Календарно-тематический план по истории в 6 классе по УМК А.А. Вигасина, А.В. Торкунова
Календарно-тематическое планирование по истории 6 класс
№ |
Перечень программных разделов, учебных тем |
Кол-во часов раздела и уч. темы |
Основное содержание учебной темы (выделение «точек контроля» в рамках изучаемой учебной темы) |
Перечень образовательных результатов |
Домашнее задание |
Примерные сроки изучения |
||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные (программный раздел) |
||||||||
Познавательные УУД |
Регулятивные УУД |
Коммуникативные УУД |
|
|||||||
История Средних веков – 28 час |
|
|
|
|
|
|
||||
1 |
Введение. Живое Средневековье |
1 |
Что изучает история Средних веков. Дискуссии учёных о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков. |
Определять место Средневековья на «ленте времени». Объясняют происхождение термина Средние века. Характеризовать источники, рассказывающие о средневековой эпохе |
Выделяют и извлекают информацию из текста учебника. Проводить аналогии эпохи Средневековья с временами года. Составляют схему «Исторические источники»
|
Определяют цель, ставят учебные задачи для индивидуальной деятельности |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками |
Осознание единства и целостности окружающего мира. развитие познавательных интересов и учебных мотивов |
С.6-11 |
|
Тема 1. Становление средневековой Европы – 5 час |
|
|
|
|
|
|
||||
2 |
Древние германцы и Римская империя |
1 |
Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Занятия и образ жизни германской общины. Германские традиции и семья. Родоплеменная организация германцев. Разложение родового строя и усиление расслоения в общине. Выделение знати. Изменения в отношениях германцев. Древние германцы и Римская империя. Великое переселение народов. От набегов к военным походам и завоеваниям римских территорий германцами. Нашествие кочевников. Гунны и германцы. Ослабление Римской империи и последующий её раздел под натиском варваров. Трагическое вандальское нашествие на Вечный город. Падение Западной Римской империи. Исторический рубеж древности и Средневековья. Роль вторжения германских племён в границы ослабевшей Западной Римской империи. Территории расселения германских союзов племён на бывшей территории Западной Римской империи. Устный опрос |
Характеризуют образ жизни германских племен. Выделяют причины ослабления Римской империи. На исторической карте определяют направления переселения варварских племени их вторжение на территорию Римской империи |
Работают с разными источниками информации. Составляют простой план устного ответа |
Определяют цель, ставят учебные задачи для индивидуальной деятельности |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Развитие познавательных интересов и учебных мотивов |
§1 |
|
3 |
Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. |
1 |
Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Признание римской знатью власти Хлодвига. Сближение культур, образа жизни германцев и римлян. Элементарность государственного устройства у франков при сильной королевской власти. Налоги, суд и военная организация у франков. Переход от обычая к писаному закону как инструменту внедрения и регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Складывание крупного землевладения и новых отношений среди франков. Полноправность знати на местах. Завершение распада родовой организации франков и переход к соседской общине. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освящённой Богом, духовенство и миряне. Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение их поселений — монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев. Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги — «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. «Дар Пипина»: образование государства пап римских — Папская область. Устный опрос
|
Рассказывать о складывании государств у варваров. Показывают на карте территории варварских королевств. Объяснять своеобразие складывания государства у франков. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщать события истории франков и выделять ее этапы. Раскрывают процесс превращения свободных крестьян в зависимое население Франкского королевства. Объяснять особенности монастырской жизни и ее роль в складывании европейской культуры |
Работают с разными источниками информации. Составляют простой план устного ответа. Раскрывают значение понятий |
Определяют цель, ставят учебные задачи для коллективной деятельности |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Развитие познавательных интересов и учебных мотивов |
§2 |
|
4 |
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность |
1 |
Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных походов короля Карла. Утрата самостоятельности Саксонии. Расширение границ Франкского государства. Образование империи Карла Великого. древняя Римская империя, объединявшая христианский мир, как идеал варварских народов раннего Средневековья. Административно-военное управление воссозданной империей франкского короля. Культурная разрозненность и слабость экономических отношений как препятствие для объединения народов под властью императора Карла. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Отсутствие единства в новых государствах. Феодальная раздробленность. Укрепление самостоятельности франкской знати в их владениях. Развитие феодальных отношений в Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости. Феодальные междоусобицы в их последствия. Система вассалитета — феодальная лестница Феодальное право укрепляло право феодальной собственности. Тест |
Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига. Комментировать последствия Верденского раздела Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей. Характеризовать феодальную раздробленность.
|
Работают с разными источниками информации. Составляют простой план устного ответа. Раскрывают значение понятий |
Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Развитие познавательных интересов и учебных мотивов |
§3 |
|
5 |
Западная Европа в IХ—ХI вв. |
1 |
Франция в IХ—ХI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет — новый избранный король. Король и феодалы. Владения короля — его домен. Германия в IХ—ХI вв. Внешняя опасность как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство. Оттон 1. Ещё одно восстановление древней Римской империи — Священная Римская империя. Италия и Германия. Англия в IХ—ХI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Норманны и Англия. Население Западной Европы и викинги. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи — первая династия князей древней Руси. Борьба англосаксов с норманнами. Захват Лондона датчанами. Король Альфред Великий: его оборонительная политика против датчан. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Образование герцогства Нормандия на севере Франции. Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов. Сравнительная таблица |
Сравнивать королевскую власть в Англии, во Франции и Германии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы
|
Осуществлять информационный поиск, перерабатывать информацию. Определять объекты сравнения , составлять таблицу |
Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Развитие познавательных интересов и учебных мотивов |
§4 |
|
6 |
Культура Западной Европы в раннее Средневековье. |
1 |
Утверждение христианства в раннее Средневековье. Ограниченность представлений о мире у средневекового европейца. Учения Пифагора, Фалеса: взгляд средневековых учёных. Отсутствие единых летоисчисления, календарей, систем измерений, меры веса и др. Служители церкви — хранители знаний и письменности. Неграмотность населения Европы. Карл Великий и короткая вспышка Каролингского Возрождения. Монах Алкуин и его роль в распространении грамотности в Франкской империи. «Дворцовая академия». Карл Великий — созидатель и архитектор. Влияние античности на архитектуру. Открытие школ при монастырях, соборах. Латинский язык в Средние века — язык образованности и культуры. Семь свободных искусств. Обучение в средневековой школе. Развитие искусства рукописных книг. Искусство книжной миниатюры. Библия книга книг. Появление новых жанров в средневековой литературе. Хроники и житийная литература. Появление светской литературы на латинском языке. Англосаксонский эпос «Беовульф», скандинавский — «Старшая Эдда», германский — «Песнь о Нибелунгах», французский — «Песнь о Роланде».
