Рабочая программа по литературе, 8 класс, УМК: Чертов В.Ф.

0
0
Материал опубликован 16 February 2016

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Литература

8

В.Ф.Чертов

68

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 7 классасоставлена на основена основе ГОС 2004 года, Программы по литературе для 5 – 11 классов под редакцией В.Ф.Чертова ( 2011 год), учебника для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях/ Авт.-сост. В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А.Ипполитова, И.В.Мамонова. - М: Просвещение, 2014 год.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитанияи развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.Приобщение к "вечным " ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из важнейших направлений школьного литературного образования.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного материала и последовательностью формирования читательских умений и навыков анализа литературного произведения. Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетании концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Школьники знакомятся лишь с вершинными явлениями отечественной и мировой литературы, творчеством крупнейших представителей отдельных литературных эпох, доминантами литературного процесса:

8 класс — древнерусская литература, русская литература XVIII века (классицизм, сентиментализм).

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально).

В 8 классе вводится понятие художественного мира литературного произведения (писателя), преимущественное внимание обращается на средства выражения авторской позиции, смысл заглавия, эпиграфы. Обобщаются полученные в предыдущих классах представления о литературном роде и литературных жанрах. Произведения анализируются с учетом их жанровой специфики (соотношения с жанровой традицией, влияния других жанров). Восьмиклассники обогащают свои представления о жанре жития. В процессе изучения произведений русской литературы XVIII века формируются начальные представления о литературном направлении (классицизм, сентиментализм), рассматриваются отдельные черты направления и стиля в литературном произведении.

Основные виды деятельности — сочинения, посвященные анализу художественного мира произведения в одном из аспектов (тематика, проблематика, сюжет, конфликт, композиция, образная система, авторская позиция и т. д.), сочинения на нравственно-философские и публицистические темы с использованием литературного материала, подготовка стилизаций в жанре оды, послания, эпиграммы, а также устных сообщений о писателе с привлечением дополнительной литературы, ресурсов Интернета.

Место курса «Литература»в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 8 классе — 68 часов

( 2 часа в неделю)


 

Основное содержание курса литературы в 8 классе

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ


 

«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (вводный урок)

Понятие о художественной форме. Жанр как относительно устойчивая форма литературного творчества. Деление литературы на роды и жанры. Формальное и содержательное в жанре. Жанровая система, многообразие жанров и жанровых форм. Категории рода и жанра в античных поэтиках (Аристотель) и манифестах западноевропейского классицизма (Н. Буало). Понятие о художественном мире литературного произведения. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. "ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО"

Духовный путь Сергия Радонежского. Значение монастырей в духовной жизни людей XI—XV веков. Идейное содержание произведения. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литературы. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Отношение к власти в миру и в монастыре. Подвиг Сергия Радонежского. Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева.

Теория литературы. Канон. Агиография. Житие. Житийные сюжеты. Житийный герой. Стиль «плетение словес».

Развитие речи. Сочинение-описание по картине М. В. Нестерова. Сочинение-эссе о подвиге Сергия Радонежского.

Связь с другими видами искусства. Житийное и иконописное изображение человека в древнерусском искусстве. Картина М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».


 

«ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ»

(обзор)

М. В. Ломоносов.

«Утреннее размышление о Божием величестве» (фрагмент).

Г.Р. Державин.

«Бог» (фрагмент).

В. А. Жуковский.

«Теснятся все к Тебе во храм...».

А. С. Хомяков.

«Воскрешение Лазаря».

А. К. Толстой.

«Благовест», «Благословляю вас...». К. Р.«Молитва».

Религиозные мотивы в русской поэзии. Человек в системе мироздания. Проблема предназначения человека. Тема духов­ного поиска. Бог в окружающем мире и в душе человека. Тема восхваления Творца. Образ Христа. Стихи Богородичного цик­ла. Искусство как воплощение божественной гармонии. Жан­ровое и стилевое богатство духовной поэзии. Развитие тради­ций духовной поэзии в русской литературе XX века.

Теория литературы. Духовная поэзия.

Развитие речи. Сочинение-эссе на философскую тему с примерами из произведений русской духовной поэзии.

Связь с другими видами искусства. Картины Рафаэля, Ти­циана, Эль Греко, А. А. Иванова, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге и др.


 

«СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ» (практикум)

Своеобразие содержания и композиции сочинения-эссе на литературную тему. Выражение собственного отношения к ге­роям, событиям, изображённым в произведении. Особенности эссеистического стиля (на примере образцов эссе, принадле­жащих известным писателям, критикам, публицистам). Эссе и «слово» как жанр прозаической речи. Составление пример­ного плана сочинения-эссе, обсуждение тезисов, подбор цитат (на материале произведений древнерусской литературы).

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА

Ж.-Б. МОЛЬЕР

Слово о писателе.

Комедия «Мещанин во дворянстве».

Своеобразие конфликта. Проблематика комедии. Сатирические персонажи комедии. Нравственное значение образа господина журдена.. Особенности времени, пространства и организации сюжета. Жанровое своеобразие произведения. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик персонажей.

Теория литературы. Драматический род. Комедия. Проблематика.

