Рабочая программа по истории, 5 класс, УМК: Вигасин А.А.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | История 5 Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. 70 |
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая рабочая учебная программа курса «История древнего мира» для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы по Истории древнего мира. А. А. Вигасина, Г. И. Годера и И. С. Свенской ( Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание.5-11 классы.- 5-е изд.-М.: Просвещение, 2007).
Курс дает представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.
В цели курса входит:
осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в общем объеме 70 часов, по 2 часа в неделю.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Вигасин А. А. История Древнего мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.- 12-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс. Г. И. Годер. М. Просвещение. 2009.
Атлас по истории древнего мира (с комплектом контурных карт)
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ
В календарно- тематическое планирование внесены изменения (по рекомендации - Инструктивно- методического письма 2013 г.) При подготовке календарно-тематического планирования по курсу истории в 5 классе, должны быть учтены 10 часов для изучения пропедевтического модуля «Что изучает история», предусмотренного Государственным стандартом (основного) общего образования. Главной задачей этого курса является знакомство с предметом «История», введение в основные понятия и категории предмета, адаптация младших школьников к изучению нового предмета. Данный курс способствует формированию устойчивого интереса и мотивации к изучению предмета «История» в 5 классе.
В связи с введением пропедевтического курса (Введение в историю. Майкова А. Н. ) сокращены следующие темы по истории древнего мира -Введение- 2ч. Жизнь первобытных людей - на 1ч (с 5 ч. до 4 ч.) Древний Восток – на 3 ч. (с 18 до 15 ч.) Древняя Греция - на 1 ч. Древний Рим - на 1 ч. и 2 ч., за счет изменений учебных недель (на 2 ч.).
В рабочую программу внесены изменения, так как в учебном плане МБОУ «Кустовская СОШ», в разделе «Режим работы» указана минимальная продолжительность учебного года учебного года в 5 классе. Она составляет 35 учебных недель, т. е. 70 ч.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории
В результате изучения истории ученик 5 класса должен:
умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;
умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
умения спорить и отстаивать свои взгляды;
умения анализировать исторический источник;
умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков _6__, зачетов _2__, тестов 4 ч.;
Административных контрольных уроков ___ч.
Формы организации учебного процесса на уроке:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
Формы контроля ЗУН (ов);
Защита проекта
устный зачет
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
исторический диктант
работа по карте
Календарно- тематический план обучения
План. дата | Факт. дата | № урока | Раздел программы | Тема урока | Количество часов | Примечание |
Вводные уроки | 10 | |||||
1 | Что изучает история? | 1 | ||||
2 | Летоисчисление: счет лет до н. э. и н.э. | 1 | ||||
3 | Исторические события | 1 | ||||
4 | Причинные связи между событиями | 1 | ||||
5 | Исторические знания о прошлом | 1 | ||||
6 | Происхождение имен и фамилий | 1 | ||||
7 | Гербы, флаги гимны | 1 | ||||
8 | Географические названия- свидетели прошлого | 1 | ||||
9 | Историческая карта | 1 | ||||
10 | Государственная российская символика | 1 | ||||
Р.1Жизнь первобытных людей | 4 ч. | |||||
11 | Введение в историю древнего мира. Первобытные люди, их расселение | 1 | ||||
12 | Возникновение искусства и религии | 1 | ||||
13 | Родовые общины земледельцев и скотоводов | 1 | ||||
14 | Начало обработки металла | 1 | ||||
Р. 2 Древний Восток | 15 | |||||
15 | Т. 1 Древний Египет | Местоположение и природные условия Египта | 1 | |||
16 | Возникновение единого государства. Города - Мемфис, Фивы | 1 | ||||
17 | Быт земледельцев и ремесленников | 1 | ||||
18 | Искусство и религия Древнего Египта | 1 | ||||
19 | Особенности египетской письменности | 1 | ||||
20 | Особенности жизни народов Древнего Египта Тестирование. | 1 | ||||
21 | Т. 2 Западная Азия в древности | Двуречье в древности. Города Ур и Урук. | 1 | |||
22 | Древневавилонское царство | 1 | ||||
23 | Города Финикии. Религия. | 1 | ||||
24 | Древние евреи | 1 | ||||
25 | Ассирийская держава | 1 | ||||
26 | Персидская держава. Три царства в Западной Азии. | 1 | ||||
Т. 3 Индия и Китай в древности | 3 | |||||
27 | Местоположение и природа Древней Индии | 1 | ||||
28 | Местоположение и природа Древнего Китая | 1 | ||||
29 | Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру (урок повторения) | 1 | ||||
Р..3Древняя Греция | ||||||
30 | Местоположение и природа Древней Греции | 1 | ||||
