Календарно-тематический план по истории в 6 классе по УМК А.А. Вигасина, А.В. Торкунова

1
0
Материал опубликован 31 July 2019

Календарно-тематическое планирование по истории 6 класс 

Перечень программных разделов, учебных тем

Кол-во часов

раздела и уч. темы

Основное содержание учебной темы

(выделение «точек контроля» в рамках изучаемой учебной темы)

Перечень образовательных результатов

Домашнее задание

Примерные сроки изучения

Предметные

Метапредметные

Личностные (программный раздел)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

 

История Средних веков – 28 час

 

 

 

 

 

 

1

Введение. Живое Средневековье

1

Что изучает история Средних веков. Дис­куссии учёных о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков.

Определять место Средневековья на «ленте времени». Объясняют происхождение термина Средние века.

Характеризовать источники, рассказывающие о средневековой эпохе

Выделяют и извлекают информацию из текста учебника.

Проводить аналогии эпохи Средневековья с временами года.

Составляют схему «Исторические источники»

 

 

Определяют цель, ставят учебные задачи для индивидуальной деятельности

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками

Осознание единства и целостности окружающего мира. развитие познавательных интересов и учебных мотивов

С.6-11

 

Тема 1. Становление средневековой Европы – 5 час

 

 

 

 

 

 

2

Древние германцы и Римская империя

1

Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Занятия и образ жизни германской общины. Германские традиции и семья. Родоплеменная организация германцев. Разложение родового строя и усиление расслоения в общине. Выделение знати. Изменения в отношениях германцев. Древние германцы и Римская империя. Великое переселение народов. От набегов к военным походам и завоеваниям римских территорий германцами. Нашествие кочевников. Гунны и германцы. Ослабление Римской империи и последующий её раздел под натиском варваров. Трагическое вандальское нашествие на Вечный город. Падение Западной Римской империи. Исторический рубеж древности и Средневековья. Роль вторжения германских племён в границы ослабевшей Западной Римской империи. Территории расселения германских союзов племён на бывшей территории Западной Римской империи.

Устный опрос

Характеризуют образ жизни германских племен.

Выделяют причины ослабления Римской империи.

На исторической карте определяют направления переселения варварских племени их вторжение на территорию Римской империи

Работают с разными источниками информации. Составляют простой план устного ответа

Определяют цель, ставят учебные задачи для индивидуальной деятельности

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками

Осознание единства и целостности окружающего мира. Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

§1

 

3

Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв.

1

Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Признание римской знатью власти Хлодвига. Сближение культур, образа жизни германцев и римлян. Элементарность государственного устройства у франков при сильной королевской власти. Налоги, суд и военная организация у франков. Переход от обычая к писаному закону как инструменту внедрения и регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Складывание крупного землевладения и новых отношений среди франков. Полноправность знати на местах. Завершение распада родовой организации франков и переход к соседской общине. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками.

Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освящённой Богом, духовенство и миряне. Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение их поселений — монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев. Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги — «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. «Дар Пипина»: образование государства пап римских — Папская область.

Устный опрос

 

Рассказывать о складывании государств у варваров. Показывают на карте территории варварских королевств.

Объяснять своеобразие складывания государства у франков.

Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига.

Обобщать события истории франков и выделять ее этапы.

Раскрывают процесс превращения свободных крестьян в зависимое население Франкского королевства.

Объяснять особенности монастырской жизни и ее роль в складывании европейской культуры

Работают с разными источниками информации. Составляют простой план устного ответа.

Раскрывают значение понятий

Определяют цель, ставят учебные задачи для коллективной деятельности

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками

Осознание единства и целостности окружающего мира. Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

§2

 

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность

1

Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных походов короля Карла. Утрата самостоятельности Саксонии. Расширение границ Франкского государства. Образование империи Карла Великого. древняя Римская империя, объединявшая христианский мир, как идеал варварских народов раннего Средневековья. Административно-военное управление воссозданной империей франкского короля. Культурная разрозненность и слабость экономических отношений как препятствие для объединения народов под властью императора Карла. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Отсутствие единства в новых государствах. Феодальная раздробленность. Укрепление самостоятельности франкской знати в их владениях. Развитие феодальных отношений в Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости. Феодальные междоусобицы в их последствия. Система вассалитета — феодальная лестница Феодальное право укрепляло право феодальной собственности.

Тест

Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья.

С помощью карты рассказывать о внешней политике Карла Великого.

Сравнивать политику Карла и Хлодвига.

Комментировать последствия Верденского раздела

Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции.

Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии.

Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей.

Характеризовать феодальную раздробленность.

 

Работают с разными источниками информации. Составляют простой план устного ответа.

Раскрывают значение понятий

Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками

Осознание единства и целостности окружающего мира. Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

§3

 

5

Западная Европа в IХ—ХI вв.

1

Франция в IХ—ХI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет — новый избранный король. Король и феодалы. Владения короля — его домен.

Германия в IХ—ХI вв. Внешняя опасность как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство. Оттон 1. Ещё одно восстановление древней Римской империи — Священная Римская империя. Италия и Германия.

Англия в IХ—ХI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Норманны и Англия. Население Западной Европы и викинги. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи — первая династия князей древней Руси. Борьба англосаксов с норманнами. Захват Лондона датчанами. Король Альфред Великий: его оборонительная политика против датчан. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Образование герцогства Нормандия на севере Франции. Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов.

Сравнительная таблица

Сравнивать королевскую власть в Англии, во Франции и Германии.

Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы

 

Осуществлять информационный поиск, перерабатывать информацию. Определять объекты сравнения , составлять таблицу

Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками

Осознание единства и целостности окружающего мира. Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

§4

 

6

Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

1

Утверждение христианства в раннее Средневековье. Ограниченность представлений о мире у средневекового европейца. Учения Пифагора, Фалеса: взгляд средневековых учёных. Отсутствие единых летоисчисления, календарей, систем измерений, меры веса и др. Служители церкви — хранители знаний и письменности. Неграмотность населения Европы. Карл Великий и короткая вспышка Каролингского Возрождения. Монах Алкуин и его роль в распространении грамотности в Франкской империи. «Дворцовая академия». Карл Великий — созидатель и архитектор. Влияние античности на архитектуру. Открытие школ при монастырях, соборах. Латинский язык в Средние века — язык образованности и культуры. Семь свободных искусств. Обучение в средневековой школе. Развитие искусства рукописных книг. Искусство книжной миниатюры. Библия книга книг. Появление новых жанров в средневековой литературе. Хроники и житийная литература. Появление светской литературы на латинском языке. Англосаксонский эпос «Беовульф», скандинавский — «Старшая Эдда», германский — «Песнь о Нибелунгах», французский — «Песнь о Роланде».

