Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука безопасности» (3–4 классы)

0
0
Материал опубликован 7 February 2023

ПРИЛОЖЕНИЕ

к основной образовательной программе

начального общего образования

МБОУ НГО «СОШ № 2»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Азбука безопасности»

Направление «Социальное»

для 3-4 класса






Составитель:

Анохина Анна Михайловна,

учитель ОБЖ, 1 кв. категория




2022-2023 учебный год




Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности “Азбука пешехода” социального направления составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же на основе авторской программы внеурочной деятельности начального и основного образования «В жизнь по безопасной дороге» под редакцией: Т.В. Фролова (Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград «Учитель» 2012г.)

Данная программа – это нетрадиционный подход к обучению школьников правилам дорожного движения. Она предусматривает систематическую работу в трех направлениях:

Обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, прогулки, экскурсии, просмотры обучающих фильмов) и самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач, работа с обучающими компьютерными программами);

Развитие практических навыков и применение их в реальной жизни (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации, просмотр фильмов и компьютерных презентаций);

Агитационно-пропагандистская, проектная и творческая деятельность.

Предлагаемая программа предназначена для обучения учащихся 3-4 классов, при наполняемости групп 12-15 человек. Всего программа содержит 34 часа, занятия проходят один раз в неделю, продолжительностью 40 минут. Реализация программы рассчитана на один год.

Цель программы – создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы:

- сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;

- сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

- обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;

- повысить интерес школьников к велоспорту;

- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

- воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.

Обучая детей ПДД, необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Так игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, то есть в интерес к содержанию задания, который и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, следует активно использовать все известные игровые методики. Эти методики включают в себя практически все формы работы:

Тематические праздники;

Ролевые, деловые, обучающие, дидактические игры и игровые моменты;

Конкурсы;

Эстафеты:

Диалоги;

Беседы;

Диспуты;

Тренинги;

Письменные творческие задания (сочинения, сказки и пр.);

Соревнования.

Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты: выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения; объяснять значение и функции конкретного знака; находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты:  овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты: формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения.

овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения.



             Содержание курса внеурочной деятельности «Азбука безопасности»

(34 часа)


Тема 1. Правила поведения учащихся на улице и дороге (1 час). Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств.

Тема 2. Остановочный путь и скорость движения (1 час). Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток.

Тема 3. Пешеходные переходы (1 час). Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми.

Тема 4: Нерегулируемые перекрестки (1 час). Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке.

Тема 5: Регулируемые перекрестки. Светофор (1 час). Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке.

Тема 6: Регулировщик и его сигналы (1 час). Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам.

Тема 7. Где еще можно переходить дорогу (1 час). Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации при таком переходе.

Тема 8. Поездка в автобусе и троллейбусе (1 час). Правила пользования автобусом и троллейбусом. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса или троллейбуса.

Тема 9. Поездка в трамвае и других видах транспорта (1 час). Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая. Правила безопасного поведения при пользовании маршрутным такси, легковым автомобилем, мотоциклом, велосипедом.

Тема 10. Дорожные знаки и дорожная разметка (1 час). Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Дорожная разметка, е назначение и виды.

Тема 11. Где можно и нельзя играть (1 час). Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома.

Тема 12. Ты – велосипедист (1 час). Игры и соревнования на велосипедах с элементами велофигур.

Тема 13. Поездка за город (1 час). Правила движения пешеходов вдоль загородной дороги. Правила перехода загородных дорог. Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге.

Тема 14. Улица глазами водителей (1час). Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Причины возникновения ДТП по вине пешеходов.

Тема 15. Дорога в школу (твой ежедневный маршрут) (1 час). Микрорайон школы. Транспорт в микрорайоне школы. Наиболее опасные перекрестки.

Тема 16. Безопасность пешеходов (1 час). Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека. Виды транспортных средств. Умение правильно выбрать безопасную дорогу.

Тема 17. Знаем ли мы ПДД? (1 час). Причины ДТП с детьми. Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорожного движения.

Тема 18. Проверка знаний ПДД (1 час). Повторение материала по ПДД, полученного в начале учебного года.

Тема 19. Основные понятия и термины ПДД (1час). Участник дорожного движения, пешеход, водитель, остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход.

Тема 20. Предупредительные сигналы (1 час). Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов.

Тема 21. Движение учащихся группами и в колонне (1 час). Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу. Порядок движения учащихся в колонне. Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования.

