Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи (1-4 классы)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Гимназия №34»
СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДЕНО |
зам. директора по УВР | Директор МБОУ «Гимназия №34» |
___________С.Н. Новикова | _________________Л.П.Токмакова |
«01» сентября 2022г. | «01» сентября 2022г. |
| |
Рабочая программа
по коррекции нарушений устной и письменной речи
Уровень образования (класс): начальное общее, класс 1-4
Количество часов по программе:
Учитель-логопед (Ф.И.О) Соколенко Елена Николаевна
Программа разработана на основе: Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
Ульяновск, 2022г.
Содержание
Раздел 1. Целевой
Пояснительная записка…………………………………………………………………….3
Цели и задачи программы………………………………………………………………..3-4
Принципы и методы программы…………………………………………………………4-5
Раздел 2. Содержательный
Общая характеристика программы…………………………………………………………5
Место курса…………………………………………………………………………………..5
Содержание учебного курса………………………………………………………………...6
Планируемые результаты реализации программы………………………………………..8
Тематическое планирование……………………………………………………………….10
Календарно-тематическое планирование…………………………………………………12
Раздел 3. Организационный
Материально-технические средства………………………………………………………16
Список используемой литературы………………………………………………………...16
Приложение…………………………………………………………………………………18
Раздел 1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Она учитывает особенности и структуру речевого дефекта и отражает современные подходы к исправлению нарушений устной и письменной речи.
В наше время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации детей является нарушение у них письменной речи (дисграфия, дислексия и дизорфография). Диагностическое обследование показывает, что трудности в обучении обусловлены в значительной мере недоразвитием устной речи, несформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи, нарушением оптико-пространственной организации деятельности письма, отставанием в развитии психических процессов (памяти, восприятия, мышления), снижением концентрации произвольного внимания.
Содержание программы предусматривает активизацию всех каналов коммуникации детей с ОВЗ:
Рецептивного (понимание);
Организующего (ассоциирование воспринятого, выявление связей и отношений между предметами и словами);
Экспрессивного (выражение мыслей в устной и письменной речи).
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов, методических пособий:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начального общего образования. Приказ МО и Н РФ № 373 от 06.10.2009г.
О внесении изменений в ФГОС НОО. Приказ № 1241 от 26.11.2010г., Приказ № 2357 от 22.09.2011г.
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).
Инструктивное письмо Министерства образования РФ № 2 от 14.12.2000 г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
Методические рекомендации для организации работы учителя-логопеда для оказания комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Ульяновской области, от 28.08.2013г. № 763-ИОГВ-22.
Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы: О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова, - М.: Просвещение, 2014.
Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы: О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова, - М.: Просвещение, 2014.
Цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Создать условия для преодоления нарушений чтения и письма, оказать помощь в усвоении программы начальной школы по чтению и письму.
Задачи программы:
Развитие звукопроизносительной и смысловой стороны речи (обогащение, закрепление, активизация словаря);
Совершенствование грамматической правильности речи, формирование разговорной (диалогической) и контекстной (монологической) форм речи;
Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма;
Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;
Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;
Формирование пространственной организации деятельности на основе буквенного материала;
Подбор учебного материала с учетом возраста, соматического и интеллектуального возможностей детей;
Чередование статических и динамических игр и упражнений.
Принципы, используемые в программе.
Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями базируется на принципе ранней диагностики, принципе деятельностного подхода к обучению (согласно концепции Л.С. Выготского о ведущей деятельности), а также строится с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей детей.
Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми является принцип единства диагностики и коррекции (У.В.Ульенкова). Наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.
Логопедическая работа по коррекции нарушений устной и письменной речи у школьников основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
принцип учета современных научно-теоретических представлений о психофизиологической структуре процесса письма, об операциях данного процесса (по А.Р.Лурии);
принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности нарушений чтения и письма;
принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву);
взаимосвязи развития письменной речи и познавательных процессов, мыслительных операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н.Леоньеву: мотивационно-целевой – операциональный этап контроля);
принцип дифференцированного подхода;
онтогенетический принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе);
комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций. Кроме того, в коррекционной работе по преодолению нарушений устной и письменной речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и другие.
