Рабочая программа по литературе (7 класс, УМК: Курдюмова Т.Ф.)

0
0
Материал опубликован 16 February 2016

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Литература

7

Т.Ф. Курдюмова

70

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет литература входит в образовательную область «филология. Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Цель литературного образования – способствует духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цель литературного образования определяет характер определенных задач, которые решаются на уроках литературы.

Учащиеся должны сформировать представление о художественной литературе, как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению художественных произведений; воспитывать культуру чтения; сформировать потребность в чтении; совершенствовать устную и письменную речь.

Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.

Курс литературы для 7 класса рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю).

В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова. Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова.

Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую – специальные разделы, посвященные истории некоторых жанров.

Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим учебным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязь произведений искусства, на основе общности их тематики, проблематики, идейно эстетических позиций авторов. (Русский язык – прямое и переносное значение слова. Изобразительное искусство – А. Опекушин. Памятник А.С. Пушкину; В. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина; О. Кипренский Портрет А.С. Пушкина. Музыка «Украинские народные песни и танцы». Русский язык – подробное и выборочное изложение текста публицистического характера, сочинения-рассуждения на морально-эстетическую тему).

Необходимо использовать учебник – хрестоматию «Литература», автор Т. Ф. Курдюмова. Книга направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе. В хрестоматии раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров. Данная хрестоматия соответствует ныне действующей программе по литературе (5-11 классы) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Цель:

Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

Задачи обучения:

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Программа предусматривает овладения знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

Учебно-методическое планирование

по литературе

Класс: 7

Учитель: Березкина Ольга Ивановна

Количество часов

Всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков - 4 , развития речи- 8 , внеклассного чтения -6 ;

Планирование составлено на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2008; Сборник нормативных документов ЛИТЕРАТУРА: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2006

Учебник: Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений /автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа,2003

Дополнительная литература:

    Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. – Литература в 7 классе. Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2007

    И.И.Аркин. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2007

    В.Я.Коровина. Литература. 7 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 1997

    Литература 7 класс. Поурочные планы. (По учебнику В.Я.Коровина). Составитель: Скоркина Н.М. – Волгоград, Учитель – АСТ, 1999

    Охременко Н.В., Федина О.В. Итоговые работы по литературе. 5-11 класс. – М.: Аквариум, 1997

    Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М.: Дрофа, 1996

    По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-7. – М.: Айрис-пресс, 2000

    Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990

    Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985

    Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ

В результате изучения литературы ученик 7 класса должен

знать:

    Авторов и содержание изученных художественных произведений;

    Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора, предания, былины, роды литературы и жанры; литературный герой (развитие представлений), понятие о теме и идее произведения, герой-повествователь, портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; баллада, стихотворения в прозе; лирический герой, поэма, трехсложные размеры стиха, гипербола, гротеск, сатира и юмор как формы комического, публицистика, мемуары как публицистический жанр; литературные традиции.

уметь:

    Видеть разнообразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

    Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, комических и драматических произведениях;

    Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

    Объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

    Видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

    Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

    Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

    Аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

    Выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

    Сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

    Оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

    Сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию с точки зрения выражения авторской позиции;

    Стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

    Написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Учебно-тематическое, календарное планирование уроков литературы в 7 классе

тема урока

кол-во час.

тип урока

характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

виды контроля измерители

планируемые результаты освоения темы

домашнее задание

дата проведения

план.

факт.

1.

Роды и жанры художественной литературы. Жанры фольклора

1

повторение и обобщение изученного в 6 классе

беседа, викторина

ответы на вопросы кроссворда

кратко повторить изученное в 6 классе, проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить со структурой учебника.

составить кроссворд или м/м презентацию «Жанры литературы», «Жанры фольклора»

2.09

2.

Знакомство с былиной «Садко-купец, богатый гость» и ее анализ

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа, составление таблицы, работа с презентацией, выразительное чтение, элементы анализа текста

составление плана былины

актуализировать знания учеников о жанрах устного народного творчества; дать представление об отличиях былины от сказки; познакомить с былиной «Садко-купец, богатый гость»

вспомнить былины об Илье Муромце, подготовиться к викторине

6.09

3.

