12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена692
Педагог-организатор, руководитель школьного музея, куратор РДШ, руководитель отряда ЮИД. Стаж работы: 14 лет, педагогический стаж: 12 лет. Адрес персонального сайта: https://infourok.ru/user/syomina-elena-evgenevn
Россия, Красноярский край, Минусинск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Музейное дело»

(внеурочная деятельность в рамках основного общего образования)

КЛАСС: 5

Автор-составитель: Сёмина Елена Евгеньевна

педагог-организатор

Минусинск, 2016

Пояснительная записка

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково – собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы обучающиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.

Программа «Музейное дело» составлена на основе положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС для МОБУ «Русская школа» и в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"), письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Принципиальное отличие новых стандартов от ныне действующих заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения. Любой музей для взрослого – это место, где хранятся бесценные коллекции, собранные человечеством за сотни лет, а для ребенка это, прежде всего, мир неизвестных ему вещей. Сделать этот мир близким и понятным для учащихся, и есть задача курса внеурочной деятельности «Музейное дело». Занятия направлены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Во время изучения курса будут организованы посещения самых разных музеев города, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением. Содержание программы включает вопросы музееведения, основ поисковой и исследовательской деятельности, предполагает освоение летописного жанра, помогает объяснить те явления истории и культуры, которые должны присутствовать в жизни каждого человека и открывать ему путь в мир истории жизни. Наряду с теоретическими вопросами в данном курсе большое внимание уделяется формированию практических умений и навыков по каждой из тем. Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую. Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным историко-краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности. Программа «Музейное дело» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, 3 фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном краеведческом музее.

Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру. Новизна данной программы заключается в том, что, работая по ФГОС второго поколения, главным направлением которого является развитие потенциала личности, одной из проблем для современного подростка является проблема выбора будущей профессии. Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности. Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что содержание программы «Музейное дело» позволит:

- познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России;

- дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;

- побудить учащихся к созидательной деятельности.

Программа будет способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности.

Принципы построения программы:

Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).

Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций).

Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).

Принцип интеграции и дифференциации обучения.

 Принцип взаимодействия человека с музейной средой (краеведческий принцип)

Цель программы «Музейное дело» - помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле, оказание педагогической поддержки обучающимся в их социальном самоопределении, в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.

Задачи программы:

- знакомство с историей музейного дела и с музеем школы, города,

 развитие способностей к поисково - исследовательской, творческой деятельности;

 развитие самостоятельности и инициативы;

 составление целостного представления о многогранности музейного мира и профессии музеолога;

 исследование на практике собственных познавательных интересов, способностей;

 интегрирование полученных в школе знаний на качественно новом уровне;

 воспитание патриотизма, гражданственности;

 формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого;

 способствование формированию коммуникативной культуры;

 развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;

 совершенствование умений в проведении экскурсии, развитие навыков ораторского искусства

Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности «Музейное дело» распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение учащимся социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.

Второй уровень результатов — получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия — включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта, для этого подросток овладевает инструментами межличностного взаимодействия (ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде

Принципы построения программы:

 Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).  Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций).

 Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).

 Принцип интеграции и дифференциации обучения.

 Принцип взаимодействия человека с музейной средой (краеведческий принцип)

Общая характеристика курса

1 год обучения (5 класс) - «Введение в музееведение» - подготовительный (начальный) уровень построен по принципу перехода «от простого к сложному». Дети знакомятся с основными понятиями и терминами музееведения. На этом этапе ребёнок познаёт основу музейного дела. Работа с экспонатами. Изучение музейных фондов»- основной уровень руководствуется принципом обучения «от сложного к наиболее сложному» с накоплением предыдущих знаний и умений. Работа на этом этапе направлена на развитие творческого потенциала в области музееведения, на освоение учащимися профессионального мастерства в музейном деле, накопление теоретических знаний и практических умений в области истории и культуры своей Родины.

