Рабочая программа по информатике в 3–4 классе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №101 города Донецка имени героя Советского Союза А.А.Удодова»
РАССМОТРЕНО: На заседании методического Объединения учителей Протокол От «___»_________ №____ ____________М.Э.Бондаренко | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора ____________В.И.Фролова «______»___________2022г | УТВЕРЖДЕНО Директор ____________В.С.Кубракова «_____»__________2022г |
Рабочая программа
по предмету «Информатика»
для 3-4классов
на 202-22023 учебный год
Составитель рабочей программы:
учитель 1 квалификационной категории
Синюкова Виктория Георгиевна
Донецк–2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе рабочей программы по учебному предмету «Информатика» для 3-4 классов составлена на основании примерной программы авторов Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнов «Информатика 3-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального общего образования; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для начального общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени начального общего образования, учитываются межпредметные связи.
Целью изучения предмета «Информатика и ИКТ» в начальной школе является приобретение обучающимися учебной ИКТ - компетентности, что позволит сформировать у обучающихся предметные и универсальные учебные действия, а также опорную систему знаний, обеспечивающие продолжение образования в основной школе.
Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом начального общего образования по информатике и информационным технологиям.
Программа рассчитана на изучение предмета «Информатика» в 3-4 классах в общеобразовательных организациях общим объёмом 68 учебных в том числе:
3 класс – 34 учебных часов (1 час в неделю);
4 класс – 34 учебных часов (1 час в неделю).
Выполнение учениками практических заданий на компьютере является важной составляющей урока информатики и ИКТ. Их цель может быть разной: формирование положительной мотивации и актуализация знаний; формирование умений, навыков и способностей; текущее оценивание учебных достижений учеников и т.п. Содержание всех практических работ должно быть подобрано так, чтобы продолжительность их выполнения соответствовала санитарно-гигиеническим нормам относительно продолжительности непрерывной работы за компьютером учеников этой возрастной категории.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для обучающихся
Каждый обучающийся должен быть обеспечен учебником и рабочей тетрадью.
У каждого обучающегося должно быть два учебных места:
за партой, где ему будет удобно работать с учебником и тетрадью, слушать учителя, смотреть демонстрационный материал на экране, проецируемый с помощью проектора;
компьютерное рабочее место, оборудованное для обучающегося начальной школы.
К компьютеру обучающегося должны быть подсоединены наушники и микрофон.
У обучающегося должна иметься возможность работы в сети Интернет.
На компьютерах обучающегося должно быть установлено:
графический редактор;
«Калькулятор»;
текстовый редактор;
визуальная объектно-ориентированная среда программирования Scratch или ЛогоМиры;
редактор слайд-шоу;
ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Для учителя
Учитель должен иметь компьютерное рабочее место, оборудованное колонками, сканером, принтером.
Методические рекомендации к учебникам.
Класс должен быть укомплектован проектором и экраном. Учитель должен иметь доступ со своего компьютера к проектору.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПО ПРОГРАММЕ КУРСА
Операционная система | Windows, Linux |
Растровый редактор | Paint |
Простой текстовый редактор | Блокнот |
Браузер | Internet Explorer, Opera, Chrome |
Программа-архиватор | WinRar |
Клавиатурный тренажер | Stamina |
Офисное приложение | Microsoft Office 2007-2010, Microsoft Word, Power Point |
Объектно-ориентированная среда программирования | Scratch или ЛогоМиры |
Если в перечне указано несколько программ, то это означает, что можно использовать любую из них, по выбору учителя.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ НА ИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
№ | Тема | Количество часов |