Развитие речи. Чтение по ролям.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Н. М. КАРАМЗИН

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Бедная Лиза».

Сентиментализм как литературное направление. Особенности изображение мира и человека в литературе сентиментализма. Своеобразие проблематики. Конфликт истинных и ложных ценностей. Темы сословного неравенства, семьи, любви. Отражение художественных принципов сентиментализма в повести. Смысл названия произведения. Система образов персонажей. Роль повествователя. Внимание автора повести к душевному миру героев, изображению эмоционального состояния человека. Художественная функция портрета, пейзажа, детали. Смысл финала повести. Особенности языка.

Теория литературы. Сентиментализм. Психологизм. Портрет. Пейзаж. Сентиментальная повесть.

Развитие речи. Письменная работа об особенностях изображения человеческих характеров в литературе сентиментализма.

Связь с другими видами искусства. Портретная живопись сентиментализма.


 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

А. С. ПУШКИН

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Капитанская дочка».

Тема русской истории в творчестве Пушкина. История создания романа. «История Пугачева» и «Капитанская дочка». Соотношение исторического факта и вымысла. Изображение исторических событий и судеб частных людей. Тема «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Образ Пугачева. Фольклорные традиции в создании образа. Пугачев и Екатерина. Тема милости и справедливости. Гринев как герой-рассказчик; особенности эволюции характера. Литературные традиции в создании образа. Образ Савельича. Гринев и Швабрин. Тема долга и чести. Смысл названия романа. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Особенности композиции романа. Роль эпиграфов. Художественная функция сна Гринева, портрета, пейзажных описаний.

Теория литературы. Исторический роман. Образ исторического события. Фольклорные традиции. Эпиграф.

Развитие речи. Сопоставительный анализ описаний Пугачева в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке». Анализ жанрового своеобразия произведения. Сочинение по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».


 

«АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ» (практикум)

Обобщение сведений о проблематике литературного произведения (философской, социальной, нравственной). Особенности сочинений на темы нравственно-философского характера. Темы, сформулированные в форме проблемного вопроса или в виде цитаты. Составление плана сочинения, подготовка тезисов и подбор цитат. Формы выражения собственных суждений, оценок, вопросов, возникших в процессе чтения и осмысления содержания произведения.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения " Сон", " Когда волнуется желтеющая нива..."

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Основные образы и настроения стихотворений. Лирический герой и его эмоциональное состояние. Картина сна и картина природы.философская проблематика.

Поэма «Мцыри».

«Мцыри» как романтическая поэма. Особенности композиции. Роль исповеди в создании образа главного героя. Мцыри как романтический герой. Портрет и пейзаж как средства характеристики героя. События в жизни героя. Философский смысл эпиграфа. Тема свободы выбора и несбывшейся судьбы свободолюбивой, незаурядной личности. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Образ монастыря и образ кавказской природы. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Романтизм. Романтическая поэма. Трагическое. Эпиграф. «Вершинная» композиция. Форма исповеди.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента поэмы. Письменная характеристика Мцыри как романтического героя. Подбор цитат к устной характеристике особенностей построения образной системы в поэме.


 

Н. В. ГОГОЛЬ

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Ревизор».

Сюжет комедии. Особенности конфликта, основные стадии его развития. Своеобразие завязки, кульминации и развязки. Чтение писем в начале комедии и в финале как композиционный прием. Смысл названия и эпиграфа. Образ типичного провинциального уездного города. Обобщенные образы чиновников. Сатирическая направленность комедии. Роль гиперболы и гротеска в ее художественном мире. Образ Хлестакова. Сцена вранья. Хлестаков и хлестаковщина. Средства создания характеров в комедии. Речевые характеристики персонажей. Смысл финала. Немая сцена. Трагическое и комическое в пьесе.

Теория литературы. Комическое. Комедия. Сатирическая комедия. Гипербола. Гротеск. Эпиграф. Образ социальной группы.

Развитие речи. Составление плана анализа эпизода драматического произведения. Письменные характеристики образа Хлестакова и образов чиновников. Отзыв о театральной постановке комедии. Сочинение по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор».

Связь с другими видами искусства. Театральные и кинематографические версии комедии.


 

«СНЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

(обзор)

В. Г. Бенедиктов.

«Сон».

И. А. Гончаров.

«Сон Обломова» (из романа «Обломов»).

Н. Г. Чернышевский.

«Четвёртый сон Веры Павловны» (из романа «Что делать?»).

Ф. М. Достоевский.

«Сон Раскольникова» (из романа «Преступление и нака­зание»).

Д. С. Мережковский.

«Сон».

Сны и видения как специфическая форма изображения че­ловека и его внутреннего состояния. Символика снов, проро­ческие сны и сны-предупреждения в произведениях худо­жественной литературы. Сны как один из способов выражения авторской позиции.

Теория литературы. Символика. Психологизм.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов.


 

«ЭПИГРАФ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»

(практикум)

Обобщение знаний о видах эпиграфов и их функции в литературном произведении. Примерная последовательность анализа эпиграфов ко всему произведению или к отдельным главам (на материале ранее изученных произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя). Подготовка к сочинению о художественной функции эпиграфа в литературном произведении.