Методы, используемые в программе.
По способам подачи речевого материала:
репродуктивный (выполнение системы упражнений);
проблемное изложение (объяснение материала для расширения проблемной ситуации, логические упражнения);
частично-поисковый (творческое использование речевых средств, алгоритмизация, конструктивные упражнения).
По источнику знаний:
практические (упражнения тренировочные, подражательно-исполнительские, коррекционные, творческие; игры дидактические, сюжетно-ролевые, деловые; моделирование; функциональные тренировки для дыхания, голоса, органов артикуляции, мелкой и общей моторики; работа с учебной и справочной литературой);
наглядные (графические, символические, иллюстративные, натуральные);
словесные (слово, рассказ логопеда, беседа сообщающая, эвристическая, воспроизводящая); анализ речи (фонетический, морфологический, синтаксический разборы).
Раздел 2. Общая характеристика программы.
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Для реализации коррекционно-развивающей работы используются следующие формы работы:
традиционные (подгрупповые занятия (35-40 мин.), индивидуальные занятия (20-40 мин.);
нетрадиционные (активные формы работы с обучающимися, игры-путешествия, воображаемые путешествия, сказочные сюжеты).
Программа предусматривает проведение логопедических занятий с использованием межпредметных связей: психология (развитие зрительной памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения), чтение, письмо, окружающий мир, развитие речи и т.д.
Логопедические занятия не ограничиваются занятиями в школе. Логопед ведет работу в тесном контакте с учителями, которые на уроках при подготовке домашних заданий способствуют закреплению речевых навыков, приобретаемых учащимися в процессе логопедических занятий. Контакт логопеда с учителем должен осуществляться на всех этапах логопедической работы. Работа логопеда с учителями включает такие формы работы, как:
индивидуальные беседы;
открытые занятия;
выступления на школьных методических объединениях (ШМО); городских и областных методических объединениях (ГМО);
сравнение письменных работ на разных этапах работы.
Работа логопеда с родителями осуществляется путем личного контакта с родителями, участия в родительских собраниях, консультации, рекомендации для родителей, вовлечения родителей в речевую работу с детьми. Родители следят за речью ребенка в домашней обстановке.
В программе определены планируемые результаты для обучающихся с ОВЗ в начальной школе.
Место курса.
С учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся групповые (не более 3-5 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность логопедических занятий 1-2 раза в неделю, в зависимости от речевого нарушения. Продолжительность групповых занятий 35 мин.- 1 класс первое полугодие, 40 мин.- 1 класс со второго полугодия, 40 мин.- 2-4 классы, индивидуальные занятия 20-25 мин. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи в сочетании со зрительным диагнозом; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, зрительного диагноза, уровня психического развития, возрастным критерием.
Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся не с целым классом, а с одним учащимся или группой, не более трех человек. На долю каждого обучающегося приходится в неделю от 20 до 25 минут коррекционных занятий с педагогом, от одного до 2-х раз в неделю.
Содержание учебного курса
Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся.
Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, комплектования подгрупп, отслеживания динамики речевого развития ребёнка с нарушением зрения рекомендуется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльно-уровневой системой оценки. Результаты обследования отражаются в специально разработанной речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер.
Коррекционная работа делится на два этапа:
Подготовительный этап (1 класс):
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
Учителя-логопеды по своему усмотрению проводят данные занятия в начале коррекционной логопедической работы, учитывая особенности развития детей и характер их речевых нарушений.
этап:
коррекция дефектов произношения;
формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
этап:
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса
путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
этап:
совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов;
Основной этап(2-4 классы). Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
На фонетическом уровне;
На лексико - грамматическом уровне;
На синтаксическом уровне.