Информация. Виды информации. Кодирование информации. | 4 | |
Начальные навыки работы с компьютером. Устройство компьютера | 4 | |
Работа с рисунками. Раскрашивание. Области и бусины | 6 | |
Истинные и ложные утверждения Понятие алгоритма. Цепочки | 6 | |
Информационные модели. Мешок. Таблицы для мешка | 6 | |
Организация информации. Поиск информации в Интернете | 4 | |
Проектная работа | 3 | |
| Резерв часа | 1 |
Итого: | 34 |
4 класс
№ | Тема | Количество часов |
Устройство компьютера. Основные принципы работы. Файлы и папки. Окна, меню операционной системы | 4 | |
Работа с текстовой информацией. Цепочки. Мешки. Таблицы | 6 | |
Технология работы с графической информацией. Деревья. | 5 | |
Высказывания. Алгоритмы. Программа Робик. | 6 | |
Игра. Дерево игры. Выигрышные стратегии | 5 | |
Работа с презентациями. | 4 | |
Компьютерные сети. Безопасность детей в Интернете | 3 | |
Резерв часа | 1 | |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование курса «Информатика» для 3 класса
(34 часа; 1 час в неделю)
Общая нумерация уроков | № урока в теме | Дата | Тема урока | Учебные достижения учащихся | | |
План | Факт | |||||
| Тема 1. Информация. Виды информации Кодирование информации (4 ч) | | ||||
1 | 1 | | | Информация вокруг нас. Виды информации по способу восприятия. Информационные процессы. Действия с информацией. Способы представления информации. | Обучающиеся должны знать: правила безопасной работе в классе с вычислительной техникой, в том числе с компьютером; примеры передачи информации в живой и неживой природе; какие средства общения используются при передаче информации; виды информации по форме представления; способы представления информации; типы кодирования информации (цифровое, символьное, пиктографическое). Обучающиеся должны уметь: определять, к какому виду относится информация по способу восприятия; называть способы представления информации; определять органы чувств, воспринимающие зрительную, звуковую; выделять основные информационные процессы (сбор, хранение, обработка, передача) в реальных ситуациях; | |
2 | 2 | | | Носители информации. Языки, алфавиты. Кодирование информации. Способы кодирования информации. | | |
3 | 3 | | | Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. | | |
4 | 4 | | | Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка). | | |
| Тема 2. Начальные навыки работы с компьютером. Устройство компьютера (4 ч) | | ||||
5 | 1. | | | Знакомство с компьютером. Подготовка компьютера к работе. Правила поведения в компьютерном классе | Обучающиеся должны знать: правила поведения и ТБ при работе с компьютером; порядок включения и выключения компьютера; принципы организация хранения информации в компьютере; устройства ввода, хранения, обработки, вывода информации в компьютере; основные объекты окна (строка заголовка, кнопки управления, рабочая область). Обучающиеся должны уметь: приводить примеры имен папок, файлов; открывать, просматривать и закрывать нужную папку, менять размеры окна и положение окна на экране; запускать графический редактор на выполнение, создавать простые графические объекты и их комбинации. | |
6 | 2. | | | Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации | | |
7 | 3. | | | Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. | | |
8 | 4. | | | Основные Окна. Объекты окна (ряд заголовка, кнопки управления, рабочая область). Рабочий стол. Разные способы запуска программ на выполнение. | | |
Тема 3. Работа с рисунками. Раскрашивание. Области и бусины (6 часов) | ||||||
9 | 1 | | | Создание рисунков. Выбери или нарисуй фон. Пиксель. Сохранение рисунков и открытие созданных ранее.. | Обучающиеся должны знать: изображение фона; пиксели, графический редактор; основные инструменты графического редактора. Обучающиеся должны уметь: определять назначение инструментов графического редактора; создавать изображение в графическом редакторе по образцу и самостоятельно задавать и менять цвет фигуры и цвет фона; создавать надпись к рисунку; сохранять созданное изображение. работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей раскрашивать картинки и фигурки в отсутствии ограничений и по правилу раскрашивания. работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка», «текст», «выделить», «вырезать». | |
