Рабочая программа по истории 7 класса (УМК И. Л. Андреева)

0
0
Материал опубликован 17 November 2020

         Рабочая программа по истории  7 класса составлена на основании Государственного Федерального стандарта основного (общего) образования, Примерной программы основного (общего) образования по истории Примерной программы по истории для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторских программ И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л.М. Ляшенко и др. по истории России и А.А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы по Всеобщей истории. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина; под ред. А. А. Искандерова. М. : Просвещение, 2017.. История России: XVI – конец XVII в. 7 кл.: учебник / И. Л. Андреев, И. Н. Федоров, И. В. Амосова. – М. : Дрофа, 2017г.

В Рабочей программе отведено на Всеобщую историю – 28 часов и на историю России – 42 часа. Всего 70 часов. 2 часа в неделю.




Планируемые образовательные результаты изучения содержания курса



К важнейши личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

- воспитание личной гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;

- развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;

- формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

- освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни ;

- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности

- умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;

Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

- усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;

- расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

- приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;

- освоение приемов установления причинно-следственных связей.




Формы контроля



I. Урочные традиционные

-контрольные работы

- исторический диктант

- по карточкам

- тесты

- зачёты

II. Урочные нетрадиционные

- круглый стол

- игры

- кроссворды

- ребусы

- эссе

- викторины

III. Внеурочные

- конкурсные проекты

- защита рефератов

















Содержание

1. Вводный урок. От Средневековья к Новому времени.

Хронологические рамки и основные проблемы Новой истории. Периодизация Новой истории и различные подходы к ней. Происхождение и содержание понятия «новая история». Аграрные цивилизации. Индустриальная цивилизация.
Европа на исходе Средневековья. Европейская средневековая цивилизация к концу XV в. Влияние природно-климатических условий на хозяйственную деятельность. Совершенствование техники, развитие товарного хозяйства в Европе. Предпосылки возникновения цивилизации Нового времени в Европе. Политическая карта Европы

2.Технические открытия и выход к мировому океану.

Технические изобретения, благодаря которым стали возможны дальние морские путешествия.

3. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.

Начало складывания колониальной системы. Политические и экономические предпосылки великих географических открытий. Технические изобретения, благодаря которым стали возможны дальние морские путешествия. Организационная подготовка морских плаваний. Генрих (Энрике) Море-плаватель. Плавания португальцев вокруг Африки.
Плавания X. Колумба и открытие Нового Света. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание Ф. Магеллана. Открытие Тихого океана. Начало колониальных захватов и создания колониальных империй. Завоевание испанцами и португальцами Нового Света. Европейцы в Северной Америке. Выход западноевропейской христианской цивилизации за пределы Европы, начало синтеза культур и цивилизаций в Новом Свете. Европейцы в странах Азии и Африки.

4. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. абсолютизм в Европе.

Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламент. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Армия на службе короля. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор. Елизавета Тюдор. Яков I Стюарт. Людовик XIV Бурбон.

5.Дух предпринимательства преобразует экономику.

Политика меркантилизма и ее последствия. Развитие техники и новая организация труда, распространение мануфактур, их типология. «Революция» цен и кризис средневековых социально-экономических отношений. Разрушение натурального хозяйства. Развитие товарно-денежных отношений. Мировая торговля, возрастание значения банков и бирж.

6. Новые ценности преобразуют общество.

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.

7. Европейское население и основные черты повседневной жизни.

Главные беды – эпидемии, голод и войны.

8. Высокое Возрождение

Истоки и предпосылки Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Гуманизм и церковь. Принципы гуманизма в искусстве итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль). Возрождение в других странах Европы. Значение Возрождения для формирования принципов европейской цивилизации Нового времени.

9. Рождение новой европейской науки.

Развитие новой науки вXVI-XVIIвв. И ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» - ядро учения Н. Коперника. Д. Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Г. Галилея. Создание И. Ньютоном новой картины мира. У.Гарвей о строении человеческого организма. Ф.Бэкон и Р. Декарт – основоположники философии Нового времени. Учение Д. Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

10.Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

Предпосылки Реформации. Сущность учения М. Лютера, принципы лютеранской церкви.

11. Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформаци.

Протестантская Реформация в странах Европы. Крестьянская война в Германии. Учение Т. Мюнцера. Движение анабаптистов.
Вероучение Ж. Кальвина и Реформация в Швейцарии. Организация кальвинистской церкви. Распространение кальвинизма в Европе.и..

12. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.

Королевская Реформация в Англии. Протестантизм как элемент западноевропейской цивилизации.

13. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.