Коррекционная работа на фонетическом уровне:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития
- фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Диагностика учащихся.Обследование артикуляционного аппарата извуковой стороны речи. Обследование фонематического слуха. Обследование лексического строя речи. Обследование грамматического строя. Обследование процесса письма и чтения.
Слова,обозначающие предметы.Слова,обозначающиедействия предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета. Двухсложные слова. Трехсложные слова. Определение порядка слогов в слове. Деление слов на слоги. Ударение. Однокоренные слова. Словообразование слов.
Предложение. Речь, предложение. Предложение, слово. Простое, двусоставное, нераспространенное предложение. Предложение из трех слов. Предложение из четырех слов. Дифференциация понятий предложение – слово. Работа с предлогами в, на. Работа с предлогами к, от. Работа с предлогами на – с (со). Составление предложений по опорной схеме. Составление предложений по опорной схеме. Распространение предложений. Выделение предложений из текста.
Звуки речи. Гласные звуки. Звуки речи и способы их образования.Дифференциация понятий «звук» - «буква». Гласные звуки и буквы. Гласные первого ряда. Гласные второго ряда. Дифференциация гласных I и II ряда. Дифференциация гласных а-я. Дифференциация гласных о-ё. Дифференциация гласных у-ю. Дифференциация гласных и-ы. Выделение гласных из слов.
Звуки речи. Согласные звуки. Согласные звуки и буквы.Твердыеимягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю. Звонкие и глухие согласные. Звук и буква Б. Звук и буква П. Дифференциация согласных Б – П. Звук и буква Д. Звук и буква Т. Дифференциация согласных Д – Т. Звук и буква Г. Звук и буква К. Дифференциация согласных Г – К. Звук и буква З. Звук и буква С. Дифференциация согласных З – С. Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация согласных Ш-Ж. Дифференциация согласных З – Ж. Дифференциация согласных С – Ш. Дифференциация звонких и глухих согласных.
Связная речь.Составление описание простого предмета.Составление рассказа по опорным словам и схемам. Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. Развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Планируемые результаты реализации программы.
Речевые нарушения детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в том числе на логопедических занятиях. Программа по преодолению нарушений в устной и письменной речи у детей имеет большое значение в формировании УУД.
Личностные результаты:
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
оценивание ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
построение взаимоотношений с учетом эмоционального состояния и чувств окружающих;
оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности, инициативы, ответственности.
Предметные результаты:
иметь первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства;
понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
владеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета;
уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
владеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметные результаты:
владеть способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
владеть способами решения проблем творческого и поискового характера;
уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и владеть способностью, конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
владеть начальными формами познавательной и личностной рефлексии;
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей, схем решения и практических задач;
активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогии и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Познавательные результаты:
умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков;
умение осуществлять логическое действие «синтез»;
умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным критериям;
умение осуществлять логическое действие «классификация» по заданным критериям;
умение осуществлять логическое действие «обобщение»;
умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
При завершении коррекционно-развивающего обучения у обучающихся должны быть:
восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова;
сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
уточнен и активизирован имеющийся словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слово, гласные, ударные гласные, ударение, согласные и т.д.
Учащийся научится:
узнавать и различать гласные и согласные звуки;
различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
производить звукобуквенный и слоговой разбор слова;
подбирать слова на заданный звук;
сравнивать слова со сходными звуками;
строить звуковые схемы слогов и слов;
составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками.
Также учащийся сможет научиться:
производить фонетический разбор слова;
различать гласные первого и второго ряда; твердые-мягкие, глухие-звонкие согласные на слух;
использовать гласные буквы И, Я, Ю, Е, Ё, а также Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
овладеть основами написания слуховых и зрительных диктантов.
Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном обследовании. Для этого при первичном и заключительном обследовании детям предлагается написать незнакомые аналогичные по сложности тексты. Состояние навыка письма осуществляется по критериям: количество и качество ошибок, осознанность письма.
Любое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма учащегося, замеченное учителем-логопедом, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких свойств личности, как: способности к самостоятельной организации своей деятельности; способности осуществлять контроль за собственным письмом; умения использовать полученные навыки в новых условиях.