А. Н. ОСТРОВСКИЙ

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Снегурочка».

Фольклорно-мифологическая основа сюжета. Жанровое своеобразие «весенней сказки». Мир берендеев как отражение авторского представления о сути национальной жизни. Символика образа Ярилы. Образ Снегурочки. Тема любви в пьесе. Лирическое начало в драматическом произведении. Тема «горячего сердца». Образы Купавы, Мизгиря и Леля. Символический смысл финала. Сочетание трагизма и жизнеутверждения. Своеобразие языка «весенней сказки».

Теория литературы. Художественный мир. Фольклорные традиции. Пьеса-сказка. Пролог.

Развитие речи. Составление плана и подбор цитат к устной характеристике мира берендеев. Рецензия на театральную постановку одной из пьес А. Н. Островского.

Связь с другими видами искусства. Опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».


 

Л. Н. ТОЛСТОЙ

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «После бала».

Особенности сюжета и композиции рассказа. Суровое осуждение жестокой действительности. Нравственный максимализм писателя. Прием контраста в рассказе. Двойственность изображенных событий и поступков персонажей. Историческая действительность и христианская символика. Тема любви в рассказе. Образ героя-рассказчика. Тема нравственного самосовершенствования. Духовная эволюция Ивана Васильевича. Изображение события рассказывания. Смысл названия.

Теория литературы. Рассказ. Композиция. Контраст. Событие рассказывания.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о художественной функции приема «рассказ в рассказе».

«ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

(обзор)

Г.Р. Державин.

«Приглашение к обеду».

А. А. Бестужев-Марлинский.

«Часы и зеркало».

Н. В. Гоголь.

«Старосветские помещики». И. С. Шмелёв.

«Лето Господне» (фрагменты).

Общая характеристика предметного мира литературного произведения. Образ предмета в эпических и лирических про­изведениях. Предмет как одно из средств создания образа че­ловека. Предмет как символ.

Теория литературы. Образ предмета. Художественная де­таль. Символ.

Развитие речи. Устная характеристика предметного мира одного из литературных произведений.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

М. ГОРЬКИЙ

Слово о писателе. Рассказ «Челкаш».

Черты романтизма и реализма в рассказе. Своеобразие сю­жета и композиции. Приём контраста. Челкаш и Гаврила как герои-антиподы. Роль пейзажа и портрета в рассказе. Смысл финала. Авторская позиция и способы её выражения.

Теория литературы. Романтизм. Реализм. Пейзаж. Портрет.

Развитие речи. Составление плана сопоставительной ха­рактеристики персонажей. Сочинение-эссе по одному из афо­ризмов М. Горького.

Внеклассное чтение. М. Горький. «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль».

А. А. БЛОК

Слово о поэте.

Стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», «Россия».

Художественный мир поэзии Блока. Основные образы и на­строение лирического героя стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...». Образ России и картина русской жизни в стихотворении «Россия».

Теория литературы. Лирический герой. Символ.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений наи­зусть.

Внеклассное чтение. А. А. Блок. «Русь».

М. А. БУЛГАКОВ

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Собачье сердце».

Мифологические и литературные источники сюжета. Нравственно-философская и социальная проблематика повести. Тема «нового человека». Особенности художественного мира повести. Изображение реалий послереволюционной действительности и приемы фантастики. Символика имен, названий, художественных деталей. Образ профессора Преображенского. Символический смысл научного эксперимента. Образ Шарикова и «шариковщина» как социальное и моральное явление. Смысл названия повести. Приемы сатирического изображения.

Теория литературы. Повесть. Сатирическая повесть. Фантастика. Гротеск.

Развитие речи.. Отзыв об экранизации повести.


 

ИНТЕРЬЕР В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. ( ПРАКТИКУМ)

Обобщение сведений об интерьере как изображении закрытого от внешнего пространства жилища, внутреннего убранства помещения в эпических и драматических произведениях.интерьер как место действия, средство создания картины мира и образа персонажа. интерьер как средство авторского отношения

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ

Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Кто стрелял?», «Смерть и воин»).

История создания поэмы. Особенности сюжета. Своеобразие жанра «книги про бойца». Лирическое и эпическое начала в произведении. Образ автора-повествователя. Изображение войны и человека на войне. Василий Теркин как воплощение русского национального характера. Соединение трагического и комического в поэме. Символичность бытовых ситуаций. Фольклорные традиции. Своеобразие языка поэмы. Сочетание разговорного стиля и афористичности.

Теория литературы. Сюжет. Поэма. Композиция. Лирическое и эпическое. Трагическое и комическое. Характер.

«ВОЕННАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА»

(обзор)

А. А.Сурков " Бьётся в тесной печурке огонь..."

Д. С. Самойлов.

«Сороковые».

В. С. Высоцкий

«Он не вернулся из боя».

В. Л. Кондратьев

«Сашка».

Жанровое многообразие произведений на военную тему. Проблематика произведений. Темы памяти и преемственности поколений.

Теория литературы. Проблематика. Жанр.

