Рабочая программа по информатики для 7 – 9 классов (УМК Н. Д. Угринович)
Рабочая программа учебного предмета
информатика
для 7 – 9 классов
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Информатика, как и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Она формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.
Формирование информационной картины мира происходит через:
понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Указанный возраст характеризуется стремлением к общению и совместной полезной деятельности со сверстниками. Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:
целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.
3. Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т.д.
Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.
4. Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
5. Формирование представлений об основных на правлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
6. Формирование на основе собственного опыта ин формационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:
получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент:
использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Метапредметные результаты:
развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта темп способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;
узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
Математические основы информатики
Выпускник научится:
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:
познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;
познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);
узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
разбираться в иерархической структуре файловой системы;
осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);
использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
основами соблюдения норм информационной этики и права;
познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;
познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.
Содержание учебного предмета
7 класс (34 часа)
№ |
Основное содержание по темам |
Характеристика деятельности ученика |
Тема 1. Информация и информационные процессы (1 час) |
||
1 |
Введение. Информация, ее представление и измерение. |
Аналитическая деятельность: оценивают информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); приводят примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающихся в жизни; классифицируют информационные процессы по принятому основанию; Практическая деятельность: кодируют и декодируют сообщения по известным правилам кодирования; определяют количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); определяют разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; оперируют с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); оценивают числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.). |
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (7 часов) |
||
2 |
Устройство компьютера. Общая схема. Процессор, память. Устройства ввода и вывода. Файл и файловая система. Работа с файлами. Программное обеспечение и его виды. Организация информационного пространства. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Пр. раб. 1.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». Пр. раб. 1.2 «Форматирование диска». Пр. раб. 1.3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы»
|
Аналитическая деятельность: Анализируют компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; анализируют устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; определяют программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; анализируют информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; определяют основные хар-ки операционной системы; планируют собственное информационное пространство. Практическая деятельность: получают информацию о характеристиках компьютера; оценивают числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи инф-ции, пропускную сп-сть выбранного канала и пр.); выполняют основные операции с файлами и папками; оперируют компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме; оценивают размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера); используют программы-архиваторы; осуществляют защиту информации от компьютерных вирусов помощью антивирусных программ. |
Тема 3. Обработка текстовой информации (9 часов) |
||
3 |
Создание документа в текстовом редакторе. Основные приемы редактирования документов. Основные приемы форматирования документов. Внедрение объектов в текстовый документ. Работа с таблицами в текстовом документе. Подготовка текстового документа со сложным форматированием. Компьютерные словари и системы машинного перевода текста. Системы оптического распознавания документов. Пр. раб. 2.1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». Пр. раб. 2.2 «Вставка формул в документ». Пр. раб. 2.3 «Форматирование символов и абзацев». Пр. раб. 2.4 «Создание и форматирование списков». Пр. раб. 2.5 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». Пр. раб. 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». Пр. раб. 2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа. |
Аналитическая деятельность: анализируют пользовательский интерфейс используемого программного средства; определяют условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявляют общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создают небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; форматируют текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). вставляют в документ формулы, таблицы, списки, изображения; выполняют коллективное создание текстового документа; создают гипертекстовые документы; используют ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов. |
Тема 4. Обработка графической информации (8 часов) |
||
4 |
Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и возможности растровых графических редакторов. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе. Интерфейс и возможности векторных графических редакторов. Создание рисунков в векторном графическом редакторе. Растровая и векторная анимация. Пр. раб. 3.1 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». Пр. раб. 3.2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». Пр. раб. 3.3 «Анимация». |
Аналитическая деятельность: анализируют пользовательский интерфейс используемого программного средства; определяют условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявляют общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создают и редактируют изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; создают и редактируют изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. |
