Рабочая программа по предмету «Литература» (9 класс)
Рассмотрено на заседании методического совета Протокол № ___ от «__»__________2015г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Токаревской СОШ №1 _____________/Т.В.Титова/ ФИО «__»____________2015г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ Токаревской СОШ №1 _____________/С.В.Шиповская/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________2015г. |
Рабочая программа по предмету
«Литература»
9 «д» класс
МБОУ Токаревская сош№1
на 2013-2014 учебный год
Учителя: Фетисовой Е.Н.
Токаревка, 2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основании федерального компонента Государственного образовательного стандарта; Примерной программы и программы общеобразовательных учреждений по литературе, допущенной Министерством образования и науки РФ, под редакцией В.Я. Коровиной (Москва. Просвещение. 2010г.)
Уровень программы базовый.
Данная рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). В 9 классе в курсе изучения литературы подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература.
Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Основные цели обучения литературе:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Формы организации учебного процесса чрезвычайно разнообразны и предполагают парную, индивидуальную, групповую работу, осуществляемую на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, уроках развития речи, внеклассного чтения, уроках-диспутах, семинарах, уроках-концертах.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется дифференцированными заданиями тестового характера, развернутых ответов на поставленный вопрос, устных и письменных творческих работ, направленных на выявление умений верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа.
Содержание
Введение(1 час)
Литература и её роль в духовной жизни человека.
Из древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…»
Т.Л. «Слово» как жанр древнерусской литературы.
Из литературы 18 века
Михаил Васильевич Ломоносов.
Обзор жизни и творчества
«Вечернее размышление о Божьем величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Гавриил Романович Державин.
Жизнь и творчество.(Обзор).
«Властителям и судиям», «Памятник»
Александр Николаевич Радищев.
Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву».(Обзор).
Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник.
Т.Л. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин.
Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Главные герои повести.Внимание к внутреннему миру героев.
Т.Л.Сентиментализм.
Из русской литературы 19 века
Василий Андреевич Жуковский.
Обзор жизни и творчества.
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады. Сюжетность, фантастика, фольклорное начало
Нравственный мир героини.
Т.Л.Баллада.
Александр Сергеевич Грибоедов.
Обзор жизни и творчества.
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов. Меткий афористический язык. Особенности композиции. Критика о комедии. ( И.А. Гончаров. «Мильон терзаний»)
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество.( Обзор.)
Стихотворения. «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил: любовь ещё быть может..»,»Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Одухотворенность, чистота, чувство любви и дружбы. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.
Поэма «Цыгане». Герои поэмы. Мир цивилизованный и мир «естественный». Невозможность гармонии.
« Евгений Онегин». Обзор содержания.. Роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев.
Онегинская строфа. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Роман в зеркале критики. (Белинский, Писарев, Григорьев)
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия.
Т.Л. Роман в стихах.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор).
«Герой нашего времени». Обзор содержания. Первый психологический роман.в русской литературе. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер.
Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть « Фаталист» и её философско – композиционное значение.
Основные мотивы лирики. «Смерть поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нет, я не Байрон», «Расстались мы, но твой портрет..», «Есть речи значенье,,», (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали»
Т.Л.Понятие о романтизме. Психологизм художественной литературы.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мёртвые души» - история создания. Смысл названия. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков – приобретатель, новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершённости. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэме. Поэма в оценке Белинского.
Т.Л.Герой и антигерой. Литературный тип. Понятие о видах комического: сатире, юморе. иронии, сарказме.
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и Митя – положительные герои. Особенности сюжета.
Т.Л.Комедия как жанр драматургии.
Фёдор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Роль истории Настеньки в романе.
Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность».Обзор содержания автобиографической трилогии.Формирование личности юного героя. Духовный конфликт героя со средой.
Особенности поэтики Л. Толстого.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника» .Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека. Чеховское отношение к маленькому человеку.
«Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Из поэзии 19 века
Беседы о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете и др. Многообразие талантов.