Тематическое планирование логопедических занятий «Развитие и предупреждение нарушение устной и письменной речи»
Тема | 1 раз в неделю | 2 раза в неделю | ||
Кол-во занятий | Кол-во часов | Кол-во занятий | Кол-во часов | |
Диагностическое обследование | ||||
Первичное обследование Промежуточное обследование** Итоговое обследование | 1 1 | 1 1 | 1 1 1 | 1 1 1 |
Подготовительный блок | ||||
Речевые и неречевые звуки. Развитие слухового внимания. Звуки речи. Строение и функции речевого аппарат. Звукообразование | 1 | 1 | 2 | 2 |
Коррекционный блок | ||||
От звука к слову. Понятие «слово». | 1 | 1 | 1 | 1 |
Слово-предмет. Живые-неживые предметы. Постановка вопроса «Кто? Что?» | 1 | 1 | 2 | 2 |
Слово-действие. Постановка вопроса «Что делает?» | 1 | 1 | 2 | 2 |
Понятие «предложение». Двусоставное предложение (предмет-действие). Границы предложения. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Дифференциация понятий «слово-предложение» Предложение из трех слов (предмет-действие-предмет). Схема предложения. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Слово-признак. Описание предмета по плану (овощи-фрукты, животные). Образование относительных прилагательных. Антонимы. | 1 | 1 | 2 | 2 |
Распространение предложения с помощью прилагательных. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Предлоги В, НА. Символы предлогов. Составление предложения с предлогом по схеме. | 1 | 1 | 2 | 2 |
Звук [у]. Понятие «гласный звук». Позиция звука в слове (начало, середина, конец слова). Буква У, у. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Звук [у]. Буква У, у. Предложение с предлогом У. (У кошки котята. У мамы мыло.) Словообразование: детеныши животных. | | | 1 | 1 |
Звук [а].Буква А, а. Заглавная буква в именах. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Звук [у], [а]. Буквы У, А. Сложное предложение с союзом А. Прилагательные-антонимы. | * | | 1 | 1 |
Звук [и].Буква И, и. Союз И в простом и сложном предложении. Схемы предложений. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Звук [о]. Буква О, о. Предложение с предлогом О. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Звук [с]. Понятие «согласный звук». Буква С, с. Предлог С (СО) в предложении. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Дифференциация звуков [с-с’]. Понятие «твердый-мягкий согласный». Предлог движения С (СО) (слетел с дерева, взял со стола). | 1 | 1 | 1 | 1 |
Звуки [з-з’]. Буква З, з. Предлог ЗА. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Слог. Деление слов на слоги. Звукослоговой анализ и синтез слов. Ударение. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД. | * | | 1 | 1 |
Дифференциация звуков [с-з] в словах. Понятие «звонкий-глухой согласный». | 1 | 1 | 1 | 1 |
Звуки [с, з] в предложении. Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. | * | | 1 | 1 |
Звук [ы]. Буква ы. Дифференциация звуков [и-ы]. Ед.ч.-мн.ч. сущ. Чтение слоговых таблиц. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Твердые-мягкие согласные. Гласные I и II ряда. Мягкость согласных звуков на письме. Буквы а-я, о-ё, у-ю, э-е. Работа с деформированным словом. Чтение. | 1 | 1 | 2 | 2 |
Звук [ш] в словах и предложениях. Буква Ш. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Звук [ж]. Буква Ж, ж. Чтение. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Звук [ш-ж] в словах и предложениях. Правописание ШИ, ЖИ. Диктант. | 1 | 1 | 2 | 2 |
Мягкий знак в конце слова. Мн.Ч.-ед.ч. сущ. | 1 | 1 | 2 | 2 |
Мягкий знак в середине слова. Работа с деформированными предложениями. Чтение. | * | | 2 | 2 |
Дифференциация букв, схожих при написании а-о, у-и, н-п, п-т, и-ш, к-н, л-м, х-ж, ш-щ. | * | | 1 | 1 |
Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях. Буквы С, Ш,. Чтение. | 1 | 1 | 2 | 2 |
Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях. Буквы З,Ж. Чтение. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Дифференциация звуков [л-л’] в словах и предложениях. Буква Л. | * | | 1 | 1 |
Звук [й]. Йотированные гласные. Буква й. | * | | 1 | 1 |
Дифференциация звуков [л’-й] в словах и предложениях. Буквы л, й. | | | 1 | 1 |
