12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хатненок Элла Валерьевна1776
Россия, Брянская обл., Погарский район, с. Юдиново

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ


 

для 6 класса

Хатненок Эллы Валерьевны


 

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

отражают социализацию личности, формирование чувства гордости за свою Родину , российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

формирование понятий о национальной культуре и представление о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;

мотивация к творческой и учебной деятельности, формирование личностного смысла учения;

развитие личной ответственности и самостоятельности за принятое решение в рисунке, творческой работе;

развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

бережное отношение к духовным ценностям;

развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации фантазии и воображения;

развитие эстетических и этических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира;

воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;


 

Метапредметные результаты:

освоение способов решения проблем поискового характера, развитие творческого потенциала личности, развитие продуктивного проектного решения, способности самостоятельно решать творческие задачи и мыслить оригинально;

формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

развитие способности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного самоанализа и анализа;

формирование умения контролировать, планировать и оценивать учебные действия в соответствии с познавательной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы решения;

развитие способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;

овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать возникающие конфликты;

воспитание готовности и умения вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности принимать различные точки зрения, умения аргументировано излагать свое мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории.


 

Предметные результаты:

сформированности представлений о роли искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;

сформированности основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;

развитие фантазии и воображения детей;

проявление эмоциональной отзывчивости на красоту произведений искусства и природных форм;

использование в собственных творческих работах разнообразия фантазий, объемов, форм, ритмов, образов и композиционных решений;

развитие устойчивого интереса к изобразительному творчеству;

индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;

способность адекватно возрасту понимать, воспринимать, ценить и переживать произведения изобразительного искусства и других видов искусства.

 


 


 

Содержание учебного предмета

Введение (1ч)

Развитие представлений учащихся об эволюции взаимоотношений человека и природы, изменении взглядов людей на мир в разные исторические эпохи (Древний мир, Средние века, Новый мир и современность) и отражении их мировоззрения в архитектуре.

Мифология в народном творчестве (5ч)

Развитие мировоззрения учащихся через формирование представлений о мифологии, в которой главными являются мифы о сотворении мира. Мифы о происхождении Вселенной у разных народов: общее и различие. Организация исследовательских работ по изучению мифов народов мира. Мировое древо.

Создание образа Мирового древа, объединившего в себе все четыре времени года. Определение места для символов и знаков.

Проведение исследовательских работ по изучению истории своей семьи и графическое изображение своего древа жизни (своей семьи)

Мифология и символика русской избы

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Мифология и символика русской избы. Разнообразие видов крестьянских домов (полуземлянка, изба, дворовые постройки). Конструкция крестьянской избы, её характерные черты, назначение каждого элемента архитектуры. Различия внешнего вида избы и её украшений в зависимости от региона проживания, климата, традиций. Макет русской избы. Работа по подсказке — выполнение макета фасада избы в технике бумажного рельефа. Работа в малых группах.

Передача в работе представлений о пропорциях, важных элементах, составляющих фасад крестьянского дома: наличнике (лицо), причелинах (чело), окнах (око), солнечных розетках, крестах и громовых знаках на полотенцах, коньке на крыше, жар-птице и петухах в обрамлении окон, на причелинах и лобовой доске «небесных хлябей» (городки, капли), берегинях, русалках, драконах на наличниках.

Фантастические звери в русском народном творчестве

Развитие фантазии и воображения.

Развитие фантазии и воображения на основе олицетворения могущественных сил природы, вымышленных персонажей народных сказок, былин, сказаний (лев и единорог как символы дня и ночи;

Семаргл — крылатый пёс; Алконост — райская дева-птица; Сирин — дева-птица, посланница властелина подземного мира; жар-птица — олицетворение огня, света, солнца; грифон — мифическое существо, полуорёл-полулев, Стратим — птица-великан, ящер-крокодил, Кот Баюн и др.). Графическое изображение фантастического зверя.

Создание образа фантастического зверя в природной среде; в качестве подсказки можно использовать Красную книгу.

Слепить фигурку фантастического животного по описанию в сказке или былине (создание из готовых фигур животных коллективной композиции в природной среде). Работа по подсказке в учебнике (центром композиции должен стать образ фантастического зверя, женской фигуры Богини-матери или Мировая гора)

Символы в орнаменте

Развитие фантазии и воображения.

Развитие представления об орнаменте как виде изобразительного декоративно-прикладного искусства, основу которого составляют символы и знаки.

Геральдическая композиция Геральдические композиции.

Создание геральдической композиции для литературного героя или создание своего фамильного герба с помощью геометрических символов, предметных образов.

Использование в работе разных принципов построения композиции — регулярного или свободно асимметрического, ленточного или с центральной симметрией. Подобрать соответствующую цветовую гамму. Выделение главных и второстепенных элементов

Пермская деревянная скульптура

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Наброски с натуры. Выполнение набросков с натуры фигуры человека в статичной позе как эскиза будущей скульптуры.

