Рабочая программа по литературе, 9 класс, УМК: Курдюмова Т.Ф.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | Литература 9 Т.Ф. Курдюмова 134 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования для 8-11 классов, составитель Т.Ф. Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев.
Изучение курса реализуется через УМК: учебник-хрестоматия «Литература. 9 класс» Т.Ф. Курдюмова; работа ведется по авторской программе Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей концентрической структуре современной школы. Планирование уроков литературы в 9 классе полностью охватывает все материалы, представленные в учебнике-хрестоматии. Программа направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе.
В программе раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Задачи, которые решаются на уроках литературы в 9 классе:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствованию собственной устной и письменной речи.
Структура курса каждого из средних классов – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.
В 9 классе дается представление об этапах развития русской литературы и ее шедеврах, а следовательно, окончательно формируются качественные характеристики, которые помогают оценить произведения искусства; предполагается более глубокое понимание классики, дается первое представление о литературных направлениях.
На уроках литературы в 9 классе реализуется региональный компонент основного общего образования по литературе, целью которого является обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова Дона и о Доне и на основе творческой деятельности формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей донского края, развитие читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений Дона и о Доне.
Примерная программа основного общего образования для 8-11 классов рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю.
По учебному плану школы на 2011-2012 учебный год на изучение литературы в 9 классе отведено 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Моя рабочая программа рассчитана на 134 часа, 4 часа в неделю, потому что 2 часа в году выпадают на праздничные дни: 23 февраля, 8 марта.
24 часа отведено на изучение произведений регионального компонента, которые изучаются на протяжении всего учебного года.
Распределение часов рабочей программы по разделам:
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | Способы отслеживания результатов обучения |
1 | Введение. | 1ч | |
2 | Древнерусская литература | 7ч | Соч.№1 – 10, 13.09.11г |
3 | Литература 18 века | 10ч | |
4 | Литература 19 века | 59ч | Соч.№2 – 11, 13.10.11г Соч.№3 – 29.10, 08.11.11г Соч.№4 – 22, 24.11.11г Соч.№5 – 08, 09.12.11г Тест №1 – 31.01.12г |
5 | Литература 20 века | 32ч | Соч.№6 – 06, 07.04.12г |
6 | Литература 60-90-х г. 20 века | 15ч | Тест №2 – 08.05.12г |
7 | Повторение | 10ч | Тест №3 – 24.05.12г |
Итого | 134ч | Соч. – 6, тест -3 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1ч)
Шедевры русской литературы.
Древнерусская литература (7ч)
«Задонщина» - памятник древнерусской литературы.
О древнерусской литературе.
«Слово о полку Игореве»: Подвиг Игоря. Плач Ярославны. Народ в «Слове…». Сочинение №1 по произведению «Слово о полку Игореве».
Литература 18 века (10ч)
О русской литературе 18 века. О русском классицизме.
М.В.Ломоносов: Прославление Родины, науки и просвещения в «Оде на день восшествия…» М.В.Ломоносова.
Г.Р.Державин, В.А.Жуковский: Сочетание начал классицизма и новаторских черт в лирике Г.Р.Державина. Прославление героизма казаков в лирике Г.Р.Державина, В.А.Жуковского.
«Недоросль» Д.И.Фонвизин: Сатирическая направленность комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Герои и события комедии «Недоросль». Тема воспитания в комедии «Недоросль». Классицизм в драматическом произведении Д.И.Фонвизина.
Н.М.Карамзин: Художественное повествование в «Истории государства Российского Н.М.Карамзина. Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями в повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина.
Литература 19 века (59ч)
А.С.Грибоедов: Личность и судьба А.С.Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума». Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства в комедии «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги, своеобразие конфликта в комедии. Герои и их судьбы в комедии «Горе от ума». Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума». Сочинение №2 по комедии «Горе от ума».
И.С.Никитин, А.Н.Майков: Изображение донской природы в лирике А.В.Кольцова, И.С.Никитина, А.Н.Майкова.
В.А.Жуковский: Элементы романтизма в балладе В.А.Жуковского «Светлана».
А.С.Пушкин: Жизнь и судьба А.С.Пушкина. Стихотворения Пушкина разных лет. История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция. Система образов романа. Сюжет. «Онегинская» строфа. Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин». Жизнь столицы и мир деревни в романе А.С.Пушкина. Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика образов. Сочинение №3 по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Донские критики о А.С.Пушкине: В.Л.Моложавенко «Донские были». Донские критики о А.С.Пушкине: И.А.Балашова «Пушкин в Ростове- на-Дону»…
М.Ю.Лермонтов: Светлые и грустные воспоминания детства в лирике М.Ю.Лермонтова. Раздумье поэта о счастье в лирике М.Ю.Лермонтова. Социально-психологический роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин в системе образов романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Трагедия жизни Печорина и его поколения в романе «Герой нашего времени». Сочинение №4 по произведению М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Н.В.Гоголь: Очерк жизни и творчества Н.В.Гоголя. Замысел и композиция поэмы «Мертвые души». Чичиков и чиновники в поэме. Чичиков и помещики в поэме. Приемы создания образа главного героя. Образ Чичикова в поэме «Мертвые души». «Живая Русь» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Сочинение №5 по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Ф.Д.Крюков: Станичный быт в повести Ф.Д.Крюкова «Казачка». Образ главной героини в изображении Ф.Д.Крюкова.
