Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК: В.А. Ведюшкин / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | История 6 В.А. Ведюшкин / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина 68 |
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г и авторской программы под редакцией В. А. Ведюшкина «История Средних веков». - М.: Просвещение, 2006.
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться понять их и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Учебник: История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / .В.А. Ведюшкин; под ред. А.О.Чубарьяна. Просвещение, 2009 г.
Основные цели курса:
• сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
• осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
• охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
• показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство и ислам).
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
• умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
• умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
• умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
• умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
• умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
• умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные,
так и вещественные и изобразительные;
• умения работать с исторической картой;
• умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Программа рассчитана на 28 часов, календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа.
Распределение учебного материала курса | Контрольные работы | |||
№ | Наименование раздела | Кол. часов | Тема | Дата |
1 | Введение | 1 | Раннее средневековье | |
2 | Раннее средневековье | 11 | Расцвет средневековья | |
3 | Расцвет средневековья | 11 | «Осень» Средневековья | |
4 | «Осень» Средневековья | 11 | Эпоха средневековья | |
Итого | 34 | Итого | 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА: «История Средних веков»
№ урока | Тема раздела,урока | Кол. часов | Дата проведения | материалы, оборудование | Основные Понятия и термины | Домашн задание | примечания | |||
1 | Введение в историю Средних веков | 1 |
| Мультимедиа, карта | Средневековье, феодализм исторические источники | С.6-13 | ||||
Раздел I. Равнее Средневековье 11часов. Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (5) | ||||||||||
2 | Образование германских королевств. | 1 |
| Мультимедиа, карта | Варвары, готы, кельты, германцы, род, племя, | §1 |
| |||
3 | Христианская церковь в раннее Средневековье. | 1 |
| Мультимедиа, карта | Священник, проповедь,вера, архиепископ, пападуховенство, миряне, монастырь, обет,
| §2
|
| |||
4 | Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад | 1 |
| Мультимедиа, карта | Династия, корона, король, ополчение, граф, император, | §3 |
| |||
5 | Западная Европа в IX — XI вв. | 1 |
| Мультимедиа, карта | Феодальное общество, междоусобные войны, вассалы, сеньоры, рыцарь, барон, виконт | §4 |
| |||
6 | Культура раннего Средневековья | 1 |
| Мультимедиа, карта | Книгопечатание, капелла, инициалы, пергамент, хроники,житие. эпические | §1-5 |
| |||
Тема 2. Византия и славянский мир (3) | ||||||||||
7 | Византийское тысячелетие | 1 |
| Мультимедиа, карта | ромеи, симфония, димы, Сенат, басилевс,автократия | §5 |
| |||
8 | Культура Византии | 1 |
| Мультимедиа, карта | икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера | §6 |
| |||
9 | Образование славянских государств | 1 |
| Мультимедиа, карта | Западные славяне, Южные славяне, Восточные славяне, вече, князь | §7 |
| |||
Тема 3. Арабский мир в VI — XI вв. (3). | ||||||||||
10 | Рождение новой религии | 1 |
| Мультимедиа, карта | ислам, Коран, пророк мусульмане, халиф, алифат, экспансия | §8 | ||||
11 | Мир ислама | 1 |
| Мультимедиа, карта | арабески, медресе, мечеть, минарет, фарси | §9 |