Самостоятельная работа |
Рассказывать о представлениях средневекового европейца о мире. Объяснять значение заимствований античной культуры для развития Средневековья. Характеризовать особенности складывания европейского образования. Раскрывать особенности новых жанров в средневековой литературе. |
Анализировать достижения культуры в эпоху Карла Великого. Раскрывать значение понятий. Работать с разными источниками информации. Готовить презентации, доклады, сообщения |
Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками |
Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человечества |
§5 |
|
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI вв. (2 час) |
|
|
|
|
|
|
||||
7 |
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии
|
1 |
Образование Восточной Римской империи — Византии — Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Константинополь — столица на перекрёстке цивилизаций и их торговых путей. Император — правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами. Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Тест |
Показывать на карте местоположение Византии, называть ее соседей. Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры. Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись |
Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого. Анализировать отношения Византии с соседними народами. Доказывать, что Византия – наследница мира Античности и стран Востока.
|
Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человечества |
§6, 7 |
|
8 |
Образование славянских государств |
1 |
Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Вождь и дружина. Образование государства у южных славян — Болгарии. Период существования Болгарского государства и его достижения. Великоморавская держава — государство западных славян. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси — государства восточных славян. Чехия и Польша. Тест |
Характеризовать занятия, образ жизни славянских племен. Рассказывать об образовании славянских племен, опираясь на развернутый план. Объяснять значение деятельности Кирилла и Мефодия для развития славянской культуры. |
Составлять развернутый план параграфа. Работать с разными источниками информации: текст учебника, иллюстрации, историческими источниками - «Повесть временных лет» |
Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человечества |
§8 |
|
Тема 3. Арабы в VI—XI вв. – 1 час |
|
|
|
|
|
|
||||
9 |
*Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. |
1 |
Аравия — родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Мекка — центр торговли. Мухаммед — проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах — Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран — священная книга ислама. Семья и Коран. Арабский халифат. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат — государство между двух океанов. Багдадский халифат и Харун ар-Рашид. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата. Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «латынь Востока». Образование — инструмент карьеры. Медресе — высшая мусульманскаяАль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть — место общественных встреч и хранилище ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания — мо ст между арабской и европейской культурами. Самостоятельная работа |
Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен. Объяснять причины и следствия арабских завоеваний. Показывать на карте направления походов и завоеваний арабов. Характеризовать положение народов, входивший в Арабский халифат. Называть причины распада Арабского халифата. Объяснять влияние ислама на культуру Арабского халифата. Рассказывать о научных достижениях арабских ученых Средневековья. Характеризовать вклад арабской культуры в развитие мировой культуры. |
Раскрывать значение понятий. Уметь переводить учебное содержание из одной знаково-символической системы в другую (при заполнении карты) Представлять характеристику выдающихся памятников арабского искусства в форме презентаций. |
Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человечества |
§9,10 |
|
Тема 4. Феодалы и крестьяне - 1 час |
|
|
|
|
|
|
||||
10 |
Средневековая деревня и ее обитатели В рыцарском замке |
1 |
Земля — феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство — отличие феодальной эпохи. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок — жилище и крепость феодала. Рыцарь — конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести — рыцарская культура. Исторический диктант |
Объяснять, какое положение занимало крестьянское сословие в феодальном обществе. Раскрывать проявления зависимости крестьян от феодала, используя понятия барщина, повинность, оброк, вотчина. Характеризовать роль, которую играла община в жизни средневековых крестьян. Рассказывать об образе жизни средневекового крестьянина. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. Характеризовать занятия, образ жизни, замок феодала. |
Раскрывать значение понятий. Работать с разными источниками информации. Составлять на основании текста учебника схему «Повинности крестьян». Высказывать суждения о роли рыцарства в средневековом обществе. Готовить презентации, доклады, сообщения, используя разные источники информации
|
Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач. Осуществляют само- и взаимооценивание |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человечества |
§11, 12 |
|
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе – 2 час |
|
|
|
|
|
|
||||
11 |
Формирование средневековых городов. Городское ремесло |
1 |
Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город — поселение ремесленников и торговцев. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Объединения купцов — гильдия, товарищество. Оживление торговых отношений. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества — к банкам. |
Раскрывать влияние изменений в общественной жизни на процесс возникновения городов в средневековой Европе. Объяснять причины и значение борьбы городов с сеньорами. Составлять рассказ о мастерской средневекового ремесленника. Объяснять, какую роль играли цехи в жизни средневековых ремесленников. |
Давать определения понятиям, использовать понятия при характеристике средневековых городов. Осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств для подготовки сообщений о средневековом городе и жизни горожан |
Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человечества |
§13 |
|
12 |
Горожане и их образ жизни |
1 |
Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город — центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневекового пространства. Развлечения горожан. Городское сословие в Европе — носители идей свободы и права. Союз королей и городов. Тест |
Характеризовать развитие торговли в период Средневековья. Составлять описание облика средневекового города. Рассказывать об образе жизни горожан и крестьян. |
Использовать информацию карты для характеристики развития торговли. Объяснять значение понятий и использовать их в своей речи. Сравнивать жизни горожан и крестьян в эпоху Средневековья. Высказывать свои суждения в процессе обсуждения роли городов и формировании новых ценностей, отличных от ценностей рыцарства и крестьянства.