Дифференциация звуков [р-р’] в словах и предложениях. Буква Р. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях. Диктант. | * | | 2 | 2 |
Звук [ц]. Буква Ц. | * | | 1 | 1 |
Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях. Диктант. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Ударение. Чтение. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Перенос Слова. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Слова-родственники. Однокоренные родственные слова. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Предложение. Знаки препинания. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Предлоги в предложениях. | * | | 1 | 1 |
Работа над рассказом цепной структуры. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Работа над рассказом по сюжетной картинке. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Работа над рассказом по трем сюжетным картинкам. | * | | 1 | 1 |
Работа над рассказом-описанием. | | | 1 | 1 |
Повторение и закрепление пройденного материала. | | | 1 | 1 |
Итого | 34 | 34 | | |
Календарно-тематический планирование логопедических занятий «Развитие и предупреждение нарушение устной и письменной речи»
№ | Темы | Содержание работы | Дата по плану | Дата по факту | |
Диагностическое обследование | |||||
1 | Диагностика устной и письменной речи. Первичное обследование. | Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи | | | |
Подготовительный блок | |||||
2 | Речевые и неречевые звуки. Развитие слухового внимания. Звуки речи. Строение и функции речевого аппарат. Звукообразование | 1. Развитие общих речевых навыков. 2. Знакомство с функциями речевого аппарата и его строением. 3. Знакомство со звуками речи и звукообразованием. 4. Развитие слухового внимания. | | | |
Коррекционный блок | |||||
3 | От звука к слову. Понятие «слово». | 1. Звук и слово. 2. Связь звука в слове. Дифференциация понятий «звук» - «слово» | | | |
4 | Слово-предмет. Живые-неживые предметы. Постановка вопроса «Кто? Что?» | Усваивать понятие «слово» как части предложения, его лексическое значение. Усваивать слова, обозначающие живые и неживые предметы. Закрепить понятия о словах, обозначающих предметы. Слова, отвечающие на вопрос: «Кто? Что?». Учить графически изображать слова, обозначающие предметы. | | | |
5 | Слово-действие. Постановка вопроса «Что делает?» | Учить различать слова, обозначающие действие. Закреплять понятие о словах, обозначающих действие. Слова, отвечающие на вопрос: «Что делает?». Учить графически изображать слова, обозначающие действие. | | | |
6 | Понятие «предложение». Двусоставное предложение (предмет-действие). Границы предложения. | Усваивать понятие «предложение». Закреплять понятие о слова, обозначающих «предмет-действие». Учить составлять двусоставное предложение (предмет-действие). Учить определять границы предложения. | | | |
7 | Дифференциация понятий «слово-предложение» Предложение из трех слов (предмет-действие-предмет). Схема предложения. | Дифференциация понятий «слово-предложение». Учить составлять предложение из трех слов (предмет-действие-предмет). Закреплять умение определять границы предложения. Учить составлять схему предложения. | | | |
8 | Слово-признак. Описание предмета по плану (овощи-фрукты, животные). Образование относительных прилагательных. Антонимы. | Учить различать слова, обозначающие признаки предмета. Учить правильно изменять слова по родам. Формировать и развивать образование относительных прилагательных. Учить находить и называть антонимы. | | | |
9 | Распространение предложения с помощью прилагательных. | Развивать умения согласовывать прилагательные с существительными. Упражнять в подборе имен прилагательных к заданным словам. | | | |
10 | Предлоги В, НА. Символы предлогов. Составление предложения с предлогом по схеме. | Отработать понимание пространственного значения предлогов В,НА. Устранение и предупреждение ошибок на письме, при написании предлогов со словами. Познакомить и учить с символами предлогов. Познакомить со схемой предлога в предложении и учить составлять предложения. | | | |