Тема 5. Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов (8 часов) |
||
5 |
Представление информации в глобальной телекоммуникационной сети. Сервисы сети Интернет. Электронная почта. Работа с электронной почтой. Сервисы сети Интернет. Файловые архивы. Загрузка файлов из Интернета. Социальные сервисы сети. Электронная коммерция в Интернете. Поиск информации в сети Интернет. Пр. раб.4.1 «Путешествие по Всемирной паутине». Пр. раб. 4.2 «Работа с электронной web-почтой». Пр. раб. 4.3 «Загрузка файлов из Интернета». Пр. раб. 4.4 «Поиск информации в Интернете». |
Аналитическая деятельность: выявляют общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; анализируют доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; приводят примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; анализируют и сопоставляют различные источники информации, оценивают достоверность найденной информации; распознают потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивают предлагаемые пути их устранения. Практическая деятельность: Осуществляют взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; Определяют минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; проводят поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логическиких операций |
Тема 6. Информационное общество и информационная безопасность (1 час) |
||
6 |
Личная безопасность в сети Интернет. |
Аналитическая деятельность: Изучают новую тему в форме дискуссии, коллоквиума или семинарского занятия. Используют первоисточники, т.е. федеральные законы из правовых информационных систем. Практическая деятельность: участвуют в деловой игре или общешкольной конференции по правовым вопросам информационной безопасности. |
8 класс (34 часа)
№ |
Основное содержание по темам |
Характеристика деятельности ученика |
Тема 1. Информация и информационные процессы (2 часа) |
||
1 |
Введение. Информация в природе, обществе и технике Информационные процессы в различных системах. |
Аналитическая деятельность: оценивают информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); приводят примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающихся в жизни; класс-т информационные процессы по принятому основанию; выделяют информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах; анализируют отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления. Практическая деятельность: кодируют и декодируют сообщения по известным правилам кодирования; определяют количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью 2-го кода фиксированной длины (разрядности); определяют разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; оперируют с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); оценивают числовые параметры инф-ных процессов (объём памяти, необ-й для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.). |
Тема 2. Кодирование текстовой и графической информации (11 часов) |
||
2 |
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаковые системы. Вероятностный (содержательный) подход к измерению количества информации. Алфавитный подход к измерению количества информации. Контрольный урок. Обобщающий урок. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка текста. Кодирование графической информации. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Контрольный урок. Пр. раб. 1.1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра». Пр. раб. 1.2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора». Пр. раб. 2.1 «Кодирование текстовой информации». Пр. раб. 2.2 «Кодирование графической информации». |
Аналитическая деятельность: анализируют пользовательский интерфейс используемого программного средства; определяют условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявляют общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. анализируют пользовательский интерфейс используемого программного средства; определяют условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявляют общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: форматируют текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). вставляют в документ формулы, таблицы, списки, изображения; выполняют коллективное создание текстового документа; создают гипертекстовые документы; выполняют кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251); используют ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов. определяют код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; создают и редактируют изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; создают и редактируют изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. |
Тема 3. Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео (4 часа) |
||
3 |
Кодирование и обработка звуковой информации. Обработка звука. Цифровое фото и видео. Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа. Пр. раб. 3.1 «Кодирование и обработка звуковой информации». Пр. раб. 3.2 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». Пр. раб. 3.3 «Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». |
Аналитическая деятельность: анализируют пользовательский интерфейс используемого программного средства; определяют условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявляют общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: записывают звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации) |
Тема 4. Кодирование и обработка числовой информации. Тема 5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц) (7 часов) |
||
4-5 |
Кодирование числовой информации. Системы счисления. Развернутая и свернутая формы записи чисел. Перевод из произвольной в десятичную систему счисления. Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. Двоичная арифметика. Электронные таблицы. Основные возможности. Базы данных в электронных таблицах. Пр. раб. 4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». Пр. раб. 4.2 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». Пр. раб. 4.3 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». Пр. раб. 4.4 «Построение диаграмм различных типов». Пр. раб. 5.1 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». |
Аналитическая деятельность: анализируют пользовательский интерфейс используемого программного средства; определяют условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявляют общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создают электронные таблицы, выполняют в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам; строят диаграммы и графики в электронных таблицах. |