|
Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человечества |
§14 |
|
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы - 2 ч |
|
|
|
|
|
|
||||
13 |
*Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики |
1 |
Складывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Усиление власти короля. Рост влияния церкви и её экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман. |
Раскрывать причины и последствия раскола христианской церкви на православную (восточную) и католическую (западную). Рассказывать о еретических движениях и учениях, опираясь на термины и понятия. |
Объяснять значение понятий. Составлять и объяснять схему устройства католической церкви, опираясь на термины и понятия. Составлять простой план ответа |
Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Осознание современного многообразия типов мировоззрения; общественных, религиозных, традиций, определяющих разные объяснения происходящего в мире |
§15 |
|
14 |
Крестовые походы. |
1 |
Клермонский призыв папы римского Урбана II. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Салах ад-Дин и Третий крестовый поход. Судьбы похода королей. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Крестовые походы в Финляндию и на Русь. Упадок и конец крестоносного движения. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока Тест |
Объяснять причины участия различных сословий в Крестовых походах. Показывать на карте направления Крестовых походов и территории, захваченные крестоносцами. Раскрывать особенности Четвертого крестового похода. Высказывать оценочные суждения о последствиях Крестовых походов. |
Составлять на основе текста учебника таблицу «Крестовые походы». Выделять и извлекать необходимую информацию из исторических документов. |
Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Осознание современного многообразия типов мировоззрения; общественных, религиозных, традиций, определяющих разные объяснения происходящего в мире |
§16 |
|
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) – 5 час |
|
|
|
|||||||
15 |
Как происходило объединение Франции. |
1 |
Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Конфликт между королём Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Франция — централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции. Таблица «Деятельность французских королей в XIII в.» |
Объяснять, почему горожане, крестьяне и рыцари стали опорой королевской власти в процессе объединения Франции и других европейских стран. Определять общие черты деятельности французских королей по объединению Франции. Раскрывать значение созыва Генеральных штатов во Франции, опираясь на информацию учебника. |
На основании текста учебника составлять таблицу «Деятельность французских королей в XIII в.» |
Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Осознание современного многообразия типов мировоззрения; общественных, религиозных, традиций, определяющих разные объяснения происходящего в мире |
§17 |
|
16 |
Что англичане считают началом своих свобод. |
1 |
Король Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей — конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент — сословное собрание. Задания в рабочей тетради |
Объяснять последствия норманнского завоевания Англии. Определять сходство и различие реформ Генриха II Плантагенета в Англии и Людовика IX Святого во Франции. Раскрывать основные положения Великой хартии вольности. Характеризовать значение созыва Парламента в Англии |
Объяснять значение понятий. Определять объекты сравнения. Составлять таблицу «Короли Англии. Централизация власти и объединение страны», используя текст учебника |
Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Осознание современного многообразия типов мировоззрения; общественных, религиозных, традиций, определяющих разные объяснения происходящего в мире |
§18 |
|
17 |
Столетняя война. Крестьянские восстания во Франции и Англии |
1 |
Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. От перемирия к победам французов. Карл VII — новый король Франции. Город Орлеан — трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна д’Арк. Коронация короля Карла. Гибель Жанны д’Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны. Тест |
Раскрывать причины и повод к войне между Англией и Францией Показывать на карте и рассказывать о решающих битвах Столетней войны. Характеризовать причины и итоги крестьянских выступлений во Франции (Жакерия) и Англии (восстание Уота Тайлера) Представлять характеристику Жанны д,Арк, объяснять, почему имя народной героини сохранилось в памяти поколений. |
Выделять и извлекать информацию из исторических документов, текста учебника, иллюстраций. Составлять тезисы устного ответа |
Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Осознание современного многообразия типов мировоззрения; общественных, религиозных, традиций, определяющих разные объяснения происходящего в мире |
§19, 20 |
|
18 |
Усиление королевской власти в конце XVв. во Франции и в Англии.
|
1 |
Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти в французском государстве. Междоусобная война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII — король новой правящей династии в Англии. Усиление власти английского короля в конце XV в. Исторический портрет Людовика IX |
Рассказывать о завершении создания централизованных государств в Англии и Франции после Столетней войны. Составлять политическую характеристику Людовика IX, высказывать и обосновывать свой оценки его роли в объединении Франции
|
Проводить сравнение целей Людовика IXи Карла Смелого и средств их достижения. Определять отличительные черты абсолютной монархии от сословной. Обобщать материал по истории централизации власти во Франции и в Англии в форме таблицы. |
Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками |
Выстраивание толерантного отношения к окружающим людям. Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества |
§21 |
|
19 |
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. |
1 |
Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Многовековая Реконкиста в Испании. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе. Тест |
Рассказывать об освобождении христианами земель Пиренейского полуострова, используя карту и содержание учебника.
|
Определять сходства и различия кортесов с Генеральными штатами во Франции и парламентом в Англии. Объяснять значение понятий |
Владеть волевой саморегуляцией |
Учитывать позиции других людей |
Выстраивание толерантного отношения к окружающим людям. Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества |
§22 |
|
Тема 8. Германия и Италия в XII – XV вв. – 1 час |
|
|
|
|
|
|||||
20 |
Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов |
1 |
Подъем хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Священная Римская империя и княжества в XIV в. Король Карл I – император Карл IV. Золотая булла. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоеванная свобода. Коммуна – средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба римских пап с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции Тест |
Объяснять, почему в Германии и Италии в Средневековье не возникло централизованных государств. Рассказывать об управлении городскими коммунами в Италии |
Объяснять значение понятий. Составлять развернутый план параграфа. Определять сходство и различие в хозяйственном и политическом развитии итальянских государств. |
Владеть волевой саморегуляцией |
Выстраивать учебное сотрудничество в группах, распределять роли и функции участников, определять способы взаимодействия |
Выстраивание толерантного отношения к окружающим людям. Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества |
§23, 24 |
|
Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. - 2 час |
|
|
|
|
|
|||||
21 |
Гуситское движение в Чехии.