Предпосылки Контрреформации. Деятельность иезуитов, И. Лойола. Причины религиозных войн. Религиозные войны в Германии и Франции. Варфоломеевская ночь. Значение Аугсбургского мира и Нантского эдикта для формирования новой религиозно-политической системы в Западной Европе.

14. Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия


Положение Нидерландов в составе владений испанских Габсбургов. Реформация в Нидерландах и усиление противоречий с испанской монархией. Испано-нидерландская война как социальная революция, ее буржуазный характер. Создание республики Соединенных Провинций Нидерландов. Роль протестантского вероучения и протестантской морали в формировании основ нового государства.

15. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии.

Пуритане и англиканская церковь: усиление недовольства результатами «королевской реформации». «Великая ремонстрация» и ограничение власти короля. Гражданские войны и их итоги. О. Кромвель как политик и военный деятель. Казнь короля и провозглашение республики в Англии. Переплетение социально-политических и религиозных противоречий в Английской революции. Внутренняя и внешняя политика Англии в период протектората О. Кромвеля.
Реставрация Стюартов и их политика. Угроза восстановления католицизма в Англии при Якове II. «Славная революция» 1688 г. и установление в Англии конституционной монархии.

16. Международные отношения в XVI-XVII вв.

Политическая ситуация в Европе после Реформации и Контрреформации. Система союзов европейских государств, баланс сил между ними. Тридцатилетняя война – последняя религиозная война в Европе. Вестфальский мир и изменение соотношения сил в Европе. Международные отношения в XVIII в. Роль России в европейских международных отношениях.

17.-18.Век Просвещения.

Развитие научных взглядов и кризис средневековой картины мира. Революция в естествознании. Складывание мировоззрения Нового времени. Научные открытия и появление механической картины мира. Рационализм.
Общественная мысль эпохи Просвещения. Энциклопедия и энциклопедисты. Теория общественного договора, идеи правового государства, разделения властей. Экономические идеи Просвещения. А. Смит.

19. Промышленный переворот в Англии.

Экономические и политические предпосылки промышленного переворота в Англии. Технические изобретения и создание первых машин. Прялка «Дженни», паровая машина Дж. Уатта. Начало использования энергии пара. Появление фабрик и замена ручного труда машинным. Социальные и экономические последствия промышленного переворота. Формирование новых классов и возникновение противоречий между ними. Зарождение индустриального общества.

20.Английские колонии в Северной Америке.

Английские колонии в Северной Америке: географическое положение и природные условия. Религиозный и национальный состав европейских переселенцев. Белые переселенцы и индейцы – взаимодействие и конфликты. Экономические противоречия между Англией и ее колониями. Движение за отмену гербового сбора. «Бостонское чаепитие». Идеи Просвещения в Северной Америке.

21. Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки.

Первый Континентальный конгресс и начало Войны за независимость. Основные этапы и события Войны за независимость. Дж. Вашингтон. Декларация независимости США. Т. Джефферсон. Конституция 1787 г., «Билль о правах». Формирование политических основ американского общества. Окончание Войны за независимость США. Война за независимость как буржуазная революция.

22.Причины и начало Великой французской революции.

Кризис французского абсолютизма. Влияние идей Просвещения на общественное сознание во Франции. Французское общество и королевская власть накануне революции. Причины созыва Генеральных штатов. Мероприятия Национального и Учредительного собраний. Начало Великой француз-ской революции. Взятие Бастилии. Антифеодальное законодательство Учредительного собрания. Декларация прав человека и гражданина и ее значение. Основные политические течения во время революции. Виднейшие деятели революции: Мирабо, Лафайет, Робеспьер, Марат, Дантон. Установление конституционной монархии во Франции. Королевская власть и революция.

23. Великая французская революция. От монархии к республике.

Законодательное собрание. Политика жирондистов. Начало революционных войн Франции, их причины и ход. Установление республики во Франции. Казнь короля и ее воздействие на ситуацию во Франции и вокруг нее. Законодательство Конвента. Свержение власти жирондистов и установление якобинской диктатуры. Якобинская политика террора и ее последствия. Термидорианский переворот. Причины краха якобинской диктатуры. Военные успехи республики. Влияние Великой французской революции на другие страны. Характер и итоги революции.

24. Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

Внутренняя и внешняя политика термидорианцев. Буржуазия, народные низы и власть в период термидорианского Конвента. «Заговор равных» Г. Бабефа. Переворот 18 брюмера. Консульство Наполеона Бонапарта. Особенности развития буржуазных отношений и формирования гражданского общества во Франции в конце XVIII в.

25. Начало европейской колонизации.

Мир испанцев, мир индейцев.

26. Основные черты традиционного общества. Кризис и распад империи Великих моголов в Индии.

