Рабочая программа по литературе, 9 класс, УМК: Курдюмова Т.Ф.

0
0
Материал опубликован 16 February 2016

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Литература

9

Т.Ф. Курдюмова

134

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования для 8-11 классов, составитель Т.Ф. Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев.

Изучение курса реализуется через УМК: учебник-хрестоматия «Литература. 9 класс» Т.Ф. Курдюмова; работа ведется по авторской программе Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей концентрической структуре современной школы. Планирование уроков литературы в 9 классе полностью охватывает все материалы, представленные в учебнике-хрестоматии. Программа направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе.

В программе раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров.

Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Задачи, которые решаются на уроках литературы в 9 классе:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствованию собственной устной и письменной речи.

Структура курса каждого из средних классов – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

В 9 классе дается представление об этапах развития русской литературы и ее шедеврах, а следовательно, окончательно формируются качественные характеристики, которые помогают оценить произведения искусства; предполагается более глубокое понимание классики, дается первое представление о литературных направлениях.

На уроках литературы в 9 классе реализуется региональный компонент основного общего образования по литературе, целью которого является обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова Дона и о Доне и на основе творческой деятельности формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей донского края, развитие читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений Дона и о Доне.

Примерная программа основного общего образования для 8-11 классов рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю.

По учебному плану школы на 2011-2012 учебный год на изучение литературы в 9 классе отведено 136 часов в год, 4 часа в неделю.

Моя рабочая программа рассчитана на 134 часа, 4 часа в неделю, потому что 2 часа в году выпадают на праздничные дни: 23 февраля, 8 марта.

24 часа отведено на изучение произведений регионального компонента, которые изучаются на протяжении всего учебного года.

Распределение часов рабочей программы по разделам:

п/п

Раздел программы

Количество часов

Способы отслеживания результатов обучения

1

Введение.

2

Древнерусская литература

Соч.№1 – 10, 13.09.11г

3

Литература 18 века

10ч

4

Литература 19 века

59ч

Соч.№2 – 11, 13.10.11г

Соч.№3 – 29.10, 08.11.11г

Соч.№4 – 22, 24.11.11г

Соч.№5 – 08, 09.12.11г

Тест №1 – 31.01.12г

5

Литература 20 века

32ч

Соч.№6 – 06, 07.04.12г

6

Литература 60-90-х г. 20 века

15ч

Тест №2 – 08.05.12г

7

Повторение

10ч

Тест №3 – 24.05.12г

Итого

134ч

Соч. – 6, тест -3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1ч)

Шедевры русской литературы.

Древнерусская литература (7ч)

«Задонщина» - памятник древнерусской литературы.

О древнерусской литературе.

«Слово о полку Игореве»: Подвиг Игоря. Плач Ярославны. Народ в «Слове…». Сочинение №1 по произведению «Слово о полку Игореве».

Литература 18 века (10ч)

О русской литературе 18 века. О русском классицизме.

М.В.Ломоносов: Прославление Родины, науки и просвещения в «Оде на день восшествия…» М.В.Ломоносова.

Г.Р.Державин, В.А.Жуковский: Сочетание начал классицизма и новаторских черт в лирике Г.Р.Державина. Прославление героизма казаков в лирике Г.Р.Державина, В.А.Жуковского.

«Недоросль» Д.И.Фонвизин: Сатирическая направленность комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Герои и события комедии «Недоросль». Тема воспитания в комедии «Недоросль». Классицизм в драматическом произведении Д.И.Фонвизина.

Н.М.Карамзин: Художественное повествование в «Истории государства Российского Н.М.Карамзина. Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями в повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина.

Литература 19 века (59ч)

А.С.Грибоедов: Личность и судьба А.С.Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума». Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства в комедии «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги, своеобразие конфликта в комедии. Герои и их судьбы в комедии «Горе от ума». Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума». Сочинение №2 по комедии «Горе от ума».

И.С.Никитин, А.Н.Майков: Изображение донской природы в лирике А.В.Кольцова, И.С.Никитина, А.Н.Майкова.

В.А.Жуковский: Элементы романтизма в балладе В.А.Жуковского «Светлана».

А.С.Пушкин: Жизнь и судьба А.С.Пушкина. Стихотворения Пушкина разных лет. История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция. Система образов романа. Сюжет. «Онегинская» строфа. Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин». Жизнь столицы и мир деревни в романе А.С.Пушкина. Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика образов. Сочинение №3 по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Донские критики о А.С.Пушкине: В.Л.Моложавенко «Донские были». Донские критики о А.С.Пушкине: И.А.Балашова «Пушкин в Ростове- на-Дону»…

М.Ю.Лермонтов: Светлые и грустные воспоминания детства в лирике М.Ю.Лермонтова. Раздумье поэта о счастье в лирике М.Ю.Лермонтова. Социально-психологический роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин в системе образов романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Трагедия жизни Печорина и его поколения в романе «Герой нашего времени». Сочинение №4 по произведению М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Н.В.Гоголь: Очерк жизни и творчества Н.В.Гоголя. Замысел и композиция поэмы «Мертвые души». Чичиков и чиновники в поэме. Чичиков и помещики в поэме. Приемы создания образа главного героя. Образ Чичикова в поэме «Мертвые души». «Живая Русь» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Сочинение №5 по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Ф.Д.Крюков: Станичный быт в повести Ф.Д.Крюкова «Казачка». Образ главной героини в изображении Ф.Д.Крюкова.