Развитие речи. Письменный отзыв об одном из произведений о Великой Отечественной войне. Составление антологии «Поэты о Великой Отечественной войне».


 

А. И. СОЛЖЕНИЦЫН

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Матренин двор».

Историческая и биографическая основа рассказа. Изображение народной жизни. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе. Трагизм судьбы героини. Смысл названия. Притчевое начало и традиции житийной литературы.

Теория литературы. Рассказ. Притча. Житие.

Развитие речи. Составление плана анализа жанрового своеобразия рассказа


 

«СОЧИНЕНИЕ ОБ ОБРАЗЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ»

(практикум)

Общее и индивидуальное в литературных персонажах, пред­ставляющих одну социальную группу. Черты социальной груп­пы в отдельных персонажах. Собирательный образ в литератур­ных произведениях. Подготовка развёрнутого плана сочинения об образах русских солдат в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» (или об образах русских крестьян в рассказе А. И. Сол­женицына «Матрёнин двор»).

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА Э.ХЕМИНГУЭЙ

Слово о писателе. Повесть «Старик и море».

Изображение человека, оказавшегося в экстремальной си­туации. Образ старика Сантьяго. Особенности описания моря. Философская проблематика произведения. Смысл финала по­вести.

«АНАЛИЗ ЖАНРОВОГО СВОЕОБРАЗИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

(практикум)

Обобщение сведений о родах и жанрах литературы. Жанры и жанровые разновидности. Примерный план анализа жанро­вого своеобразия литературного произведения. Обнаружение признаков (и текстов) разных жанров в произведении (на ма­териале классного и внеклассного чтения).

«ФОРМА СОНЕТА В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

(обзор)

Данте Алигьери.

«В своих очах любовь она хранит...».

Ф. Петрарка.

«Промчались дни мои быстрее лани...».

У.Шекспир.

«Не соревнуюсь я с творцами од...», «Седины ваши зеркало покажет...», «Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж...».

A. С. Пушкин «Сонет» («Суровый Дант не презирал сонета...»), «Мадонна».

Ш. Бодлер.

«Что можешь ты сказать, мой дух всегда ненастный...».

П. Верлен.

«О, жизнь без суеты! Высокое призванье...».

B. Я. Брюсов.
«Сонет к форме».
И. Ф. Анненский.
«Третий мучительный сонет».
В. И. Иванов.

«Венок сонетов».

История сонета как твёрдой стихотворной формы. Разно­видности сонета («итальянский», «французский», «англий­ский»). Универсальное содержание сонета. Строгость компози­ции. Способы рифмовки. Сонет в русской поэзии. Венок сонетов.

Теория литературы. Сонет. Строфика. Катрен. Терцет. Рифмовка. Венок сонетов.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть сонета.

«ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ В ЗЕРКАЛЕ ПАРОДИИ»

(обзор)

В. А. Жуковский.

«Война мышей и лягушек» (фрагменты).

* Козьма Прутков.

«Помещик и садовник», «Путник», «Современная русская песнь».

Д. Д. Минаев.

«Поэт понимает, как плачут цветы...».

А. П. Чехов.

«Летающие острова».

Пародия как комическое подражание художественному произведению. Бурлеска и травестия как два классических типа пародии. Элементы пародии в произведениях мировой классической литературы. Пародии на литературные жанры и жанровые разновидности.

Теория литературы. Пародия. Бурлеска. Травестия.

Развитие речи. Подготовка сообщений о пародиях на про­изведения музыкального и изобразительного искусства.


 


 


 

Номер урока

Тема

Содержание темы

Кол-во

часов

Знания, умения, навыки

 

Художественный мир литератур­ного произведения

Понятие о художественной форме. Жанр как относительно устойчивая форма литературного творчества. Деление литературы на роды и жанры. Формальное и содержательное в жанре. Жанровая система, многообразие жанров и жанровых форм. Категории рода и жанра в античных поэтиках (Аристотель) и манифестах западноевропейского классицизма (Н. Буало). Понятие о художественном мире литературного произведения.

1

Кратко излагать содержание вступительной статьи учебника. Раз­мышлять о художественном мире произведения и особенностях его построения. Отвечать на вопросы. Приводить примеры из жизни и литературы на заданную тему.

 

Древнерусская литература

«Житие Сергия Радонежского»

Духовный путь Сергия Радонежского. Значение монастырей в духовной жизни людей XI—XV веков. Идейное содержание произведения. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литературы. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Отношение к власти в миру и в монастыре. Подвиг Сергия Радонежского. Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева.

1

Выразительно читать фрагменты памятника. Рассказывать о лич­ности и времени Сергия Радонежского. Проводить заочную экс­курсию с сайтов Интернета. Повторять сведения по теории лите­ратуры (жанры в литературе Древней Руси). Объяснять значения устаревших слов. Отмечать особенности художественного мира жи­тия. Писать сочинение по картине или иллюстрации к памятнику древнерусской литературы.