Цивилизационные особенности Востока.

27. Маньчжурское завоевание Китая. Япония в эпоху правления Токугавы.

Взаимовлияние Востока и Запада. Начало европейской экспансии на Восток, колониализм.

28. Повторительно-обобщающий урок по теме: Мир в эпоху раннего Нового времени.
































Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащиеся  за курс 7 класса должны:

знать:

     - основные понятия, этапы и ключевые события и выдающихся деятелей   истории России и всемирной истории с XVIв.  по XIX в.

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития за данный период;

- уметь:

- соотносить даты всемирной истории и истории России с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий изучаемого периода;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- использовать для познания окружающего мира различных методов;

- уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

- обладать необходимыми коммуникативными умениями,  уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

- осуществлять контроль и самооценку.

- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов  мира.





Приложение №1

Календарно- тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Дата




По плану

По факту

Вводный урок. От Средневековья к Новому времени.


1


Часть 1. Европа и Мир в начале нового времени. (15 ч.)

Тема 1. Эпоха Великих географических открытий (2ч)

Технические открытия и выход к мировому океану.

1


Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

1


Тема 2. Европа: От Средневековья к Новому времени (4 ч)

Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. абсолютизм в Европе.


1


Дух предпринимательства преобразует экономику.


1


Новые ценности преобразуют общество

1


Европейское население и основные черты повседневной жизни.

1

.


Тема 3. Художественная культура и наука Европы Эпохи Возрождения 2 ч

Высокое Возрождение.

1

.


Рождение новой европейской науки



1


Тема 4. Реформация и контрреформация в Европе 4 ч

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

1


Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации.

1


Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

1


Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции


1


Тема 5. Ранние буржуазные революции в Европе. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). (3 ч.)

14

Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия


1


15.

Революция в Англии. Путь к парламентской монархии.

1


16

Международные отношения в XVI-XVII вв.

1


Часть 2. Эпоха Просвещения. Время преобразований. (8 ч.)

Тема 1.Западноевропейская культура XVIII (2 ч.)

17-18

Век Просвещения.

2


Тема 2. Промышленный переворот в Англии (1 ч)

19

Промышленный переворот в Англии

1

.


Тема 3. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование США (2 ч)

20

Английские колонии в Северной Америке

1

.


21

Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки.

1


Тема 4. Великая французская революция XVIIIв. (3ч)

22

Причины и начало Великой французской революции.

1


23

Великая французская революция. От монархии к республике.

1


24

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

1


Часть 3. Традиционные общества в раннее Новое время (3ч)

Тема 1. Колониальный период Латинской Америки (1 ч)

25

Начало европейской колонизации.

1


Тема 2. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2 ч)

26

Основные черты традиционного общества. Кризис и распад империи Великих моголов в Индии.

1


27

Маньчжурское завоевание Китая. Япония в эпоху правления Токугавы.

1


28.

Повторительно-обобщающий урок по теме « Мир в эпоху раннего Нового времени».

1





































Календарно-тематическое планирование

История России (40 часов)

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

по плану

по факту

1

Введение




Тема 1. Создание Московского царства (12 ч.)

2

Василий III и его время




3

Василий III и его время: внешняя политика, окончание правления




4

Русс кое государство и общество: трудности роста




5

Начало реформ. Избранная рада




6

Строительство царства




7

Строительство царства




8

Внешняя политика Ивана IV




9

Опричнина




10

Итоги правления Ивана IV




11

Русская культура в XVI веке




12

Русская культура в XVIвеке




13

Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание Московского царства»




Тема 2. Смута в России (5 ч.)

14

Кризис власти на рубеже XVI-XVII веков




15

Начало Смуты. Самозванец на престоле




16

Разгар Смуты. Власть и народ




17

Окончание Смуты. Новая династия




18

Повторительно-обобщающий урок по теме «Смута в России»




Тема 3. «Богатырский век» (5 ч.)

19

Социально-экономическое развитие России в XVII веке




20

Сословия XVIIвека: «верхи» общества




21

Сословия XVIIвека: «низы» общества




22

Государственное устройство России в XVII веке




23

Повторительно-обобщающий урок по теме «Богатырский век»




Тема 4. «Бунташный век» (5 ч.)

24

Внунняя политика царя Алексея Михайловича




25

Формирование абсолютизма




26

Церковный раскол




27

Церковный раскол




28

Народный ответ




29

Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Бунташный век»




Тема 5. Россия на новых рубежах (3 часа)

30

Внешняя политика России в XVII веке




31

Внешняя политика России вXVII веке




32

Освоение Сибири и Дальнего Востока




Тема 6. В канун великих реформ (5 часов)

33

Политика Фёдора Алексеевича Романова




34

Борьба за власть в конце XVII века




35

Культура Руси в XVII веке




36

Мир человека XVII века




Итоговые уроки (3 часа)

37

Повторительно-обобщающий урок по теме «В канун великих реформ»




38

Итоговое повторение и обобщение




39

Брянский край в XVI-XVII вв.