Из русской литературы 20 века
Из русской прозы 20 века
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви из разных социальных слоёв.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов. Живучесть «шариковщины» и «швондерства».
Т.Л. художественная условность.
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, воина и труженика.
Т.Л. Реализм.
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини.
Т.Л. Притча.
Из русской поэзии 20 века
Штрихи к портретам.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принёс издалека..», «О, весна без конца и без краю», « О, я хочу безумно жить..».
Трагедия поэта в страшном мире.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный», «Разбуди меня завтра утром», «Отговорила роща золотая».
Тема любви в лирике поэта. Тема России – главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю».
Новаторство Маяковского – поэта. Своеобразие стиха.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.
«Идёшь, на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?», «Родина», «Стихи о Москве».
Особенности поэтики Цветаевой.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе», «Где – то в поле..». «Можжевеловый куст». «О красоте человеческих лиц», «Завещание»..Философская глубина.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворения из книг «Чётки», «Белая стая»,»Пушкин», «Подорожник», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в лирике Ахматовой.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать..», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти..». «Быть знаменитым некрасиво».
Философская глубина лирики.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом».
Интонация и стиль.
Т.Л. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения.
Песни и романсы на стихи поэтов 19 – 20 веков.
А. Пушкин «Певец»; М. Лермонтов «Отчего»; Ф. Соллогуб «Серенада».Н. Некрасов «Тройка», А. Толстой «Средь шумного бала», А.Фет»Я тебе ничего не скажу», А.Сурков «В землянке», К.Симонов «Жди меня» и др.
Из зарубежной литературы.
Античная литература.
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет ни одна средь женщин», «Нет, не надейся приязнь заслужить».
Любовь как выражение глубокого чувства.
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник».
Данте Алигьери. Слово о поэте.
« Божественная комедия» Фрагменты.
Множественность смыслов поэмы.
Уильям Шекспир. Слово о поэте.
«Гамлет».Обзор с чтением отдельных сцен.
Гамлет – вечный образ мировой литературы.
Т.Л. Трагедия.
Иоганн Вольфганг Гёте. Сведения о жизни и творчестве.
«Фауст».Обзор с чтением отдельных глав.
Философская трагедия эпохи. Борьба добра и зла. Трагизм любви.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗА КУРС 9 КЛАССА
Учащиеся, закончившие 9 класс,
должны знать:
Наиболее существенные литературные направления (сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм)
Основные этапы стадиального развития литературы в 19 и 20 столетиях;
Содержание изученных произведений;
Основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
Определения основных теоретико-литературных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;
должны уметь:
Воспроизводить содержание литературного произведения;
Определять родожанровые особенности эпических, лирических, драматических произведений;
Давать характеристику герою или героям одного или нескольких произведений (в том числе групповую, сравнительную);
Давать характеристику литературному произведению, исходя из особенностей исторической эпохи, в которую было создано это
произведение;
Выявлять авторскую позицию в художественном произведении и формулировать свое отношение к ней;
Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
Составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;
Написать развернутый план сочинения, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения;
