Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК: В.А. Ведюшкин / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина

0
0
Материал опубликован 15 February 2016

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

История

6

В.А. Ведюшкин / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина

68

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г и авторской программы под редакцией В. А. Ведюшкина «Исто­рия Средних веков». - М.: Просвещение, 2006.

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Рим­ской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уде­ляя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в совре­менную цивилизацию.

Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на совре­менный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться понять их и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необ­ходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выде­лить в рамках средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Учебник: История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / .В.А. Ведюшкин; под ред. А.О.Чубарьяна. Просвещение, 2009 г.

Основные цели курса:

сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основ­ных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь совре­менного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство и ис­лам).

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и лич­ностям;

умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные,
так и вещественные и изобразительные;

умения работать с исторической картой;

умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последо­вательность событий и явлений.

Программа рассчитана на 28 часов, календарно-тематическое планирование состав­лено на 34 часа.

Распределение учебного материала курса

Контрольные работы

Наименование раздела

Кол. часов

Тема

Дата

1

Введение

1

Раннее средневековье

2

Раннее средневековье

11

Расцвет средневековья

3

Расцвет средневековья

11

«Осень» Средневековья

4

«Осень» Средневековья

11

Эпоха средневековья

Итого

34

Итого

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА: «История Средних веков»

уро­ка

Тема раздела,урока

Кол.

ча­сов

Дата

проведения

материалы, оборудование

Основные

Понятия и

термины

Домашн

задание

примечания

1

Введение в историю Средних веков

1



Мультимедиа, карта

Средневековье, феодализм исторические источники

С.6-13

Раздел I. Равнее Средневековье 11часов.

Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (5)

2

Образо­вание германских королевств.

1



Мультимедиа, карта

Варвары, готы, кельты, германцы, род, племя,

§1



3

Христианская церковь в раннее Средне­вековье.

1



Мультимедиа, карта

Священник, проповедь,вера, архиепископ, пападуховенство, миряне, монастырь, обет,



§2





4

Империя Карла Великого: возникнове­ние, расцвет и распад

1



Мультимедиа, карта

Династия, корона, король, ополчение, граф, император,

§3



5

Западная Европа в IXXI вв.

1



Мультимедиа, карта

Феодальное общество,

междоусобные войны, вассалы, сеньоры, рыцарь, барон, виконт

§4



6

Культура раннего Средневековья

1



Мультимедиа, карта

Книгопечатание, капелла, инициалы, пергамент, хроники,житие. эпические

§1-5



Тема 2. Византия и славянский мир (3)

7

Византийское тысячелетие

1



Мультимедиа, карта

ромеи, симфония, димы, Сенат, басилевс,автократия

§5



8

Культура Византии

1



Мультимедиа, карта

икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера

§6



9

Образование славянских государств

1



Мультимедиа, карта

Западные славяне, Южные славяне, Восточные славяне, вече, князь

§7



Тема 3. Арабский мир в VIXI вв. (3).

10

Рождение новой религии

1



Мультимедиа, карта

ислам, Коран, пророк мусульмане, халиф, алифат, экспансия

§8

11

Мир ислама

1



Мультимедиа, карта

арабески, медресе, мечеть, минарет, фарси

§9



12

Итоговое обобщение «Раннее средневековье.»

1

Тесты

См. выше

§1-9

Раздел II. Расцвет Средневековья 11 ч.

Тема 4. Феодальное общество и католическая церковь в в XIXIII вв (5)

13

Сеньоры и вассалы

1



Мультимедиа, карта

сословия, сеньоры, вассалы, феодальная лестница

§10



14

Католическая церковь: путь к вершине могущества

1



Мультимедиа, карта

ереси, еретики, инквизиция, монашеский орден, миссионер

§13



15

Крестовые походы

1



Мультимедиа, карта

Тевтонский орден

крестовый поход, тамплиеры

§14



16

Средневековая деревня

1



Мультимедиа, карта

повинности, оброк, барщина, феод, феодальная вотчина

§11



17

Средневековый город

1



Мультимедиа, карта

гильдии, цехи, мелкое производство, город, коммуна

§12



Тема 6. Разные судьбы государств(3)

18

Франция: долгий путь к единству

1



Мультимедиа, карта

Генеральные штаты, парламент, домен, сословно-представительная монархия

§15



19

Англия: от нормандского завоевания до парламента

1



Мультимедиа, карта

реформы сословно-представительная монархия

§16



20

Несбывшиеся надежды германских им­ператоров

1



Мультимедиа, карта

гвельфы, гибеллины, тирания, булла, курфюрсты

§17



Тема 7. Культура Западной Европы в XIXIII вв.(3)

21

Образование, наука и философия в эпо­ху расцвета Средневековья

1



Мультимедиа, карта

готический и романский стиль, гуманизм

§18



22

Время соборов

1



Мультимедиа, карта

готический и романский стиль, гуманизм

§19



23

Итоговое обобщение. «Расцвет Средневековья»

1

См.выше

Раздел III. «Осень» Средневековья 11 ч.