Ф.И.Тютчев: Лирика природы Ф.И.Тютчева.
Н.А.Некрасов: Своеобразие поэзии Н.А.Некрасова.
А.В.Туроверов, А.А.Леонов: Обращение к истории в лирике донских поэтов А.А.Леонова, А.В.Туроверова.
И.С.Тургенев: Краткая биография И.С.Тургенева. Идейный замысел повести «Первая любовь». Сюжет повести «Первая любовь» и ее герои. Нравственная проблематика повести И.С.Тургенева. Мастерство пейзажной живописи в повести И.С.Тургенева.
Г.Ф.Шолохов-Синявский: Мир детства в повести Г.Ф.Шолохова-Синявского «Казачья бурса».
Л.Н.Толстой: Творческий путь Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия писателя. Судьба Николеньки в повести «Юность». «Диалектика души» героев в повести. Донские критики о Л.Н.Толстом: А.А.Айрумян «На земле войска Донского».
А.П.Чехов: Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. Композиция и общая идея цикла «Маленькие трилогии». Сюжет и герои «Человека в футляре». Художественная деталь в повести «Человек в футляре». Юмор и сатира в повести «Человек в футляре». Тестовый контроль по творчеству А.П.Чехова. Донские критики о А.П.Чехове: В.Д.Седегов «Родной край в произведениях А.П.Чехова».
Литература 20 века (32ч)
О русской литературе 20 века.
И.А.Бунин: Основные мотивы лирики И.А.Бунина. Автобиографическая повесть И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева». Главный герой повести в изображении писателя. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля.
М.Горький: Автобиографическая трилогия М.Горького. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести – Алеша Пешков и его судьба. Смысл названия повести «Мои университеты».
В.Ф.Панова: Изображение послевоенного времени в повести В.Ф.Пановой «Сережа». Герой повести и его жизнь. Психологическая эволюция души главного героя в повести В.Ф.Пановой.
А.А.Блок: Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности в лирике А.А.Блока. Любовь к России, вера в ее будущее в стихах А.А.Блока.
А.А.Ахматова: Стихотворения о любви, о поэте и поэзии А.А.Ахматовой. Тема родной земли в лирике А.А.Ахматовой.
С.А.Есенин: Тема Родины в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа стиха Есенина.
Н.Н.Туроверов, Н.Н.Воробьев: Донская история в лирике Н.Н.Туроверова, Н.Н.Воробьева. Восприятие, истолкование, оценка стихов поэтов казачьего зарубежья.
В.В.Маяковский: Слово о В.В.Маяковском. Лирический герой стихотворений В.В.Маяковского.
М.А.Булгаков: Краткое описание творческого пути М.А.Булгакова. Чичиков и его окружение в изображении Булгакова.
М.А.Шолохов: Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по одноименной повести М.А.Шолохова). Андрей Соколов – образ простого стойкого русского человека. Проблема разрушенных семей в годы войны в повести «Судьба человека».
А.Т.Твардовский: Военная тема в лирике А.Т.Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой, эволюция его образа. Единство лирического и эпического в поэме. Сочинение №6 «Человек на войне» (на примере произведений М.А.Шолохова, А.Т.Твардовского).
А.И.Солженицын: Смысл названия рассказа А.И.Солженицына «Как жаль».
Русская литература 60-90-х годов 20 века (15ч)
В.М.Шукшин: Образы «чудиков» в рассказах В.М.Шукшина. Конфликт героя с бездушным миром в рассказе «Ванька Тепляшин».
В.П.Астафьев: Нравственные проблемы повести «Царь-рыба» В.П.Астафьева. Смысл противоборства человека и царь-рыбы в повести.
Н.А.Суханова: Смысл названия рассказа Н.А.Сухановой «Острый серп луны».
В.Г.Распутин: Гуманистический смысл повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии». Противопоставление жизненных принципов героев повести. Тема семьи: образы Марии и Кузьмы.
А.В.Вампилов: Особенности драматической интриги в драме А.В.Вампилова «Старший сын». Сложности человеческой судьбы в изображении А.В.Вампилова.
Москва и люди Москвы в лирике Б.Ш.Окуджавы.
Анализ стихотворений донских поэтов: В.С.Сидорова, Б.Н.Куликова
Социальные, нравственные, эстетические проблемы в лирике Е.А.Евтушенко.
Поэтическое изображение современников в лирике А.А.Вознесенского.
Тестовый контроль по теме «Русская литература 60-90-х годов 20 века».
Повторение (10ч)
А.В.Калинин: Великая Отечественная война в повести А.В.Калинина «Эхо войны». Изображение главных героев в повести. Проблема гуманизма в повести А.В.Калинина.
Повторение по теме «Древнерусская литература», «Литература 18 века». Повторение по теме «Литература 19 века». Повторение по теме «Литература 20 века». Тестовый контроль за курс 9 класса. Итоги года. Задание на лето.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ.
