ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы А.В. Горячева, Н.И.Суворова «Информатика в играх и задачах». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.
Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.
Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.
Задачи:
Формирование навыков решения логических задач: поиск закономерностей рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения;
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми;
развитие логического мышления, способности к анализу и синтезу (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, создание схем, структуры и моделей)
Особенности построения курса «Информатика »
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Учебно-тематическое планирование
по информатике
Класс: 3
Учитель: Щербакова Елена Алексеевна
Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Учебник: Учебник по информатике; авторы: А.В. Горячев, Н.И. Суворова. Информатика (Информатика в играх и задачах). 3 класс. М: «Баласс», 2013.
Табличное представление учебно-тематического планирования
Дата |
№ |
Тема урока |
Количество уроков |
Тип урока |
Результаты освоения учебного предмета |
Использование ИКТ |
Вид контроля |
Корректировка |
1. |
Введение. Алгоритм |
1 |
Урок рефлексии |
Знать понятие алгоритма. Уметь понимать построчную запись алгоритма |
1 |
текущий |
||
2. |
Схема алгоритма |
1 |
Урок рефлексии |
Уметь: Понимать построчную запись алгоритмов; Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии |
текущий |
|||
3. |
Ветвление в алгоритме |
1 |
Урок рефлексии |
Уметь: Понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии |
текущий |
|||
4. |
Цикл в алгоритме |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь: Понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии |
текущий |
|||
5. |
Алгоритмы с ветвлениями и циклами |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Знать понятие алгоритма. Уметь: Понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии |
текущий |
|||
6. |
Закрепление ЗУН по теме «Алгоритмы» тренажер (ПК) |
1 |
Урок рефлексии |
Знать понятие алгоритма. Уметь составлять алгоритмы |
текущий |
|||
7. |
Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы» |
1 |
Урок рефлексии |
Знать понятие алгоритма. Уметь: Понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии |
текущий |
|||
8. |
Контрольная работа по теме «Алгоритмы» |
1 |
Урок развивающего контроля |
Уметь: Понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии |
контрольный |
|||
9. |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
1 |
Урок рефлексии |
Уметь: Понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии |
текущий |
|||
10. |
Повторение по теме «Алгоритмы» |
1 |
Урок рефлексии |
Уметь выполнять алгоритмы |
текущий |
|||
11. |
Объекты. Состав и действия объектов |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса |
1 |
текущий |
||
12. |
Группа объектов. Общее название |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса( группы однородных предметов) |
1 |
текущий |
||
13. |
Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов группы |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь называть общие признаки из одного класса (группы однородных предметов) |
текущий |
|||
14. |
Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов. Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты» |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь называть общие признаки из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса |
текущий |
|||
15. |
Контрольная работа по теме «Объекты» |
1 |
Урок развивающего контроля |
Уметь называть общие признаки из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса |
контрольный |
|||
16. |
Анализ контрольной работы (работа над ошибками) |
1 |
Урок рефлексии |
Уметь называть общие признаки из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса |
текущий |
|||
17. |
Повторение по теме «Объекты» |
1 |
Урок рефлексии |
Уметь называть общие признаки из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса |
текущий |
|||
18. |
Множество. Число элементов в множества. Подмножество |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Знать понятия множества, подмножество, элемент множества |
1 |
текущий |
||
19. |
Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Знать понятия множества, подмножество, элемент множеств. Уметь находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области |
1 |
текущий |
||
20. |
Пересечение и объединение множеств |
1 |
Урок рефлексии |
Знать понятия множества, подмножество, элемент множеств. Уметь находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области |
1 |
текущий |
||
21. |
Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «не» |
1 |
Урок рефлексии |
Понимать истинность высказывания и отрицания (высказывания со словом «не») |
1 |
текущий |
||
22. |
Истинность высказываний со словами «и», «или» |
1 |
Урок рефлексии |
Понимать истинность высказывания и отрицания (высказывания со словом «не») |
текущий |
|||
23. |
Граф. Вершины и ребра графа |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь: Изображать графы; Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию |
1 |
текущий |
||
24. |
Граф с направленными ребрами |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Умение в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить. Умение производить самооценку. |
текущий |
|||
Подготовка к контрольной работе по теме «Множество» |
Урок рефлексии |
Уметь: Изображать графы; Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию Находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области |
текущий |
|||||
25. |
Контрольная работа по теме «Множество» |
1 |
Урок развивающего контроля |
Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат. |
контрольный |
|||
26. |
Повторение по теме «Множество» |
1 |
Урок рефлексии |
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; построение логической цепи рассуждений. |
текущий |
|||
27. |
Аналогия |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Знать понятие аналогии. Уметь анализировать игры с выигрышной стратегией |
текущий |
|||
28. |
Закономерность |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Знать понятие закономерности. Уметь анализировать игры с выигрышной стратегией |
текущий |
|||
29. |
Аналогичная закономерность |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Уметь: анализировать игры с выигрышной стратегией; решать задачи на закономерность |
1 |
текущий |
||
30. |
Аналогичная закономерность |
1 |
Урок рефлексии |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
текущий |
|||
31. |
Подготовка к контрольной работе: «Аналогия» |
1 |
Урок рефлексии |
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; построение логической цепи рассуждений. |
текущий |
|||
32. |
Контрольная работа по теме: «Аналогия» Выигрышная стратегия |
1 |
Урок развивающего контроля |
Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат. |
контрольный |
|||
33. |
Анализ контрольной работы. Повторение. Выигрышная стратегия |
1 |
Урок рефлексии |
Уметь: анализировать игры с выигрышной стратегией; решать задачи на закономерность |
текущий |
|||
34. |
Повторение. |
1 |
Урок рефлексии |
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; построение логической цепи рассуждений. |
текущий |
|||
Основное содержание учебного предмета
Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Планируемые результаты по предмету
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Учебно – методическое обеспечение
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: «Просвещение», 2010.
А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: «Просвещение», 2010.
А.В. Горячев, Н.И. Суворова. Информатика (Информатика в играх и задачах). 3 класс. М: «Баласс», 2013.
А.В. Горячев, Горина К.И., Суворова Н.И. Методические рекомендации по информатике для 3 класса. М.: «Баласс», 2012.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: «Просвещение», 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: «Просвещение», 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)