|
1 |
Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъём чешского государства. Прага — столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус — критик духовенства. Церковный собор в Констанце. Мучительная казнь Я. Гуса. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения. Тест |
Представлять характеристику Яна Гуса, объяснять, почему его имя сохранилось в памяти поколений. Характеризовать причины и последствия социального выступления в средневековой Чехии. Рассказывать о Гуситских войнах, раскрывать причины побед гуситов над крестоносцами, используя карту учебника |
Объяснять значение терминов, использовать их при характеристике социальных выступлений в Чехии. Определять объекты сравнения, выполнять сравнение и результаты оформлять в таблицу |
Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками |
Выстраивание толерантного отношения к окружающим людям. Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества |
§25 |
|
22 |
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. |
1 |
Балканские народы накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Ослабление Болгарского царства изнутри и за пределами его границ. Усиление и распад Сербии. Образование государства османов. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния: коварный замысел. Мехмед II Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул — столицу Османской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Тест |
Объяснять причины ослабления и падения Византийской империи. Показывать на карте направления завоевательных походов турок-османов на Балканах. Представлять описание осады и штурма Константинополя в форме презентаций |
Осуществлять информационный поиск, работать с разными источниками информации. Составлять сообщение, доклад, презентацию |
Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками |
Выстраивание толерантного отношения к окружающим людям. Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества |
§26 |
|
Тема 10. Культура Западной Европы в Средние века - 2час |
|
|
|
|
|
|
||||
23 |
*Образование и философия. Средневековая литература и искусство |
1 |
Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие Марко Поло. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Фома Аквинский – философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Роль философии в средневековую эпоху. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою – королю Артуру. Сказочно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Данте Алигьери . Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески. Самостоятельная работа |
Раскрывать причины развития образования в средневековой Европе. Рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах. Называть знаменитых ученых, объяснять, чем они прославились. Объяснять, почему изобретение книгопечатания считают одним из величайших открытий в истории человечества. Раскрывать влияние христианской религии на искусство Средневековья. Представлять описание памятников средневековой культуры, характеризуя их назначение, художественные особенности. |
Объяснять значение понятий, использовать их при ответах. Выявлять отличия науки Средневековья от современной. Извлекать информацию из разных исторических источников. Сравнивать романские и готические соборы, используя иллюстрации учебника. Характеризовать особенности художественной культуры Средневековья по сравнению с культурой предшествующего периода. Составлять на основе текста презентации, доклады, сообщения |
Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленной цели и задач, по достижению прогнозируемого результата |
Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человечества |
§27, 28 |
|
24 |
Культура раннего Возрождения в Италии Научные открытия и изобретения
|
1 |
Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты: Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли. От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Распространение библиотек. Доступность печатной книги Исторический диктант |
Представлять описание произведений раннего периода Возрождения, высказывать оценочные суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества. Объяснять особенности культуры Возрождения по сравнению с культурой предшествующего периода. |
Определять объекты сравнения, выполнять сравнение по аналогии. Осуществлять обобщение. Объяснять значение понятий. Осуществлять поиск информации и составлять презентации, доклады, сообщения |
Организовывать деятельность по реализации поставленной цели и задач, по достижению прогнозируемого результата |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументированно ее представлять и защищать |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человечества |
§29, 30 |
|
Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века -2 час |
|
|
|
|
|
|||||
25 |
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония
|
1 |
Китай: империя Тан — единое государство. Развитие феодальных отношений. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Приобретение независимости. Хозяйственный подъём. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Достижения китайских учёных в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона. Индия: Установление феодальных отношений. Индуистская религия. Кастовое устройство общества. Междоусобные войны раджей. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Делийский султанат и разгром его Тимуром, правителем Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Индийская медицина. Искусство. Буддистские храмы в Аджанте. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра. Тест |
Рассказывать о завоевательных походах монголов, показывать на карте направления завоеваний монголов и территории созданных ими государств. Характеризовать общественное устройство Китайского государства в период Средневековья. Объяснять систему управления, отношения власти и подданных в средневековом Китае. Рассказывать о достижениях китайской культуры. Характеризовать кастовый строй Индии, объяснять влияние деления общества на касты на жизнь индийцев. Рассказывать, с какими завоевателями пришлось столкнуться Индии в Средние века. Объяснять влияние природы на хозяйство и культуру Японии. Характеризовать общественное устройство и положение различных групп населения в средневековой Японии. |
Объяснять значение понятий и использовать их в своей речи. Осуществлять поиск информации и составлять презентации, доклады, сообщения. Осуществлять обобщение материала об истории стран средневековой Азии в форме таблицы
|
Организовывать деятельность по реализации поставленной цели и задач, по достижению прогнозируемого результата |
Выстраивать учебное сотрудничество в группах, распределять роли и функции участников, определять способы взаимодействия |
Осознание единства и целостности окружающего мира. |
§31, 32 |
|
26 |
Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. |
1 |
Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с исламской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами. Тест |
Называть и показывать на карте страны доколумбовой Америки. Характеризовать общественное устройство и управление государства ацтеков и империи инков. Рассказывать о достижениях культуры народов доколумбовой Америки. Высказывать суждения, почему развитие разных областей Африки происходило неравномерно. |
Объяснять значение понятий и использовать их в своей речи. Осуществлять поиск информации и составлять презентации, доклады, сообщения. Осуществлять обобщение материала об истории народов доколумбовой Америки в форме таблицы
|
Организовывать деятельность по реализации поставленной цели и задач, по достижению прогнозируемого результата |
Выстраивать учебное сотрудничество в группах, распределять роли и функции участников, определять способы взаимодействия |
Осознание единства и целостности окружающего мира. |
§33, 34 |
|
27 |
Наследие Средних веков в истории человечества. |
1 |
Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Самоуправление и автономия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений.