4 часа в неделю 134 часа в год
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Сроки | Цели и задачи | Знания по теории литературы | Знания по стилистике | Основные виды деятельности | Способы отслеживания уровня движения знаний |
1 | Вводный урок. Шедевры русской литературы. | 1 | 01.09.11г | Показать роль литературы в духовной жизни России. Дать понятие «шедевры русской литературы». Познакомить с содержанием программы по литературе. | Понятие о художественном произведении, художественном образе. | Особенности конспектирования, составление тезисов. | Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником. | |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА(7ч) | ||||||||
2-3 | «Задонщина» - памятник древнерусской литературы. | 2 | 02.09.11г 03.09.11г | Знакомство учащихся с древнерусской литературой. «Задонщина» - как памятник древнерусской литературы. | Углубление понятия повесть. Герои и обстоятельства, сюжет, композиция. | Партитура выразительного чтения, анализ текста. | Чтение и комментирование, анализ. | |
4-5 | О древнерусской литературе. «Слово о полку Игореве». | 2 | 06.09.11г 08.09.11г | Обзорная характеристика древнерусской литературы; история открытия «Слова…» | Продолжить работу над терминами: идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора. | Партитура выразительного чтения, закрепление понятий о простом и сложном планах. | Овладение монологической и диалогической речью в процессе работы на уроке | |
6 | Подвиг Игоря. Плач Ярославны. Народ в «Слове…» | 1 | 09.09.11г | Показать патриотизм русского народа в борьбе с половцами. Роль народа в борьбе за независимость. | Навыки анализа лирического произведения. Партитура выразительного чтения. Анализ текста. Умение находить авторскую позицию в изображении исторического героя в древнерусской литературе. | Владение речью в процессе работы (монолог и диалог, рассказ о герое). | ||
7-8 | Р.р. Сочинение №1 по произведению «Слово о полку Игореве». | 2 | 10.09.11г 13.09.11г | Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям сочинения. | Составление плана изложения, самостоятельная работа учащихся. | Сочинение №1. | ||
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА(10ч) | ||||||||
9 | О русской литературе 18 века. О русском классицизме. | 1 | 15.09.11г | Общие сведения о Ломоносове. Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения, системы жанров. Прославление Родины, мира, науки. | Жанр оды. Одический стиль и жанр. Силлабическое стихосложение. Просвещение в произведениях Ломоносова. | Навыки анализа лирического произведения. Партитура выразительного чтения. Анализ текста. Умение находить авторскую позицию в изображении исторического героя. | Владение речью в процессе работы (монолог и диалог, рассказ о герое). | |
10 | Прославление Родины, науки и просвещения в «Оде на день восшествия…» М.В.Ломоносова. | 1 | 16.09.11г | |||||
11 | Сочетание начал классицизма и новаторских черт в лирике Г.Р.Державина. | 1 | 17.09.11г | Познакомить с творчеством Г.Р.Державина. Державин в оценке деятелей русской культуры. | Познакомить с понятиями: максимализм, категоричность, изящество, будничность, экспрессия, пафос развенчания, псалом. | Партитура выразительного чтения, закрепление понятий о простом и сложном планах. | Овладение монологической и диалогической речью в процессе работы на уроке. | |
12 | Прославление героизма казаков в лирике Г.Р.Державина, В.А.Жуковского. | 1 | 20.09.11г | Продолжить знакомство с творчеством Г.Р.Державина, В.А.Жуковского. | Рифма, ритм, строфа, размер. | Навыки анализа лирического произведения. | Выразительное чтение, анализ стихов. | |
13 | Сатирическая направленность комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». | 1 | 22.09.11г | Знакомство с героями, сюжетом и текстом комедии; Фонвизин –сатирик. Показать проблемы гражданственности; образование и воспитание в комедии. | классицизм в драматическом произведении. | Составление характеристики героев. Умение находить авторскую позицию в изображении исторического героя. | Овладение монологической и диалогической речью в процессе работы на уроке | |
14 | Герои и события комедии «Недоросль». | 1 | 23.09.11г | |||||
15 | Тема воспитания в комедии «Недоросль». | 1 | 24.09.11г | |||||
16 | Классицизм в драматическом произведении Д.И.Фонвизина. | 1 | 27.09.11г | |||||
17 | Художественное повествование в «Истории государства Российского Н.М.Карамзина. | 1 | 29.09.11г | Сообщить биографические данные о Карамзине. Журналист, писатель, филолог. | Духовный мир героев, обусловленность поведения героя обстоятельствами. Публицист, эпистолярный жанр. | Составление характеристики героев. Умение находить авторскую позицию в изображении исторического героя | Чтение и комментирование. Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов. | |
18 | Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями в повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина. | 1 | 30.09.11г | |||||
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (59ч) | ||||||||
