Свойства алгоритма.


17

3



Способы записи алгоритмов. Исполнение алгоритмов. Алгоритмы в обучении


18

4



Алгоритмы в нашей жизни. Составление линейных алгоритмов Составление алгоритмов решения логических задач.


19

5



Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу


20

6



Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации


Тема 5. Информационные модели. Мешок. Таблицы для мешка (6 часов)


21

1.



Информационные модели.

Обучающиеся должны знать:

знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде мешков и таблиц.

Обучающиеся должны уметь:

выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия: есть, нет, всего, в том числе пустой мешок.

выделять в наборе, достраивать и строить одинаковые и разные мешки; заполнять одномерную таблицу для данного мешка; строить мешок по его одномерной таблице;

знакомиться с операцией, обратной сложению мешков, – операцией разбиения мешка, которая напрямую связана с темой «Классификация»;

заполнять двумерную таблицу для данного мешка.

строить мешок по его двумерной таблице.


22

2.



Мешок. Одинаковые и разные мешки.


23

3



Мешок бусин цепочки. Таблица для мешка (одномерная).


24

4



Решение задач. Цепочка цепочек


25

5



Разбиение мешка на части.


26

6



Таблица для мешка (по двум признакам).



Тема 6. Организация информации. Поиск информации в Интернете (4 часа)


27

1



Схемы, диаграммы, таблицы.


Обучающиеся должны знать:

возможности компьютерных сетей;

основные понятия: Интернет, WWW;

основные правила поиска информации, основные поисковые системы; основные способы защиты компьютера от вирусов;

основные правила безопасной работы в Интернете.

Обучающиеся должны уметь:

осуществлять поиск информации; осуществлять поиск файла или папки на компьютере;

пользоваться программой-браузером, ключевыми словами поиска; выполнять несложный поиск текстов и изображений в Интернете по теме; сохранять результаты поиска нужных изображений; соблюдать правила безопасной работы в Интернете.


28

2



Списки. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы.



29

3



Компьютерные сети. Понятия Интернет, гиперссылки, веб-страницы. Знакомство с WWW.


30

4



Путешествие по Интернету. Поиск в Интернете. Безопасность в Интернете.


Тема 7. Проектная работа (3 часа)

31

1



Понятие проекта. Этапы работы над учебным проектом (рисунок, текст). Работа над созданием проекта.

Обучающиеся должны знать:

понятие учебного проекта; этапы работы над проектом.

Обучающиеся должны уметь:

использовать модели различного вида в учебной деятельности;

приводить примеры и свойства учебного проекта;

определять основные этапы работы над учебным проектом;

составлять модель проекта;

выделять идею, содержимое, план создания и защиты проекта.


32

2



Ищем интересные факты. Исследуем проект. Знакомство с презентациями.


33

3



Защита групповых проектов – учебных презентаций.

Проект «Мой лучший друг/ Мой любимец».

Проект «Наши рецепты».


34

1



Резерв часа (1 час)




Календарно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ» для 4 класса

(34 часа; 1 час в неделю)




урока в теме

Дата

Тема урока

Учебные достижения учащихся


План

Факт


Тема 1. Устройство компьютера. Основные принципы работы. Файлы и папки.( 4 ч)


1

1.



Правила поведения в компьютерном классе. Компьютер, устройство и программы. Устройства компьютера

Обучающиеся должны знать:

правила поведения в компьютерном классе;

устройства компьютера и их назначение и принципы организация хранения информации в компьютере;

устройства ввода, хранения, обработки, вывода информации в компьютере.

Обучающиеся должны уметь:

создавать и сохранять файлы; составлять имя файла;

создавать и сохранять папки; переименовывать, копировать, перемещать, удалять файлы (папки); совершать операции выделения, копирования, перемещения и удаления файлов различными способами.


2

2.



Компьютерные программы


3

3.



Организация хранения информации в компьютере. Файлы


4

4.



Работа с файлами и папками



Тема 2. Работа с текстовой информацией. Цепочки. Мешки. Таблицы (6 ч.)


5

1



Технология работы с текстовой информацией. Текстовый редактор. Ввод данных. Работа с документом

Обучающиеся должны знать:

назначение текстового редактора; возможности, предоставляемые компьютером при работе с текстом.

Обучающиеся должны уметь:

запускать текстовый редактор; создавать, вводить текст и сохранять текстовый документ; осуществлять редактирование и форматирование документа; добавлять рисунки и надписи в документ;

строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках цепочек;

определять истинность утверждений о цепочке цепочек;

знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка); строить цепочку по описанию, включающему понятие «длина цепочки»;

строить знаково-символические модели объектов в виде цепочек;

строить цепочки слов, цепочки чисел, в том числе по описанию; заполнять двумерную таблицу для данного мешка; строить мешок по его двумерной таблице; сопоставлять несколько таблиц для данного мешка, в том числе для проверки правильности заполнения мешка.