Создание коллективной тематической многофигурной композиции на основе полученных набросков.

Лепка из глины или пластилина


 


 

Мир архитектуры (5ч)

Храмовая архитектура

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства

Формирование представления о храме как символической модели мироздания.

Исследования учёного К.Г. Юнга о параллели символики здания (роль этажей), с сознанием и чувствами человека (верхний этаж — сознание и разум, духовная жизнь; первый этаж — здравый смысл и бессознательный разум; подвал — коллективный бессознательный разум и интуиция). Объёмно-пространственная композиция.

Создание эскиза к храму науки (искусства, космоса и др.).

Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Значение дворцовой архитектуры: оборонительная и административная функции. Украшение дворцовых построек: башни, скаты крыши, ограда, форма и декор окон, ворот, дверей. Эскиз дворцового строения. Создание эскиза дворцовой архитектуры для своего города (села, посёлка, деревни). Передача в эскизе характерного стиля, пропорций, ритма форм и украшений. Работа на плоскости графическими материалами на цветном фоне (тушь, перо)

Дворянские усадьбы России

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование представлений о национальных особенностях архитектуры. Дворянские усадьбы — особое явление в архитектуре России.

Характер архитектурных построек, относящихся к усадьбе: небольшая церковь, флигеля и хозяйственные постройки, архитектурный комплекс жилых помещений как единое целое; парадный двор, беседки, павильоны и др. Герб или вензель хозяина усадьбы на барском доме. Объёмно-пространственная композиция в смешанной технике. Работа в малых группах, использование в работе готовых форм (коробки, пластмассовые бутылки), цветной бумаги, картона, поделочного материала, красок.

Садово-парковая архитектура

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Своеобразие и общие черты в ландшафтно-парковой архитектуре разных стран (Древнего Востока, Греции, Рима, Японии, России). Цветная графика.

Искусство в интерьере дворянской усадьбы (3ч)

Дворянский быт, интерьер дворянского дома

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Оформление интерьера в зависимости от назначения. Элементы предметно-пространственного окружения дворян.

Создание тематического натюрморта, характерного для интерьера усадьбы Пушкиных в Болдино (например, предметы и письменные принадлежности; цветы и утварь и др.).

Работа в цвете гуашевыми красками с использованием белил.

Работа по представлению или описанию в литературных произведениях А.С. Пушкина.

Литературная гостиная и литературный салон

Развитие фантазии и воображения

История появления первых салонов и их популярность во Франции и России в XVII –XVIII веках (организация и проведение поэтических вечеров, интересных встреч, музыкальных концертов, конкурсов и т. д.).

Музыка в пространстве интерьера

Развитие фантазии и воображения

Натюрморт с музыкальными инструментами.

Создание натюрморта с изображением трёх предметов, в котором центром композиции должен быть музыкальный инструмент (скрипка, балалайка, мандолина, барабан и др.)

Портрет в искусстве (3ч)

Костюм как произведение искусства

Развитие фантазии и воображения

История развития костюма и его роль в жизни общества. Сравнение костюма и архитектуры (общее и различия). Исторический костюм.

Создание силуэта костюмов разных исторических периодов (по выбору) из чёрной бумаги.

Передача характерных признаков костюма разных исторических эпох. Образцом для подражания является архитектура соответствующей эпохи.

Готовый костюм дополнить причёской, обувью, головным убором, аксессуаром. Работа может выполняться в технике графики или аппликации

Исторический портрет парадный портрет

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представлений учащихся о различных видах портретного жанра Создание портрета.

Создание парадного портрета своей семьи — многофигурной композиции в костюмах определённой исторической эпохи.

Графический портрет

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Гравюра как виде графического искусства. Специфика данного вида художественного творчества, история его появления. Отображение в данном виде изобразительного искусства портретного жанра (исторический и парадный портрет). Гравюры Петровской эпохи. Знакомство с пропорциями человеческого лица и канонами его изображения. Создание графического портрета.

Выбор героя, портрет которого будет выполняться в графике. Знакомство с выразительными возможностями литографии, активное использование в ней линии, пятна, силуэта.

Натюрморт (4ч)

Декоративный натюрморт

Развитие фантазии и воображения

Формирование широкого, объёмного представления учащихся о жанре натюрморта в изобразительном искусстве. Взаимосвязь изображаемых предметов в натюрморте (диалог предметов). Представление о выразительных средствах, используемых художником в изобразительном искусстве.

Реалистическая манера исполнения натюрморта и отход от реалистической манеры. Создание натюрморта, цвет и форма которого несут в себе определённый образ или настроение.

Использовать в работе выразительность цвета (контраст, нюанс) в передаче замысла.

Работа гуашью на больших форматах.