19 | Личность и судьба А.С.Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума». | 1 | 01.10.11г | Продолжить знакомство с биографией и творчеством А.С.Грибоедова. | Углубить понятия о разносторонней одаренности, энциклопедизме, гениальности, оригинальности, цензурных искажениях. | Добиваться овладения всей партитурой выразительного чтения. Анализировать речь героя с точки зрения образности, синтаксиса словоупотребления. | Слушание, говорение, письмо. Выразительное чтение. | |
20 | Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства в комедии «Горе от ума». | 1 | 04.10.11г | Повторение по теме «Комедия классицизма». Анализ списка действующих лиц. Сюжет и герои первого действия комедии, язык комедии | Лексика, оценивающая стих комедии. Семантика фамилий. Консерватизм, прогресс, крепостничество | Навыки анализа произведения. Партитура выразительного чтения. Анализ текста. Умение находить авторскую позицию в изображении героя. | Чтение и комментирование. Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов. Анализ монологов. Обучение анализу эпизода-сцены. | |
21 | Особенности развития комедийной интриги, своеобразие конфликта в комедии. | 1 | 06.10.11г | |||||
22 | Герои и их судьбы в комедии «Горе от ума». | 1 | 07.10.11г | |||||
23 | Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума». | 1 | 08.10.11г | |||||
24-25 | Р.р. Сочинение №2 по комедии «Горе от ума». | 2 | 11.10.11г 13.10.11г | Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям сочинения. | Составление плана сочинения, подбор цитат, самостоятельная работа учащихся. | Сочинение №2 | ||
26 | Изображение донской природы в лирике А.В.Кольцова, И.С.Никитина, А.Н.Майкова. | 1 | 14.10.11г | Познакомить с творчеством поэтов, писавших о Доне. Развивать навык сопоставления стихов, выявления особенностей. | Средства художественной выразительности. | Партитура выразительного чтения, сопоставительная характеристика. | Выразительное чтение, анализ. | |
27 | Элементы романтизма в балладе В.А.Жуковского «Светлана». | 1 | 15.10.11г | Знакомство с жизнью и творчеством Жуковского. Баллада «Светлана». | Поработать над понятиями: иррациональное мышление, фольклорная основа, субъективизм. | Навыки анализа лирического произведения. Партитура выразительного чтения. Анализ текста. Умение находить авторскую позицию в изображении литературного героя. | Чтение и комментирование. Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов. | |
28 | Жизнь и судьба А.С.Пушкина. | 1 | 18.10.11г | Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Пушкина. Обучение анализу лирического стихотворения. | Восприятие, истолкование, оценка. | Навыки анализа лирического произведения. Партитура выразительного чтения. | Чтение и комментирование. | |
29 | Стихотворения Пушкина разных лет. | 1 | 20.10.11г | |||||
30 | История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция. | 1 | 21.10.11г | Познакомить с историей создания романа, замыслом и композицией. | Введение понятия «реализм», обзор содержания романа, знакомство с мнением критиков. | Знакомство с системой образов, особенности сюжета романа. Лирическое отступление, конфликт. | Обучение работе с опорной схемой. | |
31 | Система образов романа. Сюжет. «Онегинская» строфа. | 1 | 22.10.11г | Знакомство с системой образов, особенности сюжета романа. | Сюжет, композиция, конфликт. «Онегинская» строфа. | Обучение работе с опорной схемой. | ||
32 | Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин». | 1 | 25.10.11г | Знакомство с системой образов, особенности сюжета романа. | Раскрытие духовного потенциала любовной лирики на примере образа Татьяны. | Дать представление о стилистике Пушкина. Значение стилистической окраски метафор. | Слушание, говорение, письмо. Выразительное чтение. | |
33 | Жизнь столицы и мир деревни в романе А.С.Пушкина. | 1 | 27.10.11г | Выборочное чтение отрывков, речь в которых идет о Москве. | Формировать свободное мышление на основе осмысления проблемы взаимоотношений природы и человека. | Слушание, говорение, письмо. Выразительное чтение. | ||
34 | Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика образов. | 1 | 28.10.11г | Знакомство с системой образов. Образ Онегина, Ленского. Их сравнительная характеристика. | Составление сопоставительной таблицы характеров героев. | Обучение работе с опорной схемой. Чтение и комментирование. Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов. | ||
35-36 | Р.р. Сочинение №3 по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | 2 | 29.10.11г 08.11.11г | Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям сочинения. | Составление плана сочинения, подбор цитат, самостоятельная работа учащихся. | Сочинение №3. | ||
37 | Донские критики о А.С.Пушкине: В.Л.Моложавенко «Донские были». | 1 | 10.11.11г | Расширить знания учащихся о Пушкине и его эпохе. | Рассказ, малые жанры эпоса. | Особенности сюжета. | Работа с текстами, комментированное чтение, отзыв о прочитанном. | |
38 | Донские критики о А.С.Пушкине: И.А.Балашова «Пушкин в Ростове- на-Дону»… | 1 | 11.11.11г | |||||
39 | Светлые и грустные воспоминания детства в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 | 12.11.11г | Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта. Выявить сходство судьбы Лермонтова и Пушкина. | Расширение понятия о художественном своеобразии языка (ритм, рифма, стихотворение, строфа). Антитеза, лирический герой. | Партитура выразительного чтения. Отзыв о литературном произведении. | Самостоятельная работа по плану: 1. Стихотворение, которое произвело впечатление; 2. Его сюжет, ритм, размер; 3. Лирический герой, его мысли, чувства; 4. Какие чувства вызывают во мне эти строки. | |
