Рабочая программа по коррекционному курсу «Логотерапия»

0
0
Материал опубликован 9 December

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логотерапия» составлена на основе программы курсов коррекционно-развивающей области (логопедические занятия) входящие в состав АООП с УО 1-9 классов.

Индивидуальная программа логопедического сопровождения разработана для Т. А. (5 «д» кл.), обучающегося по индивидуальному учебному плану адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с интеллектуальными нарушениями.

Характеристика обучающегося

Результаты логопедического обследования показали, что основными нарушениями у данного ребенка являются:

- нарушение языкового анализа и синтеза (несоблюдение границ предложения, отдельное написание частей слов),

- ошибки акустического и оптического характера на письме (замена гласных, согласных, лишние элементы букв)

- искажение морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, флексий

- нарушение предложно-падежных конструкций

- трудности конструирования сложных по структуре предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.

- низкий словарный запас.

Заключение: смешанная дисграфия, обусловленная системным недоразвитием речи.

Рекомендации ПМПК: обучение по АООП ООО с УО (вариант 1)

Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико- грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.

Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимся.

Логопедическая коррекция занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация коррекционной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Логопедические занятия имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития, познавательной деятельности. В связи с рассмотрением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас обучающегося, вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов.

Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения, способствуют развитию речи и мышления обучающегося, формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяются и обогащаются представления об окружающем мире.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Логотерапия» входит в часть учебного плана «Коррекционно развивающая область», обеспечивающую удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями и необходимую коррекцию недостатков в психическом и физическом развитии. Реализация рабочей программы коррекционного курса «Логотерапия» (5 класс) рассчитана на 8 часов, (16 учебных недель, по 0.5 часа в неделю.)

Количество часов, указанных в программе на каждую тему примерное и зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей обучающихся, их психофизиологических особенностей, состояния интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала детьми.

Логопедическое представление

Устная речь

Звукопроизношение: не нарушено.

Фонематические процессы в основном сформированы.

Звуковой анализ: недостаточно сформирован, неправильно определяет количество предложений в тексте, количество слов в предложении, количество слогов в слове. Делает ошибки при звуковом анализе слов.

Слоговая структура речи сохранна.

Активный словарь: беден, неточен, ограничен бытовой лексикой, с преобладанием существительных и глаголов, незначительный объем прилагательных, наречий. Слов-обобщений также недостаточно, их количество ограничено бытовыми обобщающими понятиями. Подбирает некоторые антонимы. Синонимией не владеет. Знает мало названий детёнышей, профессий. Затрудняется в образовании относительных и притяжательных прилагательных.

Грамматический строй речи: сформирован недостаточно. Предложение односоставное, простое нераспространенное. Структура предложения упрощена. Имеют место аграмматизмы. Проявляются как на уровне словоизменения, так на уровне словообразования, синтаксиса. Неправильно употребляет предлоги, заменяет одни предлоги другими, не подходящими по смыслу и грамматически.

Связная речь: при составлении рассказа по серии картинок использует простую нераспространенную фразу, причинно-следственные связи устанавливает по наводящим вопросам, пересказывает фрагментарно, упуская существенные детали.

Письменная речь

Письмо: в письменных работах допускает большое количество орфографических.

Чтение: автоматизированное без соблюдения интонации. Смысл прочитанного понимает.

Заключение: Дизорфография.

Рекомендации ПМПК: обучение по АООП ООО с УО (вариант 1)

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса.

Освоение рабочей программы коррекционного курса «Логотерапия» (5 класс), обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) личностных и предметных результатов.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения ФАООП УО образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения ФАООП УО относятся:

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:

развитие коммуникативной функции речи;

коррекция нарушений чтения и письма;

расширение представлений об окружающей действительности;

развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Система оценки планируемых результатов

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции.

Сроки проведения мониторинговых исследований: 2-я половина мая.

Планируемый результат достижение ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

Содержание коррекционного курса

Логопедические занятия включают в себя основные направления работы:

диагностика и коррекция лексической стороны речи;

диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;

коррекция нарушений чтения и письма;

расширение представлений об окружающей действительности;

развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Содержание программы предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала, от получения знаний, до применения их в повседневной жизни.