11 | Звук [у]. Понятие «гласный звук». Позиция звука в слове (начало, середина, конец слова). Буква У, у. | Знакомство со звуком и буквой У. Запоминать ряд звуков и соединять их в слово. Выделять первый звук в слове. Наблюдать за произнесением звука У. Анализировать слово с опорой на схему: подбирать слова на звук У, определять место звука У в слове. | | | |
12 | Звук [у]. Буква У, у. Предложение с предлогом У. (У кошки котята. У мамы мыло.) Словообразование: детеныши животных. | Наблюдать за произнесением звука У и называть его особенности. Наблюдать за произнесением звука У. Отработать понимание пространственного значения предлога У. Дифференциация словообразования : детеныши животных. | | | |
13 | Звук [а].Буква А, а. Заглавная буква в именах. | Знакомство со звуком и буквой А. Наблюдать за произнесением звука А. Формирование знания о заглавных буквах в именах. | | | |
14 | Звук [у], [а]. Буквы У, А. Сложное предложение с союзом А. Прилагательные-антонимы. | Формирование знаний о сложном предложении с союзом А, знакомство с прилагательные-антонимы. Дифференциация звуков У,А. | | | |
15 | Звук [о]. Буква О, о. Предложение с предлогом О. | Формирование знаний о звуке и букве О. Отработать пространственного значения предлога О. | | | |
16 | Звук [с]. Понятие «согласный звук». Буква С, с. Предлог С (СО) в предложении. | Формирование правильного произношения звука С. Формировать понятие «согласный звук». Определение согласного звука на слух и по артикуляции. Отработать понимание пространственного значения предлогов С (СО). | | | |
17 | Дифференциация звуков [с-с’]. Понятие «твердый-мягкий согласный». Предлог движения С (СО) (слетел с дерева, взял со стола). | Дифференциация звуков С-С’, понятия «твердый-мягкий согласный». Закрепление понимания пространственного значения предлогов С (СО). | | | |
18 | Звуки [з-з’]. Буква З, з. Предлог ЗА. | Формировать правильное произношение звука З-З’. Отработать понимание пространственного значения предлога ЗА. | | | |
19 | Слог. Деление слов на слоги. Звукослоговой анализ и синтез слов. Ударение. | Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса. Схемы слогоритмической структуры слова. | | | |
20 | Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД. | Отработать понимание пространственного значения предлогов ПОД, ИЗ-ПОД. Устранение и предупреждение ошибок на письме, при написании предлогов со словами. Познакомить и учить с символами предлогов. Познакомить со схемой предлога в предложении и учить составлять предложения | | | |
21 | Дифференциация звуков [с-з] в словах. Понятие «звонкий-глухой согласный». | Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач. | | | |
22 | Звуки [с, з] в предложении. Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. | Отработать понимание пространственного значения предлогов ЗА, ИЗ-ЗА. | | | |
23 | Звук [ы]. Буква ы. Дифференциация звуков [и-ы]. Ед.ч.-мн.ч. сущ. Чтение слоговых таблиц. | Уточнение артикуляции. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости. | | | |
24 | Твердые-мягкие согласные. Гласные I и II ряда. Мягкость согласных звуков на письме. Буквы а-я, о-ё, у-ю, э-е. Работа с деформированным словом. Чтение. | Дифференциация гласных А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е. Объяснение двух способов обозначения твердости и мягкости согласных. | | | |
25 | Звук [ш] в словах и предложениях. Буква Ш. | Формирование правильного произношения звука Ш, навыков словообразования и словоизменения. Выделение слов с заданным звуком. | | | |
26 | Звук [ж]. Буква Ж, ж. Чтение. | Формирование правильного произношения звука Ж, навыков словообразования и словоизменения. Выделение слов с заданным звуком. | | | |
27 | Звук [ш-ж] в словах и предложениях. Правописание ШИ, ЖИ. Диктант. | Дифференциация звуков Ш-Ж. Знакомство с правописанием слогов ЖИ, ШИ. Произнесение слов со сложной слоговой структурой. | | | |
28 | Мягкий знак в конце слова. Мн.ч.-ед.ч. сущ. | Формирование навыка употребления на письме Ь на конце слова. | | | |
29 | Мягкий знак в середине слова. Работа с деформированными предложениями. Чтение. | Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных в середине слова. | | | |