 

Построение геометрических тел

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование представления о натюрморте как самостоятельном жанре изобразительного искусства. Красота окружающего человека предметного мира, в котором отражается культура народа в разные периоды истории человечества. Натюрморт как один из самых древних жанров изобразительного искусства. Развитие представлений о характере изображения геометрических тел в композиции: смысловая связь предметов в композиции, грамотное построение предметов в натюрморте, графические техники изображения предметов, иллюзия передачи объёма изображаемых предметов. Построение геометрических тел.

Построение натюрморта из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра.

Передача иллюзии объёма, смысловой взаимосвязи между предметами


 

Ахроматический натюрморт

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представлений о хроматической и ахроматической гамме, о технике исполнения живописного произведения с использованием разнообразных оттенков одного цвета. Формирование понятий о разнообразии цветового и тонального решения живописных и графических композиций; освоение понятий: тон и светлота, гризайль. Создание натюрморта в ахроматических тонах.

Символика в живописи

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Формирование представлений учащихся о символике в европейской реалистической жи-вописи (составляющие украшения интерьера, предметы натюрморта, цвет, священные лики, животные, цветы и др.).

Символы в окружающей жизни современного человека. Создание натюрморта, воспевающего плодородие и щедрость земли.

Художественно-промышленное производство в культуре России (4ч)

Тульский самовар

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Воспитание уважения к традициям народа, интереса к объектам традиционного быта крестьян, их происхождению, значению каждого предмета в крестьянском быту. Самовар — «водогрейный для чая сосуд большей частью медный с трубою и жаровней внутри» Рисование с натуры.«Натюрморт с самоваром».

Резьба по камню и кости

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представлений учащихся о видах традиционного народного искусства: резьбе по камню и резьбе по кости — малораспространённых видах народного искусства. Роль поделочного материала в выборе характера резьбы. Знакомство с наиболее распространённым видом в камнерезном искусстве — анималистическим жанром. Анималистический жанр.

Создание сюжетной композиции в анималистическом жанре

Художественная обработка металла

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представления школьников о традиционном декоративно-прикладном промысле. Литьё, ковка, чеканка. Разнообразие приёмов и видов литья из металла, зародившегося в ХVII веке в Великом Устюге, Ростове Великом, позднее в сёлах Мстёре (Владимирская обл.), Красном (Костромская обл.), Казаково (Нижегородская обл.), Касли (Челябинская обл.), а также Поморье и Дагестане.

Произведения мастеров по обработке металла: декоративные решётки, предметы быта (узорчатые стулья, беседки, столы), скульптуры, ограды, фигуры животных, сюжетные композиции. Эскиз декоративной решётки.

Разработать эскиз декоративной решётки для дворцовой, усадебной архитектуры.

Павловопосадские платки

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представлений учащихся о традиционных предметах и вещах русского человека — узорных платках, шалях. Формирование представления о том, что платок — это обязательная часть гардероба православной женщины. История происхождения павловопосадских набивных платков, их промышленного производства. Эскиз платка.

Книга как произведение искусства (3ч)

Искусство оформления книги

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Книга как свёрнутое мироздание. Формирование представлений учащихся об искусстве создания книги. Элементы оформления книги: форзац, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации. Книга-летопись.

Художественный шрифт

Развитие фантазии и воображения.

Развитие представления о том, что шрифт — это один из важнейших элементов оформления книги, плаката, журнала. Разнообразие видов шрифтов. Отражение в начертании шрифта культурно-исторической эпохи, эстетических и художественных предпочтений автора. Шрифт как визитная карточка эпохи. Шрифт и текст.

Написать текст поговорки или загадки шрифтом, наиболее полно отвечающим смыслу поговорки (загадки). Придумать шрифт, которым мог бы пользоваться любой литературный герой (Снегурочка, сверчок, мышка, Русалочка и др.). Используя возможности Интернета, собрать коллективную коллекцию шрифтов

Шрифтовая композиция

Развитие фантазии и воображения.

Развитие представления учащихся о шрифте как выразительном средстве графической композиции. Шрифт как знак и как текст, содержащий определённую информацию, и одновременно украшение. Единство шрифтовой композиции и изображения в плакате. Создание шрифтовой композиции.

Приглашение на свой день рождения (другое приглашение — по выбору) или плакат (тема по выбору).

Экслибрис

Развитие фантазии и воображения.

Формирование представления учащихся о книжном знаке — экслибрисе. Назначение экслибриса, история его появления. Известные художники-графики, специализирующиеся в этом жанре (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, С.В. Чехонин и др.). Сюжет и элементы изображения; передача в экслибрисе характера занятий человека, для которого он предназначается. Композиция экслибриса.