Специфика нарушений речи и их коррекция у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) определяются особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития.

У обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Развитие моторики, в том числе и речевой, у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) протекает замедленно, недифференцированно. Точность речевых движений обеспечивается двояким контролем. Оказывается неточным как слуховой, так и кинестетический контроль.

Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия, сложной психической деятельности по дифференциации звуков речи. Нарушение познавательной деятельности приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка, поэтому обучающиеся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) с трудом овладевают сложными по семантике словами (абстрактными, обобщенными) и грамматическими формами (например, сложноподчиненными предложениями с придаточными цели, причины и др.).

Планируемые результаты:

Предметные:

усвоение правил написания предложения;

большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме в разбивку;

выделение предложений из речи и текста;

формирование усвоение понятия «ударение», умение делить слова на слоги, переносить слова по слогам с одной строки на другую;

различать твёрдые и мягкие согласные при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я;

знать правописание гласных после шипящих, написание звонких и глухих согласных в конце слова;

усвоение понятия «слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов»;

уметь выделять слова в предложении по вопросам;

усвоить правописание слов с непроверяемыми написаниями;

уметь пользоваться словарём в конце учебника;

уметь строить простое предложение с употребление слова;

уметь закончить предложение, согласовывать слова в предложении.

Познавательные:

ориентировка в учебнике;

планирование самостоятельной работы по изучению незнакомого материала;

умение пользоваться знаками и символами;

читать, писать.

Коммуникативные:

умение слушать собеседника;

- отвечать полным ответом на поставленные вопросы;

вступать в контакт и работать в коллективе;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Регулятивные:

самостоятельно организовывать свое рабочее место;

адекватно воспринимать оценку учителя;

пытаться проводить самоанализ выполненной деятельности

Планирование основных тем (разделов, блоков, модулей)

Разделы

Кол-во

часов

Предложение. Слово

2

Предлоги

2

Звуки и буквы

2

Состав слова

2

Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу «Логотерапия» на 2022 - 2023 учебный год


Дата

Тема занятия

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ссылка название)

Кол- во часов

Раздел Речь. Предложение. Слово

02.02

Понятие о предложении. Простое предложение. «Мебель»

https://mersibo.ru/

1

16.02

Знаки препинания в конце предложения.

«Домашние животные»

https://mersibo.ru/

1

Раздел Предлоги.

01.03

Предлоги. «Домашние птицы»

https://mersibo.ru/

1

15.03

Предлоги. «Дикие животные»

https://mersibo.ru/

1

Вид/форма контроля: (по данному разделу) самостоятельная работа

Раздел Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез

05.04

Гласные звуки. «Животные жарких стран»

https://mersibo.ru/

1

19.04

Сходство парных гласных. «Животные Севера»


https://mersibo.ru/

1

Вид/форма контроля: (по данному разделу) самостоятельная работа

Раздел Состав слова

02.05

Корень слова. «Растения, цветы»

https://mersibo.ru/

1

17.05

Сложные слова. «Профессии»

https://mersibo.ru/

1

Вид/форма контроля: (по данному разделу) самостоятельная работа

Итоговая диагностика



Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

В связи с возможностью обучения в дистанционном режиме, будут применяться следующие формы обучения: онлайн консультации, компьютерные тестирования; технические средства обучения: персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео, стабильный канал подключения к сети Интернет.



Литература

Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера, 2013.

ГрибоваО.Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.

Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-s-detmi-s-zaderzhkoy.- Загл. с экрана.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи М., 2001г.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. 320 с.

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.

Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.

Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной и индивидуальной работы с уч-ся 1–2 классов. В 2 ч. Метод.пособие. М.: Владос, 2004.

Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение, 2012.

Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.

Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.: Просвещение.

Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.

Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно- методические материалы. М.: Просвещение, 2014.

Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Школьная пресса, 2004.

Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина.

Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред. Г.В. Чиркиной. М., 2010.

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Секачев, 2008.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995

Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и их коррекция. Любое издание.

Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи СПб, 1999.

Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи.

Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков [Текст] : пособие для учителя-логопеда спец. (коррекц.) шк. V вида : 2 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М. : АРКТИ, 2003.

Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144









t1733748312aa.gif

7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.