 

Самостоятельная работа

Рассказывать о представлениях средневекового европейца о мире.

Объяснять значение заимствований античной культуры для развития Средневековья.

Характеризовать особенности складывания европейского образования. Раскрывать особенности новых жанров в средневековой литературе.

Анализировать достижения культуры в эпоху Карла Великого.

Раскрывать значение понятий.

Работать с разными источниками информации.

Готовить презентации, доклады, сообщения

Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками

Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человечества

§5

 

Тема 2. Византийская империя и славяне в VIXI вв. (2 час)

 

 

 

 

 

 

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

Культура Византии

 

1

Обра­зование Восточной Римской империи — Византии — Ромейской империи. Устой­чивость Византии в борьбе с варварским миром. Константинополь — столица на перекрёстке цивилизаций и их торго­вых путей. Император — правитель но­вой империи. Византия при Юстиниане. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами. Византия — на­следница мира Античности и стран Востока.

Тест

Показывать на карте местоположение Византии, называть ее соседей.

Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю.

Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.

Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии.

Устанавливать аналогию между византийской и римской школами.

Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры.

Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись

Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.

Анализировать отношения Византии с соседними народами.

Доказывать, что Византия – наследница мира Античности и стран Востока.

 

Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками

Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человечества

§6, 7

 

8

Образование славянских государств

1

Направления движения сла­вян и территории их расселения. Пле­менные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Вождь и дружина. Образование государства у южных сла­вян — Болгарии. Период существования Болгарского государства и его достиже­ния. Великоморавская держава — госу­дарство западных славян. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси — государства восточных славян. Чехия и Польша.

Тест

Характеризовать занятия, образ жизни славянских племен.

Рассказывать об образовании славянских племен, опираясь на развернутый план. Объяснять значение деятельности Кирилла и Мефодия для развития славянской культуры.

Составлять развернутый план параграфа.

Работать с разными источниками информации: текст учебника, иллюстрации, историческими источниками - «Повесть временных лет»

Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками

Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человечества

§8

 

Тема 3. Арабы в VI—XI вв. – 1 час

 

 

 

 

 

 

9

*Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Культура стран халифата.

1

Аравия — роди­на исламской религии. География, при­родные условия Аравийского полуостро­ва, занятия и образ жизни его жителей. Мекка — центр торговли. Мухаммед — проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах — Бог пра­воверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран — священная книга ислама. Семья и Коран. Арабский халифат. Покорение жителей боль­шей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат — государ­ство между двух океанов. Багдадский ха­лифат и Харун ар-Рашид. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата.

Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «ла­тынь Востока». Образование — инстру­мент карьеры. Медресе — высшая мусульманскаяАль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского ис­кусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть — место общественных встреч и хранилище ценностей. Устройство мече­ти. Минарет. Арабески. Значение куль­туры халифата. Испания — мо ст между арабской и европейской культурами.

Самостоятельная работа

Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен.

Объяснять причины и следствия арабских завоеваний.

Показывать на карте направления походов и завоеваний арабов.

Характеризовать положение народов, входивший в Арабский халифат. Называть причины распада Арабского халифата.

Объяснять влияние ислама на культуру Арабского халифата.

Рассказывать о научных достижениях арабских ученых Средневековья. Характеризовать вклад арабской культуры в развитие мировой культуры.

Раскрывать значение понятий.

Уметь переводить учебное содержание из одной знаково-символической системы в другую (при заполнении карты)

Представлять характеристику выдающихся памятников арабского искусства в форме презентаций.

Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками

Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человечества

§9,10

 

Тема 4. Феодалы и крестьяне - 1 час

 

 

 

 

 

 

10

Средневековая деревня и ее обитатели

В рыцарском замке

1

Земля — феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависи­мые крестьяне. Виды феодальной за­висимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство — отличие фео­дальной эпохи.

Период расцве­та, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцар­ского замка. Замок — жилище и крепость феодала. Рыцарь — конный воин в доспе­хах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской че­сти — рыцарская культура.

Исторический диктант

Объяснять, какое положение занимало крестьянское сословие в феодальном обществе. Раскрывать проявления зависимости крестьян от феодала, используя понятия барщина, повинность, оброк, вотчина.

Характеризовать роль, которую играла община в жизни средневековых крестьян. Рассказывать об образе жизни средневекового крестьянина.

Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.

Характеризовать занятия, образ жизни, замок феодала.

Раскрывать значение понятий.

Работать с разными источниками информации.

Составлять на основании текста учебника схему «Повинности крестьян».

Высказывать суждения о роли рыцарства в средневековом обществе. Готовить презентации, доклады, сообщения, используя разные источники информации

 

Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач.

Осуществляют само- и взаимооценивание

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человечества

§11, 12

 

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе – 2 час

 

 

 

 

 

 

11

Формирование средневековых го­родов. Городское ремесло

1

Совершенствование орудий об­работки земли. Разнообразие продук­тов земледелия. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сель­ском хозяйстве. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продук­тами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город — по­селение ремесленников и торговцев. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых горо­дов. Сеньоры и город. Борьба за город­ское самоуправление. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Объединения купцов — гильдия, товарищество. Оживление торговых отно­шений. Торговые пути. Ярмарки — об­щеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества — к банкам.

Раскрывать влияние изменений в общественной жизни на процесс возникновения городов в средневековой Европе. Объяснять причины и значение борьбы городов с сеньорами. Составлять рассказ о мастерской средневекового ремесленника.

Объяснять, какую роль играли цехи в жизни средневековых ремесленников.

Давать определения понятиям, использовать понятия при характеристике средневековых городов.

Осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств для подготовки сообщений о средневековом городе и жизни горожан

Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками

Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человечества

§13

 

12

Горожане и их образ жизни

1

Своеобразие города. Управление горо­дом и городская знать. Борьба ремес­ленников за участие в управлении го­родом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город — центр формирова­ния новой европейской культуры и вза­имодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневеко­вого пространства. Развлечения горожан. Городское сословие в Европе — носите­ли идей свободы и права. Союз королей и городов.