31 | Критское царство | 1 | ||||
32 | Микенское царство | 1 | ||||
33 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | ||||
34 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | ||||
Т.1Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | ||||||
35 | Начало обработки железа в Греции | 1 | ||||
36 | Местоположение и природные условия Аттики | 1 | ||||
37 | Борьба демоса со знатью | 1 | ||||
38 | Местоположение и природные условия Лаконики | 1 | ||||
39 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | ||||
40 | Олимпийские игры - общегреческие празднества | 1 | ||||
41 | Греко- персидские войны | 1 | ||||
Т.2Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии | ||||||
42 | Последствия победы над персами для Афин | 1 | ||||
43 | Город Афины | 1 | ||||
44 | Образование афинян | 1 | ||||
45 | Возникновение театра | 1 | ||||
46 | Афинская демократия в 5 в. до н.э. | 1 | ||||
Т. 3Македонские завоевания в 4 в. до н.э. | ||||||
47 | Ослабление греческих полисов. Возвышение Македонии при царе Филиппе | 1 | ||||
48 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | ||||
49 | Распад державы Александра Македонского | 1 | ||||
50 | Вклад эллинов в мировую культуру. Тестирование | 1 | ||||
Р. 4Древний Рим | 17 | |||||
51 | Местоположение и природа Древней Италии. Легенда об основании Рима | 1 | ||||
52 | Возникновение республики | 1 | ||||
53 | Уравнение в правах патрициев и плебеев | 1 | ||||
Т.1Рим- сильнейшая держава Средиземноморья | ||||||
54 | Карфаген- государство в западном Средиземноморье | 1 | ||||
55 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | 1 | ||||
56 | Рабство в Древнем Риме | 1 | ||||
Т.2Гражданские войны в Риме | ||||||
57 | Разорение земледельцев Италии и её причины | 1 | ||||
58 | Крупнейшее в древности восстание рабов | 1 | ||||
59 | Превращение римской армии в наемную. Поражение сторонников республики. | 1 | ||||
60 | Окончание гражданских войн | 1 | ||||
Т.3Римская империя в 1 в. до н.э. | ||||||
61 | Территория империи | 1 | ||||
62 | Обожествление императоров | 1 | ||||
63 | Возникновение христианства | 1 | ||||
64 | Расцвет Римской империи во 2 веке | 1 | ||||
65 | Рим- столица архитектуры Италии | 1 | ||||
Т.4Падение Западной Римской империи | ||||||
66 | Вторжение варваров | 1 | ||||
67 | Разделение Римской империи на два государства | 1 | ||||
68 | Особенности цивилизации Рима . Тест. | 1 | ||||
69 | Вклад народов древности в мировую культуру Тестирование | 1 | ||||
70 | Вклад народов древности в мировую культуру ( урок обобщения) | 1 |
Содержание курса «История древнего мира» и характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Введение в предмет Что изучает история. Измерение времени в истории (счет лет до н. э. и н. э.). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки | Раскрывать значение терминов история, век, исторически источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю |
РАЗДЕЛ I. ПЕРВОБЫТНОСТЬ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА | |
Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций | Показывать на карте места расселения древнейших людей Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. Объяснять значение отделения земледелия от скотоводств открытий и изобретений древнейших людей (орудий тру; и др.) для развития человеческого общества |
Древний Восток | |
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Военные походы. Рабы. Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, за- нятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина; Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии; гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление подвластными территориями. Зороастризм. Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена | Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населен крупнейших городах Древней Месопотамии. Объяснять, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире. Характеризовать источники, рассказывающие о древних и цивилизациях (материальные и письменные источники, зако1 Хаммурапи). Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства. Раскрывать значение понятий и терминов фараон, ( раб, пирамида, папирус. Характеризовать: 1) основные группы населения Древне Египта, их занятия, положение и др.; 2) особенности власти фараонов и порядок управления страной. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов древнеегипетском обществе. Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об художественных достоинствах. Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья. Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму (в иудаизме). Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя иллюстративные материалы). Показывать на карте территорию Персидской державы, объяснять, как она управлялась. Показывать на карте территорию Древней Индии. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн (каст). Объяснять, какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев. Рассказывать о культуре Древней Индии, высказывать суждения о ее вкладе в мировую культуру. Объяснять значение понятий империя, конфуцианство. Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества. Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру |
АНТИЧНЫЙ Мир | |
Древнейшая и архаическая Греция. Условия жизни и занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены и др.). Троянская война; «Илиада», «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Греческие города-государства (политический строй, аристократия и демос). Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины. Утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии. Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры. Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира | Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции. Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. Характеризовать политический строй древнегреческих городов-государств (Афины и Спарта). Объяснять значение понятий полис, демократия, олигархия, колонизация, метрополия. Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах. Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты. Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему. Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства. Характеризовать афинскую демократию при Перикле. Объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков. Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения. Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие. Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского. Объяснять причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока. Раскрывать значение понятия эллинизм. Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма |
Древний Рим | |
Древнейший период. Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Религиозные верования. Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме. От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культура Древнего Рима. Римская литература, «золотой век поэзии». Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян | Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Раскрывать значение понятий патриций, плебс, республика. Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе. Характеризовать верования древних жителей Италии. Раскрывать значение понятий консул, трибун, сенат, диктатор Использовать карту при характеристике военных походов Рима. Характеризовать причины и итоги войн Рима. Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов. Показывать на карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после ее разделения. Раскрывать значение понятий император, провинция. Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, ее участников, важнейшие события. Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями. Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме. Показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи. Рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме. Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника. Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества. Выявлять примеры влияния античного искусства в современной архитектуре и др. |
Историческое и культурное наследие Древнего мира | |
Вклад древних цивилизаций в историю человечества | Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира |
Учебно–методические средства:
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Учебник: Вигасин А. А. История Древнего мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.- 12-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс. Г. И. Годер. М. Просвещение. 2009.
Атлас по истории древнего мира
Методическая литература:
Годер Г. И. Поурочные разработки. 5 класс./ М.: Вако,2008
Кочергина Л. Л. История древнего мира. 5 класс: поурочные планы/ Волгоград :Учитель, 2009
Петрович В. Г. Уроки истории 5 класс- М.: ТЦ Сфера, 2007
Дополнительная литература:
Андрюсев Б. Е. Опорные конспекты по истории древнего мира М.: Владос, 2007
Бранд М. Ю. Тесты по истории древнего мира. М.: Дрофа, 2009
Крючкина Н. Б. Дидактические игры по истории. М.: ТЦ Сфера,2009
Демонстрационные карты:
1.Рост территорий и государств в древности
2.Завоевания Александра Македонского
3.Рост Римского государства в III веке до н.э.
4.Римская империя в III-Iвв. До н.э.
5.Римская империя в IV-Vвв.
Примерный перечень объектов для проведения экскурсий по истории
Исторические и культурные центры городов и поселений
Места исторических событий, памятники истории и культуры.
Краеведческие, этнографические, историко-литературные, художественные и другие музеи (в том числе музеи под открытым небом).
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
1.Урок № 20 по теме: «Древний Египет»
Вариант-1
1. Как называлась должность правителя Древнего Египта?
а) царь; в) фараон;
б) император; г) князь.
2. Какая из окружающих Египет стран славилась своими золотыми рудниками?