Тема 8 «Европа в XIV — XV вв» (7)

24

Столетие бедствий

1



Мультимедиа, карта

Жакерия, амнистия, гетто, растовщичество

§20



25

Самая долгая война в истории

1



Мультимедиа, карта

война Алой и Белой Розы, абсолютизм

§21



26

Трудный путь к торжеству королевской власти

1



Мультимедиа, карта

Реконкиста, берберы, мавры, Кортесы,

§22

27

Польша и Чехия: время расцвета

1



Мультимедиа, карта

паны, церковный собор, патриот, табориты, умеренные, Сейм, гуситское движение

§24



28

Полумесяц против креста

1



Мультимедиа, карта

турки-османы, султан, шейх, янычары, сипахи,



§25



29

Культура Западной Европы в XIV — XV вв.

1



Мультимедиа, карта

Ренессанс, гуманизм, книгопечатание

§23



30

Итоговое обобщение «Европа в XIV — XV вв»

1

См. выше

Тема 9 «Азия, Африка и Америка»(4)

31

Многоликая Индия. «Небесная империя»

1



Мультимедиа, карта

султанат, касты, насан, брахманизм, буддизм, индуизм, ислам

§26



32

В глубинах Азии: империя Чингисхана и держава Тимура

1



Мультимедиа, карта

Великий шелковый путь, фарфор, пагода, пейзажи, улус

§27



33

Народы и государства доколумбовой Америки и Африки.

1



Мультимедиа, карта

майя, ацтеки, инки, пигмеи, бушмены, Гана, Эфиопия



§28



34

Итоговое обобщение по курсу истории Средних веков.

1



Мультимедиа





Раздел программы: Истории России с древнейших времен до конца XVI в. (6 класс)

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Да­нилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2006.

Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 38 часов, планирование составлено на 34 часа. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают мате­риал по XVI в. и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI в.

Повторительно-обобщающие итоговые уроки по разделам также предлагаются на усмот­рение учителя, в зависимости от возможностей и учебного времени.

    часа предлагается на изучение краеведческого материала по пройденному периоду

Учебник: История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2009г.

Основные цели курса:

выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фак­тов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельно­сти людей и др.);

формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личност­ного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям националь­ной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине,

чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравни­вая явления и события, определяя их основные характеристики;

давать оценку отдельным явлениям культуры;

составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам зна­ний (на основе простого плана);

составлять характеристику исторических деятелей;

участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Распределение учебного материала курса

Контрольные работы

Наименование раздела

Кол. часов

Тема

Дата

1

Русь древняя.

11

Русь древняя.

2

Политическая раздробленность на Руси.

9

Политическая раздробленность на Руси.

3

Русь Московская.

14

Русь Московская.

Итого

34

Россия с древнейших времен до конца XVI в.

Итого

4


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА: «История России с древнейших времен до конца XVI века» уро­ка

Тема раздела,урока

Кол.

ча­сов

Дата

проведения

материалы, оборудование

Основные

Понятия и

термины

Домашн

задание

примечания

Тема 1: Русь древняя 11 часов





35

Введение. Восточные славяне в древности.

1

карта «расселение славян в древности»

презентация по теме

история, летопись, археология, лингвистика, фольклор, нумизматика, этнография племя, индоевропейцы, подсечно-огневая и переложная системы земледелия, быт,

С. 4-6

§1 с.7

п/т№2,4,6

36

Соседи восточных славян.

1

карта «Византийская империя и славяне» презентация по теме

колонизация, полис, архонт, плуг, каган, дань

§2с.14

п/т№1,3,4

37

Складывание государства у восточных славян.

1

карта «расселение восточных славян»

презентация по теме

Государство, внешняя политика, внутренняя политика, оборона, путь «из варяг в греки», князь, дружина, варяги, гогрод, купцы

§3

с.19-24

п/т№2

38

Образование единого Древнерусского государства.

1

презентация по теме , карта «Древняя Русь в 9-12 вв.»

Русы, Русь, полюдье

записи,

§3с. 24-28

п/т№4

39

Первые киевские князья.

1

Карта «Киевская Русь .9-12в.в.», презентация по теме

государство, полюдье,

урок, погост

§4с.29

п/т№2

40

Принятие христианства на Руси.

1

карта та же

презентация по теме

язычество, пантеон, христианство, церковь, монастырь, митрополит, государство, церковный устав

§5с.36

п/т№1,3

41

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

карта т а же

презентация по теме

усобица, политика, наместник, династический брак, холоп, рядович, смерд, закуп

§6 с.43

п/т№4,5.6

42

Культура Древней Руси.