Написать сочинение на заданную тему.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
Из них |
|
Уроки развития речи |
Уроки внеклассного чтения |
|||
1 2 3 4 5 6 |
Введение. Литература как искусство слова Древнерусская литература Литература XVIII века Литература XIX века Литература XX века Зарубежная литература |
1 6 7 50 20 5 _______ 89 |
_
1 1 10
1
_________________ 13 |
_
_
2 2 2
_____________________
6 |
Календарно-тематическое планирование по литературе
9 класс
№ |
Тема |
Изучаемый материал |
Требования к уровню подготовки уч-ся |
Домашнее задание |
Дата по пл. |
Дата факт. |
1 |
Введение. Литература как искусство слова |
Основные темы и проблемы русской литературы |
Знать образную природу словесного искусства |
Читать «Слово о полку Игореве» |
||
Из древнерусской литературы (:6часов) |
||||||
2 |
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. |
Открытие «Слова», его издание, изучение, историческая основа памятника |
Знать историческую основу памятника, строить монологическое высказывание |
Определить в тексте композиционные части, выразительно читать «Золотое слово Святослав» |
||
3 |
«За землю Русскую». Осмысление текста памятника. |
Образ Руссой земли и нравственно-патриотическая идея |
Знать жанр и композицию, выделять смысловые части |
Ответить на вопрос «Как проявляется в Золотом слове идея произведения?» |
||
4 |
Тема духовного прозрения. Образы князей Игоря и Всеволода |
Образы русских князей. Образ князя Игоря. «Золотое слово Святослава». Ярославна. |
Знать приёмы создания характеров |
Устное сочинение « Какими предстают в тексте русские князья?» |
||
5 |
Поэтическое искусство автора |
Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. Значение памятника |
Знать авторов переводов |
Наизусть «Плач Ярославны» |
||
6 |
Р.Р. Анализ эпизодов «Слова...»: «Золотое Слово» Святослава Плач Ярославны |
Нравственно-патриотическая основа «Слова». Ярославна как образ идеальной женщины |
Знать содержание фрагмента, понимать роль плача Ярославны |
Подготовиться к контрольной работе |
||
7 |
Образ автора в «Слове...» Значение памятника для русской культуры. |
Историческая основа памятника, сюжет, композиция, автор, образы князей |
Знать текст произведения |
Прочитать статью учебника « Русская литература 18 века» |
||
8 |
Характеристика русской литературы 18 века. |
Идейно-художественное своеобразие литературы, классицизм как литературное направление |
Знать признаки классицизма |
Пересказ статьи учебника О Ломоносове |
||
9 |
М.В.Ломоносов «Живое единство наук и художеств». |
Жизнь и творчество. «Вечернее размышление о Божьем величестве..» |
Знать факты жизни и творчества |
Прочитать статью учебника о Державине, выразительное чтение «Памятника» |
||
10 |
Вн. чт. Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Особенности классицизма в поэзии Державина. |
Традиции и новаторство в поэзии Державина. Жанры лирики |
Знать факты жизни и творчества, черты классицизма |
Повторить черты сентиментализма. |
||
11 |
«Не раб, но человек». Жизненный подвиг Радищева. |
Сентиментализм как литературное направление, жанр путешествие |
Знать черты сентиментализма |
Сжатый пересказ «Любани» |
||
12 |
Р.Р.Сжатое изложение по главе «Любани» №1 |
Быт и нравы крепостнической Руси |
Знать приёмы сжатия текста |
Подготовить рассказ о Карамзине (презентацию) |
||
13 |
Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» |
Слово о писателе. Повесть «Бедна Лиза». Сентиментализм. |
Знать основные факты жизни, содержание повести «Бедная Лиза» |
Подготовить характеристику главных героев (по плану) |
||
14 |
Главные герои повести «Бедная Лиза» |
Главные герои. Внимание к внутреннему миру героев |
Знать черты сентиментализма в повести, сюжет |
Характеристика героев повести |
||
15 |
Золотой век русской литературы |
Новое понимание человека в его связи с национальной историей. Романтизм как литературное направление. Проблема личности и общества. |