Художественные особенности сатирической драмы «Барин»

1

усвоение новых знаний

викторина, выразительное чтение, беседа по вопросам, игра-импровизация, комментарии учителя

ответы на вопросы викторины

показать особенности жанра сатирической драмы, развивать творческие способности учеников

подумать, какие события школьной жизни могли бы стать предметом сатирической драмы

9.09

4.

В/чтение. Детский фольклор

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, работа с дидактическим материалом, словарная работа, творческие задания

устный ответ по теме урока

углубление понятия о жанрах детского фольклора, развитие навыков устной речи

толкование одной пословицы (мини-сочинение), индивидуальное сообщение

13.09

5.

Обзор жанров классической литературы 19 века. История басни

1

усвоение новых знаний

выразительное чтение, комментарии учителя, элементы сопоставительного анализа текста

----

дать определение жанра басни; познакомить с историей жанра, развивать навыки анализа текста

по группам – инсценирование неизученных басен; всем – перечитать сборник басен Крылова

16.09

6.

Р/речи. Инсценирование басен И.А.Крылова (викторина по басням Крылова)

1

выработка навыков и умений, проверка и оценка знаний

инсценирование, рецензия на выступление, комментарии учителя, викторина-игра

ответы на вопросы викторины

Проверить знания учеников, укрепить интерес к творчеству И.А.Крылова

ответить на вопрос: почему басне суждена долгая жизнь?

20.09

7.

Из истории баллады. В.А.Жуковский. Баллады «Рыбак». «Перчатка»

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

сопоставление-анализ двух переводов

углубить представление о балладе как литературном жанре; развивать знания по теории стихосложения; навыки выразительного чтения поэтических текстов

прочитать балладу «Перчатка» в переводе Лермонтова, сопоставить два перевода

23.09

8.

Дж. Г.Байрон. Жизнь поэта- властителя дум и его творчество.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя или подготовленного учащегося, беседа по вопросам

выразительное чтение стихотворений Пушкина, Лермонтова, посвященных Байрону

знакомство с личностью Байрона; введение русской поэзии в контекст мировой (Пушкин, Лермонтов)

найти стихотворения Пушкина и Лермонтова, посвященные Байрону

27.09

9.

Романтический герой в лирике Байрона

1

усвоение новых знаний

заполнение таблицы примерами из стихотворений Байрона, беседа по вопросам, выразительное чтение

развернутый ответ на вопрос

знакомство с понятием «романтический герой» на примере стихотворений Байрона

выучить одно из стихотворений Байрона

30.09

10

Богатство и разнообразие жанров лирики и прозы А.С.Пушкина. Лирика.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя или подготовленного учащегося, беседа по вопросам, выразительное чтение

блиц-опрос по биографии Пушкина

углубить знания учеников о жизни и творчестве Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста

выучить наизусть понравившееся стихотворение Пушкина

4.10

11

Р/речи. Выразительное чтение стихотворений Пушкина наизусть.

1

выработка навыков и умений

Выразительное чтение наизусть стихотворений, обсуждение

чтение наизусть

Понять настроения, чувства поэта и выразить их в чтении

прочитать повесть «Барышня-крестьянка»

7.10

12

Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

1

усвоение новых знаний

объяснение учителя, беседа по вопросам, комментированное чтение

развернутый ответ на вопрос

выявить особенности жанра и композиции повести «Барышня-крестьянка»

вспомнить прочитанные летом «Повести Белкина»

11.10

13

В/чтение. «Повести Белкина» в оценке критики и литературоведения

1

закрепление новых понятий

объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказы учащихся

написание отзыва

показать роль автора и рассказчика в «Повестях Белкина», оценку критики и литературоведения

написать отзыв на одну из повестей Пушкина

14.10

14

История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский». Сюжет, композиция, герои романа

1

усвоение новых знаний

объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказ учащихся, анализ текста

письменная работа по плану характеристики героя

познакомить учеников с историей создания романа, показать особенности сюжета, дать характеристику некоторых героев

подготовить характеристику Владимира Дубровского

18.10

15

Главный герой романа А.С.Пушкина «Дубровский».