40 | Раздумье поэта о счастье в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 | 15.11.11г | Обзор – осмысление Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова. Завершение темы в последних итоговых стихотворениях 1814г. | Выразительные средства языка. Патриотическое чувство Лермонтова. | Самостоятельная работа по плану: 1.стихотворение, которое произвело впечатление; 2. его сюжет, ритм, размер; 3. лирический герой: его мысли, чувства; 4. какие чувства вызывают во мне эти строки. | ||
41 | Социально-психологический роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 | 17.11.11г | Выяснить первоначальное восприятие учащимися романа. Проанализировать композиционное своеобразие. | Понятие сюжета, фабулы, психологический роман, реализм и романтизм в романе. | Выявление читательской позиции учащихся. | Вступительное слово учителя, работа с текстом, выборочное чтение. | |
42 | Печорин в системе образов романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 | 18.11.11г | Обзор и обсуждение содержания романа. | Сюжет, фабула, композиция. | Выявление читательской позиции учащихся. Развитие навыков монологической речи. | Вступительное слово учителя. Работа с таблицей. Диспут на тему: Печорин герой своего времени. | |
43 | Трагедия жизни Печорина и его поколения в романе «Герой нашего времени». | 1 | 19.11.11г | Анализ части «Княжна Мэри». Сопоставление поступков, характеров героев этой повести с характером Печорина. | Сюжетная самодостаточность, кульминация, философская проблематика, символическое значение образа. | Обучение монологической речи и элементам анализа стиля автора. | Работа в группах, проверка восприятия текста, беседа. | |
44-45 | Р.р. Сочинение №4 по произведению М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». | 2 | 22.11.11г 24.11.11г | Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям сочинения | Подбор цитат, составление плана сочинения. | Сочинение №4 | ||
46 | Очерк жизни и творчества Н.В.Гоголя. | 1 | 25.11.11г | Знакомство (обзорное) с жизнью и судьбой Гоголя; обобщение ранее изученного. | Биография, творчество. | Викторина по произведениям Н.В.Гоголя, изученным ранее. | ||
47 | Замысел и композиция поэмы «Мертвые души». | 1 | 26.11.11г | Обзор содержания, история создания поэмы. Более подробное рассмотрение глав, рассказывающих о посещении Чичиковым помещиков. | Поэма, система образов. | Работа с текстом, сравнительная характеристика героев, выборочное чтение. | ||
48 | Чичиков и чиновники в поэме. | 1 | 29.11.11г | |||||
49 | Чичиков и помещики в поэме. | 1 | 01.12.11г | |||||
50 | Приемы создания образа главного героя. | 1 | 02.12.11г | |||||
51 | Образ Чичикова в поэме «Мертвые души». | 1 | 03.12.11г | Знакомство с образом Чичикова. Особенности сюжета поэмы. | Деталь, портрет, одежда, манеры, речь, биография. | Дать представление о стилистике Гоголя. | Слушание, говорение, письмо, выразительное чтение. | |
52 | «Живая Русь» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». | 1 | 06.12.11г | Проанализировать с учащимися авторскую трактовку образа Руси, данного в противопоставлении образам других персонажей поэмы. | Поэма, система образов. | Партитуры выразительного чтения. Отзыв о литературном произведении. Знакомство с системой образов, особенности сюжета поэмы. | Обучение аналитическому пересказу. Работа с опорной схемой. | |
53-54 | Р.р. Сочинение №5 по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». | 2 | 08.12.11г 09.12.11г | Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям сочинения. | Составление плана сочинения, подбор цитат, самостоятельная работа учащихся. | Сочинение №5. | ||
55 | Станичный быт в повести Ф.Д.Крюкова «Казачка». | 1 | 10.12.11г | Знакомство с творчеством Ф.Д.Крюкова. Тема любви в художественной литературе. | Характеристика литературного героя. | Партитура выразительного чтения, анализ художественного произведения. | Выразительное чтение, словарная работа, беседа по вопросам, работа с текстом. | |
56 | Образ главной героини в изображении Ф.Д.Крюкова. | 1 | 13.12.11г | |||||
57 | Лирика природы Ф.И.Тютчева. | 1 | 15.12.11г | Обзорное знакомство с биографией поэтов. Основные особенности поэтического языка каждого поэта. | Мироощущение, поэтический фрагмент, лирическая миниатюра, метафоричность, художественный мир, пафос. | Обучение сопоставительному анализу лирических произведений. Развитие навыков выразительного чтения. | Беседа, конкурс чтецов, сопоставительный анализ стихотворений, самостоятельная работа. | |
58 | Своеобразие поэзии Н.А.Некрасова. | 1 | 16.12.11г | |||||
59 | Обращение к истории в лирике донских поэтов А.А.Леонова, А.В.Туроверова. | 1 | 17.12.11г | Познакомить с творчеством донских поэтов – Леонова, Туроверова. | Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение. | Выразительное чтение, словарная работа. | ||
60 | Краткая биография И.С.Тургенева. | 1 | 20.12.11г | Биография обзорно. Общая характеристика творчества. | Повесть. | Лекция, викторина, работа с фрагментами статьи о Тургеневе. | ||
