12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья65
Россия, Пензенская обл., село Большой Умыс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Большой Умыс



Рассмотрено

на заседании РМО

Протокол №_______________

от ___________

__________/И.В.Макина/

Принято педагогическим

советом школы


Протокол № __ от


«__» августа 2017 г.

Утверждаю

Директор школы:

_________/Г.А.Тиханова/

Приказ №____

от _______________






Рабочая программа

по информатике для 8-9 классов







Составитель программы:

Жаркова Н.В.,

учитель математики

первой квалификационной

категории








2017 г





1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «информатика»

Личностные образовательные результаты

Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

понимание роли информационных процессов в современном мире;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты

Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные образовательные результаты

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

в сфере познавательной деятельности:

• освоение основных понятий и методов информатики;

• выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

• выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);

• преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;

• оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);

• развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;

• построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.);

• оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;

• осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;

• построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);

• выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;

• освоение основных конструкций процедурного языка программирования;

• освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности

путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;

• умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;

• оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);

• вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;

• построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

• определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;

• решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

• понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

• оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

• использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;

• проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;

• приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;

• следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

• авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

• осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

• получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

• овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

• соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;



в сфере трудовой деятельности:

• определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

• понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;

• рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

• знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);

• умение тестировать используемое оборудование и программные средства;

• использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

• приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;

• выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

• использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

• решение задач вычислительного характера (расчётных и оптимизационных) путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;

• создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

• использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

• использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;

• создание и наполнение собственных баз данных;

• приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;

в сфере эстетической деятельности:

• знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;

• приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);

в сфере охраны здоровья:

• понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

• соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.


























Содержание учебного предмета «информатика»

8 класс

Общее число часов: 35 ч.

Передача информации в компьютерных сетях 8ч

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Информационное моделирование 4 ч

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

Хранение и обработка информации в базах данных 10ч

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Табличные вычисления на компьютере 13 ч

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.



































9 класс

Общее число часов: 70 ч.

Управление и алгоритмы 15ч

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Введение в программирование 47ч

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Информационные технологии и общество 8 ч

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.























3. Тематическое планирование предмета «Информатика» 8 класс


ур.

Тема/Содержание урока

Кол-во часов

По плану

Фактически

Раздел 1. Передача информации в компьютерных сетях

7



1.

Урок 1. Информация и знания. Инструктаж по ТБ.


1



2.

Урок 2. Информация и знания. Восприятие информации человеком.

1



3.

Урок 3. Информационные процессы.

1



4.

Урок 4. Информационные процессы.




5.

Урок 4. Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации.

1



6.

Урок 5. Практическая работа: Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы).

1



7.

Урок 6. Контрольная работа №1: «Передача информации в компьютерных сетях»

1



Раздел 2. Информационное моделирование

5



8.

Урок 1. Что такое моделирование.

1



9.

Урок 2. Графические информационные модели. Табличные модели.

1



10.

Урок 3. Информационное моделирование на компьютере.


1



11.

Урок 4. Практическая работа: Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

1



12.

Урок 5. Контрольная работа №2: Информационное моделирование.

1







Раздел 3. Хранение и обработка информации в базах данных

9



13.

Урок 1. Основные понятия баз данных. Что такое система управления базами данных.

1



14.

Урок 2. Практическая работа: Работа с готовой БД

1



15.

Урок 3. Создание и заполнение баз данных

Практическая работа: Создание и заполнение базы данных.

1



16.

Урок 4. Логические выражения и логические операции. Условия выбора и простые логические выражения

1



17.

Урок 5. Практическая работа: Составление условий выбора информации с простыми логическими выражениями.

1



18.

Урок 6. Условия выбора и сложные логические выражения

1



19.

Урок 7. Практическая работа: Составление сложных логических выражения для поиска информации в БД.

1



20.

Урок 8. Сортировка, удаление и добавление записей Практическая работа: Составление команд на сортировку, удаление и добавление записей.

1



21.

Урок 9. Контрольная работа №3: Хранение и обработка информации в БД.

1



Раздел 4. Табличные вычисления на компьютере

11



22.