1

усвоение новых знаний

составление плана, характеристика героев, комментарии учителя, работа над эпизодом «Пожар в Кистеневке»

анализ эпизода «Пожар в Кистеневке»

помочь учащимся осмыслить образ Владимира Дубровского, показать, как изображаются автором чувства, переживания героя; выяснить мотивировку поступков героя; помочь понять авторское отношение к героям

пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица Дефоржа, Маши, Троекурова

21.10

16

Дубровский и Маша Троекурова. Судьбы героев романа.

Рубежная работа

1

усвоение новых знаний

пересказ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, анализ эпизода с кольцом, характеристика героев, выводы

Тест 15 мин.

углубить характеристики героев, совершенствовать навыки анализа текста, помочь ученикам сделать вывод об авторском отношении к героям, об идее романа

подготовиться к сочинению в классе

25.10

17-18

Р/речи. Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

2

проверка и оценка знаний

темы: «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?»

«Какова дальнейшая судьба героев незаконченного романа?»

написание сочинения

развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение

выполнить итоговые задания на стр.98

28.10

1.11

19

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. Жанры лирики

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста

анализ одного стихотворения

показать богатство жанров лирики Лермонтова, роль стихотворения «Смерть поэта» в судьбе автора, совершенствовать навыки анализа поэтического текста

выучить наизусть одно из стихотворений Лермонтова, определить его жанровую принадлежность

15.11

20

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». История создания

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, комментированное чтение, элементы анализа текста

составление плана поэмы

показать особенности образа романтического героя и романтического конфликта в поэме Лермонтова

пересказ эпизода «Бой с барсом» (можно выучить), подобрать материалы для характеристики Мцыри

18.11

21

Сюжет, композиция, герои поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

усвоение новых знаний

выразительное и комментированное чтение, элементы анализа текста, словарная работа, составление цитатного плана, беседа

развернутый ответ на вопрос

показать своеобразие сюжета и композиции поэмы Лермонтова, дать характеристику главного героя; совершенствовать навыки анализа поэтического текста

ответить на вопросы и выполнить задания учебника (стр.140)

22.11

22

Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией.

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, выразительное и комментированное чтение, элементы анализа текста, беседа

выразительное чтение сцен по ролям

углубить знания учеников о творческой биографии писателя; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста драматического произведения

по группам – характеристики действующих лиц, подготовить выразительное чтение сцен по ролям

25.11

23-24

Характеристика героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

2

усвоение новых знаний

комментированное чтение комедии, характеристика персонажей, элементы анализа текста, беседа

характеристика персонажей

совершенствовать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников

стр. 231, №№7-10

ответить на вопросы

29.11

2.12

25

Анализ отдельных сцен

1

выработка навыков и умений

элементы анализа текста, беседа, просмотр и обсуждение видеофрагментов

письменная работа

совершенствовать навыки анализа текста драматического произведения

индивидуальные сообщения: «Двойники в комедии», «Роль авторских ремарок в комедии» и др.

6.12

26

Р/речи. Инсценирование эпизодов комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

выработка навыков и умений

сообщения учащихся, инсценирование и чтение по ролям, викторина

выразительное чтение по ролям

развивать навыки монологической речи, творческие способности учеников

прочитать статью учебника «Тургенев и его «стихотворения в прозе»

9.12

27-28

И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». Общая характеристика жанра

2

усвоение новых знаний

объяснение учителя, чтение и анализ тексов

анализ одного стихотворения

показать особенности жанра стихотворений в прозе; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения

срт.234-237 (ответы на вопросы и выполнение заданий)

13.12

16.12

29-30

Н.А.Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения

Рубежная работа

2

усвоение новых знаний

составление тезисного плана статьи учебника, сообщение ученика о творческом замысле стихотворения, чтение и анализ текста

чтение наизусть, ответы на вопросы

тест 15 мин.