61 | Идейный замысел повести «Первая любовь». | 1 | 22.12.11г | Продолжить знакомство с творчеством И.С.Тургенева, раскрыть идейный замысел повести. | Лиризм, психологизм, герой-повествователь. Стиль писателя. | Обучение аналитическому пересказу. Развитие навыков характеристики образа. | Беседа, работа с текстом, сочинение-миниатюра: «Понятны ли мысли и чувства главного героя повести сегодняшнему читателю?» | |
62 | Сюжет повести «Первая любовь» и ее герои. | 1 | 23.12.11г | |||||
63 | Нравственная проблематика повести И.С.Тургенева. | 1 | 24.12.11г | Акцентировать внимание учащихся на нравственной проблематике повести. | Повесть, идея произведения. | Совместная работа с текстом. Анализ эпизода. Работа в группах. Беседа. | ||
64 | Мастерство пейзажной живописи в повести И.С.Тургенева. | 1 | 27.12.11г | Обучение навыкам анализа фрагментов текста. Роль пейзажа в художественном произведении. | Фрагмент, пейзаж | Обучение анализу текста. | Работа с текстом, выборочное чтение, аналитический пересказ. | |
65 | Мир детства в повести Г.Ф.Шолохова-Синявского «Казачья бурса». | 1 | 29.12.11г | Продолжить знакомство с прозой донских писателей. Способствовать навыкам анализа художественного произведения. | Проза, диалект. | Работа с текстом, художественный пересказ, анализ произведения. | ||
66 | Творческий путь Л.Н.Толстого. | 1 | 30.12.11г | Обучение работу с учебником. Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений. | Диалектика души героя. | Чтение фрагментов и анализ главы. Закрепление навыков пересказа-анализа. | Работа со статьей, с фрагментами текста. Наблюдение над особенностями повествования. Беседа, работа в группах, пересказ-анализ. | |
67 | Автобиографическая трилогия писателя. | 1 | 14.01.12г | Обучение аналитическому чтению. | ||||
68 | Судьба Николеньки в повести «Юность». | 1 | 17.01.12г | Работа над понятием «диалектика души». | Внутренний монолог, диалог, речевая характеристика. | Приемы психологического самоанализа героя. Обучение аналитическому чтению. | Беседа, конспектирование. | |
69 | «Диалектика души» героев в повести. | 1 | 19.01.12г | |||||
70 | Донские критики о Л.Н.Толстом: А.А.Айрумян «На земле войска Донского». | 1 | 20.01.12г | Расширить читательский кругозор учащихся. Прививать интерес к чтению прозаических произведений. | Рассказ, записки, композиция рассказа. | Работа с текстом, комментированное чтение, выборочное чтение. | ||
71 | Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. | 1 | 21.01.12г | Биография писателя. Эпоха «безвременья». Повторение. Художественное мастерство Чехова. | Эпоха «безвременья». Подтекст. | Рассказ учителя, беседа, конспектирование, анализ рассказов, работа с опорными тезисами. | ||
72 | Композиция и общая идея цикла «Маленькие трилогии». | 1 | 24.01.12г | Выяснить философско-нравственную проблематику рассказов трилогии и авторское отношение к ней. | Трилогия, деталь, двуплановость повествования. Юмор и сатира. | Чтение фрагментов и анализ главы. Закрепление навыков пересказа-анализа | Лекция, беседа. Работа с текстом, творческая работа, работа в группах. | |
73 | Сюжет и герои «Человека в футляре». | 1 | 26.01.12г | |||||
74 | Художественная деталь в повести «Человек в футляре». | 1 | 27.01.12г | |||||
75 | Юмор и сатира в повести «Человек в футляре». | 1 | 28.01.12г | |||||
76 | Тестовый контроль по творчеству А.П.Чехова. | 1 | 31.01.12г | Проверить знания учащихся по жизни и творчеству А.П.Чехова. | Самостоятельная работа учащихся с тестами. | Тест №1 | ||
77 | Донские критики о А.П.Чехове: В.Д.Седегов «Родной край в произведениях А.П.Чехова». | 1 | 02.02.12г | Продолжить знакомство учащихся с творчеством донских писателей. Расширить знания учащихся о А.П.Чехове. | Идея произведения, композиция, сюжет. | Рассказ учителя, беседа, ответы на вопросы, выразительное чтение текста. | ||
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (32ч) | ||||||||
78 | О русской литературе 20 века. | 1 | 03.02.12г | Обучение конспектированию учебника; работа со словарем литературоведческих терминов. | Жанры, направления в литературе. Автобиографическая повесть. | Беседа, конспектирование, ответы на вопросы, выборочное чтение отдельных глав, комментирование. | ||
79 | Основные мотивы лирики И.А.Бунина. | 1 | 04.02.12г | Знакомство с жизнью и творчеством автора. Обсуждение самостоятельно прочитанного произведения. | Роман, литературное направление. Стилистическое мастерство. | Чтение фрагментов романа. Анализ эпизодов. | Аналитическая беседа, чтение и комментирование. | |
80 | Автобиографическая повесть И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева». | 1 | 07.02.12г | |||||
81 | Главный герой повести в изображении писателя. | 1 | 09.02.12г | |||||
82 | Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля. | 1 | 10.02.12г | |||||
83 | Автобиографическая трилогия М.Горького. Главы из повести «Мои университеты». | 1 | 11.02.12г | Обучение работе с учебником. Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений | Романтизм в литературе, трилогия, автобиографическая трилогия. | Чтение фрагментов и анализ главы. Закрепление навыков пересказа-анализа. | Работа с текстом, беседа, викторина, конспектирование. | |
84 | Герой повести – Алеша Пешков и его судьба. | 1 | 14.02.12г | |||||
85 | Смысл названия повести «Мои университеты». | 1 | 16.02.12г | |||||