а) Нубия;
б) Ливия;
в) Палестина;
г) Сирия
3. Служба в каком роде войск египетской армии считалась наиболее почетной?
а) в пехоте; в) на боевых колесницах;
б) в охране фараона; г) на кораблях.
4. Что такое папирус?
5. Кто носил в Египте за ухом «ручку»? Зачем?
6. Из чего состояла колесница?
Вариант-2
1. Из чего изготавливалось оружие в египетской армии?
а) из железа; в) из меди;
б) из бронзы; г) из стали.
2. При каком фараоне были совершены самые крупные завоевательные походы?
а) Тутанхамоне; в) Рамзесе;
б) Тутмосе; г) Эхнатоне.
3. Первая столица египетского царства
А) Каир б) Мемфис в) Александрия г) Фивы
4. Что такое оазис?
5. Чем занимались вельможи?
6. Как были вооружены пешие воины?
2.Урок № 29 по теме «Древний Восток» (урок повторения)
1 Тур. Терминологическая разминка.
Гробница египетских фараонов (пирамида)
Древнеегипетский письменный знак ( иероглиф)
Денежный сбор в пользу государства ( налог)
Устройство для подъёма воды (шадуф).
Фантастические сказания о богах и героях (мифы).
Скульптура льва с головой человека (сфинкс).
Обязательные правила поведения (законы).
Поселение людей, переселившихся в другую страну (колония).
Жрец в Индии (брахман).
Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями (касты).
Большое сильное государство (держава).
Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы).
Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления (дамбы).
Люди, владеющие рабами (рабовладельцы).
Углубления в земле, подводившие воду к участкам земли (каналы).
Тур П.
О ком идёт речь?
Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -
второй, а во втором - третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).
Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис).
Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на столбе из чёрного камня (Хаммурап и).
Когда-то евреи поклонялись многим богам, но со временем стали почитать только одного Бога. Они верили, что он сотворил весь мир и дал людям правила, по которым они должны жить (Яхве).
Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной (Моисей).
Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказани Ашшурбанапал).
Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу (Кир).
При нём Китай стал единым государством и он стал его первым властелином (Цинъ Шкхуан).
В 3 веке до н. э. почти все индийские царства он объединил под своей властью (Ашока).
Тур III.
О чём идёт речь?
Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре - царь и его советник, далее - боевые слоны, конницы и колесницы (шахматы).
Этот старинный китайский напиток врачи когда-то рекомендовали как целебное бодрящее средство (чай).
Это растение египтяне разрезали на мелкие полоски, укладывали один слой на другой, прессовали, сушили на солнце, а потом использовали в качестве материала для письма (папирус).
Её построили с целью обороны от кочевников - гуннов (Великая Китайская стена).
Они находились в Вавилоне и считались одним из семи чудес света (висячие сады).
Он состоял у финикийцев из 33 знаков, его у них заимствовали греки, а потом стали использовать остальные народы (алфавит).
Эту книгу евреи считали священной, а впоследствии эта книга стала священной у многих ныне живущих народов (Библия).
Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех (стекло).
Его научились изготавливать индийцы из особого тростника. Без него сегодня не обходится ни одна семья (сахар).
Исторический диктант ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Пройдя из Древнего Египта через Черное море, путешественник попадал в Азию. Здесь между реками Тигр и Джамна располагалась Вавилония, которая дала человечеству древнейший письменный свод законов царя Кира. Самыми известными мореплавателями и изобретателями древнейшего алфавита были шумеры. Еврейский народ, живший и в Египте, и в Передней Азии, дал миру самую известную книгу всех времен и народов — Библию.
Государства на Древнем Востоке возникали и распадались стремительно. Так произошло с Ассирией, достигшей своего могущества около тысячи лет до н.э., а распавшейся в 512 г. до н.э. Но больше всего загадок таят древние Индия и Китай. Ученые до сих пор спорят, отчего погиб город Сяньян в Индии и был ли на самом деле «Сыном Неба» последний китайский император из династии Цинь Шихуанди. (122 слова.)