1

хрестоматия презентация по теме

патриотизм, миниатюра, фреска, икона, скань, зернь, перегородчатая эмаль

§7с.55

п/т№1,4

43

Быт и нравы Древней Руси.

1

иллюстрации

презентация по теме

общество, митрополит, епископ, община, вотчина, холоп, закуп, смерд, рядович, «лихой человек»

§8с.63

п/т№2,3

44

Родной край в период с древности до средневековья.

1

Иллюстрации, карты

См.выше

записи

45

Обобщение по теме

«Русь древняя».

1

тесты

См. выше

§1-8,

п/т№4

Тема 2 :Политическая раздробленность на Руси 9 часов

46

Начало раздробления Древнерусского государ­ства.

1

карта «русские княжества в 12-м - начале 13-го в.в.»

п/т№1,2,5

усобица, ростовщик, рать, уделы, экономика, эксплуатация

§9с.73

п/т№2,3,4

47

Главные политические центры Руси.

1

карта та же

презентация по теме

республика, мятеж, государство, усобица

13-§10-11

п/т№1,3,4

48

Нашествие с Востока.

1

карта «русские земли в 12-13в.в.» презентация по теме

курултай, фураж, нойон

§12с.96

п/т№3-5

49

Борьба Руси с западными завоевателями.

1

карта «борьба с иноземными захватчиками в 13 презентация по теме

дружина, ополчение, боевой порядок «свинья»

§13с.106

п/т№2,3

50

Русь и Золотая Орда.

1

карта та же, иллюстрации

презентация по теме

ярлык, баскак, улус, агрессия, владычество, выход

§ 14с.114

п/т№1.4

51

Русь и Литва.

1

карта та же презентация по теме

диалект, уния, государство, общество

§15с.121

п/т№1.3

52

Культура русских земель в ХII-ХIII веках.

1

презентация по теме

архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный

§16с.127

п/т№2,3.4

53

Поволжские земли в ХII-ХIII в.в.

1

Карта, презентация по теме

записи

54

Обобщение по теме «Политическая раздробленность Руси »

1

тесты, карты по теме п/т№1,2,3

См.выше

§ 12-16

п/т№4

Тема 3: Русь Московская 14 часов

55

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

1

карта «Российское централизованное государство .15-16 в.в.», презентация по теме

политическая система,

вотчина

§17 с.139

п/т№3,4

56

Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

1

карта«Куликовская битва» презентация по теме

темник, хан, князь, рать

§18с.147

п/т№3,4.5

57

Московское княжество и его соседи в конце XIV — середине XV века.

1

карта«Образование Российского централизованного государства 15-16в.в.» презентация по теме

централизованное государство, поместье, усобица, диалект, уния

§19с.156

п/т№1.2.3

58

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

карта та же

презентация по теме

скипетр, держава, шапка Мономаха, Боярская дума, общество

§20

с.166

п/т№2,4

59

Московское государство

в конце XV — начале XVI века.

1

карта та же

презентация по теме

самодержец, трехполье, Юрьев день, пожилое, черносошные крестьяне, кормление, местничество,

§21с.174

п/т№1,3,6

60

Церковь и государство

в конце XV — начале XVI века.

1

карта та же

презентация по теме

некстяжатели, иосифляне, «Москва-Третий Рим»

готовиться к тесту по §§17-22

61

Реформы Избранной рады.

1

карта «Русское государство в 16 в.», презентация по теме

Земский собор, стрелец, дворянин, приказ, губа, «Избранная рада»

§23

с.192

п/т№3,4

62

Внешняя политика Ивана IV.

1

карта «Российское государство в 16 в.» презентация по теме

Засечная черта, острог

§24

с.202

п/т№2,3,5

63

Опричнина.

1

презентация по теме

террор, опричнина, земщина, заповедные лета, крепостное право, тягло

§25

с.214

п/т№6

64

Русская культура ХІV-ХVІ в.в.

1

хрестоматия, презентация по теме

уставное письмо, эпос, энциклопедии

§26 с.222

п/т№1,4

65

Русская культура ХІV-ХVІ в.в. (продолжение)

1

фотографии, иллюстрации

презентация по теме

шатровый стиль, юродивый, икона

§27

с.233

п/т№3,4

66

Быт ХІV-ХVІ веков

1

презентация по теме

административные здания, кафтан, полати, харчевня, лампада, душегрея, тулуп

§28

с.245

п/т№3,4

67

Саратовский край в ХІV-ХVІ в.в.

1

карты по теме

презентация

презентация по теме

Изначальный Саратов,

Засечная черта, «волжские казаки», «шихан»

записи

68

Итоговое обобщение «История России с древности до конца ХVІ в.»

1

карты

См. выше

С. 256


5

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.