Тест

Характеризовать развитие торговли в период Средневековья.

Составлять описание облика средневекового города.

Рассказывать об образе жизни горожан и крестьян.

Использовать информацию карты для характеристики развития торговли.

Объяснять значение понятий и использовать их в своей речи.

Сравнивать жизни горожан и крестьян в эпоху Средневековья.

Высказывать свои суждения в процессе обсуждения роли городов и формировании новых ценностей, отличных от ценностей рыцарства и крестьянства.

 

Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками

Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человечества

§14

 

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы - 2 ч

 

 

 

 

 

 

13

 

*Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

Скла­дывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Рост само­стоятельности и потребностей феодалов. Усиление власти короля. Рост влияния церкви и её экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Могущество папы Иннокен­тия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение ерети­ков. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман.

Раскрывать причины и последствия раскола христианской церкви на православную (восточную) и католическую (западную).

Рассказывать о еретических движениях и учениях, опираясь на термины и понятия.

Объяснять значение понятий.

Составлять и объяснять схему устройства католической церкви, опираясь на термины и понятия.

Составлять простой план ответа

Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками

Осознание единства и целостности окружающего мира. Осознание современного многообразия типов мировоззрения; общественных, религиозных, традиций, определяющих разные объяснения происходящего в мире

§15

 

14

Крестовые походы.

1

Клермонский призыв папы римского Урбана II. Ши­рокий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых похо­дов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестонос­цами государств на Средиземноморском побережье. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний кре­стоносцев. Салах ад-Дин и Третий кре­стовый поход. Судьбы похода королей. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Констан­тинополя. Распад Византии и её вос­становление. Детские крестовые по­ходы. Укрепление королевской власти. Крестовые походы в Финляндию и на Русь. Упадок и конец крестоносного движения. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока

Тест

Объяснять причины участия различных сословий в Крестовых походах. Показывать на карте направления Крестовых походов и территории, захваченные крестоносцами. Раскрывать особенности Четвертого крестового похода. Высказывать оценочные суждения о последствиях Крестовых походов.

Составлять на основе текста учебника таблицу «Крестовые походы». Выделять и извлекать необходимую информацию из исторических документов.

Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками

Осознание единства и целостности окружающего мира. Осознание современного многообразия типов мировоззрения; общественных, религиозных, традиций, определяющих разные объяснения происходящего в мире

§16

 

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) – 5 час

 

 

 

15

Как происходило объединение Франции.

1

Экономические успехи Фран­цузского государства. Объединение го­родов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объеди­нения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Конфликт между королём Филиппом IV Красивым и папой рим­ским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Франция — централизо­ванное государство. Оформление сослов­ной монархии во Франции.

Таблица «Деятельность французских королей в XIII в.»

Объяснять, почему горожане, крестьяне и рыцари стали опорой королевской власти в процессе объединения Франции и других европейских стран.

Определять общие черты деятельности французских королей по объединению Франции. Раскрывать значение созыва Генеральных штатов во Франции, опираясь на информацию учебника.

На основании текста учебника составлять таблицу «Деятельность французских королей в XIII в.»

Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками

Осознание единства и целостности окружающего мира. Осознание современного многообразия типов мировоззрения; общественных, религиозных, традиций, определяющих разные объяснения происходящего в мире

§17

 

16

Что англичане считают началом сво­их свобод.

1

Король Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизо­ванному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей — конституция со­словно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент — сословное со­брание.

Задания в рабочей тетради

Объяснять последствия норманнского завоевания Англии.

Определять сходство и различие реформ Генриха II Плантагенета в Англии и Людовика IX Святого во Франции. Раскрывать основные положения Великой хартии вольности.

Характеризовать значение созыва Парламента в Англии

Объяснять значение понятий. Определять объекты сравнения.

Составлять таблицу «Короли Англии. Централизация власти и объединение страны», используя текст учебника

Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками

Осознание единства и целостности окружающего мира. Осознание современного многообразия типов мировоззрения; общественных, религиозных, традиций, определяющих разные объяснения происходящего в мире

§18

 

17

Столетняя война.

Крестьянские восстания во Франции и Англии

1

Столетняя вой­на: причины и повод. Готовность к вой­не, вооружённость армий противни­ков. Основные этапы Столетней войны. От перемирия к победам французов. Карл VII — новый король Франции. Город Орлеан — трагедия и надеж­да. Партизанская война. Жанна д’Арк. Коронация короля Карла. Гибель Жанны д’Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны.

Тест

Раскрывать причины и повод к войне между Англией и Францией

Показывать на карте и рассказывать о решающих битвах Столетней войны.

Характеризовать причины и итоги крестьянских выступлений во Франции (Жакерия) и Англии (восстание Уота Тайлера)

Представлять характеристику Жанны д,Арк, объяснять, почему имя народной героини сохранилось в памяти поколений.

Выделять и извлекать информацию из исторических документов, текста учебника, иллюстраций. Составлять тезисы устного ответа

Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками

Осознание единства и целостности окружающего мира. Осознание современного многообразия типов мировоззрения; общественных, религиозных, традиций, определяющих разные объяснения происходящего в мире

§19, 20

 

18

Усиление королевской власти в конце XVв. во Франции и в Англии.

 

1

Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Усиление вла­сти французского короля в конце XV в. Завершение объединения Франции. Установление единой централизован­ной власти в французском государстве. Междоусобная война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII — король новой правящей династии в Англии. Усиление власти ан­глийского короля в конце XV в.

Исторический портрет Людовика IX

Рассказывать о завершении создания централизованных государств в Англии и Франции после Столетней войны.

Составлять политическую характеристику Людовика IX, высказывать и обосновывать свой оценки его роли в объединении Франции

 

Проводить сравнение целей Людовика IXи Карла Смелого и средств их достижения.

Определять отличительные черты абсолютной монархии от сословной.

Обобщать материал по истории централизации власти во Франции и в Англии в форме таблицы.

Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками

Выстраивание толерантного отношения к окружающим людям. Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества

§21

 

19

Реконкиста и образование центра­лизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Много­вековая Реконкиста в Испании. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого Испанского ко­ролевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе.

Тест

Рассказывать об освобождении христианами земель Пиренейского полуострова, используя карту и содержание учебника.

 

Определять сходства и различия кортесов с Генеральными штатами во Франции и парламентом в Англии.