 

Духовная традиция в русской по­эзии

М. В. Ломоносов «Утреннее размыш­ление о Божием величестве» (фраг­мент), Г. Р.Державин «Бог» (фраг­мент), А. С. Хомяков «Воскрешение Лазаря», А. К. Толстой «Благовест», «Благословляю вас, леса...», К. Р. «Молитва»

Религиозные мотивы в русской поэзии. Человек в системе мироздания. Проблема предназначения человека. Тема духов­ного поиска. Бог в окружающем мире и в душе человека. Тема восхваления Творца. Образ Христа. Стихи Богородичного цик­ла. Искусство как воплощение божественной гармонии. Жан­ровое и стилевое богатство духовной поэзии. Развитие тради­ций духовной поэзии в русской литературе XX века.

2

Выразительно читать и комментировать стихотворение. Готовить устное сообщение о биографии и творчестве поэта. Обмениваться впечатлениями о прочитанном. Подбирать живописные и музы­кальные иллюстрации к стихотворению.

 

Практикум. Сочинение-эссе на литературную тему

Своеобразие содержания и композиции сочинения-эссе на литературную тему. Выражение собственного отношения к ге­роям, событиям, изображённым в произведении. Особенности эссеистического стиля (на примере образцов эссе, принадле­жащих известным писателям, критикам, публицистам). Эссе и «слово» как жанр прозаической речи. Составление пример­ного плана сочинения-эссе, обсуждение тезисов, подбор цитат (на материале произведений древнерусской литературы).

1

Выявлять признаки эссе в прочитанных текстах. Составлять при­мерный план сочинения-эссе. Подбирать эпиграфы и цитаты к со­чинению-эссе по древнерусской литературе.

Зарубежная литература XVII века

 

Ж.-Б. Мольер Комедия «Мещанин во дворянстве»

Своеобразие конфликта. Проблематика комедии. Сатирические персонажи комедии. Нравственное значение образа господина Журдена. Особенности времени, пространства и организации сюжета. Жанровое своеобразие произведения. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик персонажей.

3

Комментировать список действующих лиц. Читать и комментировать фрагменты комедии. Читать по ролям. Делать записи в тетрадях. Формулировать выводы об особенностях конфликта в пьесе.Устнорассказывать о персонаже. Описывать мизансцену. Отмечать черты классицизма в комедии. Писать рецензию на театральную постановку.

Русская литература XVIII века

 

Н. М. Карамзин

Повесть «Бедная Лиза»

Сентиментализм как литературное направление. Особенности изображение мира и человека в литературе сентиментализма. Своеобразие проблематики. Конфликт истинных и ложных ценностей. Темы сословного неравенства, семьи, любви. Отражение художественных принципов сентиментализма в повести. Смысл названия произведения. Система образов персонажей. Роль повествователя. Внимание автора повести к душевному миру героев, изображению эмоционального состояния человека. Художественная функция портрета, пейзажа, детали. Смысл финала повести. Особенности языка.

3

Конспектировать статью учебника. Выразительно читать и комментировать фрагменты повести. Составлять план характеристики персонажа. Готовить устный рассказ об особенностях изображения человека в литературе сентиментализма. Объяснять роль художественной детали в тексте.

Русская литература XIX века

 

А. С. Пушкин

Роман «Капитанская дочка»

Тема русской истории в творчестве Пушкина. История создания романа. «История Пугачева» и «Капитанская дочка». Соотношение исторического факта и вымысла. Изображение исторических событий и судеб частных людей. Тема «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Образ Пугачева. Фольклорные традиции в создании образа. Пугачев и Екатерина. Тема милости и справедливости. Гринев как герой-рассказчик; особенности эволюции характера. Литературные традиции в создании образа. Образ Савельича. Гринев и Швабрин. Тема долга и чести. Смысл названия романа. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Особенности композиции романа. Роль эпиграфов. Художественная функция сна Гринева, портрета, пейзажных описаний.

7

Подбирать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Сопоставлять художественное описание и исторические документы. Готовить вопросы к обсуждению нравственной проблематики произведения. Обсуждать иллюстрации. Письменно описывать портрет героя. Проводить сопоставительный анализ образов Составлять план сочинения. Подбирать цитаты

         
 

Практикум.

Анализ проблематики литературного произведения

Обобщение сведений о проблематике литературного произведения (философской, социальной, нравственной). Особенности сочинений на темы нравственно-философского характера. Темы, сформулированные в форме проблемного вопроса или в виде цитаты. Составление плана сочинения, подготовка тезисов и подбор цитат. Формы выражения собственных суждений, оценок, вопросов, возникших в процессе чтения и осмысления содержания произведения.

1

Различать и характеризовать философскую, нравственную и социальную проблематику произведения. Формулировать вопросы для беседы или дискуссии по материалам прочитанного.

 

М. Ю. Лермонтов Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...», «Сон»,

поэма «Мцыри»

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Основные образы и настроения стихотворений. Лирический герой и его эмоциональное состояние. Картина сна и картина природы.философская проблематика.