Знать общую характеристику развития русской литературы |
Подготовить рассказ о Жуковском |
||
16 |
В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. |
Черты романтизма в лирике Жуковского. Стихотворение «Море». |
Знать факты жизни и творчества, выразительно читать текст |
Прочитать балладу «Светлана», выучить отрывок наизусть. |
||
17 |
В.А. Жуковский . Баллада «Светлана» |
Баллада «Светлана», жанр баллады, романтический характер баллады |
Подготовить рассказ о Грибоедове (презентацию) |
|||
А.С. Грибоедов « Горе от ума» (9 часов) |
||||||
18 |
А.С.Грибоедов. Личность и судьба драматурга. |
Жизнь и творчество. История создания комедии «Горе от ума» |
Основные факты жизни, историю создания комедии |
Прочитать 1 д. комедии, выписать крылатые выражения |
||
19 |
«К вам Александр Андреевич Чацкий». Анализ 1 д. комедии. |
Специфика жанра комедии,, искусство построения интриги |
Знать понятия: комедия, конфликт, интрига |
Прочитать 2 действие, выписать крылатые фразы |
||
20 |
«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 д. комедии. |
Чацкий и фамусовская Москва. |
Знать экспозицию, завязку, имена персонажей |
Прочитать 3 действие, выписать крылатые фразы |
||
21 |
«Можно ль против всех!» Анализ 3 д. |
Мастерство драматурга, проблема ума в комедии |
Знать понятия : кульминация конфликт, экспозиция |
Прочитать 4 действие, выписать крылатые фразы, подготовить цитатный рассказ о герое |
||
22 |
«Не образумлюсь…виноват». Анализ 4 д. |
Открытость финала пьесы, его нравственно-философское звучание |
Знать текст комедии, определять этапы конфликта |
Ответить на вопрос «Как я понимаю смысл названия поэмы»? |
||
23 |
Чацкий в системе образов комедии. |
Образ Чацкого |
Знать текст комедии |
Прочитать отрывок из статьи Гончарова «Мильон терзаний» |
||
24 |
«Горе от ума» в оценке И.А. Гончарова. |
Анализ комедии в критическом этюде Гончарова «Мильон терзаний» |
Знать текст статьи, понимать концепцию статьи |
Подобрать цитату к сочинению |
||
25-26 |
Р.Р.Классное сочинение обучающего характера. №2 |
Мастерство драматурга в создании характеров героев |
Знать особенности конфликта |
Прочитать статью учебника о Пушкине |
||
А.С.Пушкин (19часов) |
||||||
27 |
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. |
Основные этапы жизненного и творческого пути |
Знать основные этапы жизненного и творческого пути |
Составить сборник стихов поэта, написать к нему вступление |
||
28 |
Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. |
Основные мотивы поэзии: свобода, любовь, дружба, творчество |
Знать понятия: мотив, лирика, лирический герой |
Наизусть «К Чаадаеву», Статья учебника о вольнолюбивых стихах |
||
29 |
Развитие темы свободы в лирике А.С. Пушкина. |
Чтение стихотворений «Деревня», « К Чаадаеву», «Анчар», «К морю» |
Знать какое воплощение нашла тема свободы в стихах, выразительно читать стихи |
Ответить на вопрос « Какова эволюция темы свободы в стихах?» |
||
30 |
Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина. |
Дружба и друзья в лирике Пушкина |
Знать как развивается тема дружбы |
Выразительное чтение стихов о любви |
||
31 |
Любовная лирика поэта. |
« Я помню чудное мгновенье», «Мадона», « Я вас любил» |
Знать адресатов стихов, выразительно читать наизусть |
Чтение стихов «Бесы», «Осень, наизусть о любви. |
||
32 |
Философская лирика А.С. Пушкина. |
Раздумья о смысле жизни в стихах: «Бесы», «Осень» |
Знать философские мотивы, выразительно читать |
Чтение «Пророк», «Памятник» |
||
33 |
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. |
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, Чтение и анализ стихотворений:»Пророк» , «Памятник» |
Знать время создания, понимать идейное содержание |
Ответить на вопрос «Какие стихи поэта воспитывают в людях чувства прекрасного» |
||
34 |
Р.Р.Интерпретация лирического стихотворения А.С. Пушкина. |