Объяснять значение понятий

Владеть волевой саморегуляцией

Учитывать позиции других людей

Выстраивание толерантного отношения к окружающим людям. Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества

§22

 

Тема 8. Германия и Италия в XII – XV вв. – 1 час

 

 

 

 

 

20

Усиление власти князей в Германии.

Расцвет итальянских городов

1

Подъем хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Священная Римская империя и княжества в XIV в. Король Карл I – император Карл IV. Золотая булла. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.

Расцвет торговли и итальянских городов. Завоеванная свобода. Коммуна – средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба римских пап с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции

Тест

Объяснять, почему в Германии и Италии в Средневековье не возникло централизованных государств.

Рассказывать об управлении городскими коммунами в Италии

Объяснять значение понятий.

Составлять развернутый план параграфа. Определять сходство и различие в хозяйственном и политическом развитии итальянских государств.

Владеть волевой саморегуляцией

Выстраивать учебное сотрудничество в группах, распределять роли и функции участников, определять способы взаимодействия

Выстраивание толерантного отношения к окружающим людям. Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества

§23, 24

 

Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. - 2 час

 

 

 

 

 

21

Гуситское движение в Чехии.

 

1

Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъ­ём чешского государства. Прага — столи­ца империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус — критик духовенства. Церковный собор в Констанце. Мучительная казнь Я. Гуса. Гуситское движение в Чехии: эта­пы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движе­ния.

Тест

Представлять характеристику Яна Гуса, объяснять, почему его имя сохранилось в памяти поколений.

Характеризовать причины и последствия социального выступления в средневековой Чехии.

Рассказывать о Гуситских войнах, раскрывать причины побед гуситов над крестоносцами, используя карту учебника

Объяснять значение терминов, использовать их при характеристике социальных выступлений в Чехии. Определять объекты сравнения, выполнять сравнение и результаты оформлять в таблицу

Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками

Выстраивание толерантного отношения к окружающим людям. Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества

§25

 

22

Завоевание турками-османами Бал­канского полуострова.

1

Балканские на­роды накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в кон­це XII в. Ослабление Болгарского цар­ства изнутри и за пределами его границ. Усиление и распад Сербии. Образование государства османов. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния: коварный за­мысел. Мехмед II Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул — столицу Османской империи. Завоевание турка­ми-османами Балканского полуострова.

Тест

Объяснять причины ослабления и падения Византийской империи.

Показывать на карте направления завоевательных походов турок-османов на Балканах.

Представлять описание осады и штурма Константинополя в форме презентаций

Осуществлять информационный поиск, работать с разными источниками информации.

Составлять сообщение, доклад, презентацию

Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленных цели и задач

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками

Выстраивание толерантного отношения к окружающим людям. Построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества

§26

 

Тема 10. Культура Западной Европы в Средние века - 2час

 

 

 

 

 

 

23

*Образование и философия. Средневековая литература и искусство

1

Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие Марко Поло. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Фома Аквинский – философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Роль философии в средневековую эпоху. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою – королю Артуру. Сказочно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Данте Алигьери . Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.

Самостоятельная работа

Раскрывать причины развития образования в средневековой Европе.

Рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах. Называть знаменитых ученых, объяснять, чем они прославились.

Объяснять, почему изобретение книгопечатания считают одним из величайших открытий в истории человечества.

Раскрывать влияние христианской религии на искусство Средневековья.

Представлять описание памятников средневековой культуры, характеризуя их назначение, художественные особенности.

Объяснять значение понятий, использовать их при ответах. Выявлять отличия науки Средневековья от современной.

Извлекать информацию из разных исторических источников.

Сравнивать романские и готические соборы, используя иллюстрации учебника.

Характеризовать особенности художественной культуры Средневековья по сравнению с культурой предшествующего периода.

Составлять на основе текста презентации, доклады, сообщения

Определяют цель, ставят учебные задачи. Организуют деятельность по реализации поставленной цели и задач, по достижению прогнозируемого результата

Продуктивно взаимодействовать с учителем, выстаивать учебное сотрудничество со сверстниками

Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человечества

§27, 28

 

24

Культура раннего Возрождения в Италии

Научные открытия и изобретения

 

1

Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты: Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.

От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Распространение библиотек. Доступность печатной книги

Исторический диктант

Представлять описание произведений раннего периода Возрождения, высказывать оценочные суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества.

Объяснять особенности культуры Возрождения по сравнению с культурой предшествующего периода.

Определять объекты сравнения, выполнять сравнение по аналогии.

Осуществлять обобщение.

Объяснять значение понятий.

Осуществлять поиск информации и составлять презентации, доклады, сообщения

Организовывать деятельность по реализации поставленной цели и задач, по достижению прогнозируемого результата

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли, формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументированно ее представлять и защищать

Осознание единства и целостности окружающего мира. Понимание культуры как порождения трудовой преобразующей и созидательной деятельности человечества

§29, 30

 

Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века -2 час

 

 

 

 

 

25

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

 

1

Китай: империя Тан — единое государство. Развитие фео­дальных отношений. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монгола­ми. Антимонгольское восстание Красных повязок. Приобретение независимости. Хозяйственный подъём. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, созда­ние ружей. Достижения китайских учё­ных в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона.

Индия: Установление феодальных отношений. Индуистская религия. Кастовое устрой­ство общества. Междоусобные войны раджей. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Делийский сул­танат и разгром его Тимуром, правите­лем Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Индийская медицина. Искусство. Буддистские храмы в Аджанте. Влияние мусульманской куль­туры. Мавзолеи. Искусство классическо­го танца и пения. Книжная миниатюра.

Тест

Рассказывать о завоевательных походах монголов, показывать на карте направления завоеваний монголов и территории созданных ими государств. Характеризовать общественное устройство Китайского государства в период Средневековья. Объяснять систему управления, отношения власти и подданных в средневековом Китае.

Рассказывать о достижениях китайской культуры.

Характеризовать кастовый строй Индии, объяснять влияние деления общества на касты на жизнь индийцев. Рассказывать, с какими завоевателями пришлось столкнуться Индии в Средние века. Объяснять влияние природы на хозяйство и культуру Японии. Характеризовать общественное устройство и положение различных групп населения в средневековой Японии.

Объяснять значение понятий и использовать их в своей речи.