| |||
12 | Итоговое обобщение «Раннее средневековье.» | 1 | Тесты | См. выше | §1-9 | |||||
Раздел II. Расцвет Средневековья 11 ч. Тема 4. Феодальное общество и католическая церковь в в XI — XIII вв (5) | ||||||||||
13 | Сеньоры и вассалы | 1 |
| Мультимедиа, карта | сословия, сеньоры, вассалы, феодальная лестница | §10 |
| |||
14 | Католическая церковь: путь к вершине могущества | 1 |
| Мультимедиа, карта | ереси, еретики, инквизиция, монашеский орден, миссионер | §13 |
| |||
15 | Крестовые походы | 1 |
| Мультимедиа, карта | Тевтонский орден крестовый поход, тамплиеры | §14 |
| |||
16 | Средневековая деревня | 1 |
| Мультимедиа, карта | повинности, оброк, барщина, феод, феодальная вотчина | §11 |
| |||
17 | Средневековый город | 1 |
| Мультимедиа, карта | гильдии, цехи, мелкое производство, город, коммуна | §12 |
| |||
Тема 6. Разные судьбы государств(3) | ||||||||||
18 | Франция: долгий путь к единству | 1 |
| Мультимедиа, карта | Генеральные штаты, парламент, домен, сословно-представительная монархия | §15 |
| |||
19 | Англия: от нормандского завоевания до парламента | 1 |
| Мультимедиа, карта | реформы сословно-представительная монархия | §16 |
| |||
20 | Несбывшиеся надежды германских императоров | 1 |
| Мультимедиа, карта | гвельфы, гибеллины, тирания, булла, курфюрсты | §17 |
| |||
Тема 7. Культура Западной Европы в XI — XIII вв.(3) | ||||||||||
21 | Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья | 1 |
| Мультимедиа, карта | готический и романский стиль, гуманизм | §18 |
| |||
22 | Время соборов | 1 |
| Мультимедиа, карта | готический и романский стиль, гуманизм | §19 |
| |||
23 | Итоговое обобщение. «Расцвет Средневековья» | 1 | См.выше | |||||||
Раздел III. «Осень» Средневековья 11 ч. Тема 8 «Европа в XIV — XV вв» (7) | ||||||||||
24 | Столетие бедствий | 1 |
| Мультимедиа, карта | Жакерия, амнистия, гетто, растовщичество | §20 |
| |||
25 | Самая долгая война в истории | 1 |
| Мультимедиа, карта | война Алой и Белой Розы, абсолютизм | §21 |
| |||
26 | Трудный путь к торжеству королевской власти | 1 |
| Мультимедиа, карта | Реконкиста, берберы, мавры, Кортесы, | §22 | ||||
27 | Польша и Чехия: время расцвета | 1 |
| Мультимедиа, карта | паны, церковный собор, патриот, табориты, умеренные, Сейм, гуситское движение | §24 |
| |||
28 | Полумесяц против креста | 1 |
| Мультимедиа, карта | турки-османы, султан, шейх, янычары, сипахи,
| §25 |
| |||
29 | Культура Западной Европы в XIV — XV вв. | 1 |
| Мультимедиа, карта | Ренессанс, гуманизм, книгопечатание | §23 |
| |||
30 | Итоговое обобщение «Европа в XIV — XV вв» | 1 | См. выше | |||||||
Тема 9 «Азия, Африка и Америка»(4) | ||||||||||
31 | Многоликая Индия. «Небесная империя» | 1 |
| Мультимедиа, карта | султанат, касты, насан, брахманизм, буддизм, индуизм, ислам | §26 |
| |||
32 | В глубинах Азии: империя Чингисхана и держава Тимура | 1 |
| Мультимедиа, карта | Великий шелковый путь, фарфор, пагода, пейзажи, улус | §27 |
| |||
33 | Народы и государства доколумбовой Америки и Африки. | 1 |
| Мультимедиа, карта | майя, ацтеки, инки, пигмеи, бушмены, Гана, Эфиопия
| §28 |
| |||
34 | Итоговое обобщение по курсу истории Средних веков. | 1 |
| Мультимедиа |
|
|
Раздел программы: Истории России с древнейших времен до конца XVI в. (6 класс)
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2006.
Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 38 часов, планирование составлено на 34 часа. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в. и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI в.
Повторительно-обобщающие итоговые уроки по разделам также предлагаются на усмотрение учителя, в зависимости от возможностей и учебного времени.
часа предлагается на изучение краеведческого материала по пройденному периоду
Учебник: История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2009г.