Гармония мысли и образа в стихотворении |
Знать способы переработки текста |
Прочитать поэмы «Цыганы», «Моцарт и Сальери» |
||
35-36 |
Вн. чтение. А.С. Пушкин. Поэма «Цыганы». «Моцарт и Сальери». |
Черты романтизма и реализма в произведениях |
Понимать идейно-художественные особенности произведения, знать их содержание |
Ответить на вопрос « В чём сущность реализма»? |
||
37 |
Творческая история романа «Евгений Онегин» |
Своеобразие жанра и композиции, онегинская строфа |
Творческую историю романа, выразительно читать |
Перечитать 1 главу, наизусть 1-2 строфа |
||
38 |
Онегин и столичное дворянство. |
Онегин как тип лишнего человека в русской литературе, образ автора |
Содержание 1-5 глав |
Перечитать 2-5 главы |
||
39 |
Онегин и поместное дворянство. |
Типическое и индивидуальное в судьбе Онегина |
Уметь выделять типическое и индивидуальное в судьбе Онегина |
Главы 2-3. К каким выводам приходит Евгений Онегин? |
||
40 |
Онегин и Ленский. |
Онегин и Ленский. Нравственно-философская проблематика романа |
Содержание глав романа |
Подобрать цитаты, характеризующие Ольгу и Татьяну, чтение письма Татьяны |
||
41 |
Образ Татьяны в романе. |
Татьяна как милый идеал Пушкина |
Знать авторское отношение к Татьяне, Ольге |
Гл.4,8, наизусть письмо Татьяны и Онегина |
||
42 |
Татьяна и Онегин. |
Тема любви и долга в романе |
Текст произведения и проблематику, смысл финала |
Каковы темы лирических отступлений? |
||
43 |
Образ автора в романе. |
Образ автора. Реализм и энциклопедизм в романе |
Тематику лирических отступлений |
Прочитать статью Белинского |
||
44 |
Р.Р.Пушкинский роман в зеркале критике. |
Образ главного героя |
Содержание статей |
Подобрать материал к сочинению |
||
45-46 |
Р.Р.Классное сочинение по роману А.С. Пушкина»Евгений Онегин» №3 |
Темы 1.. Почему роман назван именем Онегина? 2.Почему Пушкин назвал Татьяну своим «милым идеалом»? 3.Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. |
Знать текст романа |
Прочитать по учебнику биографию Лермонтова |
||
М.Ю. Лермонтов (14 часов) |
||||||
47 |
Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. |
Жизнь и творчество поэта, стихотворение «Смерть поэта» |
Знать факты биографии и мотивы лирики |
Выразительное чтение стихов:»Нет, я не Байрон..», ! И скучно и грустно» |
||
48 |
Тема одиночества в лирике Лермонтова. |
Основные мотивы лирики |
Понятие мотив, лирический герой |
Анализ стихотворения «Родина» |
||
49 |
Раздумья о судьбе людей 30 годов в лирике Лермонтова. |
Поэт и его поколение |
Идейный смысл стихотворений |
Выразительное чтение «Дума» и «Предсказание». Записать вопросы к стихам |
||
50 |
Урок контроля. Анализ стихотворения «Родина». |
Знать способы переработки текста |
Выучить наизусть одно из стихотворений |
|||
51 |
Тема любви в лирике Лермонтова. |
Тема любви в лирике Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю», « Расстались мы..», «Нищий», «Молитва». |
Знать тексты стихотворений. Адресаты любви |
Выразительное чтение «Есть речи значенье», «Пророк» |
||
52 |
Тема поэта и поэзии в лирике |
Тема поэта и поэзии в лирике. Два «Пророка» |
Знать тексты стихотворений |
Прочитать по учебнику о романе «Герой нашего времени» |
||
53 |
«Герой нашего времени»-первый психологический роман. |
Обзор содержания. Главные и второстепенные герои |
Знать понятие психологический роман |
Прочитать повесть «Бэла» |
||
54 |
Печорин и « горцы.» |
Загадки образа Печорина. Противоречивая сущность любви героя |
Знать текст повести |
Прочитать «Максим Максимыч» |
||
55 |
Печорин и Максим Максимыч |
Развитие образа Печорина |
Знать текста повести |
Прочитать «Тамань» |
||
56 |
Печорин в обществе «честных контрабандистов». |
Углубление образа главного героя |
Знать текста повести |
Прочитать «Княжна Мери» |
||
57 |
Печорин и «водяное общество» |
Журнал Печорина. Печорин и Грушницкий |
Знать текста повести |