Ф.И.Тютчев: Лирика природы Ф.И.Тютчева.

Н.А.Некрасов: Своеобразие поэзии Н.А.Некрасова.

А.В.Туроверов, А.А.Леонов: Обращение к истории в лирике донских поэтов А.А.Леонова, А.В.Туроверова.

И.С.Тургенев: Краткая биография И.С.Тургенева. Идейный замысел повести «Первая любовь». Сюжет повести «Первая любовь» и ее герои. Нравственная проблематика повести И.С.Тургенева. Мастерство пейзажной живописи в повести И.С.Тургенева.

Г.Ф.Шолохов-Синявский: Мир детства в повести Г.Ф.Шолохова-Синявского «Казачья бурса».

Л.Н.Толстой: Творческий путь Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия писателя. Судьба Николеньки в повести «Юность». «Диалектика души» героев в повести. Донские критики о Л.Н.Толстом: А.А.Айрумян «На земле войска Донского».

А.П.Чехов: Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. Композиция и общая идея цикла «Маленькие трилогии». Сюжет и герои «Человека в футляре». Художественная деталь в повести «Человек в футляре». Юмор и сатира в повести «Человек в футляре». Тестовый контроль по творчеству А.П.Чехова. Донские критики о А.П.Чехове: В.Д.Седегов «Родной край в произведениях А.П.Чехова».

Литература 20 века (32ч)

О русской литературе 20 века.

И.А.Бунин: Основные мотивы лирики И.А.Бунина. Автобиографическая повесть И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева». Главный герой повести в изображении писателя. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля.

М.Горький: Автобиографическая трилогия М.Горького. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести – Алеша Пешков и его судьба. Смысл названия повести «Мои университеты».

В.Ф.Панова: Изображение послевоенного времени в повести В.Ф.Пановой «Сережа». Герой повести и его жизнь. Психологическая эволюция души главного героя в повести В.Ф.Пановой.

А.А.Блок: Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности в лирике А.А.Блока. Любовь к России, вера в ее будущее в стихах А.А.Блока.

А.А.Ахматова: Стихотворения о любви, о поэте и поэзии А.А.Ахматовой. Тема родной земли в лирике А.А.Ахматовой.

С.А.Есенин: Тема Родины в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа стиха Есенина.

Н.Н.Туроверов, Н.Н.Воробьев: Донская история в лирике Н.Н.Туроверова, Н.Н.Воробьева. Восприятие, истолкование, оценка стихов поэтов казачьего зарубежья.

В.В.Маяковский: Слово о В.В.Маяковском. Лирический герой стихотворений В.В.Маяковского.

М.А.Булгаков: Краткое описание творческого пути М.А.Булгакова. Чичиков и его окружение в изображении Булгакова.

М.А.Шолохов: Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по одноименной повести М.А.Шолохова). Андрей Соколов – образ простого стойкого русского человека. Проблема разрушенных семей в годы войны в повести «Судьба человека».

А.Т.Твардовский: Военная тема в лирике А.Т.Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой, эволюция его образа. Единство лирического и эпического в поэме. Сочинение №6 «Человек на войне» (на примере произведений М.А.Шолохова, А.Т.Твардовского).

А.И.Солженицын: Смысл названия рассказа А.И.Солженицына «Как жаль».

Русская литература 60-90-х годов 20 века (15ч)

В.М.Шукшин: Образы «чудиков» в рассказах В.М.Шукшина. Конфликт героя с бездушным миром в рассказе «Ванька Тепляшин».

В.П.Астафьев: Нравственные проблемы повести «Царь-рыба» В.П.Астафьева. Смысл противоборства человека и царь-рыбы в повести.

Н.А.Суханова: Смысл названия рассказа Н.А.Сухановой «Острый серп луны».

В.Г.Распутин: Гуманистический смысл повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии». Противопоставление жизненных принципов героев повести. Тема семьи: образы Марии и Кузьмы.

А.В.Вампилов: Особенности драматической интриги в драме А.В.Вампилова «Старший сын». Сложности человеческой судьбы в изображении А.В.Вампилова.

Москва и люди Москвы в лирике Б.Ш.Окуджавы.

Анализ стихотворений донских поэтов: В.С.Сидорова, Б.Н.Куликова

Социальные, нравственные, эстетические проблемы в лирике Е.А.Евтушенко.

Поэтическое изображение современников в лирике А.А.Вознесенского.

Тестовый контроль по теме «Русская литература 60-90-х годов 20 века».

Повторение (10ч)

А.В.Калинин: Великая Отечественная война в повести А.В.Калинина «Эхо войны». Изображение главных героев в повести. Проблема гуманизма в повести А.В.Калинина.

