Рабочая программа по курсу «Исследовательский проект» (10-11 класс)
Рабочая программа по курсу "Исследовательский проект", 10-11
DOC / 189 Кб
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Азова Ростовской области
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании ШМО
Протокол от __.08.20__ г. № 1 Приказ от ___.08.20__ г. № ____
Руководитель ШМО_____________ Директор МБОУ СОШ №1_______
____________ _______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО учебному курсу
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
10-11 класс
Количество часов: 34/год
68/2 года
Составитель: учитель высшей категории
Довгаль Л.В.
СОГЛАСОВАНА РЕКОМЕНДОВАНА
на заседании методсовета к утверждению на заседании педсовета Протокол от __.08.20__ г. № 1 Протокол от __.08.20__ г. № 1 Председатель ___________________ Председатель педсовета __________
__________ _______________
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
Устав МБОУ СОШ №1 г. Азова;
Положение «О рабочей программе учителя МБОУ СОШ №1 г. Азова»;
Учебный план МБОУ СОШ №1 г. Азова на 2021-2022 уч. год;
Методическое пособие
Индивидуальный проект. 10-11 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций /[М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В.Майсак]. – (3-е изд. – М. Просвещение, 2021.
Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 классы. Учебное пособие /Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О.В. Стацунова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2020.
Общее количество часов – 34.
Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю.
Срок реализации – 2 года.
Учебный курс «Индивидуальный проект» представляет собой обязательную особую форму организации деятельности (учебное исследование или учебный проект) и входит в учебные планы и индивидуальный план (ИП) учащегося на уровне среднего общего образования.
Основная функция данной формы деятельности – это развитие метапредметных умений, а также исследовательской компетентности, предпрофессиональных навыков и творческих способностей в соответствии с интересами и склонностями учащегося.
Учебная дисциплина «Индивидуальный учебный проект» входит в состав обязательной предметной области предлагаемая общеобразовательным учреждением общеобразовательного цикла ФГОС среднего общего образования.
Цели и задачи курса:
систематизировать представление обучающихся о проектной и исследовательской деятельности через овладение основными понятиями;
сформировать основы практических умений организации научно - исследовательской работы;
развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;
совершенствовать умение поиска информации из разных источников;
формировать культуру публичного выступления;
оказать методическую поддержку обучающимся при проведении исследовательских работ, проектов и подготовке выступлений на научно-практических конференциях;
совершенствовать общественно-практическую активность обучающихся;
способствовать развитию творческой активности личности обучающихся;
содействовать профессиональному самоопределению обучающихся;
выделять основных этапов написания выпускной квалификационной работы;
систематизировать представление обучающихся о процедуре защиты курсовой, дипломной работы;
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
оформлять результаты исследования.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Личностные результаты:
постижение мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
освоение основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
овладение навыками сотрудничества со сверстниками, взрослыми в учебноисследовательской, проектной деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
осознание выбранной профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные результаты:
овладение умением самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
овладение умением продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
овладение умениями согласования процедур совместного действия;
овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
овладение умениями использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
овладение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
владение навыками коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
владение навыками проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
способность применять теоретические знания при выборе темы и разработке проекта;
способность разрабатывать структуру конкретного проекта;
владение умением определять методологию исследовательской деятельности;
владение умением использовать справочную нормативную, правовую документацию;
владение умением проводить исследования;
владение знаниями оформлять библиографию, цитаты, ссылки, чертежи, схемы формулы;
способность представлять результаты исследования в форме презентации.
Содержание тем учебного курса
Номер раздела | Тема | Объем часов |
Раздел 1. | Культура исследования и проектирования | 14 |
Раздел 2. | Самоопределение | 6 |
Раздел 3. | Замысел проекта | 5 |
Раздел 4. | Условия реализации проекта | 6 |
Раздел 5. | Трудности реализации проекта | 9 |
Раздел 6. | Предварительная защита и экспертная оценка проектных исследовательских работ | 4 |
Раздел 7. | Дополнительные возможности улучшения проекта | 6 |
Раздел 8. | Презентация и защита индивидуального проекта | 18 |
Итого: | 68 |
10 класс
Введение
Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». Типология проектов. Проекты в современном мире. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности.
Раздел 1. Культура исследования и проектирования (14 ч)
Инициализация проекта, курсовой работы, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, курсовой работы. Проектный замысел.
Структура проектов, курсовых и исследовательских работ.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры.
Учимся анализировать проекты. Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего.
Виды проектов (инновационный, конструкторский, исследовательский, инженерный, информационный, творческий, социальный, прикладной). Проект Столыпина. Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности.
Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём. Волонтерские проекты и сообщества.
Способы получения и обработки информации. Использование информационных технологий при создании проектного продукта. Анализируем проекты сверстников. Анализируем проекты сверстников: возможности ИТ-технологий для междисциплинарных проектов. Исследование как элемент проекта.
Раздел 2. Самоопределение (6 ч)
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов, исследовательских работ.
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. Создаем элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию?
Знакомимся с проектным движением. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования.
Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Раздел 3. Замысел проекта (5 ч)
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. Создаем элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию?
Понятие «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования. Формулирование цели проекта.
Роль акции в реализации проектов.
Раздел 4. Условия реализации проекта (6 ч)
Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых работах.Работа в сети Интернет. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов .
Источники финансирования проекта. Планирование действий – шаг за шагом по пути реализации проекта. Сторонники и команда проекта. Как эффективно использовать уникальный вклад каждого участника. Представление и оценивание проектного продукта.