Осуществлять поиск информации и составлять презентации, доклады, сообщения.

Осуществлять обобщение материала об истории стран средневековой Азии в форме таблицы

 

 

Организовывать деятельность по реализации поставленной цели и задач, по достижению прогнозируемого результата

Выстраивать учебное сотрудничество в группах, распределять роли и функции участников, определять способы взаимодействия

Осознание единства и целостности окружающего мира.

§31, 32

 

26

Государства и народы доколум­бовой Америки.

Африка.

1

Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и орга­низация жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникаль­ность культуры народов доколумбовой Америки.

Неравномерность разви­тия народов Африки. Территория рас­селения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устрой­ство и культура. Влияние и связи с ислам­ской культурой. Культурное наследие наро­дов Западного Судана. Африканская скуль­птура. Освоение Африки европейцами.

Тест

Называть и показывать на карте страны доколумбовой Америки. Характеризовать общественное устройство и управление государства ацтеков и империи инков.

Рассказывать о достижениях культуры народов доколумбовой Америки. Высказывать суждения, почему развитие разных областей Африки происходило неравномерно.

Объяснять значение понятий и использовать их в своей речи.

Осуществлять поиск информации и составлять презентации, доклады, сообщения.

Осуществлять обобщение материала об истории народов доколумбовой Америки в форме таблицы

 

 

Организовывать деятельность по реализации поставленной цели и задач, по достижению прогнозируемого результата

Выстраивать учебное сотрудничество в группах, распределять роли и функции участников, определять способы взаимодействия

Осознание единства и целостности окружающего мира.

§33, 34

 

27

Наследие Средних веков в исто­рии человечества.

1

Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие политической систе­мы феодального общества. Общая харак­теристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь поли­тической системы с собственностью на землю. Самоуправление и автономия го­родов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в за­падноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие об­разования, науки. Складывание нового образа человека и отношений.

 

Систематизируют исторический материал по курсу истории Средних веков.

Раскрывают сущность основных процессов истории Средних веков: формировании новых государств и органов власти, могущественных империй, складывании новой структуры общества и отношений внутри ее, возникновении городов как центров ремесла и торговли, новой городской среды, формировании и развитии своеобразной и яркой культуры

Объяснять исторические понятия периода Средневековья.

Проводить обобщение, сравнение.

Работать с историческими текстами.

Применение исторических знаний

Организовывать деятельность по реализации поставленной цели и задач, по достижению прогнозируемого результата

Выстраивать учебное сотрудничество в группах, распределять роли и функции участников, определять способы взаимодействия

Осознание единства и целостности окружающего мира. Знание истории, культуры, культурного наследия человечества

С.268

 

28

Контрольная работа за курс истории Средних веков

1

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

История России – 42 час От Древней Руси к Российскому государству (С древности до конца XV в.)

29

Введение. Наша Родина - Россия

1

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Определяют хронологические рамки изучаемого периода.

Соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории.

Характеризовать исторические источники по группам.

Показывать на карте и описывать границы территории современной России. Объяснять значимость изучения отечественной истории для каждого жителя страны и общества

 

Использовать карту как источник информации.

Объяснять смысл понятий и терминов.

 

Ставить и формулировать новые для себя задачи в познавательной деятельности.

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в УПД

Осознание и проявление себя гражданином России, патриотом своего Отечества

С.6-9

 

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности – 6 час

 

 

 

 

 

 

30

Древние люди и их стоянки на территории современной России

1

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Зарождение родового строя. Совершенствование орудий труда

 

Тест

Раскрывать причины появления первых стоянок на территории современной России.

Определять исторические процессы, события во времени.

Устанавливать синхронистические связи древнейшей истории России и стран Европы и Азии.

Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности. Выделять причинно-следственные связи между природными и социальными явлениями

Сравнивать разные точки зрения на примере высказываний историков о значимости исторического знания..

Давать определение терминов и понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения

Формулировать новые задачи в УПД, составлять план действий, соотносить свои действия с планируемыми результатами

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Знание истории, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества

§1

 

31

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1

Зарождение земледелия, скотоводства, ремесла. Неолитическая революция. Начало распада первобытного общества

Раскрывать характерные черты первобытного общества.

Использовать картографические сведения.

Устанавливать синхронистические связи древнейшей истории России и стран Европы и Азии.

Описывать взаимосвязь между природными и социальными явлениями и их влияние на жизнь человека

Применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин распада первобытного строя.

Работать с разными источниками информации , извлекать нужную информацию, преобразовывать ее

Формулировать новые задачи в УПД, составлять план действий, соотносить свои действия с планируемыми результатами

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Знание истории, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества

С.15-19

 

32

Образование первых государств

1

Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Два центра славянской государственности – Новгород и Киев.

 

Определять причины Великого переселения народов

Характеризовать особенности первых государств

Объяснять процесс появления первых государств на территории современной России

 

Уметь перевести учебное содержание из одной знаково-символической системы в другую. Соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников

Организовывать деятельность по реализации поставленной цели и задач, по достижению прогнозируемого результата

Выстраивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Знание истории, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества

§2

 

33

Восточные славяне и их соседи

1

Дискуссии о славянской природе и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на 3 ветви – восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты, финно-угры, кочевые племена.

Графические работы (контурная карта)

Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту). Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей. Анализировать отрывки из арабских источников о славянах и русах; установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии; составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

Использовать разные источники информации, привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач, устанавливать причинно-следственные связи

Определять цели, ставить учебные задачи, предполагать результат и уровень его достижения на основе уровневых характеристик

Выстраивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Знание истории, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества

§3

 

34

История заселения территории родного края в древности

1

Расселение первобытного человека по территории Приенисейского края. Орудия труда и занятия людей в древнейшее время на территории Красноярского края. Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края. Художественное творчество и верования человека. От камня к бронзе. Приенисейские земледельцы и скотоводы. Сибирь и «Великое переселение народов». Наша местность в древности.

Самостоятельная работа

Рассказывать историю заселения территории родного края в древности; использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств

Осуществляют информационный поиск, выделяют и извлекают необходимую информацию, составляют реферат, презентацию, доклад

Организовывать деятельность по реализации поставленной цели и задач, по достижению прогнозируемого результата

Выстраивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Знание истории, культуры своего народа, основ культурного наследия народов родного края, России и человечества

конспект

 

35

Повторительно-обобщающий урок по теме 1

1

Обобщение и систематизация знаний по теме « Народы и государства на территории нашей страны в древности»

Тест по теме 1

Характеризовать процесс появления первых государств на территории современной России, образ жизни народов на территории нашей страны в древности.