Тема 22. Перевозка людей (1 час). Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой машине? Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения. Какие существуют запрещения при перевозке людей?

Тема 23. Перевозка учащихся на грузовых автомобилях (1 час). Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях. Оборудование кузова сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобиле опознавательных знаков.

Тема 24. Нерегулируемые перекрестки (1 час). Что такое нерегулируемые перекрестки. Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги. Как ведут себя водители на нерегулируемых перекрестках?

Тема 25. Оборудование автомобилей специальными приборами (1час). Специальные автомобили: пожарной службы, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные. Оборудование автомобилей.

Тема 26. Труд водителя (1 час). Работа водителя – это напряженный и ответственный труд. Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения. Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя.

Тема 27. Разбор дорожной ситуации на макете (1 час). На макете рассматриваются дорожные ситуации, в которые попадают дети: на имитируемых улицах выставляются различные дорожные знаки, фигурки пешеходов и игрушечные машинки.

Тема 28. Дорожные знаки (1 час). Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов.

Тема 29. Проведение Дня безопасности дорожного движения (1 час). В классе проводится конкурс, викторина для лучших знатоков ПДД.

Тема 30. Практическое занятие на специальной автоплощадке (1 час). Движение групп учащихся по проезжей части на велосипедах. Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Сигналы регулировщика.

Тема 31. Наш город, район (1 час). Город, в котором мы живем. Улицы с наиболее интенсивным движением транспорта и пешеходов в городе. Рассказ о микрорайоне школы, о его транспортном сообщении.

Тема 32. Причины дорожно-транспортных происшествий (1 час). Рост числа транспортных средств в городе. Увеличение населения. Причины ДТП и меры по их предупреждению.

Тема 33. Участие школьников в пропаганде ПДД (1 час). Организация утренников для младших школьников по теме «Безопасность движения».

Тема 34. Итоговое занятие (1 час). Подведение итогов (диагностика по ПДД). Подведение итогов «Правила эти пусть знают дети».



Тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Количество часов



Теория

Практика

Всего

1

Правила поведения учащихся на улице и дороге.

1


1

2

Остановочный путь и скорость движения.

1


1

3

Пешеходные переходы.

1


1

4

Нерегулируемые перекрестки.

1


1

5

Регулируемые перекрестки. Светофор.

1


1

6

Регулировщик и его сигналы.

1


1

7

Где еще можно переходить дорогу.

1


1

8

Поездка в автобусе и троллейбусе.

1


1

9

Поездка в трамвае и других видах транспорта.

1


1

10

Дорожные знаки и дорожная разметка.

1


1

11

Где можно и нельзя играть.

1


1

12

Ты – велосипедист.


1

1

13

Поездка за город.


1

1

14

Улица глазами водителей.

1


1

15

Дорога в школу (твой ежедневный маршрут).


1

1

16

Безопасность пешеходов.


1

1

17

Знаем ли мы ПДД?

1


1

18

Проверка знаний ПДД.


1

1

19

Основные понятия и термины ПДД.

1


1

20

Предупредительные сигналы.

1


1

21

Движение учащихся группами и в колонне.

1


1

22

Перевозка людей.

1


1

23

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.

1


1

24

Нерегулируемые перекрестки.

1


1

25

Оборудование автомобилей специальными приборами.

1


1

26

Труд водителя.

1


1

27

Разбор дорожной ситуации на макете.


1

1

28

Дорожные знаки.

1


1

29

Проведение Дня безопасности дорожного движения.


1

1

30

Практическое занятие на специальной автоплощадке.


1

1

31

Наш город, район.


1

1

32

Причины дорожно-транспортных происшествий.

1


1

33

Участие школьников в пропаганде ПДД.


1

1

34

Итоговое занятие.


1

1


ИТОГО

23

11

34






Информационно методическое обеспечение


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 5-11 кл. (2, 3, 4): Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

Л.И. Тошева «Основы безопасного дорожного движения» подробные сценарии занятий, тематическое планирование, материалы для тестирования, 1-4 классы

Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.

Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 2007.  Титов С.В.,                                                 Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортной ситуации.  М. Просвещение, 2008

Правила дорожного движения Российской Федерации.

                                  2. Экранно-звуковые пособия

1

2

Экран

Музыкальный центр

                                  3. Оборудование класса

1

 Стенды «Знаки дорожного движения»


                     4. Дополнительное оборудование

1

Школьная транспортная площадка

       








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации