Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса
Пояснительная записка.
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312), программы базового курса информатики (Авторы: И.Г. Семакин и др) и рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 8 классов в течении 70 часов, 2 часа в неделю. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
2. Планируемые результаты освоения
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
3. Содержание учебного предмета
Тематическое планирование построено в соответствии с содержанием учебника и включает 4 раздела. Планирование рассчитано в основном на урочную деятельность обучающихся, вместе с тем отдельные виды деятельности могут носить проектный характер и проводиться во внеурочное время.
Передача информации в компьютерных сетях – 16 ч
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет, WWW – «Всемирная паутина». Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами; работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (с использованием отечественных учебных порталов). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web – страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент - программы;
осуществлять просмотр Web – страниц с помощью браузера;
осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
работать с одной из программ-архиваторов.
Информационное моделирование – 8 ч
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Хранение и обработка информации в базах данных – 20 ч
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
что такое база данных, СУБД, информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Табличные вычисления на компьютере – 20 ч
Двоичная система счисления. Представление числа в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: текст, число, формула. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
На повторение отводится 5 часов. Резерв 3 часа.
4.Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Тип урока | Домашнее задание | Дата проведения | ||
план | факт | |||||
Передача информации в компьютерных сетях (14 ч) | ||||||
1-2 | Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. | ИНМ | П.1 | 4.09,6.09 | | |
3-4 | Аппаратное и программное обеспечение | ИНМ | П.1 №5 | 11.09,13.09 | | |
5-6 | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. Работа с электронной почтой | ИНМ | П.2, практическая работа | 18.09,20.09 | | |
7-8 | Интернет. Служба WorldWideWeb. Способы поиска информации в Интернете | ИНМ | П.4,5 | 25.09,27.09 | | |
9-10 | Работа с WWW | ПР | П.3, №9 | 2.10,4.10 | | |
11-13 | Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора | ПР | П.5, №3, система основных понятий | 9.10,11.10, 16.10 | | |
14 | Контрольная работа №1 «Передача информации в компьютерных сетях» | КЗ | Не предусмотрено | 18.10 | | |
Информационное моделирование (8 ч) | ||||||
15-16 | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. | ИНМ | П.6, №6,7 | 23.10,25.10 | | |
17-19 | Табличные модели | ИНМ | П.8, №4,5,6 | 1.11,13.11,15.11 | | |
20-21 | Информационное моделирование на компьютере. | ПР | П.9, №4,6, система основных понятий | 20.11,22.11 | | |
22 | Контрольная работа №2 «Информационное моделирование» | КЗ | Не предусмотрено | 27.11 | | |
Хранение и обработка информации в базах данных (20 ч) | | |||||
23-24 | Понятие базы данных и информационной системы. | ИНМ | П.10, №9 | 29.11,4.12 | | |
25-26 | Назначение СУБД. Работа с готовой базой данных | ИНМ | П.11 | 6.12,11.12 | | |
27-28 | Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере. | ПР | П.12, практическая работа | 13.12,18.12 | | |
29-30 | Условия поиска информации, простые логические выражения | ПР | П.12 | 20.12,25.12 | | |
31-32 | Формирование простых запросов к готовой базе данных | ПР | П.12 | 10.01,15.01 | | |
33-35 | Логические операции. Сложные условия поиска | ИНМ | П.13, №5, 6 | 17.01,22.01,24.01 | | |
36-37 | Формирование сложных запросов к готовой базе данных | ПР | П.14,15 | 29.01,31.01 | | |
38-39 | Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки | ПР | П.15 | 5.02,7.02 | | |
40-41 | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение | ПР | П.16, №5, система основных понятий | 12.02,14.02 | | |
42 | Контрольная работа №3 «Хранение и обработка информации в базах данных» | КЗ | Не предусмотрено | 19.02 | | |
Табличные вычисления на компьютере (20 ч) | ||||||
43-45 | Системы счисления. Двоичная система счисления | ИНМ | П.17 | 21.02,26.02,28.02 | | |
46-47 | Представление чисел в памяти компьютера | ИНМ | П.19 | 5.03,7.03 | | |
48-49 | Табличные расчеты и электронные таблицы. | ИНМ | П.18, №2, 3, 4(1-4) | 12.03,14.03 | | |
50-51 | Работа с готовой электронной таблицей | ПР | П.20, 21 | 19.03,21.03 | | |
52-53 | Абсолютная и относительная адресация. Встроенные функции. | УКПЗ | П.22 | 2.04,4.04 | | |
54-55 | Использование встроенных математических и статистических функций. | УКПЗ | П.22, №5, 6 | 9.04,11.04 | | |
56 | Деловая графика. Логические операции и условная функция. | ИНМ | П.23, №3 | 16.04 | | |
57-58 | Построение графиков и диаграмм | ПР | П.23, практическая работа | 18.04,23.04 | | |
59-60 | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. | ИНМ | П.25,26, система основных понятий | 25.04,30.04 | | |
61 | Контрольная работа №4 «Табличные вычисления на компьютере» | КЗ | Не предусмотрено | 7.05 | | |
62 | Итоговый тест по курсу 8 класса | КЗ | Не предусмотрено | 14.05 | | |
Повторение (5 ч) | ||||||
63-64 | Передача информации в компьютерных сетях | ППМ | П.1-5 | 16.05,21.05 | | |
65-66 | Итоговое повторение | ППМ | П.25-26 | 23.05,28.05 | | |
67 | Итоговый урок | | | 30.05 | |
Резерв 3 часа
Учебно-методический комплекс
Информатика: учебник для 8 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. - 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 176 с.: ил.
Информатика. УМК для основой школы: 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя / М. С. Цветкова, О. Б. Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 176 с.: ил.
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т.Т.1 / Л. А. Залогова [и др.]; под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера.-3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 309 с.: ил.
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т.Т.2/ Л. А. Залогова [и др.]; под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера.-3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 294 с.: ил.
Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы / Семакин И. Г., Цветкова М. С. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Учительский портал [Электронный ресурс]. / Режим доступа:www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/411439
Сообщество взаимопомощи учителей [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://pedsovet.su/load/136
Видеоуроки в Интернет [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98657940
Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://nsportal.ru
Библиотека методических материалов для учителя [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://infourok.ru