«Мцыри» как романтическая поэма. Особенности композиции. Роль исповеди в создании образа главного героя. Мцыри как романтический герой. Портрет и пейзаж как средства характеристики героя. События в жизни героя. Философский смысл эпиграфа. Тема свободы выбора и несбывшейся судьбы свободолюбивой, незаурядной личности. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Образ монастыря и образ кавказской природы. Смысл финала поэмы

4

Выразительно читать и читать наизусть стихотворения и фрагменты поэмы Подбирать иллюстрации к произведениям. Характеризовать особенностикомпозиции. Отмечать черты романтизма в произведении. Готовить письменную характеристику героя поэмы. Объяснять смысл финала произведения. Определять особенности ритма стихотворный размер, способ рифмовки.

 

Н. В. Гоголь

Комедия «Ревизор»

Сюжет комедии. Особенности конфликта, основные стадии его развития. Своеобразие завязки, кульминации и развязки. Чтение писем в начале комедии и в финале как композиционный прием. Смысл названия и эпиграфа. Образ типичного провинциального уездного города. Обобщенные образы чиновников. Сатирическая направленность комедии. Роль гиперболы и гротеска в ее художественном мире. Образ Хлестакова. Сцена вранья. Хлестаков и хлестаковщина. Средства создания характеров в комедии. Речевые характеристики персонажей. Смысл финала. Немая сцена. Трагическое и комическое в пьесе.

7

. Отвечать на вопросы по содержанию статьи о писателе. Готовить презентацию по биографии и творчеству писателя. Комментировать список действующих лиц. Читать по ролям фрагменты комедии. Описывать мизансцену. Описывать портрет и костюм персонажа. Составлять план анализа эпизода драматического произведения. Объяснять смысл эпиграфа и финала комедии. Писать рецензию на театральную или кинематографическую версию комедии.

 

СНЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

(обзор)

В. Г. Бенедиктов.

«Сон».

И. А. Гончаров.

«Сон Обломова» (из романа «Обломов»).

Н. Г. Чернышевский.

«Четвёртый сон Веры Павловны» (из романа «Что делать?»).

Ф. М. Достоевский.

«Сон Раскольникова» (из романа «Преступление и наказание»).

Д. С. Мережковский.

«Сон».

Сны и видения как специфическая форма изображения человека и его внутреннего состояния. Символика снов, пророческие сны и сны-предупреждения в произведениях художественной литературы. Сны как один из способов выражения авторской позиции.

1

 
 

Практикум.

Эпиграф в литературном произведении

Обобщение знаний о видах эпиграфов и их функции в литературном произведении. Примерная последовательность анализа эпиграфов ко всему произведению или к отдельным главам (на материале ранее изученных произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя). Подготовка к сочинению о художественной функции эпиграфа в литературном произведении.

1

Определять литературное произведение по эпиграфу к нему. Готовить комментарии к тексту произведения и его эпиграфу. Рассуждать о роли эпиграфов в литературных произведениях на основе примерного плана

 

А. Н. Островский Пьеса «Снегурочка» (фрагменты)

Фольклорно-мифологическая основа сюжета. Жанровое своеобразие «весенней сказки». Мир берендеев как отражение авторского представления о сути национальной жизни. Символика образа Ярилы. Образ Снегурочки. Тема любви в пьесе. Лирическое начало в драматическом произведении. Тема «горячего сердца». Образы Купавы, Мизгиря и Леля. Символический смысл финала. Сочетание трагизма и жизнеутверждения. Своеобразие языка «весенней сказки».

2

Читать и комментировать фрагменты пьесы. Пересказывать отдельные эпизоды. Работать со справочной литературой и поисковыми системами в Интернете. Сопоставлять текст пьесы и иллюстрации. Готовить инсценировку фрагментов пьесы.

 

Л.Н. Толстой

Рассказ «После бала»

Особенности сюжета и композиции рассказа. Суровое осуждение жестокой действительности. Нравственный максимализм писателя. Прием контраста в рассказе. Двойственность изображенных событий и поступков персонажей. Историческая действительность и христианская символика. Тема любви в рассказе. Образ героя-рассказчика. Тема нравственного самосовершенствования. Духовная эволюция Ивана Васильевича. Изображение события рассказывания. Смысл названия.

2

Подбирать высказывания писателя. Готовить презентацию о сюжетах и героях писателя. Читать и комментировать рассказ Делать выводы S идейно-художественном своеобразии рассказа. Уточнять значение отдельных слов и выражений.Письменно отвечать на вопрос о смысле финала рассказа.

Русская литература XX века

 

М. ГОРЬКИЙ

Рассказ «Челкаш»

Черты романтизма и реализма в рассказе. Своеобразие сюжета и композиции. Приём контраста. Челкаш и Гаврила как герои-антиподы. Роль пейзажа и портрета в рассказе. Смысл финала. Авторская позиция и способы её выражения.

3

Готовить рассказ о писателе на основе документальных материалов и воспоминаний современников. Читать и анализировать рассказ. Формулировать проблемные вопросы по тексту. Составлять план сопоставительной характеристики двух персонажей. Писать сочинение -эссе по афоризму.

 

А. А. Блок

Стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», «Россия»

Художественный мир поэзии Блока. Основные образы и настроение лирического героя стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...». Образ России и картина русской жизни в стихотворении «Россия».