«Поисково - исследовательская работа» - основной уровень руководствуется принципом обучения «от сложного к наиболее сложному» с накоплением предыдущих знаний и умений. На этой ступени большое внимание отдаётся наработке практических навыков, умению выполнять индивидуально - поисковые исследовательские задания.

Предлагаемая программа ориентирована на группу обучающихся 5-х классов

Срок освоения программы– 1 год.

Она рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю):

28 теоретических;

40 практических.

Много места отведено экскурсионной, поисковой работе, работе с архивными документами. На занятиях обучающиеся знакомятся с основами музееведения; музейной терминологией, как азбукой музейного дела, проблемой комплектования музейных коллекций, атрибуции предметов, определение наиболее благоприятного режима хранения и т.д.

На практических занятиях обучающиеся получат навыки проведения и организации экскурсий по музею, деловые игры, встречи с ветеранами и т.д.

Требования к уровню подготовки

Обучающиеся должны знать:

- историю родного города, школы; - основные музейные профессии; - музейную терминологию.

Обучающиеся должны уметь:

- составлять тексты экскурсий; - работать с экспозицией музея; - проводить экскурсии в соответствии с методикой; - владеть музейной терминологией; - оформлять документацию.

Предполагаемые результаты обучения:

Универсальные учебные действия являются обязательным компонентом содержания любого учебного курса. В соответствии с ФГОС в программе «Музейное дело» представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

Познавательные:

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др

После обучения воспитанники 5 класса получат возможность:

знать

уметь

владеть

- основные социальные функции музея;

- профили музеев;

- музей школы, города;

-историю музейного дела;

-основные термины, применяемые в музейном деле.

- ориентироваться в литературных источниках;

- работать с различными источниками информации;

-отличить предметы учета основного и вспомогательного фондов;

- заполнить музейную карточку и книгу посетителя;

- шифровать музейные предметы.

информацией об основных понятиях и терминах музееведения;

-навыками подготовки тематических экспозиций школьного музея к памятным датам;

-основными формами поисково-исследовательской работы


 

Формы и методы проведения занятий:

- проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;

- экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;

- поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;

- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;

- составление словаря музейных терминов;

- разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;

- встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;

- подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов

Учебно-теоретические

Практические

Изучение литературы, работа с документацией

Экспедиции по сбору материала

Рассказ педагога

Обработка собранного материала

Беседа

Научно – исследовательская деятельность

Учебная игра

Экскурсии

Презентация

Посещение музеев

Игровые занятия

Организация передвижных выставок

Организация выставок

Защита проектов

Экскурсии

 

 

Учебно-тематический план программы «Музейное дело»

Наименование темы

Часы

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

2

 
 

Основы музееведения

2

Обзорная экскурсия по школьному музею

2

1

1

3

Беседа на тему «музейный экспонат, его

значимость. Экспонат как носитель

информации. Сохранность экспоната»

1

1

 

4

Музейная терминология как азбука

музейного дела (лекция)

1

1

 

5

Музейные фонды и их комплектование

(лекция, семинар)

2

1

1

6

Основные формы учёта и хранения

музейных фондов (лекция, семинар)

4

2

2

7

Беседа на тему «Документ.

Документальная информация.

Подлинность документа. Копия

документа. Информация, содержащаяся

в документе. Отношение к документу,

как к источнику информации»

2

1

1

 

Итого:

14

9

5

История края, города, школы.

1

Экскурсия на тему «страницы истории

края, города, школы»

2

1

1

2

Сбор информации по истории края, города и школы

3

1

2

3

Посещение историко-этнографического музея им. Мартьянова

2

 

2

4

Обновление музейных стендов

4

 

4

5

Сбор информации о родственниках учащихся, педагогов сражавшихся на фронтах Красной армии

4

2

2

6

Встреча с ветеранами педагогического труда, детьми войны

2

 

2

7

Создание презентаций, подготовка докладов «Земляки – Герои советского союза»

4

2

2

8

Презентация докладов на тему: «Земляки – Герои советского союза»

3

 

3

9

Экскурсия «Земляки – Герои советского союза»

1

 

1

10

Лекция на тему «Города-герои»

1

1

 

11

Лекция на тему «Города воинской славы России»

1

1

 

12

Сбор информации о памятниках города, их описание

3

2

1

13

Выездная экскурсия по городу на тему «Памятники нашего города»

2

 

2

14

Подготовка и оформление собранного материала, фотографий на тему «Памятники нашего города»

3

 

3

15

Урок нравственности на тему «Величие подвига народа-победителя в Великой Отечественной войне».