30 | Дифференциация букв, схожих при написании а-о, у-и, н-п, п-т, и-ш, к-н, л-м, х-ж, ш-щ. | Развивать зрительную дифференциацию строчных букв. Развивать тонкие графо-моторные навыки. Развитие зрительно-пространственных представлений. | | | |
31 | Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях. Буквы С, Ш,. Чтение. | Дифференциация звуков С-Щ. Развитие фонематических представлений. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа. Звукобуквенный анализ слов и предложений. | | | |
32 | Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях. Буквы З,Ж. Чтение. | Дифференциация звуков З-Ж. Развитие фонематических представлений. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа. Звукобуквенный анализ слов и предложений. | | | |
33 | Дифференциация звуков [л-л’] в словах и предложениях. Буква Л. | Формирование правильного произношения звука Л-Л’. Дифференциация звуков Л-Л’. Развитие фонематических представлений. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа. Звукобуквенный анализ слов и предложений. | | | |
34 | Звук [й]. Йотированные гласные. Буква й. | Понимание лексико-грамматических конструкций. Формирование правильного произношения звука Й. Преобразование слов, нахождение слов с заданным звуком. | | | |
35 | Дифференциация звуков [л’-й] в словах и предложениях. Буквы л, й. | Дифференциация звуков Л’-Й. Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности на уровне слова и предложения. | | | |
36 | Дифференциация звуков [р-р’] в словах и предложениях. Буква Р. | Формирование правильного произношения звука Р-Р’. Дифференциация звуков Р-Р’. Развитие фонематических представлений. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа. Звукобуквенный анализ слов и предложений. | | | |
37 | Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях. Диктант. | Дифференциация звуков Л-Р. Формировать навыки слухо-произносительной дифференциации звуков, аналиа слов, преобразования слов. Произнесение слов сложной звукослоговой структуры. | | | |
38 | Звук [ц]. Буква Ц. | Формирование правильного произношения звука Ц, навыков словообразования и словоизменения. Выделение слов с заданным звуком. | | | |
39 | Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях. Диктант. | Дифференциация звуков С-Ц. Развитие фонематических представлений. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа. Звукобуквенный анализ слов и предложений. | | | |
40 | Ударение. Чтение. | Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла). | | | |
41 | Перенос слова. | Закреплять умение слогового анализа. Учиться переносить слова с одной строки на другую. Развивать умение различать в слове количество слогов по количеству гласных звуков. | | | |
42 | Слова-родственники. Однокоренные родственные слова. | Учить узнавать родственные слова среди других слов. Отличать родственные слова от других слов с таким же корнем. Дифференциация однокоренных родственных слов. | | | |
43 | Предложение. Знаки препинания. | Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. Предложение и слово. | | | |
44 | Предлоги в предложениях. | Формирование общего понятия о предлогах и употреблении их в речи. | | | |
45 | Работа над рассказом цепной структуры. | Формирование связной монологической речи на примере текста цепной структуры. Развивать линейную вербальную память. | | | |
46 | Работа над рассказом по сюжетной картинке. | Формирование правильного составления рассказа по сюжетной картинке. Отвечать на вопросы по сюжетным картинкам. Сравнивать 2 предмета по 2-3 признакам. | | | |
47 | Работа над рассказом по трем и более сюжетным картинкам. | Формирование правильного составления рассказа по трем и более сюжетным картинкам. Отвечать на вопросы по сюжетным картинкам. Сравнивать 2 предмета по 2-3 признакам. | | | |
48 | Работа над рассказом-описанием. | Развитие умений и навыков составления описательного рассказа, грамматически правильно строить предложения. | | | |
49 | Повторение и закрепление пройденного материала. | Закрепление ранее пройденного материала. | | | |
Диагностическое обследование | |||||
50 | Итоговое обследование | Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи | | | |
Итого |
Материально-техническое обеспечение.