|
Систематизируют исторический материал по курсу истории Средних веков. Раскрывают сущность основных процессов истории Средних веков: формировании новых государств и органов власти, могущественных империй, складывании новой структуры общества и отношений внутри ее, возникновении городов как центров ремесла и торговли, новой городской среды, формировании и развитии своеобразной и яркой культуры |
Объяснять исторические понятия периода Средневековья. Проводить обобщение, сравнение. Работать с историческими текстами. Применение исторических знаний |
Организовывать деятельность по реализации поставленной цели и задач, по достижению прогнозируемого результата |
Выстраивать учебное сотрудничество в группах, распределять роли и функции участников, определять способы взаимодействия |
Осознание единства и целостности окружающего мира. Знание истории, культуры, культурного наследия человечества |
С.268 |
|
28 |
Контрольная работа за курс истории Средних веков |
1 |
Контрольная работа |
|
|
|
|
|
|
|
История России – 42 час От Древней Руси к Российскому государству (С древности до конца XV в.) |
||||||||||
29 |
Введение. Наша Родина - Россия |
1 |
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России. |
Определяют хронологические рамки изучаемого периода. Соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории. Характеризовать исторические источники по группам. Показывать на карте и описывать границы территории современной России. Объяснять значимость изучения отечественной истории для каждого жителя страны и общества
|
Использовать карту как источник информации. Объяснять смысл понятий и терминов.
|
Ставить и формулировать новые для себя задачи в познавательной деятельности. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в УПД |
Осознание и проявление себя гражданином России, патриотом своего Отечества |
С.6-9 |
|
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности – 6 час
|
|
|
|
|
|
|||||
30 |
Древние люди и их стоянки на территории современной России |
1 |
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Зарождение родового строя. Совершенствование орудий труда
Тест |
Раскрывать причины появления первых стоянок на территории современной России. Определять исторические процессы, события во времени. Устанавливать синхронистические связи древнейшей истории России и стран Европы и Азии. Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности. Выделять причинно-следственные связи между природными и социальными явлениями |
Сравнивать разные точки зрения на примере высказываний историков о значимости исторического знания.. Давать определение терминов и понятий. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения |
Формулировать новые задачи в УПД, составлять план действий, соотносить свои действия с планируемыми результатами |
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Знание истории, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества |
§1 |
|
31 |
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники |
1 |
Зарождение земледелия, скотоводства, ремесла. Неолитическая революция. Начало распада первобытного общества |
Раскрывать характерные черты первобытного общества. Использовать картографические сведения. Устанавливать синхронистические связи древнейшей истории России и стран Европы и Азии. Описывать взаимосвязь между природными и социальными явлениями и их влияние на жизнь человека |
Применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин распада первобытного строя. Работать с разными источниками информации , извлекать нужную информацию, преобразовывать ее |
Формулировать новые задачи в УПД, составлять план действий, соотносить свои действия с планируемыми результатами |
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат. |
Знание истории, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества |
С.15-19 |
|
32 |
Образование первых государств |
1 |
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Два центра славянской государственности – Новгород и Киев.
|
Определять причины Великого переселения народов Характеризовать особенности первых государств Объяснять процесс появления первых государств на территории современной России
|
Уметь перевести учебное содержание из одной знаково-символической системы в другую. Соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников |
Организовывать деятельность по реализации поставленной цели и задач, по достижению прогнозируемого результата |
Выстраивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Знание истории, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества |
§2 |
|
33 |
Восточные славяне и их соседи |
1 |
Дискуссии о славянской природе и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на 3 ветви – восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты, финно-угры, кочевые племена. Графические работы (контурная карта) |
Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту). Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей. Анализировать отрывки из арабских источников о славянах и русах; установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии; составление и анализ генеалогических схем и таблиц; |
Использовать разные источники информации, привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач, устанавливать причинно-следственные связи |
Определять цели, ставить учебные задачи, предполагать результат и уровень его достижения на основе уровневых характеристик |
Выстраивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Знание истории, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества |
§3 |
|
34 |
История заселения территории родного края в древности |
1 |
Расселение первобытного человека по территории Приенисейского края. Орудия труда и занятия людей в древнейшее время на территории Красноярского края. Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края. Художественное творчество и верования человека. От камня к бронзе. Приенисейские земледельцы и скотоводы. Сибирь и «Великое переселение народов». Наша местность в древности. Самостоятельная работа |
Рассказывать историю заселения территории родного края в древности; использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств |
Осуществляют информационный поиск, выделяют и извлекают необходимую информацию, составляют реферат, презентацию, доклад |
Организовывать деятельность по реализации поставленной цели и задач, по достижению прогнозируемого результата |
Выстраивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Знание истории, культуры своего народа, основ культурного наследия народов родного края, России и человечества |
конспект |
|
35 |
Повторительно-обобщающий урок по теме 1 |
1 |
Обобщение и систематизация знаний по теме « Народы и государства на территории нашей страны в древности» Тест по теме 1 |
Характеризовать процесс появления первых государств на территории современной России, образ жизни народов на территории нашей страны в древности. Систематизировать исторический материал по теме
|
Применять понятийный аппарат исторического знания. Определять причинно-следственные связи. Применять предметные знания |
|
|
|
|
|
Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в. - 11 час |
|
|
|
|
|
|||||
36 |
Первые известия о Руси |
1 |
Норманнская, антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства Происхождение слова «русь». Предпосылки образования Древнерусского государства Г.З. Байер, А.Л. Шлецер, Г.Ф. Миллер, М.В.В Ломоносов, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев Тест |
Высказывать версии происхождения Руси. Характеризовать процесс образования государства Древняя Русь Исследовать происхождение слова русь, фактологическую базу истории Древней Руси Называть и характеризовать сторонников и противников норманнской теории происхождения русского государства Описывать предпосылки образования Древнерусского государства
|
Применять понятийный аппарат исторического знания. Определять причинно-следственные связи. Применять предметные знания |
Ставить и формулировать новые для себя задачи в познавательной деятельности. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Осознание и проявление себя гражданином России, патриотом своего Отечества |
§4 |
|
37 |
Становление Древнерусского государства |
1 |
Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. |
Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками.. Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал о деятельности первых русских князей. Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. |
Объяснять смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье. Работать с разными источниками информации. Определять объекты сравнения, определять существенные признаки объекта. Составлять на основании учебного текста и отрывков из «Повести временных лет» хронологическую таблицу.