Систематизировать исторический материал по теме

 

Применять понятийный аппарат исторического знания. Определять причинно-следственные связи. Применять предметные знания

 

 

 

 

 

Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в. - 11 час

 

 

 

 

 

36

Первые известия о Руси

1

Норманнская, антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства

Происхождение слова «русь». Предпосылки образования Древнерусского государства

Г.З. Байер, А.Л. Шлецер, Г.Ф. Миллер, М.В.В Ломоносов, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев

Тест

Высказывать версии происхождения Руси.

Характеризовать процесс образования государства Древняя Русь

Исследовать происхождение слова русь, фактологическую базу истории Древней Руси

Называть и характеризовать сторонников и противников норманнской теории происхождения русского государства

Описывать предпосылки образования

Древнерусского государства

 

Применять понятийный аппарат исторического знания. Определять причинно-следственные связи. Применять предметные знания

Ставить и формулировать новые для себя задачи в познавательной деятельности.

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Осознание и проявление себя гражданином России, патриотом своего Отечества

§4

 

37

Становление Древнерусского государства

1

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь.

Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками.. Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал о деятельности первых русских князей. Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.

Объяснять смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье.

Работать с разными источниками информации. Определять объекты сравнения, определять существенные признаки объекта.

Составлять на основании учебного текста и отрывков из «Повести временных лет» хронологическую таблицу.

 

Ставить и формулировать новые для себя задачи в познавательной деятельности.

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Осознание единства и целостности окружающего мира

§5

 

38

Становление Древнерусского государства

1

Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремесел и торговли

 

Задания в рабочей тетради

§5

 

39

*Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

Князь Владимир I (980-1015): личность в зеркале легенд, правление.

Крещение Руси (988 г.): причины, ход, значение, становление Русской православной церкви. Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг цивилизации православного мира.

Тест

Объяснять причины отказа от язычества и выбора православия. Давать оценку значения принятия христианства на Руси.

Применять знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Объяснять смысл понятий: митрополит, епископ.

Ставить и формулировать новые для себя задачи в познавательной деятельности.

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Осознание единства и целостности окружающего мира

§6

 

40

Русское государство при Ярославе Мудром

1

Ярослав Мудрый. Предпосылки расцвета Древнерусского государства. Политический строй. «Русская правда» Ярослава Мудрого. Династические браки

 

Рассказ ученика

Характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Ярослава Мудрого

Оценивать роль Ярослава Мудрого

Характеризовать систему управления государством, сложившуюся в годы правления Ярослава Мудрого

Объяснять понятия. Составлять сложный план устного ответа.

Составлять схему «Управление в Киевской Руси до начала XIIв».

 

Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в УПД

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

§7

 

41

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1

Правление Ярославичей

Междоусобные войны: причины, последствия. Любеческий съезд. Раздробленность на Руси

 

Рассказ ученика

Описывать основные события правления Ярославичей

Оценивать решения Любеческого съезда

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха

Оценивать развитие древнерусского законодательства от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха.

Характеризовать роль княжеских съездов в древнерусской истории

Работать с разными историческими источниками.

Анализировать «Поучение» Владимира Мономаха.

 

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

 

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

§8

 

42

*Общественный строй и церковная организация на Руси

1

Общественный строй и церковная организация Древней Руси. Основные слои населения Древней Руси. Изменения в общественной жизни населения Древней Руси в период раздробленности

Духовные ценности русских людей

Рассказ ученика

Характеризовать изменения в жизни восточных славян, которые способствовали формированию древнерусской народности. Описывать с опорой на схему социальную структуру русского общества.

Определять сущность земельных отношений.

Оценивать духовные ценности, присущие эпохи Древней Руси

Применять знания из курсов всеобщей истории о роли церкви в средневековых государствах. Объяснять и применять новые термины и понятия.

Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

§9

 

43

*Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

1

Культура Византии, культура средневековой Европы. Развитие русской культуры. Письменность и грамотность. Литература. Устное народное творчество. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло

 

Доклады, презентации

Характеризовать важнейшие черты культуры стран Европы IX-XII вв.

Раскрывать особенности культуры Руси.

Оценивать уровень письменной культуры Древней Руси, грамотности и образованности населения.

Характеризовать уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси

 

Применять понятийный аппарат исторического знания по культуре стран средневековой Европы.

Работать с разными источниками информации , извлекать нужную информацию, преобразовывать ее

Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

§10

 

44

Повседневная жизнь населения

1

Повседневная жизнь, обычаи, нравы восточных славян – жителей городов и деревни. Характерные черты русского быта. Семья. Воспитание в семье. Развлечения в Древней Руси

 

Доклады, презентации

Характеризовать особенности быта жителей Древней Руси, повседневной жизни русского народа, их нравы и обычаи

Определять влияние климатических условий на особенности одежды жителей Руси.

Характеризовать образ жизни различных слоев населения

 

Применять понятийный аппарат исторического знания по культуре стран средневековой Европы. Сравнивать образ жизни, быт европейского населения и населения Руси.

Работать с разными источниками информации , извлекать нужную информацию, преобразовывать ее

Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

§11

 

45

Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме 2

1

Внешняя политика Древней Руси. Отношения Руси со странами Европы и Азии. Русь в международной торговле.

Тест

Определять место и роль Руси в Европе

Характеризовать отношения Руси со странами Европы, кочевниками и странами Востока

Оценивать роль Руси в международной торговле

Обобщают знания по теме «Русь в IX – в первой половине XII в»

Систематизируют исторический материал

Применять понятийный аппарат исторического знания. Сравнивать, анализировать исторические события России и Западной Европы, обобщать, делать выводы

Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

§4-11

 

46

История и культура родного края в древности

1

Появление государства на территории Приенисейского края. Государство древних кыргызов. Занятия, быт, обычаи и культура древних хакасов. Влияние геополитического фактора на историю Приенисейского края.