Повторение по теме «Древнерусская литература», «Литература 18 века». Повторение по теме «Литература 19 века». Повторение по теме «Литература 20 века». Тестовый контроль за курс 9 класса. Итоги года. Задание на лето.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ.

4 часа в неделю 134 часа в год

урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Сроки

Цели и задачи

Знания по теории литературы

Знания по стилистике

Основные виды деятельности

Способы отслеживания уровня движения знаний

1

Вводный урок. Шедевры русской литературы.

1

01.09.11г

Показать роль литературы в духовной жизни России. Дать понятие «шедевры русской литературы». Познакомить с содержанием программы по литературе.

Понятие о художественном произведении, художественном образе.

Особенности конспектирования, составление тезисов.

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА(7ч)

2-3

«Задонщина» - памятник древнерусской литературы.

2

02.09.11г

03.09.11г

Знакомство учащихся с древнерусской литературой. «Задонщина» - как памятник древнерусской литературы.

Углубление понятия повесть. Герои и обстоятельства, сюжет, композиция.

Партитура выразительного чтения, анализ текста.

Чтение и комментирование, анализ.

4-5

О древнерусской литературе. «Слово о полку Игореве».

2

06.09.11г

08.09.11г

Обзорная характеристика древнерусской литературы; история открытия «Слова…»

Продолжить работу над терминами: идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора.

Партитура выразительного чтения, закрепление понятий о простом и сложном планах.

Овладение монологической и диалогической речью в процессе работы на уроке

6

Подвиг Игоря. Плач Ярославны. Народ в «Слове…»

1

09.09.11г

Показать патриотизм русского народа в борьбе с половцами. Роль народа в борьбе за независимость.

Навыки анализа лирического произведения. Партитура выразительного чтения. Анализ текста. Умение находить авторскую позицию в изображении исторического героя в древнерусской литературе.

Владение речью в процессе работы (монолог и диалог, рассказ о герое).

7-8

Р.р. Сочинение №1 по произведению «Слово о полку Игореве».

2

10.09.11г

13.09.11г

Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям сочинения.

Составление плана изложения, самостоятельная работа учащихся.

Сочинение №1.

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА(10ч)

9

О русской литературе 18 века. О русском классицизме.

1

15.09.11г

Общие сведения о Ломоносове. Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения, системы жанров. Прославление Родины, мира, науки.

Жанр оды. Одический стиль и жанр. Силлабическое стихосложение. Просвещение в произведениях Ломоносова.

Навыки анализа лирического произведения. Партитура выразительного чтения. Анализ текста. Умение находить авторскую позицию в изображении исторического героя.

Владение речью в процессе работы (монолог и диалог, рассказ о герое).

10

Прославление Родины, науки и просвещения в «Оде на день восшествия…» М.В.Ломоносова.

1

16.09.11г

11

Сочетание начал классицизма и новаторских черт в лирике Г.Р.Державина.

1

17.09.11г

Познакомить с творчеством Г.Р.Державина. Державин в оценке деятелей русской культуры.

Познакомить с понятиями: максимализм, категоричность, изящество, будничность, экспрессия, пафос развенчания, псалом.

Партитура выразительного чтения, закрепление понятий о простом и сложном планах.

Овладение монологической и диалогической речью в процессе работы на уроке.

12

Прославление героизма казаков в лирике Г.Р.Державина, В.А.Жуковского.

1

20.09.11г

Продолжить знакомство с творчеством Г.Р.Державина, В.А.Жуковского.

Рифма, ритм, строфа, размер.

Навыки анализа лирического произведения.

Выразительное чтение, анализ стихов.

13

Сатирическая направленность комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

1

22.09.11г

Знакомство с героями, сюжетом и текстом комедии; Фонвизин –сатирик. Показать проблемы гражданственности; образование и воспитание в комедии.

классицизм в драматическом произведении.

Составление характеристики героев. Умение находить авторскую позицию в изображении исторического героя.

Овладение монологической и диалогической речью в процессе работы на уроке

14

Герои и события комедии «Недоросль».

1

23.09.11г

15

Тема воспитания в комедии «Недоросль».

1

24.09.11г

16

Классицизм в драматическом произведении Д.И.Фонвизина.

1

27.09.11г

17

Художественное повествование в «Истории государства Российского Н.М.Карамзина.

1

29.09.11г

Сообщить биографические данные о Карамзине. Журналист, писатель, филолог.

Духовный мир героев, обусловленность поведения героя обстоятельствами. Публицист, эпистолярный жанр.

Составление характеристики героев. Умение находить авторскую позицию в изображении исторического героя

Чтение и комментирование. Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов.

18

Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями в повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина.

1

30.09.11г

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (59ч)

19

Личность и судьба А.С.Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума».

1

01.10.11г

Продолжить знакомство с биографией и творчеством А.С.Грибоедова.

Углубить понятия о разносторонней одаренности, энциклопедизме, гениальности, оригинальности, цензурных искажениях.

Добиваться овладения всей партитурой выразительного чтения. Анализировать речь героя с точки зрения образности, синтаксиса словоупотребления.

Слушание, говорение, письмо. Выразительное чтение.

20

Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства в комедии «Горе от ума».