|
Ставить и формулировать новые для себя задачи в познавательной деятельности. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Осознание единства и целостности окружающего мира |
§5 |
|
38 |
Становление Древнерусского государства |
1 |
Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремесел и торговли
Задания в рабочей тетради |
§5 |
|
|||||
39 |
*Правление князя Владимира. Крещение Руси |
1 |
Князь Владимир I (980-1015): личность в зеркале легенд, правление. Крещение Руси (988 г.): причины, ход, значение, становление Русской православной церкви. Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг цивилизации православного мира. Тест |
Объяснять причины отказа от язычества и выбора православия. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. |
Применять знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Объяснять смысл понятий: митрополит, епископ. |
Ставить и формулировать новые для себя задачи в познавательной деятельности. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Осознание единства и целостности окружающего мира |
§6 |
|
40 |
Русское государство при Ярославе Мудром |
1 |
Ярослав Мудрый. Предпосылки расцвета Древнерусского государства. Политический строй. «Русская правда» Ярослава Мудрого. Династические браки
Рассказ ученика |
Характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Ярослава Мудрого Оценивать роль Ярослава Мудрого Характеризовать систему управления государством, сложившуюся в годы правления Ярослава Мудрого |
Объяснять понятия. Составлять сложный план устного ответа. Составлять схему «Управление в Киевской Руси до начала XIIв».
|
Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в УПД |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества |
§7 |
|
41 |
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах |
1 |
Правление Ярославичей Междоусобные войны: причины, последствия. Любеческий съезд. Раздробленность на Руси
Рассказ ученика |
Описывать основные события правления Ярославичей Оценивать решения Любеческого съезда Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха Оценивать развитие древнерусского законодательства от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха. Характеризовать роль княжеских съездов в древнерусской истории |
Работать с разными историческими источниками. Анализировать «Поучение» Владимира Мономаха.
|
Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
|
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
§8 |
|
|
42 |
*Общественный строй и церковная организация на Руси |
1 |
Общественный строй и церковная организация Древней Руси. Основные слои населения Древней Руси. Изменения в общественной жизни населения Древней Руси в период раздробленности Духовные ценности русских людей Рассказ ученика |
Характеризовать изменения в жизни восточных славян, которые способствовали формированию древнерусской народности. Описывать с опорой на схему социальную структуру русского общества. Определять сущность земельных отношений. Оценивать духовные ценности, присущие эпохи Древней Руси |
Применять знания из курсов всеобщей истории о роли церкви в средневековых государствах. Объяснять и применять новые термины и понятия. |
Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества |
§9 |
|
43 |
*Культурное пространство Европы и культура Древней Руси |
1 |
Культура Византии, культура средневековой Европы. Развитие русской культуры. Письменность и грамотность. Литература. Устное народное творчество. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло
Доклады, презентации |
Характеризовать важнейшие черты культуры стран Европы IX-XII вв. Раскрывать особенности культуры Руси. Оценивать уровень письменной культуры Древней Руси, грамотности и образованности населения. Характеризовать уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси
|
Применять понятийный аппарат исторического знания по культуре стран средневековой Европы. Работать с разными источниками информации , извлекать нужную информацию, преобразовывать ее |
Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества |
§10 |
|
44 |
Повседневная жизнь населения |
1 |
Повседневная жизнь, обычаи, нравы восточных славян – жителей городов и деревни. Характерные черты русского быта. Семья. Воспитание в семье. Развлечения в Древней Руси
Доклады, презентации |
Характеризовать особенности быта жителей Древней Руси, повседневной жизни русского народа, их нравы и обычаи Определять влияние климатических условий на особенности одежды жителей Руси. Характеризовать образ жизни различных слоев населения
|
Применять понятийный аппарат исторического знания по культуре стран средневековой Европы. Сравнивать образ жизни, быт европейского населения и населения Руси. Работать с разными источниками информации , извлекать нужную информацию, преобразовывать ее |
Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества |
§11 |
|
45 |
Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме 2 |
1 |
Внешняя политика Древней Руси. Отношения Руси со странами Европы и Азии. Русь в международной торговле. Тест |
Определять место и роль Руси в Европе Характеризовать отношения Руси со странами Европы, кочевниками и странами Востока Оценивать роль Руси в международной торговле Обобщают знания по теме «Русь в IX – в первой половине XII в» Систематизируют исторический материал |
Применять понятийный аппарат исторического знания. Сравнивать, анализировать исторические события России и Западной Европы, обобщать, делать выводы |
Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества |
§4-11 |
|
46 |
История и культура родного края в древности |
1 |
Появление государства на территории Приенисейского края. Государство древних кыргызов. Занятия, быт, обычаи и культура древних хакасов. Влияние геополитического фактора на историю Приенисейского края. Доклады, презентации, рефераты |
|
Осуществляют информационный поиск, перерабатывают информацию, составляют доклады, презентации, рефераты |
Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Проявление патриотизма – уважения и сопричастности к России, к своей малой родине, к прошлому и настоящему своего Отечества |
конспект |
|
Тема 3. Русь в середине XII – в начале XIII в. – 5 час |
|
|
|
|
|
|
||||
47 |
Политическая раздробленность в Европе и на Руси |
1 |
Причины и последствия политической раздробленности в Европе и на Руси. Хронологические рамки политической раздробленности на Руси. Роль церкви в условиях распада Руси. Отношения Руси с кочевниками. Государственное управление в период раздробленности.