Основные цели курса:
• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
• изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине,
чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
• работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
• определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
• изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
• анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
• давать оценку отдельным явлениям культуры;
• составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
• составлять характеристику исторических деятелей;
• участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Распределение учебного материала курса | Контрольные работы | |||
№ | Наименование раздела | Кол. часов | Тема | Дата |
1 | Русь древняя. | 11 | Русь древняя. | |
2 | Политическая раздробленность на Руси. | 9 | Политическая раздробленность на Руси. | |
3 | Русь Московская. | 14 | Русь Московская. | |
Итого | 34 | Россия с древнейших времен до конца XVI в. | ||
Итого | 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА: «История России с древнейших времен до конца XVI века» № урока | Тема раздела,урока | Кол. часов | Дата проведения | материалы, оборудование | Основные Понятия и термины | Домашн задание | примечания | |||
Тема 1: Русь древняя 11 часов | ||||||||||
35 | Введение. Восточные славяне в древности. | 1 | карта «расселение славян в древности» презентация по теме | история, летопись, археология, лингвистика, фольклор, нумизматика, этнография племя, индоевропейцы, подсечно-огневая и переложная системы земледелия, быт, | С. 4-6 §1 с.7 п/т№2,4,6 | |||||
36 | Соседи восточных славян. | 1 | карта «Византийская империя и славяне» презентация по теме | колонизация, полис, архонт, плуг, каган, дань | §2с.14 п/т№1,3,4 | |||||
37 | Складывание государства у восточных славян. | 1 | карта «расселение восточных славян» презентация по теме | Государство, внешняя политика, внутренняя политика, оборона, путь «из варяг в греки», князь, дружина, варяги, гогрод, купцы | §3 с.19-24 п/т№2 | |||||
38 | Образование единого Древнерусского государства. | 1 | презентация по теме , карта «Древняя Русь в 9-12 вв.» | Русы, Русь, полюдье | записи, §3с. 24-28 п/т№4 | |||||
39 | Первые киевские князья. | 1 | Карта «Киевская Русь .9-12в.в.», презентация по теме | государство, полюдье, урок, погост | §4с.29 п/т№2 | |||||
40 | Принятие христианства на Руси. | 1 | карта та же презентация по теме | язычество, пантеон, христианство, церковь, монастырь, митрополит, государство, церковный устав | §5с.36 п/т№1,3 | |||||
41 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 1 | карта т а же презентация по теме | усобица, политика, наместник, династический брак, холоп, рядович, смерд, закуп | §6 с.43 п/т№4,5.6 | |||||
42 | Культура Древней Руси. | 1 | хрестоматия презентация по теме | патриотизм, миниатюра, фреска, икона, скань, зернь, перегородчатая эмаль | §7с.55 п/т№1,4 | |||||
43 | Быт и нравы Древней Руси. | 1 | иллюстрации презентация по теме | общество, митрополит, епископ, община, вотчина, холоп, закуп, смерд, рядович, «лихой человек» | §8с.63 п/т№2,3 | |||||
44 | Родной край в период с древности до средневековья. | 1 | Иллюстрации, карты | См.выше | записи | |||||
45 | Обобщение по теме «Русь древняя». | 1 | тесты | См. выше | §1-8, п/т№4 | |||||
Тема 2 :Политическая раздробленность на Руси 9 часов | ||||||||||
46 | Начало раздробления Древнерусского государства. | 1 | карта «русские княжества в 12-м - начале 13-го в.в.» п/т№1,2,5 | усобица, ростовщик, рать, уделы, экономика, эксплуатация | §9с.73 п/т№2,3,4 | |||||