2

Выразительно читать наизусть стихотворения. Делать выводы об особенностях художественного мира поэта. Отмечать тропы и поэтические фигуры в стихотворении. Рассуждать об идейно-эмоциональном содержании стихотворения. Обмениваться впечатлениями о прочитанном

 

М. А. Булгаков

Повесть «Собачье сердце»

Мифологические и литературные источники сюжета. Нравственно-философская и социальная проблематика повести. Тема «нового человека». Особенности художественного мира повести. Изображение реалий послереволюционной действительности и приемы фантастики. Символика имен, названий, художественных деталей. Образ профессора Преображенского. Символический смысл научного эксперимента. Образ Шарикова и «шариковщина» как социальное и моральное явление. Смысл названия повести. Приемы сатирического изображения.

5

Формулировать вопросы по статье учебника о писателе. Отвечать на вопросы. Использовать комментарии к повести в процессе её анализа. Составлять словарь имён, упоминаемых в произведении Работать со справочной литературой и Интернетом. Писать отзыв об экранизации повести

 

Практикум. Интерьер в литературном произведении

Обобщение сведений об интерьере как изображении закрытого от внешнего пространства жилища, внутреннего убранства помещения в эпических и драматических произведениях.интерьер как место действия, средство создания картины мира и образа персонажа. интерьер как средство авторского отношения

1

Отмечать особенности изображения интерьера в литературном произведении. Устно описывать интерьер.

         
 

А. Т. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два солдата»)

История создания поэмы. Особенности сюжета. Своеобразие жанра «книги про бойца». Лирическое и эпическое начала в произведении. Образ автора-повествователя. Изображение войны и человека на войне. Василий Теркин как воплощение русского национального характера. Соединение трагического и комического в поэме. Символичность бытовых ситуаций. Фольклорные традиции. Своеобразие языка поэмы. Сочетание разговорного стиля и афористичности.

3

Готовить устный рассказ о поэте. Подбирать иллюстративный материал к изучаемому произведению. Выразительно читать фрагменты поэмы.

 

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе

А. А.Сурков " Бьётся в тесной печурке огонь..."

Д. С. Самойлов.

«Сороковые».

В. С. Высоцкий

«Он не вернулся из боя».

В. Л. Кондратьев

«Сашка».

Жанровое многообразие произведений на военную тему. Проблематика произведений. Темы памяти и преемственности поколений.

Теория литературы. Проблематика. Жанр

4

Готовить презентацию по предложенной теме. Подбирать живописные и музыкальные иллюстрации к урокам. Выразительно читать стихотворения. Составлять план характеристики литературного пеонажа. Характеризовать нравственную проблематику произведений.

 

А. И. Солженицын Рассказ «Матрёнин двор»,

Историческая и биографическая основа рассказа. Изображение народной жизни. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе. Трагизм судьбы героини. Смысл названия. Притчевое начало и традиции житийной литературы.

3

Самостоятельно подбирать материал о жизни и творчестве писателя. Составлять хронологию жизни и творчества. Комментировать эпизоды рассказа. Объяснять роль детали в тексте. Характеризовать нравственную проблематику рассказа.

 

Практикум. Сочинение об образе социальной группы

Общее и индивидуальное в литературных персонажах, представляющих одну социальную группу. Черты социальной группы в отдельных персонажах. Собирательный образ в литературных произведениях. Подготовка развёрнутого плана сочинения об образах русских солдат в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» (или об образах русских крестьян в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»).

2

Приводить примеры собирательных образов и образов отдельных социальных групп в произведениях русской литературы. Готовить план рассказа об образе социальной группы в произведении.

Зарубежная литература XX века

 

Э. Хемингуэй

Повесть «Старик и море»

Изображение человека, оказавшегося в экстремальной ситуации. Образ старика Сантьяго. Особенности описания моря. Философская проблематика произведения. Смысл финала повести.

2

Подбирать высказывания писателя о жизни и судьбе человека. Читать и анализировать фрагменты повести. Подбирать иллюстрации к произведению. Составлять вопросы для анализа проблематики повести.

 

Практикум. Анализ жанрового своеобразия литературного произведения

Обобщение сведений о родах и жанрах литературы. Жанры и жанровые разновидности. Примерный план анализа жанрового своеобразия литературного произведения. Обнаружение признаков (и текстов) разных жанров в произведении (на материале классного и внеклассного чтения).

1

Определять жанр литературного произведения. Различать жанры эпические, лирические, драматические и лироэпические. Находить признаки разных жанров в литературном произведении. Рассуждать о жанровом своеобразии произведения.

 

Форма сонета в мировой литературе

Сонеты Данте Алигьери «В своих очах любовь она хранит...», Ф.Петрарки«Промчались дни мои быстрее лани...», Ш. Бодлера «Что можешь ты сказать, мой дух всегда ненастный...», В. Я. Брюсова «Сонет к форме», И. Ф. Анненского «Третий мучительный сонет»

История сонета как твёрдой стихотворной формы. Разновидности сонета («итальянский», «французский», «английский»). Универсальное содержание сонета. Строгость композиции. Способы рифмовки. Сонет в русской поэзии. Венок сонетов.