Задание. В тексте диктанта допущено семь исторических ошибок. Найти и подчеркнуть их. Норма оценок: «5» за 6—7 исправлений; «4» — за 4—5 исправлений; «3» — за 3 исправления; «2» — за 2 и менее исправлений.(Море— Красное; река— Евфрат, вместо Джамны; царь Хаммурапи— вместо Кира, финикийцы вместо шумеров; еврейский народ жил только в Передней Азии, город Мохенджо-Даро, Хуанди— первый император из династии Цин,а не последний.)
3.Урок № 50
Тема урока: «Вклад эллинов в мировую цивилизацию» (тест)
Итоговое тестирование по теме «Древняя Греция».
1. Не строили крепостных стен и великолепных храмов, запрещали ездить за границу и обедать дома в:
а) Афинах; в) Трое;
б) Спарте; г) Коринфе.
2. Один из самых знаменитых поэтов Древней Греции Гомер создал произведения:
а) «Илиада»; в) «Персы»;
б) «Антигона»; г) «Одиссея».
3. Впервые в истории греки стали обозначать буквами:
а) согласные звуки;
б) короткие односложные слова;
в) гласные звуки;
г) гласные и согласные звуки.
4. В своих законах архонт Солон повелел:
а) отменить рабство за долги;
б) разрешить продавать хлеб за границу;
в) выкупить греков-рабов за деньги государства;
г) созывать Народное собрание для решения государственных дел.
5. Человек, умеющий произносить речи и убеждать слушателей:
а) стратег; в) академик;
б) оратор; г) поэт.
6. Афиняне называли управление в своем полисе:
а) диктатурой; в) тиранией;
б) демократией; г) республикой
7. Расположите события греко-персидских войн в последовательности
от самого раннего до самого позднего:
а) поражение персов в Марафонской битве;
б) победа греческого флота в Саламинском сражении;
в) окончательное поражение персидской армии в битве при Платеях;
г) вторжение персов в Элладу под предводительством Ксеркса;
д) подвиг 300 спартанцев в Фермопильском ущелье.
8. Местом проведения конных состязаний на Олимпийских играх был:
а) Акрополь; б) Эрехтейон; в) ипподром; г) стадион.
9. На вершине Акрополя находилось самое прекрасное творение греческих архитекторов:
а) храм Ники Бескрылой; в) Эрехтейон;
б) Парфенон; г) храм Артемиды.
10. В результате завоевательных походов Александра Македонского произошло:
а) уничтожение Персидского царства;
б) разделение Греции на Северную, Среднюю и Южную;
в) образование огромной державы;
г) объединение греческих полисов в единое государство.
Ключ: 1 б; 2 а, г; 3 в; 4 а, в, г; 5 б; 6 б; 7 а, г, д, б, в; 8 в; 9 б; 10 а, в.
Урок № 68 по теме «Древний Рим»
Вариант- 1
«Лучшим » императором римляне считали
А) Цезаря Б) Октавиана Августа В) Траяна Г) Нерона
2. В состав Римской империи при Октавиане Августе вошли:
А). Египет Б) Парфянское царство В) Финикия Г) Македония
3. Колоны- это:
А) земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет;
Б) греки, выходцы из причерноморских колоний;
в) пленники, участвующие в триумфальном шествии.
г) рабы, получившие от хозяина участок земли.
4. Около двух тысяч лет назад люди, называющие себя учениками Христа, появились в:
а) Риме; б) Палестине; в) Сирии; г) Египте.
5. Последние в истории Рима завоевания были сделаны при императоре:
а) Нероне; б) Цезаре; в) Траяне; г) Октавиане Августе.
6. Император, приказавший своему слуге заколоть его кинжалом и произнесший перед смертью «Какой великий артист погибает!»:
а) Нерон; б) Траян; в) Антоний; г) Октавиан Август.
7. Рабы с хижинами — это рабы:
а) получившие от хозяина в пользование участок земли;
б) ставшие свободными земледельцами после указа Траяна;
в) составившие основу римского войска;
г) земледельцы, взявшие землю на срок 5 лет.