40

Итоговый урок Защищаем проекты












Планируемые результаты изучения учебного предмета "История"

История Нового времени

Выпускник научится:

локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

применять знание фактов для характеристики эпохи нового времени, её процессов, явлений, ключевых событий;

использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;

анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. Выпускник получит возможность научиться:

используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;

применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.


























Содержание курса "История России" .

Создание Московского царства. 11ч.

Василий III и его время.

Личность Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Отношения с Крымом и Казанью. Отмирание удельной системы

Русское государство и общество в середине XVI в. Территория и население.

Особенности социально-экономического развития. Организация власти. Правление Елены Глинской. Боярское правление

Начало реформ. «Избранная рада» Венчание Ивана IV на царство. Восстаниев Москве. «Избранная рада». Земский собор

Строительство царства. Судебник Ивана Грозного. Реформы центрального и местного управления. Военная реформа. Стоглавый собор

Внешняя политика Ивана IV.

Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение присоединения Поволжья к России и его последствия. Покорение Западной Сибири. Причины и начало Ливонской войны

Опричнина и итоги царствования Ивана Грозного. Смена внутриполитического курса. Опричнина, ее возможные причины и последствия. Завершение Ливонской войны. Итоги царствования Ивана Грозного.

Русская культура XVI в.

Публицистика. Начало книгопечатания. Развитие архитектуры. Иконопись. Произведения декоративно-прикладного искусства. Народная культура.

Смута в России 6 ч

Кризис власти на рубеже XVI - XVI вв.

Федор Иоаннович и Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Династический кризис. Царствование Бориса Годунова.

Начало Смуты. Правление Лжедмитрия I

Причины и суть Смутного времени. Обострение социальных противоречий. Царствование Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского.

Разгар Смуты. Власть и народ

Восстание под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Начало патриотического подъема. Вторжение войск Польши и Швеции. «Семибоярщина».. Первое ополчение и его неудача.

Окончание Смутного времени. Утверждение новой династии

Второе ополчение. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Столбовской мир и Деулинское перемирие.

Россия в XVII веке 6ч.

Социально-экономическое развитие России в XVII в.

Территория и население. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесел. Возникновение мануфактур. Торговля. Рост городов.

Сословия в XVII в.: верхи общества

Бояре и дворяне. Требования дворянства. Служилые люди «по прибору». Духовенство.

Сословия в XVII в.: низы общества

Владельческие и черносошные крестьяне. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Экономическая политика.

Государственное устройство России в XVII в.

Образ власти. Боярская дума. Приказная система. Местное управление. Военная реформа.

«Бунташный век» 6 ч.

Внутренняя политика Алексея Михайловича.

Начало правления Алексея Михайловича. Соляной бунт и его последствия. Псковское восстание. Формирование абсолютизма

Падение роли Земских соборов. Соборное уложение 1649 г. и его значение. Абсолютизм. Окружение царя Алексея Михайловича.

Церковный раскол. Церковь в первой половине XVII в. Патриарх Никон. Никониане и старообрядцы. Конфликт Никона с царем. Церковный собор 1666—1667 гг. Гонения на старообрядцев. Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания, Медный бунт. Восстание под предводительством Степана Разина. Значение выступления Разина.

Россия на новых рубежах 4 ч.

Внешняя политика России в XVII в.

Международное положение Русского государства. Русская дипломатия в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Войны с Османской империей и Крымским ханством. Отношения с Калмыцким ханством.

Освоение Сибири и Дальнего Востока

Причины и характер продвижения русских на восток. Народы Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Взаимоотношения с Китаем.

Закат Московского царства 6ч.

Политика Федора Алексеевича.

Царь Федор Алексеевич. Реформы органов управления. Военные и социально-экономические изменения. Духовная и культурная жизнь.

Борьба за власть в конце XVII в.

Стрелецкое восстание 1682 г. Правление царевны Софьи. Приход к власти Петра I. Россия накануне петровского времени.

Культура России XVII в.

Усиление светского характера культуры. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Просвещение и образование, основание Славяно-греко-латинской академии.

Мир человека XVII в.

Особенности мировоззрения русских людей XVII в. А. Л. Ордин-Нащокин. Перемены в быте. Интерес к западной культуре, начало распространения западных обычаев.























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.