1

 

1

 

Итого:

36

10

26

Исследовательская деятельность в области истории, краеведения

1

Занятия по подготовке исследовательских рефератов

6

3

2

2

Занятия по подготовке исследовательских работ

6

4

3

3

Зачетные занятия: защита исследовательских рефератов

3

1

2

4

Зачетные занятия: защита исследовательских работ

3

1

2

 

Итого:

18

9

9

 

Итого всего:

68

28

40


 

Содержание программы

1 Введение

Определение понятий: «музей», «школьный музей». Музей как хранитель и пропагандист лучших традиций. Музей разных типов и принципов работы.

Роль музея в развитии интеллектуальных возможностей учащихся, формировании духовных ценностей.

2 Основы музееведения

- Музейная терминология.

Музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.

Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс – экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.

Практическая работа:

1.Составление словарика музейных терминов.

2.Знакомство с экспозицией музея.

3.Работа над имиджем «экскурсовод»: костюм.

- Музейные фонды и их комплектование. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Аудивизуальные средства. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.

Практическая работа:

1.Знакоство с фондами музея.

2.Оформление картотеки фонда.

3.Работа над имиджем, «экскурсовод»; место экскурсовода.

4.Написание текста экскурсии.

- Основные формы учёта.

Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации. Хранение музейных фондов. Ответственность за сохранность музейных коллекций. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.

Практическая работа:

1.Работа над имиджем «экскурсовод»: речь.Музейные занятия с пятым классом: «Правила поведения в музее», «Что такое экспонат», «Обзорная экскурсия», «Музейные профессии», «Какие бывают музеи»

3 Формы работы в музее

- Научно-просветительская работа

Экскурсия: методика организации и проведения; составление текста; определение маршрута. Урок - экскурсия. Лекция. Беседа. Викторина. Игровые программы: «Звёздный час», «Счастливый случай», «Поле чудес», КВН, «Умники и умницы». Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, экспозиционер, хранитель фондов, реставратор.

Практическая работа:

1.Написание сценария одной из игровых программ (по желанию).

2.Работа над имиджем «экскурсовод»: оснащённость.

- Поисковая работа

Актуальность проблемы. Сбор документальных памятников, их учёт. Знакомство с «книгой памяти» (областной), начало работы над «Книгой уважаемых учителей». Оформление каталога публикаций, записей на радио и телевидении.

Практическая работа:

1.Сбор материала по уважаемым учителям школы.

2.Оформление «Книги заслуженные учителя ».

3.Репетиции экскурсий.

4.Работа над имиджем «экскурсовод»: вербальные и невербальные средства общения.

- Оформление выставок

Планирование. Отбор экспозиционного материала. Заголовки к разделам. Композиционное построение.

Практическая работа:

1.Оформление тематических выставок в течении года.

Перечень учебно – методического обеспечения

1 Архивные документы.

2 Экспонаты музея.

3 Литература по истории города, края.

4 Видеофильмы, аудиозаписи. Альбомы.

Список литературы

1 Школьные музеи. Из опыта работы. Сб. М: Просвещение,

1977 – 143 с.

2 Панкратова Т.Н. « Занятия и сценарии с элементами

музейной педагогики для младших школьников»

М:Владос, 2002

3 Фликова О.В. «Конспекты уроков по народной культуре»

М: Владос, 2003 год

4 Интернет- ресурсы

Адреса:

http://www.vestnik.edu.ru/kuznezov.html

http://www.omskedu.ru/conferens /?id=19

http://mon.gov.ru/pro/fgos/noo /

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.