86 | Изображение послевоенного времени в повести В.Ф.Пановой «Сережа». | 1 | 17.02.12г | Продолжить знакомство учащихся с прозой донских писателей. Развивать навык анализа художественного произведения. | Жанры эпоса, повесть. | Чтение и комментирование текста, ответы на вопросы. | ||
87 | Герой повести и его жизнь. | 1 | 18.02.12г | |||||
88 | Психологическая эволюция души главного героя в повести В.Ф.Пановой. | 1 | 21.02.12г | |||||
89 | Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности в лирике А.А.Блока. | 1 | 24.02.12г | Знакомство со стихотворениями Блока. Своеобразие стихов. Образ Прекрасной Дамы и Родины в лирике поэта. | Символизм, мистика, трагизм, музыкальность, роковой, демонический. | Слово учителя, беседа, работа в группах. | ||
90 | Любовь к России, вера в ее будущее в стихах А.А.Блока. | 1 | 25.02.12г | |||||
91 | Стихотворения о любви, о поэте и поэзии А.А.Ахматовой. | 1 | 28.02.12г | Знакомство с лирикой А.Ахматовой. краткий обзор биографии поэтессы | Средства художественной выразительности | Партитура выразительного чтения, анализ стихотворений. | Рассказ учителя. Беседа, выразительное чтение и анализ стихотворений. | |
92 | Тема родной земли в лирике А.А.Ахматовой. | 1 | 01.03.12г | |||||
93 | Тема Родины в лирике С.А.Есенина. | 1 | 02.03.12г | Познакомить с очерком жизни и творчества Есенина. Показать своеобразие его лирики. | Лиризм, исповедальность, образность, имажинизм. | Слово учителя, беседа, работа в группах, анализ стихотворений | ||
94 | Народно-песенная основа стиха Есенина. | 1 | 03.03.12г | |||||
95 | Донская история в лирике Н.Н.Туроверова, Н.Н.Воробьева. | 1 | 06.03.12г | Развивать навык выразительного чтения, продолжить работу со средствами художественной выразительности языка. | Эпитет, метафора, сравнение, гипербола, олицетворение. | Выразительное чтение, анализ лирического произведения. | ||
96 | Восприятие, истолкование, оценка стихов поэтов казачьего зарубежья. | 1 | 09.03.12г | |||||
97 | Слово о В.В.Маяковском. | 1 | 10.03.12г | Познакомить с очерком жизни и творчества Маяковского. Показать своеобразие его лирики. | Публицистичность, агитационность, лиризм. | Обучение сопоставительному анализу лирических произведений. Развитие навыков выразительного чтения | Слушание, говорение, письмо. Выразительное чтение. Характеристика образов. Средства раскрытия образов. | |
98 | Лирический герой стихотворений В.В.Маяковского. | 1 | 13.03.12г | |||||
99 | Краткое описание творческого пути М.А.Булгакова. | 1 | 15.03.12г | Работа со статьей учебника-хрестоматии. | Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литературе | Особенности конспектирования, составление тезисов. | Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником. | |
100 | Чичиков и его окружение в изображении Булгакова. | 1 | 16.03.12г | |||||
101 | Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по одноименной повести М.А.Шолохова). | 1 | 17.03.12г | Раскрыть смысл названия. Особенности композиции, образы главных героев. Тема судьбы человека, искалеченного войной. | Гуманизм, стойкость, мужество, патриотизм. | Партитура выразительного чтения. Отзыв о литературном произведении. Знакомство с системой образов, особенности сюжета рассказа. | Обучение аналитическому пересказу. Работа с опорной схемой. Беседа учителя, обмен впечатлениями после прочтения рассказа. | |
102 | Андрей Соколов – образ простого стойкого русского человека. | 1 | 20.03.12г | |||||
103 | Проблема разрушенных семей в годы войны в повести «Судьба человека». | 1 | 22.03.12г | |||||
104 | Военная тема в лирике А.Т.Твардовского. | 1 | 23.03.12г | Раскрыть военную тему в лирике Твардовского. | Углубление понятия о лирике, лирическом герое. Выразительные средства языка. Сопричастность, общественный темперамент, гражданская позиция, духовное покаяние. | Партитура выразительного чтения. Отзыв о литературном произведении. Знакомство с системой образов, особенности сюжета поэмы. | Обучение аналитическому пересказу. Работа с опорной схемой. Беседа учителя, обмен впечатлениями после прочтения поэмы. | |
105 | Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой, эволюция его образа. | 1 | 03.04.12г | |||||
106 | Единство лирического и эпического в поэме. | 1 | 05.04.12г | |||||
107-108 | Сочинение №6 «Человек на войне» (на примере произведений М.А.Шолохова, А.Т.Твардовского). | 2 | 06.04.12г 07.04.12г | Составление плана сочинения, подбор цитат, самостоятельная работа учащихся. | Сочинение №6 | |||
109 | Смысл названия рассказа А.И.Солженицына «Как жаль». | 1 | 10.04.12г | Знакомство с жизнью и творчеством А.И.Солженицына. | Рассказ, система образов, средства раскрытия образов. | Партитура выразительного чтения, знакомство с системой образов. Краткий и подробный пересказ. | Обучение аналитическому пересказу. Беседа учителя, обмен впечатлениями после прочтения рассказа. | |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-90-х годов 20 века (15ч) | ||||||||
110 | Образы «чудиков» в рассказах В.М.Шукшина. | 1 | 12.04.12г | Раскрыть смысл названия. Особенности композиции, образы главных героев. Тема образов-«чудиков» в рассказах | Понятие о художественном произведении, художественном образе. | Особенности конспектирования, составление тезисов. | Беседа, отзыв о прочитанном, работа в группах, обмен впечатлениями после прочтения рассказа. | |