расширить знания учеников о личной и творческой биографии Некрасова, познакомить с реальной основой стихотворения «Размышления у парадного подъезда», выявить идею, определить пафос стихотворения, особенности лирического героя

выучить фрагмент стихотворения

20.12

23.12

31

Творчество Н.С.Лескова. Сказ «Левша», особенности жанра сказа

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, объяснение теоретических вопросов, чтение и анализ текста, словарная работа

блиц-опрос по содержанию сказа

кратко познакомить с биографией Лескова, дать представление о жанре сказа, заинтересовать учеников необычностью повествования

подготовить характеристики героев сказа

27.12

32

Характеристика героев сказа «Левша»

1

усвоение новых знаний

выборочная характеристика, беседа по вопросам, комментарий учителя

устный ответ – характеристика Левши

совершенствовать навыки анализа текста, характеристики героев произведения

прочитать «Человека на часах»

10.01

33

В/чтение. Н.С.Лесков «Человек на часах»

1

закрепление новых понятий, знаний

рассказ учителя, чтение и анализ текста

сочинение-размышление

заинтересовать учащихся творчеством Лескова

сочинение-размышление

13.01

34-35

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

2

усвоение новых знаний

рассказ учителя, чтение и анализ текста, словарная работа с терминами: гротеск, ирония, сатира, эзопов язык, иносказание, сарказм, гипербола

составление цитатного плана

кратко познакомить с биографией Салтыкова-Щедрина, показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок;

помочь понять иносказательный смысл произведения, его идею, показать значение и роль художественных приемов

составить цитатный план повести, вопросы №№6,8 стр.273;

к изученным терминам подобрать примеры из сказки «Дикий помещик»

17.01

20.01

36

М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»

1

усвоение новых знаний

сообщение ученика с опорой на мультимедийную презентацию, беседа по вопросам, чтение и анализ текста

терминологический диктант

заинтересовать творчеством М.Твена, познакомить с особенностями жанра, признаками сатиры, сатирическими приемами в творчестве М.Твена

выразительное чтение диалогов (по ролям) и монологов рассказа

24.01

37

А.П.Чехов. Ранние юмористические рассказы.

1

повторение и обобщение изученного в 6 классе усвоение новых знаний

беседа по вопросам, чтение и анализ текста

сочинение-миниатюра «Мой Чехов»

углубление знаний учеников о личной и творческой биографии Чехова, дать представление о комическом в литературе, проанализировать сюжетно-композиционные особенности рассказов «Жалобная книга», «Хирургия»

сочинение-миниатюра «Мой Чехов»

27.01

38

Э.По – родоначальник детективного жанра.

1

усвоение новых знаний

слово учителя, сообщение ученика, анализ произведения, беседа, дискуссия.

развернутый ответ на вопрос«Почему писатель считал, что новеллу следует прочитывать «за один присест», т. е. ее нужно прочесть сразу, целиком».

познакомить ребят с основными фактами биографии и творчества Эдгара Аллана По; научить ребят элементам анализа произведения

Прочитайте любую новеллу Э. По. Попытайтесь ответить на вопрос: «Почему писатель считал, что новеллу следует прочитывать «за один присест», т. е. ее нужно прочесть сразу, целиком».

31.01

39

А.К.Дойл. Рассказы о Шерлоке Холмсе

1

усвоение новых знаний

путешествие по местам литературного героя, сообщения, «исследование» дела о бриллиантовом полумесяце, слово учителя, работа по группам

защита мультимедийной презентации, посвященной одному рассказу К.Дойла

познакомить ребят с известными фактами биографии писателя; пройтись по местам литературного героя – Шерлока Холмса; попробовать разобраться в вопросе, кто же был прототипом героя произведений писателя.

подготовить м/м презентацию рассказа о Шерлоке Холмсе

3.02

40

Новелла А.К.Дойла «Пляшущие человечки»

1

усвоение новых знаний

работа с терминами «портрет», «образ»

сообщение «холмсоведа»

беседа на понимание

заинтересовать учащихся творчеством Артура Конан Дойла

Изучить дело о «бриллиантовом полумесяце» и подготовиться к написанию своего детектива.