Тема 6. Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов (8 часов) |
||
6 |
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Структура и способы подключения. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных в сети. Разработка сайта с использованием языка разметки гипертекстового документа. Публикации в сети. Структура и инструменты для создания. Форматирование текста на web-странице. Вставка изображений и гиперссылок. Вставка и форматирование списков. Использование интерактивных форм. Пр. раб. 6.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети». Пр. раб. 6.2 «»География» Интернета». Пр. раб. 6.3 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». |
Аналитическая деятельность: выявляют общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; анализируют доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; приводят примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; анализируют и сопоставляют различные источники информации, оценивают достоверность найденной информации; распознают потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивают предлагаемые пути их устранения. Практическая деятельность: Осуществляют взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; Определяют минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; проводят поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; создают с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде web-страницы, включающей графические объекты. |
9 класс (34 часа)
№ |
Основное содержание по темам |
Характеристика деятельности ученика |
Тема 1. Логика и логические основы компьютера (6 часов) |
||
|
Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания. Логические функции. Законы логики. Упрощение логических функций. Таблицы истинности. Логические основы компьютера. Пр. раб. 3.1 «Таблицы истинности логических функций». Пр. раб. 3.2 «Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ», «НЕ»». |
Аналитическая деятельность: выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления; анализировать логическую структуру высказываний. Практическая деятельность: переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме; строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения. |
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (16 часов) |
||
|
Алгоритм и его формальное исполнение. Выполнение алгоритмов компьютером. Основные парадигмы программирования. Основные алгоритмические структуры. Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования. Переменные: имя, тип, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования. Графические возможности объектно-ориентированного программирования. Пр. раб. 1.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования». Пр. раб. 1.2 «Разработка проекта «Переменные»». Пр. раб. 1.3 «Разработка проекта «Калькулятор»». Пр. раб. 1.4 «Разработка проекта «Строковый калькулятор»». Пр. раб. 1.5 «Разработка проекта «Даты и время»». Пр. раб. 1.6 «Разработка проекта «Сравнение кодов символов»». Пр. раб. 1.7 «Разработка проекта «Отметка»». Пр. раб. 1.8 «Разработка проекта «Коды символов»». Пр. раб. 1.9 «Разработка проекта «Слово-перевертыш»». Пр. раб. 1.10 «Разработка проекта «Графический редактор»». Пр. раб. 1.11 «Разработка проекта «Системы координат»». Пр. раб. 1.12 «Разработка проекта «Анимация»». |
Аналитическая деятельность: определяют по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; анализируют изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; определяют по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; сравнивают различные алгоритмы решения одной задачи; анализируют готовые программы; определяют по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделяют этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность: исполняют готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; преобразовывают запись алгоритма с одной формы в другую; строят цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; программируют линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; разрабатывают программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; разрабатывают программы, содержащие оператор (операторы) цикла; строят цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; строят арифметические, строковые, логические выражения и вычисляют их значения |
Моделирование и формализация (9 часов) |
||
|
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование моделей из курса физики. Приближенное решение уравнений. Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами. Пр. раб. 2.1 «Разработка проекта «Бросание мячика в площадку»». Пр. раб. 2.2 «Разработка проекта «Графическое решение уравнения»». Пр. раб. 2.3 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС». Пр. раб. 2.4 «Разработка проекта «Распознавание удобрении»». Пр. раб. 2.5 «Разработка проекта «Модели систем управления»». |
Аналитическая деятельность: осуществляют системный анализ объекта, выделяют среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивают адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; определяют вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; анализируют пользовательский интерфейс используемого программного средства; определяют условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявляют общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: строят и интерпретируют различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); преобразовывают объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; исследуют с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей; работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей; создают однотабличные базы данных; осуществляют поиск записей в готовой базе данных; осуществляют сортировку записей в готовой базе данных. |
Информационное общество и информационная безопасность (3 часа) |
||
|
Информационное общество. Информационная культура. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. |
Аналитическая деятельность: Изучают новую тему в форме дискуссии, коллоквиума или семинарского занятия. Используют первоисточники, т.е. федеральные законы из правовых информационных систем. Практическая деятельность: участвуют в деловой игре или общешкольной конференции по правовым вопросам информационной безопасности. |
Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на освоения каждой темы
7 класс. 34 часа в год (34 рабочих недель из расчёта 1 час в неделю)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Информация и информационные процессы (1 час) |
||
1 |
Введение. Информация, ее представление и измерение. |
1 |
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (7 часов) |
||
2 |
Устройство компьютера. Общая схема. Процессор, память. |
1 |
3 |
Устройства ввода и вывода. |
1 |
4 |
Файл и файловая система. |
1 |
5 |
Работа с файлами. |
1 |
6 |
Программное обеспечение и его виды. |
1 |
7 |
Организация информационного пространства. |
1 |
8 |
Компьютерные вирусы и антивирусные программы. |
1 |
Обработка текстовой информации (9 часов) |
||
9 |
Создание документа в текстовом редакторе. |
1 |
10 |
Основные приемы редактирования документов. |
1 |
11 |
Основные приемы форматирования документов. |
1 |
12 |
Внедрение объектов в текстовый документ. |
1 |
13 |
Работа с таблицами в текстовом документе. |
1 |
14 |
Подготовка текстового документа со сложным форматированием. |
1 |
15 |
Творческая тематическая работа. |
1 |
16 |
Компьютерные словари и системы машинного перевода текста. |
1 |
17 |
Системы оптического распознавания документов. |
1 |
Обработка графической информации (8 часов) |
||
18 |
Растровая графика. |
1 |
19 |
Векторная графика. |
1 |
20 |
Интерфейс и возможности растровых графических редакторов. |
1 |
21 |
Редактирование изображений в растровом графическом редакторе. |
1 |
22 |
Интерфейс и возможности векторных графических редакторов. |
1 |
23 |
Создание рисунков в векторном графическом редакторе. |
1 |
24 |
Контрольный урок. |
1 |
25 |
Растровая и векторная анимация. |
1 |
Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов (8 часов) |
||
26 |
Представление информации в глобальной телекоммуникационной сети |
1 |
27 |
Сервисы сети Интернет. Электронная почта. |
1 |
28 |
Работа с электронной почтой. |
1 |
29 |
Сервисы сети Интернет. Файловые архивы. |
1 |
30 |
Загрузка файлов из Интернета. |
1 |
31 |
Социальные сервисы сети. |
1 |
32 |
Электронная коммерция в Интернете. |
1 |
33 |
Поиск информации в сети Интернет. |
1 |
Информационное общество и информационная безопасность (1 час) |
||
34 |
Личная безопасность в сети Интернет. |
|
8 класс. 34 часа в год (34 рабочих недель из расчёта 1 час в неделю)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Информация и информационные процессы (2 часа) |
||
1 |
Введение. Информация в природе, обществе и технике |
1 |
2 |
Информационные процессы в различных системах. |
1 |
Кодирование текстовой и графической информации (11 часов) |
||
3 |
Кодирование информации с помощью знаковых систем. |
1 |
4 |
Знаковые системы. |
1 |
5 |
Вероятностный (содержательный) подход к измерению количества информации. |
1 |
6 |
Алфавитный подход к измерению количества информации. |
1 |
7 |
Контрольный урок. |
1 |
8 |
Обобщающий урок. |
1 |
9 |
Кодирование текстовой информации. |
1 |
10 |
Определение числовых кодов символов и перекодировка текста. |
1 |
11 |
Кодирование графической информации. |
1 |
12 |
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. |
1 |
13 |
Контрольный урок. |
1 |
Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео (4 часа) |
||
14 |
Кодирование и обработка звуковой информации. |
1 |
15 |
Обработка звука. |
1 |
16 |
Цифровое фото и видео. |
1 |
17 |
Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа. |
1 |
Кодирование и обработка числовой информации. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц) (7 часов) |
||
18 |
Кодирование числовой информации. Системы счисления. |
1 |
19 |
Развернутая и свернутая формы записи чисел. Перевод из произвольной в десятичную систему счисления. |
1 |
20 |
Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. |
1 |
21 |
Двоичная арифметика. |
1 |
22 |
Электронные таблицы. Основные возможности. |
1 |
23 |
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. |
1 |
24 |
Контрольный урок. |
1 |
25 |
Базы данных в электронных таблицах. |
1 |
Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов (8 часов) |
||
26 |
Передача информации. Локальные компьютерные сети. |
1 |
27 |
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Структура и способы подключения. |
1 |
28 |
Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных в сети. |
1 |
29 |
Разработка сайта с использованием языка разметки гипертекстового документа. Публикации в сети. Структура и инструменты для создания. |
1 |
30 |
Форматирование текста на web-странице. |
1 |
31 |
Вставка изображений и гиперссылок. |
1 |
32 |
Вставка и форматирование списков. |
1 |
33 |
Использование интерактивных форм. |
1 |
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
9 класс. 34 часа в год (34 рабочих недель из расчёта 1 час в неделю)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Логика и логические основы компьютера (6 часов) |
||
1 |
Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания. |
1 |
2 |
Логические функции. Законы логики. |
1 |
3 |
Упрощение логических функций. |
1 |
4 |
Таблицы истинности. |
1 |
5 |
Логические основы компьютера. |
1 |
6 |
Контрольный урок. |
1 |
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (16 часов) |
||
7 |
Алгоритм и его формальное исполнение. |
1 |
8 |
Выполнение алгоритмов компьютером. Основные парадигмы программирования. |
1 |
9 |
Основные алгоритмические структуры. |
1 |
10 |
Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования. |
1 |
11 |
Переменные: имя, тип, значение. |
1 |
12 |
Арифметические, строковые и логические выражения. |
1 |
13 |
Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования. |
1 |
14 |
Проекты «Даты и время» и «Сравнение кодов символов». |
1 |
15 |
Проект «Отметка». |
1 |
16 |
Проект «Коды символов». |
1 |
17 |
Проект «Слово-перевертыш». |
1 |
18 |
Графические возможности объектно-ориентированного программирования. |
1 |
19 |
Проект «Графический редактор». |
1 |
20 |
Проект «Системы координат». |
1 |
21 |
Проект «Анимация». |
1 |
22 |
Контрольный урок. |
1 |
Моделирование и формализация (9 часов) |
||
23 |
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. |
1 |
24 |
Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация информационных моделей. |
1 |
25 |
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование моделей из курса физики. |
1 |
26 |
Проект «Бросание мячика в площадку». |
1 |
27 |
Приближенное решение уравнений. Проект «Графическое решение уравнения». |
1 |
28 |
Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. |
1 |
29 |
Экспертные системы распознавания химических веществ |
1 |
30 |
Информационные модели управления объектами. |
1 |
31 |
Контрольный урок. |
1 |
Информационное общество и информационная безопасность (3 часа) |
||
32 |
Информационное общество. Информационная культура. |
1 |
33 |
Правовая охрана программ и данных. Защита информации. |
1 |
34 |
Итоговое занятие. |
1 |