47 | Главные политические центры Руси. | 1 | карта та же презентация по теме | республика, мятеж, государство, усобица | 13-§10-11 п/т№1,3,4 | |||||
48 | Нашествие с Востока. | 1 | карта «русские земли в 12-13в.в.» презентация по теме | курултай, фураж, нойон | §12с.96 п/т№3-5 | |||||
49 | Борьба Руси с западными завоевателями. | 1 | карта «борьба с иноземными захватчиками в 13 презентация по теме | дружина, ополчение, боевой порядок «свинья» | §13с.106 п/т№2,3 | |||||
50 | Русь и Золотая Орда. | 1 | карта та же, иллюстрации презентация по теме | ярлык, баскак, улус, агрессия, владычество, выход | § 14с.114 п/т№1.4 | |||||
51 | Русь и Литва. | 1 | карта та же презентация по теме | диалект, уния, государство, общество | §15с.121 п/т№1.3 | |||||
52 | Культура русских земель в ХII-ХIII веках. | 1 | презентация по теме | архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный | §16с.127 п/т№2,3.4 | |||||
53 | Поволжские земли в ХII-ХIII в.в. | 1 | Карта, презентация по теме | записи | ||||||
54 | Обобщение по теме «Политическая раздробленность Руси » | 1 | тесты, карты по теме п/т№1,2,3 | См.выше | § 12-16 п/т№4 | |||||
Тема 3: Русь Московская 14 часов | ||||||||||
55 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества | 1 | карта «Российское централизованное государство .15-16 в.в.», презентация по теме | политическая система, вотчина | §17 с.139 п/т№3,4 | |||||
56 | Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | 1 | карта«Куликовская битва» презентация по теме | темник, хан, князь, рать | §18с.147 п/т№3,4.5 | |||||
57 | Московское княжество и его соседи в конце XIV — середине XV века. | 1 | карта«Образование Российского централизованного государства 15-16в.в.» презентация по теме | централизованное государство, поместье, усобица, диалект, уния | §19с.156 п/т№1.2.3 | |||||
58 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | 1 | карта та же презентация по теме | скипетр, держава, шапка Мономаха, Боярская дума, общество | §20 с.166 п/т№2,4 | |||||
59 | Московское государство в конце XV — начале XVI века. | 1 | карта та же презентация по теме | самодержец, трехполье, Юрьев день, пожилое, черносошные крестьяне, кормление, местничество, | §21с.174 п/т№1,3,6 | |||||
60 | Церковь и государство в конце XV — начале XVI века. | 1 | карта та же презентация по теме | некстяжатели, иосифляне, «Москва-Третий Рим» | готовиться к тесту по §§17-22 | |||||
61 | Реформы Избранной рады. | 1 | карта «Русское государство в 16 в.», презентация по теме | Земский собор, стрелец, дворянин, приказ, губа, «Избранная рада» | §23 с.192 п/т№3,4 | |||||
62 | Внешняя политика Ивана IV. | 1 | карта «Российское государство в 16 в.» презентация по теме | Засечная черта, острог | §24 с.202 п/т№2,3,5 | |||||
63 | Опричнина. | 1 | презентация по теме
| террор, опричнина, земщина, заповедные лета, крепостное право, тягло | §25 с.214 п/т№6 | |||||
64 | Русская культура ХІV-ХVІ в.в. | 1 | хрестоматия, презентация по теме | уставное письмо, эпос, энциклопедии | §26 с.222 п/т№1,4 | |||||
65 | Русская культура ХІV-ХVІ в.в. (продолжение) | 1 | фотографии, иллюстрации презентация по теме | шатровый стиль, юродивый, икона | §27 с.233 п/т№3,4 | |||||
66 | Быт ХІV-ХVІ веков | 1 | презентация по теме | административные здания, кафтан, полати, харчевня, лампада, душегрея, тулуп | §28 с.245 п/т№3,4 | |||||
67 | Саратовский край в ХІV-ХVІ в.в. | 1 | карты по теме презентация презентация по теме | Изначальный Саратов, Засечная черта, «волжские казаки», «шихан» | записи | |||||
68 | Итоговое обобщение «История России с древности до конца ХVІ в.» | 1 | карты | См. выше | С. 256 |
5