6

2



Редактирование текстовой информации


7

3



Форматирование текстовой информации. Форматирование абзаца


8

4



Добавление изображений в текстовый документ. Оформление текстового документа. Добавление надписей в текстовый документ


9

5



Длина цепочки Цепочка цепочек. Таблица для мешка (по двум признакам)


10

6



Словарный порядок. Дефис и апостроф



Тема 3. Технология работы с графической информацией. Деревья (5 часов)


11

1



Графические редакторы и их назначение. Основные инструменты графического редактора

Обучающиеся должны знать:

назначение графических редакторов; основные инструменты графического редактора.

Обучающиеся должны уметь:

определять назначение основных инструментов графического редактора; создавать изображение в графическом редакторе по образцу и самостоятельно;

задавать и менять цвет фигуры и цвет фона;

создавать надпись к рисунку; сохранять созданное изображение;

знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево);

строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева;

выделять и строить дерево по описанию, включающему понятия: следующая вершина, предыдущая вершина, корневая вершина, лист, уровень вершин дерева; строить логически грамотные рассуждения и утверждения о деревьях;

определять истинность утверждений о деревьях, включающих эти понятия; работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «дерево» для построения дерева в компьютерных задачах.


12

2



Создание рисунков. Выбери или нарисуй фон. Пиксель. Сохранение рисунков и открытие созданных ранее.


13

3



Создание графических примитивов. Добавление текста в графический рисунок Создание простых графических объектов.


14

4



Создание графических объектов.


15

5



Дерево. Следующие и предыдущие вершины, листья. Уровень вершины дерева.




Тема 4. Высказывания Алгоритмы. Программа Робик (6 ч)


16

1



Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Логические структуры «если- то- иначе».

Обучающиеся должны знать:

понятие алгоритма, исполнителя алгоритма, свойства алгоритма;

понятие истинные и ложные высказывания.

Обучающиеся должны уметь:

различать правильные и ложные высказывания, приводить примеры истинных и ложных высказываний;

формулировать высказывания с логическим следованием;

составлять и выполнять разветвляющиеся алгоритмы;

составлять и выполнять алгоритмы с структурой повторения;

записывать алгоритм с помощью команд, понятных исполнителю;

отвечать на вопросы по приведённому алгоритму.

знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (программа, команды, исполнитель).

выполнять программы для Робика – строить его заключительную позицию строить программы для Робика по его начальной и заключительной позиции. определять начальное положение Робика по его программе и заключительной позиции.


17

2



Алгоритмы и исполнители. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов.


18

3



Алгоритмы с ветвлением. Создание и исполнение алгоритмов с ветвлением в определенной среде программирования.


19

4



Алгоритмическая структура повторения.


20

5



Создание и выполнение алгоритмов с повторением. Склеивание цепочек. Робик. Команды для Робика


21

6



Программа для Робика. Конструкция повторения.


Тема 5. Игра. Дерево игры. Выигрышные стратегии (5 часов)

22

1



Игра крестики-нолики Правила игры.

Обучающиеся должны знать:

давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки, ползунок, сим.

Обучающиеся должны уметь:

играть в игры с полной информацией;

строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки – строить партию игры и цепочку позиции партии игры с полной информацией, представлять процесс проведения турнира в виде таблицы и дерева, заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные;

строить выигрышную стратегию на примере игры в камешки; анализировать различные партии игры;

строить дерево игры и ветку из дерева игры; исследовать позиции на дереве; строить выигрышную стратегию по дереву игры;


23

2



Цепочка позиций.


24

3



Игра камешки Игра ползунок Игра сим.


25

4



Выигрышная стратегия. Выигрышные и проигрышные позиции.


26

5



Выигрышные стратегии в игре камешки.

Дерево игры. Исследуем позиции на дереве игры. Проект «Стратегия победы».


Тема 6. Работа с презентациями (4 часа)

27

1



Понятие презентации и слайдов. Сохранение презентации.

Обучающиеся должны знать:

возможности, предоставляемые редактором презентаций. понятие слайда, объекта слайда, понятие анимации объекта.

Обучающиеся должны уметь:

запускать редактор презентаций; открывать файл с готовой презентацией;

добавлять элементы анимации к объекту слайда;

удалять анимационные эффекты и редактировать анимацию объекта;

создавать презентацию по шаблону;

знать пункты главного меню мастера презентаций;

демонстрировать созданную презентацию.


28

2



Технология работы с графической информацией в мастере презентаций. Работа с объектами на слайдах презентации.


29

3



Анимационные эффекты в компьютерной презентации. Создание слайд-шоу.


30

4



Работа над созданием проекта – учебной презентации. Защита групповых проектов – учебных презентаций



Тема 7. Компьютерные сети. Безопасность детей в Интернете. (3 ч)


31

1



Приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Общение и Интернете.

Обучающиеся должны знать:

правила поиска данных в Интернете;

правила безопасного пользования Интернетом во время поиска информации;

основные поисковые системы;

основные способы защиты компьютера от вирусов.

Обучающиеся должны уметь:

осуществлять поиск информации, используя различные поисковые системы;

пользоваться программой-браузером, ключевыми словами поиска;

проверять компьютер на наличие вирусов.


32

2



Правила безопасного пользования Интернетом во время поиска информации. Веб страницы для детей. Детские библиотеки


33

3



Учимся онлайн. Рисуем онлайн.

Проектная работа. Создание тематических проектов


34




Резерв часа (1 час)














Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.