1

04.10.11г

Повторение по теме «Комедия классицизма». Анализ списка действующих лиц. Сюжет и герои первого действия комедии, язык комедии

Лексика, оценивающая стих комедии. Семантика фамилий. Консерватизм, прогресс, крепостничество

Навыки анализа произведения. Партитура выразительного чтения. Анализ текста. Умение находить авторскую позицию в изображении героя.

Чтение и комментирование. Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов. Анализ монологов. Обучение анализу эпизода-сцены.

21

Особенности развития комедийной интриги, своеобразие конфликта в комедии.

1

06.10.11г

22

Герои и их судьбы в комедии «Горе от ума».

1

07.10.11г

23

Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума».

1

08.10.11г

24-25

Р.р. Сочинение №2 по комедии «Горе от ума».

2

11.10.11г

13.10.11г

Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям сочинения.

Составление плана сочинения, подбор цитат, самостоятельная работа учащихся.

Сочинение №2

26

Изображение донской природы в лирике А.В.Кольцова, И.С.Никитина, А.Н.Майкова.

1

14.10.11г

Познакомить с творчеством поэтов, писавших о Доне. Развивать навык сопоставления стихов, выявления особенностей.

Средства художественной выразительности.

Партитура выразительного чтения, сопоставительная характеристика.

Выразительное чтение, анализ.

27

Элементы романтизма в балладе В.А.Жуковского «Светлана».

1

15.10.11г

Знакомство с жизнью и творчеством Жуковского. Баллада «Светлана».

Поработать над понятиями: иррациональное мышление, фольклорная основа, субъективизм.

Навыки анализа лирического произведения. Партитура выразительного чтения. Анализ текста. Умение находить авторскую позицию в изображении литературного героя.

Чтение и комментирование. Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов.

28

Жизнь и судьба А.С.Пушкина.

1

18.10.11г

Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Пушкина. Обучение анализу лирического стихотворения.

Восприятие, истолкование, оценка.

Навыки анализа лирического произведения. Партитура выразительного чтения.

Чтение и комментирование.

29

Стихотворения Пушкина разных лет.

1

20.10.11г

30

История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция.

1

21.10.11г

Познакомить с историей создания романа, замыслом и композицией.

Введение понятия «реализм», обзор содержания романа, знакомство с мнением критиков.

Знакомство с системой образов, особенности сюжета романа. Лирическое отступление, конфликт.

Обучение работе с опорной схемой.

31

Система образов романа. Сюжет. «Онегинская» строфа.

1

22.10.11г

Знакомство с системой образов, особенности сюжета романа.

Сюжет, композиция, конфликт. «Онегинская» строфа.

Обучение работе с опорной схемой.

32

Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин».

1

25.10.11г

Знакомство с системой образов, особенности сюжета романа.

Раскрытие духовного потенциала любовной лирики на примере образа Татьяны.

Дать представление о стилистике Пушкина. Значение стилистической окраски метафор.

Слушание, говорение, письмо. Выразительное чтение.

33

Жизнь столицы и мир деревни в романе А.С.Пушкина.

1

27.10.11г

Выборочное чтение отрывков, речь в которых идет о Москве.

Формировать свободное мышление на основе осмысления проблемы взаимоотношений природы и человека.

Слушание, говорение, письмо. Выразительное чтение.

34

Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика образов.

1

28.10.11г

Знакомство с системой образов. Образ Онегина, Ленского. Их сравнительная характеристика.

Составление сопоставительной таблицы характеров героев.

Обучение работе с опорной схемой. Чтение и комментирование. Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов.

35-36

Р.р. Сочинение №3 по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

2

29.10.11г

08.11.11г

Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям сочинения.

Составление плана сочинения, подбор цитат, самостоятельная работа учащихся.

Сочинение №3.

37

Донские критики о А.С.Пушкине: В.Л.Моложавенко «Донские были».

1

10.11.11г

Расширить знания учащихся о Пушкине и его эпохе.

Рассказ, малые жанры эпоса.

Особенности сюжета.

Работа с текстами, комментированное чтение, отзыв о прочитанном.

38

Донские критики о А.С.Пушкине: И.А.Балашова «Пушкин в Ростове- на-Дону»…

1

11.11.11г

39

Светлые и грустные воспоминания детства в лирике М.Ю.Лермонтова.

1

12.11.11г

Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта. Выявить сходство судьбы Лермонтова и Пушкина.

Расширение понятия о художественном своеобразии языка (ритм, рифма, стихотворение, строфа). Антитеза, лирический герой.

Партитура выразительного чтения. Отзыв о литературном произведении.

Самостоятельная работа по плану:

1. Стихотворение, которое произвело впечатление;

2. Его сюжет, ритм, размер;

3. Лирический герой, его мысли, чувства;

4. Какие чувства вызывают во мне эти строки.

40

Раздумье поэта о счастье в лирике М.Ю.Лермонтова.

1

15.11.11г

Обзор – осмысление Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова. Завершение темы в последних итоговых стихотворениях 1814г.

Выразительные средства языка. Патриотическое чувство Лермонтова.