Прочитать «Фаталист», пересказать эпизод пленения казака |
||
58 |
Можно ли назвать Печорина фаталистом? |
Повесть «Фаталист» и его композиционное значение |
Знать текста повести |
Прочитать отрывки из статьи Белинского |
||
59 |
Художественные особенности романа. |
Художественное значении е романа. Особенности композиции |
Значение романа |
Составить план к сочинению «Драма незаурядной личности» |
||
60 |
Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению. №4 |
Редактирование плана |
Знать текст романа |
Написать сочинение |
||
61 |
Вн. чт. Поэты пушкинской поры. |
Батюшков, Кольцов |
Знать основные факты биографии |
Прочитать по учебнику о Гоголе |
||
Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (10 часов) |
||||||
62 |
Жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя. |
Жизнь и творчество Гоголя |
Знать основные факты биографии |
1 гл. «Мёртвых душ» |
||
63 |
История создания поэмы «Мёртвые души» |
Первоначальный замысел, история создания |
Понимать особенности жанра |
Читать гл 2,3, по плану рассказ о Манилове и Коробочке |
||
64 |
Манилов и Коробочка. |
Система образов помещиков |
Знать текст поэмы |
Гл.4.5 Собакевич И Ноздрёв, по плану |
||
65 |
Собакевич и Ноздрёв. |
Чичиков у Собакевича и Ноздрёва. |
Знать текст поэмы, знать приём зоологизации |
Гл.6, Плюшкин по плану |
||
66 |
Чичиков у Плюшкина. |
Чичиков у Плюшкина |
Знать типический характер |
Гл.7-10, пересказ «Повести о капитане Копейкине» |
||
67 |
Образ города в поэме «Мёртвые души». |
Мёртвые и живые души: городские чиновники |
Знать текст поэмы |
Гл.11, перечитать отцовский завет |
||
68 |
Образ Чичикова в поэме. |
Чичиков – новый герой эпохи |
Знать путь Чичикова – нового героя эпохи |
Сообщение о русском народе, лирические отступления, оценка Белинским |
||
69 |
Образ России в поэме. |
Поэма о величии России. Причины незавершённости поэмы |
Знать текст произведения |
Подготовить пересказ финала |
||
70-71 |
Р.Р. Классное сочинение по поэме Гоголя. №5 |
Образ птицы-тройки |
||||
72 |
А.Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок». |
Жизнь и творчество Островского. |
Знать текст произведения |
Чтение по ролям, пересказ эпизодов |
||
73 |
Любовь в патриархальном мире. |
Знать текст произведения |
Ответы на вопросы |
|||
74 |
Ф.М. Достоевский. «Белые ночи» |
Жизнь и творчество Достоевского. |
Знать текст произведения |
Вопросы к лекции |
||
75 |
Роль истории Настеньки |
Образ героини. |
Ответы на вопросы, выразительное чтение, пересказ |
|||
76 |
А.П. Чехов. «Тоска» |
Жизнь и творчество Чехова. |
Знать основные факты биографии |
Ответы на вопросы, выразительное чтение |
||
77 |
И.А. Бунин. «Тёмные аллеи». |
Жизнь и творчество Бунина. |
Знать основные факты биографии |
Пересказ |
||
78 |
Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению №6. |
В чём особенности изображения внутреннего мира героев литературы 19 века? |
||||
79 |
М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». |
Жизнь и творчество Шолохова. |
Знать основные факты биографии. |
Составить вопросы к тексту |
||
80 |
Образ Андрея Соколова. |
Образ главного героя. |
Знать текст произведения |
Ответы на вопросы |
||
81 |
А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор» |
Жизнь и творчество |
Знать основные факты биографии. |
Тесты к биографии |
||
82 |
Образ Матрёны. |
Образ Матрены. |
Знать текст произведения |
Пересказ, выразительное чтение |
||
83 |
А.А. Блок.. « Трагический тенор эпохи» |
Жизнь и творчество Блока. |
Знать основные факты биографии. |
«О, я хочу безумно жить!, «О, весна без конца и без краю.» и др. Анализ стихов. |
||
84 |
С.А.Есенин-певец России. |
Жизнь и творчество Есенина. |
Знать основные факты биографии. |
Чтение и анализ стихотворений |
||
85 |
В.В. Маяковский. Слово о поэте. |
Жизнь и творчество Маяковского. |
Знать основные факты биографии. |
Анализ стихов, сообщение |