Урок 1. История чисел и систем счисления. Двоичная система счисления.

1



23.

Урок 2. Числа в памяти компьютера

1




24.

Урок 3. Знакомство с электронными таблицами. Ввод информации в электронные таблицы.

1



25.

Урок 4. Практическая работа: Работа с готовой ЭТ

1



26.

Урок 5. Понятие диапазона. Относительная адресация. Статистические функции. Сортировка данных. Практическая работа: Манипулирование фрагментами ЭТ

1



27.

Урок 6. Практическая работа: Решение расчетных задач.

1



28.

Урок 7. Графическая обработка данных, абсолютная адресация. Практическая работа: Использование встроенных графических средств.

1






29.

Урок 8. Логические выражения и условная функция. Логические функции.

1



30.

Урок 9. Практическая работа: Решение задач с использованием условной и логической функций.

1



31.

Урок 10. ЭТ и математическое моделирование. Имитационные модели в ЭТ

1



32.

Урок 11. Контрольная работа №4: Табличные вычисления на компьютере.

1



Раздел 5. Повторение

3



34.

Урок 1.Решение логических задач в ЭТ

1



34

Урок 2. Итоговая контрольная работа

1



35

Урок 3. Решение задач на определение информационного объема файла. Решение статистических задач в ЭТ

1



Итого

35









































9 класс


ур.

Тема/Содержание урока

Кол-во часов

По плану

Фактически

Раздел 1. Управление и алгоритмы

15



1.

Урок 1. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования.

1



2

Урок 2. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.

1



3.

Урок 3 .Инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе. Практическая работа №1.

1



4.

Урок 4. Электронная почта, телеконференции, обмен файлами.

1



5.

Урок 5. Практическая работа №2.

1



6.

Урок 6. Интернет служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете.

1



7.

Урок 7. Практическая работа №3

1



8.

Урок 8. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем.

1



9.

Урок 9. Практическая работа №4

1



10.

Урок 10. Практическая работа №5.

1



11.

Урок 11-12. Практическая работа: «Составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов для учебного исполнителя»

2



12.

Урок 13-15. Практическая работа: «Составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов для учебного исполнителя»

3



Раздел 2. Введение в программирование

47



13.

Урок 1-2. Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами.

2



14.

Урок 3-4.Линейные вычислительные алгоритмы. Алгоритмы с ветвящейся структурой.

2



15.

Урок 5-7. Знакомство с языком Паскаль. Программирование ветвлений на Паскале.

3



16.

Урок 8-10. Практическая работа: Знакомство с системой программирования на языке Паскаль. Ввод, трансляция и исполнение программы на Паскале.

3



17

Урок 11-13. Разработка и исполнение линейных программ.

3



18.

Урок 14-16. Практическая работа: Разработка и исполнение ветвящихся программ.

2



19.

Урок 17. Контрольная работа №2: «Линейные и ветвящиеся алгоритмы».

1



20.

Урок 18-20. Практическая работа: Разработка и исполнение линейных и ветвящихся программ.

3



21

Урок 21-23. Практическая работа: Разработка и исполнение линейных и ветвящихся программ.

3



22

Урок 24-26. Программирование циклов. Алгоритм Евклида.


3



23

Урок 27-29. Практическая работа: Разработка и исполнение циклических программ.

3



24

Урок 30-32. Практическая работа: Разработка и исполнение циклических программ.

3



25

Урок 33-35. Таблицы и массивы.


3



26

Урок 36-38. Массивы в Паскале.

3



27

Урок 39-41.Практическая работа: Программирование обработки массивов.

3



28

Урок 42-43. Практическая работа: Программирование обработки массивов.

3



29

Урок 44-.46 Практическая работа: Программирование обработки массивов.

3



30

Урок 47. Контрольная работа №3: Информация и управление.

1



Раздел 3. Информационные технологии и общество

8



31.

Урок 1-2. Предыстория информатики. История чисел и систем счисления.

2



32.

Урок 3. Итоговая контрольная работа №4

1



33.

Урок 4-6. История ЭВМ. История программного обеспечения и ИКТ

3



34.

Урок 7-8. Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества.

2




Итого


70











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.