Самостоятельная работа по плану:

1.стихотворение, которое произвело впечатление;

2. его сюжет, ритм, размер;

3. лирический герой: его мысли, чувства;

4. какие чувства вызывают во мне эти строки.

41

Социально-психологический роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

1

17.11.11г

Выяснить первоначальное восприятие учащимися романа. Проанализировать композиционное своеобразие.

Понятие сюжета, фабулы, психологический роман, реализм и романтизм в романе.

Выявление читательской позиции учащихся.

Вступительное слово учителя, работа с текстом, выборочное чтение.

42

Печорин в системе образов романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

1

18.11.11г

Обзор и обсуждение содержания романа.

Сюжет, фабула, композиция.

Выявление читательской позиции учащихся. Развитие навыков монологической речи.

Вступительное слово учителя. Работа с таблицей. Диспут на тему: Печорин герой своего времени.

43

Трагедия жизни Печорина и его поколения в романе «Герой нашего времени».

1

19.11.11г

Анализ части «Княжна Мэри». Сопоставление поступков, характеров героев этой повести с характером Печорина.

Сюжетная самодостаточность, кульминация, философская проблематика, символическое значение образа.

Обучение монологической речи и элементам анализа стиля автора.

Работа в группах, проверка восприятия текста, беседа.

44-45

Р.р. Сочинение №4 по произведению М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

2

22.11.11г

24.11.11г

Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям сочинения

Подбор цитат, составление плана сочинения.

Сочинение №4

46

Очерк жизни и творчества Н.В.Гоголя.

1

25.11.11г

Знакомство (обзорное) с жизнью и судьбой Гоголя; обобщение ранее изученного.

Биография, творчество.

Викторина по произведениям Н.В.Гоголя, изученным ранее.

47

Замысел и композиция поэмы «Мертвые души».

1

26.11.11г

Обзор содержания, история создания поэмы. Более подробное рассмотрение глав, рассказывающих о посещении Чичиковым помещиков.

Поэма, система образов.

Работа с текстом, сравнительная характеристика героев, выборочное чтение.

48

Чичиков и чиновники в поэме.

1

29.11.11г

49

Чичиков и помещики в поэме.

1

01.12.11г

50

Приемы создания образа главного героя.

1

02.12.11г

51

Образ Чичикова в поэме «Мертвые души».

1

03.12.11г

Знакомство с образом Чичикова. Особенности сюжета поэмы.

Деталь, портрет, одежда, манеры, речь, биография.

Дать представление о стилистике Гоголя.

Слушание, говорение, письмо, выразительное чтение.

52

«Живая Русь» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

1

06.12.11г

Проанализировать с учащимися авторскую трактовку образа Руси, данного в противопоставлении образам других персонажей поэмы.

Поэма, система образов.

Партитуры выразительного чтения. Отзыв о литературном произведении. Знакомство с системой образов, особенности сюжета поэмы.

Обучение аналитическому пересказу. Работа с опорной схемой.

53-54

Р.р. Сочинение №5 по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

2

08.12.11г

09.12.11г

Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям сочинения.

Составление плана сочинения, подбор цитат, самостоятельная работа учащихся.

Сочинение №5.

55

Станичный быт в повести Ф.Д.Крюкова «Казачка».

1

10.12.11г

Знакомство с творчеством Ф.Д.Крюкова. Тема любви в художественной литературе.

Характеристика литературного героя.

Партитура выразительного чтения, анализ художественного произведения.

Выразительное чтение, словарная работа, беседа по вопросам, работа с текстом.

56

Образ главной героини в изображении Ф.Д.Крюкова.

1

13.12.11г

57

Лирика природы Ф.И.Тютчева.

1

15.12.11г

Обзорное знакомство с биографией поэтов. Основные особенности поэтического языка каждого поэта.

Мироощущение, поэтический фрагмент, лирическая миниатюра, метафоричность, художественный мир, пафос.

Обучение сопоставительному анализу лирических произведений. Развитие навыков выразительного чтения.

Беседа, конкурс чтецов, сопоставительный анализ стихотворений, самостоятельная работа.

58

Своеобразие поэзии Н.А.Некрасова.

1

16.12.11г

59

Обращение к истории в лирике донских поэтов А.А.Леонова, А.В.Туроверова.

1

17.12.11г

Познакомить с творчеством донских поэтов – Леонова, Туроверова.

Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение.

Выразительное чтение, словарная работа.

60

Краткая биография И.С.Тургенева.

1

20.12.11г

Биография обзорно. Общая характеристика творчества.

Повесть.

Лекция, викторина, работа с фрагментами статьи о Тургеневе.

61

Идейный замысел повести «Первая любовь».

1

22.12.11г

Продолжить знакомство с творчеством И.С.Тургенева, раскрыть идейный замысел повести.

Лиризм, психологизм, герой-повествователь.

Стиль писателя.

Обучение аналитическому пересказу. Развитие навыков характеристики образа.

Беседа, работа с текстом, сочинение-миниатюра: «Понятны ли мысли и чувства главного героя повести сегодняшнему читателю?»

62

Сюжет повести «Первая любовь» и ее герои.

1

23.12.11г

63

Нравственная проблематика повести И.С.Тургенева.