2

Выразительно читать стихотворения. Определять тему сонета. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения.

 

Литературные Пародии .

Козьмы Пруткова «Помещик и садовник», «Путник», «Современная русская песнь», рассказ А. П. Чехова «Летающие острова»

Пародия как комическое подражание художественному произведению. Бурлеска и травестия как два классических типа пародии. Элементы пародии в произведениях мировой классической литературы. Пародии на литературные жанры и жанровые разновидности.

3

Читать и комментировать пародии. Отмечать черты комического в тексте. Определять литературный источник пародии.

 

Итоговый урок

 

1

Осмыслять перспективы изучения литературы в следующем году. Знакомиться с рекомендациями книг для внеклассного чтения.


 


 


 


 


 


 


 


 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА " ЛИТЕРАТУРА"

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать

 образную природу словесного искусства;

 содержание изученных литературных произведений;

 основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

 изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

 воспринимать и анализировать художественный текст;

 выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

 определять род и жанр литературного произведения;

 выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

 характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

 сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

 выявлять авторскую позицию;

 выражать свое отношение к прочитанному;

 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

 владеть различными видами пересказа;

 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

 участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

 писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

 определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

 поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Учебно-методическое обеспечение

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

1. ФГОС Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Ф.Чертова 5-9 классы. Пособие для учителей

общеобразовательных учреждений М., «Просвещение», 2011

2.Учебник. «Литература 8 класс» (1ч. 2ч.) В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А. Ипполитова , " Просвещение" 2015 г.

Дополнительная литература

1. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2008г.

2. Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2004г.

3. Журнал «Литература в школе»

4. «Уроки литературы». Приложение к журналу «Литература в школе»

Образовательные электронные ресурсы:

3.Технические средства: мультимедиапроектор, компьютер.

4. Средства телекоммуникаций: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет:

http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по рус-кому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.

http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.

http://www.rusword.org/rus/index.php Мир слова русского. Этот сайт - для любознательных. Для тех, кто не утратил живого интереса к познанию прошлого, настоящего и будущего русского языка. Он посвящен русской филологии во всех ее ипостасях. Здесь можно найти большую коллекцию афоризмов и крылатых выражений выдающихся личностей всех времен и народов, полный текст Библии, статьи специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Предоставляется возможность обсудить спорные вопросы и высказать свою точку зрения на форуме. Для знатоков английского языка предлагается английское зеркало сайта, дополненное материалами по английской филологии.

http://pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm Пушкин. Электронная версия журнала «Нива» за 1899 г, посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В журнале рассказывается о жизни Пушкина, его значении для русской поэзии. Помимо этого имеются тексты некоторых произведений поэта и литографии.

http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.

http://www.geocities.com/Athens/Ithaca/3880/osn.html Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского. Сайт содержит биографию, библиографию и тексты большинства произведений писателя, цитаты из его произведений, иллюстрации к произведениям, критические статьи, материалы в помощь учителю литературы.

http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.

http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержа-ние обучения, литературное развитие читателя-школьника).

http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература". Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.

http://www.pisatel.org/old/ Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.

http://www.klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы. Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а так-же списки авторов по алфавиту и по хронологии.

http://www.bulgakov.ru/ Булгаковская энциклопедия. Электронная энциклопедия посвящена творчеству русского писателя, она собрала в себе наиболее интересные сведения о жизни и творчестве Булгакова. В энциклопедии можно найти разгадки тайн булгаковской биографии и произведений, познакомиться с прототипами персонажей, прочесть замысловатые шифры "Мастера и Маргариты, "Белой гвардии", "Собачьего сердца", "Роковых яиц", "Бега" и других произведений. Сайт создан по материалам книги Бориса Соколова "Булгаковская энциклопедия".

http://drevne.ru/lib/ Древнерусская литература. Образовательный портал представляет собой библиотеку древнерусских текстов, начиная с самых ран-них (до IX века) и заканчивая XVII веком. Представлены также классические и современные труды по исследованию древнерусской литературы. Для студентов - учебные пособия и материалы для подготовки к экзаменам.

http://www.philolog.ru/Филолог.ру. Сайт кафедры русской литературы Петрозаводского университета. Сайт предлагает научно подготовленные тексты русской классики, востребованной в университетском и школьном образовании.

http://www.denlen.da.ru/ Поговорим о русском... Проект Елены Долотовой, преподавателя русского языка и литературы для любителей русского языка. На сайте имеется архив рассылок, форум о русском языке и литературе, а также небольшая коллекция авторских методических материалов по русской литературе.

http://asa.my1.ru/ Сайт Акимовой С.А. или Филологический калейдоскоп содержит богатую аудиотеку и электронные авторские тесты и презентации.

http://www.proshkolu.ru/ Сайт для учителей содержит богатый материал по предмету: аудиокниги, презентации, конспекты уроков, видеофрагменты.

http://sv.ucoz.ru/ Сайт учителя русского языка и литературы Боровлевой С.В. содержит богатый материал по литературе: тренинги, видео, ауди- и др

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.