Создание экслибриса для своей библиотеки

Эмблема

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Освоение нового художественного термина «эмблема». Развитие представления учащихся о том, что эмблема существует для передачи определённой информации. Условный характер изображения: эмблема — особый визуальный (зрительный) знак (указывает на вид деятельности, например: на предметный кабинет в школе, какой-либо объект). Для знакового изображения существуют определённые требования, которые художник-дизайнер должен учитывать. Знаки визуальной коммуникации.

Создание серии знаков визуальной коммуникации для школы (кабинеты, столовая, мастерские, библиотека, спортивный зал).

Марка как произведение искусства

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие представлений об истории и особенностях создания марки и её изменениях в течение исторического времени. Характер использования цвета в почтовых марках. Композиционное решение марки.

Создание серии марок, посвящённых культурному наследию вашего региона, например исторической архитектуре.

Город будущего

Развитие фантазии и воображения.

Развитие представлений учащихся о художниках-фантастах.

Освоение технологии объёмно-пространственной композиции и работы в группе . Город и фантазия художника.

Создание предметно-пространственной композиции «Город будущего» («Твой город, каким он будет через 100 лет», «Подводный город», «Город на Марсе» и подобные).

Архитектурный проект школы будущего

Развитие фантазии и воображения.

Формирование представлений об архитектурном проекте, функциональном и эстетическом облике здания. Соотношении архитектурных форм и элементов в пространственной архитектурной композиции. Создание архитектурного эскиза-проекта «Школа моей мечты» или «Школа будущего».

Работа индивидуальная или в малых группах. Продумывание важных функциональных особенностей архитектурного проекта конкретного назначения (аудитории, классы, залы, спортивные площадки, пришкольные территории, игровые зоны, зоны отдыха и др.


Художник-живописец

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Художники-живописцы, жившие в разные исторические периоды.

Развитие представлений учащихся о разнообразии видов и жанров живописи, о выразительных средствах живописи и их связи с другими искусствами. Разнообразие техник живописи.

Знакомство с художниками-живописцами: Д.Г. Левицким, Дж. Моранди, В.И. Серовым, Я. Вермеером Делфтским. Живопись.Создание живописного произведения в подражание манере письма известного художника.

Выбрать понравившееся произведение, приведённое в учебнике в разделе «Картинная галерея» и создать своё живописное произведение, подражая манере художника и сохраняя колорит полотна.

Художник-график

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Художники-графики, жившие в разные исторические периоды.

Развитие представлений учащихся о разнообразии видов и жанров в графическом искусстве, о выразительных средствах графики и их связи с другими искусствами. Разнообразие графических техник (монотипия, ксилография, линогравюра и др, создать эскиз или рисунок в графике, подражая манере художника и сохраняя композиционное решение и выразительные возможности пятна, линии, силуэта, тематики полотна

Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

по плану

фактически

   

1

Инструктаж по ТБ. Введение. История развития представлений человека о мироздании.

1

   
 

Глава 1. Мифология в народном творчестве.(5ч)

2

Мифы творения мира.

1

   

3

Мифология и символика русской избы.

1

   

4

Фантастические звери в русском

народном творчестве.

1

   

5

Символы в орнаменте.

1

   

6

Пермская деревянная скульптура.

1

   
 

Глава 2. Мир архитектуры.(5ч)

7

Храмовая архитектура.

1

   

8

Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов.

1

   

9

Дворянские усадьбы России.

1

   

10

Декоративно прикладное искусство в организации архитектурного пространства.

1

   

11

Садово-парковая архитектура.

1

   
 

Глава 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы (3ч)

12

Дворянский быт, интерьер дворянского дома.

1

   

13

Литературная гостиная и литературный салон.

1

   

14

Музыка в пространстве интерьера.

1

   
 

Глава 4. Портрет в искусстве. (3ч)

15

Костюм как произведение искусства.

1

   

16

Исторический портрет, парадный портрет.

1

   

17

Графический портрет.

1

   
 

Глава 5. Натюрморт (4ч)

18

Декоративный натюрморт.

1

   

19

Построение геометрических тел

1

   

20

Ахроматический натюрморт

1

   

21

Символика в живописи.

1

   
 

Глава 6. Художественно-промышленное производство в культуре России (4ч)

22

Тульский самовар.

1

   

23

Резьба по камню и кости.

1

   

24

Художественная обработка металла.

1

   

25

Павловопосадские платки.

1

   
 

Глава.7 Книга как произведение искусства (3ч)

26

Искусство оформления книги

1

   

27

Художественный шрифт

1

   

28

Шрифтовая композиция.

1

   
 

Глава 8. Малые формы в графике (5ч)

29

Экслибрис

1

   

30

Эмблема.

1

   

31

Марка как произведение искусства.

1

   

32

Город будущего.

1

   

33

Архитектурный проект школы будущего.

1

   
 

Глава 9. Великие имена в искусстве (1ч)

34

Художник-живописец. Художник – график.

1

   

35

Творческий проект.

1

   
         
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.