10 | 2 | | | Создание графических примитивов. | | |
11 | 3 | | | Добавление текста в графический рисунок Понятие анимации. | | |
12 | 4 | | | Правило раскрашивания. Цвет. Области. | | |
13 | 5 | | | Бусины. Одинаковые и разные. | | |
14 | 6 | | | Вырежи и наклей. Все, каждый. Буквы и цифры. | | |
Тема 4. Истинные и ложные утверждения Понятие алгоритма. Цепочки (6 часов) | ||||||
15 | 1 | | | Истинные и ложные утверждения. Отсчитываем бусины от конца цепочки. Раньше – позже. Если бусины нет. Если бусина не одна. | Обучающиеся должны знать: понятие алгоритма, исполнителя алгоритма, свойства алгоритма. Обучающиеся должны уметь: определять исполнителя алгоритма; определять, является ли последовательность действий алгоритмом; составлять и записывать алгоритмы действий из повседневной жизни; записывать алгоритм с помощью команд, понятных исполнителю; составлять линейный алгоритм решения задач; применять алгоритмы для решения логических задач. отвечать на вопросы по приведённому алгоритму. | |
16 | 2 | | | Понятие команды, алгоритма. Алгоритмы и исполнители. Свойства алгоритма. | | |
17 | 3 | | | Способы записи алгоритмов. Исполнение алгоритмов. Алгоритмы в обучении | | |
18 | 4 | | | Алгоритмы в нашей жизни. Составление линейных алгоритмов Составление алгоритмов решения логических задач. | | |
19 | 5 | | | Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу | | |
20 | 6 | | | Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации | | |
Тема 5. Информационные модели. Мешок. Таблицы для мешка (6 часов) | | |||||
21 | 1. | | | Информационные модели. | Обучающиеся должны знать: знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде мешков и таблиц. Обучающиеся должны уметь: выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия: есть, нет, всего, в том числе пустой мешок. выделять в наборе, достраивать и строить одинаковые и разные мешки; заполнять одномерную таблицу для данного мешка; строить мешок по его одномерной таблице; знакомиться с операцией, обратной сложению мешков, – операцией разбиения мешка, которая напрямую связана с темой «Классификация»; заполнять двумерную таблицу для данного мешка. строить мешок по его двумерной таблице. | |
22 | 2. | | | Мешок. Одинаковые и разные мешки. | | |
23 | 3 | | | Мешок бусин цепочки. Таблица для мешка (одномерная). | | |
24 | 4 | | | Решение задач. Цепочка цепочек | | |
25 | 5 | | | Разбиение мешка на части. | | |
26 | 6 | | | Таблица для мешка (по двум признакам). | | |
| Тема 6. Организация информации. Поиск информации в Интернете (4 часа) | | ||||
27 | 1 | | | Схемы, диаграммы, таблицы. | Обучающиеся должны знать: возможности компьютерных сетей; основные понятия: Интернет, WWW; основные правила поиска информации, основные поисковые системы; основные способы защиты компьютера от вирусов; основные правила безопасной работы в Интернете. Обучающиеся должны уметь: осуществлять поиск информации; осуществлять поиск файла или папки на компьютере; пользоваться программой-браузером, ключевыми словами поиска; выполнять несложный поиск текстов и изображений в Интернете по теме; сохранять результаты поиска нужных изображений; соблюдать правила безопасной работы в Интернете. | |
28 | 2 | | | Списки. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. | | |
29 | 3 | | | Компьютерные сети. Понятия Интернет, гиперссылки, веб-страницы. Знакомство с WWW. | | |
30 | 4 | | | Путешествие по Интернету. Поиск в Интернете. Безопасность в Интернете. | | |
Тема 7. Проектная работа (3 часа) | ||||||
31 | 1 | | | Понятие проекта. Этапы работы над учебным проектом (рисунок, текст). Работа над созданием проекта. | Обучающиеся должны знать: понятие учебного проекта; этапы работы над проектом. Обучающиеся должны уметь: использовать модели различного вида в учебной деятельности; приводить примеры и свойства учебного проекта; определять основные этапы работы над учебным проектом; составлять модель проекта; выделять идею, содержимое, план создания и защиты проекта. | |
32 | 2 | | | Ищем интересные факты. Исследуем проект. Знакомство с презентациями. | | |
33 | 3 | | | Защита групповых проектов – учебных презентаций. Проект «Мой лучший друг/ Мой любимец». Проект «Наши рецепты». | | |