7.02

41

Р/речи. Написание детективного рассказа

1

выработка навыков и умений

обсуждение черновых работ, редактирование, письменная работа

написание детективного рассказа

развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи (детективный жанр), развивать фантазию детей и умение мыслить логически

дописать рассказ

10.02

42

Жанры эроса, лирики и драмы в произведениях 20 века. Творчество В.Я.Брюсова

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста

выразительное чтение стихотворения

показать особенности жанров эпоса, лирики и драмы в 20 веке, показать роль Брюсова в поэзии начала 20 века

наизусть понравившееся стихотворение

(1 ряд)

14.02

43

Жанры лирики Бальмонта

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста

выразительное чтение стихотворения

продолжить знакомство с лирикой Серебряного века (творчество К.Бальмонта), совершенствовать навыки анализа поэтического текста

наизусть понравившееся стихотворение

(2 ряд)

17.02

44

Активность поисков новых жанров в лирике И.Северянина

1

усвоение новых знаний

сообщение ученика, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста

выразительное чтение стихотворения

показать богатство творческих поисков Серебряного века (лирика И.Северянина), совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста

наизусть понравившееся стихотворение

(3 ряд)

21.02

45

Два перевода стихотворения Р.Киплинга «Если…»

1

усвоение новых знаний выработка навыков и умений

выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста, в том числе и сопоставительного

сопоставление переводов (письменная работа)

показать особенности разных переводов одного стихотворения, выявить идею стихотворения Киплинга

индивидуальные задания по теме «Сонет»

24.02

46

Р/речи. Из истории сонета

1

усвоение новых знаний

лекция, сообщения учащихся

конспект, устные сообщения

дать понятие об особенностях жанра сонета, познакомить с развитием жанра, показать взаимодействие западноевропейской и русской литератур

выучить понравившийся сонет

28.02

47

М.Горький. «Старуха Изергиль»: сюжет и герой легенды о Данко

1

усвоение новых знаний

объяснение учителя, беседа, анализ текста, работа с иллюстрациями

написание эссе

познакомить учеников с понятием «романтизм», «романтический герой», развивать навыки анализа текста, работы с иллюстрациями

эссе «Стоили ли люди, которых Данко вывел на свет, вырванного из груди сердца?»

2.03

48

М.Горький. «Старый год»

1

усвоение новых знаний

выразительное чтение по ролям.

Беседа по вопросам

развернутый ответ на вопрос

помочь ученикам выявить основную идею произведения, продолжить работу над анализом текста

стр. 351, № 8 (письменно)

6.03

49

В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче»

1

усвоение новых знаний

рассказ и объяснение учителя, беседа, анализ текста, работа с иллюстрациями

выразительное чтение наизусть

начать знакомство учеников с личностью Маяковского, попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта; дать предварительное понятие о футуризме

стр. 356, №№1,3

9.03

50

М.Булгаков «Ревизор с вышибанием»

1

усвоение новых знаний

чтение по ролям, беседа по вопросам, комментарии учителя

-------

познакомить с ранним произведением Булгакова; определить, какую роль в сценке играет текст Гоголя

прочитать статью «К.Паустовский»

13.03

51

К.Г.Паустовский. «Рождение рассказа»

Рубежная работа

1

усвоение новых знаний

комментированное чтение, составление плана, беседа по вопросам

Тест 15 мин.

показать, как и почему описание процесса творчества воплощено Паустовским в жанре рассказа; помочь выявить главную мысль – длительность и непредсказуемость пути к творчеству

стр. 371-372, прочитать, ответить на вопросы

16.03

52

Р/речи. Рецензирование одного из изученных произведений

1

выработка навыков и умений, проверка и оценка знаний

работа со схемой рецензии, пояснения учителя, беседа, самостоятельная письменная работа

написание рецензии

закрепить понятие о жанрах и их подвижности; развивать творческие способности, углубить представление о жанре рецензии

закончить рецензию

20.03

53-54

М.Шолохов «Они сражались за Родину»

2

усвоение новых знаний

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, просмотр и обсуждение кинофильма

