Рабочая программа по информатике для 8–9 классов по УМК И.Г. Семакина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Большой Умыс
Рассмотрено на заседании РМО Протокол №_______________ от ___________ __________/И.В.Макина/ | Принято педагогическим
советом школы Протокол № __ от «__» августа 2017 г. | Утверждаю Директор школы: _________/Г.А.Тиханова/ Приказ №____ от _______________ |
Рабочая программа
по информатике для 8-9 классов
Составитель программы:
Жаркова Н.В.,
учитель математики
первой квалификационной
категории
2017 г
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «информатика»
Личностные образовательные результаты
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные образовательные результаты
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
в сфере познавательной деятельности:
• освоение основных понятий и методов информатики;
• выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
• выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
• преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
• оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);
• развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
• построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.);
• оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
• осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;
• построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
• выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;
• освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
• освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности
путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
• умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;
• оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
• вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
• построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
• определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
• решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
• понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
• оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
• использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
• проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;
• приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
• следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
• авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
• осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
• получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
• овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
• соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности:
• определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
• понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
• рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
• знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
• умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
• использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
• приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;
• выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
• использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
• решение задач вычислительного характера (расчётных и оптимизационных) путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;
• создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
• использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
• использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
• создание и наполнение собственных баз данных;
• приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;
в сфере эстетической деятельности:
• знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;
• приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
в сфере охраны здоровья:
• понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
• соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Содержание учебного предмета «информатика»
8 класс
Общее число часов: 35 ч.
Передача информации в компьютерных сетях 8ч
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Информационное моделирование 4 ч
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Хранение и обработка информации в базах данных 10ч
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Табличные вычисления на компьютере 13 ч
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
9 класс
Общее число часов: 70 ч.
Управление и алгоритмы 15ч
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Введение в программирование 47ч
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Информационные технологии и общество 8 ч
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
3. Тематическое планирование предмета «Информатика» 8 класс
№ ур. | Тема/Содержание урока | Кол-во часов | По плану | Фактически |
Раздел 1. Передача информации в компьютерных сетях | 7 | | | |
1. | Урок 1. Информация и знания. Инструктаж по ТБ. | 1 | | |
2. | Урок 2. Информация и знания. Восприятие информации человеком. | 1 | | |
3. | Урок 3. Информационные процессы. | 1 | | |
4. | Урок 4. Информационные процессы. | | | |
5. | Урок 4. Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. | 1 | | |
6. | Урок 5. Практическая работа: Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). | 1 | | |
7. | Урок 6. Контрольная работа №1: «Передача информации в компьютерных сетях» | 1 | | |
Раздел 2. Информационное моделирование | 5 | | | |
8. | Урок 1. Что такое моделирование. | 1 | | |
9. | Урок 2. Графические информационные модели. Табличные модели. | 1 | | |
10. | Урок 3. Информационное моделирование на компьютере. | 1 | | |
11. | Урок 4. Практическая работа: Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей. | 1 | | |
12. | Урок 5. Контрольная работа №2: Информационное моделирование. | 1 | | |
Раздел 3. Хранение и обработка информации в базах данных | 9 | | | |
13. | Урок 1. Основные понятия баз данных. Что такое система управления базами данных. | 1 | | |
14. | Урок 2. Практическая работа: Работа с готовой БД | 1 | | |
15. | Урок 3. Создание и заполнение баз данных Практическая работа: Создание и заполнение базы данных. | 1 | | |
16. | Урок 4. Логические выражения и логические операции. Условия выбора и простые логические выражения | 1 | | |
17. | Урок 5. Практическая работа: Составление условий выбора информации с простыми логическими выражениями. | 1 | | |
18. | Урок 6. Условия выбора и сложные логические выражения | 1 | | |
19. | Урок 7. Практическая работа: Составление сложных логических выражения для поиска информации в БД. | 1 | | |
20. | Урок 8. Сортировка, удаление и добавление записей Практическая работа: Составление команд на сортировку, удаление и добавление записей. | 1 | | |
21. | Урок 9. Контрольная работа №3: Хранение и обработка информации в БД. | 1 | | |
Раздел 4. Табличные вычисления на компьютере | 11 | | | |
22. | Урок 1. История чисел и систем счисления. Двоичная система счисления. | 1 | | |
23. | Урок 2. Числа в памяти компьютера | 1 | | |
24. | Урок 3. Знакомство с электронными таблицами. Ввод информации в электронные таблицы. | 1 | | |
25. | Урок 4. Практическая работа: Работа с готовой ЭТ | 1 | | |
26. | Урок 5. Понятие диапазона. Относительная адресация. Статистические функции. Сортировка данных. Практическая работа: Манипулирование фрагментами ЭТ | 1 | | |
27. | Урок 6. Практическая работа: Решение расчетных задач. | 1 | | |
28. | Урок 7. Графическая обработка данных, абсолютная адресация. Практическая работа: Использование встроенных графических средств. | 1 | | |
29. | Урок 8. Логические выражения и условная функция. Логические функции. | 1 | | |
30. | Урок 9. Практическая работа: Решение задач с использованием условной и логической функций. | 1 | | |
31. | Урок 10. ЭТ и математическое моделирование. Имитационные модели в ЭТ | 1 | | |
32. | Урок 11. Контрольная работа №4: Табличные вычисления на компьютере. | 1 | | |
Раздел 5. Повторение | 3 | | | |
34. | Урок 1.Решение логических задач в ЭТ | 1 | | |
34 | Урок 2. Итоговая контрольная работа | 1 | | |
35 | Урок 3. Решение задач на определение информационного объема файла. Решение статистических задач в ЭТ | 1 | | |
Итого | 35 | | |
9 класс
№ ур. | Тема/Содержание урока | Кол-во часов | По плану | Фактически |
Раздел 1. Управление и алгоритмы | 15 | | | |
1. | Урок 1. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. | 1 | | |
2 | Урок 2. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. | 1 | | |
3. | Урок 3 .Инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе. Практическая работа №1. | 1 | | |
4. | Урок 4. Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. | 1 | | |
5. | Урок 5. Практическая работа №2. | 1 | | |
6. | Урок 6. Интернет служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете. | 1 | | |
7. | Урок 7. Практическая работа №3 | 1 | | |
8. | Урок 8. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем. | 1 | | |
9. | Урок 9. Практическая работа №4 | 1 | | |
10. | Урок 10. Практическая работа №5. | 1 | | |
11. | Урок 11-12. Практическая работа: «Составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов для учебного исполнителя» | 2 | | |
12. | Урок 13-15. Практическая работа: «Составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов для учебного исполнителя» | 3 | | |
Раздел 2. Введение в программирование | 47 | | | |
13. | Урок 1-2. Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами. | 2 | | |
14. | Урок 3-4.Линейные вычислительные алгоритмы. Алгоритмы с ветвящейся структурой. | 2 | | |
15. | Урок 5-7. Знакомство с языком Паскаль. Программирование ветвлений на Паскале. | 3 | | |
16. | Урок 8-10. Практическая работа: Знакомство с системой программирования на языке Паскаль. Ввод, трансляция и исполнение программы на Паскале. | 3 | | |
17 | Урок 11-13. Разработка и исполнение линейных программ. | 3 | | |
18. | Урок 14-16. Практическая работа: Разработка и исполнение ветвящихся программ. | 2 | | |
19. | Урок 17. Контрольная работа №2: «Линейные и ветвящиеся алгоритмы». | 1 | | |
20. | Урок 18-20. Практическая работа: Разработка и исполнение линейных и ветвящихся программ. | 3 | | |
21 | Урок 21-23. Практическая работа: Разработка и исполнение линейных и ветвящихся программ. | 3 | | |
22 | Урок 24-26. Программирование циклов. Алгоритм Евклида. | 3 | | |
23 | Урок 27-29. Практическая работа: Разработка и исполнение циклических программ. | 3 | | |
24 | Урок 30-32. Практическая работа: Разработка и исполнение циклических программ. | 3 | | |
25 | Урок 33-35. Таблицы и массивы. | 3 | | |
26 | Урок 36-38. Массивы в Паскале. | 3 | | |
27 | Урок 39-41.Практическая работа: Программирование обработки массивов. | 3 | | |
28 | Урок 42-43. Практическая работа: Программирование обработки массивов. | 3 | | |
29 | Урок 44-.46 Практическая работа: Программирование обработки массивов. | 3 | | |
30 | Урок 47. Контрольная работа №3: Информация и управление. | 1 | | |
Раздел 3. Информационные технологии и общество | 8 | | | |
31. | Урок 1-2. Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. | 2 | | |
32. | Урок 3. Итоговая контрольная работа №4 | 1 | | |
33. | Урок 4-6. История ЭВМ. История программного обеспечения и ИКТ | 3 | | |
34. | Урок 7-8. Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества. | 2 | | |
Итого | 70 | | |