34 | 1 | | | Резерв часа (1 час) | | |
Календарно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ» для 4 класса
(34 часа; 1 час в неделю)
№ | № урока в теме | Дата | Тема урока | Учебные достижения учащихся | | |
План | Факт | |||||
| Тема 1. Устройство компьютера. Основные принципы работы. Файлы и папки.( 4 ч) | | ||||
1 | 1. | | | Правила поведения в компьютерном классе. Компьютер, устройство и программы. Устройства компьютера | Обучающиеся должны знать: правила поведения в компьютерном классе; устройства компьютера и их назначение и принципы организация хранения информации в компьютере; устройства ввода, хранения, обработки, вывода информации в компьютере. Обучающиеся должны уметь: создавать и сохранять файлы; составлять имя файла; создавать и сохранять папки; переименовывать, копировать, перемещать, удалять файлы (папки); совершать операции выделения, копирования, перемещения и удаления файлов различными способами. | |
2 | 2. | | | Компьютерные программы | | |
3 | 3. | | | Организация хранения информации в компьютере. Файлы | | |
4 | 4. | | | Работа с файлами и папками | | |
| Тема 2. Работа с текстовой информацией. Цепочки. Мешки. Таблицы (6 ч.) | | ||||
5 | 1 | | | Технология работы с текстовой информацией. Текстовый редактор. Ввод данных. Работа с документом | Обучающиеся должны знать: назначение текстового редактора; возможности, предоставляемые компьютером при работе с текстом. Обучающиеся должны уметь: запускать текстовый редактор; создавать, вводить текст и сохранять текстовый документ; осуществлять редактирование и форматирование документа; добавлять рисунки и надписи в документ; строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках цепочек; определять истинность утверждений о цепочке цепочек; знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка); строить цепочку по описанию, включающему понятие «длина цепочки»; строить знаково-символические модели объектов в виде цепочек; строить цепочки слов, цепочки чисел, в том числе по описанию; заполнять двумерную таблицу для данного мешка; строить мешок по его двумерной таблице; сопоставлять несколько таблиц для данного мешка, в том числе для проверки правильности заполнения мешка. | |
6 | 2 | | | Редактирование текстовой информации | | |
7 | 3 | | | Форматирование текстовой информации. Форматирование абзаца | | |
8 | 4 | | | Добавление изображений в текстовый документ. Оформление текстового документа. Добавление надписей в текстовый документ | | |
9 | 5 | | | Длина цепочки Цепочка цепочек. Таблица для мешка (по двум признакам) | | |
10 | 6 | | | Словарный порядок. Дефис и апостроф | | |
| ||||||
Тема 3. Технология работы с графической информацией. Деревья (5 часов) | | |||||
11 | 1 | | | Графические редакторы и их назначение. Основные инструменты графического редактора | Обучающиеся должны знать: назначение графических редакторов; основные инструменты графического редактора. Обучающиеся должны уметь: определять назначение основных инструментов графического редактора; создавать изображение в графическом редакторе по образцу и самостоятельно; задавать и менять цвет фигуры и цвет фона; создавать надпись к рисунку; сохранять созданное изображение; знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево); строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева; выделять и строить дерево по описанию, включающему понятия: следующая вершина, предыдущая вершина, корневая вершина, лист, уровень вершин дерева; строить логически грамотные рассуждения и утверждения о деревьях; определять истинность утверждений о деревьях, включающих эти понятия; работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «дерево» для построения дерева в компьютерных задачах. | |
12 | 2 | | | Создание рисунков. Выбери или нарисуй фон. Пиксель. Сохранение рисунков и открытие созданных ранее. | | |
13 | 3 | | | Создание графических примитивов. Добавление текста в графический рисунок Создание простых графических объектов. | | |
14 | 4 | | | Создание графических объектов. | | |
15 | 5 | | | Дерево. Следующие и предыдущие вершины, листья. Уровень вершины дерева. | | |
| Тема 4. Высказывания Алгоритмы. Программа Робик (6 ч) | | ||||