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
карточки с играми и заданиями;
тексты для работы на занятиях;
логопедическое зеркало;
ресурсы Интернета;
компьютерные технологии.
Список используемой литературы.
Визель Т.Г. Как вернуть речь. М., 1998 г.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г.
Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.
Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, «Феникс». 2001 г.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.,1999 г.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Спб., 2001.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007 г.
Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.г.
Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1983 г.
Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика обследования письма младших школьников Иншакова О.Б.
Для получения максимально объективных результатов необходимо придерживаться следующих условий:
1. Перед проведением письменных работ школьникам нужно подробно объяснить процедуру проведения обследования.
2. Учащиеся первого класса в начале обучения должны выполнять письменные задания на нелинованных листах. Имя и фамилию, наименование вида письменной работы (диктант, списывание) и заголовок письменной работы дети должны писать самостоятельно, так как это является дополнительным информационным материалом для оценки навыков письма. В конце первого года обучения, на втором, третьем и четвертом годах обучения письменные работы пишутся на обычных тетрадных листах.
3. Для изучения письма под диктовку предлагают только специально отобранные диктанты повышенной сложности, но соответствующие возрастным и программным требованиям учащихся.
4. В разных классах или подгруппах детей диктант должен проводить один и тот же специалист (логопед или учитель).
5. Текст диктанта следует читать громко, с одинаковой скоростью, четкой артикуляцией, но в то же время без проговаривания сложных для написания мест в словах. Диктант после написания проверяется.
6. Для списывания с печатного и рукописного текстов каждый ученик использует индивидуальные листочки с образцами контрольного текста.
7. Необходимо проследить, чтобы дети сидели по одному за партой и не имели возможности заглядывать в тетради своих соседей.
8. Дети, требующие посторонней помощи и не справившиеся с заданием в отведенное время, фиксируются.
9. Время выполнения диктанта и списывания ограничивается временными рамками, отводимыми для данных видов письменных работ.
Обследование письма на начало учебного года.
Списывание.
2 класс
Ёжик.
Теплые лучи разбудили лес. От старой ели легла тень. Вылез тощий ёжик. Он стал искать пищу.
________________________________________
3 класс
Цветёт черёмуха.
Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Утром грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу.
________________________________________
4 класс
Мышь-малютка.
Мышь-малютка – самый маленький грызун в лесу. Весит она всего несколько граммов. Шёрстка у неё коричневая, глазки чёрные, грудка белая. Мышка-малютка ловко лазает по высоким стеблям, листьям, кустам. В высокой траве зверек сплетает из травинок чудесное гнёздышко-шалашик. Оно подвешено на стебельке высоко над землёй. Не страшен мышке ветер и мороз. Утеплила она гнёздышко внутри мягкими былинками. Скоро там появятся крошечные мышата.
________________________________________
Обследование письма на начало учебного года.
Диктант.
2 класс
Гроза.
Стоит теплый летний день. По небу плывет большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом.
________________________________________
3 класс
Кувшинки.
На далеком лесном озере расцвели чудесные кувшинки. Их стебелек был высоко поднят над водой. На стебельке виднелся большой круглый цветок. Он был очень красив на фоне темной воды. Как золотой шарик рядом с большими зелеными тарелками листьев. Высокие сосны любовались красивыми цветами. Словно золотые кораблики плывут по гладкой воде озера.
________________________________________
4 класс
Лето.
Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зеленый лужок прилетели пчелы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.
К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала легкий прыжок и оказалась на вершине сосенки. Ежик пробежал в свое жилище. Хлопочут усердные воробьи.
18