Раздел 5. Трудности реализации проекта (9 ч)
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности.
11 класс
Введение (6 ч)
Анализ итогов проектов 10 класса. Анализ достижений и недостатков. Корректировка проекта с учетом рекомендаций. Планирование деятельности по проекту на 11 класс. Практическая часть. Анализ реализованных и запланированных проектов. Проблемы и решения.
Раздел 5. Трудности реализации проекта (4 ч)
Позиция эксперта. Критерии анализа и оценивания проектной работы. Оцениваем проекты сверстников.
Раздел 6. Дополнительные возможности улучшения проекта (6 ч)
Технология как мост от идеи к продукту. Видим за проектом инфраструктуру.
Опросы как эффективный инструмент проектирования. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Использование видеороликов в продвижении проекта.
Раздел 7. Предварительная защита и экспертная оценка проектных исследовательских работ (4 ч)
Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления.
Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов по проектной работе. Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Управление завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Архив проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Публичное выступление на трибуне и личность. Подготовка авторского доклада.
Раздел 8. Презентация и защита индивидуального проекта (18 ч)
Публичная защита результатов проектной деятельности. Экспертиза проектов. Оценка индивидуального прогресса проектантов.
Рефлексия проектной деятельности. Дальнейшее планирование осуществления проектов.
Календарно-тематическое планирование
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, 10 класс
№ | Дата | Тема урока | |
План | Факт | ||
10 КЛАСС | |||
| Культура исследования и проектирования (14 часов) | ||
1. | | | Культура исследования и проектирования |
2. | | | Цели и задачи изучения дисциплины, проектирование в профессиональной деятельности. |
3. | | | Понятие проекта, его типы и виды. Особенности индивидуального проекта. |
4. | | | Учимся анализировать проекты. |
5. | | | Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего. |
6. | | | Виды проектов (инновационный, конструкторский, исследовательский, инженерный, информационный, творческий, социальный, прикладной). Проект Столыпина. |
7. | | | Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности. |
8. | | | Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём. |
9. | | | Волонтерские проекты и сообщества. |
10. | | | Способы получения и обработки информации. |
11. | | | Использование информационных технологий при создании проектного продукта. |
12. | | | Анализируем проекты сверстников. |
13. | | | Анализируем проекты сверстников: возможности ИТ-технологий для междисциплинарных проектов. |
14. | | | Исследование как элемент проекта. |
Самоопределение (6 часов) | |||
15. | | | Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. |
16. | | | Создаем элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. |
17. | | | Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию? |
18. | | | Знакомимся с проектным движением. |
19. | | | Первичное самоопределение. |
20. | | | Обоснование актуальности темы для проекта или исследования |
Замысел проекта (5 часов) | |||
21. | | | Понятие «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования. |
22. | | | Формулирование цели проекта. |
23. | | | Целеполагание. Постановка задач. Прогнозирование результатов проекта. |
24. | | | Роль акции в реализации проектов. |
25. | | | Поиск недостающей информации. |
Условия реализации проекта (6 часов) | |||
26. | | | Планирование действий – шаг за шагом по пути реализации проекта. |
27. | | | Источники финансирования проекта. |
28. | | | Сторонники и команда проекта. |
29. | | | Как эффективно использовать уникальный вклад каждого участника. |
30. | | | Представление и оценивание проектного продукта |
31. | | | Модели управления проектами. Защита первого проекта. |
Трудности реализации проекта (9 часов) | |||
32. | | | Работа над проектом. |
33. | | | Защита первого проекта. |
34. | | | Анализ проектов сверстников. |
Календарно-тематическое планирование
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, 11 класс
№ | Дата | Тема урока | |
План | Факт | ||
11 КЛАСС | |||
1. | | | Учебные задачи, реализованные в исследовательском проекте. |
2. | | | Переход от замысла к реализации проекта |
3. | | | Риски проекта. |
4. | | | Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика». |
5. | | | Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. |
6. | | | Практическое занятие. Анализ проектов сверстников. |
Трудности реализации проекта (4 часа) | |||
7. | | | Позиция эксперта |
8. | | | Критерии анализа и оценивания проектной работы. |
9. | | | Оцениваем проекты сверстников. |
10. | | | Оценка начального этапа исследования. |
Дополнительные возможности улучшения проекта (6 часов) | |||
11. | | | Технология как мост от идеи к продукту |
12. | | | Видим за проектом инфраструктуру. |
13. | | | Опросы как эффективный инструмент проектирования. |
14. | | | Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. |
15. | | | Использование видеороликов в продвижении проекта. |
16. | | | Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. |
Презентация и защита индивидуального проекта (18 часов) | |||
17. | | | Оформление собственного проекта. |
18. | | | Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. |
19. | | | Работа в сети Интернет. |
20. | | | Библиография, справочная литература, каталоги. |
21. | | | Составление архива проекта: электронный вариант. |
22. | | | Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения |
23. | | | Главные предпосылки успеха публичного выступления. |
24. | | | Публичное выступление. |
25. | | | Презентация и защита проекта. |
26. | | | Публичная защита результатов проектной деятельности. |
27. | | | Навыки монологической речи. |
28. | | | Аргументирующая речь. |
29. | | | Умение отвечать на незапланированные вопросы. |
30. | | | Подготовка авторского доклада. |
31. | | | Оценка индивидуального прогресса. |
32. | | | Рефлексия проектной деятельности. |
33. | | | Дальнейшее планирование осуществления проектов. |
34. | | | Презентация и защита проекта. |