8. Римские землевладельцы отказывались от использования рабов в сельском хозяйстве, потому что:
а) рабы в имениях не берегли орудия труда, калечили скот;
б) прекратились завоевания, и рабов стало меньше;
в) невозможно было уследить за работой рабов;
г) их стало выгодно продавать по высокой цене.
Вариант - 2
1 В честь военных побед полководцев в Риме возводились:
а) акведуки; б) термы; в) колонны; г) триумфальные арки.
2. Кто из нижеперечисленных не является римским поэтом:
а) Лукреций Кар; б) Вергилий; в) Гомер; г) Гораций.
3. Что из нижеперечисленного придумали римляне:
а) мосты; б) бетон; в) водопровод; г) компас.
4. Во времена правления императора Нерона:
а) начались гонения на христиан;
б) прекратились казни по ложным доносам;
в) был осужден писатель Петроний;
г) уменьшилось количество злоупотреблений наместников в провинциях.
5. В знак того, что Риму не грозит ничье вторжение, на высоком берегу Тибра:
а) взвивался белый флаг;
б) взвивался красный флаг;
в) каждый час били в колокол;
г) помещали венок с изображением зубчатой стены.
6. Укажите, что из нижеперечисленного не входит в состав Библии:
а) Ветхий завет;
б) Откровения Иоанна Богослова;
в) сказания о Гильгамеше;
г) четыре Евангелия.
7. Согласно христианскому учению, Царство Божие наступит для тех, кто:
а) страдал и был унижен; в) веровал в Иисуса Христа;
б) веровал в римских богов; г) имел в земной жизни огромные богатства
8 . Римские землевладельцы отказывались от использования рабов в сельском хозяйстве, потому что:
а) рабы в имениях не берегли орудия труда, калечили скот;
б) прекратились завоевания, и рабов стало меньше;
в) невозможно было уследить за работой рабов;
г) их стало выгодно продавать по высокой цене.
5.Урок № 69
Вклад народов древнего мира в мировую цивилизацию (тест)
1. Родиной демократии является:
а) Римская республика; б) Греция; в) Египет; г) Вавилония.
2.Всесильным владыкой Египта был:
а) фараон; б) император; в) стратег; г) консул.
3. «Если человек украл осла, овцу или раба, он — вор и должен быть казнен» — записано в законах:
а) Ману; б) Хаммурапи; в) 12 таблиц; г) Юстиниана.
4. Отметьте зрелище, нелюбимое древними греками:
а) театральные представления;
б) гонки колесниц на ипподроме;
в) гладиаторские бои;
г) посещение гимнасиев.
4. Первобытные люди верили в то, что:
а) существует сверхъестественная связь между животным с его изображением, созданным художником;
б) стихийные явления природы (гром, дождь) зависят от воли духов соседнего племени;
в) урожай дикорастущих плодов и ягод не зависит от количества выпавших осадков;
г) в каждом человеке обитает сверхъестественное существо — душа.
5. По представлениям древних египтян, «страна мертвых»:
а) не существует; в) является страшным подземельем;
б) похожа на земной мир; г) наполнена чудовищами
6. Философ Конфуций учил, что высшей добродетелью является:
а) личная свобода человека; в) покаяние и милосердие;
б) стремление к богатству; г) уважение к старшим.
7. Согласно буддизму, главное для человека — это его:
а) происхождение; в) принадлежность к касте;
б) личные достоинства; г) вера в переселение душ.
6.Урок № 70
Вклад народов древнего мира в мировую цивилизацию (урок повторения)
А.Заполнение таблицы
Город | Государство |
Основан на левом берегу Тибра в 753 г. до н. э., где жило племя латинов | Независимое государство со столицей в одноименном городе. В VI в. до н. э. Риму принадлежала небольшая область; в III в. до н. э. — вся Италия; во II в. до н. э. все |
Сходство с Грецией | Отличие от Греции |
Б.Зачет по карте. Игра «Угадай страну»
В.Защита творческих проектов «Семь чудес света»
2