Выполнение заданий в рабочей тетради |
Определяют во времени хронологические рамки политической раздробленности на Руси, соотносят ее с раздробленностью в Европе. Объясняют причины политической раздробленности. Рассказывают о роли церкви в условиях распада Руси. Характеризуют государственное управление в период раздробленности. |
Применять понятийный аппарат исторического знания. Сравнивать, анализировать исторические события России и Западной Европы, обобщать, делать выводы |
Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по индивидуальному выполнению учебной задачи |
Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества |
§12 |
|
48 |
Владимиро-Суздальское княжество |
1 |
Владимиро-Суздальское княжество: особенности развития. Характер княжеской власти в северо-восточных землях Руси. Культура Владимиро-Суздальской земли Заполнение таблицы |
Показывают на карте территорию Северо-Восточной Руси, выполняют географическое описание. Характеризуют княжескую власть в северо-восточных землях Руси. Выявляют культурные особенности Владимиро-Суздальской земли |
Определяют цели, ставят учебные задачи для коллективной деятельности, предполагают результат и уровень его достижения. Составляют на основании учебника и исторических текстов таблицу |
Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по коллективному выполнению учебной задачи |
Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Выстраивание толерантного отношения с окружающими людьми |
§13 |
|
49 |
Новгородская республика |
1 |
Социально-экономическое и политическое устройство Новгородской республики. Особенности жизни новгородцев. Культура Новгородской земли Тест |
Описывают географические и природно-климатические особенности Новгородской земли. Характеризуют социально-экономическое и политическое устройство Новгородской республики. Объясняют особенности новгородской культуры их и причины. |
Выделяют причинно-следственные связи. Применяют исторические знания, используют понятийный аппарат. Составляют на основании учебника и исторических текстов таблицу |
Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по коллективному выполнению учебной задачи |
Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Выстраивание толерантного отношения с окружающими людьми |
§14 |
|
50 |
Южные и юго-западные русские княжества |
1 |
Исторические особенности южных и юго-западных земель. Факторы, повлиявшие на упадок Киевского княжества. Характеристика Черниговского, Смоленского и Галицко-Волынского княжеств Тест |
Характеризуют исторические особенности южных и юго-западных земель. Объясняют факторы, повлиявшие на упадок Киевского княжества. Сравнивают географические, природно-климатические условия и особенности развития Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель. Раскрывают последствия близости Галицко-Волынского княжества с западноевропейскими странами. |
Составляют на основании учебника и исторических текстов таблицу. Осуществляют индуктивное обобщение |
Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по коллективному выполнению учебной задачи |
Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Выстраивание толерантного отношения с окружающими людьми |
С.123 |
|
51 |
Повторительно-обобщающий урок по теме 3 |
1 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Русь в середине XII – начале XIIIв.» Задания в рабочей тетради |
|
|
|
|
|
§ |
|
Тема 4. Русские земли в середине XIII – XIV вв. – 10 час |
|
|
|
|
|
|
||||
52 |
Монгольская империя и изменение политической картины мира |
1 |
Образование державы Чингисхана. Завоевательные походы Чингисхана. Битва на Калке. Историческое наследие Монгольской империи Сравнительная таблица |
Используют карту как источник информации. Рассказывают о Чингисхане, битве на Калке. Дают оценку последствиям монгольских завоеваний |
Выделяют причинно-следственные связи. Составляют таблицу «Оценка последствий монгольских завоеваний и создания Монгольской империи для народов Евразии» |
Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по индивидуальному выполнению учебной задачи |
Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Выстраивание толерантного отношения с окружающими людьми |
§15 |
|
53 |
Батыево нашествие на Русь |
1 |
Вторжение на Русь внука Чингисхана Батыя. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу Тест |
Рассказывают о вторжении Батыя на Русь, последствиях. Используют историческую карту для характеристики событий |
Составляют хронологическую таблицу. Анализируют последствия нашествия Батыя на Русь, делают обобщение, приводят аргументы и факты |
Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по индивидуальному выполнению учебной задачи |
Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Выстраивание толерантного отношения с окружающими людьми |
§16 |
|
54 |
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом |
1 |
Походы шведов. Походы крестоносцев. Князь Александр Ярославович. Внешняя и внутренняя политика Александра Невского. Невская битва. Ледовое побоище Тест |
Объясняют причины и последствия походов на Русь шведов и крестоносцев. Используя карту, рассказывают о Ледовом побоище и Невской битве. Характеризуют политику Александра Невского. |
Работают с историческими документами. Составляют план устного ответа |
Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в УПД |
Учитывать позиции других людей, партнеров по деятельности или общению |
Осознание единства и целостности окружающего мира, его социального, культурного, языкового, духовного многообразия |
§17 |
|
55 |
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура |
1 |
Политическое и экономическое устройство Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества |
Характеризовать политическое и экономическое устройство Золотой Орды. Раскрывать признаки ордынского владычества на Руси и его последствия. Рассказывать о борьбе русского народа против ордынского владычества. |
Составляют развернутый план устного ответа. Осуществляют обобщение |
Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в УПД |
Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Осознание единства и целостности окружающего мира, его социального, культурного, языкового, духовного многообразия |
§18 |
|
56 |
Литовское государство и Русь
|
1 |
Причины образования Литовского государства, его политическое устройство. Значение присоединения русских земель в Литве. Начало образования русской, белорусской и украинской народностей. Союз Литвы и Польши
Тест |
Объясняют причины образования Литовского государства. Характеризуют политическое устройство Литвы. Рассказывают о формировании русской, белорусской и украинской народностей. |
Составляют хронологическую таблицу «Возникновение и укрепление Великого княжества Литовского». |
Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по индивидуальному выполнению учебной задачи |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Осознание единства и целостности окружающего мира, его социального, культурного, языкового, духовного многообразия |
§19 |
|
57 |
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси |
1 |
Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Москва при Иване Калите. Причины возвышения Москвы |
Характеризуют политическое устройство Северо-Восточной Руси. Составляют исторический портрет Ивана Калиты. Используют карту как источник информации |
Составляют сложный план. Применяют понятийный аппарат исторического знания. |
Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в УПД |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества |
§20 |
|
58 |
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва |
1 |
Развитие русских земель в XIV веке. Москва – центр объединения северо-восточных русских земель. Русь готовится к борьбе за свободу. Поход Мамая на Русь. Куликовская битва. Набег хана Тохтамыша. Значение Куликовской битвы Тест |