16 | 1 | | | Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Логические структуры «если- то- иначе». | Обучающиеся должны знать: понятие алгоритма, исполнителя алгоритма, свойства алгоритма; понятие истинные и ложные высказывания. Обучающиеся должны уметь: различать правильные и ложные высказывания, приводить примеры истинных и ложных высказываний; формулировать высказывания с логическим следованием; составлять и выполнять разветвляющиеся алгоритмы; составлять и выполнять алгоритмы с структурой повторения; записывать алгоритм с помощью команд, понятных исполнителю; отвечать на вопросы по приведённому алгоритму. знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (программа, команды, исполнитель). выполнять программы для Робика – строить его заключительную позицию строить программы для Робика по его начальной и заключительной позиции. определять начальное положение Робика по его программе и заключительной позиции. | |
17 | 2 | | | Алгоритмы и исполнители. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов. | | |
18 | 3 | | | Алгоритмы с ветвлением. Создание и исполнение алгоритмов с ветвлением в определенной среде программирования. | | |
19 | 4 | | | Алгоритмическая структура повторения. | | |
20 | 5 | | | Создание и выполнение алгоритмов с повторением. Склеивание цепочек. Робик. Команды для Робика | | |
21 | 6 | | | Программа для Робика. Конструкция повторения. | | |
Тема 5. Игра. Дерево игры. Выигрышные стратегии (5 часов) | ||||||
22 | 1 | | | Игра крестики-нолики Правила игры. | Обучающиеся должны знать: давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки, ползунок, сим. Обучающиеся должны уметь: играть в игры с полной информацией; строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки – строить партию игры и цепочку позиции партии игры с полной информацией, представлять процесс проведения турнира в виде таблицы и дерева, заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные; строить выигрышную стратегию на примере игры в камешки; анализировать различные партии игры; строить дерево игры и ветку из дерева игры; исследовать позиции на дереве; строить выигрышную стратегию по дереву игры; | |
23 | 2 | | | Цепочка позиций. | | |
24 | 3 | | | Игра камешки Игра ползунок Игра сим. | | |
25 | 4 | | | Выигрышная стратегия. Выигрышные и проигрышные позиции. | | |
26 | 5 | | | Выигрышные стратегии в игре камешки. Дерево игры. Исследуем позиции на дереве игры. Проект «Стратегия победы». | | |
Тема 6. Работа с презентациями (4 часа) | ||||||
27 | 1 | | | Понятие презентации и слайдов. Сохранение презентации. | Обучающиеся должны знать: возможности, предоставляемые редактором презентаций. понятие слайда, объекта слайда, понятие анимации объекта. Обучающиеся должны уметь: запускать редактор презентаций; открывать файл с готовой презентацией; добавлять элементы анимации к объекту слайда; удалять анимационные эффекты и редактировать анимацию объекта; создавать презентацию по шаблону; знать пункты главного меню мастера презентаций; демонстрировать созданную презентацию. | |
28 | 2 | | | Технология работы с графической информацией в мастере презентаций. Работа с объектами на слайдах презентации. | | |
29 | 3 | | | Анимационные эффекты в компьютерной презентации. Создание слайд-шоу. | | |
30 | 4 | | | Работа над созданием проекта – учебной презентации. Защита групповых проектов – учебных презентаций | | |
| Тема 7. Компьютерные сети. Безопасность детей в Интернете. (3 ч) | | ||||
31 | 1 | | | Приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Общение и Интернете. | Обучающиеся должны знать: правила поиска данных в Интернете; правила безопасного пользования Интернетом во время поиска информации; основные поисковые системы; основные способы защиты компьютера от вирусов. Обучающиеся должны уметь: осуществлять поиск информации, используя различные поисковые системы; пользоваться программой-браузером, ключевыми словами поиска; проверять компьютер на наличие вирусов. | |
32 | 2 | | | Правила безопасного пользования Интернетом во время поиска информации. Веб страницы для детей. Детские библиотеки | | |
33 | 3 | | | Учимся онлайн. Рисуем онлайн. Проектная работа. Создание тематических проектов | | |
34 | | | | Резерв часа (1 час) | | |