презентация произведения о Великой Отечественной войне

познакомить учеников с фрагментами неоконченного романа Шолохова, показать значение этого произведения, развивать интерес к произведениям о героическом прошлом страны

на основе собранных воспоминаний фронтовиков написать рассказ (отрывок)

3.04

6.04

55-56

Жанры лирики А.Т.Твардовского

2

усвоение новых знаний проверка и оценка знаний

выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста

анализ одного стихотворения Твардовского

знакомство с биографией и творчеством Твардовского, расширить представление о жанрах лирики А.Т.Твардовского

разбор одного из стихотворений Твардовского

10.04

13.04

57-58

«Уроки французского» В.Г.Распутина

2

усвоение новых знаний проверка и оценка знаний

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам

развернутый ответ на вопрос

познакомить с главными темами творчества Распутина, раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память»

прочитать эссе Паустовского, ответить на вопрос «Что такое эссе?»

17.04

20.04

59

Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»

1

усвоение новых знаний

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, обсуждение текста рассказа, работа с планом, словарная работа

размышление «Зачем нам нужны животные?»

кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Ф.Абрамова, развивать навыки анализа текста; показать важность и актуальность проблемы, поставленной писателем

написать размышление «Зачем нам нужны животные?»

24.04

60

А.В.Вампилов «Несравненный Наконечников»

1

усвоение новых знаний

выразительное чтение, чтение по ролям, беседа по вопросам, комментарий учителя

-----

познакомить учеников с особенностями жанра водевиля и его историей, продолжить работу над анализом текста

прочитать статью о Шекли и его «Запах мысли»

27.04

61

Р.Шекли «Запах мысли»

1

усвоение новых знаний

беседа по вопросам, комментарий учителя, выразительное чтение, просмотр отрывка

ответы на вопросы учителя

углубить представления учащихся о жанре научной фантастики, побудить их к чтению лучших образцов жанра, помочь понять проблематику рассказа Шекли

стр.463, ответить на вопросы

4.05

62-63

В/чтение. Фантастический мир Р.Бредбери

2

усвоение новых знаний

вступительное слово учителя, сообщение ученика, работа в группах, сочинение-миниатюра, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями, работа с терминами.

защита м/м презентации, посвященной творчеству Р.Бредбери

познакомить со страницами жизни и творчества писателя; рассмотреть основную проблему – как фантастика о будущем помогает жить в настоящем.

подготовить мультимедийную презентацию по творчеству Р.Бредбери

8.05

11.05

64

В/чтение. Г.Уэллс «Война миров»

1

выработка навыков и умений,

беседа по вопросам, комментарий учителя, выразительное чтение

ответы на вопросы учителя

углубить представления учащихся о жанре научной фантастики, побудить их к чтению лучших образцов жанра, помочь понять проблематику произведений Г.Уэллса

_______

15.05

65

Из истории пародии.

Годовая контрольная работа

1

усвоение новых знаний

объяснение учителя, выразительное чтение, сопоставительный анализ оригинала и его пародии

сопоставление оригинала и пародии

тест 25 мин.

дать представление о жанре пародии и его истории, развивать навыки анализа текста, творческие способности учеников

попробовать свои силы в жанре пародии

18.05

66-67

Японские трехстишия (хокку)

2

усвоение новых знаний выработка навыков и умений,

рассказ учителя, выразительное чтение, реализация межпредметных связей с ИЗО, словарная работа, элементы анализа текста

написание хокку о природе

познакомить учеников с образцами японской лирической поэзии, показать ее особенности и своеобразие, вызвать творческий отклик на произведения

попытаться написать свои хокку

22.05

25.05

68-69

Рассказы О.Генри

2

усвоение новых знаний

выступления учащихся, беседа, чтение

блиц-опрос по содержанию рассказов

познакомить с творчеством О.Генри

прочитать на выбор 1-2 рассказа О.Генри

29.05

70

Подведем итоги

1

повторение и обобщение изученного в 7 классе

беседа, запись книг для летнего чтения

защита читательских дневников

систематизировать знания, полученные в течение года

список для летнего чтения

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.