Характеризуют развитие русских земель в XIV веке. Объясняют причины объединения вокруг Москвы. Рассказывают о Куликовской битве. Составляют исторические портреты участников Куликовской битвы. |
Применять понятийный аппарат исторического знания. Определять причинно-следственные связи. Применять предметные знания |
Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в УПД |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества |
§21 |
|
59 |
*Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в. |
1 |
Начало возрождения культуры в русских землях. Книжное дело, летописание. Устное народное творчество, литература. Зодчество. Живопись. Доклады, презентации, рефераты |
Рассказывают о возрождении культуры в русских землях. |
Осуществляют информационный поиск, перерабатывают информацию, составляют доклады, презентации, рефераты |
Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в УПД |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества |
§22 |
|
60 |
Родной край в истории и культуре Руси |
1 |
История и культура родного края в период раннего Средневековья
Доклады, презентации, рефераты |
Характеризуют политическое и социально-экономическое развитие Сибири в период раннего Средневековья |
Осуществляют информационный поиск, перерабатывают информацию, составляют доклады, презентации, рефераты |
Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в УПД |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества |
|
|
61 |
Повторительно-обобщающий урок по теме 4 |
1 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Русские земли в середине XIII – XIV вв» Задания в рабочей тетради |
|
|
|
|
|
§15-22 |
|
Тема 5. Формирование единого Русского государства – 9 час |
|
|
|
|
|
|
||||
62 |
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. |
1 |
Мир к началу XV века. Политическая география русских земель. Генуэзские колонии в Причерноморье. Централизация в Западной Европе и русских землях. Упадок Византии и его последствия. Тест |
Характеризуют развитие русских земель на политической карте Европы и мира в начале XV в. Объясняют причины и последствия упадка Византии |
Применяют исторические знания, раскрывают понятия и термины. Сравнивают развитие Русских земель и европейских стран |
Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в УПД |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества |
§23 |
|
63 |
Московское княжество в первой половине XV в. |
1 |
Изменения в порядке владения землей. Предпосылки объединения русских земель. Факторы, тормозящие процесс объединения. Внутренняя и внешняя политика Василия I. Причины и последствия междоусобной войны второй четверти XV в. Тест |
Раскрывают предпосылки объединения русских земель. Характеризуют политику Василия I. Объясняют причины московской усобицы. |
Объясняют значение терминов и понятий. Работают с разными источниками информации |
Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Проявление патриотизма – уважения и сопричастности к России, к своей малой родине, к прошлому и настоящему своего Отечества |
§24 |
|
64 |
Распад Золотой Орды и его последствия |
1 |
Причины распада Золотой Орды, последствия этого процесса. Состав населения новых государств, занятия населения. Взаимоотношения новых государств с Русью. |
Объясняют причины распада Золотой Орды, последствия этого процесса. Характеризуют состав населения новых государств, занятия населения. Сопоставляют развитие новых государств и Руси |
Объясняют значение терминов и понятий. Работают с разными источниками информации |
Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Проявление патриотизма – уважения и сопричастности к России, к своей малой родине, к прошлому и настоящему своего Отечества |
§25 |
|
65 |
Московское государство и его соседи во второй половине XV в. |
1 |
Присоединение Новгорода к Московскому княжеству. Ликвидация ордынского владычества на Руси. Завершение объединения русских земель. Возвышение великокняжеской власти
Тест |
Рассказывают о присоединении Новгорода к Московскому княжеству, ликвидации ордынского владычества на Руси. Раскрывают признаки единого Русского государства. Составляют исторический портрет Ивана III |
Объясняют значение терминов и понятий. Работают с разными источниками информации |
Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины |
Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Проявление патриотизма – уважения и сопричастности к России, к своей малой родине, к прошлому и настоящему своего Отечества |
§26 |
|
66 |
Русская православная церковь в XV- начале XVI в. |
1 |
Православие в начале XV века. Флорентийская уния и Русь. Падение Византии. Независимость Русской православной церкви. Русская православная церковь в XV в. Доклады, презентации, рефераты |
Раскрывают роль православной церкви церковь в XV- начале XVI в. |
Объясняют значение терминов и понятий. Работают с разными источниками информации. Составляют доклады, презентации, рефераты |
Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по коллективному выполнению учебной задачи |
Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Выстраивание толерантного отношения с окружающими людьми |
С.96-100 |
|
67 |
Человек в Российском государстве второй половины XVв. |
1 |
Знатные люди Российского государства. Помещики. Вотчинно-поместное землевладение. Ограничение свободы крестьян. Городское население. Появление казачества. Доклады, презентации, рефераты
|
Характеризуют изменения положения знатных людей в Московском государстве. Объясняют причины ограничения крестьянской свободы. Рассказывают об особенностяхгородской жизни на Руси XV в. Объясняют причины появления и особенности положения казачества |
Объясняют значение терминов и понятий. Работают с разными источниками информации. Составляют доклады, презентации, рефераты
|
Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по коллективному выполнению учебной задачи
|
Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Выстраивание толерантного отношения с окружающими людьми |
С.101-106 |
|
68 |
Формирование культурного пространства единого Российского государства |
1 |
Культура и быт Руси в XIV – XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Повести, сказания, жития. Произведения Куликовского цикла. Русское зодчество. Московский Кремль., монастырские комплексы-крепости. Расцвет русской иконописи. Ф.Грек, А.Рублев. быт различных слоев населения. Тест |
Характеризуют политическое положение русских земель и его влияние на изменение в восприятии окружающего мира их жителями. Раскрывают особенности русской культуры XVв. Объясняют теорию «Москва – Третий Рим». Рассказывают о достижениях в живописи, зодчестве. Составляют исторический портрет Андрея Рублева и Дионисия |
Объясняют значение терминов и понятий. Работают с разными источниками информации. Составляют доклады, презентации, рефераты
|
Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по коллективному выполнению учебной задачи
|
Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Выстраивание толерантного отношения с окружающими людьми |
§27 |
|
69 |
Повторительно-обобщающий урок по теме 5 |
1 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Формирование единого Русского государства»
Задания в рабочей тетради |
Характеризуют исторических деятелей XV-XVIвв., способствовавших объединению Руси. Сравнивают политическое устройство русских земель в начале XIV и в начале XVIв. Рассказывают об освобождении Руси от ордынского ига, его результатах. Называют исторические события, влиявшие на развитие русской культуры XV-начала XVIвв. |
Объясняют значение терминов и понятий. Работают с разными источниками информации. |
Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по коллективному выполнению учебной задачи
|
Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Выстраивание толерантного отношения с окружающими людьми |
§23-27 |
|
70 |
Итоговая контрольная работа по истории России |
1 |
Контрольная работа |
|
|
|
|
|
|
|