Доклады, презентации, рефераты

 

Осуществляют информационный поиск, перерабатывают информацию, составляют доклады, презентации, рефераты

Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Проявление патриотизма – уважения и сопричастности к России, к своей малой родине, к прошлому и настоящему своего Отечества

конспект

 

Тема 3. Русь в середине XII – в начале XIII в. – 5 час

 

 

 

 

 

 

47

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

1

Причины и последствия политической раздробленности в Европе и на Руси. Хронологические рамки политической раздробленности на Руси. Роль церкви в условиях распада Руси. Отношения Руси с кочевниками. Государственное управление в период раздробленности.

 

Выполнение заданий в рабочей тетради

Определяют во времени хронологические рамки политической раздробленности на Руси, соотносят ее с раздробленностью в Европе. Объясняют причины политической раздробленности. Рассказывают о роли церкви в условиях распада Руси. Характеризуют государственное управление в период раздробленности.

Применять понятийный аппарат исторического знания. Сравнивать, анализировать исторические события России и Западной Европы, обобщать, делать выводы

Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по индивидуальному выполнению учебной задачи

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

§12

 

48

Владимиро-Суздальское княжество

1

Владимиро-Суздальское княжество: особенности развития. Характер княжеской власти в северо-восточных землях Руси. Культура Владимиро-Суздальской земли

Заполнение таблицы

Показывают на карте территорию Северо-Восточной Руси, выполняют географическое описание. Характеризуют княжескую власть в северо-восточных землях Руси. Выявляют культурные особенности Владимиро-Суздальской земли

Определяют цели, ставят учебные задачи для коллективной деятельности, предполагают результат и уровень его достижения. Составляют на основании учебника и исторических текстов таблицу

Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по коллективному выполнению учебной задачи

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Выстраивание толерантного отношения с окружающими людьми

§13

 

49

Новгородская республика

1

Социально-экономическое и политическое устройство Новгородской республики. Особенности жизни новгородцев. Культура Новгородской земли

Тест

Описывают географические и природно-климатические особенности Новгородской земли. Характеризуют социально-экономическое и политическое устройство Новгородской республики. Объясняют особенности новгородской культуры их и причины.

Выделяют причинно-следственные связи. Применяют исторические знания, используют понятийный аппарат. Составляют на основании учебника и исторических текстов таблицу

Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по коллективному выполнению учебной задачи

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Выстраивание толерантного отношения с окружающими людьми

§14

 

50

Южные и юго-западные русские княжества

1

Исторические особенности южных и юго-западных земель. Факторы, повлиявшие на упадок Киевского княжества. Характеристика Черниговского, Смоленского и Галицко-Волынского княжеств

Тест

Характеризуют исторические особенности южных и юго-западных земель. Объясняют факторы, повлиявшие на упадок Киевского княжества. Сравнивают географические, природно-климатические условия и особенности развития Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель. Раскрывают последствия близости Галицко-Волынского княжества с западноевропейскими странами.

Составляют на основании учебника и исторических текстов таблицу. Осуществляют индуктивное обобщение

Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по коллективному выполнению учебной задачи

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Выстраивание толерантного отношения с окружающими людьми

С.123

 

51

Повторительно-обобщающий урок по теме 3

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Русь в середине XII – начале XIIIв.»

Задания в рабочей тетради

 

 

 

 

 

§

 

Тема 4. Русские земли в середине XIIIXIV вв. – 10 час

 

 

 

 

 

 

52

Монгольская империя и изменение политической картины мира

1

Образование державы Чингисхана. Завоевательные походы Чингисхана. Битва на Калке. Историческое наследие Монгольской империи

Сравнительная таблица

Используют карту как источник информации. Рассказывают о Чингисхане, битве на Калке. Дают оценку последствиям монгольских завоеваний

Выделяют причинно-следственные связи. Составляют таблицу «Оценка последствий монгольских завоеваний и создания Монгольской империи для народов Евразии»

Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по индивидуальному выполнению учебной задачи

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Выстраивание толерантного отношения с окружающими людьми

§15

 

53

Батыево нашествие на Русь

1

Вторжение на Русь внука Чингисхана Батыя. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу

Тест

Рассказывают о вторжении Батыя на Русь, последствиях. Используют историческую карту для характеристики событий

Составляют хронологическую таблицу. Анализируют последствия нашествия Батыя на Русь, делают обобщение, приводят аргументы и факты

Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по индивидуальному выполнению учебной задачи

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Выстраивание толерантного отношения с окружающими людьми

§16

 

54

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

Походы шведов. Походы крестоносцев. Князь Александр Ярославович. Внешняя и внутренняя политика Александра Невского. Невская битва. Ледовое побоище

Тест

Объясняют причины и последствия походов на Русь шведов и крестоносцев. Используя карту, рассказывают о Ледовом побоище и Невской битве. Характеризуют политику Александра Невского.

Работают с историческими документами. Составляют план устного ответа

Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в УПД

Учитывать позиции других людей, партнеров по деятельности или общению

Осознание единства и целостности окружающего мира, его социального, культурного, языкового, духовного многообразия

§17

 

55

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

1

Политическое и экономическое устройство Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества

Характеризовать политическое и экономическое устройство Золотой Орды. Раскрывать признаки ордынского владычества на Руси и его последствия. Рассказывать о борьбе русского народа против ордынского владычества.

Составляют развернутый план устного ответа. Осуществляют обобщение

Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в УПД

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Осознание единства и целостности окружающего мира, его социального, культурного, языкового, духовного многообразия

§18

 

56

Литовское государство и Русь

 

1

Причины образования Литовского государства, его политическое устройство. Значение присоединения русских земель в Литве. Начало образования русской, белорусской и украинской народностей. Союз Литвы и Польши

 

Тест

Объясняют причины образования Литовского государства. Характеризуют политическое устройство Литвы. Рассказывают о формировании русской, белорусской и украинской народностей.

Составляют хронологическую таблицу «Возникновение и укрепление Великого княжества Литовского».

Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по индивидуальному выполнению учебной задачи

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Осознание единства и целостности окружающего мира, его социального, культурного, языкового, духовного многообразия

§19

 

57

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1

Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Москва при Иване Калите. Причины возвышения Москвы

Характеризуют политическое устройство Северо-Восточной Руси. Составляют исторический портрет Ивана Калиты. Используют карту как источник информации

Составляют сложный план. Применяют понятийный аппарат исторического знания.

Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в УПД

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

§20

 

58

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1

Развитие русских земель в XIV веке. Москва – центр объединения северо-восточных русских земель. Русь готовится к борьбе за свободу. Поход Мамая на Русь. Куликовская битва. Набег хана Тохтамыша. Значение Куликовской битвы

Тест

Характеризуют развитие русских земель в XIV веке. Объясняют причины объединения вокруг Москвы. Рассказывают о Куликовской битве. Составляют исторические портреты участников Куликовской битвы.

Применять понятийный аппарат исторического знания. Определять причинно-следственные связи. Применять предметные знания

Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в УПД

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

§21

 

59

*Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в.

1

Начало возрождения культуры в русских землях. Книжное дело, летописание. Устное народное творчество, литература. Зодчество. Живопись.

Доклады, презентации, рефераты

Рассказывают о возрождении культуры в русских землях.

Осуществляют информационный поиск, перерабатывают информацию, составляют доклады, презентации, рефераты

Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в УПД

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

§22

 

60

Родной край в истории и культуре Руси

1

История и культура родного края в период раннего Средневековья

 

Доклады, презентации, рефераты

Характеризуют политическое и социально-экономическое развитие Сибири в период раннего Средневековья

Осуществляют информационный поиск, перерабатывают информацию, составляют доклады, презентации, рефераты

Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в УПД

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

 

 

61

Повторительно-обобщающий урок по теме 4

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Русские земли в середине XIII – XIV вв»

Задания в рабочей тетради

 

 

 

 

 

§15-22

 

Тема 5. Формирование единого Русского государства – 9 час

 

 

 

 

 

 

62

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

1

Мир к началу XV века. Политическая география русских земель. Генуэзские колонии в Причерноморье. Централизация в Западной Европе и русских землях. Упадок Византии и его последствия.

Тест

Характеризуют развитие русских земель на политической карте Европы и мира в начале XV в. Объясняют причины и последствия упадка Византии

Применяют исторические знания, раскрывают понятия и термины. Сравнивают развитие Русских земель и европейских стран

Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в УПД

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

§23

 

63

Московское княжество в первой половине XV в.

1

Изменения в порядке владения землей. Предпосылки объединения русских земель. Факторы, тормозящие процесс объединения. Внутренняя и внешняя политика Василия I. Причины и последствия междоусобной войны второй четверти XV в.

Тест

Раскрывают предпосылки объединения русских земель. Характеризуют политику Василия I. Объясняют причины московской усобицы.

Объясняют значение терминов и понятий. Работают с разными источниками информации

Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Проявление патриотизма – уважения и сопричастности к России, к своей малой родине, к прошлому и настоящему своего Отечества

§24

 

64

Распад Золотой Орды и его последствия

1

Причины распада Золотой Орды, последствия этого процесса. Состав населения новых государств, занятия населения. Взаимоотношения новых государств с Русью.

Объясняют причины распада Золотой Орды, последствия этого процесса. Характеризуют состав населения новых государств, занятия населения. Сопоставляют развитие новых государств и Руси

Объясняют значение терминов и понятий. Работают с разными источниками информации

Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Проявление патриотизма – уважения и сопричастности к России, к своей малой родине, к прошлому и настоящему своего Отечества

§25

 

65

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1

Присоединение Новгорода к Московскому княжеству. Ликвидация ордынского владычества на Руси. Завершение объединения русских земель. Возвышение великокняжеской власти

 

Тест

Рассказывают о присоединении Новгорода к Московскому княжеству, ликвидации ордынского владычества на Руси. Раскрывают признаки единого Русского государства. Составляют исторический портрет Ивана III

Объясняют значение терминов и понятий. Работают с разными источниками информации

Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины

Уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Проявление патриотизма – уважения и сопричастности к России, к своей малой родине, к прошлому и настоящему своего Отечества

§26

 

66

Русская православная церковь в XV- начале XVI в.

1

Православие в начале XV века. Флорентийская уния и Русь. Падение Византии. Независимость Русской православной церкви. Русская православная церковь в XV в.

Доклады, презентации, рефераты

Раскрывают роль православной церкви церковь в XV- начале XVI в.

Объясняют значение терминов и понятий. Работают с разными источниками информации. Составляют доклады, презентации, рефераты

Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по коллективному выполнению учебной задачи

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Выстраивание толерантного отношения с окружающими людьми

С.96-100

 

67

Человек в Российском государстве второй половины XVв.

1

Знатные люди Российского государства. Помещики. Вотчинно-поместное землевладение. Ограничение свободы крестьян. Городское население. Появление казачества.

Доклады, презентации, рефераты

 

Характеризуют изменения положения знатных людей в Московском государстве. Объясняют причины ограничения крестьянской свободы. Рассказывают об особенностяхгородской жизни на Руси XV в. Объясняют причины появления и особенности положения казачества

Объясняют значение терминов и понятий. Работают с разными источниками информации. Составляют доклады, презентации, рефераты

 

Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по коллективному выполнению учебной задачи

 

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Выстраивание толерантного отношения с окружающими людьми

С.101-106

 

68

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1

Культура и быт Руси в XIV – XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Повести, сказания, жития. Произведения Куликовского цикла. Русское зодчество. Московский Кремль., монастырские комплексы-крепости. Расцвет русской иконописи. Ф.Грек, А.Рублев. быт различных слоев населения.

Тест

Характеризуют политическое положение русских земель и его влияние на изменение в восприятии окружающего мира их жителями. Раскрывают особенности русской культуры XVв. Объясняют теорию «Москва – Третий Рим». Рассказывают о достижениях в живописи, зодчестве. Составляют исторический портрет Андрея Рублева и Дионисия

Объясняют значение терминов и понятий. Работают с разными источниками информации. Составляют доклады, презентации, рефераты

 

Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по коллективному выполнению учебной задачи

 

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Выстраивание толерантного отношения с окружающими людьми

§27

 

69

Повторительно-обобщающий урок по теме 5

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Формирование единого Русского государства»

 

Задания в рабочей тетради

Характеризуют исторических деятелей XV-XVIвв., способствовавших объединению Руси. Сравнивают политическое устройство русских земель в начале XIV и в начале XVIв. Рассказывают об освобождении Руси от ордынского ига, его результатах. Называют исторические события, влиявшие на развитие русской культуры XV-начала XVIвв.

Объясняют значение терминов и понятий. Работают с разными источниками информации.

Определяют наиболее рациональный алгоритм действий по коллективному выполнению учебной задачи

 

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Выстраивание толерантного отношения с окружающими людьми

§23-27

 

70

Итоговая контрольная работа по истории России

1

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.