1

24.12.11г

Акцентировать внимание учащихся на нравственной проблематике повести.

Повесть, идея произведения.

Совместная работа с текстом. Анализ эпизода. Работа в группах. Беседа.

64

Мастерство пейзажной живописи в повести И.С.Тургенева.

1

27.12.11г

Обучение навыкам анализа фрагментов текста. Роль пейзажа в художественном произведении.

Фрагмент, пейзаж

Обучение анализу текста.

Работа с текстом, выборочное чтение, аналитический пересказ.

65

Мир детства в повести Г.Ф.Шолохова-Синявского «Казачья бурса».

1

29.12.11г

Продолжить знакомство с прозой донских писателей. Способствовать навыкам анализа художественного произведения.

Проза, диалект.

Работа с текстом, художественный пересказ, анализ произведения.

66

Творческий путь Л.Н.Толстого.

1

30.12.11г

Обучение работу с учебником. Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений.

Диалектика души героя.

Чтение фрагментов и анализ главы. Закрепление навыков пересказа-анализа.

Работа со статьей, с фрагментами текста. Наблюдение над особенностями повествования.

Беседа, работа в группах, пересказ-анализ.

67

Автобиографическая трилогия писателя.

1

14.01.12г

Обучение аналитическому чтению.

68

Судьба Николеньки в повести «Юность».

1

17.01.12г

Работа над понятием «диалектика души».

Внутренний монолог, диалог, речевая характеристика.

Приемы психологического самоанализа героя. Обучение аналитическому чтению.

Беседа, конспектирование.

69

«Диалектика души» героев в повести.

1

19.01.12г

70

Донские критики о Л.Н.Толстом: А.А.Айрумян «На земле войска Донского».

1

20.01.12г

Расширить читательский кругозор учащихся. Прививать интерес к чтению прозаических произведений.

Рассказ, записки, композиция рассказа.

Работа с текстом, комментированное чтение, выборочное чтение.

71

Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика.

1

21.01.12г

Биография писателя. Эпоха «безвременья». Повторение. Художественное мастерство Чехова.

Эпоха «безвременья». Подтекст.

Рассказ учителя, беседа, конспектирование, анализ рассказов, работа с опорными тезисами.

72

Композиция и общая идея цикла «Маленькие трилогии».

1

24.01.12г

Выяснить философско-нравственную проблематику рассказов трилогии и авторское отношение к ней.

Трилогия, деталь, двуплановость повествования. Юмор и сатира.

Чтение фрагментов и анализ главы. Закрепление навыков пересказа-анализа

Лекция, беседа. Работа с текстом, творческая работа, работа в группах.

73

Сюжет и герои «Человека в футляре».

1

26.01.12г

74

Художественная деталь в повести «Человек в футляре».

1

27.01.12г

75

Юмор и сатира в повести «Человек в футляре».

1

28.01.12г

76

Тестовый контроль по творчеству А.П.Чехова.

1

31.01.12г

Проверить знания учащихся по жизни и творчеству А.П.Чехова.

Самостоятельная работа учащихся с тестами.

Тест №1

77

Донские критики о А.П.Чехове: В.Д.Седегов «Родной край в произведениях А.П.Чехова».

1

02.02.12г

Продолжить знакомство учащихся с творчеством донских писателей. Расширить знания учащихся о А.П.Чехове.

Идея произведения, композиция, сюжет.

Рассказ учителя, беседа, ответы на вопросы, выразительное чтение текста.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (32ч)

78

О русской литературе 20 века.

1

03.02.12г

Обучение конспектированию учебника; работа со словарем литературоведческих терминов.

Жанры, направления в литературе. Автобиографическая повесть.

Беседа, конспектирование, ответы на вопросы, выборочное чтение отдельных глав, комментирование.

79

Основные мотивы лирики И.А.Бунина.

1

04.02.12г

Знакомство с жизнью и творчеством автора. Обсуждение самостоятельно прочитанного произведения.

Роман, литературное направление.

Стилистическое мастерство.

Чтение фрагментов романа. Анализ эпизодов.

Аналитическая беседа, чтение и комментирование.

80

Автобиографическая повесть И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева».

1

07.02.12г

81

Главный герой повести в изображении писателя.

1

09.02.12г

82

Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля.

1

10.02.12г

83

Автобиографическая трилогия М.Горького. Главы из повести «Мои университеты».

1

11.02.12г

Обучение работе с учебником. Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений

Романтизм в литературе, трилогия, автобиографическая трилогия.

Чтение фрагментов и анализ главы. Закрепление навыков пересказа-анализа.

Работа с текстом, беседа, викторина, конспектирование.

84

Герой повести – Алеша Пешков и его судьба.

1

14.02.12г

85

Смысл названия повести «Мои университеты».

1

16.02.12г

86

Изображение послевоенного времени в повести В.Ф.Пановой «Сережа».

1

17.02.12г

Продолжить знакомство учащихся с прозой донских писателей. Развивать навык анализа художественного произведения.

Жанры эпоса, повесть.

Чтение и комментирование текста, ответы на вопросы.

87

Герой повести и его жизнь.