||
86 |
М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце». |
Жизнь и творчество Булгакова. |
Знать основные факты биографии. |
|||
87 |
Основы живучести «шариковщины», «швондерства». |
Знать текст произведения |
||||
88 |
Поэтика Булгакова-сатирика. |
Сатира Булгакова. |
Анализ отрывков, тесты по тексту |
|||
89 |
М.И. Цветаева. Слово о поэте. |
Жизнь и творчество Цветаевой. |
Знать основные факты биографии. |
Анализ стихов по плану |
||
90 |
Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. |
Жизнь и творчество Ахматовой. |
Знать основные факты биографии. Знать тексты стихотворений. |
Чтение стихов наизусть, ответы на вопросы |
||
91 |
Н.Заболоцкий. Слово о поэте. |
Жизнь и творчество Заболоцкого. |
Знать основные факты биографии. Знать тексты стихотворений. |
План статьи о поэте. Выразительное чтение стихов |
||
92 |
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. |
Жизнь и творчество Пастернака. |
Знать основные факты биографии. |
Выразительное чтение стихов |
||
93 |
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. |
Жизнь и творчество Твардовского. |
Знать основные факты биографии. |
Выразительное чтение стихов |
||
94 |
Р.Р.Анализ любимого стихотворения поэта 20 века. №7 |
Стихи Твардовского. |
Знать тексты стихотворений. |
Анализ по плану |
||
95 |
Вн.чтение. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков. |
Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков. |
Знать тексты стихотворений. |
Художественное исполнение стихов и песен |
||
96 |
Вн.чтение. « Чудики» В.М. Шукшин. |
Жизнь и творчество Шукшина. |
Знать основные факты биографии. |
Сообщения |
||
97 |
Вн.чт. Гай Валерий Катулл. Гораций. |
Жизнь и творчество Катулла. |
Знать основные факты биографии. |
Сообщения, чтение текстов стихов |
||
98 |
Данте Алигьери. «Божественная комедия». |
Жизнь и творчество Алигьери. |
Знать основные факты биографии. Знать текст |
Сообщения |
||
99 |
У. Шекспир. «Гамлет». |
Жизнь и творчество Шекспира. |
Знать основные факты биографии. |
Чтение по ролям |
||
100 |
Вн.чт. Трагизм любви Офелии и Гамлета. |
Образ героини. |
Знать текст трагедии. |
Чтение по ролям |
||
101 |
И.В.Гёте. «Фауст» |
Жизнь и творчество Гёте. |
Знать основные факты биографии. |
Сообщения |
||
102 |
Урок контроля. Защита проектов. |
Задание на лето |
Резерв -6ч.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
1. Основная литература:
1. Программ общеобразовательных учреждений, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (Москва: Просвещение, 2008 г.)
2. Коровина В.Я. Литература : 9 класс (в 2 частях). Учебник - хрестоматия: Москва: Просвещение, 2010.
2. Дополнительная литература:
Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002
История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001
Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
Литература 9-11 кл. Воспитание читателя: конспекты уроков, творческие задания, анализ произведений, сочинения/авт.-сост. Л.И. Тареева, А. И. Жданова.- Волгоград: Учитель,2009
Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001
Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996
Литература учит.: 9 кл.: Кн. Для учащихся. / И. А. Фогельсон. М.:Просвещение, 1990.
Обучающие практические работы по литературе.9-11 классы/ Т. Н. Андреева, Е. Б. Кузина, Е. С. Степанова и др.; под. ред. Т. Н. Андреевой.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2007.
Письменные работы по литературе. 9-11 кл./ Н. Л. Карнаух, И. В. Щербина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
Русская литература 18 века./С. В. Сергушева. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006
Русская литература 9 класс.: Практикум: Учеб. Пособие для общеобразовательных учреждений/ Авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова и др. – М.: Просвещение, 1999
Грибанова Ирина Эдуардовна
Фетисова Елена Николаевна