111 | Конфликт героя с бездушным миром в рассказе «Ванька Тепляшин». | 1 | 13.04.12г | |||||
112 | Нравственные проблемы повести «Царь-рыба» В.П.Астафьева. | 1 | 14.04.12г | Краткий рассказ о писателе и его творчестве. | Поработать над понятиями: воспитание, образование, добродетель, благонравие, ответственность, противоборство. | Партитура выразительного чтения, закрепление понятий о простом и сложном планах | ||
113 | Смысл противоборства человека и царь-рыбы в повести. | 1 | 17.04.12г | |||||
114 | Смысл названия рассказа Н.А.Сухановой «Острый серп луны». | 1 | 19.04.12г | Расширять круг чтения учащихся, учить анализировать художественное произведение, понимать идею автора. | Идея, композиция, сюжет. | Выразительное чтение, художественный пересказ. | ||
115 | Гуманистический смысл повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии». | 1 | 20.04.12г | Продолжить знакомство с творчеством Распутина – писателя, публициста, патриота российской земли. Показать противопоставление жизненных принципов персонажей. | Гуманизм, идея повести. | Навыки анализа художественного произведения. Партитура выразительного чтения. Анализ текста. Умение находить авторскую позицию в изображении исторического героя. | Владение речью в процессе работы (монолог и диалог, рассказ о герое). | |
116 | Противопоставление жизненных принципов героев повести. | 1 | 21.04.12г | |||||
117 | Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. | 1 | 24.04.12г | |||||
118 | Особенности драматической интриги в драме А.В.Вампилова «Старший сын». | 1 | 26.04.12г | Показать особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. | Восприятие, истолкование, оценка. Сюжет. Композиция. Интрига. Жизненная неудачливость. | Составление характеристики героев. Умение находить авторскую позицию в изображении исторического героя. | Овладение монологической и диалогической речью в процессе работы на уроке. | |
119 | Сложности человеческой судьбы в изображении А.В.Вампилова. | 1 | 27.04.12г | |||||
120 | Москва и люди Москвы в лирике Б.Ш.Окуджавы. | 1 | 28.04.12г | Знакомство с жизнью и творчеством автора. | Лирический герой, средства художественной выразительности языка. | Партитура выразительного чтения, анализ лирического произведения. | Сопоставительный анализ, выразительное чтение, самостоятельная работа. | |
121 | Анализ стихотворений донских поэтов: В.С.Сидорова, Б.Н.Куликова. | 1 | 03.05.12г | Развивать навык выразительного чтения стихов, навык анализа лирического произведения. | Лирический герой, характеристика героя, средства художественной выразительности языка. | Выразительное чтение, анализ. | ||
122 | Социальные, нравственные, эстетические проблемы в лирике Е.А.Евтушенко. | 1 | 04.05.12г | Знакомство с творчеством Е.А.Евтушенко. самостоятельная работа по учебнику. | Лирический герой, средства художественной выразительности языка. | Партитура выразительного чтения, анализ лирического произведения. | Сопоставительный анализ, выразительное чтение, самостоятельная работа. | |
123 | Поэтическое изображение современников в лирике А.А.Вознесенского. | 1 | 05.05.12г | Знакомство с жизнью и творчеством А.Вознесенского. Самостоятельная работа по учебнику. | Лирический герой, средства художественной выразительности языка. | Партитура выразительного чтения, анализ лирического произведения. | Сопоставительный анализ, выразительное чтение, самостоятельная работа. | |
124 | Тестовый контроль по теме «Русская литература 60-90-х годов 20 века». | 1 | 08.05.12г | Проверить знания учащихся по теме. | Самостоятельная работа учащихся с тестами. | Тест №2 | ||
ПОВТОРЕНИЕ (10ч) | ||||||||
125 | Великая Отечественная война в повести А.В.Калинина «Эхо войны». | 1 | 10.05.12г | Продолжить знакомство учащихся с произведениями, посвященными ВОВ. | Гуманизм, стойкость, мужество, патриотизм. | Выразительное чтение, выборочный пересказ, анализ текста. | ||
126 | Изображение главных героев в повести. | 1 | 11.05.12г | |||||
127 | Проблема гуманизма в повести А.В.Калинина. | 1 | 12.05.12г | |||||
128-129 | Повторение по теме «Древнерусская литература», «Литература 18 века». | 2 | 15.05.12г 17.05.12г | Повторить материал по теме, выявить и устранить пробелы в знаниях. | Шедевры русской литературы. Особенности древнерусской лит-ры, классицизм, сентиментализм. | Ответы на вопросы, выборочное чтение, обмен мнениями. | ||
130-131 | Повторение по теме «Литература 19 века». | 2 | 18.05.12г 19.05.12г | Повторить материал по теме, выявить и устранить пробелы в знаниях. | Романтизм, реализм. | Ответы на вопросы, выборочное чтение, обмен мнениями. | ||
132 | Повторение по теме «Литература 20 века». | 1 | 22.05.12г | Повторить материал по теме, выявить и устранить пробелы в знаниях. | Средства художественной выразительности языка. | Ответы на вопросы, выборочное чтение, обмен мнениями. | ||
133 | Тестовый контроль за курс 9 класса. | 1 | 24.05.12г | Проверить знания учащихся за весь курс 9 класса. | Самостоятельная работа учащихся с тестами. | Тест №3 | ||
134 | Итоги года. Задание на лето. | 1 | 25.05.12г | Подведение итогов года. Выявление пробелов в знаниях. | Задание на лето. |
Итого уроков – 134 Сочинение – 6 Тест – 3 Литература Дона - 24