1

18.02.12г

88

Психологическая эволюция души главного героя в повести В.Ф.Пановой.

1

21.02.12г

89

Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности в лирике А.А.Блока.

1

24.02.12г

Знакомство со стихотворениями Блока. Своеобразие стихов. Образ Прекрасной Дамы и Родины в лирике поэта.

Символизм, мистика, трагизм, музыкальность, роковой, демонический.

Слово учителя, беседа, работа в группах.

90

Любовь к России, вера в ее будущее в стихах А.А.Блока.

1

25.02.12г

91

Стихотворения о любви, о поэте и поэзии А.А.Ахматовой.

1

28.02.12г

Знакомство с лирикой А.Ахматовой. краткий обзор биографии поэтессы

Средства художественной выразительности

Партитура выразительного чтения, анализ стихотворений.

Рассказ учителя. Беседа, выразительное чтение и анализ стихотворений.

92

Тема родной земли в лирике А.А.Ахматовой.

1

01.03.12г

93

Тема Родины в лирике С.А.Есенина.

1

02.03.12г

Познакомить с очерком жизни и творчества Есенина. Показать своеобразие его лирики.

Лиризм, исповедальность, образность, имажинизм.

Слово учителя, беседа, работа в группах, анализ стихотворений

94

Народно-песенная основа стиха Есенина.

1

03.03.12г

95

Донская история в лирике Н.Н.Туроверова, Н.Н.Воробьева.

1

06.03.12г

Развивать навык выразительного чтения, продолжить работу со средствами художественной выразительности языка.

Эпитет, метафора, сравнение, гипербола, олицетворение.

Выразительное чтение, анализ лирического произведения.

96

Восприятие, истолкование, оценка стихов поэтов казачьего зарубежья.

1

09.03.12г

97

Слово о В.В.Маяковском.

1

10.03.12г

Познакомить с очерком жизни и творчества Маяковского. Показать своеобразие его лирики.

Публицистичность, агитационность, лиризм.

Обучение сопоставительному анализу лирических произведений. Развитие навыков выразительного чтения

Слушание, говорение, письмо. Выразительное чтение. Характеристика образов. Средства раскрытия образов.

98

Лирический герой стихотворений В.В.Маяковского.

1

13.03.12г

99

Краткое описание творческого пути М.А.Булгакова.

1

15.03.12г

Работа со статьей учебника-хрестоматии.

Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литературе

Особенности конспектирования, составление тезисов.

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником.

100

Чичиков и его окружение в изображении Булгакова.

1

16.03.12г

101

Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по одноименной повести М.А.Шолохова).

1

17.03.12г

Раскрыть смысл названия. Особенности композиции, образы главных героев. Тема судьбы человека, искалеченного войной.

Гуманизм, стойкость, мужество, патриотизм.

Партитура выразительного чтения. Отзыв о литературном произведении. Знакомство с системой образов, особенности сюжета рассказа.

Обучение аналитическому пересказу. Работа с опорной схемой. Беседа учителя, обмен впечатлениями после прочтения рассказа.

102

Андрей Соколов – образ простого стойкого русского человека.

1

20.03.12г

103

Проблема разрушенных семей в годы войны в повести «Судьба человека».

1

22.03.12г

104

Военная тема в лирике А.Т.Твардовского.

1

23.03.12г

Раскрыть военную тему в лирике Твардовского.

Углубление понятия о лирике, лирическом герое. Выразительные средства языка. Сопричастность, общественный темперамент, гражданская позиция, духовное покаяние.

Партитура выразительного чтения. Отзыв о литературном произведении. Знакомство с системой образов, особенности сюжета поэмы.

Обучение аналитическому пересказу. Работа с опорной схемой. Беседа учителя, обмен впечатлениями после прочтения поэмы.

105

Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой, эволюция его образа.

1

03.04.12г

106

Единство лирического и эпического в поэме.

1

05.04.12г

107-108

Сочинение №6 «Человек на войне» (на примере произведений М.А.Шолохова, А.Т.Твардовского).

2

06.04.12г

07.04.12г

Составление плана сочинения, подбор цитат, самостоятельная работа учащихся.

Сочинение №6

109

Смысл названия рассказа А.И.Солженицына «Как жаль».

1

10.04.12г

Знакомство с жизнью и творчеством А.И.Солженицына.

Рассказ, система образов, средства раскрытия образов.

Партитура выразительного чтения, знакомство с системой образов. Краткий и подробный пересказ.

Обучение аналитическому пересказу. Беседа учителя, обмен впечатлениями после прочтения рассказа.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-90-х годов 20 века (15ч)

110

Образы «чудиков» в рассказах В.М.Шукшина.

1

12.04.12г

Раскрыть смысл названия. Особенности композиции, образы главных героев. Тема образов-«чудиков» в рассказах

Понятие о художественном произведении, художественном образе.

Особенности конспектирования, составление тезисов.

Беседа, отзыв о прочитанном, работа в группах, обмен впечатлениями после прочтения рассказа.

111

Конфликт героя с бездушным миром в рассказе «Ванька Тепляшин».

1

13.04.12г

112

Нравственные проблемы повести «Царь-рыба» В.П.Астафьева.

1

14.04.12г

Краткий рассказ о писателе и его творчестве.

Поработать над понятиями: воспитание, образование, добродетель, благонравие, ответственность, противоборство.

Партитура выразительного чтения, закрепление понятий о простом и сложном планах

113

Смысл противоборства человека и царь-рыбы в повести.

1

17.04.12г

114

Смысл названия рассказа Н.А.Сухановой «Острый серп луны».

1

19.04.12г

Расширять круг чтения учащихся, учить анализировать художественное произведение, понимать идею автора.

Идея, композиция, сюжет.

Выразительное чтение, художественный пересказ.

115

Гуманистический смысл повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии».

1

20.04.12г

Продолжить знакомство с творчеством Распутина – писателя, публициста, патриота российской земли. Показать противопоставление жизненных принципов персонажей.

Гуманизм, идея повести.

Навыки анализа художественного произведения. Партитура выразительного чтения. Анализ текста. Умение находить авторскую позицию в изображении исторического героя.

Владение речью в процессе работы (монолог и диалог, рассказ о герое).

116

Противопоставление жизненных принципов героев повести.

1

21.04.12г

117

Тема семьи: образы Марии и Кузьмы.

1

24.04.12г

118

Особенности драматической интриги в драме А.В.Вампилова «Старший сын».

1

26.04.12г

Показать особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения.

Восприятие, истолкование, оценка. Сюжет. Композиция. Интрига. Жизненная неудачливость.

Составление характеристики героев. Умение находить авторскую позицию в изображении исторического героя.

Овладение монологической и диалогической речью в процессе работы на уроке.

119

Сложности человеческой судьбы в изображении А.В.Вампилова.

1

27.04.12г

120

Москва и люди Москвы в лирике Б.Ш.Окуджавы.

1

28.04.12г

Знакомство с жизнью и творчеством автора.

Лирический герой, средства художественной выразительности языка.

Партитура выразительного чтения, анализ лирического произведения.

Сопоставительный анализ, выразительное чтение, самостоятельная работа.

121

Анализ стихотворений донских поэтов: В.С.Сидорова, Б.Н.Куликова.

1

03.05.12г

Развивать навык выразительного чтения стихов, навык анализа лирического произведения.

Лирический герой, характеристика героя, средства художественной выразительности языка.

Выразительное чтение, анализ.

122

Социальные, нравственные, эстетические проблемы в лирике Е.А.Евтушенко.

1

04.05.12г

Знакомство с творчеством Е.А.Евтушенко. самостоятельная работа по учебнику.

Лирический герой, средства художественной выразительности языка.

Партитура выразительного чтения, анализ лирического произведения.

Сопоставительный анализ, выразительное чтение, самостоятельная работа.

123

Поэтическое изображение современников в лирике А.А.Вознесенского.

1

05.05.12г

Знакомство с жизнью и творчеством А.Вознесенского. Самостоятельная работа по учебнику.

Лирический герой, средства художественной выразительности языка.

Партитура выразительного чтения, анализ лирического произведения.

Сопоставительный анализ, выразительное чтение, самостоятельная работа.

124

Тестовый контроль по теме «Русская литература 60-90-х годов 20 века».

1

08.05.12г

Проверить знания учащихся по теме.

Самостоятельная работа учащихся с тестами.

Тест №2

ПОВТОРЕНИЕ (10ч)

125

Великая Отечественная война в повести А.В.Калинина «Эхо войны».

1

10.05.12г

Продолжить знакомство учащихся с произведениями, посвященными ВОВ.

Гуманизм, стойкость, мужество, патриотизм.

Выразительное чтение, выборочный пересказ, анализ текста.

126

Изображение главных героев в повести.

1

11.05.12г

127

Проблема гуманизма в повести А.В.Калинина.

1

12.05.12г

128-129

Повторение по теме «Древнерусская литература», «Литература 18 века».

2

15.05.12г

17.05.12г

Повторить материал по теме, выявить и устранить пробелы в знаниях.

Шедевры русской литературы. Особенности древнерусской лит-ры, классицизм, сентиментализм.

Ответы на вопросы, выборочное чтение, обмен мнениями.

130-131

Повторение по теме «Литература 19 века».

2

18.05.12г

19.05.12г

Повторить материал по теме, выявить и устранить пробелы в знаниях.

Романтизм, реализм.

Ответы на вопросы, выборочное чтение, обмен мнениями.

132

Повторение по теме «Литература 20 века».

1

22.05.12г

Повторить материал по теме, выявить и устранить пробелы в знаниях.

Средства художественной выразительности языка.

Ответы на вопросы, выборочное чтение, обмен мнениями.

133

Тестовый контроль за курс 9 класса.

1

24.05.12г

Проверить знания учащихся за весь курс 9 класса.

Самостоятельная работа учащихся с тестами.

Тест №3

134

Итоги года. Задание на лето.

1

25.05.12г

Подведение итогов года. Выявление пробелов в знаниях.

Задание на лето.

Итого уроков – 134 Сочинение – 6 Тест – 3 Литература Дона - 24

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.